план мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах охране их жизни и здоровья
Методические рекомендации по разработке Плана мероприятий по обеспечению безопасности на водных объектах в зимнем периоде на территории субъекта РФ
Методические рекомендации по разработке Плана мероприятий по обеспечению безопасности на водных объектах в зимнем периоде на территории субъекта РФ
3.1 Общие положения
План мероприятий по обеспечению безопасности на водных объектах в зимнем периоде на территории субъекта РФ разрабатывается в целях снижения рисков возникновения ЧС на водных объектах в зимнем периоде, а также для информационной поддержки работы оперативных дежурных смен единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС).
План мероприятий по обеспечению безопасности на водных объектах в зимнем периоде на территории субъекта РФ (далее План) предусматривает объем, сроки и порядок выполнения мероприятий РСЧС по предупреждению и снижению последствий ЧС на водных объектах в зимнем периоде, при угрозе их возникновения, а также по защите населения, материальных и культурных ценностей, проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ при их возникновении, а также определяет привлекаемые для этого силы и средства.
План разрабатывается в тесном взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями, с учетом требований федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, руководящих документов МЧС России и других министерств и ведомств Российской Федерации.
Практическая разработка Плана заключается в детальном прогнозировании возможной обстановки, которая может сложиться при угрозе или возникновении ЧС на водных объектах в зимнем периоде, оценке разрушений, потерь и выработке решения на ликвидацию последствий.
План отрабатывается на электронных и бумажных носителях и состоит из карты, пояснительной записки. План подписывается Начальником Главного управления МЧС России, согласовывается с Главой администрации субъекта РФ (Председателем КЧС и ОПБ) и утверждается Начальником регионального центра МЧС России до 15 декабря. Кроме того, пояснительная записка к Плану согласовывается с руководителями территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, принимавшие непосредственное участие в составлении плана, либо курирующих вопросы обеспечения безопасности на водных объектах в зимнем периоде отраженных в Плане.
Общее руководство и контроль за разработкой Плана осуществляет Начальник Главного управления МЧС России.
Электронный вид Плана закладывается в оперативно-дежурную смену главного управления, регионального центра, а так же направляется в Национальный центр управления в кризисных ситуациях. Так же План предоставляется территориальным органам федеральным органам исполнительной, органам исполнительной власти субъекта РФ по запросу их стороны.
Корректировка задач и мероприятий согласно Плану осуществляется в ходе практического его применения при ликвидации ЧС на водных объектах в зимнем периоде.
3.2 Карта Плана мероприятий по обеспечению безопасности на водных объектах в зимний период
на территории субъекта РФ
Карта Плана (масштаб карты должен обеспечивать отображение всех планируемых мероприятий на территории субъекта РФ) должна отвечать требованиям наглядности, полноты (достоверности).
Наглядность карты обеспечивается ясным и четким отображением обстановки с выделением ее главных элементов, что достигается правильным применением условных знаков, правильным расположением служебных и пояснительных надписей, четким изображением фактического положения сил и средств и предполагаемого характера их действий.
Полнота нанесенной обстановки на карту определяется объемом сведений, необходимых для управления силами и средствами ликвидации ЧС. Точность (достоверность) нанесенной обстановки на карту достигается ее соответствием действительному положению различных формирований сил и средств ликвидации ЧС на местности и реальным последствиям воздействия источников ЧС.
Гриф карты определяют в установленном порядке.
При оформлении карты необходимо выполнять следующие требования:
Промежуток между буквами (цифрами) в слове равен толщине буквы (цифры).
Все надписи располагать параллельно нижнему (верхнему) обрезу карты; буквы и цифры писать без связок, сообразуя их размер с масштабом карты; надписи могут быть сделаны на свободном месте карты со стрелкой к условному знаку.
Карты в готовом виде должны иметь прямоугольную форму (размер 180х220), окаймлены по периметру багетом. При этом координатная сетка должна быть сохранена.
Отработанные карты в сложенном виде должны иметь размеры, равные стандартному листу А-4.
В правом верхнем углу на оборотной стороне карты наклеивается титульный лист с необходимыми реквизитами.
На карту наносится(Приложение №1):
краткие выводы из оценки обстановки;
граница субъекта РФ;
границы муниципальных районов (наименования);
органы управления, силы и средства МЧС России и взаимодействующих органов РСЧС ( в т.ч. ГМ СКЦ, ОБВУ);
наименование и бассейны основных рек с указанием толщины льда (по среднемноголетним наблюдениям);
места базирования судов на воздушной подушке;
места размещения ледокольного флота;
гидропосты измерения толщины ледового покрова;
районы возможного отрыва припая прибрежного льда;
склады материально-технического обеспечения (местоположение, номенклатура запасов);
аэродромы (наименование), аэропорты, вертолетные площадки;
зонирование территории по этапам становления льда на водных объектах с указанием начала и конца этапов;
районы (участки) космического мониторинга;
станции приема космической информации;
районы Крайнего Севера и местности приравненные к ним;
зимники, в т.ч. по проходящим водным объектам;
места массового выхода людей на лед;
участки снегодождевых паводков;
участки нагонно-сгонных явлений;
участки зажорных и заторных явлений;
северный морской путь;
гидроэлектростанции представляющую угрозу в зимний период;
участки рек на которых проходит навигация в зимний период;
районы размещения морских буровых платформ;
другие вопросы организации мероприятий по обеспечению безопасности на водных объектах в зимний период исходя из особенностей территории
Кроме того, на карте Плана в табличной форме отражается следующая информация:
сведения по рискам возникновения ЧС на водных объектах в зимний период;
расчет сил и средств функциональных и территориальных подсистем РСЧС;
резерв финансовых и материальных средств.
Карта Плана подписывается Начальником главного управления МЧС России по субъекту РФ, согласовывается с Главой администрации субъекта РФ, и утверждается Начальником регионального центра МЧС России.
3.3. Пояснительная записка к Плану мероприятий на водных объектах в зимнем периоде на территории субъекта РФ.
3.3.1 Требования к пояснительной записке.
3.3.2 Структура и содержание пояснительной записки
Прогноз ледовой обстановки
Прогноз развития ледовой обстановки на территории субъекта РФ проводится на основе долгосрочных прогнозов Росгидромета и ВЦМП «Антистихия». Прогноз включает в Себя
1. Общая характеристика водных объектов на территории федерального округа.
2. Метеорологический прогноз в осенне-зимний период на территории федерального округа.
2.1 Температура воздуха.
2.2 Количество и вид осадков.
3. Продолжительность осенних ледовых явлений и образования ледостава на основных водных объектах субъекта РФ. Толщина льда на водных объектах, прогноз дрейфа льда и участки (районы) возможного отрыва (разрушения ) припая.
4. Прогноз заторно-зажорных и нагонно-сгонных явлений, снегодождевых паводков, наледообразования, возможностей отрывая припая прибрежного льда и количествов осенне-зимний период противопаводковых дамб;
5. Прогноз вскрытия льда и очищения водных объектов на территории федерального округа.
В соответствии с прогнозом делаются выводы. В выводах указывается:
возможная обстановка на водных объектах в зимний период на территории Российской Федерации;
организация мониторинга водных объектов (на каких водных объектах и по каким показателям);
количество планируемых зарегистрированных ледовых переправ;
количество мест массового выхода людей на лед;
количество оборудованных зимников, из них количество зимников проходящим по водным объектам;
количество участков снегодождевых паводков;
количество участков нагонно-сгонных явлений;
количество участков зажорных и заторных явлений;
количество участков наледообразования;
количество участков возможного отрыва припая прибрежного льда;
количество противопаводковых дамб;
сведения о создании топливно-энергетических ресурсов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Кроме того проводится прогноз развития чрезвычайных ситуаций на объектах речного, морского транспорта, плавучих нефтяных платформах, зимниках, в местах массового выхода людей на лед, ледовых переправах, незамерзающих водохранилищ ГЭС. Отражаются вопросы обеспечения безопасности в местах зимнего туризма, привлечения ледокольного флота, вопросы обеспечения зимней навигации.
Выводы из прогноза оформляются на карте, а так же в табличном виде (Приложение №2).
В примечании указываются другие необходимые данные, не вошедшие в таблицу.
Организация планирования и проведение превентивных мероприятий по предупреждению ЧС на водных объектах
на территории субъекта РФ
Состав мероприятий, направленных на обеспечение безопасности на водных объектах в зимний период формируется в соответствии с перечнем рисков возникновения ЧС, прогнозируемых на водных объектах Российской Федерации с октября по апрель месяц.
Перечень рисков возникновения источников ЧС на водных объектах в зимний период включает в себя:
снегодождевые паводки – наблюдаются на реках Южного и Северо-Кавказского ФО, наибольшая повторяемость в Краснодарском крае;
нагонно-сгонные явления. Наблюдаются в Северо-Западном (октябрь-ноябрь побережье Балтийского моря), в Южном (ноябрь – побережье Каспийского моря) и Дальневосточном ФО (ноябрь –побережье Берингова и Охотского морей). Сгонные явления – наблюдаются в Южном ФО (Ростовская область – Таганрогский залив Азовского моря и устье Дона при восточном и северо-восточном ветрах);
зажорные и заторные явления – характерны для рек бассейнов юга Тихоокеанского побережья, юга западной Сибири, Северо-Запада Европейской территории России;
наледеобразование – наблюдается на реках юга Сибирского ФО, наибольшая повторяемость отмечается на территории Республик Тыва и Бурятия;
отрыв припая прибрежного льда – максимальная степень риска в Северо-Западном и Дальневосточном ФО в феврале-марте;
провалы людей и техники под лед водоемов – наибольшее количество мест массового выхода людей и техники на лед выявлено на территории Уральского, Приволжского, Северо-Западного, Центрального, Южного ФО;
опасность ЧС, обусловленных разрушением санкционированных ледовых переправ.
опасность ЧС обусловленная разрушением противопаводковых дамб;
опасность маловодья рек в результате перемерзания – Северо-Западный ФО, Приволжский ФО, Сибирский ФО (Западная Сибирь, Забайкалье и на севере округа). Уральский ФО;
срыв завоза топлива и продовольствия в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, который производится по зимникам и ледовым переправам. (Дальневосточном ФО, Сибирский ФО, Северо-Западный ФО, Уральский ФО);
затопление населенных пунктов и объектов экономики при заполнении водохранилищ (Чебоксарская, Богучанская ГЭС, Дальневосточном ФО, Сибирский ФО, Приволжский ФО);
нарушение судоходства по Северному Морскому пути – (Северо-Западный ФО, Сибирский ФО, Уральский ФО, Дальневосточный ФО);
нарушение судоходства на участках зимней навигации;
ЧС на морских буровых нефтяных платформах (Северо-Западный ФО, Южный ФО);
другие риски в зависимости от особенностей территории.
Так же, при планировании мероприятий учитывается прогноз опасных и неблагоприятных гидрометеорологических явлений.
Планирование мероприятий по обеспечению безопасности на водных объектах в зимний период проводятся с привлечением территориальных и функциональных подсистем РСЧС: Минприроды, Минсельхоза, Минтранса, Минобороны, Росводоресурсов и других заинтересованных органов.
Кроме проведения практических работ состав мероприятий должен включать в себя:
организацию работы по разработке и утверждению организационно-планирующих документов;
создание межведомственной рабочей группы с включением представителей федеральных органов управления функциональных подсистем РСЧС и взаимодействующих организаций осуществляющих проведение мероприятий по обеспечению безопасности на водных объектах в зимний период;
порядок ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций.
Порядок ликвидации возможных ЧС должен обеспечивать полное и эффективное использование возможности сил и средств РСЧС, наращивания усилий в ходе ликвидации возможной ЧС, ликвидацию ЧС в максимально короткие сроки.
Ликвидация ЧС может проводиться поэтапно:
проведение экстренных мер по защите населения, спасению пострадавших и подготовке группировок сил и средств к ликвидации ЧС;
проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ группировками сил и средств;
завершение аварийно-спасательных работ, передача функций управления местным органам власти.
Состав группировки сил РСЧС
Состав сил и средств РСЧС, привлекаемый для проведения мероприятий по смягчению рисков на водных объектах в зимнем периоде на территории субъекта Российской Федерации, определяется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794. К силам и средствам относятся специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные или выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах.
Расчет сил и средств проводится исходя из прогнозируемых рисков возникновения ЧС на водных объектах в зимний период.
К силам и средствам, учитываемым при формировании группировок для организации безопасности на водных объектах в зимний период необходимо относить:
1) Силы и средства, привлекаемые при ликвидации последствий снегодождевых паводков;
2) Силы и средства, привлекаемые для обеспечения безопасности при нагонно-сгонных явлениях;
3) Силы и средства, привлекаемые для обеспечения безопасности при зажорных и заторных явлениях;
4) Силы и средства, привлекаемые для обеспечения безопасности при наледеобразованиях;
5) Силы и средства, привлекаемые для обеспечения безопасности при отрывах припая прибрежного льда;
6) Силы и средства, привлекаемые для оборудования, содержания и обслуживания ледовых переправ;
7) Силы и средства прикрытия участков массового выхода людей на лед;
8) Силы и средства, привлекаемые для обеспечения безопасности и функционирования зимников и обеспечения завоза топлива и продовольствия в районы Крайнего севера и приравненных к ним территорий;
9) Силы и средства, привлекаемые для обеспечения безопасности ЧС обусловленной разрушением противопаводковых дамб;
10) Силы и средства привлекаемые к обеспечению безопасного судоходства по Северному Морскому пути;
11) Силы и средства обеспечения безопасности на морских нефтяных платформах;
12) Силы и средства, привлекаемые при ликвидации аварийных ситуаций на ГЭС;
13) Силы и средства, привлекаемые для обеспечения безопасности туристической деятельности;
14) Силы и средства, привлекаемые для обеспечения безопасности зимней навигации.
В расчет сил и средств включаются: оперативные группы МЧС России (регионального центра, главного управления МЧС России по субъекту РФ, местного гарнизона пожарной охраны); администрации субъекта РФ или администрации муниципального образования; министерств (федеральных агентств из состава министерств) и ведомств (Росводоресурсов, Росгидромета, Минтранса, Минэнерго, а также других министерств и ведомств).
Расчет сил и средств РСЧС включает в себя два раздела:
Результаты расчета отражаются в пояснительной записке по каждому виду риска отдельно, а так же в обобщенном виде заносятся в таблицу (Приложение №3).
Для планирования мероприятий работы оперативных групп на территории субъекта РФ, изготавливается План на картографической основе (Приложение №4). Карта выполняется на подложке Субъекта с указанием границ и наименований муниципальных районов. Цветом поднимаются водные артерии субъекта РФ, где планируется проведение превентивных мероприятий с указанием ледового покрытия. В соответствии с условными обозначениями на карте наносятся места проведения превентивных мероприятий и таблица с информацией о спланированных ОГ. На картографической основе, в рамках границы районов, наносятся флажки ОГ с указанием спланированного числа их работы.
Для контроля мероприятий, к проверке или выполнению которых привлекаются оперативные группы, заполняется План привлечения оперативных групп на территории Федерального округа (Приложение №5), мероприятия планируются в соответствии с Планом-графиком работы ОГ на территории федерального округа (Приложение №5.1).
Если планируется применение авиации разрабатывается План применения авиации по смягчению рисков на водных объектах в зимний период (Приложение №6). На плане применения авиации наносятся места расположения аэродромов, места размещения воздушных судов, их наименование и количество, районы ведения воздушных разведок. Цветом поднимаются места размещения авиации МЧС (зеленый), Минобороны (розовый), Ф и ТП РСЧС (желтый).
Запасы материальных ресурсов
В данном разделе рассматриваются основные задачи по организации материально-технического обеспечения. Раскрываются следующие вопросы:
цель организации материально-технического обеспечения по обеспечению безопасности на водных объектах в зимний период;
основные задачи по организации материально-технического обеспечения для смягчения рисков и реагирования на чрезвычайные ситуации на водных объектах в зимний период на территории Российской Федерации;
организация мероприятий материально-технического обеспечения (Приложение 7):
места дислокации баз и складов резервов материально-технического обеспечения (материальных ресурсов) МЧС России и взаимодействующих органов РСЧС; пунктов технического обслуживания машин и механизмов;
резервы финансовых средств и материальных ресурсов:
— Бюджет субъекта РФ;
— Расчет запасов взрывчатых веществ для проведения взрывных работ;
вопросы организации взаимодействия органов управления и сил по вопросам материально-технического обеспечения безопасности на водных объектах в зимний период.
Организация управления и взаимодействия
2.1. Порядок организации управления.
Управление силами и средствами, предназначенными для проведения мероприятий по обеспечению безопасности на водных объектах в зимнем периоде на территории субъекта РФ, организуется в общей системе управления мероприятиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Российской Федерации.
Координация деятельности органов управления и сил РСЧС при ликвидации чрезвычайных ситуаций, на водных объектах в зимний период, осуществляется Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности субъекта РФ, соответствующими комиссиями по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, оперативными группами по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности. Организация межведомственного взаимодействия возлагается на органы повседневного управления РСЧС:
Органы управления территориальных подсистем и их звенья, функциональных подсистем РСЧС федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, находящихся в сфере их деятельности, организуют непосредственное обеспечение и несут ответственность за полноту и качество обеспечения мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации, на водных объектах в зимний период.
2.2. Порядок организации взаимодействия.
Взаимодействие органов управления и сил РСЧС организуется в соответствии с планами действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, разработанными органами управления РСЧС всех уровней и согласованными в установленном порядке всеми заинтересованными сторонами.
Взаимодействие органов управления и сил РСЧС организуют:
на региональном уровне – центры управления в кризисных ситуациях главных управлений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной;
на муниципальном и объектовом уровнях – единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований и комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с органами управления функциональных подсистем муниципального и объектового уровней.
Силы и средства РСЧС, участвующие в ликвидации чрезвычайной ситуации по планам взаимодействия, поступают в оперативное подчинение руководителя работ по ликвидации ЧС.
Взаимодействие по видам обеспечения организуется и поддерживается в целях наиболее полного удовлетворения потребностей задействованных сил и средств РСЧС и пострадавшего населения необходимыми материальными, техническими средствами и другими ресурсами.
В разделе «организация связи» разрабатываются следующие документы:
1) Распоряжение по связи (Приложение № 8.1)
В распоряжении по связи указываются:
Места развертывания узлов связи пунктов управления,
Порядок обеспечения связи с ФГБУ НЦУКС, с ЦУКС повседневного ПУ, с ППУ субъекта,
Связь взаимодействия между пожарными гарнизонами, связь взаимодействия с оперативными группами,
Порядок обеспечения радиосвязи,
Порядок обеспечения безопасности связи,
Порядок организации управления системой связи субъекта,
Время готовности связи
2) Схема организации связи (Приложение № 8.2)
На схеме организации связи указываются:
узлы связи пунктов управления своего органа управления и пунктов управления старших, подчиненных и взаимодействующих органов управления Ф и ТП РСЧС;
направления связи с обозначением линий, систем, каналов связи;
очередность и сроки установления каждой связи.
Схема организации связи разрабатывается на основании распоряжения по связи и подписывается начальником связи.
3) Справочные данные (Приложение № 8.3)
В справочных данных указываются:
номера телефонов (факс, АТА) узлов связи пунктов управления своего органа управления и пунктов управления старших, подчиненных и взаимодействующих органов управления Ф и ТП РСЧС, оперативного штаба, оперативной группы, подвижного пункта управления, оперативных служб;
должность, Ф.И.О., номера телефонов руководителей органов управления, оперативных штабов, оперативных групп.
4) Расчет сил и средств ППУ (Приложение № 8.4)
В расчете сил и средств ППУ указывается личный состав ППУ, средства связи ППУ, автомобильная техника, входящая в состав ППУ
5) Расчет сил и средств оперативных групп связи (Приложение № 8.5)
В расчете сил и средств оперативных групп связи указывается личный состав ОГ, средства связи ОГ, автомобильная техника, входящая в состав ОГ.
Организация оповещения и информирования населения
В разделе «Организация оповещения и информирования населения» (Приложение 9)разрабатываются следующие документы:
1. «Структура оповещения и информирования населения субъекта РФ в случае ЧС социально значимого происшествия».
В документе отрабатывается в Главном управлении МЧС России :
структура сети АСЦО главных управлений МЧС России по субъектам РФ и взаимодействующих органов управления ТП РСЧС, информационные центры ОКСИОН, узлы взаимодействующих операторов сотовой связи;
2. Плане организации оповещения населения субъекта РФ (города, муниципального района).
На Плане организации оповещения населения указывается:
Наличие и состав задействуемых средств ТАСЦО (телевидение, радиотрансляционная сеть, радио УКВ, СВ, ТК ОКСИОН, Интернет), перечень и подведомственность местных и локальных систем оповещения, задействуемых в период паводков.
Состав РАСЦО, схемы организации взаимодействия АСЦО на всех уровнях управления, а также приводятся расчеты по количеству оповещенного населения в населенных пунктах, попадающих в зоны подтопления.
В справочных данных указывается уточненная информация по приведенным формам о готовности к информированию населения операторов теле-, радио каналов, сотовой связи, ОКСИОН, сети Интернет, а также характеристики местных и локальных систем оповещения, в том числе ГТС для муниципальных образований, потенциально опасных в паводковый период.
Справочные данные в соответствии с информационными формами.
План и схема отрабатывается для муниципальных образований, имеющих повышенный риск развития паводковой обстановки с указанием зон затопления, ГТС и их зон действия ЛСО, точки установки речевых извещателей ЛСО, и МСОН, ТК ОКСИОН и основные компенсирующие мероприятия для зон повышенного риска, не охваченных местными и локальными системами оповещения.
Справочные данные в соответствии с информационными формами.