питер брейгель старший годы жизни
Питер Брейгель Старший — величайший народный художник Голландии XVI века
Питер Брейгель Старший (Pieter Bruegel de Oude; родился 1526 года — умер 9 сентября 1569 года) был голландским художником XVII века, выдающимся мастером бытового жанра, родоначальником известной династии нидерландских живописцев. Питер Брейгель Старший также знаменит картинами на религиозную тематику, пейзажами и великолепными гравюрами. Отличительная особенность многих произведений мастера — огромное количество крошечных человеческих фигурок в композиции. Подлинными героями его картин были народные массы, а не отдельные личности.
Питер Брейгель Старший или «Мужицкий» — весьма таинственная фигура в мировой живописи. В отличие от своих коллег-современников, он не оставил потомкам ни единого автопортрета, не вел дневников и не написал ни одного трактата об искусстве. Многие факты из биографии мастера и сегодня вызывают споры в кругах историков.
Биография Питера Брейгеля Старшего
Питер Брейгель Старший вероятнее всего появился на свет в 1526 году в деревушке Брёгел вблизи Бреды в семье крестьянина. Название родной деревни впоследствии стало фамилией мастера и его потомков. Увы, подлинного документа, официально подтверждающего конкретную дату и место рождения художника, не сохранилось.
О детских годах жизни живописца ничего не известно. В середине 1540-х годов Питер, которому на тот момент было уже около 20 лет, стал учеником известного брюссельского мастера Питера Кука ван Альста (Pieter Coecke van Aelst). Спустя 13 лет, он женился на дочери своего учителя Марии, которая родила ему двух сыновей, ставших впоследствии известными художниками, и дочь.
После смерти Ван Альста в 1550 году Брейгель переехал в самый богатый голландский порт Антверпен, где был принят в местную гильдию живописцев. Здесь молодому художнику посчастливилось поступить на работу в мастерскую крупнейшего печатника гравюр Северной Европы того времени — Иерониму Велленсу де Коку (Wellens de Cock).
Издательский дом де Кока «На четырёх ветрах» был успешным коммерческим предприятиям. Его печатные произведения пользовались большим спросом во многих странах Европы, а Брейгель получил прекрасную возможность создавать гравюры на заказ.
В 1552-1553 годах Брейгель совершил поездку в Италию, чтобы поближе познакомиться с работами великих мастеров Возрождения и сделать серию рисунков для новых гравюр. По возвращении с Апеннинского полуострова художник продолжил сотрудничество с де Куком в Антверпене.
В этот период жизни в творчестве художника центральное место занимает религиозная тематика, но появление цикла картин «Перевёрнутый мир» знаменует собой рост интереса мастера к бытовому жанру.
В 1563 году уже признанный в мире искусства мастер живописи переезжает из Антверпена в Брюгге. Здесь начинается последний период творчества художника. В течение последующих 6 лет Брейгель трижды становится отцом и пишет множество шедевров бытового жанра. Живописец принципиально не писал портреты на заказ, хотя получал множество заманчивых предложений.
9 сентября 1569 года в обстановке кошмарных событий: доносов, истязательств и казней — Питер Брейгель Старший, будучи еще в расцвете творческих сил, умер от неизвестной болезни. Хотя мастер не успел научить малолетних сыновей азам искусства, его художественный талант генетически передался детям, внукам и даже правнукам.
Самые известные картины Питера Брейгеля Старшего
Среди самых знаменитых картин Питера Брейгеля Старшего особое место занимают следующие работы:
Питер Брейгель Старший по праву относится к числу величайших нидерландских живописцев всех времен. А на сайте Very Important Lot ценители искусства могут принять участие в аукционах и приобрести оригинальные предметы антиквариата. Портал также предоставляет возможность всем желающим недорого купить картины у современных художников.
Брейгель Питер (Старший): биография и произведения
Известный нидерландский художник Брейгель Питер (Старший), известный также как «крестьянский художник» или «мужицкий», за свою приверженность к изображениям сельских пейзажей и жанровых сцен, посвященных жизни простого народа. Дал миру еще двух художников сыновей: Питера Младшего «Адского» и Яна Старшего «Райского».
Биография мастера
Точное время, так же как и точное место рождения этого художника неизвестны. Исследователи его творчества называют период между 1525 и 1530-м годами, а местом рождения считают город Бреда или деревушку Брёгел близ Брабанта.
Он появился на свет в простой крестьянской семье и свое прозвище получил, как тогда и было принято, от названия поселка, но его сыновья получили его уже как полноценную фамилию.
Каким образом и при каких обстоятельствах он попал в Антверпен неизвестно, но достоверно известно, что он учился живописи в мастерской у Питера Кука ван Альста, известного живописца того времени, который пользовался расположением самого короля и писал для королевской галереи.
В 1551 году появилась первая запись, упоминающая о вступлении Питера Брейгеля в гильдию живописцев имени Святого Луки. В это же время он поступил на работу к граверу и живописцу Иерониму Коку, занимавшемуся печатанием и распространением гравюр.
Через год молодой живописец отправился в Италию, поскольку, только посетив эту страну и прослушав курс лекций у итальянских художников можно было считаться полноценным мастером. Там он должен был создать серию гравюр, посвященных итальянским пейзажам и античным памятникам.
Но на юного живописца красоты Италии не произвели особого впечатления, он практически не встречался с художниками, кроме Джулио Кловио, известного миниатюриста, поразившего Питера своими работами, и уже через год вернулся в Нидерланды.
Вскоре после возвращения (1555-1558) он предлагает широкой публике свое первое большое полотно «Падение Икара». Картина изображает гибнущего молодого Икара в пучине морской, ее можно рассматривать как предупреждение о ом, что человек не может совершить то, что доступно лишь Богу.
На картине Брейгеля стоят и смотрят на падение героя пастух, рыбак и крестьянин. Но они не восхищаются смелостью и удалью мифологического персонажа, они полностью поглощены своими делами.
В творчестве и молодого, и более зрелого Брейгеля будет постоянно прослеживаться вопрос: люди – слепы и глухи к чужим страданиям или они полностью подчинены воле Бога и не могут мыслить и действовать самостоятельно? Это время Питер продолжает работать в граверной мастерской «Четыре ветра», где по его эскизам были создано много известных доныне гравюр. Но хозяин мастерской не гнушался мошенничества, он подделывал подписи знаменитых художников под своими произведениями. Так, например, под гравюрой, выполненной по рисунку Брейгеля «Большие рыбы поедают малых», был поставлен автограф самого Иеронима Босха.
Большие рыбы поедают малых
Здесь же в 1557 году мастер создает свою знаменитую подборку гравюр «Семь смертных грехов», изображающих проявления этих людских пороков в безобразном и отталкивающем виде.
В 1563 году Питер сочетается браком по самой страстной любви с дочерью своего учителя ван Альста — Марии или Майкен, как ее называли, и с молодой женой они переселяются в Брюссель.
Здесь в 1565 году Питер нарисовал серию картин для календаря, посвященных разным месяцам года. От этой серии до наших дней сохранилось только пять полотен, на которых запечатлены пейзажи, посвященные разным временам года.
В это время Брейгелем пишется картина «Сорока на виселице», в которой он прямо указывает на свое желание уничтожить всех болтливых «сорок», которые своими словами привели людей к смерти.
Умер живописец, не дожив до старости, в 1569 году там же, где и жил, в Брюсселе, там он и похоронен в церкви Нотр Дам де ла Шапель.
Более трети сохранившихся полотен Питера Брейгеля Старшего находятся в музеях Вены. В нашей стране полотен этого художника нет.
Этапы творчества
Практически все дошедшие до наших дней картины Брейгеля изображают представителей крестьянства. Лица крестьян скрыты, художник не работал как портретист, но жанровые цены прописаны до мельчайших подробностей.
Кроме этого в своих произведениях художник обращался и к античным сюжетам, и к христианской тематике.
Поклонение волхвов
Известное во всем мире полотно «Поклонение волхвов» вызывала и вызывает множество толков и споров. Она посвящена Рождению Иисуса Христа, но по общему впечатлению оно навевает скорее тягостные мысли о том, что если в стране война, то рождение младенца не приносит никому радости.
В центре полотна Дева Мария, ее лицо почти скрыто от зрителей капюшоном плаща, но вся фигура скорее скорбная, чем радостная. Лица волхвов напоминают жестокие маски, а люди, столпившиеся вокруг Мадонны, смотрят на нее жестокими или равнодушными глазами. Солдаты с острыми пиками, устремленными в небо, словно напоминают о той войне, что в 16 веке раздирала Родину мастера.
НА произведения Брейгеля нельзя просто смотреть или любоваться ими, они требуют глубокого осмысления и напряженной работы мысли, они, написанные пять столетий назад, актуальны и в наше неспокойное время.
Из пяти сохранившихся и дошедших до наших дней картин, изображающих времена года и тяжелый труд крестьян, самой яркой является «Жатва».
Золотое пшеничное поле, уходящее вдаль, снопы, как результат труда, на переднем плане крестьяне, усердно выполняющие свою работу. Со всем присущим только ему мастерством художник изображает повседневную жизнь крестьян, которая известна ему с детства. Он явно симпатизирует своим героям. При этом художник дает зрителям понять, что только при полном порядке вещей, установленных Высшей властью, то есть Богом, можно добиться полного равновесия между природой и людьми.
Охотники на снегу
Это полотно так же относится к серии «Месяцы» и изображает какой-то из зимних месяцев. Это белая сияющая равнина под зеленовато- серым небом, природа отдыхает от трудов праведных, люди заняты своими исконными занятиями. В картинах Брегеля они являются гармоничной частью природы и повсюду видны плоды их трудов. На заднем плане трактир, высокая колокольня, запруда и повсюду людские фигуры.
Именно в Нидерландах люди умели жить и работать в полной гармонии с природой, не насилуя и не вредя ей. И Брегель, как настоящий сын своей страны и с детства приученный к крестьянскому труду, умел отразить в своих полотнах мирный труд крестьян и чудесные пейзажи.
Битва между Масленицей и Постом
Сюжет картины посвящен народному празднику – проводам зимы. Битва, разыгрываемая между Постом и Масленицей, обычно представлялась комедиантами во время праздников. Здесь же шуты спускаются с подмостков к публике и их яркие карнавальные костюмы контрастируют с будничными костюмами спешащих по своим делам прохожих. Художник на своем полотне умудрился показать картину жизни во всем ее многообразии: кто-то пляшет и поет, кто-то затеял уборку перед праздником, кто-то играет в кости, а где-то траурная процессия отправляется на погост.
И название, и сюжет картины многозначительно указывают на то, что в жизни так часто рядом идут радость и горе, смех и плач, Великий пост и развеселая Масленица.
В самом центре полотна двое путников в черной одежде пилигримов идут вслед за карликом, который зажжённым факелом указывает им дорогу. Не напоминание ли это об античных философах — стоиках, которые искали человека с фонарем среди белого дня?
Несение креста
Картина, написанная в 1564 году, посвящена самому известному библейскому сюжету – пути Иисуса на Голгофу. Но, нарушая все христианские каноны, художник в центре изображает не Иисуса, а Деву Марию, Святого Иоанна и плачущую Магдалину. И только присмотревшись можно увидеть в толпе серо-коричневых людей падающего под тяжестью своей ноши Мессию.
Толпу горожан окружают стражники в красных, как капельки крови на дороге, мундирах и с острыми пиками. Время, в которое писалась картина, было очень сложным для страны. Именно в это время обострилась борьба между католиками и гугенотами, было разрушено много храмов и уничтожены бесценные произведения искусства.
Исследователи творчества Брейгеля считают, что мастер специально изобразил Иисуса в толпе вместе со слепыми людьми, не умеющего разглядеть своего Бога, он хочет нести свой крест, как и любой человек при жизни несет свою ношу.
Обращение Савла
Картина создана в 1567 году, уже после введения в Нидерланды войск герцога Альбы и уничтожения инакомыслящих и непокорных.
На картине мы видим небольшой отряд людей, освещенных закатным солнцем и их командир, упавший с коня и обративший свое лицо к небу. Его черты невольно напоминают лицо жестоко воителя – герцога Альбу.
Возможно, в груди у художника тщетно тлела надежда на обращение завоевателей и прощение мятежным Нидерландам. Но надежда оказалась напрасной.
Вслед за этим полотном была написана картина «Избиение младенцев в Вифлееме», которая опять-таки через библейский сюжет показывала страшную современность и неумолимость завоевателей. И вновь в черты центрального лица на полотне он вкладывает черты своего врага – герцога Альбы.
Крестьянская свадьба
Две картины «Крестьянская свадьба» и «Крестьянский танец» были написаны в 1566-1567 гг, самое страшное и тяжелое для страны время, когда повсюду царило горе. Эти два жизнерадостных и жизнеутверждающих полотна резонируют с окружающей действительностью.
Крестьянский танец
В центре полотна невеста — пышущая здоровьем красавица. Но, что очень символично, нет изображения жениха, это также вызвало множество споров среди исследователей. Многие считают, что невеста олицетворяет Церковь, ожидающую своего нареченного жениха – Иисуса Христа и его возвращения на землю и Страшного суда.
Тщательно выписаны все гости. Дело в том, что указом испанского короля было запрещено приглашаться крестьянам более двадцати человек на торжественные мероприятия. Но обычно на такие мероприятия собиралась вся деревня, хотя и тайно. НА большом полотне мы может подробно изучить выражение лиц и чувств у каждого приглашённого, а большинство людей толпится в дверях, только мечтая попасть за столы.
Во второй же картине изображено свободное веселье крестьян, отдающихся без долгих мыслей, веселому танцу под незамысловатую музыку деревенских музыкантов. От картины веет настоящей свободой и искренним весельем. Простодушные поселяне не задумываются о горьких временах, в тот момент они только радуются жизни.
Притча о слепых
Картина написана в 1568 году и поражает своим натурализмом. Из глубины полотна, прямо на зрителя идет вереница безобразных калек, лишенных и глаз и зрячего поводыря. Они, не зная сами, идут к своему несчастью, поскольку перед ними простирается овраг. Вот первый из слепцов уже падает, а за ним неизбежно упадут все. Страшны их лица, безобразные и гримасничающие, страшны и тела, безжизненные и угловатые.
Как истинный христианин, Брейгель обращается к библейской притче: «может ли слепец указать истинный путь к свету другому слепцу? Не упадут ли они оба в яму?»
Конечно, Господь не говорил о физическом недостатке, он проповедовал о слепых духом, не способных увидеть свет истинной веры. Наверное, поэтому в глубине картины изображена церковь, но путь к ней заказан тем, кто не знает, куда идти и где найти спасение и утешение.
Фламандские пословицы
Это сравнительно небольшое полотно, в котором художник сумел изобразить более ста (некоторые исследователи считают, что до двухсот) народных пословиц.
Что интересно, но некоторые пословицы и без разъяснений понятны и нам: кто-то ведет за нос своего соседа, кто-то старается уместиться между двух стульев, некто бьется о стену головой, а кто-то завис над землей.
Другие чисто нидерландские пословицы и без разъяснений понятны. Например, «и у крыши есть щели» созвучна с русской «у стен есть уши», а «бросать деньги в воду» синонимична русской «бросать деньги на ветер».
Символичные две центральные фигуры полотна: юноша, что вертит на пальце земной шар, который считает, что в мире все свершается по его велению. И старик, согнувшийся в три погибели, пытающийся влезть внутрь подобия земного шара. Этими символами художник пытается сказать, что мир сошел с ума, что все перевернулось вверх дном.
К сожалению, до наших дней дошло не более трети произведений, созданных великолепным и глубоким нидерландским художником Питером Брейгель (Старшим), но даже те, что дошли до наших дней заставляют о многом задумать и по –новому взглянуть на смысл жизни и место человека на земле.
Питер Брейгель Старший: жизнь и творчество художника
Пи́тер Бре́йгель Старший (нидерл. Pieter Bruegel de Oude, МФА: [ˈpitər ˈbrøːɣəl][1]; ок. 1525 — 9 сентября 1569, Брюссель), известный также с прозвищем «Мужицкий» — нидерландский живописец и график, самый известный и значительный из носивших эту фамилию художников. Мастер пейзажа и жанровых сцен. Отец художников Питера Брейгеля Младшего («Адского») и Яна Брейгеля Старшего («Райского»).
СОДЕРЖАНИЕ
БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА
Питер Брейгель родился предположительно между 1525 и 1530 годами (точная дата неизвестна). Местом его рождения чаще всего называют город Бреда (в современной нидерландской провинции Северный Брабант) или деревушку Брёгел около этого города.
Свою творческую биографию он начал как график. К середине 1540-х годов он попал в Антверпен, где обучался в мастерской у Питера Кука ван Альста, придворного художника императора Карла V. В мастерской Ван Альста Брейгель работал до самой смерти своего учителя в 1550 году.
В 1551 году Брейгель был принят в антверпенскую гильдию живописцев и поступил на работу в мастерскую к Иерониму Коку, печатавшему и продававшему гравюры. В мастерской Кока художник увидел эстампы с картин Босха, которые произвели на него такое впечатление, что он нарисовал собственные вариации на темы великого художника.
В 1552—1553 годах по предложению Кока Брейгель совершил путешествие во Францию, Италию, Швейцарию, чтобы сделать серию рисунков итальянских пейзажей, предназначенных для репродукции в гравюре. Был потрясён древними памятниками Рима и шедеврами Возрождения, морскими стихиями и живописными гаванями Средиземноморья. Предположительно в Риме он работал с миниатюристом Джулио Кловио.
В 1563 году Брейгель женился на дочери своего учителя Ван Альста, Марии (Майкен).
В 1556 году Брейгель работал в Антверпене для печатной мастерской «Четыре ветра», принадлежавшей нидерландскому издателю Иерониму Коку. По рисункам Брейгеля здесь были изготовлены гравюры «Большие рыбы поедают малых» и «Осёл в школе». Желая угодить вкусам богатых заказчиков, Кок даже не гнушался подделывать подписи на гравюрах. Так, гравюра «Большие рыбы поедают малых» была продана с подписью знаменитого нидерландского художника Иеронима Босха.
В 1557 году Брейгель написал цикл гравюр, иллюстрирующий семь смертных грехов.
В 1563 году переселился с семьёй в Брюссель.
В 1565 году была написана серия «Картины месяцев или времён года», от которой сохранилось всего пять произведений. В позднесредневековых иллюстрированных молитвенниках для знати религиозным текстам часто предшествовал календарь, где на каждый месяц приходилось по страничке. Смена сезонов изображалась чаще всего через призму занятий, соответствующих каждому месяцу. Но у Брейгеля в смене времён года основную роль играет природа, а люди, так же как и леса, горы, вода, животные, становятся лишь частью необозримого ландшафта.
«Возвращение стад. Осень», «Охотники на снегу. Зима» и «Сенокос» — одинакового формата и, возможно, выполнены для одного заказчика. Две другие — «Жатва. Лето» и «Сумрачный день. Весна». Карел ван Мандер называет заказчиком всей серии «Месяцев» богатого антверпенского купца Николаса Йонгелинка, который затем, срочно нуждаясь в крупной сумме денег, отдал все эти картины в залог и так и не выкупил их.
Картина «Избиение младенцев» содержит изображение зловещего человека в чёрном, наблюдающим за исполнением приказа царя Ирода; этот человек очень похож на Альбу; значит, короля Филиппа II художник сравнивает с Иродом.
Художник умер 5 сентября 1569 года в Брюсселе. Похоронен в брюссельской церкви Нотр-Дам де ла Шапель.
Из всех сохранившихся картин Брейгеля около трети находятся в Музее истории искусства в Вене. В России произведений Брейгеля нет.
ТВОРЧЕСТВО
Более тридцати приблизительно из сорока пяти картин кисти Брейгеля (или приписываемых ему) посвящено изображению природы, деревни и её жителей. Безликие представители сельских низов становятся главными героями его работ: на своих рисунках он зачастую вообще скрывает лица.
Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы. Но многие поздние работы свидетельствуют о растущем интересе художника к индивидуальным фигурам. Художник начинает писать крупные фигуры людей, по отношению к которым окружение играет уже подчинённую роль. К таким картинам относятся «Притча о слепых», «Разоритель гнёзд» (другое название — «Крестьянин и разоритель гнёзд»), «Калеки» и «Мизантроп».
ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ
Найти художественные средства для изображения того, что происходило на его родине, помогли художнику фантастические полотна Иеронима Босха.
Выражения их старческих лиц похожи на гримасы. По левую сторону от Мадонны Валтасар. Его темное негритянское лицо резко контрастирует с белыми одеждами. У входа, внутри и вокруг хлева, где Мария произвела на свет Младенца-Христа, толпятся насмехающиеся над событием люди, выражения их лиц крайне жестоко. Среди них много солдат с пиками, острия которых устремлены к небу. Тем самым художник как бы переносит Рождение Христа в современные ему, объятые войной Нидерланды. Художественные образы Брейгеля перегружены смысловым содержанием: намеки на злободневность, библейское иносказание, игра воображения самого художника — все это включается в тесные рамки одного произведения.
Творения Брейгеля требуют от зрителя напряженного внимания, тревожат своей неоднозначностью, будят воображение.
Все это придает и его хранящейся в Лондонской Национальной галерее картине Поклонение волхвов глубочайший смысл.
ЖАТВА
Известно пять картин Брейгеля (1525/1530-1569), посвященных временам года, и одна из них — находящаяся в музее Метрополитен «Жатва». Она, как и остальные, была выполнена по заказу многолетнего патрона художника Никласа Йонгелинка для его дома под Антверпеном.
В этой серии нашла свое отражение средневековая традиция украшать календари изображениями человеческих занятий, относящихся к определенному месяцу года. «Жатве», как считается, соответствует август. В то же время это уже чисто ренессансное произведение, в нем заметно влияние итальянской живописи Возрождения, богатство которой Брейгель мог видеть во время своего путешествия. Однако все воспринятое было им сильно переработано, и на первый план выступает уже его собственное, брейгелевское, восприятие мира. Взять хотя бы то, что никто из его современников не создавал таких пейзажей и панорамных картин крестьянского труда.
Привольно раскинувшийся пейзаж — золотое море пшеницы, деревня и желтые поля вдали — уходит в туманную дымку, к далекому озеру. Это пространство обжито людьми, которые жнут, вяжут снопы, везут огромный воз пшеницы, едят и спят под деревом и там, в деревне, тоже занимаются хозяйственными делами. Брейгель часто бывал в сельской местности и хорошо знал крестьянскую жизнь. Она была для него постоянным источником вдохновения.
Умевший беспощадно обнажать дурные стороны человеческой природы, Брейгель изображал крестьян с симпатией и любованием их трудом и отдыхом.
Здесь, как и в остальных произведениях цикла, подчеркнуто то равновесие природы и человека, которое достигается только достойной жизнью. К выводу о том, на каком договоре между человеком и природой — читай Богом — держится мир, Брейгель ненавязчиво подводит своей картиной.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА
Первоначально фамилия художника писалась Brueghel (это написание сохранилось у фамилий его детей), однако с 1559 года он начал подписывать свои картины Bruegel.
Насколько известно, Брейгель не писал заказных портретов и обнажённых фигур. Из портретов, приписываемых Брейгелю, только один несомненно принадлежит ему. Это картина «Голова крестьянки» 1564 года. Наверняка художник не имел недостатка в просьбах написать портреты своих современников, но судя по всему, Брейгель подобных заказов не принимал.
Чтобы не путать Питера Брейгеля с его сыном — тоже живописцем, Старшего позднее окрестили Брейгелем Мужицким.