пишите повседневную жизнь украинских крестьян
Опишите повседневную жизнь украинских крестьян в XVII в.
Обсуждение вопроса:
Повседневная жизнь украинских крестьян в XVII в.:
Жилье у крестьян — деревянные жилища двух типов: срубный (четырехугольный сруб состоял из горизонтально положенных друг на друга бревен, затем доделывались крыша, двери, окна; распространен на большей части Украины) и каркасный (между столбами вбивались колья с внутренней и внешней стороны, заплетались прутья, замазывались глиной и соломой; высохшую стену белили; встречалась на юге Волыни).
При входе в дом стояла печь — противоположный по диагонали угол был «красным», для гостей. Комнат было мало и делались они большими. Жили большими семьями из нескольких поколений (как правило 2 — 3 семьи в комнате). На дворе— хозяйственные постройки (сараи, амбары,1 хлев для скота), рядом — огород. Размеры построек зависели от достатка хозяина.
Одежда — из льняного или конопляного полотна, обычно дома шили для мужчин рубахи с вышивкой (у панов —: вышивка из шелка, серебра, золота) без воротников, широкие шаровары, широкий (около 15 см пояс из полотняной ткани, как правило красного цвета). У женщин — сорочка, длинная широкая юбка, фартук, сарафан, бусы (из камня, стекла, монет, бисера), в ушах — серьги или колокольчики. Зимой, — длинные до пят овчинные кожухи или бурки.
Пища — ржаной хлеб (бедняки добавляли в муку примеси ячменя или овса; белый хлеб был на праздники), суп из злаков, кулеш, галушки, вареники, рыба, ягоды, фрукты, пиво и др.
Школьный театр — при Острожской школе, Львовской братской школе — ученики на рождественские, пасхальные и др. праздники и при встречах именитых гостей читали стихи собственного сочинения и приветствия, играли небольшие пьесы в форме диалога на учебные и религиозные темы и др. Народно-площадный театр — на ярмарках, праздниках, и др, при больших скоплениях людей игрались комедии, иногда драмы для развлечения зрителей.
Дошло до наших дней: сохранение традиций в питании, сохранение народных обычаев и церковных праздников — Рождество (в ночь на него ходили колядовать). Пасха, праздник Янки Купалы, (23 июня перед жатвой), праздник Покрова Богородицы.
Пишите повседневную жизнь украинских крестьян
Украинские сёла, слободы и даже города заметно отличались от русских. Различия бросались в глаза, о них охотно писали почти все русские путешественники, пересекавшие этнографическую границу Украины.
«Наконец въехали мы в пределы Украины. Везде без исключения мазанки Появились хохлы»[246], – рассказывал князь И. М. Долгорукий о своем путешествии в Одессу и Киев в 1810 году. Но вот путешествие подходит к концу, а князь записывает: «И так простились мы с Малороссией и въехали в Орловскую губернию. Далеко позади нас остались мазанки и белые хаты, в коих чистота красила убожество»[247].
Обилие на Украине известняка, мела и белой глины способствовало появлению этих национальных цветов, еще не жовто-блакитного, но бело-голубого: хаты белили, иногда добавляя синьку, а ставни, так необходимые в жаркое малороссийское лето, часто расписывали именно голубой краской. Но дело здесь, конечно, не только в стройматериалах. Великороссы на юге России тоже умели строить мазанки, а малороссы в Полесье, русины в Карпатских горах ставили деревянные хаты, основой которых служил сруб.
В городе Кролевец Черниговской губернии (юго-восточное Полесье) древесина стоила дешево, поэтому хаты строили из дерева, но украинцы белили их не только изнутри, но и снаружи[248]. Поэтому и деревянный Кролевец даже внешне мало отличался от городов и сел, застроенных мазанками.
«Домы наших русских поселян не дадут также понятия о хатах малороссиян, складенных из кривых дерев, обмазанных глиною и выбеленных, где пол заменен крепко убитой землею»[249], – писал Николай Полевой. Русская изба и украинская хата как два мира, которые говорят о национальных различиях намного больше, чем сочинения историков и публицистов. Еще в гоголевское время это заметил этнограф Вадим Пассек. Сравнивая великороссов с малороссиянами, он увидел принципиальные различия уже в самом отношении к постройке дома. Русскую избу строят на многие годы и покидают неохотно. Если изба не погибнет от пожара, если хозяева будут о ней заботиться, ремонтировать, подновлять, то и проживет она многие десятки лет. Будет «прорастать мхом, сочиться смолой, обновляться резкими, желто-розовыми и белыми, пахучими заплатами»[250], но все-таки жить и жить, переходя по наследству к внукам и правнукам.
Русские деревянные храмы стоят веками, но и столетняя изба – вовсе не исключительное явление. Русская изба – это «замок, обнесенный кольями и соломой», – Вадим Пассек нашел неожиданный и точный образ. Зато малороссийская деревня издалека напоминала ему ряд белых палаток. Но эти «белые палатки» никак не походили на военный лагерь. Если русские избы выстраивались вдоль одной или нескольких улиц, то малороссийское село застраивалось без особой системы, хаты были «беспорядочно разброшены».
Хата «из нескольких бревен, кольев и даже прутьев, неровно сложенных, крепко и гладко замазанных глиною и выбеленных мелом»[251], не так солидна и долговечна. Вместо русских высоких заборов, крытых дворов – плетень, вместо дровяников, под потолок заставленных поленницами, – груды хвороста и щепок у самых ворот.
Эти груды хвороста не мешали общему впечатлению от украинского жилья: чистота, опрятность, изящество украинской хаты общепризнанны. О них писали едва ли не все русские путешественники. Ивану Аксакову, в молодости своеобразному украинофилу, хаты приглянулись. Малороссийские города и села действовали на него умиротворяюще: «Как хороши эти белые хаты, живописно разбросанные по холмам и долинам и выглядывающие так приветливо из-за зеленых садов своих»[252]. Больше малороссийских хат ему понравятся только молдавские: они были, пожалуй, даже беднее, но притом изящнее.
Понравилось украинское жилье и профессору Погодину. Во время своего путешествия 1842 года он проезжал через Лубны, где остановился «у почтенного доктора Петрашевского». Это была, конечно, не крестьянская хата: «Низенький, но обширный дом под сенью черешень, рябин и тополей, среди огромного сада… Что за привольная жизнь в Малороссии!»[253]
Князя Долгорукого хаты только раздражали. На его вкус, они были тесными и бедными, а потому много уступали просторным, теплым сосновым избам русских крестьян. И чем больше наблюдал он малороссийскую жизнь и малороссийские хаты, тем меньше они ему нравились. Если живешь в нищете, то для чего все эти красоты? Живет малоросс в самой бедной хате, где высокий человек не может даже выпрямиться в полный рост, живет «бедно, низко, дрянно; а под окном у него растет грецкий орех, бергамот Что ему в этом дереве радости?»[254]
Зато в хате не было «ни гаду, ни лишнего сору», там не водились тараканы, привычные спутники русского жилья. «Проклятые кацапы, как я после узнал, едят даже щи с тараканами»[255], – жаловался Григорий Григорьевич Сторченко Ивану Федоровичу Шпоньке. Ранний Гоголь еще позволял себе такие выпады против русских. Впрочем, самокритичные русские о тараканах писали даже злее. Вяземский назовет «Русского Бога» «Богом тараканьих штабов».
В белённой известью мазанке намного легче поддерживать чистоту, чем в русской избе. Хаты белили обязательно перед Рождеством и на страстной четверг, а некоторые хозяева и перед всяким значительным праздником. Пассек утверждал, что есть хозяева, которые белят хату каждую субботу[256].
Пол в хате обычно глиняный. Гоголь, описывая хутор пана Данилы в «Страшной мести», между прочим сообщает: «Во всей светлице пол гладко убитый и смазанный глиною»[257]. Только кое-где в Полесье или в домах особо зажиточных хозяев могли настелить дощатый пол. Пол мыли с мылом и солью, чтобы не было ни тараканов, ни блох, ни мокриц[258]. А некоторые еще и посыпали пол особым киевским песком, «какой вы найдете не у всякого губернатора и в канцелярии»[259]. Это был уже сорт особого, крестьянского или мещанского шика.
«Хата бедная, но чистоты необыкновенной кроме белой глины и мелу, здесь употребляют глину кофейного цвета, которою обводится нижняя часть стен и печей. Везде кругом были признаки вкуса, везде видна потребность изящного…»[260] – писал Иван Аксаков о хате, которую видел в Бессарабии. Из текста не совсем ясна этническая принадлежность хозяина хаты, но обычай украшать дом цветной глиной был хорошо известен среди украинских крестьян и не до конца русифицированных украинских панов. Последнее отразилось и в литературе: в хате Тараса Бульбы «всё было чисто, вымазано цветной глиною»[261].
Доброжелательный и приветливый Владимир Измайлов замечал, что малороссияне не богаче русских, но живут «так чисто, так хорошо, гораздо лучше наших крестьян»[262]. В хатах, даже на вкус привередливой барыни Александры Осиповны Смирновой-Россет, «всё было чисто и порядочно»[263].
Лидия Яковлевна Гинзбург видела украинскую деревню уже XX века, но, по ее описаниям, эта деревня не так уж сильно изменилась: «Украинское жилье организовано по принципу оазиса, – читаем в ее записных книжках. – Кругом степь, по ту сторону тына дорожная белая пыль, глубокая, как песок. А за тыном, с его однообразным и прелестным орнаментом, хата, поглощенная зеленью»[264].
Село – оазис посреди выжженной южным солнцем степи: «…вся утонула в зеленых садах Малороссия»[265], – умилялся Иван Аксаков. Чистоту и опрятность хаты еще больше подчеркивала пышная зелень садов и палисадников, в которой утопали малороссийские сёла: «деревня и даже город укрыли свои белые приветливые хаты в тени черешневых и вишневых садов»[266], – писал Шевченко.
Вишневый или черешневый сад – один из самых узнаваемый символов Украины, хорошо известных и русскому читателю, хотя бы по «Миргороду» и «Вечерам на хуторе близ Диканьки». Левко останавливается «перед дверью хаты, уставленной невысокими вишневыми деревьями»[267]. Андрий бродит в уединенном закоулке Киева, потопленном в вишневых садах»[268]. Молодая вдовушка угощает Хому Брута курицей и пшеничными варениками «за столом, накрытым в маленьком глиняном домике среди вишневого садика»[269].
Про «садок вишневый» вспомнит величайший поэт Украины, когда будет сидеть в Петропавловской крепости. Здесь он напишет стихи, которые сейчас на родине Кобзаря знает каждый школьник:
Садок вишневий коло хати,
Хрущі над вишнями гудуть.
Плугатарі з плугами йдуть,
Співають, ідучи, дівчата,
А матері вечерять ждуть[270].
Вишневый садик возле хаты,
Хрущи над вишнями снуют.
С плугами пахари идут,
Идут домой, поют дивчата,
А матери их дома ждут.
(Перевод Н. Ушакова)[271]
В одной из своих самых первых дневниковых записей Тарас Шевченко с неприязнью заметит, будто у великороссов «есть врожденная антипатия к зелени, к этой живой блестящей ризе улыбающейся матери природы»[272]. А русская деревня, припомнит он картины из гоголевских «Мертвых душ» и собственные наблюдения, – это «наваленные кучи серых бревен с черными отверстиями вместо окон, вечная грязь, вечная зима! Нигде прутика зеленого не увидишь»[273].
Шевченко писал эти строки в Новопетровском укреплении, в последние месяцы своей солдатской каторги. Его взгляд на Россию, на образ жизни русского человека – недружественен и несправедлив. Но вот что писал наш историк, издатель Михаил Погодин, природный великоросс, русский мужик, который вышел «в люди», стал профессором, а затем и академиком: «Что за прелесть – эти белые хаты с шоколадными кровлями, в сени зеленых развесистых деревьев, рассыпанных по склону горы. Видно с первого взгляда, что обитатель их в дружбе с природою. Совсем не то в Великой России; деревца вы не увидите часто подле избы…»[274]
О справедливости слов Шевченко и Погодина знают не только знатоки русской и украинской этнографии позапрошлого века, но и читатели Н. С. Лескова.
Из рассказа Н. С. Лескова «Путимец»: «Кацапов дом легко можно было отличить от всех соседних малороссийских крестьянских хаток. “Кацап” держал в аренде трактовый постоялый двор, выстроенный по русскому образцу, с коньком, на две половины, и ни вокруг, ни около его не было ни вербы, ни груши, ни вишневого куста, ни лозиночки, словом – ни одной веточки, где бы свила себе гнездышко щебетунья птичка или присел в тиши помечтать и попеть серый соловушко. Словом – дом и двор вполне в известном великорусском вкусе…»[275]
Любовь русского человека к природе и к искусству проявлялась иначе, его представления о красоте отличались от украинских. В один год с Тарасом Шевченко родился великий русский поэт.
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи кочующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно…
Крепкие деревянные стены долговечной русской избы хранят «нестираемые признаки времени и бедствий». Зато хата всё время обновляется, как вечно обновляется окружающий ее сад.
Русские люди украшали избы резьбой, подчас очень затейливой. В XIX веке была известна и русская домовая роспись, более всего распространенная на Русском Севере, на Вятке, на Урале и в Сибири вплоть до самого Забайкалья. Расписывали не по штукатурке, а по дереву, украшая стены избы. Но в русских деревнях домовая роспись считалась роскошью, была доступна только богатым крестьянам. Занимались ею не сами хозяева, а профессиональные мастера, собиравшиеся в артели. Роспись была своеобразным народным промыслом.
На Украине хаты расписывали едва ли не повсеместно. В простых, небогатых семьях расписывали сами. Беленые стены хаты покрывали узорами, орнаментами, иногда довольно сложными, иногда – просто розами, васильками, «розовыми, голубыми и зелеными полосками»[276]. Прежде всего расписывали красный угол, где стояли иконы и висели вышитые красивыми узорами рушники. Разрисовывали и украинскую печь – грубу. Роспись, в отличие от простой побелки, требовала уже много времени, сил и фантазии, а потому за нее принимались осенью, когда полевые работы закончены, а житницы полны зерном. Роспись могла быть не только изнутри, но и снаружи. В доме сотника, отца панночки из «Вия», фронтон был весь «измалеван голубыми и желтыми цветами и красными полумесяцами»[277].
Разумеется, при таком распространении живописи появились и свои профессионалы. Малороссия славилась хорошими малярами, которые не только красили, но именно расписывали стены крестьянских, мещанских и, само собой, панских домов. Маляр нередко становился и богомазом. Путь от росписи хаты до росписи церкви на Украине был довольно короток.
Из очерка Николая Костомарова «Воспоминание о двух малярах»: «Как известно, в малороссийском крестьянском быту маляр – явление частое. искусство располагает его к любознательности; маляр рисует богородицу, святых мужей и жен, – надобно знать, как изобразить того или другую, является охота узнать, кто они были и что с ними творилось в жизни, и маляр читает священное писание, жития святых»[278].
По крайней мере одного такого богомаза вспомнит каждый русский читатель. Кузнец Вакула из «Ночи перед Рождеством» не только размалевал миски, «из которых диканьские козаки хлебали борщ», и покрасил в самой Полтаве дощатый забор у сотника Л…ко, но и, несмотря на противодействие чёрта, нарисовал «картину» (икону) для диканьской церкви, где изобразил святого Петра, изгоняющего из ада злого духа.
Мир Гоголя фантасмагоричен, но кузнец Вакула был персонажем вполне узнаваемым. Не знаю, многих ли чертей малороссийским крестьянам и ремесленникам удалось обвести вокруг пальца, однако кузнец, который в свободное время занимается малеванием и пишет иконы, не плод воображения Гоголя. Более того, сам Николай Васильевич, по воспоминаниям сестры Елизаветы Васильевны, с удовольствием расписывал красками стены и потолки: «…наденет, бывало, белый фартук, станет на высокую скамейку и большими кистями рисует, – так он нарисовал бордюры, букеты и арабески»[279].
О Тарасе Шевченко и говорить нечего. В Петербурге он, еще крепостной человек Павла Энгельгардта, работал подмастерьем в артели мастера В. Г. Ширяева, занимавшейся росписями стен. Так, 13 июля 1836 года Ширяев подписал контракт «на живописные работы в Большом театре»[280], а «первым рисовальщиком» в его артели был двадцатидвухлетний Тарас Шевченко[281].
Во времена Гетманщины живопись, иконопись и гравюра были даже в большем почете. При монастырях трудились «многочисленные, подчас опытные живописцы», от села к селу «мандровали» бродячие богомазы-маляры, среди них не были редкостью студенты Киево-Могилянской академии и семинаристы. Обычно они располагали «запасами эстампов и образцов для рисования»[282]. Именно эти студенты перенесут на стены мазанок сложные орнаменты, украшавшие страницы старинных книг. Семинарист из Чернигова, Полтавы и тем более настоящий «спудей» (студент) из Киева могли пользоваться богатыми библиотеками, где хранились редкие книги. Студенты же принесут в повседневную жизнь украинского крестьянина узоры, орнаменты в стиле барокко (главном и фактически «национальном» стиле Гетманщины) и даже рококо[283].
Не удивительно, что еще в XVIII столетии в Малороссии появились и знаменитые художники, даже великие. В Глухове, столице Гетманщины, родился Антон Лосенко. В Миргороде – Владимир Боровиковский. В Киеве – Дмитрий Левицкий. Причем и Левицкий, и Боровиковский были потомственными художниками. Отец Дмитрия Григорьевича, Григорий Кириллович Нос, сменивший свое гордое родовое прозвище на полонизированную фамилию «Левицкий», был гравером, известным не только на Украине, но и в Польше.
Семейство Боровиков (Боровиковских), подарившее России одного из лучших портретистов рубежа XVIII и XIX веков, давно занималось иконописью и малеванием. Хотя Владимир Лукич долго служил в канцелярии, он зарабатывал на жизнь иконописью и стал еще до своего отъезда в Петербург знаменитым и очень дорогим мастером. Боровиковскому доверили украшать дворец («путевой домик»), в котором остановится императрица Екатерина II[284].
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Опишите повседневную жизнь и жизнь украинских крестьян в 17-м веке веке что из описанного дошло до наших дней
1)Опишите повседневную жизнь украинских крестьян в 17 в. Что из описанного дошло до наших дней?
Украинские крестьяне жили в деревянных домах, отапливаемым печью «по-черному», с красным углом с иконами, с комнатами, созданными из перегородок. У крестьянского дома был двор – там крестьяне занимались хозяйством, держали скот и сажали еду. Украинские крестьяне носили льняную одежду, рубашку – и женщины, и мужчины. Зимой крестьяне носили бурки из овчины. В пищу шел ржаной хлеб, вареники, рыба, ягоды, пиво, квас, супы, галушки. Все празднования, как правило, были связаны с религией – Рождество, святки – но были и языческие – праздник Купалы.
Из описанного до наших дней дошло не много: кулинария, праздники. В сельской местности, возможно, и сохранились дома и принцип организации хозяйства.
2)Какие особенности построек или планировки позволяли эффективно обороняться жителям горных аулов?
3)Объясните смысл аталычества.
Аталычество является древним обычаем, который был распространен на Кавказе и в среде тюркских народов. Суть обычая заключается в том, что ребенок уходил в другую семью, перенимал традиции и обычаи, а потом возвращался семье. Обычай носил насильственный характер. Этот обычай помогал предотвратить конфликты, так как аталыки могли быть из других племен.
Учебник по истории России. Арсентьев. 7 класс 2 часть. Жизнь народов в XVII в.
ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ НАРОДОВ УКРАИНЫ, ПОВОЛЖЬЯ, СИБИРИ И СЕВЕРНОГО КАВКАЗА
Вопросы в тексте параграфа
В чем проявлялось бережное отношение народов России к традициям своих предков?
Бережное отношение народов России к традициям своих предков проявлялось в особенностях повседневной жизни, в соблюдении обрядов и религиозных верований, в сохранении вкусовых предпочтений и в одежде.
Вспомните внешний вид и убранство русских изб XV-XVII вв.
В XV-XVII веках в России существовало несколько типов домов. Наличие различных по конструкции домов на территории России обусловлено этническими традициям народов и климатическими условиями. На данном рисунке представлены четыре самых распространенных типов русских домов.
Первый (верхний левый) дом – типичное строение финно-угорского типа, был распространен на севере русских территорий, населенных северными народами. Его конструкцию отличало наличие подклети – так называемого первого этажа, где обычно располагался хлев с домашним скотом, суровые климатические условия не позволяли держать скот зимой на открытом воздухе. Кроме того, дома такого типа строились для многочисленных семей, поэтому под крышей обустраивалась еще одна полноценная теплая комната.
Второй (нижний левый) дом характерен для славянских традиций, так называемый дом ильменских словен. Много подобных домов можно встретить в Новгородских землях. Конструкция дома пошла от традиционных полуземлянок, которые со временем стали перерождаться в полноценные жилые дома. Характеризует этот тип дома расположение на одной огороженной или закрытой территории жилого дома, хлева, сарая и других подсобных помещений – погода этих регионов тоже не была комфортной. Правда на картинке изображена одна двухскатная крыша, а вторая трех или четырехскатная – это не является характерной особенностью данного типа домов.
Третий дом (верхний правый) – типичная постройка русов. Четырехстенок или пятистенок, трехскатная крыша, светёлка, крыльцо. Этот тип домов распространен в средней полосе России в традиционно русских регионах.
Четвертый дом (нижний правый) – типичный представитель южных традиций, так называемый дом кыпчакского типа. Это не деревянное, а глинобитное здание, распространено в южных степных регионах России, где лес является редкостью, а следовательно, и ценностью. Небольшие по площади дома не предусматривали размещения домашнего скота, поскольку хорошая и теплая погода позволяла держать скотину под открытым небом круглый год. Крыша, крытая соломой, делалась четырехскатной, поскольку такая форма наиболее устойчива к степным ветрам.
Убранство русских изб не отличалось богатством и изысканностью. Главное место в доме всегда занимала печь, которая использовалась для отопления помещения и приготовления пищи. На печи размещались несколько «теплых» спальных мест. «Красный уголок» был традиционным для всех православных народов России – в углу ставились или вешались богато украшенные иконы с изображениями Иисуса, Богоматери и святых-покровителей. Также в комнате располагался стол и деревянные лавки вдоль стен. На этих лавках люди сидели, занимались рукоделием, ели и даже спали.
Какие народы проживали в Поволжье в XV-XVII вв.?
Русские, чуваши, марийцы, мордва, татары, башкиры, удмурты
Вопросы к тексту параграфа
1. Опишите повседневную жизнь украинских крестьян в XVII в. Что из описанного дошло до наших дней?
Повседневная жизнь украинских крестьян была очень похожа на жизнь русских крестьян. Точно так же украинские крестьяне обрабатывали землю, выращивали овощи на собственных приусадебных участках, выращивали домашний скот и птицу.
Дома представляли собой строения кыпчакского типа, характерные для южных регионов России: глинобитные дома с крашенными известью стенами. Крыша, крытая соломой, делалась четырехскатной, поскольку такая форма наиболее устойчива к степным ветрам. Внутреннее устройство украинских домов немного отличалось от устройства большинства русских изб. Небольшие по площади дома не предусматривали размещения домашнего скота, поскольку хорошая и теплая погода позволяла держать скотину под открытым небом круглый год. В оформлении дома широко использовались расшитые рушники (полотенца) – ими украшали «красный уголок» и оконные проемы.
Поскольку Левобережная Украина долгое время была в составе Речи Посполитой, европейские и даже турецкие традиции нашли свое отражение в одежде знатных украинцев. К традиционному украинскому костюму из расшитой рубахи-сорочки с широкими рукавами, широким штанам или запашным юбкам-плахтам из клетчатой ткани добавлялись популярная в турецких городах обувь с чуть загнутыми кверху носами, пояса, пуговицы, европейский шнурованный лиф с длинной широкой юбкой и т.д.
Традиционно украинцы употребляли пищу, приготовленную в печи. Это были хлеб, пироги, различные вареные или жареные овощи, бульоны, борщи и другие супы. Украинцы очень любили вареники, галушки и свиное сало.
Сомневаюсь, что много русских детей знают что-либо о быте современной украинской деревни. Полагаю, что современные жители украинской деревни не носят каждый день «вышиванки» и не живут в глинобитных домах «мазанках». Многие бытовые традиции у украинцев, как и у русских давно ушли в прошлое. Хотя предпочтения в еде остались. На Украине по-прежнему популярен борщ, вареники, галушки и сало.
2. Чем жилища горских народов Северного Кавказа отличались от построек на равнинной местности?
В гористой местности народы Северного Кавказа строили на склонах гор одно-двухэтажные строения с толстыми стенами и плоскими крышами. Дома в горах часто нависали друг над другом. Плоские крыши служили дворами для жилищ. Улиц как таковых не было.
Равнинные поселения располагались у подножий гор, на берегах рек, среди полей или лесов. Они были небольшими по размеру – 40-50 домов примыкали друг к другу в виде квадрата или круга. Фасады домов были обращены на внутренний двор в центре селения. В этот двор на ночь загоняли скот. Тут же прятались женщины, дети и старики в случае нападения врагов на селение.
3. Какие особенности построек или планировки позволяли эффективно обороняться жителям горных аулов?
В селениях в горах к домам примыкали высокие боевые башни. Эти сооружения представляли собой мощные укрепленные комплексы. Равнинные селения строились по типу крепости. Дома примыкали друг к другу и образовывали замкнутый квадрат или круг. Фасады домов выходили во внутренний двор. Вокруг такого селения возводились различные оборонительные сооружения.
4. Объясните смысл аталычества.
Обычай аталычества заключался в том, что представители знатных родов отдавали своих новорожденных детей на воспитание в простые семьи. Воспитателями становились самые достойные, уважаемые люди, смелые воины, знатоки народных традиций.
Зачем вообще был нужен такой обычай? Есть несколько объяснений обычая аталычества. Остановимся на наиболее популярных. По одной из версий — сыновей отсылают из дома, чтобы они не росли избалованными, и чтобы одновременно избежать конфликтных ситуаций, связанных с возможным в будущем соперничеством отца и сына и т. п.
По другой версии, люди, отдавая своих детей в чужие семьи, специально развивали формы искусственного родства, чтобы укрепить внутриобщинные связи и усилить феодальную зависимость более низших сословий.
Некоторые считают, что, якобы в семье аталыка ребенок может научиться таким навыкам, которым трудно овладеть в родительской семье. Выносливости, терпению, умению ладить с людьми и т.д.
Наиболее вероятно, что смысл аталычества заключается в том, что крестьяне всегда стремились иметь связи в среде аристократов. Искусственное же родство дворян и князей с крестьянами, в свою очередь, давало элитам возможность иметь широкую социальную опору. Для прекращения кровной мести и межсословных конфликтов система аталычества была очень кстати – она гасила социальные конфликты без боевых действий и других неприятных вещей.
Вот как писал о традиции аталычества черкесский историк Хан-Гирей: «Князья издавна для увеличения своей силы искали все возможные средства, чтобы привязать к себе дворян, а эти для всегдашней защиты и вспомоществования себе во всех случаях желали более сблизиться с князьями. Для такого обоюдного сближения нашли вернейшим средством воспитание детей, которое, связывая два семейства родством, приносило обоюдные выгоды».
Хотя аталык всегда получал от семьи своего воспитанника щедрые подарки, обычай отдавать детей на воспитание связан отнюдь не с материальными мотивами – главное, что он расширял круг некровных родственников.
5. Чем отличались селения украинцев и жителей Поволжья?
Жители Поволжья в отличие от украинцев строили свои дома из дерева. Особое место во дворе дома занимали различные хозяйственные постройки и хлев для скота. Кочевые народы Поволжья вообще могли жить в переносных юртах. Поселения народов Поволжья не имели четкой планировки и были небольшими по размерам. Родственники старались строить свои дома поближе друг к другу, образуя в пределах одного села несколько кучек жилищ.
6. Какие природные условия определяли расположение селений народов Поволжья?
Народы Поволжья предпочитали селиться вдоль рек или рядом с озерами, вблизи родников.
7. Что отличало быт кочевых и оседлых народов Сибири?
Жилища народов Сибири были разнообразными, максимально приспособленными к природным условиям. Оседлые народы Сибири строили постоянные дома. Например, сибирские татары жили в прямоугольных полуземлянках с выступающими на поверхность стенами из плетня, обмазанного глиной. Также строили и срубные избы с плоскими крышами.
Кочевые народы обычно не имели постоянных домов. Летом они чаще всего сооружали на берегах рек конусообразные шалаши, а для зимних стоянок строили юрты. Зимнее жилище якутов – балаган – имело прямоугольную форму. Его стены изготавливались из тонких бревен, вбитых в землю с небольшим наклоном внутрь.
8. Как климатические условия влияли на одежду народов, о которых идёт речь в тексте? Подтвердите свой ответ цитатами из текста.
Суровые климатические условия влияли на особенности одежды народов Сибири. Прежде всего это касалось верхней зимней одежды. Как правило у северных народов это были длинные шубы из рысьего, лисьего или волчьего меха. Часто шубы подпоясывали кожаными или пёстрыми шерстяными поясами. А вот у бурят, чьи территории располагались в Южной Сибири в качестве зимней одежды использовали подбитые мехом халаты. Обувь народы Сибири делали в основном из меха и кожи. Зимой носили валенки из овечьей шерсти.
Думаем, сравниваем, размышляем
1. С помощью дополнительной литературы и Интернета подготовьте электронную презентацию об истории национального костюма одного из народов (по вашему выбору), перечисленных в тексте материала для самостоятельной работы.
Чувашская народная одежда и украшения — богатейшее наследие материальной и духовной культуры прошлого. В традициях этого народа Поволжья сосредоточены связи времен, племен, народов, различных географических регионов Азии и Европы. По своей форме, характеру, содержанию, стилю орнаментации костюм чувашей тесно связан с земледельческим укладом жизни.
Для изготовления одежды у чувашей употреблялся произведенный в домашнем хозяйстве материал — холст, сукно, кожа. Из домотканого холста различных расцветок чуваши шили нательную одежду — рубахи кепе, штаны йем, детали головных уборов. Верхнюю одежду — кафтаны (сахман), халаты (шупар), чапаны (асам) шили из сукна, а шубы (керек) и тулупы (талап) — из овчины домашней выделки. Шубы, пошитые с отрезной наспинной частью и множеством складок, были предметом особой гордости их владельцев и воспевались в песнях.
Мужской чувашский костюм
Мужской чувашский костюм состоял из длинной, белохолщовой рубахи туникообразного покроя, штанов, скреплявшихся на талии шнурками, халата, носившегося поверх рубахи, шляпы. В повседневности чуваши обувались в лапти с онучами, а состоятельные крестьяне и постоянно имели кожаную обувь. В зимнее время гардероб дополнялся теплой одеждой — шубой, тулупом, меховой шапкой, варежками и валенками.
В XX в. мужской костюм чувашей вытесняется общеевропейским. Поэтому судить о нем можно лишь по сохранившимся в музеях отдельным образцам. Обычный чувашский мужской костюм состоял из холстяной рубахи туникообразной формы с косой застежкой воротника, длиной несколько ниже колен, нешироких штанов и однотонной безрукавки с прямой спиной. Особо богато расшивалась рубаха у старших мужчин излюбленными красно-бордовыми узорами с черным контуром. В отличие от многих народов Урала одежда чувашей более лаконична, с резким отличием между более патриархальными формами костюма верховых и низовых групп.
Женский чувашский костюм
Особый интерес при изучении одежды вызывает комплекс женского чувашского костюма. Традиционная рубашка шилась из белого домотканого холста. Белый цвет был священным для чувашей. Крашенные нити и пряжи использовали в вышивках.
Для крашения применяли корни и листья трав марены, деревьев, кору дуба. С конца XIX в. стали использовать химические красители, приобретаемые у коробейников, а белый холст у низовых чувашей был вытеснен пестрядью. Кроме рубахи в комплекс женского чувашского костюма входили оригинальные головные уборы.
В чувашский женский наряд входили поясное и набедренное украшение — сара и яркач. Их вышивали шерстяными и шелковыми нитками, украшали нашивками. Длинная бахрома обогащала эти наряды, а при движении оживляла весь костюм женщины. Орнамент узоров — геометрический, связанный с представлением о модели мира. Использовались и стилизованные изображения деревьев, цветов, листьев.
Девушки и женщины повязывали также хлопчатобумажные и шелковые белые и цветастые платки преимущественно светлых расценок. Зимой надевали барашковые шапки с суконным верхом или шерстяные платки с бахромой.
Очень важна была знаковая функция одежды — она показывала отличия по возрасту, семейному положению, имущественному состоянию, ритуальному назначению (свадебная одежда, одеяние предводителей религиозных обрядов и т. д.). Знаковые различия проявились прежде всего в головных уборах и украшениях.
Женские головные уборы
Старинные головные уборы чувашских женщин делятся на две группы: покрывала и шапки. К группе покрывал относятся головная повязка (сурпан) с перевязью (масмак), а также платок (пус тутри) с перевязью и чалма. Это уборы замужних женщин. Сюда же относится покрывало невесты (пёркенчёк). Украшение сурпанов и способы их ношения в этнографических группах имели свою специфику. Женщины некоторых чувашских племен в прошлом также носили чалму — косынку из тонкого белого холста, ею закрывалась вся голова (у чувашских женщин бытовал обычай не показывать волосы). По краям чалмы размещалась вышивка.
В национальном женском костюме большую роль играют головные уборы из бисера, мелких раковин каури и монет. Возникли они разными путями, претерпевали изменения, а позже стали обозначать возрастную и социальную принадлежность их носителей. В чувашских женских украшениях содержатся не только народные понятия о красоте, сложившиеся в течение столетий, но и следы миропонимания предков. Древнейшей функцией украшений было, без сомнения, их магическое предназначение (обереги), защита от злых духов и других опасностей.
Головные уборы встречаются трех типов: в виде широкого обруча с расширяющимися кверху сторонами, полусферические (с закрытым верхом) и в форме шапки с открытым навершием. Головной убор хушпу имеет твердый остов, наспинную часть (хўре), он украшен монетами, бисером, раковинами каури, кораллами. Головная часть убора покрывалась семью или девятью рядами бляшек, центральная часть украшалась узорами из ромбиков и крестиков (числом по девяти) из красных, желтых и зеленых бисеринок. На наспинной части, по краям хушпу вешали монеты, которые при движении (пляске) издают легкий звон. В хушпу явно ощущается стремление его создателей подчеркнуть связь красоты формы с музыкальностью.
Украшения
Среди шитых бисером, украшенных серебром нарядов особое место занимает женское и девичье украшение в форме перевязи — тевет. Надевали перевязь через левое плечо. Женщины носили ее на свадьбах, девушки — во время весеннего обряда «девичья пашня», на хороводах и осенних праздниках, посвященных молотьбе, первому хлебу или льну. Тевет представляла собой широкую (до 10-12 см) полосу, сшитую из холста с подкладкой. Она украшалась узорной тесьмой (по краям) с нашитыми на ней рядами бисера и раковин, рядами монет, бисера. На концах тевети вышивались узоры — изображения светил, очертания гор, деревьев.
Полный комплекс украшений представлен в праздничных и свадебных нарядах. Чувашская женщина, облаченная в полный свадебный наряд, носила одежду и украшения весом около одного пуда (16 кг), в том числе серебряные монеты весом 2-3 кг. В комплекс украшений, выполненных в технике шитья бисером и серебряными монетами, а также из драгоценных металлов и камней, входят головной убор девушки (тухъя), головной убор женщины (хушпу), нагрудные и шейные наряды (ама, шўлкеме, алка, мая, суха), перевязь (тевет), подвески (сарка), браслет (сула), кольцо (сере), поясные подвески-нахвостник (йёс хўре), поясной кошелек (енчёк), поясное зеркальце (тёкер) и др.
Женские и девичьи украшения чувашей имеют свои аналогии в костюмах поволжских народов: марийцев, мордвы, удмуртов. Одним из популярных украшений был нагрудник, часто — треугольной формы, небольшой и украшенный бисером и монетами. Различия касаются набора предметов, покроя, орнамента, цветовых сочетаний, способа ношения, композиции, технических приемов изготовления. Большинство этих различий ограничено географическим расположением этнографических групп — как на территории Чувашии, так и за ее пределами.
2. Используя текст материала для самостоятельной работы, докажите, что для многих народов России были характерны обычаи дружбы и гостеприимства.
Гостеприимство имеет большое воспитательное значение, оно способствует дружбе и товариществу. Гостеприимство оценивается как одно из главных условий связи между людьми, как источник симпатии, взаимного уважения, понимания и поддержки.
Русское гостеприимство
«Столь же единогласно хвалят летописи общее гостеприимство славян, редкое в других землях и до нынешнего времени обыкновенное во всех славянских… Всякий путешественник был для них как бы священным: встречали его с лаской, угощали с радостью, провожали с благоговением…», — писал русский историк Н.М.Карамзин.
Великий князь Владимир Мономах в своих знаменитых «Поучениях» говорил, что русские всегда с уважением относятся к чужаку-иноземцу, так как он много путешествовал и много видел. А если он будет хорошо принят в гостях, то хорошая репутация о хозяине дома, а по нему и всей страны, распространится далеко за ее пределы.
Гостеприимство всегда было характерной чертой русского человека. Оценивалось оно, прежде всего, хлебосольством. Гостя в старину полагалось напоить и накормить досыта. С тех пор гостеприимство в России неизменно стоит на первом месте. И действительно, гостя встречали с земным поклоном, старались окружить лаской и заботой, относились к нему с особым почетом и уважением, угощали лучшим, что было в доме. Когда гостя провожали, то желали ему хорошего пути, говоря при этом «скатертью дорога». В те времена эти слова означали, что хозяин дома желает гостю, чтобы его дорога была такая же гладкая, как скатерть.
Гостеприимство кочевых народов
Кочевник может зарезать последнего барана, остаться без средств к существованию, но традиции гостеприимства соблюсти. С таким трепетным благоговением относились всегда в степи к гостю. Закон гостеприимства гласил: нельзя ничего жалеть, все для гостя. И только после того, как гость отдохнет и поест, ему можно задавать вопросы – кто он и откуда. Любой гость для кочевника – это событие. Гость находится под защитой хозяина. Даже самый лютый враг, являясь гостем, имеет право на защиту.
Гостеприимство по-казацки
Безмерное уважение к гостю обуславливалось тем, что гость считался посланцем Божьим. Самым дорогим и желанным гостем считался незнакомый из дальних мест, нуждающийся в приюте, отдыхе и опеке. В шутливой казачьей застольной песне-частушке «Ала-верды» наиболее точно выражено почитание гостя: «Нам каждый гость дается Богом, какой бы ни был он среды, хотя бы в рубашке убогой – ала-верды, ала-верды». Заслуженно подвергался презрению тот, кто не оказывал уважения гостю. Независимо от возраста гостя, ему отводилось лучшее место за трапезой и на отдыхе. Считалось неприличным в течение 3-х суток спрашивать гостя, откуда он и какова цель его прибытия. Даже старик уступал место, хотя гость был моложе его. У казаков считалось за правило: куда бы он ни ехал по делам, в гости, никогда не брал еды ни для себя, ни для коня. В любом хуторе, станице, поселке у него обязательно был дальний или близкий родственник, кум, сват, деверь или просто сослуживец, а то и просто житель, который встретит его, как гостя, накормит и его, и коня, на постоялых дворах казаки останавливались в редких случаях при посещении ярмарок в городах.
Гостеприимство Северо-Кавказских народов
Многие народы славятся своим гостеприимством, особенно на Кавказе. Но в Дагестане существует культ Гостя. Кем бы он ни был, откуда бы ни пожаловал, какую бы веру ни исповедовал. Он — Гость. Гостеприимство как традиционная форма взаимного общения людей имело и имеет до сих пор широкое распространение у всех народов Кавказа. Дагестанские пословицы гласят: «Да не придет такой день, чтобы к вам не пришел гость!». «Гость — посланник Аллаха», — говорят горцы. Так относятся к каждому вошедшему в дом, кто бы он ни был, к какой бы нации и вероисповеданию не принадлежал. Особым почетом бывает окружен представитель другой народности. Гость в горах не бывает неожиданным. Горец всегда ждет его. Гость ни в чем не должен нуждаться — такой неписаный обычай горцев.
3. Подготовьте сообщение на тему «Россия — наша общая Родина. История народов».
Россия является многонациональным государством. Это наследие длительного взаимодействия различных народов. Традиции многонационального и многоконфессионального государства в России зародились еще в период ордынского владычества. Сама Орда была многонациональным государственным образованием, и эти традиции были переняты русскими правителями. Именно многонациональное и многоконфессиональное развитие, взаимовлияние народов, культур и цивилизаций является особенностью России.
При распаде Золотой Орды населявшие ее народы образовали новые государства, находившиеся на различных уровнях развития. Все эти государства так или иначе прекратили свое существование, а их народы стали частью многонациональной России. Россия также присоединяла и другие земли, издревле заселенные различными этносами. В результате в состав Русского государства вошли многие народы, давно связанные с русским народом общностью исторического развития: народы Севера и Поволжья – часть мари, мещера, югра, коми (в конце XIV в.), печоры, карелы, саами, ненцы, удмурты (в конце XV в.). В XVI в. к России были присоединены татары, чуваши, удмурты, марийцы, башкиры, мордва, ханты, манси, пермяки. В XVII веке в состав России вошли украинцы, ханты, манси, буряты, эвенки, якуты, коряки, чукчи, юкагиры, дауры, дючеры, камчадалы, ванайхи, ингуши, осетины и др.
Россия стала Родиной для более сотни народов. Историческая судьба у народов России разная, но опыт совместной жизни позволил им выжить, сохранить соседские отношения, свою веру и собственные традиции.
Повторяем и делаем выводы
1. В чём состояли причины Смутного времени? Какие цели преследовали различные внутренние и внешние силы, действовавшие в России в тот период?
Смутное время нельзя рассматривать как следствие какой-либо одной причины. Только совокупность причин и их взаимное влияние породило Смутное время.
Мы видим, что в период Смуты различные внутренние и внешние силы пытались получить для себя какие-либо выгоды. Так, бояре стремились увеличить собственное влияние и уничтожить противостоящие им боярские кланы. Крестьяне, посадские и служилые боролись против суровых законов и старались привести к власти «добрых царей». Польша и Швеция, пользуясь слабостью Российского государства, стремились присоединить русские земли и посадить на трон своих марионеток.
2. Подтвердите примерами, что в период Смуты речь шла о сохранении свободы и независимости России. В чём вы видите причины возникновения национально- освободительного движения? Почему К. Минина и Д. Пожарского называют спасителями Отечества?
К концу 1611 году Российское государство стояло на пороге потери национальной самостоятельности и государственности как таковой. Поляки взяли Смоленск, Москва была сожжена польским гарнизоном, засевшим в Кремле, шведы заняли Новгород и выставили своего королевича кандидатом на московский престол, на юге в Россию вторглись войска Крымского хана, а Англия намеревалась захватить северное побережье страны. Первое дворянское ополчение под Москвой со смертью Ляпунова развалилось. Страна осталась без правительства. Боярская дума упразднилась сама собой, когда поляки захватили Кремль. Государство, потеряв свой центр, стало распадаться на части, все были порознь.
Попытки объединить страну были предприняты боярским и дворянским сословием, однако без поддержки остальных социальных классов они были обречены на провал. Спасение Отечества стало возможным только при условии всеобщего народного единства, согласия и примирения всех разрозненных классов русского общества.
Войска самозванца Лжедмитрия II и поддерживающие его польские и казачьи полки показали русскому народу, что их ждет при иностранном владычестве – они вели себя как завоеватели. Казацкие и польские отряды, медленно, но постепенно «вразумляя» разоряемое ими население, заставили, наконец, враждующие классы общества опомниться и объединиться во имя сохранения национальной и религиозной общности, которым угрожали казаки и ляхи. Большую роль сыграла непримиримая позиция патриарха Гермогена, призвавшего народ к восстанию. Также существенное значение сыграла жесткая политика предводителей восстания в Нижнем Новгороде – К.Минина и Д.Пожарского.
Для успеха задуманного восстания необходимы были люди и средства. Люди все как один высказались за поход на Москву. Казалось бы, оставалось лишь собрать средства и сформировать полки, но не тут-то было. Когда нижегородцам было предложено сделать раскладку средств по населению, население сказало: «А у нас денег нет». Один божился, что его товары ушли на Каспий, другой клялся, что казна его в Архангельске, у третьего приказчики уехали в Сибирь – и денег не давали. Тогда Кузьма Минин, великолепно зная сограждан, бросил свой знаменитый клич: «Заложим жен и детей наших, но спасем Русскую землю!» И снова никто не был против. А раз так, то Минин с выборными людьми взял силой и выставил на продажу в холопы жен и детей всех состоятельных граждан города. Главам семейств ничего не оставалось делать, как идти на огороды, выкапывать кубышки с запрятанными деньгами и выкупать собственные семьи. Так была спасена Мать-Россия. Восстание получило всеобщую поддержку, нашлись и средства для снаряжения полков. К восстанию присоединились многие города России, все сословия присутствовали в войске, однако помня о неудавшихся союзах, восставшие не брали в свои ряды тех, кто был запятнан в предательстве страны.
Таким образом Смута, питавшаяся рознью классов русского общества, прекратилась борьбой всего русского общества со вмешавшимися во внутреннюю усобицу сторонними иноземными силами. А предводители восстания, Минин и Пожарский, сумевшие собрать воедино представителей всех сословий, и организовать из них боеспособную армию, стали национальными героями. Минину и Пожарскому удалось придать своему восстанию легитимность, собрав совет «всей земли» и заручившись поддержкой всех имеющихся в распоряжении представителей различных слоев общества. Таким образом, они выступили единым фронтом, в котором не было разногласий, и именно это принесло им победу.
3. Каковы были последствия Смутного времени для дальнейшего развития страны? Как происходило возрождение России после Смутного времени?
Последствия Смуты для развития экономики и хозяйств России:
Многое в жизни русских людей после Смуты осталось прежним. Но во время освободительной борьбы существенно изменился образ мышления среднего служилого сословия – дворян и детей боярских. Если раньше они всегда были сами по себе и становились силой только на службе у государя, то после освобождения Москвы начал формироваться на новых принципах сплоченный и сильный средний класс. Этот класс и оказался настоящим победителем в социальной борьбе. Он освободил Москву; он создал правительство Пожарского; он наполнил своими представителями земский собор 1612-1613 гг.; он, наконец, избрав царя, стал около него твердой опорой его власти. Из среды этого союза выходили виднейшие люди новой московской администрации: городские воеводы; приказные судьи и дьяки; торговые люди и др. Через два-три десятилетия после первой своей победы 1612 года дворянство уже чувствовало свою силу и предъявляло правительству ряд настоятельных петиций об удовлетворении его сословных нужд, а в 1648 году выступило, хотя и корректно, но уже менее почтительно, с требованием законодательной реформы. Англичанин Флетчер был прав, когда в 1591 году предсказывал, что победа в московском междоусобии будет принадлежать не знати и не народной массе, а общественной середине — «войску».
В XVII веке экономика Российского государства начинает восстанавливаться после разорения страны опричниной и Смутой. Начинают осваиваться новые территории; совершенствуется сельскохозяйственная система и технологии обработки земли; появляется специализация сельскохозяйственных территорий по производимым продуктам в зависимости от территориальных условий. Постепенно восстанавливается ремесленное производство; появляются мастерские, которые производят товары не только для собственных нужд, но и на продажу; начинают развиваться казенные и частные мануфактуры, как более совершенная форма мастерских с использованием технологий разделения труда и механизации; так же, как и в сельском хозяйстве появляется региональная специализация ремесел. Все это способствует формированию общенационального рынка и развитию внутренней торговли, появляются зачатки рыночных отношений. Однако развитие рыночных отношений тормозится слишком большой ролью государства как регулятора этих отношений и крепостным правом, как фактором, ограничивающим перераспределение трудовых ресурсов.
4. Какие перемены в положении сословий России произошли в XVII в.? Какие сословия выиграли от этих перемен, а какие проиграли? В чём состояли главные причины народных выступлений в XVII в.? Каковы были их последствия?
При первых царях династии Романовых произошло значительное укрепление царской власти. При этом существенно уменьшилась роль сословно-представительных органов власти. Земские соборы и Боярская дума с началом правления Алексея Михайловича потеряли свое значение: Земские соборы перестали созываться после 1684 года, а работа Боярской думы были подменены деятельностью Ближней думы, состоящей из ближайшего окружения царя. Таким образом мы видим сращивание вертикалей исполнительной и законодательной власти. Исполнение решений проводилось через разросшийся административный аппарат (систему приказов). Исполнение воли царя в уездах осуществлялось воеводами при поддержке армии. Роль местного самоуправления была сильно ограничена.
Все перечисленные спорные моменты привели к тому, что стало характерной особенностью государственного устройства России на многие годы – сильная государственная власть; незначительность демократических принципов управления; униженное положение большей части населения страны; влиятельный и коррумпированный государственный аппарат; сильная армия, за счет которой, в том числе, держится в повиновении бесправный народ страны; сросшаяся с государством Церковь, также помогающая держать в повиновении народ.
Господствующим сословием в российском обществе оставались феодалы. Но если раньше к этому сословию относили лишь бояр, имевших обширные вотчины, то по мере усиления царской власти укрепились позиции дворянства, как опоры самодержавия. Именно дворяне, как сформировавшееся самостоятельное сословие стало основным землевладельцем в России. К концу XVII века дворянству принадлежало около 60% всех земель в стране, при том, что царю принадлежало 10 %, столько же – боярам, и 15% — церкви. Также с отменой местничества дворяне потеснили боярскую родовую знать и в сфере государственного управления. Все категории феодалов были уравнены в правах.
Основной массой населения России по-прежнему оставались крестьяне. Их положение в XVII веке сильно ухудшилось. Окончательное и полное закрепощение крестьян, по сути, можно было приравнять к узаконенному рабовладению. Хозяин мог по собственному усмотрению распоряжаться жизнью и смертью собственных крестьян. Усиление крепостного гнета увеличило бегство населения на окраины государства и привело к появлению крупных казачьих общин. К концу XVII века изменилась роль холопов. Из бесправных рабов они превратились в доверенных людей феодалов: приказчиков, посыльных, конюхов, сокольничих и т.д.
Изменилось положение и духовенства. Соборное уложение запретило церкви увеличивать свои владения, церковные иерархи были лишены ряда судебных привилегий. Также были ликвидированы права белых слобод в городах (раньше жители белых слобод, населенных феодалами, церковнослужителями и их слугами, которые не платили налогов).
В XVII веке возросло число казаков. Казачество по-прежнему пользовалось особыми привилегиями, но оно же и стало инициатором крупных народных восстаний XVII века.
XVII век называют бунташным веком из-за большого количества народных восстаний:
Год | Территория, охваченная восстанием | Причины | Участники | Итоги |
1648 г. – Соляной бунт | Козлов, Курск, Воронеж, Москва | Усиление налогового гнета; Введение пошлины на соль, После отказа от пошлины на соль требование выплаты задолженностей по отмененным пошлинам; Недовольство деятельностью государственного аппарата, в частности Морозовым, Плещеевым и др. | Горожане, стрельцы, крестьяне, часть служилых людей и дворянства | Казнь большинства бояр (по указанию бунтовщиков. Соборное уложение, по которому «белые слободы» ликвидировались, а крепостное право вводилось. |
1650 г. – Городские восстания, Хлебный бунт | Псков Москва | Рост цен на хлеб; Передача хлебных запасов Швеции. | Посадские люди, часть служилых людей и дворянства. | Подавление восстания царскими войсками, восстановление власти царской администрации. |
1662 г. – Медный бунт | Москва | Усиление налогового гнета; Дороговизна и голод из-за обесценивания выпущенных медных денег. | Посадские, служилые люди. | Прекращение чеканки медных монет. |
1666 г. – Восстание казаков В.Усы | Дон | Отказ правительства принять на службу казаков привел к походу восставших на Тулу и Воронеж. | Донское казачество, крестьянство. | Восставшие рассеяны стрельцами. |
1667-1669 гг. – Походы С.Разина | Дон, Волга, Каспийское море | Избыток «голытьбы» на Дону; Закрытие выхода к Азовскому морю; Стремление к обогащению. | Донское казачество, крестьянство | Создание отряда, верного С.Разину. |
1670-1671 гг. – Восстание С.Разина | Дон, Поволжье | Избыток «голытьбы», недовольных крепостным правом; Активность казачества, недовольство государственными порядками России. | Донское казачество (голытьба), беглые крестьяне, холопы, посадские люди, народы Поволжья: чуваши, марийцы, мордва, татары. | Подавление восстания. Сохранение незыблемости государственных порядков России. А.Романов не стал преследовать казаков, но привел их к присяге Российскому государству. |
1668-1676 гг. Соловецкое восстание | Соловецкий монастырь | Церковные реформы; Жесткость курса церковных преобразований (сожжение старых икон, враждебность к староверам); Представление народа о «старой вере» как истинно православной. | Монахи, крестьяне, разинцы | Дальнейшее противостояние в стране староверов и официальной церкви. |
1682 г. — Хованщина | Москва | Борьба между семействами Милославских и Нарышкиных. | Стрельцы | Убийство Хованского, усмирение стрельцов, увеличение роли дворянства. |
1698 г. – стрелецкий бунт | Москва | Недовольство стрельцов изнурительными походами, модернизацией армии и притеснениями со стороны руководства. Стремление посадить на престол царевну Софью. | Стрельцы, посадские люди | Казнено около 2000 стрельцов, расформирование стрелецких полков и высылка стрельцов из Москвы, конфискация имущества. |
5. Какие внешнеполитические задачи решала Россия в XVII в.? Какие из них были решены, а какие — нет? Почему не были решены эти задачи?
В первую очередь России нужно было решить важные внешнеполитические задачи:
Также России одновременно приходилось решать задачи защиты своих южных границ (от Крымского ханства) и вести борьбу за влияние на Украине (с Речью Посполитой, казачьими атаманами и Османской империей), на Кавказе (с Персией и Османской империей), в Забайкалье и Приамурье (с Китаем).
Итоги внешнеполитической деятельности России в XVII веке и результаты военных действий оказались следующими: