питер крифт три толкования жизни

Пере­вод с англий­ского: Ната­лья Трауберг
Пере­вод отдель­ных фраг­мен­тов тек­ста: Вла­ди­мир Шеломовский

Три толкования жизни. Суета, Боль, Любовь

Введение

С тех пор как я стал взрос­лым, я изу­чаю фило­со­фию и не нашел более глу­бо­ких книг по моей спе­ци­аль­но­сти, чем «Еккле­си­аст», «Книга Иова» и «Песнь пес­ней». Соб­ственно, про­чи­тав «Еккле­си­а­ста» лет в пят­на­дцать, я и решил заняться философией.

Фило­соф­ские книги можно раз­де­лить на древ­ние и новые, бла­го­че­сти­вые и без­бож­ные, мони­сти­че­ские и плю­ра­ли­сти­че­ские и так далее, но пра­виль­ней всего, если верить Габ­ри­элю Мар­селю, делить их на глу­пые и умные, или пустые и весо­мые, или плос­кие и глу­бо­кие. Так вот, про­чи­тав цели­ком все биб­лио­теки в мире, послу­шав всех муд­ре­цов, какие только есть, мы не най­дем более весо­мых, глу­бо­ких, муд­рых книг, чем эти три.

Они поис­тине без­донны. Пере­чи­ты­вая их, я все­гда нахожу что-то новое и нико­гда не устаю пере­ска­зы­вать их сту­ден­там. Что-что, а эти книги мы вправе назвать клас­си­кой. Ведь клас­сика – как корова, она дает молоко каж­дый день. Она – как утро, как при­рода, ибо все­гда нова. Нет, при­рода умрет, только Бог – вечен, и только Его книга не стареет.

Если Богу надо вдох­но­вить мыс­ли­теля, Он выбе­рет самого луч­шего. Но «самый луч­ший» – не «самый слож­ный». Пла­тон гово­рит, что боги нарочно изби­рают пло­хих поэтов, чтобы вся слава доста­лась не поэтам, а богам. Точно так же гово­рит и апо­стол в Пер­вом посла­нии к Корин­фя­нам. Вот и в Биб­лии авторы – про­сты, книги – глу­боки; вме­сто зем­ной пре­муд­ро­сти – София, Пре­муд­рость Божья. Что-то про­ры­ва­ется сквозь слова, и если вы не замкнете душу, вы уло­вите это хоть как-то, хоть немного. Семена пре­муд­ро­сти про­рас­тут, только встаньте под дождь Писания.

Философии, объясняющие жизнь

В сущ­но­сти, таких фило­со­фий – три, и каж­дая из них пред­став­лена одной кни­гой Библии.

Жизнь – суета («Еккле­си­аст»).
Жизнь – стра­да­ние («Книга Иова»).
Жизнь – повесть о любви («Песнь песней»).

Луч­ших книг об этом про­сто нет. Каж­дая из них – клас­сика, каж­дая – для любой поры.

Самое худ­шее в аду – не боль, а бес­смыс­лица; не физи­че­ская мука, а духов­ная. Данте знал, что пишет, пред­ла­гая «оста­вить надежду». Стра­да­ние – не ад, в нем надежда воз­можна. Она была у Иова, он не терял веры, а устрем­лял её в буду­щее (это надежда и есть). Потому его и очи­стили, улуч­шили, научили муки, он из-за них про­зрел – и уви­дел Бога. Для этого мы и живем на земле.

Что до рая, он – любовь, ибо в нем – Бог, а любовь – самая суть Бога.

Три метафизических состояния

Одну из луч­ших своих книг Хай­дег­гер начи­нает сло­вами: «Зачем хоть что-то есть?» Вопрос пред­по­ла­гает три ответа. Три состо­я­ния, три «мета­фи­зи­че­ских уста­новки» гово­рят нам не только о наших чув­ствах, но и о том, в чем смысл нашей жизни. Состо­я­ния эти порож­дают три раз­ных ответа, три фило­со­фии, кото­рые мы и видим в трех биб­лей­ских книгах.

Иов – в отча­я­нии. Он стра­дает не только телом, но и духом. Поте­рял он всё, даже Бога, нет – осо­бенно Бога. Чего ему ждать, кроме смерти?

Герои «Песни пес­ней» любят друг друга. Любовь тем и пре­красна, что жизнь, освя­щен­ная ею, это радость, а не бремя, как у Иова.

Еккле­си­аст – в тоске и скуке, как наши совре­мен­ники (древ­ние не знали этих слов). Нет осно­ва­ний уми­рать, нет осно­ва­ний и жить. Хуже – некуда.

Три богословских добродетели

Учат эти книги и тому, что больше всего на свете, – вере, надежде и любви.

Еккле­си­аст учит вере. Он пока­зы­вает, как суетна и пуста без нее жизнь. Опи­ра­ется он только на разум и на опыт – на сви­де­тель­ства чувств о том, что бывает «под солн­цем». Но вдруг, в конце, как при­писка, появ­ля­ются слова, не пове­рен­ные ни разу­мом, ни чув­ством, – и запол­няют пустоту. Ответ на вопрос о смысле жизни изве­стен только вере: «…бойся Бога и запо­веди Его соблю­дай, потому что в этом всё для чело­века» ( Еккл. 12:13 ), «ибо вся­кое дело Бог при­ве­дет на суд, и все тай­ное, хорошо ли оно, или худо» ( Еккл. 12:14 ).

Еккле­си­аст верит разу­мом, он не сомне­ва­ется, что Бог есть. Но этого мало: «Ты веру­ешь, что Бог един: хорошо дела­ешь; и бесы веруют, и тре­пе­щут» ( Иак. 2:19 ). Нужна истин­ная, спа­си­тель­ная вера, вера сердца – и он убеж­дает в этом, пока­зы­вая нам, что бывает, когда её нет.

Иов учит надежде; все осталь­ное у него отняли. Одной надежды ему хва­тило, чтобы пре­тер­петь и победить.

«Песнь пес­ней» учит любви, а любовь – это суть жизни, луч­шее сокро­вище в мире.

Кроме того, эти книги обоб­щают нашу исто­рию. Честер­тон тоже обоб­щил её в одной фразе: «Язы­че­ство было больше всего на свете, но хри­сти­ан­ство – еще больше, и с той поры все, кроме хри­сти­ан­ства, стало малень­ким». Иов являет нам вер­шины древ­него упо­ва­ния, конечно – не язы­че­ского, но и не хри­сти­ан­ского. «Песнь пес­ней» являет серд­це­вину хри­сти­ан­ской эры, обо­лган­ное Сред­не­ве­ко­вье. Еккле­си­аст гово­рит о веках, сме­нив­ших хри­сти­ан­ство. Рас­торг­нув брак, не ста­нешь вестал­кой. Отверг­нув рай, не пре­вра­тишь ад в чисти­лище, отча­я­ние – в надежду.

«Божественная комедия» за тысячи лет до Данте

В трех биб­лей­ских кни­гах мы видим Дан­тову поэму, от ада и до небес, но не «где-то там», не во внеш­нем про­стран­стве сфер и звезд, а здесь, в нашем сердце, хотя, когда мы умрем, семена эти дадут плоды.

Источник

Только вот смысла в нем не най­дет даже Соло­мон, даже чело­век, у кото­рого есть всё, вер­нее – именно такой человек.

Мы, у кото­рых нет «всего», смысл в удо­воль­ствии видим. «Трава зеле­нее на дворе у соседа». Бед­ность осо­бенно плоха тем, что обман­чива. Когда вы бедны, вы верите, что богат­ство – радость.

Но Соло­мон, «бед­ный богач», знал, что это не так. Самое луч­шее в богат­стве – не радость, а та без­ра­дост­ность, кото­рая может даро­вать нам печаль­ную мудрость.

У Соло­мона было все – вино, жен­щины, сады, рабы, песни, скот. Опыт постав­лен пре­красно; и, как все­гда бывает в парке с аттрак­ци­о­нами, обо­льще­ние исчезло очень быстро:

«Ска­зал я в сердце моем: «дай, испы­таю я тебя весе­лием, и насла­дись доб­ром»; но и это – суета!

О смехе ска­зал я: «глу­пость!», а о весе­лье: «что оно делает?»

Взду­мал я в сердце моем услаж­дать вином тело мое, и, между тем, как сердце мое руко­во­ди­лось муд­ро­стью, при­дер­жаться и глу­по­сти, доколе не увижу, что хорошо для сынов чело­ве­че­ских, что должны были бы они делать под небом в немно­гие дни жизни своей.

Я пред­при­нял боль­шие дела: построил себе домы, поса­дил себе виноградники,

устроил себе сады и рощи, и наса­дил в них вся­кие пло­до­ви­тые деревья;

сде­лал себе водо­емы для оро­ше­ния из них рощей, про­из­ра­ща­ю­щих деревья;

при­об­рел себе слуг и слу­жа­нок, и домо­чадцы были у меня; также круп­ного и мел­кого скота было у меня больше, нежели у всех, быв­ших прежде меня в Иерусалиме;

собрал себе серебра и золота и дра­го­цен­но­стей от царей и обла­стей; завел у себя пев­цов и певиц и услаж­де­ния сынов чело­ве­че­ских – раз­ные музы­каль­ные орудия.

И сде­лался я вели­ким и бога­тым больше всех, быв­ших прежде меня в Иеру­са­лиме; и муд­рость моя пре­бы­вала со мною.

Чего бы глаза мои не поже­лали, я не отка­зы­вал им; не воз­бра­нял сердцу моему ника­кого весе­лья; потому что сердце моё радо­ва­лось во всех тру­дах моих, и это было моею долею от всех тру­дов моих.

И огля­нулся я на все дела мои, кото­рые сде­лали руки мои, и на труд, кото­рым тру­дился я, делая их: и вот, всё – суета и том­ле­ние духа, и нет от них пользы под солн­цем!» ( Еккл. 2:1–11 ).

Каж­дый исто­вый гедо­нист знает, чем такой опыт кон­ча­ется, – раньше или позже удо­воль­ствия ста­но­вятся скуч­ными. У гре­ков погоня за насла­жде­нием быстро пре­вра­ща­лась в тягу к «апа­тии» – мы уве­ли­чи­ваем дозу, а толку нет. Ино­гда все про­сто пере­во­ра­чи­ва­ется, и мы стре­мимся к боли, чтобы уйти от скуки (это назы­вают «садо­ма­зо­хиз­мом»). Гедо­нист – мечта любого тор­говца. Он купит все, что угодно, только бы уто­лить тоску. Вот почему гедо­низм так про­по­ве­дуют в наше время.

3. Власть

Власть – это более силь­ное жела­ние, чем удо­воль­ствие, но боль­шин­ство из нас этого не осо­знает. Это – добавка Адлера к «прин­ципу удо­воль­ствия» Фрейда. Кьер­ке­гор объ­яс­нил это так: «Если бы я имел слугу, кото­рый при­нёс бы мне самое доро­гое в мире вино, нали­тое в чашу, в то время, как я попро­сил у него ста­кан воды, то я бы уво­лил его, ибо истин­ное удо­воль­ствие состоит не в том, чтобы полу­чить нечто, а в том, чтобы полу­чить нечто ука­зан­ным мной путём».

Если у нас есть власть, мы можем нажи­мать кнопки удо­воль­ствия по сво­ему усмот­ре­нию. Власть больше удо­воль­ствия, потому что она вклю­чает в себя власть над удовольствием.

Мы больше боимся поте­рять власть и кон­троль, чем поте­рять удо­воль­ствие. Неболь­шая про­блема, кото­рую мы не можем кон­тро­ли­ро­вать, напри­мер, порван­ный чулок или авто­мо­биль, кото­рый не заво­дится, при­чи­няет нам боль­шее неудоб­ство, чем про­блема, кото­рую мы сами создаём. Сла­бая некон­тро­ли­ру­е­мая боль бес­по­коит нас больше, чем суще­ствен­ная, но выбран­ная сво­бодно, напри­мер, при подъ­ёме тяже­сти. Мы охотно, даже счаст­ливо, бежим под дождём в мага­зин, чтобы добраться туда до того, как он закро­ется и купить тор­тик для люби­мой. Наши уста­лые мышцы и вспо­тев­шее тело ощу­ща­ются как мука во имя люби­мой. Но если началь­ник заста­вит нас сде­лать ту же про­бежку, мы будем про­кли­нать его на каж­дом шагу.

Авгу­стин в «Испо­веди» идёт ещё дальше и утвер­ждает, что самой глу­бо­кой и мрач­ной при­чи­ной греха явля­ется стрем­ле­ние стать быть подоб­ным Богу во вла­сти, быть над мораль­ным зако­ном, а не под ним. Зачем Адам и Ева ели запрет­ный плод? Чтобы стать «как Бог». Но, как гово­рит Фома Аквин­ский, если мы подобны Богу в раз­мере вла­сти, но не подобны ему в доб­роте, тогда мы уже не похожи на Бога во вла­сти, потому что Божья сила едина с Божьей добротой.

Ни один еврей, кроме Иисуса, не обла­дал боль­шей вла­стью, чем Соло­мон. Он был самым абсо­лют­ным царём Изра­иля. Его цар­ство­ва­ние зна­ме­но­вало выс­шее дости­же­ние в исто­рии Изра­иля. Нико­гда ни раньше, ни позже не было царя име­ю­щего такую воен­ную, эко­но­ми­че­скую и тер­ри­то­ри­аль­ную власть и такое богат­ство. Но всё это ока­за­лось суетой.

Соло­мон опи­сы­вает свой экс­пе­ри­мент с вла­стью как часть экс­пе­ри­мента с удо­воль­ствием ( Еккл. 2:9 ). Фор­мой его вла­сти было именно богат­ство, наи­бо­лее оче­вид­ная форма вла­сти. Богат­ство может купить всё, что можно купить за деньги. Но нельзя купить ни одной из дей­стви­тельно важ­ных вещей, таких как сча­стье, мир, любовь, смысл жизни и её цель.

Но именно в потере вла­сти мы можем найти ключ к успеху. Власть пыта­ется кон­тро­ли­ро­вать вещи и в этом пре­успе­вает, но она не может кон­тро­ли­ро­вать смысл. Зна­чит, смысл – это не то, что мы можем кон­тро­ли­ро­вать. Он дол­жен быть бес­плат­ным. Это дол­жен быть пода­рок. Это должна быть любовь.

Но подо­ждите. Мы дви­жемся слиш­ком быстро. Ответ мы полу­чим ни в этой, ни даже в сле­ду­ю­щей книге. Мы должны пол­но­стью понять про­блему, прежде чем мы смо­жем пол­но­стью понять реше­ние. Итак, ради пол­ного пони­ма­ния любви, давайте пока не будем думать о любви.

4. Доб­рые дела

Соло­мон делает не шаг, а насто­я­щий пры­жок, когда, не забо­тясь об уме, теле или кар­мане, ста­вит совсем дру­гой опыт – про­бует жить для дру­гих, даже для потомков.

«Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доб­рое воз­на­граж­де­ние в труде их:
ибо, если упа­дет один, то дру­гой под­ни­мет това­рища сво­его. Но горе одному, когда упа­дет, а дру­гого нет, кото­рый под­нял бы его.
Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться?» ( Еккл. 4:9–11 ).

Но и этого мало. Какой непри­ят­ный урок для тех, кто счи­тает, что слу­же­ние ближ­ним хорошо и надежно решает про­блему суеты! Опыт не удался по очень про­стой при­чине: если удо­воль­ствие, муд­рость, власть – суета для Соло­мона, зачем они дру­гим? Умножьте ноль на что угодно, и полу­чится ноль. Стоит ли гово­рить о досто­ин­ствах аль­тру­изма, если мы про­сто не знаем, в чем благо ближ­него? Когда я обрету summum bonum, поде­литься им надо, но я же его не обрёл! А напо­сле­док Соло­мон заме­чает, что тру­диться для потом­ства не слиш­ком умно, ибо потом­ство глупо:

Источник

Как и у Данте, мы дви­жемся от книги к книге, сперва – от ада к чисти­лищу, от «Еккле­си­а­ста» к «Иову». Соеди­няют их два послед­ние стиха: из «Еккле­си­а­ста» мы выво­дим, что все – суета, из этих сти­хов – что надо бояться Бога и соблю­дать Его запо­веди. Именно этим живет Иов, а потому – обре­тает Бога и пере­хо­дит из чисти­лища в рай.

Мы дви­жемся к «Песни пес­ней», начи­ная с послед­них сти­хов, в кото­рых Иов, нако­нец, видит Бога. «Еккле­си­аст» – закат, «Иов» – ночь перед самым утром, «Песнь пес­ней» – день, и заря его зани­ма­ется в конце вто­рой книги. «Песнь» нача­лась, когда Бог явился Иову. Где Бог, там и любовь.

Любовь – окон­ча­тель­ный ответ на вопрос Еккле­си­а­ста, аль­тер­на­тива суете, един­ствен­ный смысл жизни. Но мы не оце­ним её, пока не вгля­димся в вопрос. Еккле­си­аст не только вопро­шает, он ищет, бро­сает вызов. Писа­ние при­гла­шает нас в вели­чай­шее из путе­ше­ствий. Вой­дете ли вы в Ков­чег Биб­лии? Если вой­дете, я поста­ра­юсь пока­зать вам, что вижу. Соб­ственно говоря, учи­тель может сде­лать только это, не больше.

Глава 1. Жизнь – это суета

Величие «Екклезиаста»

Биб­лия – вели­чай­шая из книг, «Еккле­си­аст» в ней – един­ствен­ная книга, в кото­рой нет ничего, кроме фило­со­фии. Что ж удив­ляться, если эта книга – вели­чай­шая из фило­соф­ских книг?

Как же так? Ведь автор не знает диа­ло­гов Пла­тона, трак­та­тов Ари­сто­теля, про­стей­ших пра­вил рас­суж­де­ния. Он сби­ва­ется, ходит по кругу, повто­ряет одно и то же. И вообще, самая суть его книги – «суета сует», бес­смыс­лен­ность. Может ли книга о бес­смыс­лен­но­сти иметь какой-то смысл?

На пер­вый упрек мы отве­тим, когда пой­мем, что вели­чие здесь – в содер­жа­нии, а не в форме. Форма про­ста и безыс­кусна. Ска­зано же – всё, что могут ска­зать фило­софы. Ну, а вто­рой упрек? Что ж, вели­кая книга должна являть то, о чем тол­кует. Ска­жем, вели­кая книга о яро­сти и стра­сти, вроде «Бра­тьев Кара­ма­зо­вых», про­сто обя­зана быть ярост­ной и страст­ной. Книга о бла­го­че­стии бла­го­че­стива, книга о суете являет нам самый образ суеты, как же иначе?

А так. «Еккле­си­аст» ни в коей мере не суе­тен. Суета не видит себя, как глу­пость не видит глу­по­сти. Только муд­рому ведома глу­пость, глу­пый не знает ни глу­по­сти, ни муд­ро­сти. Только свет знает тьму, только смысл видит бес­смыс­лицу. Пас­каль ска­зал: «Тот, кто не видит, как суетна жизнь, испол­нен суеты».

«Еккле­си­аст» счи­тали вели­чай­шей кни­гой страст­ные пес­си­ми­сты, одер­жи­мые Богом агно­стики, вроде Гер­мана Мел­вилла, кото­рый в 17 главе «Моби Дика» назвал его самой прав­ди­вой из книг, или Томаса Вулфа. Если мы с ними не согла­симся, надо пере­чи­тать их, чтобы веж­ливо отверг­нуть при­го­вор гиган­тов или, взо­брав­шись им на плечи, погля­деть заново. Кар­лику труд­нее уви­деть пей­заж, чем великану.

Один мой друг каж­дое лето живет в север­ных лесах. Как-то ему повстре­чался ста­рый отшель­ник, сорок лет не видев­ший «циви­ли­за­ции». Другу моему он пока­зался очень умным, во вся­ком слу­чае – гораздо умнее обыч­ных нынеш­них людей, и на вопрос, откуда он почерп­нул такую муд­рость, вынул из кар­мана «Еккле­си­аст». Одной этой книги хва­тило на сорок лет. Может быть, циви­ли­за­ция так глупа, потому что ей всё мало. Отшель­ник и телом, и духом жил на месте, иссле­дуя его в глу­бину, а циви­ли­за­ция сует­ливо мета­лась по самой поверх­но­сти. Она читала «Время», он – вечность.

Этика «Екклесиаста»

Еще не так давно фило­софы отнесли бы «Еккле­си­аст» к раз­делу этики, поскольку там ста­вится самый важ­ный её вопрос, на кото­рый пыта­лись отве­тить и Пла­тон в «Госу­дар­стве», и Ари­сто­тель в «Нико­ма­хо­вой этике», и Авгу­стин в «Испо­веди», и Акви­нат в «Сумме», и Пас­каль в «Мыс­лях», и Спи­ноза, и Кьер­ке­гор. Вопрос такой: в чем выс­шее благо, вели­чай­шая цен­ность, смысл жизни?

Кажется, я знаю, почему она не ста­вит самого важ­ного вопроса. У неё нет ответа. Такую огром­ную дыру заткнет только сме­лость экзи­стен­ци­а­ли­ста или вера христианина.

Экзистенциализм «Екклесиаста»

Пер­вый экзи­стен­ци­а­лист – не Сартр, и не Кьер­ке­гор, не Ницше, и не Пас­каль, пред­вос­хи­тив­ший поло­вину Кьер­ке­гора, писав­ший о бес­смыс­лице и о все­объ­ем­лю­щей тре­воге. Это не Авгу­стин, чья «Испо­ведь» – луч­шая из экзи­стен­ци­аль­ных авто­био­гра­фий. Это не Сократ, дей­стви­тельно про­жив­ший всю свою фило­со­фию. Это – Еккле­си­аст. Едва ли не за трид­цать веков до «Тош­ноты», «Посто­рон­него», «Замка» или «Ожи­да­ния Годо» он знал то, что знали Сартр и Камю, Кафка и Бек­кет, но рас­ска­зы­вал об этом искрен­ней и проще.

Если вы читали экзи­стен­ци­а­ли­стов, хотя бы этих четы­рех, вы уви­дите, как похож на них «Еккле­си­аст», когда его откро­ете. Его не нужно под них под­го­нять, не нужно рас­тя­ги­вать, он – не уже.

Современность «Екклесиаста»

Роберт Шорт соста­вил книгу «Время жить и время уми­рать» (A Time to Be Born – A Time to Die, 1973). Это – фото­гра­фии, по одной на каж­дый стих «Еккле­си­а­ста». Фото­граф снял то, что мы видим каж­дый день – и не заме­чаем (а фото­гра­фия помо­гает заме­тить). Перед нами – сама совре­мен­ность, и самый что ни на есть «Еккле­си­аст».

Именно его и надо иллю­стри­ро­вать фото­гра­фи­ями, ведь сам он – набор фото­гра­фий. Слово «фото­гра­фия» зна­чит «све­то­пись»; так и напи­сан «Еккле­си­аст». Только в этой книге, из всей Биб­лии, ничто не под­све­чено верой, есть один свет – есте­ствен­ный, здеш­ний (мы – «под солн­цем»), свет чело­ве­че­ского разума и объ­ек­тив­ных чувств. В этом свете поверх­ность жизни видна с гру­бой чет­ко­стью, во всей своей нищете. Такой вер­ной кар­тины, пока­зы­ва­ю­щей именно поверх­ность, больше не было и нет.

Источник

Люди, вклю­чив­шие эту книгу в канон, были поис­тине мудры и поис­тине смелы. Муд­рость их в том, что кон­траст мно­го­кратно уве­ли­чи­вает яркость, а наблю­де­ния Соло­мона – кон­траст, про­ти­во­вес, аль­тер­на­тива всему, что ска­зано в Биб­лии. Это – вопрос, все осталь­ное – ответ. Нет ничего бес­смыс­лен­ней, чем ответ без вопроса. Вот почему так нужен «Еккле­си­аст». Сме­лость – в том, что вопрос без­донно глу­бок. Ответ дол­жен быть еще глубже, иначе он не ути­шит ни разума, ни сердца, и нам при­дется бес­славно бежать от вопроса или без­ра­достно бежать от жизни. Так сей­час и делают – и то, и другое.

Для нынеш­них людей эта книга – пер­вый урок, все про­чее в Биб­лии – вто­рой. Они не усвоят вто­рого урока, если не знают пер­вого. Где бы я ни про­по­ве­до­вал, где бы ни пре­по­да­вал, я начи­наю с «Еккле­си­а­ста». Раньше мы могли, вме­сте с Богом, начи­нать с Книги Бытия. Теперь, когда Бога забыли, начи­нать надо вме­сте с пациентом.

У «Еккле­си­а­ста», по край­ней мере, семь совре­мен­ных свойств.

Во-пер­вых, он гово­рит об «экзи­стен­ции», о чело­ве­че­ском суще­ство­ва­нии. Он задает глав­ный вопрос нынеш­них людей: «Есть ли хоть какой-то смысл в нашей жизни?» Раньше спо­рили о том, в чем этот смысл; только Еккле­си­аст посмел спро­сить, есть ли он вообще. Раньше боя­лись смерти (это – антич­ность) или греха, гибели, ада (Сред­не­ве­ко­вье). Теперь боятся пустоты, «суеты сует».

Во-вто­рых, он пока­зы­вает вели­чай­ший страх совре­мен­но­сти: не страх смерти, не страх греха или виной или ада, а страх перед бес­смыс­лен­но­стью, «суе­той», экзи­стен­ци­аль­ным вакуумом.

В‑третьих, мы видим здесь луч­шую черту совре­мен­ного чело­века (правда, она и худ­шая) – он полон отча­я­ния и бес­пре­дельно честен. Если отча­я­ние честно, оно чре­вато надеж­дой; так было у Иова.

В‑четвертых, на вопрос о выс­шем благе он отве­чает по-нынеш­нему, то есть – ответа не дает. Два­дцать циви­ли­за­ций, сме­няв­ших друг друга (по Тойнби) гово­рили людям, зачем они живут, и только наша, два­дцать пер­вая, мол­чит. Вер­нее, она отде­лы­ва­ется эвфе­миз­мами: «мы – не дог­ма­тики», «мы сами тво­рим свои цен­но­сти», «мы вольны выби­рать», а по-чест­ному выхо­дит, что отве­тить нам нечего. Чем дальше, тем больше наше обще­ство знает о мел­ком, тем меньше – о главном.

Что ж, и то лучше, чем счи­тать наши мел­кие услады осмыс­лен­ными и само­до­ста­точ­ными. Чест­ный гедо­низм выше само­об­мана. К чело­веку, кото­рый набил амбары и успо­ко­ился, Хри­стос суро­вей, чем к блуд­нице и вору. В своей геро­и­че­ской чест­но­сти «Еккле­си­аст» бес­пре­дельно выше само­до­воль­ного бла­го­по­лу­чия. Намного пре­вос­ходя нашу пош­лую пси­хо­ло­гию, он дости­гает тех высот, где есть досто­ин­ство отчаяния.

В‑шестых, он обра­ща­ется к омирщвлен­ному миру. Вера загнана в отсеки жизни, она где-то между прес­сой и нау­кой, нет – еще дальше, там, где ютится то, что доступно наблю­де­нию. В таком мире Бог – часть моей жизни, а не наобо­рот. «Я» – в цен­тре. Свя­щен­ное доз­во­ля­ется (не все­гда), но обу­слав­ли­ва­ется мир­ским. Так – только у нас и в «Еккле­си­а­сте». И в осталь­ных кни­гах Биб­лии, и в дру­гие века всё совер­шенно иначе.

В‑седьмых, и это – глав­ное, он дает зем­ной ответ на вопрос о выс­шем благе. Самый метод его, самый спо­соб позна­ния – мир­ские. Тот, кто его напи­сал, как бы дает репор­таж во все­мир­ную газету. Никто ему не являлся, Бог у него – такой же, как в нашей при­стой­ной, зазем­лен­ной вере, и сам он – вполне мир­ской человек.

Молчание Божье

Фило­со­фия отли­ча­ется от рели­гии, как речь от слу­ша­нья. Там – чело­век гово­рит о Боге, тут – Бог о чело­веке. Одно дело – разум, дру­гое – вера. Фило­софы – люди, они ищут Бога; биб­лей­ский Бог ищет чело­века. Биб­лия – не слово, летя­щее вверх, а Слово, схо­дя­щее вниз, к нам. Только в «Еккле­си­а­сте» Бог мол­чит. Здесь Он – объ­ект, а не субъект.

Мол­чит Он и в «Иове», кроме конца и начала, но именно они и отли­чают «Иова» от «Еккле­си­а­ста». Бог заго­во­рил – и у Иова есть всё, хотя нет ничего. Бог про­мол­чал – и у Еккле­си­а­ста нет ничего, хотя есть всё. В той, дру­гой книге Он гово­рит два­жды. Сперва Он испы­ты­вает Иова, и свет Его слов помо­гает нам, чита­те­лям, понять те про­стран­ные рас­суж­де­ния Иова, кото­рому кажется, что он испы­ты­вает Бога. Иов пер­вых глав не знает и думает, что Бог ничего не гово­рит ему, как Екклесиасту.

Потом, целых пять глав, Бог гово­рит с ним из бури. Во всей сло­вес­но­сти, какая только суще­ствует, нет ничего подоб­ного. Божьи слова так глу­боки и пора­зи­тельны, что убе­дили Иова, чело­века упря­мого. Ведь Иов совсем не тер­пе­лив, он упрям и свое­нра­вен. Того, что ска­зано в послед­них гла­вах, хва­тило самому тре­бо­ва­тель­ному из людей, задав­шему самый труд­ный вопрос, – о тайне зла. Хва­тило бы и Еккле­си­асту, если бы Бог заго­во­рил с ним; но Бог промолчал.

А может быть, царь не слу­шал. Ведь Бог заго­во­рил тогда, когда замол­чал Иов (луч­шие его слова: «Кон­чи­лись слова Иова»). Елиуй гово­рил ему: «Бог гово­рит одна­жды и, если того не заме­тят, в дру­гой раз». Может быть, все дело в том, что Иов – стра­да­лец, Соло­мон – фило­соф. Царь подо­бен Сократу, боль­ной бед­няк – Христу.

Вся Биб­лия – Божья речь, кроме «Еккле­си­а­ста». Эта книга – не диа­лог, а моно­лог. Где же тут откро­ве­ние? Его нет?

Как построен «Екклесиаст»

«Еккле­си­аст» гораздо лако­нич­ней и логич­ней, чем кажется. Когда чита­ешь его впер­вые, воз­ни­кает ощу­ще­ние, что книга эта пет­ляет и никуда не ведет, что в ней нет чет­ких и обос­но­ван­ных выво­дов, что это – какие-то капли муд­ро­сти, упав­шие на жад­ную и сухую землю, или кол­лаж из фото­гра­фий, сде­лан­ных на тону­щем корабле.

Но ведь так и должно быть – иначе не выра­зишь с таким совер­шен­ством самую весть: жизнь пет­ляет и не ведет никуда. Форма соот­вет­ствует содер­жа­нию, как во всех вели­ких кни­гах. Жизнь кру­жит на месте, ловит свой хвост? Что ж, книга тоже. Конец её и начало оди­на­ковы: «суета сует».

Источник

Тут, вблизи – смысл, вдали – бес­смыс­лица; вблизи – цель, вдали – бес­цель­ность. Вот она, весть Еккле­си­а­ста. Мы – вроде завод­ной игрушки: посвер­кает, попи­щит, потря­сется, а иссяк­нут бата­рейки – и всё. Каж­дая деталь осмыс­ленна, сама игрушка – нет. Так видел чело­ве­че­скую жизнь муд­рей­ший из людей.

Что ж удив­ляться, если мы не можем честно читать эту книгу? Что ж удив­ляться, если мы сокру­шенно ахаем, качаем голо­вой и ухо­дим? Но какой-то чер­вя­чок оста­ется. А вдруг это – правда? Да нет! А все-таки?

Вот еще одна кар­тинка (образ стоит тысячи слов, Хри­стос все время ими поль­зо­вался). Пётр рас­по­ло­жился посреди дороги у кучи кам­ней, в кото­рой закреп­лен фонарь. Иван под­хо­дит и спра­ши­вает: «Это ты при­кре­пил?» Пётр отве­чает: «Я. – А зачем? – Чтоб машины на кучу не нае­хали. – А куча тут для чего? – Чтоб фонарю было на чем держаться».

Поси­дите у моста в боль­шом городе, пока вам не пока­жется, что мост был все­гда, без него невоз­можно. Тогда спро­сите себя: «А зачем он?» Ну, чтобы люди могли попасть из при­го­рода в город: а потом – из города в при­го­род. Хорошо; а зачем они едут в город? Рабо­тать. А как? Да по-раз­ному: поли­цей­ский регу­ли­рует дви­же­ние на мосту, мед­сестра пере­вя­зы­вает после ава­рии, финан­сист дает деньги на стро­и­тель­ство, инже­нер про­ек­ти­рует мосты, рабо­чий – строит, мате­ма­тик учит инже­нера, сапож­ник – чинит обувь, сно­сив­шу­юся у пеше­хода всё на том же мосту. Видите? Камни – для фонаря, фонарь – для кам­ней. Та же игрушка, только дета­лей в ней больше.

Однако мы этого не заме­чаем. В науш­ни­ках – такой шум, что мы не слы­шим мол­ча­ния. Голова у нас набита, сердце – пустое. Если бы мы, как экзи­стен­ци­а­ли­сты, осме­ли­лись вслу­шаться в тишину, мы бы испу­га­лись не меньше их. Древ­ние слы­шали музыку сфер; мы слы­шим то, что Пас­каль назвал «веч­ным мол­ча­ньем бес­ко­неч­ных про­странств» и при­знался, что оно «испол­няет ужа­сом». Но мол­ча­ние слу­шать надо, это нуж­нее всего. Кьер­ке­гор ска­зал: «Если бы я мог про­пи­сать лекар­ство от нынеш­них неду­гов, я бы выбрал мол­ча­ние. Ведь даже если бы слово Божье было бы про­по­ве­дано, никто бы его не услы­шал, слиш­ком много шума. Итак, тво­рите молчание».

Еккле­си­аст его творит.

Вот он, пер­вый и непре­мен­ный шаг на пути к спа­се­нию. Нынеш­ний мир не хочет идти к Вели­кому Цели­телю (или хочет – но даром, бес­платно, на своих усло­виях). Что ж, пусть узнает, что без этого он умрет. «Не здо­ро­вые имеют нужду во враче, но боль­ные. Я при­шел при­звать к пока­я­нию не пра­вед­ни­ков, а грешников».

Для нас, людей XX века, «Еккле­си­аст» страш­нее всех книг. Это – зер­кало, мы видим в нем себя, но на месте сердца – дыра, тем­ное пятно. В мик­ро­косме тоже есть чер­ные дыры. Куда уж страш­нее! Сердце, вме­сти­лище жизни, стало вме­сти­ли­щем смерти.

Дети «отыг­ры­вают» это чув­ство, что-нибудь ломая. Дети, не под­ростки; те – в этом смысле – как взрослые.

Нар­ко­тик нам постав­ляют масс – медиа. Они – наши слуги, винить их мы можем не больше, чем убийца – свой револь­вер. Им выгодна наша тяга к смерти – к наси­лию, убий­ству, раз­врату, пьян­ству, нар­ко­ти­кам. Социо­логи уста­но­вили, что из два­дцати филь­мов только два отно­сятся хотя бы с усмеш­кой к нар­ко­ма­нии и пьян­ству. При чем тут «Еккле­си­аст»? Какое отно­ше­ние к нему имеют эти про­писи и проповеди?

Личина

Все, что мы делаем здесь, «под солн­цем», циви­ли­за­ция, науки, искус­ства, для мно­гих – про­сто личина. Еккле­си­аст сры­вает её, и мы видим пустоту. Это и есть откро­ве­ние – он откры­вает, что таится под личиной.

Мир – не дурак, он не зря навы­ду­мы­вал такую тьму раз­вле­че­ний и масок. Уви­дишь правду – и ты на рас­пу­тье. Одна дорога ведет к вере в то, что жизнь непри­ютна и непо­сти­жима. Дру­гая – туда, где дыру в сердце тщатся заме­нить дырой в черепе.

Как спрятать слона

Соло­мон видит так, и нынеш­ний мир так видит. Ведь у него нет ответа на глав­ный вопрос: «Зачем это все? Зачем мы?»

Вопрос огро­мен как слон. Можно ли его скрыть? Наш мир измыс­лил пять способов.

1. Пер­вый и наи­бо­лее эффек­тив­ный спо­соб «скрыть слона» это – отвле­каться на мелочи. Если мышей (мело­чей) уж очень много, они скроют слона. Так наш мир полон тысяч малых вещей кото­рые могут отвлечь нас и скрыть одну боль­шую вещь. Мы так заняты мело­чами, что не имеем вре­мени поду­мать о главном.

2. Можно и отру­ги­ваться. Раз ответа нет, бра­ните вопрос вся­кими сло­вами, вроде «фило­со­фия», «мета­фи­зика», «част­ное мне­ние», словно попытки понять, где же мы и где истина – про­сто при­хоть, а ответы на них – выдумка.

4. Стрем­ле­ние к сча­стью, кото­рое Аме­ри­кан­ская Декла­ра­ция Неза­ви­си­мо­сти назы­вает одним из наших вели­ких неотъ­ем­ле­мых прав (Мал­кольм Магридж назы­вает это самой глу­пой мыс­лью какую только вби­вали людям в голову), скры­вает слона, потому что слон, как кажется, не делает нас счаст­ли­выми. Слон «отри­ца­тель­ный», а мы должны прак­ти­ко­вать «пози­тив­ное мыш­ле­ние»: «Я в порядке», «Вы в порядке» и «Я при­ни­маю себя, таким каков я есть». Мы должны про­воз­гла­шать: «Мир, мир!» (когда нет мира), потому что счи­таем, что это делает нас счаст­ли­выми. Мы учим детей: «Да, милочка, Дед Мороз есть», «Нет, милочка, люди не уми­рают, они только ухо­дят из жизни», «Все рели­ги­оз­ные вос­пи­та­тели согласны с тем, что биб­лей­ский Страх Гос­по­день – ника­кое не начало муд­ро­сти, а пере­жи­ток, опас­ное суе­ве­рие, кото­рое должно быть иско­ре­нено из умов моло­дых, чтобы они не стали отли­чаться от хорошо при­спо­соб­лен­ных граж­дан этого мира».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *