питание в жизни человека конспект урока 5 класс
Открытый урок: «Питание в жизни человека» (5 класс)
Тема: Питание в жизни человека.
Цель: Формирование у учащихся представления о здоровом питании.
Задачи :1. Показать значение питания в жизни человека.
2. Развивать устную речь, внимание, мыслительную деятельность, кратковременную память.
3. Воспитывать уважение к себе и своему здоровью, потребность правильно питаться, соблюдать режим питания.
Тип урока : освоение новых знаний.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная.
Оборудование: презентация, продукты питания, загадки, карточки, пословицы, видеоролики, плакаты: «Пирамида рационального питания», «Здоровая пища», «Таблица продуктов», «Содержание продуктов питания в рационе человека», «Дерево рефлексии».
Словарная работа: режим питания.
I .Организационный момент.
Анализ подготовки учащихся к уроку.
Сообщение темы и цели урока.
Как вы думайте, о чем мы будем говорить на уроке?
Сегодня на уроке мы узнаем для чего человек ест, какие продукты бывают по происхождению, какое значение имеет питание в жизни человека и каким должен быть режим питания.
Записываем тему урока в тетрадь.
А девизом урока будут такие слова:
Чтобы многого добиться,
Чтобы хорошо учиться,
Упражнение на развитие речи, внимания.
Перед вами пословицы, необходимо выбрать какие из них относятся к теме нашего урока, прочитать их вслух и объяснить.
«Чем больше пожуешь — тем больше проживешь»
«Маленькая дружба лучше большой ссоры»
«При солнышке тепло, при матери добро»
«Мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть»
«Хорошее питание – основа здоровья»
«Один в поле не воин»
«Гречневая каша – мать наша, хлебец – кормилец»
«Семь раз отмерь, один раз отрежь»
А как вы думайте зачем человек ест?
Пища – это источник жизни. Пища является источником энергии и строительным материалом. Человек без пищи может прожить не более 30 дней. Человеку нужно питаться, чтобы двигаться, расти, развиваться. Каждый человек должен съедать около 30 продуктов в день. Как вы думайте сможем ли мы съесть столько продуктов в день? (Пример меню)
Учеба в школе существенно увеличивает физическую и эмоциональную нагрузку на организм, которому приходится расходовать много энергии, а единственным источником энергии является пища.
Признайтесь честно, кто из вас любит заменять обед или ужин на чипсы с колой или на пирожные?
А кто на завтрак предпочитает кашу, например, гречневую?
Конечно, ничего страшного в этом нет, чтобы перекусить чем-либо. Но важно запомнить, что пища должна обеспечивать поступление в организм таких веществ, которые составляют основу формирования новых клеток. Не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья.
Ни один продукт не содержит всех питательных веществ, поэтому в питание современного ребенка должны быть включены все группы пищевых продуктов (мясо, рыба, молоко и молочные продукты, яйца, овощи и фрукты, хлеб и хлебобулочные изделия, сахар и кондитерские изделия).
Посмотрим на пирамиду питания. ( Приложение 1 )
(Разбор: почему масла и сладости, на верхушке, а крупы внизу и занимают самый большой ярус пирамиды).
Упражнение на мыслительную деятельность, память .
Учитель на доске с помощью ответов детей зарисовывает схему «Питательные вещества» (с примерами в каких продуктах они находятся, устно).
В состав пищи входят питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины и минералы. Видеоролик «Жиры, белки и углеводы».
Пища может быть растительного и животного происхождения. А какие продукты называют растительного происхождения? А животного? ( Приложение 3 )
Животная пища – это продукты, которые дают нам животные (яйца, мясо, молоко).
Растительная пища – это фрукты, овощи, хлеб, ягоды.
Упражнение на кратковременную память, внимание, мышление.
На партах лежат карточки с продуктами питания, необходимо их разложить в две стопки, с одной стороны с продуктами растительного происхождения, а с другой животного. ( Приложение 4 )
Давайте еще раз повторим какие продукты относятся к продуктам растительного происхождения, а какие к продуктам животного происхождения.
III . Физкультминутка, гимнастика для глаз.
Как вы считаете какая должна быть пища, для того чтоб она приносила пользу для здоровья человека?
Упражнение на развитие речи, памяти, мыслительной деятельности.
(Учитель вместе с детьми записывает на доске схему: пища- питательная, разнообразная, здоровая, питательная, витаминизированная, вкусная, полезная).
А почему необходимо кушать много овощей и фруктов?
Потому, что в них содержится много витаминов и других полезных веществ.
Если вы хотите хорошо расти, хорошо выглядеть и иметь крепкие зубы, вам нужен витамин А (морковь, капуста, картофель, кабачки).
Если вы хотите быть сильным, иметь хороший аппетит, не хотите огорчаться и плакать, вам нужен витамин В (редис, свекла, горох, помидор).
Если вы хотите реже болеть, быть бодрым, быстрее выздоравливать при болезни, вам нужен витамин С (смородина, лимон, апельсин, злаковые, шиповник).
Для того чтобы пища приносила человеку пользу, её нужно принимать, соблюдая правила.
Упражнение на развитие, устной речи, мыслительной деятельности.
Не все продукты, которыми питается человек полезны для здоровья. А как вы считаете какие продукты вредные, а какие полезные?
Чтобы это проверить, мы с вами отправимся в магазин «Продукты», и приобретем товары. А затем обсудим покупки и объясним почему приобрели такие продукты.
Мы запаслись продуктами, а давайте посмотрим, что же еще осталось на полках в магазине? Почему ребята не купили их?
Упражнение на внимание, память.
Нарисуйте себе в тетрадях часы и отметте каждый себе время завтрака, полдника, обеда и ужина.
Золотые правила питания:
1) Принимать пищу в одно и тоже время, соблюдая режим питания.
2) Тщательно пережёвывать пищу, не спешите глотать.
3) Воздерживаться от жирной пищи.
4) Не есть много сладостей.
5) Не переедать. (Взрослые люди едят 3р, а дети кушают 4р. в день)
Упражнение на развитие речи, внимания, памяти, мыслительной деятельности.
Вопросы по просмотренному материалу.
Упражнение на развитие речи, внимания, мыслительной деятельности
Игра «Найди лишнее» (объяснить почему)
1.Хлеб, макароны, крупа, мясо.
2.Картофель, чипсы, молоко, яйца.
3.Сыр, груша, яблоко, апельсин.
4.Молоко, горох, творог, мясо.
(Индивидуальное задание по карточкам «Найди лишнее»)
V . Итог. Какую тему изучили?
Где пригодятся знания полученные на уроке?
В ходе урока учащимся за правильные ответы и работу на уроке выдавались смайлы . Каждый смайл равен двум баллам. При подведении итогов, с учетом колличества собранных смайлов, выставляются отметки за работу на уроке.
– тот, кому было интересно, поучительно, полезно берет наклейку с красным яблоком и наклеивает его на дерево;
– тот кому понравился урок, но были какие- то трудности, или что-то не поняли в течении урока – желтое яблоко ;
Итак, у нас получилось дерево, какое? А как вы думаете почему именно яблоки?
СБО 5 класс «Значение питания в жизни человека»
Конспект урока по СБО.
Тема « Значение питания в жизни человека»
Тип урока : сообщение новых знаний.
Цел ь: Показать учащимся разнообразие продуктов питания и важность правильного питания.
Дать учащимся представление о значении питания в жизни людей, познакомить с правилами составления рациона питания. Учить составлять рацион питания для детей.
Развивать согласованную работу зрительного и слухового анализатора; совершенствовать умение классифицировать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Развивать активный и пассивный словарь, связную речь.
Воспитывать потребность в соблюдении режима дня и правильном питании.
Организационный момент : активизация внимания учащихся. Упражнение «Съедобное – несъедобное»: учащиеся смотрят слайды, определяют съедобное – несъедобное на картинке и выкладывают фишки( красная – съедобное, зеленая – несъедобное) (слайд 2, 3)
Актуализация знаний : прочитать пословицы из двух частей (слайд 4)
Беседа : О чем эти пословицы? Зачем человеку нужна пища? Как надо правильно питаться? (Выслушать ответы детей)
Сообщение и запись в тетрадь темы урока. (слайд 5)
Работа с текстом : учащиеся читают текст на карточках: «Правильное питание имеет огромное значение для жизни человека. Человек должен употреблять нужное количество мяса, молока, овощей, фруктов. От питания зависят рост и здоровье человека, его работоспособность, а для учеников еще и хорошая успеваемость. Если же человек заболел, то поможет ему справиться с болезнью правильное питание. Правильное питание задерживает наступление старости. На работу и учебу в течение дня человек расходует свои силы. Иначе говорят: человек расходует энергию. Даже когда человек отдыхает, энергия нужна для работы сердца, легких, желудка. Без пищи человек не может.
Беседа по прочитанному : (по вопросам)
— какое значение имеет питание? (слайд 6)
— какое действие оказывает питание на здоровье человека? (слайд 6)
— как вы понимаете выражение «расходовать энергию»? (слайд 7)
— какие продукты необходимо употреблять человеку в пищу? ( слайд 8, 9)
Далее команды объясняют свой выбор и читают, какие записали названия овощей и фруктов
Первичное закрепление изученного материала.
Карточки с заданиями: (слайд 12, 13)
Выбери правильные утверждения:
От питания зависит рост и здоровье человека
Когда человек отдыхает, он совсем не расходует энергию
Если ты заболел, то нельзя есть совсем
Правильное питание поможет справиться с болезнью
МОЛОКО – КЕФИР – ТВОРОГ – ЯЙЦО
ЯЙЦО – МЯСО – СЫР – ОВОЩИ
ЯБЛОКО – МОРКОВЬ – СЛИВА – СМЕТАНА
КАРТОФЕЛЬ – КАПУСТА – МОРКОВЬ – ЯБЛОКО
Д /з: составить меню для своего завтрака «Что я ем на завтрак?»
Разработка уорка «Питание в жизни человека» 5 класс в соответствии с требованиями ФГОС и современными методиками преподавания.
Тема урока: «Питание в жизни человека»
Сообщаем тему урока.
2. Эпиграф: «Скажи мне, что ты ешь и я скажу чем ты болеешь»
— Ребята, посмотрите какой у нас весёлый смайлик.
Как вы думаете, о чем сегодня буде т урок?
А говорить, мы будем говорить о здоровом питании .
Дети отвечают, предлагают варианты
4.Изучение нового материала
5.Таблица «Питательные вещества «
Состояние кожи, волос, функционирование органов и систем во многом
зависит от приема пищи, которая должна содержать все необходимые
для нормальной деятельности клеток вещества.
Строительным материалом для тканей и клеток служит пища.
Вы также уже знаете, что пища состоит из питательных веществ.
Вопрос к учащимся: назовите их ?
Учитель обращает внимание на доску и плакаты
Учитель: Повторим, в каких продуктах содержатся нужные для нашего организма питательные вещества.
Больше всего белков содержится в продуктах животного происхождения:
мясных, рыбных и молочных продуктах; есть белок и в продуктах растительного происхождения: особенно много белков в фасоли, чечевице,
бобах, сое гречневой крупе, орехах.
Если белков в питании недостаёт, то организм хуже сопротивляется инфекции и простуде.
Углеводы бывают: а) сахар: ягоды, плоды, овощи, мед …
б) крахмал: картофель, кукуруза, пшеница….
Жиры бывают: растительные, животные.
Витамины – необходимы для здоровья, повышают сопротивление организма заболевания. Витамины поступают с пищей животного и растительного происхождения.
Витамины легко разрушаются при нагревании, воздействии кислорода воздуха и солнечного света. Витамины делятся на растворимые в жире, растворимы в воде.
Минеральные соли входят во все продукты питания.
Среди них: соли натрия, калия, кальция, магния, фосфора, которые относятся
к макроэлементам; и железо, цинк, марганец, хром, йод, фтор, которые необходимы в очень маленьких количествах и поэтому называются микроэлементами.
Наиболее важные для детского организма кальций, калий, фосфор, магний и железо. Очень важными компонентами пищи является кальций и фосфор.
Они образуют минеральную основу скелета, вот почему потребности в них особенно велики в период роста. Соли калия, которые в больших количествах содержатся в овощах и фруктах, способствуют улучшению деятельности сердца и нормализация водного баланса.
Энергетическое равновесие. Каждый из нас должен получать столько энергии, сколько затрачивает её в течение дня,
т.е. в организме должно соблюдаться энергетическое равновесие.
Энергию, доставляемую организму с пищей, измеряют калориями. Калория- единица измерения энергетической ценности продуктов (запись в тетрадь).
Люди зачастую не понимают важности правильного питания, не говоря уже о необходимости завтракать утром. Завтрак – это обязательный приём пищи для каждого человека. Установлено, что регулярный приём пищи по утрам снижает риск возникновения желудочно-кишечных заболеваний.
Урок по СБО «Значение питания в жизни человека»
План – конспект урока
по СБО в 5 коррекционном классе (8 вида)
Тема: «Значение питания в жизни человека»
Цели:
коррекционно – образовательная : формировать представление о значении питания в жизни человека; дать представление об органах пищеварения и значимости режима питания;
коррекционно-развивающая : расширять активный словарный запас и кругозор; развивать мыслительную деятельность;
коррекционно-воспитательная : воспитывать уважение к себе и своему здоровью, прививать интерес к изучаемой теме, желание узнавать новое;
здоровьесберегающая : осуществлять профилактику нарушения зрения.
Тип урока : освоение новых знаний
Формы организации познавательной деятельности : индивидуальная, фронтальная, парная.
Термины и понятия : питание, растительная пища, травоядные, режим питания.
Эмоциональный настрой «Сотвори в себе солнце ».
В природе есть солнце. Оно всем светит, всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Звездочка увеличилась. Направляю лучик с добром, звездочка стала ещё больше. Я направляю к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло всем-всем на свете.
Целеполагание, планирование деятельности на уроке. Постановка учебной задачи.
— Отгадайте загадки, запишите первые буквы отгадок в тетрадь в строчку.
Кто так заливисто поет,
О том, что солнышко встает? ( П етух)
Натужится, напружится,
Начнет болтать,
По-чудному лепетать. ( И ндюк)
Золотая голова
Велика, тяжела,
Золотая голова
Отдохнуть прилегла.
Голова велика,
Только шея тонка. ( Т ыква)
Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный.( А рбуз)
Хожу с края на край,
Режу черный каравай. ( Н ож)
Маленького роста я,
Тонкая и острая.
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу. ( И гла)
Зимой и летом одним цветом. ( Е ль)
— Какое слово у вас получилось? ( Питание )
— Сегодня мы начнем изучать новую большую тему «Питание».
— На уроках мы узнаем, для чего человек ест, какие продукты полезны, вредны, надо соблюдать режим питания. Также у нас будут практические работы, где мы будем учиться готовить, сервировать стол, делать уборку на кухне. Нас ждет интересная и полезная работа.
Работа с пословицей.
— Прочитайте пословицу: «Дерево держится своими корнями, а человек пищей».
-Как вы понимаете смысл этой пословицы?
-Для чего нужна человеку пища?
— Чем питается человек?
— Каким должен быть режим питания?
— Эти и другие вопросы мы рассмотрим на этом уроке. Тема нашего урока «Значение питания в жизни человека»
— А девизом урока будут такие слова:
Чтобы многого добиться,
Чтобы хорошо учиться,-
Надо нам стараться,
Освоение нового материала.
— О питании сложено много пословиц. Какие вы знаете? Можете назвать?
Рассказ учителя «Для чего нужна человеку пища?».
— Зачем человек ест? Ученые провели такой опыт: на чашу весов поместили мышь под металлическую сетку и уравновесили весы. Животное начало активно перемещаться по чашке, карабкаться по сетке, затрачивая при этом много энергии. Через 20-30 минут после начала опыта заметили, что чашка с мышью поднялась вверх. Как вы можете это объяснить?
— Действительно, пища является источником энергии и служит строительным материалом. Без питания не обходится ни один организм.
Без питательных веществ не смогли бы сокращаться мышцы, перестали бы работать мозг, органы чувств, сердце. Детям питательные вещества нужны ещё для роста и для правильного развития. Человек может прожить без пищи не более 30 дней, без воды – 3-4 суток.
— Какой вывод сделаем?
Вывод: человеку необходимо питаться, чтобы расти, двигаться, развиваться, чтобы жить.
Беседа «О питании животных».
-Зачем питаются животные? Чем?
-Одни из них едят только растительную пищу, и их называют травоядными. Назовите травоядных животных.
— Даже огромный слон питается травой и ветками деревьев.
Другие животные питаются мясом. Это хищники.
Назовите представителей хищников.
И только некоторые животные едят и мясо, и растительную пищу.
Как видите, животные едят только то, что им полезно.
Игра «Чем питается человек?».
— Какую пищу употребляет человек?
— Назовите продукты, которые человек употребляет в пищу. Кто больше назовет?
— А что происходит с пищей, которая попадает в наш рот?
(учитель дает представление об органах пищеварения).
Организует выполнение упражнения для снятия позостатического напряжения.
И.п.: руки за голову, пальцы переплетены, локти отведены в стороны.
1 – прогнитесь, потянитесь, голову наклоните назад, напрягите все мышцы, сделайте вдох; 2 – слегка наклонитесь вперед, сделайте выдох.
Работа с текстом «Режим питания».
— Скажите, а сколько раз в день вы едите?
— Сколько раз в день необходимо питаться?
— Очень большое значение для усвоения пищи играет режим питания. Что это?
— О режиме питания прочитайте самостоятельно.
Организует самостоятельное чтение текста, проверка восприятия текста.
Для того чтобы пища приносила пользу, нужно соблюдать правила приёма пищи. Говорят так: «Надо соблюдать режим питания».
Организм человека привыкает к правильному режиму.
Если изменить этот режим, то аппетит портится, а иногда совсем пропадает. Большой перерыв в еде вызывает слабость, школьник плохо усваивает учебный материал, взрослый человек плохо работает. Вредно съедать перед обедом кусок хлеба или ещё что-то. Это портит аппетит. Взрослые люди едят три раза в день. Дети должны питаться четыре раза в день.
— Что значит соблюдать режим?
— Как действует на человека изменение режима?
— сколько раз в день должны питаться взрослые и дети?
4. Закрепление изученного материала.
Работа в таблице «Классификация продуктов питания».
— Вспомните, на какие две группы делятся все продукты питания, заполните таблицу.
— Прочитайте, поставьте знак «+» в нужном столбике. Работа в парах.
Классификация продуктов питания
Организует обобщающую беседу по вопросам:
— Какую тему мы начали изучать?
— Какие вопросы мы рассматривали сегодня?
— Что нового узнали?
— Что в моей корзине? Какая это пища? Почему я взяла именно яблоки?
Конспект классного часа на тему «Правильное питание» (5 класс)
План-конспект классного часа, проведённого в 5в классе,
«Разговор о правильном питании».
Провела: Стряпчева М.С.
Цели:
• дать учащимся объективные, соответствующие возрасту, знания о здоровом, правильном питании;
• создать условия для внутренней мотивации к здоровому образу жизни;
• воспитывать творческую, стремящуюся к сохранению физического, психологического и нравственного здоровья личность учащихся,
• воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Задачи:
• прививать навыки по основам личной гигиены и охраны своего здоровья;
• привлекать к овладению элементарными навыками здорового питания.
Оборудование:
• компьютер, презентация «Рациональное питание»;
• эпиграф «Каждый-кузнец собственного здоровья» А.Клавдий;
1. Беседа по теме.
Учитель:- Ребята, сегодня мы будем говорить о здоровье. Это самое главное богатство человека. И это богатство надо сохранять и укреплять с самого начала жизненного пути. «Каждый-кузнец собственного здоровья», говорил А.Клавдий.
— Сколько раз в день мы должны есть? (Ответы детей)
— Завтракаете ли вы перед уходом в школу? (Ответы детей)
— Что лучше употребить на завтрак? Обед? Ужин? (Ответы детей)
— Почему мы должны есть через 3 часа? (Ответы детей)
2. Игра «Что полезно, что не полезно».
— Ребята, на экране вы увидите некоторые продукты и должны будете выбрать только те, которые считаете полезными для здоровья.
Слайд (фотографии яблока, кефира, торта, геркулеса, пепси-колы, капусты, моркови, конфет, лука, шоколадок «Марс», «Сникерс», чипсов, сухариков)
— Рыба
— Кефир
— Геркулес
— Фрукты
— Овощи
— Молочные продукты
— Пепси-кола, фанта
— Чипсы, сухари
— Жирное мясо, сало
— Торты
— Шоколадные конфеты
— «Марс», «Сникерс»
Учитель:
— А что ещё можно добавить к полезным продуктам? (Ответы детей)
— А что бы вы добавили к неполезным продуктам? (Ответы детей)
3. Конкурс пословиц.
Учитель. – Ребята, недаром в старину всегда ценилось здоровье человека, поэтому родилось так много пословиц о здоровье. Предлагаю вам составить из рассыпанных слов пословицы и объяснить их смысл (на карточках, на каждом столе).
• «Здоровый человек – … ( богатый человек)».
• «Здоровьем слаб, … (так и духом не герой)».
• «В здоровом теле – … (здоровый дух)».
• «Здоровье – … (дороже золота)».
• «Гречневая, каша, сама себя хвалит:- ( я-де с маслом, хороша)”.
• «Чеснок да лук – … (от семи недуг)».
5. Игра «Угадай-ка».
Учитель:- Ребята, чтобы узнать, о чём дальше пойдёт речь, отгадайте загадку:
Чистое небо, да не вода.
Клейкое, да не смола.
Белое, да не снег.
Сладкое, да не мёд.
От рогатого берут,
Малым детям дают. (Молоко)
— Если молоко оставить на сутки в тёплом месте, оно прокиснет и образуется … (простокваша).
— Если молоко поставить в горячую духовку и подержать там 2 часа, то получится … (ряженка).
Учитель:- Молодцы, ребята! Молочные продукты очень полезны. Они укрепляют детский организм.
Учитель:- Для нас открылись двери в Страну Здоровья. Мы шагаем по ее большим просторным улицам и проспектам. Нам легко дышится. Нам весело путешествовать. Но мы должны знать, куда и как идти. Предлагаю ответить на вопросы викторины.
• Какая вода содержит в своём составе комплекс солей и микро-(макро-) элементов? (Минеральная вода)
• Назовите витамин, который вырабатывается в организме человека только под воздействием солнечных лучей? (Витамин «D»)
• Почему весной яблоки не так полезны, как осенью? (Витамины разрушаются)
• Для предупреждения заболевания зубов рекомендуется использовать зубные пасты, содержащие этот элемент. Какой? (Фтор)
• Чем пользуются для чистки зубов? (Зубная паста, зубная нить, зубочистка).
• Это средство может служить профилактикой кариеса, однако чрезмерное употребление им приводит к проблемам с желудком. Что это? (Жевательная резинка)
9. Показ и обсуждение презентации на тему: Рациональное питание.
10. Пожелание учащимся. Рефлексия.
Учитель:- Помните, ребята, что нужно есть то, что требуется моему организму, а не то, что хочу есть я!
Желаю вам цвести, расти
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условие.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.