план бунин жизнь арсеньева
Краткое содержание «Жизнь Арсеньева»
Всего получено оценок: 257.
О произведении
Роман «Жизнь Арсеньева» Бунин создавал с 1927 по 1930 год. Книга представляет собой лирико-автобиографическое повествование в пяти частях. По признанию самого писателя, во многом благодаря «Жизни Арсеньева» он получил в 1933 году Нобелевскую премию.
В основе сюжета – становление личности юного поэта и дворянина Алексея Арсеньева, его жизнь от младенчества до зрелости. Кроме этого, в романе показан быт России XIX века и состояние литературы этого периода.
Для лучшей подготовки к уроку литературы и для читательского дневника рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Жизнь Арсеньева» по главам.
Главные герои
Другие персонажи
Краткое содержание
Книга первая
Главы 1–8
Главы 9–16
Вскоре в доме появился Баскаков – первый учитель Алеши. Он происходил из хорошей семьи и был прекрасно образован, но, поссорившись с отцом и братом, лишился наследства и был вынужден зарабатывать на жизнь. За три года проживания у Арсеньевых Баскаков привязался к Алеше. Он привил ему любовь к литературе, обучил чтению, письму, французскому языку, но так и не смог приобщить к настоящим наукам.
Главы 17–21
Книга вторая
Главы 1–10
К тому времени семья перебралась в имение Батурино, доставшееся после смерти бабушки. Отец продал Каменку и долгое время жил на широкую ногу.
Главы 11–19
В этот же год Алексей влюбился в дальнюю родственницу своей невестки, милую и веселую Анхен. Это чувство помогло юноше пережить боль от утраты дальнего родственника, которого очень любила вся семья.
Книга третья
Главы 1–12
Алексей с грустью наблюдал за тем, как все больше опускается отец, который уже давно перестал заниматься хозяйством. Он все чаще задумывался о незавидной участи стареющей матери и любимой сестры Ольги, которой суждено было остаться старой девой. Но и Алексею приходилось несладко – у него не было новой одежды и, выбираясь в гости, он надевал старый пиджак Георгия.
Главы 13–14
Эта связь поглощала все «душевные и телесные силы» юноши, который с нетерпением ожидал новых встреч с Тоней. Он был не в силах скрывать свои эмоции, и вскоре горничная поняла, что Алексей находится в полной ее власти. Тоня принялась его мучить сменами настроения – она была то необычайно ласкова и нежна, то окатывала холодным равнодушием, а то и вовсе была враждебна.
Эти отношения совершенно изнурили Алексея. Избавил брата от лишних страданий Николай, который рассчитал горничную по просьбе ее мужа.
Книга четвертая
Главы 1–11
Главы 12–13
В Харькове Алексей попал в совершенно новый мир, глубоко потрясший его. Георгий с радостью встретил брата и сразу же взял его с собой на обед к Лисовским. Окружение Георгия резко отличалось от привычного деревенского общества – среди его приятелей было много тех, кто принимал активное участие в студенческих кружках, движениях и даже успел побывать в тюрьме или ссылке.
Эти люди отличались прямолинейностью и нетерпимостью, они смело рассуждали о будущем России и судьбе простого народа, которого они, по сути, совершенно не знали. Алексей чувствовал, что это общество не подходит ему, но выбора у него не было.
Главы 15–22
Алексей был поражен той быстротой, с которой он погрузился в новый для него девичий мир – Лика совершенно заворожила его. Так началась любовь, которой было суждено стать «большим событием» в жизни Алексея Арсеньева.
Книга пятая
Главы 1–10
Лика очень любила отца и, узнав о его решении, не собиралась идти против его воли. Впрочем, некоторое время влюбленные еще продолжали встречаться, однако полного взаимопонимания так и не смогли достигнуть. Отношения прервались, когда Лика с отцом покинули Орел.
Главы 11–16
После разлуки с любимой Алексей ежечасно задавал себе вопрос: «Как теперь жить и зачем жить?» Чтобы заглушить в себе раздирающее чувство одиночества, он с удвоенной энергией принялся писать, но литературный труд перестал вдохновлять его.
Главы 17–31
Подобное поведение не могло пройти бесследно, и Лика, устав от измен Алексея, его пренебрежительного отношения, частых отлучек, решилась на разрыв. В миг осознав, какую тяжелую рану нанес любимому человеку, Алексей хотел было застрелиться, но этому помешал брат Георгий.
Алексею предстояло еще многое пережить, но ту силу любви, нежности и душевной близости, какую он испытывал к Лике, ему уже никогда не довелось испытать…
Заключение
Иван Бунин показал основные этапы взросления юноши, которому предстояло найти ответы на многие философские, духовные, религиозные вопросы. Это рассказ о становлении личности, поиске самого себя, первой любви.
После ознакомления с кратким пересказом «Жизни Арсеньева» рекомендуем прочитать роман в полной версии.
Тест по роману
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
«Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства. » (по роману И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева»)
Данный урок проводился в 9 классе с использованием интерактивной доски для учителей русского языка и литературы в рамках муниципального семинара
Просмотр содержимого документа
«»Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства. » (по роману И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева»)»
Тема урока: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства. » (по роману И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева»)
продолжить знакомство с творчеством и личностью И.А.Бунина;
дать представление о мире детства и способах его изображения прозе И.А. Бунина;
сравнить изображение мира детства Бунина и Толстого, Бунина и Горького;
создание условий для развития умения чувствовать и понимать переживания, настроение, эмоции другого человека
И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной…
Срок настанет – Господь сына блудного спросит:
“Был ли счастлив ты в жизни земной?”
И забуду я всё – вспомню только вот эти
Полевые цветы меж колосьев и трав –
И от сладостных слёз не успею ответить,
К милосердным коленям припав…
И.А. Бунин
1. Вступительное слово (мотивация)
Чтение учителем отрывка из рассказа Ю.Нагибина «Учитель словесности»
Учитель словесности Елецкой мужской гимназии Варсанофьев ждал гостя. И хотя гость был не столь уж важный – второклассник, подросток лет двенадцати,– учитель не на шутку волновался.
Однажды во время урока математики, когда учитель, бойко стуча мелом, писал на доске условие задачи, заглянувший в класс директор обнаружил, что гимназист на последней парте упоенно читает толстую книгу, к математике явно не относящуюся. Директор ворвался в класс: «Пошел в угол до конца урока!» – «Вы не смеете на меня кричать,– побледнев природно смуглым лицом, произнес ученик. – И потрудитесь говорить мне «вы», я не мальчик». Взбешенный директор схватил с парты книгу (то была «Одиссея»), и оттуда выпал листок с начатыми стихами. Юного поэта едва не исключили из гимназии.
И сейчас Варсанофьев нетерпеливо поджидал гостя, которого уже не мог воспринимать как недоросля, школяра, ибо собственным доверием возвел его в ранг то ли наперсника, то ли судьи. И все-таки он волновался. Минута в минуту явился гимназист.
— Не знаю, насколько вы в курсе текущей литературы, попадаются ли вам петербургские и московские журналы, доводилось ли вам читать и мои скромные произведения…
Гость сказал, что столичные журналы попадаются ему крайне редко, и он не может считать себя в курсе современной литературы, но кое-что Глеба Успенского и Златовратского читал – скучно, особенно у второго.
— Господь с вами, Ванечка! Это же властители дум!
— Да ведь он о главном пишут. О самой сути. Все остальное – развлечение, мишура, висюльки на люстре – звенят, сверкают, играют, но горят-то свечи, не стекляшки. Давайте лучше читать.
Читая, Варсанофьев слышал себя будто со стороны и радостно удивлялся, как крепко и ясно ложатся у него слова, потребные для выражения той или иной мысли. Он удивился странному, отрешенно-сосредоточенному выражению лица гостя. Тот будто пребывал, недоступный звукам земных голосов.
— Вы не слушали, Ванечка? Вам скучно?
Отсутствующее выражение сбежало с лица мальчика, взгляд собрался.
— Орест Михайлович, проза не стихи, ее дословно не запомнишь, но спросите меня с любого места, я продолжу очень близко к вашему тексту.
Варсанофьев начал читать, и вскоре несколько сбитый голос его вновь обрел глубину и сдержанную выразительность.
— В литературе, а не в жизни. Я понимаю, так жалостнее, но веревка или порвется или развяжется.
— Разве это так важно? Рассказ ведь не о том. Замучили человека – он и руки на себя наложил. Всё эти мелочи, кому они нужны?
— Ну как же. – чуть растерянно сказал Ванечка. – Нужны, однако… Иначе ничему веры не будет.
— Давайте дочитаем. Осталось совсем немного.
— Ну, что я еще наврал? – спросил он с подкупающим добродушием.
Вздохнув, мальчик сказал:
— Там у вас весенний ландыш описан… и сказано: горький запах. Какой же он горький? Это вкус у ландыша горький, если его бубенчик разжевать. У раннего ландыша запах кисловатый, влажный, водянистый, свежий-свежий.
— Еще там сказано, что головка у ласточки черная. А она сине-черная. И расквашенный дождями чернозем синий, а не угольно-черный.
В комнате совсем посмерклось. Учитель зажег лампу, и прозрачная лиловость за окнами сразу сменилась тьмой. Он налил Ванечке чаю, подвинул сахар, тарелку с бубликами.
Тот погрел ладони о горячий стакан, насыпал сахару, размешал, попробовал, разломил бублик, понюхал свежее тесто, и все это с таким вкусом и смаком, что зависть брала. Материальный мир был ему желанен во всех проявлениях, воздействующих на пять человеческих чувств, и, несомненно, он получал о нем больше сведений, чем другой человек, но ведь это не главное, это низменное, и беден тот, кто лишь чувственно воспринимает действительность.
— Вы сказали о моем рассказе: хорошо. Но ведь вы не полюбили моего Клима, его судьба вам безразлична?
Ванечка не ответил. Мальчик молча кивнул.
— А почему? – обиженно спросил автор.
— В том-то и штука! – вскричал Варсанофьев. – Это обобщенный Клим. Тип современной жизни. Литература должна создавать типы и через них решать задачи, выдвинутые временем.
— Но я не понимаю этого! – сказал с досадой мальчик. – У нас на хуторе есть Клим, его я люблю. Он сутулый, волосатый, добрый, от него вкусно пахнет: хлебом, луком, квасом. И руки у него большие, теплые, шершавые. А про вашего Клима я ничего не знаю. Мне его вовсе не жалко, хоть он такой разнесчастный.
На другой день Варсанофьев чувствовал себя прескверно. Он плохо спал, его мучила изжога… То была не желудочная, а сердечная, душевная изжога, которую ничем не погасишь.
Сквозь решетку пальцев он углядел своего мучителя на обычном месте, у стены. Ленивый и неусердный, Ванечка все же не числился в худших учениках и утвердился на «камчатке» добровольно, дабы читать без помех постороннюю литературу: Фета небось и Полонского. А ведь уверен, наглец, что его не вызовут отвечать урок, который он, конечно, не приготовил. Да и когда ему готовиться было?
И, опережая последнее движение гимназиста, почти вылезшего из-за парты, Варсанофьев торопливо, каким-то враз просевшим голосом вызвал:
Итак, сегодня, как вы уже, наверное, догадались: в центре нашего внимания будет творчество Ивана Алексеевича Бунина. А именно мир детства в романе «Жизнь Арсеньева», особенности прозы Бунина.
Каким вы увидели Ивана Бунина, гимназиста второго класса, а впоследствии русского писателя, Нобелевского лауреата в области литературы в отрывке из рассказа Юрия Нагибина «Учитель словесности»?
(Бунина отличает внимание к деталям, реалистичность описаний, потрясающее знание явлений жизни, воспринимаемой всеми органами чувств: зрением, обонянием, осязанием. Он замечает то, чего не видят и не слышат другие, и описывает это так, что начинаешь задумываться о том, в одном ли мы живём мире. Имеет свое мнение, не примкнёт ни к каким «направлениям», творя искусство ради искусства, ради постижения тайны жизни. И особое отношение у него будет к природе — он её нежно любит)
Мы с вами уже знакомы с некоторыми его произведениями из курса литературы. Назовите их.
(«В деревне», «Цифры», «Кукушка», «Подснежник», «Лапти» и стихотворения)
Еще с детства проявился замечательный талант будущего мастера – подмечать мельчайшие детали. Об этом его даре говорил и Паустовский: в своем очерке «Иван Бунин»: «Русский пейзаж с его мягкостью, застенчивыми веснами, с его невзрачностью, которая через короткое время оборачивается тихой печальной красотой, нашел наконец своего выразителя, никогда не пытавшегося его приукрасить. Не было в русском пейзаже даже самой малой малости, которую бы не заметил Бунин».
Об этом мы узнаем, читая роман «Жизнь Арсеньева». Над книгой писатель начал работать в 1920 г. Она носит автобиографический характер. В 1933 г. писатель был удостоен Нобелевской премии за вклад в развитие русской литературы. Немаловажное значение имел и роман “Жизнь Арсеньева”. И.А. Бунин стал первым среди русских писателей Нобелевским лауреатом.
К уроку вы прочитали роман. Давайте проверим, как хорошо вы знаете его содержание.
2. Проверка знания текста произведения.
1) Кого увидел в зеркале герой романа, вбежав в спальню матери?
2) В какое время года произошёл этот случай? Сколько лет было герою?
3) Кто стал учителем мальчика?
4) Чем увлек Баскаков мальчика?
5) По каким книгам герой учился читать?
Он очень быстро выучил меня писать и читать по русскому переводу Дон-Кихота, случайно оказавшемуся у нас в доме среди прочих случайных книг
6) Что было изображено на картинках из книги «Земля и люди»?
7) Какой грех совершил юный герой в это время? Что испытал мальчик?
8) Какие произведения Пушкина и Гоголя прочёл в юности герой?
Пушкин «Руслан и Людмила», вернее, Пролог. Гоголь «Страшная месть», «Старосветские помещики»
Пушкин поразил меня своим колдовским прологом к «Руслану»:
У Гоголя необыкновенное впечатление произвели на меня «Старосветские помещики» и «Страшная месть». Какие незабвенные строки! Как дивно звучат они для меня и до сих пор, с детства войдя в меня без возврата, тоже оказавшись в числе того самого важного, из чего образовался мой, как выражался Гоголь, «жизненный сочетав». Эти «поющие двери», этот «прекрасный» летний дождь, который «роскошно» шумит по саду, эти дикие коты, обитавшие за садом в лесу, где «старые древесные стволы были закрыты разросшимся орешником и походи- ли на мохнатые лапы голубей. «. А «Страшная месть»!
9) Сколько времени готовили героя к экзаменам? Как справился мальчик с ними?
10) Какое событие повлияло на юную душу героя? Как? Что осознает мальчик?
11) Куда был сослан брат героя? И за что?
12) Закончил ли герой гимназию? Почему?
3. Работа с отрывком из романа И.А.Бунина
Чтобы понять и почувствовать произведения Бунина, надо взглянуть на мир с его точки зрения. Наверное, надо самим попробовать услышать музыку звуков, увидеть яркость мира. Надо читать неторопливо, всматриваясь в детали, а главное, надо пытаться уловить гармонию жизни.
Поработаем с отрывком из его романа.
Я родился полвека тому назад, в средней России, в деревне, в отцовской усадьбе.
Пустынные поля, одинокая усадьба среди них… Зимой безграничное снежное море, летом – море хлебов, трав и цветов… И вечная тишина этих полей, их загадочное молчание…
Вот вечереет летний день. Солнце уже за домом, за садом, пустой, широкий двор в тени, а я (совсем, совсем один в мире) лежу на его зеленой холодеющей траве, глядя в бездонное синее небо, как в чьи-то дивные и родные глаза, в отчее лоно свое. Плывет и, круглясь, медленно меняет очертания, тает в этой вогнутой синей бездне высокое, высокое белое облако … Ах, какая томящая красота! Сесть бы на это облако и плыть, плыть на нем в этой жуткой высоте, в поднебесном просторе, в близости с Богом и белокрылыми ангелами, обитающими где-то там, в этом горнем мире! Вот я за усадьбой, в поле. Вечер как будто все тот же – только тут еще блещет низкое солнце – и все так же одинок я в мире. Вокруг меня, куда ни кинь взгляд, колосистые ржи, овсы, а в них, в густой чаще склоненных стеблей, – затаенная жизнь перепелов. Сейчас они еще молчат да и все молчит, только порой загудит, угрюмо зажужжит запутавшийся в колосьях хлебный рыжий жучок. Я освобождаю его и с жадностью, с удивленьем разглядываю: что это такое, кто он, этот рыжий жук, где он живет, куда и зачем летел, что он думает и чувствует? Он сердит, серьезен: возится в пальцах, шуршит жесткими надкрыльями, из-под которых выпущено что-то тончайшее, палевое, – и вдруг щитки этих надкрылий разделяются, раскрываются, палевое тоже распускается, – и как изящно! – и жук подымается в воздух, гудя уже с удовольствием, с облегчением, и навсегда покидает меня, теряется в небе, обогащая меня новым чувством: оставляя во мне грусть разлуки…
А не то вижу я себя в доме и опять в летний вечер и опять в одиночестве. Солнце скрылось за притихший сад, покинуло пустой зал, пустую гостиную, где оно радостно блистало весь день: теперь только последний луч одиноко краснеет в углу на паркете, меж высоких ножек какого-то старинного столика, – и, Боже, как мучительна его безмолвная и печальная прелесть! А поздним вечером, когда сад уже чернел за окнами всей своей таинственной ночной чернотой, а я лежал в темной спальне в своей детской кроватке, все глядела на меня в окно, с высоты, какая-то тихая звезда… Что надо было ей от меня? Что она мне без слов говорила, куда звала, о чем напоминала?
И вот я расту, познаю мир и жизнь в этом глухом и все же прекрасном краю, в долгие летние дни его, и вижу: жаркий полдень, белые облака плывут в синем небе, дует ветер, то теплый, то совсем горячий, несущий солнечный жар и ароматы нагретых хлебов и трав, а там, в поле, за нашими старыми хлебными амбарами, – они так стары, что толстые соломенные крыши их серы и плотны на вид, как камень, а бревенчатые стены стали сизыми, – там зной, блеск, роскошь света, там, отливая тусклым серебром, без конца бегут по косогорам волны неоглядного ржаного моря. Они лоснятся, переливаются, сами радуясь своей густоте, буйности, и бегут, бегут по ним тени облаков…
От чьего лица ведется повествование? Почему?
(Воспоминания ведутся от лица “Я”, что подчеркивает не только автобиографичность произведения, но и говорит о том, что прошлое не стало далеким для писателя, все живо в его памяти. Эта доверительность будит воображение читателя, и он все видит, представляет, становится соучастником.)
Какие образы и картины возникают перед мысленным взором человека, прожившего на Земле полвека? Что ему дорого?
(Он видит поля, усадьбу, солнце, бездонное синее небо, высокие белые облака, свои фантазии, связанные с ними. Он видит себя в поле. Ощущается простор, свобода, все вокруг живое. Мир вспоминается ему в разные времена года, но всегда в нем есть какая-то тайна, загадка. Необычность воспоминаний в том, что писатель рассказывает не о событиях, а о фантазиях, детских ощущениях, о состоянии души ребенка. Ребенок предстает мечтателем.)
Найдите слова, в которых выражено состояние души ребенка? Оно всегда постоянно или меняется?
(Пустынные поля, одинокая усадьба, безграничное снежное море, вечная тишина, загадочное молчание, пустой двор, совсем один в мире, холодеющая трава, бездонное небо, сесть бы на это облако и плыть, жуткая высота, дивные и родные глаза, отчее лоно, бездна, томящая красота, близость с Богом и белокрылыми ангелами, с жадностью и удивлением разглядываю, затаенная жизнь, грусть разлуки, радостно блистало, как мучительна его безмолвная и печальная прелесть, тихая звезда. “Что надо было ей от меня? Что она мне без слов говорила, куда звала, о чем напоминала?” Повторяются слова, передающие бескрайность мира, одиночество мальчика. Но одиночество его не тяготит, потому что все вокруг него полно жизни: солнце, жук, звезда, все окружающее чувствуют, говорят, о чем-то спрашивают. Ребенок чувствует свою кровную связь со всем сущим. Мир не пугает его, он пытается его постичь. Перед читателем разворачивается целая гамма чувств, переживаний, желаний: жажда полета, счастье, грусть, мучительная тоска.)
Все тончайшие переживания человека, богатство и многообразие мира передает Бунин словом. Какими художественными средствами он пользуется?
(Задания по группам. 1 группа (менее подготовленные учащиеся) находит эпитеты и определяет их роль в тексте. 2 группа работает со сравнениями, метафорами, олицетворением. 3 группа выявляет, какие образы рождает звукопись. 4 группа сопоставляет прозу и стихотворение, взятое в качестве эпиграфа на уроке)
К какому роду литературы относится “Жизнь Арсеньева”?
(Это эпическое произведение. Оно написано прозой, рассказывает о жизни, что подчеркнуто названием. Но в то же время, как и лирические произведения, оно повествует о жизни души.)
У каждого человека свой, неповторимый характер. Он проявляется в речи, поступках… А характер писателя отражается в его творчестве. Так и в прозе Бунина виден сам автор, который словно говорит нам: какое счастье – жить, как хорошо – быть наедине с природой. Бунин – непревзойденный мастер слова. Он умеет подбирать так слова, что картины, изображенные им, видишь наяву и даже ощущаешь запахи леса, поля, цветов…Одно из отличительных свойств прозы и поэзии Бунина – осязаемость и зримость.
Герой Бунина не устает восхищаться жизнью. Душа ребенка открыта этому миру и стремится к ее познанию. Давайте попробуем дать характеристику главному герою романа. Расскажите о нем по плану:
2) Психологическая характеристика
3) Характер персонажа
4) Условия, в которых живет герой
5) Сопоставление с другими действующими лицами
6) Художественная деталь
7) Наличие или отсутствие прототипа
(открывается таблица с критериями)
«Довольно высокий, стройный и худощавый мальчик в коричневой косоворотке, в черных люстриновых шароварах, в обшарпанных, но ловких козловых сапожках. Не знаю точно, когда, в какое время года это случилось и сколько мне было тогда лет. Полагаю, что случилось осенью, судя по тому, что, помнится, загар мальчика в зеркале был бледный, такой, когда он сходит, выцветает, и что был я, должно быть, лет семи, а более точно знаю только то, что мальчик мне понравился своей стройностью, красиво выгоревшими на солнце волосами, живым выраженьем лица»
2. Психологическая характеристика
Для него главный вопрос не «как жить», а «в чем смысл жизни», которая есть «ни на единый миг не останавливающееся течение несвязных чувств и мыслей», но которая «еще нечто такое, в чем как будто и заключается некая суть ее, некий смысл и цель, что-то главное, чего уже никак нельзя уловить и выразить…». Во многом образ Арсеньева имеет ностальгический характер: он гордится своим родом — «знатным, хотя и захудалым», тоскует о его былом величии и богатстве. Он не эпический, а лирический герой, его не интересуют «социально-общественные задачи искусства», он отдает предпочтение «вечным темам». Призывы типа «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!» раздражают героя.
В ранней юности он часто чувствовал одиночество, поэтому в последующем боялся остаться один, боялся смерти. Его наблюдательность, любовь и взаимодействие с природой, способность подмечать детали, говорят о доброте и богатом внутреннем мире ребенка, способного чувствовать и сопереживать. Все чувства искренне, радость он испытывает от простого посещения города, нежность к сестрам и отцу, нераздельность с матерью. Алексей был очень впечатлительным, эмоциональным и заинтересованным буквально во всем. Он является прилежным учеником, но только с Баскаковым, гимназию он бросает, что говорит о его мужавшем характере, способности принимать решения. Он много читал, размышлял о жизни и смерти, бродил по окрестностям.
4. Изображение условий, в которых живет и действует герой.
Алексей Арсеньев родился в 70-х гг. XIX века в средней полосе России, в отцовской усадьбе, на хуторе Каменка. Детские годы его прошли в тишине неброской русской природы. Бескрайние поля с ароматами трав и цветов летом, необозримые снежные просторы зимой рождали обостренное чувство красоты, формировавшее его внутренний мир и сохранившееся на всю жизнь. Часами он мог наблюдать за движением облаков в высоком небе, за работой жука, запутавшегося в хлебных колосьях, за игрой солнечных лучей на паркете гостиной. Люди вошли в круг его внимания постепенно. Особое место среди них занимала мать: он чувствовал свою «нераздельность» с нею. Отец привлекал жизнелюбием, веселым нравом, широтой натуры и ещё своим славным прошлым (он участвовал в Крымской войне). Братья были старше, и в детских забавах подругой мальчика стала младшая сестра Оля. Вместе они обследовали тайные уголки сада, огород, усадебные постройки — всюду была своя прелесть.
Покинув родительское гнездо, Алексей Арсеньев попадает в разнообразную социальную среду. Дворянин по крови, с развитой сословной гордостью, он органично входит вглубь крестьянского быта. Усадьба, полевое раздолье, старый русский уездный городок, гимназия, постоялые дворы, трактиры, цирк, городской сад, напоенный запахом цветов,- из множества лирических миниатюр складывается эта мозаичная картина России.
5. Сопоставление героя с другими действующими лицами и противопоставление им.
Баскаков был воспитателем и учителем Арсеньева, чрезвычайно помог его развитию. Он не имел никакого педагогического опыта, но оказал серьезное воздействие на мальчика: приобщил к истории и литературе. И через некоторое время мальчик горячо привязался к нему, что и стало источником многих очень сложных и сильных чувств, испытанных Арсеньевым в близости с ним. От отца и матери он унаследовал повышенную впечатлительность.
Бунин очень внимателен к деталям. Использует множество эпитетов, метафор, сравнений. Очень наблюдателен, благодаря чему мир становится ярким, образным, звучным.
7.Наличие или отсутствие прототипа.
А почему две другие колонки пусты? Что скрывается за знаками вопроса?
Это и станет вашим домашним заданием: вспомните героев произведений Толстого и Горького, сравните их с героем Бунина по тем же самым критериям.