питер койот личная жизнь
Хищник и жертва: «Горькая луна»
«Мы питались любовью и засохшими булочками» (Оскар).
М аститый режиссёр не подвергает их сомнению, но показывает, к чему могут привести невротические отношения и чрезмерное акцентирование на сексе. Действительно, в «Горькой луне», которая поставлена по одноимённому роману французского писателя Паскаля Брюкнера, представлены психологические портреты находящихся на грани нервного срыва мужчины и женщины. Поведение Оскара и Мими очень похоже на то, что описывали в своих трудах Эрих Фромм, Зигмунд Фрейд и Карл Юнг.
Найджел и Фиона давно в браке, и страсть уже давно исчезла из их отношений. Совершая морской круиз по Средиземному морю, они знакомятся с Оскаром и Мими – другой парой, в прошлом которой скрыто много неизвестного. Сами того не подозревая, Найджел и Фиона оказываются втянуты в опасную игру.
Как известно, за любым медовым месяцем наступает рутина семейной жизни. Впрочем, иногда первый период очень быстро завершается. Он оказывается лишь иллюзией вечной идиллии, скрывая за собой отношения зависимые, болезненные. Тогда любовь превращается в ненависть, забота – в равнодушие, а дружба – в открытую неприязнь. Тем не менее расстаться не получается – люди не в состоянии разорвать порочный круг, так как взаимоотношения приносят им больное удовольствие.
Исследованию парафилий, в частности садомазохизма, посвящён фильм Полански. Роман-первоисточник стал самым цитируемым и скандальным в карьере Брюкнера. А вот его экранизация вышла далеко не такой однозначной.
Тематически «Горькая луна» напоминает криминальный триллер «Тупик» – важную ленту в фильмографии польско-французского режиссёра, которая тоже не смогла завоевать ни всенародную любовь, ни уважение критиков. В картине, основанной на пьесах Сэмюэла Беккета – основоположника театра абсурда, одного из ярких представителей модернистов европейской литературы двадцатого века, – сарказм ловко смешивался с искренностью, а завуалированный постмодернистский комментарий легко можно было спутать с творческим бессилием.
Нечто похожее происходит в «Горькой луне». Роман Полански показывает события с мужской точки зрения. Бесталанный писатель, чья главная страсть – женщины и странные отношения с ними, в которых необоримое плотское желание соединяется с извращённой любовью – оборачивается его же погибелью, проходит путь медленной деградации. Из героя-любовника он сначала превращается в узурпатора и насильника, затем – в изгоя, калеку и сумасшедшего, а после становится настоящим преступником.
С Найджелом, которому Оскар рассказывает свою мрачную повесть, невольно идентифицирует себя зритель: персонаж Хью Гранта симпатичен, любезен, обаятелен и в меру скромен. И хотя он является полной противоположностью героя Питера Койота (первый – ведомый, второй – лидер), а его отношения с очаровательной Фионой (Кристин Скотт Томас) больше походят на крепкий союз, основанный на дружбе и скреплённый холодным расчётом, нежели на любовь всей жизни, путь его мало отличается от судьбы нового знакомого.
И Оскар, и Найджел превращаются из романтичного влюблённого в ослеплённого желаниями мужчину, для которого ничего, кроме объекта похоти, не существует. Отличается только их реакция на происходящее: один действует, а второй рефлексирует. Но и тут нет постоянства – по ходу развития событий с протагонистами происходят различные метаморфозы.
Умозаключение, которое осторожно выводит на полях своей истории Полански, далеко не новое – любые отношения, в основе которых есть любовь, рано или поздно обречены на провал. И, если итог всё равно известен, что постыдного в дикой, необузданной страсти, в нескольких месяцах, днях, минутах или секундах подлинного счастья? Стоит ли обвинять людей в их ошибках, судить за потаённые желания? В «Горькой луне» Роман Полански задаёт все эти вопросы.
Интересно, однако, какие художественные средства использует для их раскрытия опытный режиссёр. Китч, провокация и неприкрытая ирония – ключевые составляющие картины. Сюжет, будто бы собранный из самых распространённых клише, звучащие на фоне истории популярные в 90-е мелодии и ходульные персонажи складываются в фантасмагоричную повесть, внешне нескладную и кажущуюся искусственной.
Жена Поланского Эммануэль Сенье играет Мими – вульгарную особу, которая обожает латекс и чулки, не носит нижнее бельё, красит губы яркой красной помадой, но при этом ведёт себя как неискушённая в делах любовных школьница. Кажется, в ней скрыто больше, чем кажется на первый взгляд. Однако дальше полунамёков это не идёт – автор никак не поясняет мотивов такого поведения и последующей резкой трансформации героини.
Образ Мими напоминает о Саманте Геймер – тринадцатилетней девочке, которая была изнасилована режиссёром в 1977 году. В свою очередь зрелый любовник персонажа Сенье Оскар, конечно, воспринимается как альтер эго самого Поланского. Впрочем, и Найджела нельзя воспринимать в отрыве от Оскара. Это равнозначные детали единого пазла, две части одного человека: ранимого, сильного, вспыльчивого, застенчивого, грубого, вежливого, любящего и равнодушного.
Ровно та же ситуация и с их спутницами – суммарно Мими и Фиона представляют собой девушку, которую «трудно найти, легко потерять и невозможно забыть». Недаром в одной из сцен ленты они сливаются в диком экстазе.
Чёткое деление на чёрное и белое, которым занимается в фильме Полански, не только жанровая особенность эротической мелодрамы (некоторые эпизоды фильма были весьма откровенными для того времени), но и способ, при помощи которого автор рисует двуполярный мир, центр которого попеременно смещается то в одну, то в другую сторону.
Вообще, тема проблемных отношений опытного мужчины и молодой, наивной женщины проходят рефреном сквозь всё творчество автора «Ребёнка Розмари» и «Пианиста». Борющиеся за лидерство и внимание друг друга Анджей и Кристина из дебютного фильма Поланского «Нож в воде», проходящие сложный путь самопознания Тэсс и Алек из экранизации романа Томаса Харди, обаятельный недотёпа Майкл и малоэмоциональная Пенелопа из «Резни» помещены в закрытую повествовательную структуру, в которой особую важность приобретают диалоги.
Используется такой приём и в «Горькой луне». Но слова здесь намеренно складываются в нечто несвязное, глупое и пошлое. Показателен разговор двух мужчин во время их первой встречи.
Диалог, который органично смотрелся бы в фильмах категории «C», вдруг всплывает в работе режиссёра с мировым именем. Как такое может быть?! Дело в том, что Полански в содружестве со сценаристами Жерарем Брашем («Лодка на траве», «Призрак оперы») и Джоном Браунджоном («Тэсс», «Девятые врата») сознательно наполнил фильм прямолинейными диалогами.
Их цель – показать душевную простоту героев, ограниченность Мими и Оскара. Полностью отдавая себя во власть пороков, они лишаются способности облекать свои мысли в красивые слова, не могут искренне выразить свои чувства.
Вывод, к которому подходит Роман Полански в финале картины одновременно и прост, и изящен. Только отринув страсть, отказавшись от пламенных желаний, переведя жизнь в состояние спокойного течения, устойчивого равновесия, можно надеяться на долговременный покой.
Но можно ли будет назвать такой исход счастьем? Не лучше ли кратковременная искра, стремительная вспышка, чем тихая спокойная жизнь по инерции? Ответы на эти вопросы, кажется, очевидны, но в «Горькой луне» они вовсе не кажутся безапелляционными.
Питер Койот
Питер Койот родился в простой семье инвестиционного банкира 10 октября 1941 года. Его отец родом с России. Питер родился в городе больших возможностей Нью-Йорке, а детство прошло в Энглвуде. Воспитанием мальчика в основном занималась Сьюз Нельсон — экономка афроамериканского происхождения, по словам мальчика, она была для него, словно вторая мама. После окончания школы в 1960 году парень продолжает свое образование в колледже Гриннелла. Помимо этого учился в элитной Писательской мастерской. Имеет степень магистра литературы, которую обрел в Сан-Франциском университете.
После этого решил постичь азы мастерства в Актерской студии, вошел в труппу мимов радикального политического уличного театра в Сан-Франциско. Это был весьма скандальный театр, их часто арестовывали за нелегальные представления. В это время Койот раскрывает свой талант как писателя и как режиссера. В 1967 году парень стал участником и основателем диггерского анархистского движения, которые анонимно повышали осведомленность граждан по вопросу частной собственности. Эта группа занималась благотворительностью, бесплатно кормила сотни людей. Его дебют в кино состоялся очень поздно. Первый фильм с Питером Койотом вышел на телеэкраны в 1980 году под названием Загадай мне загадку, затем последовала роль в драме Алькатрас — вся шокирующая история. Удачными работами актера зрители считают фильмы: Человек внутри, Горькая луна, Крыша мира, Сфера, мелодрама Спешите любить.
Кроме киноработ, Питер берет активное участие в общественной и политической жизни страны. Несмотря на свой съёмочный график, актёр находит время на личную жизнь, воспитывает двоих детей, играет на гитаре. Роли Питера Койота разнообразны, мастерство парня составляло конкуренцию любому популярному в то время актеру. Он превосходно передавал внутренний мир своих персонажей, их переживания и надежды. Зрители уже смогли увидеть П. Койота в фильмах: Все дороги ведут домой (2008), Пять долларов в день (2008), Хочу в Голливуд (2010), Вспомни, что будет (2009-2010), Закон и порядок (2010), Мгновение любви (2011), Цена славы (2014).
У Питера Койота карие глаза, темный от природы цвет волос, светлая кожа и средние губы. Форма лица овальная, лоб средний, волосы прямые седые. Питер Койот не меняет цвет волос, отдавая предпочтение натуральному. У актера средний прямой нос и округлый подбородок. Питер Койот иногда отпускает усы и бороду. Рост актера — 171 см, татуировок нет.
Питер Койот
Дата рождения | 10 октября 1941 / 80 лет |
---|---|
Знак зодиака | Весы |
Место рождения | Нью-Йорк, США |
Американский актер, писатель, режиссер, сценарист.
Полное имя — Рахмиль Пинхас Бен Моше Коэн.
Родился в еврейской семье, его отец учился на раввина в России. Среди прочих студентов Гриннелл-колледжа в 1962 году Питер Койот ездил в Вашингтон, где встречался с советником по национальной безопасности США, Макджорджем Банди. Встреча прошла в рамках так называемой «гонки мира» и получила широкое освещение в прессе.
Окончил колледж со степенью бакалавра по английской литературе, поступил в магистратуру Сан-францисского Университета. Однако вскоре увлекся театром и вступил в труппу мимов Сан-Франциско. Они показывали радикальные политические представления в парках города и нередко попадали в полицию.
Питер Койот основал так называемый импровизационный театр диггеров и успел попробовать себя, помимо актерской профессии, в режиссуре и сценарном мастерстве.
В конце 1970-х годов Питер Койот начал активно сниматься. На его счету более 120 фильмов и сериалов, в числе которых «Горькая луна» Романа Полански, «Кика» Педро Альмодовара и другие. Известен также как актер озвучивания: его голос звучал на церемонии открытия Зимних Олимпийских игр 2002 года и первой презентации iPad.
Ярый приверженец традиций буддизма, рукоположен в священнослужители.