пиросмани художник подробная биография

Нико Пиросмани, художник: биография, картины

Грузинский художник Пиросмани прожил недолгую жизнь, приблизительно 55-56 лет. На него мало обращали внимания. Факты подтверждаются не документально, а приблизительными рассказами очевидцев. Поэтому биография Пиросмани обросла вымыслами, и нам ничего не остается, как следовать по легендарному абрису. Стиль его работ называется примитивизм. Уничижительного значения в этом слове нет. Оно просто означает «первичный». Ведь он всего лишь гениальный художник-самоучка, который нигде не учился, а просто брал краски и рисовал, как это делают дети.

пиросмани художник подробная биография. Смотреть фото пиросмани художник подробная биография. Смотреть картинку пиросмани художник подробная биография. Картинка про пиросмани художник подробная биография. Фото пиросмани художник подробная биография

Вывеска

Посмотрим на один из шедевров Пиросмани. Художник нарисовал вывеску для пивной «Закатала». Она написана маслом по клеенке в неизвестное время. Произведение полно неясного очарования. То ли за счет колорита, то ли благодаря фаэтону и повозке с пассажирами, запряженными лошадками на первом плане, а, может быть, из-за самой крупной надписи, выполненной красными выпуклыми буквами на белом фоне.

пиросмани художник подробная биография. Смотреть фото пиросмани художник подробная биография. Смотреть картинку пиросмани художник подробная биография. Картинка про пиросмани художник подробная биография. Фото пиросмани художник подробная биография

По зеленой траве едут навстречу друг другу два экипажа. За ними разливается как озеро белый фон надписи. В отдалении на фоне гор едет крестьянская тележка, в которую впряжены волы, еще дальше виднеется джигит на коне. И над всем темным, но радостным пейзажем на заднем плане голубеет небо с полной луной. Она освещает дальний город, залитый ее серебристым светом. Однако на фоне гор сияет красное солнце с отходящими от него лучами. Можно думать, что пивная открыта круглосуточно. Восхищение – вот главное, что можно сказать об этой вывеске.

Что мы знаем о детстве и юности Нико

Перевернув все архивы, искусствоведы предположили, что Нико Пиросмани родился в 1862 году. Ничего достоверно по датам сказать о нем нельзя, это только предположение. Это событие произошло в большой крестьянской семье в селе Мирзаани. Нико был самым младшим из четырех детей. Ему было лет семь-восемь, когда умер отец, затем – мать и старший брат. Возможно, в живых остались две сестры. Маленького мальчика взяла в соседнее село Шулавери вдова фабриканта из Баку Э. Калантарова. В этой семье он провел примерно 15 лет, научился читать и писать по-грузински и по-русски. Предполагают, что ненадолго он возвращался к сестре в Мирзаани и был пастухом. Вместе с сыном Калантаровой Георгием Нико уехал в Тифлис, где учился работать в типографии. Затем ушел оттуда и жил в доме брата Калантаровой. У бродячих художников он учился обращаться с красками и расписывать вывески духанов и лавок. А еще посещал зоопарк. Посмотрим, как работал Пиросмани. Художник часто рисовал животных. Есть у него царь зверей, благородный олень на фоне пейзажа, простая петушиная семейка в деревне, чистенькая свинка с поросятами. За наивностью работ Пиросмани картины скрывают грусть и печаль, радость и тревогу.

«Жираф»

Художник мечтал предоставить всем волю, и жирафа он написал без клетки. Как тут не вспомнить Н. Гумилева.

пиросмани художник подробная биография. Смотреть фото пиросмани художник подробная биография. Смотреть картинку пиросмани художник подробная биография. Картинка про пиросмани художник подробная биография. Фото пиросмани художник подробная биография

Где-то далеко-далеко на озере Чад бродит изысканный жираф. Он строен и грациозен. Шкура его украшена волшебным узором. Только луна осмеливается с ней равняться, когда она дробится и покачивается в водах глубоких озер. Печален, грустен и полон немого вопроса взгляд больших глаз жирафа Пиросмани. Художник написал, что он помнит про запах немыслимых трав, про свой плавный и радостный бег среди них – этот цветной корабль саванн. Одно лишь лазурное небо напоминает пойманному и посаженному в клетку жирафу его родину.

Самостоятельные заработки

Четыре года Нико работал на железной дороге кондуктором и в ремонтных мастерских. В это время туда пришел великолепный рассказчик-бродяга. Его звали Алеша Пешков. Его рассказы увлекали всех, кто его слышал. Ему подсказали, чтобы он записал свои истории. Так и появился в печати «Макар Чудра», и родился большой русский писатель. Нико нарушал правила: опаздывал и прогуливал. Его штрафовали, наконец, он сам уволился. Ему дали выходное пособие, и вместе с другом начинающий художник, еще полностью не нашедший себя, открыл лавку по продаже молока. В это же время он накопил немного денег и выстроил домик в Мирзаани. Для лавки Нико нарисовал две вывески с черной и белой коровами. Шесть лет Нико мучился с торговлей, почти бросая ее. Компаньон выдавал ему каждый день по одному рублю. Наконец, он насовсем забросил торговлю и стал делать то, к чему тянулась душа – заниматься живописью. Это произошло в 1900 году.

Свободный художник

Наступила долгожданная, пусть и полунищая свобода для Пиросмани. Картины, которые он быстро рисовал для духанщиков, он продавал очень дешево. Всего за тридцать рублей, иной раз за обед, ужин или просто за рюмку чачи.

Чаще всего он рисовал для Бего Яксиева. У него он жил несколько лет.

пиросмани художник подробная биография. Смотреть фото пиросмани художник подробная биография. Смотреть картинку пиросмани художник подробная биография. Картинка про пиросмани художник подробная биография. Фото пиросмани художник подробная биография

Позже Пиросмани напишет картину «Компания Бего» – пир за накрытым столом. По одному из предположений, человек, который высоко поднял рыбу – это автопортрет.

Для сына духанщика «Эльдорадо», который стоял в большом парке развлечений, Нико Пиросмани написал на черной клеенке великолепного льва.

Черный царственный лев

Он поражает величием и сдержанностью красок. Их немного: всего четыре-пять. Черная клеенка служит фоном, а белилами выполнены все оттенки сияющего в закатных лучах солнца царя зверей. Живописец от Бога понимал цвет не хуже художников, закончивших академии.

пиросмани художник подробная биография. Смотреть фото пиросмани художник подробная биография. Смотреть картинку пиросмани художник подробная биография. Картинка про пиросмани художник подробная биография. Фото пиросмани художник подробная биография

Налитое нерастраченной мощью бронзовеющее тело, грозные клыки, великолепная грива, и при этом самые печальные глаза. Эта картина – шедевр Пиросмани, связана в наши дни с кражами и скандалами, исками в суд наследников. Пока она еще находится в Москве. Когда она вернется на родину, неизвестно, а по аукционным оценкам она стоит не один миллион долларов. Вот какой был дар у Пиросмани. Картины при его жизни мало кто ценил, а тем более – понимал. Исключение составляет коллекционер Кирилл Зданевич, но о нем мы скажем несколько позже.

Фантастическая история любви

В 1905 году, а может быть, в 1909 в Тифлис на гастроли приехала красавица француженка Маргарита де Севр. Она развлекала своим пением и танцами столичную публику. Это исторический персонаж. Сохранились ее фотографии, афиши. Правда, в современной Франции о ней ничего не знают. Предполагают также, что красивую историю любви к ней Пиросмани придумал романтик К. Паустовский. Он приехал в Тифлис, когда самого художника уже не было в живых. Но, так или иначе, придется рассказать эту историю, похожую на прекрасный сон, пробуждение от которого было трагичным. Пиросмани посетил представление Маргариты. Он был потрясен. Где он взял деньги, неизвестно, но на утро вся мостовая и тротуар перед домом, где жила Маргарита, были завалены цветами всех видов: сиренью, акацией, анемонами, маками, пионами, лилиями, жимолостью, бегониями, боярышниками.

пиросмани художник подробная биография. Смотреть фото пиросмани художник подробная биография. Смотреть картинку пиросмани художник подробная биография. Картинка про пиросмани художник подробная биография. Фото пиросмани художник подробная биография

Пораженная Маргарита отправила поклоннику записку и билет на представление, а беспечный художник прогулял весь вечер с друзьями. Когда он вспомнил о приглашении, то Маргариты в городе уже не было. Песня Паулса «Миллион алых роз» – тоже красивая вариация на эту тему, не более. Портрет Маргариты, представленный выше, как предполагают искусствоведы, срисован с афиши. А рядом стоит немолодая женщина, которая пришла в Лувр в 1969 году на выставку Пиросмани, чтобы увидеть свой портрет. Была эта сказочная история или нет, но она очень поэтична и красива.

Известность и признание

К 1912 году все лавки и духаны были завешаны работами Пиросмани. Художник написал более двух тысяч картин. За годы войны и революции их количество сократилось до трехсот. Художники Кирилл Зданевич и его брат Илья стали первыми, кто им заинтересовался как исследователи и коллекционеры.

пиросмани художник подробная биография. Смотреть фото пиросмани художник подробная биография. Смотреть картинку пиросмани художник подробная биография. Картинка про пиросмани художник подробная биография. Фото пиросмани художник подробная биография

Перед вами портрет Ильи, написанный Пиросмани. В 16-м году братья устроили небольшую выставку из его картин. Художник сразу размечтался о постройке большого дома, где можно собираться, пить чай и разговаривать об искусстве.

Суровая действительность

Мечтам было не суждено сбыться. Наступил голодный и холодный 1918 год. Художник жестоко простудился, провел полуживой три дня в подвале, где его случайно нашли, и умер в больнице. Он был похоронен в общей могиле для бедняков, и место его упокоения неизвестно.

Творчество художника

Живопись Пиросмани – это гимн постоянному празднику, который он создавал изо дня в день вопреки своему полуголодному существованию. Это преимущественно изобильные застолья и пиры на вывесках. Большое место в его творчестве занимают изображения животных. Ослики с крестьянами, лани, олени, красивые сытые коровы, свинки. У всех образов печальные глаза самого художника. Во всех картинах присутствует черный фон, поскольку художник использовал не холст, а черную клеенку, часто снятую со стола в духане, где он работал.

Дом-музей Пиросмани

Он находится в селе Мирзаани в доме, который построил сам художник. Это одноэтажное здание имеет террасу и погреб. В нем выставлено 13 ранних работ мастера.

Неподалеку в Кахетии располагается краеведческий музей в Сигнахи, где экспонируется 15 картин Пиросмани.

Третье крупное собрание картин живописца находится в Тбилиси в музее искусств. Его работы перенесли в филиал на проспекте Руставели в Голубую галерею. Здесь находятся самые известные картины мастера.

Источник

Нико Пиросмани. Легенды и картины

Ярмарка Мастеров заявила тему «Грузия». Мне захотелось написать о любимом грузинском художнике Нико Пиросмани и рассказать о своих любимых картинах.

Он был создан для легенды и легенды возникали уже при его жизни. Мы знаем о нем очень мало. Мало известно о его жизни и практически ничего не известно о его мыслях, убеждениях, взглядах. Переписка с сестрой не сохранилась. Тетрадь, в которой он вел какие то записи, пропала еще при его жизни. Мы даже не знаем дату его рождения. Только косвенно известна дата 1862 год. При поступлении на службу в Управление Закавказской железной дороги в 1890 году он указал свой возраст 28 лет. Хотя родился он в большом селе Мирзаани и родители были не последние люди. Когда ему было 8 лет, умерли родители. Он жил в приемной семье Калантаровых в Тифлисе. В их доме он начал рисовать.Уже тогда о нем говорили «не от мира сего». Работал на железной дороге, но казенная служба была не для него. В 32 года он решил заняться торговлей и даже преуспел в этом, но ненадолго. Он не мог половину дня торговать, а половину дня писать картины. Не мог жить стандартно. Он стал бездомным, бродячим, но свободным художником. Владельцы духанов (небольшой ресторан) приглашали его писать вывески и картины для привлечения клиентов. Его так и называли духанный живописец. Он жил одним днем. Рисовал за еду и вино. Ночевал в тех же духанах. Любил говорить: «Одиноким я пришел в этот мир, одиноким и умру».

Он нигде не учился. Ни в художественной школе, ни в Академии художеств. Он художник самоучка. Художник глубокий и философский. Хотя кто то считает его картины наивными. Его творчество вызывало глубокие споры.

Наверное, самой известной картиной является «Актриса Маргарита». 1909 год.

пиросмани художник подробная биография. Смотреть фото пиросмани художник подробная биография. Смотреть картинку пиросмани художник подробная биография. Картинка про пиросмани художник подробная биография. Фото пиросмани художник подробная биография

О Маргарите знает, наверное, каждый. Особенно, после песни Пугачевой «Миллион алых роз». Это о ней.

Об этой истории написано много. Один из биографов художника Михаил Зданевич писал: «Пиросмани встретил женщину, которую полюбил на всю жизнь. Певица и танцовщица из кафешантана, француженка Маргарита, красивая и изящная, поразила воображение Нико. Марго казалась ему прекрасным ангелом, спустившимся с небес. Счастливый Нико с радостью отдал свое сердце и свое состояние». Главное в этой истории — возы цветов, которые он дарил любимой.

Константин Паустовский назвал Маргариту ничтожной артисткой. «Маргарита была грубой, рыжей и жадной женщиной, помыкавшей Пиросмани. Она поносила его и считала идиотом». Тот же Паустовский писал, что однажды к дому, в котором жила Маргарита, стали съезжаться арбы с цветами, и цветами была завалена вся улица, Маргарита одела свое самое лучшее, самое богатое платье и тяжелые браслеты, прибрала свои бронзовые волосы. Наконец, к ее дому подошел Пиросмани, решивший так отметить свой день рождения, и она впервые открыто поцеловала его. Паустовский относит этот эпизод уже к периоду разорения художника, поэтому покупка такого количества цветов немного непонятна. Правда, Паустовский писал, что подлинность фактов не очень волнует его.

В очерке Виктора Шкловского художник продает свою лавку и на вырученные деньги покупает все цветы в Тифлисе, нанимает аробщиков, которые заваливают цветами улицу перед гостиницей, где остановилась Маргарита, сам же отправляется пировать и в разгар веселья получает записку: «Приходите сегодня вечером». Но так увлечен весельем, что не может уйти.

Все эти рассказы — легенда. Люди, которые знали его близко, компаньон по торговле и приказчик, вспоминали, что художника любила год некая француженка. Другой рассказчик торговал цветами и говорил, что художник покупал у него цветы для актрисы Маргариты. Что было на самом деле, мы никогда не узнаем. Актриса Маргарита действительно существовала и художник был с ней знаком. Но, в любом случае, эта картина — одно из лучших произведений художника.

Маргарита в белом платье на фоне синего неба и зеленой травы. Немного розового, немного желтого. Для того времени наряд довольно фривольный. Платье до колен, полосатые чулки, открытая грудь. Но у Пиросмани получился чистый и непорочный образ. Мне кажется, он боготворил эту женщину. И так ли уж важно, разорила ли его Маргарита или нет. Художник жил чувствами.

пиросмани художник подробная биография. Смотреть фото пиросмани художник подробная биография. Смотреть картинку пиросмани художник подробная биография. Картинка про пиросмани художник подробная биография. Фото пиросмани художник подробная биография

Пиросмани был очень красив. «Как тростник стройный. Даже женщина не может быть такой красивой. Рот, линия тела, шея — все прелестно. Высокий и стройный, он рано начал сутулиться, но голову откидывал назад, и когда он шел широкими шагами, не глядя по сторонам, гордо неся свою большую красивую голову, на него все оглядывались», — так описывали его современники.

У него грузинская красота. Большие черные глаза, густые брови, крупный нос, длинные усы и борода.

пиросмани художник подробная биография. Смотреть фото пиросмани художник подробная биография. Смотреть картинку пиросмани художник подробная биография. Картинка про пиросмани художник подробная биография. Фото пиросмани художник подробная биография

Это падшая женщина. Такая грудастая блондинка с веером. В ее облике нет ничего соблазнительного. Но и ничего порочного.

пиросмани художник подробная биография. Смотреть фото пиросмани художник подробная биография. Смотреть картинку пиросмани художник подробная биография. Картинка про пиросмани художник подробная биография. Фото пиросмани художник подробная биография

пиросмани художник подробная биография. Смотреть фото пиросмани художник подробная биография. Смотреть картинку пиросмани художник подробная биография. Картинка про пиросмани художник подробная биография. Фото пиросмани художник подробная биография

Грузинка с тамбурином

В основном, картины он писал на клеенке. Но эта не та клеенка, которую мы кладем на стол. Это техническая клеенка, черная, матовая. Это была высококачественная клеенка и стоила не дешевле холста. Хотя у него есть картины на холсте и на картоне. Он видимо оценил, что клеенка тонкая, легкая, прочная, легко режется и прикрепляется к подрамнику. Он использовал колебания черного тона в картинах.

пиросмани художник подробная биография. Смотреть фото пиросмани художник подробная биография. Смотреть картинку пиросмани художник подробная биография. Картинка про пиросмани художник подробная биография. Фото пиросмани художник подробная биография

В этой картине он фон покрыл белилами, а черный силуэт кабана кое где тронул кистью. Рисовал светлым по темному. Хотя обычно делают наоборот.

Благодаря тому, что Пиросмани рисовал на клеенке, мы сейчас можем любоваться его картинами. Клеенка очень хорошо сохраняется, на ней даже не образуются кракелюры.

Палитру художника можно назвать бедной. Обычно в картине он использует два, три или четыре цвета.

пиросмани художник подробная биография. Смотреть фото пиросмани художник подробная биография. Смотреть картинку пиросмани художник подробная биография. Картинка про пиросмани художник подробная биография. Фото пиросмани художник подробная биография

Бездетный миллионер и бедная с детьми

В этой картине он использует только четыре краски. Черная, белая, синяя, зеленая.

пиросмани художник подробная биография. Смотреть фото пиросмани художник подробная биография. Смотреть картинку пиросмани художник подробная биография. Картинка про пиросмани художник подробная биография. Фото пиросмани художник подробная биография

Один из шедевров Пиросмани написан черной, белой и английской красной.

Колорит художника самобытен. Используя небольшое количество красок, он достигает большой глубины в картинах.

Хотя он писал и яркие картины.

пиросмани художник подробная биография. Смотреть фото пиросмани художник подробная биография. Смотреть картинку пиросмани художник подробная биография. Картинка про пиросмани художник подробная биография. Фото пиросмани художник подробная биография

Например, эта девочка с шариком. Желтая шляпа, синее платье, розовое тело, красный пояс, красный воздушный шар, синее небо, зеленая трава. На мой взгляд, тоже шедевр. Картина удивительно гармоничная.

Но, в основном, его картины сдержанные, благородные, иногда даже мрачноватые. Любимая цветовая гамма — черный, белый, синий, зеленый. Писал сразу без эскиза. В подготовительной работе не нуждался. Гениальный художник, что можно сказать.

пиросмани художник подробная биография. Смотреть фото пиросмани художник подробная биография. Смотреть картинку пиросмани художник подробная биография. Картинка про пиросмани художник подробная биография. Фото пиросмани художник подробная биография

Очень люблю эту картину. Бесподобно нарисованы дрова и сам осел.

пиросмани художник подробная биография. Смотреть фото пиросмани художник подробная биография. Смотреть картинку пиросмани художник подробная биография. Картинка про пиросмани художник подробная биография. Фото пиросмани художник подробная биография

пиросмани художник подробная биография. Смотреть фото пиросмани художник подробная биография. Смотреть картинку пиросмани художник подробная биография. Картинка про пиросмани художник подробная биография. Фото пиросмани художник подробная биография

Шота Руставели. Поэт. Автор поэмы «Витязь в тигровой шкуре». Очень красивый колорит в этой картине. Коричневый, рыжий, золотистый.

Царица Тамара и Шота Руставели — два великих человека из истории Грузии. Жили в одно время. Легенда даже связывала их любовью. По одной из легенд, их тела были похищены и похоронены высоко в горах. Пиросмани, когда услыхал эту легенду, очень хотел найти их захоронение.

пиросмани художник подробная биография. Смотреть фото пиросмани художник подробная биография. Смотреть картинку пиросмани художник подробная биография. Картинка про пиросмани художник подробная биография. Фото пиросмани художник подробная биография

пиросмани художник подробная биография. Смотреть фото пиросмани художник подробная биография. Смотреть картинку пиросмани художник подробная биография. Картинка про пиросмани художник подробная биография. Фото пиросмани художник подробная биография

Олень на фоне пейзажа

пиросмани художник подробная биография. Смотреть фото пиросмани художник подробная биография. Смотреть картинку пиросмани художник подробная биография. Картинка про пиросмани художник подробная биография. Фото пиросмани художник подробная биография

пиросмани художник подробная биография. Смотреть фото пиросмани художник подробная биография. Смотреть картинку пиросмани художник подробная биография. Картинка про пиросмани художник подробная биография. Фото пиросмани художник подробная биография

Оленье семейство у водопоя

У животных на его картинах глаза человека. Очень трогательное впечатление от этих картин.

Он предпочитал рисовать диких животных. Наверное, потому, что они свободные и независимые, как и сам он.

Рисовал львов. Хотя, мне кажется, он не любил хищников. Его львы сильные и благородные.

пиросмани художник подробная биография. Смотреть фото пиросмани художник подробная биография. Смотреть картинку пиросмани художник подробная биография. Картинка про пиросмани художник подробная биография. Фото пиросмани художник подробная биография

пиросмани художник подробная биография. Смотреть фото пиросмани художник подробная биография. Смотреть картинку пиросмани художник подробная биография. Картинка про пиросмани художник подробная биография. Фото пиросмани художник подробная биография

Лев — это любимый персонаж грузинской живописи, скульптуры, сказок, басен. Символ мужества, гордости и благородства для грузин. Львы у Пиросмани великолепные. Особенно я люблю черного льва. Он такой немного грустный.

пиросмани художник подробная биография. Смотреть фото пиросмани художник подробная биография. Смотреть картинку пиросмани художник подробная биография. Картинка про пиросмани художник подробная биография. Фото пиросмани художник подробная биография

Это самый глубокий образ. Посмотрите на его глаза. Глаза полные разума.

Паустовский писал об этой картине: «В мои глаза в упор впился дикий, влажный, всепонимающий взгляд высокого зверя. Он медленно изгибал свою шею и, казалось, ждал, что в пустых, оставленных комнатах раздастся чей то крик. Тогда одним ударом копыт он метнется, холодея от непонятного страха, в синюю задымленную ночь. Смотрел. тревожно, вопросительно и явно страдая, но не в силах рассказать об этом страдании — какой то странный зверь, напряженный, как струна».

пиросмани художник подробная биография. Смотреть фото пиросмани художник подробная биография. Смотреть картинку пиросмани художник подробная биография. Картинка про пиросмани художник подробная биография. Фото пиросмани художник подробная биография

Медведь в лунную ночь

Еще одна загадочная картина. От медведя исходит таинственность. Куда он пробирается. В темном небе сияет луна. Развалины дома.

За свою жизнь он нарисовал около двух тысяч картин, но сохранилось только около трехсот. Сохранились лишь три фотографии Пиросмани. Большинство картин художника хранится в Тбилиси, в Государственном музее искусств Грузии.

Источник

Нико Пиросмани: жизнь и творчество художника

Нико Пиросмани (настоящее имя Николай Асланович Пиросманашвили (Пиросманишвили), 1862 — 5 мая 1918, Тбилиси) — известный грузинский художник XX века, самоучка, представитель примитивизма.

Содержание

Биография Нико Пиросмани

Пиросмани родился предположительно в 1862 году в селе Мирзаани (Кахетия) в крестьянской семье, четвёртый и последний ребёнок (брат Георгий, сёстры Мариам и Пепуца). В 1870 году умер отец, вскоре после этого мать и старший брат.

Нико Пиросмани, единственный из семьи, остался жить в селе Шулавери у последней работодательницы отца, вдовы бакинского фабриканта Эпросине Калантаровой. В семье Калантаровых с перерывами провёл около пятнадцати лет, сначала в Шулавери, потом вместе с сыном Эпросине Георгием Калантаровым в середине 1870-х годов переехал в Тифлис. Научился читать по-грузински и по-русски, но не получил никакого формального образования. Несколько месяцев был в обучении ремеслу в типографии, затем ушёл оттуда и жил в доме Элизабед Ханкаламовой (сестры Калантаровых), затем у её брата. Предположительно в 1876 году на короткое время возвращался в Мирзаани к сестре и работал пастухом.

Понемногу учился живописи у странствующих художников, расписывавших вывески лавок и духанов. В середине 1880-х годов вместе с художником Гиго Зазиашвили, также самоучкой, в Тифлисе открыл мастерскую декоративной росписи.

Творчество Пиросмани

Существенную часть работ Пиросмани, как сохранившихся, так, вероятно, и утерянных, составляют вывески. В Тифлисе начала XX века это был чрезвычайно популярный жанр. На вывесках обычно присутствуют надписи по-русски и по-грузински, причём русские часто с ошибками, очевидно, художник не придавал этому большого значения. Очень часто они выполнены на чёрном фоне.

Чёрный фон характерен и для других работ Пиросмани, в первую очередь для портретов. Чтобы не создавать слишком яркого контраста белого лица и чёрного фона, он подмешивал пигмент в белую краску.

Портреты он часто выполнял по фотографиям. Так были написаны портрет Ильи Зданевича (1913) и портрет Александра Гаранова (1906). Известно, что портрет Зданевича был написан за три дня от начала до конца. Пиросмани работал быстро и не пытался как-то улучшать или исправлять свою работу.

Большое место в творчестве художника занимают анималистические образы. Написанные художником животные не столько похожи на свои реальные прообразы, сколько друг на друга. Как замечал Ладо Гудиашвили, у животных на картинах глаза самого художника. Как правило, все животные изображены в повороте на три четверти.

Постоянно повторяющимся сюжетом творчества Пиросмани являются сцены праздника или пира. Они могут быть частью пейзажа, а могут быть предметом самостоятельного произведения. Эти сцены представляют яркий контраст с полуголодным существованием самого художника.

Наиболее известные работы — «Дворник» (1904); «Продавец дров»; «Рыбак среди скал» (1906); «Медведь в лунную ночь» (1905); «Гумно» (1915); «Лань» (1916); «Кутёж трёх князей», «Маргарита (1909)», «Жираф».

Интересные факты из жизни художника

В представлениях о Пиросмани господствуют легенды и стереотипы. Стереотипы услужливо подвертываются на каждом шагу: стереотип сироты, отданного в услужение, стереотип нищего художника, не имеющего денег на краски, стереотип страдальца, загубленного недругами. Легенды возникали уже при его жизни, появляются они и сейчас. В, казалось бы, бесхитростном и простом существовании Пиросманашвили слишком много было необъяснимого и непонятного, да и его удивительное искусство отбрасывает на него причудливый свет. Необычностью судьбы, своеобразием личности, таинственностью будней он был словно создан для легенды.

По-своему загадочным он казался каждому из обоих миров, знавших его: миру духанов, винных погребов и шарманки — и миру художников, писателей, журналистов. И оба эти мира — каждый на свой лад — творили о нем легенды и чистосердечно соединяли вымысел с фактами.

пиросмани художник подробная биография. Смотреть фото пиросмани художник подробная биография. Смотреть картинку пиросмани художник подробная биография. Картинка про пиросмани художник подробная биография. Фото пиросмани художник подробная биография

Мы действительно знаем о Пиросманашвили очень мало, однако гораздо больше, чем принято считать. Еще в конце 1910-х годов энтузиасты — поэты, художники, журналисты — стали отыскивать людей, знакомых с Пиросманашвили, и записывать их рассказы. Многие записи были опубликованы тогда же или несколько позже. Собирание не прекратилось до сих пор, и время от времени рядом с несомненными апокрифами, неуклюжими подделками, беззастенчивыми компиляциями отыскивается нечто новое и интересное, хоть и доходящее до нас чаще всего из вторых или даже третьих рук.

Правда, материалы эти очень уж специфические. Запись устного рассказа вообще не самый надежный источник, а тем более рассказов тех пряных людей, которые окружали Пиросманашвили. Рассказы их временами чрезвычайно увлекательны сами по себе, немало любопытного они сообщают и о художнике. Но они страдают неполнотой и бессвязностью: многое из того, что интересует нас, вовсе не волновало рассказчиков, многое искажено их собственным восприятием; события, отделенные друг от друга годами, оказываются соединенными, о событиях, тесно взаимосвязанных, говорится так, словно они не имеют друг к другу отношения.

Нитка порвалась, большая часть бусинок-фактов потерялась, а оставшаяся перепутана — такой предстает перед нами его биография.

Пиросманашвили ничего не сообщил нам о себе сам. Он переписывался с сестрой, жившей в деревне; письмам этим не было бы цены, но они погибли нелепым образом — их уничтожила сама сестра, внезапно испугавшись чего-то, может быть, все учащающихся расспросов о брате.

Он носил с собой толстую тетрадь и часто делал в ней какие-то записи; тетрадь пропала еще при его жизни. А спутникам его будней были малоинтересны, да и недоступны его внутренние побуждения, и из их воспоминаний можно извлечь только разрозненные намеки, с трудом поддающиеся истолкованию. Лишь к концу жизни Пиросманашвили стал встречаться с людьми образованными, но и они, как будто понимавшие значение его творчества, или, по крайней мере, проявлявшие к нему интерес, оказывались на редкость невнимательны: не записывали, не запоминали.

Известны, правда, и часто цитируются несколько его суждений — о своей работе и об искусстве вообще, о жизни. Но в большинстве своем они не могут быть признаны вполне достоверными, документально точными. В лучшем случае они содержат очень приблизительное воспроизведение того, что сказал художник, сделанное по памяти, спустя много времени. Счастливое исключение — дневники Ильи Зданевича, который в течение нескольких дпей записывал свои впечатления от встреч с ним.

Существование Пиросмани было настолько неофициально, что не оставило после себя почти никаких следов в архивах (кроме четырех лет службы на железной дороге. После него не сохранилось тех бумаг, которые сопровождают жизнь каждого, вполне ординарного человека и отмечают ее основные вехи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *