питер брейгель старший биография и творчество кратко
Питер Брейгель Старший
Питер Брейгель Старший, известный также под прозвищем «Мужицкий» (ок. 1525-1569) – нидерландский живописец и график. Мастер пейзажа и жанровых сцен. Отец художников Питера Брейгеля Младшего («Адского») и Яна Брейгеля Старшего («Райского»).
В биографии Брейгеля Старшего есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.
Итак, перед вами краткая биография Питера Брейгеля Старшего.
Биография Брейгеля Старшего
Питер Брейгель появился на свет в промежутке 1525-1530 гг., предположительно в нидерландском городе Бреда или деревне Брегел. О его детских годах биографии практически ничего не известно. Считается, что он рос и воспитывался в крестьянской семье.
В юности Брейгель увлекся графикой, вследствие чего в середине 1540-х годов начал обучаться у Питера Кука ван Альста – придворного художника короля Карла V. Когда в 1550 г. не стало его наставника, парень присоединился к гильдии живописцев Антверпена.
Брейгель-старший трудился в мастерской Иеронима Кока, который торговал гравюрами. Именно здесь он начал делать свои первые шаги в графике и живописи, с каждым годом прогрессируя в этих видах искусства.
Живопись
В мастерской Кока, Питер Брейгель увидел произведения знаменитого художника Иеронима Босха. Они произвели на него такое большое впечатление, что он начал создавать ряд вариаций на эти работы.
После этого, по настоянию Кока Брейгель посетил Францию, Италию и Швейцарию. За время пребывания в этих странах он выполнил цикл рисунков итальянских пейзажей, которые потом использовал для репродукции в гравюре.
Эта поездка вызвала у Питера неописуемый восторг. Молодой художник не переставал восхищаться древними памятниками Рима и шедеврами Возрождения. Приехав домой он продолжил трудиться в мастерской Иеронима Кока.
Нидерландские пословицы
Здесь, по эскизам Брейгеля были созданы гравюры «Большие рыбы поедают малых» и «Осел в школе». Поскольку Кок был алчным человеком, он нередко прибегал к подделкам подписей на произведениях. К примеру, гравюра «Большие рыбы поедают малых» была продана им с подписью великого Иеронима Босха.
В 1557 г. Питер Брейгель стал автором серии гравюр, на которых были представлены 7 смертных грехов. После этого он написал «Нидерландские пословицы». На холсте художник изобразил буквальные значения нидерландских пословиц и поговорок.
Спустя 4 года Брейгель оставил мастерскую Иеронима Кока, обосновавшись в Брюсселе. Тут он продолжал плодотворно трудиться и получать заказы от высокопоставленных лиц, включая кардинала де Гранвела и состоятельного коллекционера Николаса Йонгелинка.
В 1563 г. Питер создал очередной шедевр – картину «Вавилонская башня», в основе которой была история из ветхозаветной книги Бытие. В последующие годы биографии он напишет еще немало полотен на библейские сюжеты: «Поклонение волхвов», «Путь на Голгофу», «Самоубийство Саула», «Перепись в Вифлееме» и др.
Через пару лет свет видел цикл из 6 картин Брейгеля – «Времена года». На своих холстах живописец часто изображал природу, деревни и простых людей – данной тематике посвящены 2 трети всех его полотен. Незадолго до своей кончины он написал ряд популярных картин.
В 1568 г. Питер Брейгель представил «Мизантропа». На холсте были показаны размышления автора о человеческих пороках и бренности жизни – юный злобный карлик крал кошелек у старика в черном балахоне. Затем художник написал картинку «Притча о слепых».
Интересен факт, что все герои на этой работе были поражены разными болезнями глаз – от лейкомы и атрофии глазного яблока до энуклеации. Одной из последних картин Брейгеля стали «Калеки», которые сегодня хранятся в Лувре.
Дело в том, что Брейгель Старший проявлял живой интерес к тератологии – науке, изучающей врожденные пороки развития. В результате, на холсте он изобразил 5 нищих с костылями и с деформированными лицами, собравшихся во дворе больницы. На своих работах он часто стремился донести до наблюдателя определенную мысль, «зашифрованную» в его персонажах и окружающей их обстановке.
Личная жизнь
В 1563 г. Питер взял в жены девушку по имени Мария, которая была дочерью его бывшего наставника Ван Альста. В этом счастливом браке у пары родились дочь Мария и двое сыновей – Питер и Ян. Оба сына пошли по стопам отца и стали известными художниками.
Интересен факт, что первый из сыновей за характер произведений получил прозвище «Адский», а второй – «Райский». Примечательно, что внуки Питера Брейгеля – Ян и Абрахам, также связали свою жизнь с живописью.
Смерть
Незадолго до смерти художника, Брюссель захватила испанская армия. В городе начался хаос, а люди жили в постоянном страхе. Об одном из последних его произведений – «Сорока на виселице», ван Мандер пишет: «Брейгель завещал супруге картину с сорокой на виселице. Птица олицетворяет сплетников, которых живописец хотел бы увидеть повешенными».
В свою очередь под виселицами подразумевалось испанское правление, когда правительство стало приговаривать к смертельной казни через повешение предикантов. Питер Брейгель Старший умер 9 сентября 1569 года в Брюсселе.
Фото Брейгеля-старшего
Мизантроп
Свадебный танец
Триумф смерти
Калеки
Притча о слепых
Сорока на виселице
Питер Брейгель Старший: жизнь и творчество художника
Пи́тер Бре́йгель Старший (нидерл. Pieter Bruegel de Oude, МФА: [ˈpitər ˈbrøːɣəl][1]; ок. 1525 — 9 сентября 1569, Брюссель), известный также с прозвищем «Мужицкий» — нидерландский живописец и график, самый известный и значительный из носивших эту фамилию художников. Мастер пейзажа и жанровых сцен. Отец художников Питера Брейгеля Младшего («Адского») и Яна Брейгеля Старшего («Райского»).
СОДЕРЖАНИЕ
БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА
Питер Брейгель родился предположительно между 1525 и 1530 годами (точная дата неизвестна). Местом его рождения чаще всего называют город Бреда (в современной нидерландской провинции Северный Брабант) или деревушку Брёгел около этого города.
Свою творческую биографию он начал как график. К середине 1540-х годов он попал в Антверпен, где обучался в мастерской у Питера Кука ван Альста, придворного художника императора Карла V. В мастерской Ван Альста Брейгель работал до самой смерти своего учителя в 1550 году.
В 1551 году Брейгель был принят в антверпенскую гильдию живописцев и поступил на работу в мастерскую к Иерониму Коку, печатавшему и продававшему гравюры. В мастерской Кока художник увидел эстампы с картин Босха, которые произвели на него такое впечатление, что он нарисовал собственные вариации на темы великого художника.
В 1552—1553 годах по предложению Кока Брейгель совершил путешествие во Францию, Италию, Швейцарию, чтобы сделать серию рисунков итальянских пейзажей, предназначенных для репродукции в гравюре. Был потрясён древними памятниками Рима и шедеврами Возрождения, морскими стихиями и живописными гаванями Средиземноморья. Предположительно в Риме он работал с миниатюристом Джулио Кловио.
В 1563 году Брейгель женился на дочери своего учителя Ван Альста, Марии (Майкен).
В 1556 году Брейгель работал в Антверпене для печатной мастерской «Четыре ветра», принадлежавшей нидерландскому издателю Иерониму Коку. По рисункам Брейгеля здесь были изготовлены гравюры «Большие рыбы поедают малых» и «Осёл в школе». Желая угодить вкусам богатых заказчиков, Кок даже не гнушался подделывать подписи на гравюрах. Так, гравюра «Большие рыбы поедают малых» была продана с подписью знаменитого нидерландского художника Иеронима Босха.
В 1557 году Брейгель написал цикл гравюр, иллюстрирующий семь смертных грехов.
В 1563 году переселился с семьёй в Брюссель.
В 1565 году была написана серия «Картины месяцев или времён года», от которой сохранилось всего пять произведений. В позднесредневековых иллюстрированных молитвенниках для знати религиозным текстам часто предшествовал календарь, где на каждый месяц приходилось по страничке. Смена сезонов изображалась чаще всего через призму занятий, соответствующих каждому месяцу. Но у Брейгеля в смене времён года основную роль играет природа, а люди, так же как и леса, горы, вода, животные, становятся лишь частью необозримого ландшафта.
«Возвращение стад. Осень», «Охотники на снегу. Зима» и «Сенокос» — одинакового формата и, возможно, выполнены для одного заказчика. Две другие — «Жатва. Лето» и «Сумрачный день. Весна». Карел ван Мандер называет заказчиком всей серии «Месяцев» богатого антверпенского купца Николаса Йонгелинка, который затем, срочно нуждаясь в крупной сумме денег, отдал все эти картины в залог и так и не выкупил их.
Картина «Избиение младенцев» содержит изображение зловещего человека в чёрном, наблюдающим за исполнением приказа царя Ирода; этот человек очень похож на Альбу; значит, короля Филиппа II художник сравнивает с Иродом.
Художник умер 5 сентября 1569 года в Брюсселе. Похоронен в брюссельской церкви Нотр-Дам де ла Шапель.
Из всех сохранившихся картин Брейгеля около трети находятся в Музее истории искусства в Вене. В России произведений Брейгеля нет.
ТВОРЧЕСТВО
Более тридцати приблизительно из сорока пяти картин кисти Брейгеля (или приписываемых ему) посвящено изображению природы, деревни и её жителей. Безликие представители сельских низов становятся главными героями его работ: на своих рисунках он зачастую вообще скрывает лица.
Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы. Но многие поздние работы свидетельствуют о растущем интересе художника к индивидуальным фигурам. Художник начинает писать крупные фигуры людей, по отношению к которым окружение играет уже подчинённую роль. К таким картинам относятся «Притча о слепых», «Разоритель гнёзд» (другое название — «Крестьянин и разоритель гнёзд»), «Калеки» и «Мизантроп».
ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ
Найти художественные средства для изображения того, что происходило на его родине, помогли художнику фантастические полотна Иеронима Босха.
Выражения их старческих лиц похожи на гримасы. По левую сторону от Мадонны Валтасар. Его темное негритянское лицо резко контрастирует с белыми одеждами. У входа, внутри и вокруг хлева, где Мария произвела на свет Младенца-Христа, толпятся насмехающиеся над событием люди, выражения их лиц крайне жестоко. Среди них много солдат с пиками, острия которых устремлены к небу. Тем самым художник как бы переносит Рождение Христа в современные ему, объятые войной Нидерланды. Художественные образы Брейгеля перегружены смысловым содержанием: намеки на злободневность, библейское иносказание, игра воображения самого художника — все это включается в тесные рамки одного произведения.
Творения Брейгеля требуют от зрителя напряженного внимания, тревожат своей неоднозначностью, будят воображение.
Все это придает и его хранящейся в Лондонской Национальной галерее картине Поклонение волхвов глубочайший смысл.
ЖАТВА
Известно пять картин Брейгеля (1525/1530-1569), посвященных временам года, и одна из них — находящаяся в музее Метрополитен «Жатва». Она, как и остальные, была выполнена по заказу многолетнего патрона художника Никласа Йонгелинка для его дома под Антверпеном.
В этой серии нашла свое отражение средневековая традиция украшать календари изображениями человеческих занятий, относящихся к определенному месяцу года. «Жатве», как считается, соответствует август. В то же время это уже чисто ренессансное произведение, в нем заметно влияние итальянской живописи Возрождения, богатство которой Брейгель мог видеть во время своего путешествия. Однако все воспринятое было им сильно переработано, и на первый план выступает уже его собственное, брейгелевское, восприятие мира. Взять хотя бы то, что никто из его современников не создавал таких пейзажей и панорамных картин крестьянского труда.
Привольно раскинувшийся пейзаж — золотое море пшеницы, деревня и желтые поля вдали — уходит в туманную дымку, к далекому озеру. Это пространство обжито людьми, которые жнут, вяжут снопы, везут огромный воз пшеницы, едят и спят под деревом и там, в деревне, тоже занимаются хозяйственными делами. Брейгель часто бывал в сельской местности и хорошо знал крестьянскую жизнь. Она была для него постоянным источником вдохновения.
Умевший беспощадно обнажать дурные стороны человеческой природы, Брейгель изображал крестьян с симпатией и любованием их трудом и отдыхом.
Здесь, как и в остальных произведениях цикла, подчеркнуто то равновесие природы и человека, которое достигается только достойной жизнью. К выводу о том, на каком договоре между человеком и природой — читай Богом — держится мир, Брейгель ненавязчиво подводит своей картиной.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА
Первоначально фамилия художника писалась Brueghel (это написание сохранилось у фамилий его детей), однако с 1559 года он начал подписывать свои картины Bruegel.
Насколько известно, Брейгель не писал заказных портретов и обнажённых фигур. Из портретов, приписываемых Брейгелю, только один несомненно принадлежит ему. Это картина «Голова крестьянки» 1564 года. Наверняка художник не имел недостатка в просьбах написать портреты своих современников, но судя по всему, Брейгель подобных заказов не принимал.
Чтобы не путать Питера Брейгеля с его сыном — тоже живописцем, Старшего позднее окрестили Брейгелем Мужицким.
Питер Брейгель биография
Всего получено оценок: 120.
Питер Брейгель Старший (1525–1569) — нидерландский живописец и график, мастер пейзажа и жанровых сцен. Самый яркий представитель фамилии, положивший начало династии художников, оставивших след в мировой живописи. Питер Брейгель Старший, биография которого имеет большое значение для эпохи Возрождения, получил признание при жизни. Его творчество оказало большое влияние на всё нидерландское искусство XV–XVI веков.
Ранние годы
Точная дата рождения Питера Брейгеля неизвестна. Официальным годом рождения живописца принято считать 1525 год, местом рождения — нидерландский городок Бреда. Родителями Брейгля были небогатые люди, предположительно, крестьяне.
В начале 1540-х годов Питер перебрался в Антверпен, где начал брать уроки живописи у Кука ван Альста, придворного художника императора Карла V. В мастерской ван Альста Брейгель проработал вплоть до самой смерти учителя в 1550 году.
Начало карьеры
В 1551 году Питер Брегейль был принят в антверпенскую гильдию живописцев. Он устроился в мастерскую к Иерониму Коку, который занимался печатью и продажей гравюр. Здесь Брейгель впервые увидел копии картин Босха, которые произвели на молодого художника большое впечатление. Он приложил немало времени и сил, чтобы уловить тот неповторимый стиль, в котором работал великий нидерландский художник.
Иероним Кок, заметивший увлечённость своего ученика творчеством Босха, попросил его сделать пару набросков. В дальнейшем эти работы он выгодно продал с поддельной подписью Босха.
Путешествия
Иероним Кок предложил Брейгелю отправиться в путешествие по странам Европы, чтобы набраться опыта в написании пейзажей. В 1552–1553 гг. нидерландский художник колесил по Европе, побывав в Италии, Франции, Швейцарии.
Особенно сильное впечатление на Брейгеля произвела Италия с её древней архитектурой, шедеврами эпохи Возрождения, живописными морскими пейзажами и шумными гаванями. Именно в Италии Брейгель написал одно из первых знаменитых своих произведений — «Пейзаж с Христом и апостолами».
В итальянский период Питер Брейгель тесно сотрудничал с известным мастером Джулио Кловио, который славился своими миниатюрами, украшавшими религиозные книги и рукописи.
После окончания путешествия Брейгель вернулся в Антверпен. Он вновь стал работать в мастерской Иеронима Кока, работая над гравюрами на самые разные темы.
Интересные факты о творчестве
Питер Брейгель никогда не писал заказных портретов и обнажённых фигур, несмотря на то, что регулярно получал такие предложения от богатых заказчиков.
Больше всего художника волновали пейзажи, яркие типажи сельских жителей, библейские персонажи. Питер Брейгель, творчество которого стало новаторским для своего времени, героями своих полотен выбирал представителей сельских низов. Никто из художников ранее не писал полотна на подобные темы.
Благодаря картинам Брейгеля можно узнать особенности крестьянского быта и гардероба того времени. Особенно полно это демонстрируют полотна «Крестьянская свадьба» и «Фламандские пословицы».
К наиболее значимым работам Питера Брейгеля относят картины «Триумф смерти», «Вавилонская башня», «Поклонение волхвов», а также цикл полотен под названием «Картины месяцев и времён года». Из 12 полотен, вошедших в этот цикл, сохранились только 5 работ, из которых наибольшую популярность получили «Охотники на снегу» и «Жатва».
На сегодняшний день признано лишь 45 работ, достоверно принадлежащих кисти Питера Брейгеля Старшего. Они хранятся в частных и музейных коллекциях в разных странах мира, но наиболее значимые из них собраны в Музее истории искусства в Вене.
Личная жизнь
Из краткой биографии Питера Брейгеля известно, что личная жизнь художника сложилась очень счастливо. Его избранницей стала Мария, дочь бывшего наставника Кука ван Альста.
В этом браке родилось трое детей. Два сына художника, Питер Брейгель Младший и Ян Брейгел Старший, пошли по стопам отца и стали известными художниками. Интересно, что и внуки мастера связали свои судьбы с живописью. В дальнейшем, во избежание путаницы, Питера Брейгеля за его слабость к деревенским сюжетам стали называть «Мужицким».
Питер Брейгель скончался 9 сентября 1569 года. Причиной смерти живописца стало неизвестное заболевание.
Питер Брейгель Старший — величайший народный художник Голландии XVI века
Питер Брейгель Старший (Pieter Bruegel de Oude; родился 1526 года — умер 9 сентября 1569 года) был голландским художником XVII века, выдающимся мастером бытового жанра, родоначальником известной династии нидерландских живописцев. Питер Брейгель Старший также знаменит картинами на религиозную тематику, пейзажами и великолепными гравюрами. Отличительная особенность многих произведений мастера — огромное количество крошечных человеческих фигурок в композиции. Подлинными героями его картин были народные массы, а не отдельные личности.
Питер Брейгель Старший или «Мужицкий» — весьма таинственная фигура в мировой живописи. В отличие от своих коллег-современников, он не оставил потомкам ни единого автопортрета, не вел дневников и не написал ни одного трактата об искусстве. Многие факты из биографии мастера и сегодня вызывают споры в кругах историков.
Биография Питера Брейгеля Старшего
Питер Брейгель Старший вероятнее всего появился на свет в 1526 году в деревушке Брёгел вблизи Бреды в семье крестьянина. Название родной деревни впоследствии стало фамилией мастера и его потомков. Увы, подлинного документа, официально подтверждающего конкретную дату и место рождения художника, не сохранилось.
О детских годах жизни живописца ничего не известно. В середине 1540-х годов Питер, которому на тот момент было уже около 20 лет, стал учеником известного брюссельского мастера Питера Кука ван Альста (Pieter Coecke van Aelst). Спустя 13 лет, он женился на дочери своего учителя Марии, которая родила ему двух сыновей, ставших впоследствии известными художниками, и дочь.
После смерти Ван Альста в 1550 году Брейгель переехал в самый богатый голландский порт Антверпен, где был принят в местную гильдию живописцев. Здесь молодому художнику посчастливилось поступить на работу в мастерскую крупнейшего печатника гравюр Северной Европы того времени — Иерониму Велленсу де Коку (Wellens de Cock).
Издательский дом де Кока «На четырёх ветрах» был успешным коммерческим предприятиям. Его печатные произведения пользовались большим спросом во многих странах Европы, а Брейгель получил прекрасную возможность создавать гравюры на заказ.
В 1552-1553 годах Брейгель совершил поездку в Италию, чтобы поближе познакомиться с работами великих мастеров Возрождения и сделать серию рисунков для новых гравюр. По возвращении с Апеннинского полуострова художник продолжил сотрудничество с де Куком в Антверпене.
В этот период жизни в творчестве художника центральное место занимает религиозная тематика, но появление цикла картин «Перевёрнутый мир» знаменует собой рост интереса мастера к бытовому жанру.
В 1563 году уже признанный в мире искусства мастер живописи переезжает из Антверпена в Брюгге. Здесь начинается последний период творчества художника. В течение последующих 6 лет Брейгель трижды становится отцом и пишет множество шедевров бытового жанра. Живописец принципиально не писал портреты на заказ, хотя получал множество заманчивых предложений.
9 сентября 1569 года в обстановке кошмарных событий: доносов, истязательств и казней — Питер Брейгель Старший, будучи еще в расцвете творческих сил, умер от неизвестной болезни. Хотя мастер не успел научить малолетних сыновей азам искусства, его художественный талант генетически передался детям, внукам и даже правнукам.
Самые известные картины Питера Брейгеля Старшего
Среди самых знаменитых картин Питера Брейгеля Старшего особое место занимают следующие работы:
Питер Брейгель Старший по праву относится к числу величайших нидерландских живописцев всех времен. А на сайте Very Important Lot ценители искусства могут принять участие в аукционах и приобрести оригинальные предметы антиквариата. Портал также предоставляет возможность всем желающим недорого купить картины у современных художников.