пиотровский директор эрмитажа биография семья национальность родители

Семейное музейное дело: как близкие Пиотровских ворочают миллиардами

Эрмитаж — крупнейший распределитель господрядов среди российских музеев. За годы, пока им руководит Михаил Пиотровский, несколько давно знакомых с ним семей поделили выгодные сферы бизнеса, оказывая Эрмитажу различные платные услуги. Эта история берет начало в такелажном цеху главного музея страны.

Как друзья Пиотровского начали получать госконтракты

Как Борис Пиотровский стал политиком

Как дети друзей Пиотровского тоже заработали на музее

Один из авторов текста Валерия Пэшко работала в Эрмитаже в 2018-2019 годах.

Когда популярный телеведущий Иван Ургант пригласил Михаила Пиотровского в свое вечернее шоу, он представил гостя просто: «Директор самого лучшего музея мира, один из самых влиятельных людей Петербурга». Ургант не забыл прорекламировать и книгу Пиотровского, тоже с простым названием — «Мой Эрмитаж». На вопрос, были ли у книги другие варианты названия, директор ответил: «Конечно нет».

Эрмитаж в цифрах

100 351 м²
выставочная площадь. Для сравнения: выставочная площадь Лувра 86 000 м²

233 345 м²
Общая площадь зданий

4 956 529 посетителей
Самый посещаемый музей в России в 2019 году.

2,5 млрд рублей
поступления из федерального бюджета, 46% от общих поступлений (в 2019 году)

Источник: Отчёт Эрмитажа 2019

Семья востоковедов

Эрмитаж — вероятно, главный музей России. А его директор — один из самых влиятельных людей в российской культуре. Этот статус позволяет Пиотровскому сочетать многолетнюю поддержку Владимира Путина с умеренным вольнодумством — он публично защищал современное искусство от консервативной общественности, Исаакиевский собор — от РПЦ, а Европейский университет в Санкт-Петербурге — от Рособрнадзора.

В семье Пиотровских есть и сын — Борис, экономист по образованию, который в этом году неожиданно стал вице-губернатором Петербурга по культуре и спорту. Из его официальной биографии — хоть в ней и присутствуют некоторые достижения в области культуры — не до конца ясно, чем он занимался на момент назначения на государственный пост. Трое собеседников из числа сотрудников Эрмитажа в разговоре с «Проектом» пересказывают бытующую среди персонала версию, что в будущем Пиотровский-младший якобы унаследует кресло директора, так же, как сам Михаил когда-то по сути получил свою должность от своего отца, известного советского археолога и опять же востоковеда Бориса Пиотровского. А пока младший из династии Пиотровских унаследовал от отца как минимум своих бизнес-партнеров.

Семья геологов

В среде ленинградской интеллигенции преемственность поколений — не редкость. В советское время в городе жила семья геологов Виктора и Лилии Гаскельбергов. В 70-х оба изучали Кольский полуостров: Виктор был главным геологом Мурманской геологоразведочной экспедиции, а Лилия собирала эталонную коллекцию горных пород для музея той же экспедиции. Их сыновья — Леонид и Евгений — к моменту распада Советского Союза занимались другими ископаемыми — антиквариатом, который тогда называли «нефтью Петербурга». Уже тогда Гаскельберги имели полезных знакомых среди деятелей культуры и музейщиков, в число которых входил и Михаил Пиотровский. Более того, один из братьев Гаскельбергов — Леонид — в 80-х даже работал в Эрмитаже, в такелажном отделе.

В 90-х вокруг Эрмитажа ходило множество слухов, самый популярный из которых о возможной продаже на черном рынке произведений искусства из запасников музея. «Музей тогда сосал лапу, но там было очень много хорооооших вещей, вы понимаете, что это значит — хороооших вещей?», — описывает то время бизнесмен, в 90-х хорошо знакомый с влиятельными деятелями криминального Петербурга. После ухода из жизни Бориса Пиотровского в 1990 году пост директора в течение почти двух лет занимал его бывший зам Виталий Суслов. В прессе его обвиняли в намерении передать сомнительным фирмам права на использование коллекции Эрмитажа и его символики, а также обвиняли в поддержке антиквара и авторитетного бизнесмена Ильи Трабера.

А накануне вступления Михаила Пиотровского в должность был опубликован монолог вора в законе Юрия Алексеева по прозвищу Горбатый, где тот утверждал, что предметы из запасников Эрмитажа возможно продавались за рубеж, а половина картин в экспозиции музея — якобы подделки.

Как сотрудник Эрмитажа подделывал произведения искусства

Слухи о торговле эрмитажными сокровищами рождались не на пустом месте. Многое об этом может рассказать биография известного ленинградского «антиквара» Михаила Монастырского. Монастырский, известный также как «Миша-миллионер», в 70-х работал в Эрмитаже реставратором. Он создал целую группировку, которая выпускала подделки под Фаберже и продавала их на Запад. В итоге Монастырский отсидел за контрабанду, но в 90-х стал богатым антикваром, торговал иконами. Его работы и сейчас хранятся в музейных фондах. Считался одним из лидеров тамбовской преступной группировки: в конце 90-х стал депутатом Госдумы от ЛДПР, а после окончания депутатских полномочий бежал в Испанию и погиб в 2006 году, рассказав незадолго до смерти испанской полиции о связях с бандитами.

В документальном фильме, посвященном своему 75-летию, Михаил Пиотровский вспоминал девяностые как мрачное время, когда Эрмитаж был раздираем конфликтами «хищников», а ему самому «иностранные товарищи» предлагали продать те или иные музейные ценности. Упомянул Пиотровский и о прилетевшей в окно пуле, после чего он некоторое время ходил с охраной. Собеседник «Проекта», близкий к петербургскому криминальному миру тех лет, вспоминает, что у Пиотровского был спор с людьми Трабера, но директора защитило заступничество другого авторитетного бизнесмена той поры — Константина «Могилы» Яковлева.

Впрочем, скандалы с приходом на должность Пиотровского не прекратились. В 1999 году проверка Счетной палаты обнаружила существенные недоработки при учете предметов: больше 220 тысяч предметов числились за неработающими хранителями (в основном умершими). Аудиторы попросили предъявить 50 случайных предметов из этого списка, но для них нашли всего три. По итогам проверки никаких действий не предпринималось, «потому что руководство Эрмитажа находилось под покровительством руководителей высшего уровня», делится своим мнением тогдашний зампред Счетной палаты Юрий Болдырев, по всей видимости имея в виду хорошие отношения Пиотровского с Борисом Ельциным. Уже после проверки директор Эрмитажа утверждал, что все вещи из списка Счетной палаты на месте. В 2006 году в музее была раскрыта масштабная кража — было обнаружено исчезновение почти 221 памятника ювелирного и иконописного искусства, в котором обвинили семью хранительницы, скончавшейся прямо во время проверки. Следователи не исключали, что часть предметов могла пропасть еще в 90-х.

Тем не менее репутация Пиотровского после всех этих инцидентов не пострадала. «Эрмитаж — вотчина Пиотровского, там рулит только он, и даже Минкульт никогда туда не допускали со своими идеями», — вспоминает бывший высокопоставленный чиновник петербургского правительства.

Когда Михаил Пиотровский вступил в должность директора, газета «Коммерсант» сообщала, что он принял свое назначение «с удивлением», пообещав сделать своей главной задачей «привлечение средств для финансирования Эрмитажа — в первую очередь путем организации коммерческих выставок».

В том же 1992 году была основана компания, в задачи которой входила упаковка и перевозка экспонатов Эрмитажа на выставки. Она получила название ТОО «Хэпри», а ее учредителями значились Эрмитаж и тот самый Леонид Гаскельберг, сотрудник такелажного отдела музея, знакомый директора Пиотровского. В следующем году эта фирма стала заниматься еще и таможенным оформлением произведений искусства.

«Хэпри» создавалась на основе уже существовавшей в музее службы, а ядром штата компании стали именно сотрудники музея. Однако потом выяснится, что в 1999 году Эрмитаж вышел из числа собственников «Хэпри».

Материальный взнос музея в капитал компании — 4 рубля — Гаскельберг вернет Эрмитажу только в 2009 году, в ходе проверки Счетной палаты, установившей этот факт. Таким образом бывший сотрудник Эрмитажа и друг директора приватизировал музейный сервис, хотя и сейчас официальная электронная почта компании находится на домене самого Эрмитажа. Комментируя историю «Хэпри» в ответ на запрос «Проекта», Эрмитаж утверждает, что ТОО действительно создавалось с участием музея и было оформлено приказом Пиотровского, но с 1996 до 1999 года находилось в стадии ликвидации в связи с изменением законодательства, а после 1999 года музей не имеет отношения к компании.

За почти 30 лет существования компания сменила несколько имен: «Хэпри», «Хэпри-плюс», наконец теперь — ООО «Хепри». За минувшие годы «Хепри» закрепилась в своем статусе важнейшего подрядчика музея и крупного игрока на рынке транспортировки произведений искусства. Согласно подсчетам «Проекта», с 2012 по 2018 годы Эрмитаж закупил у компании услуг на 205 млн рублей. В основном это были закупки напрямую у «Хепри», без конкурса. Это не все деньги, полученные компанией, — по России экспонаты путешествуют за счет других музеев.

Гаскельберги и Самойлов уже давно большую часть времени живут не в России, у них есть вид на жительство в Финляндии. Несколько лет назад Леонид и Евгений купили курорт на одном из островов финского архипелага Турку — Моссала, а Самойлов зарегистрировал в городе Эспоо компанию Art Packing Systems Oy. Ее адрес совпадает с адресом Клуба друзей Эрмитажа в Финляндии.

Впрочем, «Хепри» — это только вершина айсберга. Гаскельберги, Самойлов, их родственники и коллеги создал сеть связанных между собой компаний, получивших целые сферы бизнеса вокруг Эрмитажа — транспортировка экспонатов, реставрация, торговля сувенирами и репликами произведений искусства.

Шарики навоза

Некоторые компании, созданные вокруг Эрмитажа знакомыми семьи Пиотровских, носят названия, как будто намекающие на их связь со знаменитыми востоковедами. «Хепри» — это бог восходящего солнца с лицом жука-скарабея. Этот жук, известный своей способностью перекатывать шарики навоза по пустыне, и изображен на логотипе компании. Фигурка скарабея — талисман Пиотровского, подаренный ему отцом.

Запутанные музейные технологии

В далеком 1999 году компания «Хепри» участвовала в выставке «Музей в XXI веке» вместе в фирмой с неприметным названием «Музейные технологии» («МТ»). В каталоге выставки в качестве основного профиля этой фирмы указано в том числе изготовление мебели по антикварным образцам. Владельцем «МТ» значится Николай Камышев. Сейчас компания процветает — по расчетам «Проекта», она занимает пятое место в топе поставщиков главного музея страны. За последние десять лет Эрмитаж закупил у «Музейных технологий» услуг на 1,8 млрд руб.

Как и в случае «Хепри», у «МТ» есть связанные с ним юрлица. В 2006 году тот же Камышев основал ООО «Музейное оборудование и сервис» («МОС»). Оно тоже вовсю выигрывает конкурсы Эрмитажа. На то, что «МОС» и «МТ» связаны, указывает наличие общих электронного и юридического адресов. Они обе зарегистрированы в одном здании на набережной Обводного канала, дом 118, корпус 12, литера Ч. Благодаря фотосъемке из экспертизы, признавшей это здание объектом культурного наследия, любой может заглянуть во все помещения этого дома. На съемке из офиса «МОС» видно, что в помещении размещена символика «МТ».

При этом все три компании нередко «конкурируют» друг с другом на аукционах, объявленных Эрмитажем.

В разговоре с «Проектом» Камышев заявил, что познакомился с Пиотровским-младшим «уже после создания своей компании», а с Гаскельбергами его связывают дружеские, партнерские отношения: «Если нужно что-то сделать им, то мы сделаем. Мы знаем друг друга. Они 25 лет работают на Эрмитаж, мы работаем 23 года». Камышев считает, что его компании участвуют в конкурсах Эрмитажа на общих основаниях, «конкурируя со всеми, кто хочет там работать».

Наследник

Взлет Бориса Пиотровского на госслужбе был стремителен. Осенью 2020 года сына директора Эрмитажа пригласили работать в комитет по культуре Санкт-Петербурга, а уже через несколько месяцев он получил пост вице-губернатора. До прихода на госслужбу Пиотровский-младший был известен разве что как персонаж светской хроники: на мероприятиях он регулярно появлялся с музыкантом Сергеем Шнуровым.

Если суммировать все обнаруженные «Проектом» госконтракты Эрмитажа, полученные компаниями знакомых семьи Пиотровских, то получится, что эти фирмы заработали не менее 2,4 млрд рублей. И это без учета последних лет, когда Эрмитаж получил право не раскрывать своих поставщиков. Впрочем, и это еще не все.

Растущая смена

Как уже ясно, Эрмитаж — семейное дело. Сейчас наследники друзей Пиотровских строят вокруг главного музея страны еще один бизнес — торговлю сувенирами и книгами.

Друзья и дети Гаскельбергов контролируют интернет-магазины Эрмитажа (русскоязычный — через фирму «Артеком», англоязычный — через Museum Online, Inc), а также книжный магазин «Мост» в Петербурге (через ООО «Балтия»). «Балтия» несколько раз была еще и поставщиком сувенирной продукции для музея. В этот бизнес вовлечены практически все члены семей Гаскельбергов, Самойловых и Камышевых: Вадим, сын Леонида, владеет «Балтией»; Виктор, сын Евгения, владеет компанией «Артеком» вместе с женой Полиной Гаскельберг. Яне Зыковой, подруге Максима Гаскельберга (еще один сын Евгения) вместе с дочерью Андрея Самойлова Екатериной принадлежит компания «Интер-Мак». Наконец, на сына Николая Камышева Антона была записана фирма «Арт-микс», еще одна структура, зарабатывавшая на сувенирах Эрмитажа.

Сувенирные компании, работавшие в Эрмитаже

Компания, юр. адрес, владельцы, годовая выручка

ООО «Артеком
Дворцовая пл. 6/8 лит. А (Главный Штаб)

Виктор Евгеньевич Гаскельберг —50%

Полина Игоревна Гаскельберг — 50%

ООО «Балтия»
Дворцовая пл. 6/8 лит. А (Главный Штаб)

Вадим Леонидович Гаскельберг

56 068 000 (на кон. 2020)

ООО «Интер-Мак»
Дворцовая пл. 6/8 лит. А (Главный Штаб)

Екатерина Андреевна Томолари (дочь Андрея Самойлова)— 50%

Яна Альбертовна Зыкова — 50%

83 998 000 руб. (на кон. 2019)

ООО «Арт-Микс» (
Дворцовая наб. 38 лит. А (Зимний дворец)

Антон Николаевич Камышев

86 855 000 руб. (на кон. 2018)

Ликвидирована в 2020 году.

Museum On Line, Inc (РФ)
Дворцовая пл. 6/8 лит. А (Главный Штаб)

Аркадий Хлавнович Ерухимов —руководитель

Museum On Line, Inc (США)

Леонид Ерухимов —руководитель

Николай Камышев заявил «Проекту», что сам не имеет отношение к сувенирному бизнесу Эрмитажа, но участие в нем сына оспаривать не стал. Эрмитаж заявил, что все указанные юрлица занимаются торговлей в музее на основании договоров аренды и субаренды. Связаться с семьей Гаскельбергов и Самойловым «Проекту» не удалось. Борис Пиотровский отказался отвечать на большинство вопросов «Проекта», сославшись на то, что наше издание не зарегистрировано в России как СМИ.

В 2020 году полиция обнаружила странности в контрактах Эрмитажа — выяснилось, что античный отдел музея предположительно заключил госконтракты на организацию выставок с сомнительными компаниями, а владелец одной из фирм-подрядчиков еще и оказался мужем главы музейного отдела. Но уголовное дело возбуждено не было, так как Эрмитаж — в письме за подписью Михаила Пиотровского — не счел себя потерпевшей стороной.

Источник

Михаил Пиотровский

пиотровский директор эрмитажа биография семья национальность родители. Смотреть фото пиотровский директор эрмитажа биография семья национальность родители. Смотреть картинку пиотровский директор эрмитажа биография семья национальность родители. Картинка про пиотровский директор эрмитажа биография семья национальность родители. Фото пиотровский директор эрмитажа биография семья национальность родители

Михаил Борисович Пиотровский. Родился 9 декабря 1944 года в Ереване. Советский и российский историк-востоковед, арабист, исламовед, искусствовед, организатор музейного дела, доктор исторических наук, профессор, телеведущий. Директор Государственного Эрмитажа (с 1992 года). Член Президиума Российской академии наук. Президент Союза музеев России. Академик РАХ (2001). Академик РАН (2016). Лауреат Государственной премии РФ (2017). Сын академика Бориса Пиотровского.

Михаил Пиотровский родился 9 декабря 1944 года в Ереване.

Имеет русские (по отцу) и армянские (по матери) корни.

После войны вернулись в Ленинград.

Поскольку родители часто уезжали в археологические экспедиции, Михаил и его брат Левон часто были на попечении бабушки со стороны мамы Ераняк Джанполадян (в девичестве Тер-Погосян).

Михаил Пиотровский в детстве

пиотровский директор эрмитажа биография семья национальность родители. Смотреть фото пиотровский директор эрмитажа биография семья национальность родители. Смотреть картинку пиотровский директор эрмитажа биография семья национальность родители. Картинка про пиотровский директор эрмитажа биография семья национальность родители. Фото пиотровский директор эрмитажа биография семья национальность родители

В 1961 году окончил ленинградскую среднюю школу № 210.

В 1967 году с отличием окончил отделение арабской филологии восточного факультета Ленинградского университета. В 1965-1966 годах стажировался в Каирском университете.

В 1984 году защитил докторскую диссертацию на тему «Южная Аравия в раннем средневековье: процесс сложения средневекового общества».

После смерти отца Михаил Пиотровский в 1991 году был приглашён в Государственный Эрмитаж на должность первого заместителя директора по научной работе, а в июле 1992 года постановлением Правительства Российской Федерации был назначен директором Государственного Эрмитажа.

пиотровский директор эрмитажа биография семья национальность родители. Смотреть фото пиотровский директор эрмитажа биография семья национальность родители. Смотреть картинку пиотровский директор эрмитажа биография семья национальность родители. Картинка про пиотровский директор эрмитажа биография семья национальность родители. Фото пиотровский директор эрмитажа биография семья национальность родители

С 30 апреля 1993 года по 22 февраля 1997 года и с 3 мая 2001 года член коллегии Министерства культуры Российской Федерации.

С 2011 года также заведует кафедрой Древнего Востока Санкт-Петербургского государственного университета. Одновременно с 2013 года декан восточного факультета СПбГУ.

При Михаиле Пиотровском была построена первая очередь нового фондохранилища в Старой Деревне, создана галерея актуального искусства, открыты филиал музея в Казани, выставочный центр «Эрмитаж-Гуггенхайм» в Лас-Вегасе, выставочный комплекс «Эрмитаж Амстердам» в Амстердаме, «Эрмитажные комнаты» в Сомерсет-Хаусе в Лондоне. В 2014 году коллекции русского и европейского декоративно-прикладного искусства, живописи и скульптуры XIX—XX столетия, а также современного искусства Государственного Эрмитажа разместились в Восточном крыле здания Главного штаба, переданного музею и реконструированного при участии Рема Колхаса. В 2014 году Государственный Эрмитаж принял масштабную международную биеннале искусств «Манифеста».

пиотровский директор эрмитажа биография семья национальность родители. Смотреть фото пиотровский директор эрмитажа биография семья национальность родители. Смотреть картинку пиотровский директор эрмитажа биография семья национальность родители. Картинка про пиотровский директор эрмитажа биография семья национальность родители. Фото пиотровский директор эрмитажа биография семья национальность родители

Член Президиума РАН и также её Санкт-Петербургского научного центра. Член-корреспондент Германского археологического института, действительный член Академии гуманитарных наук (1994).

Главный редактор журнала «Христианский Восток».

Член редакционного совета журналов «Восточная коллекция», Manuscripta Orientalia. International Journal for Oriental Manuscript Research, «Вестник древней истории» и «Восток».

Автор и ведущий телевизионной программы «Мой Эрмитаж».

Автор более 250 научных работ.

пиотровский директор эрмитажа биография семья национальность родители. Смотреть фото пиотровский директор эрмитажа биография семья национальность родители. Смотреть картинку пиотровский директор эрмитажа биография семья национальность родители. Картинка про пиотровский директор эрмитажа биография семья национальность родители. Фото пиотровский директор эрмитажа биография семья национальность родители

Общественно-политическая деятельность Михаила Пиотровского

В 2011 году вошёл в первую тройку регионального избирательного списка партии «Единая Россия» от Санкт-Петербурга на проходивших 4 декабря выборах в Государственную думу, однако от депутатского мандата отказался.

На президентских выборах 2012 года был доверенным лицом кандидата Владимира Путина. В январе 2018 года вновь был зарегистрирован доверенным лицом Владимира Путина на президентских выборах 18 марта 2018 года.

пиотровский директор эрмитажа биография семья национальность родители. Смотреть фото пиотровский директор эрмитажа биография семья национальность родители. Смотреть картинку пиотровский директор эрмитажа биография семья национальность родители. Картинка про пиотровский директор эрмитажа биография семья национальность родители. Фото пиотровский директор эрмитажа биография семья национальность родители

Президент Всемирного клуба петербуржцев. Член Совета по сохранению культурного наследия при Правительстве Санкт-Петербурга. Президент Конгресса Петербургской интеллигенции. Председатель Санкт-Петербургского отделения ИППО. Президент «Альянс Франсез» Санкт-Петербурга.

Председатель Попечительского совета Европейского университета в Санкт-Петербурге.

Председатель оргкомитета международной премии имени Николая Рериха.

Президент Союза музеев России с момента его учреждения (2001).

Член Попечительского совета проекта Центра Национальной Славы «Служение Отечеству: события и имена». Член попечительского совета Благотворительного фонда социальной помощи детям «Расправь крылья!».

Член президиума Совета по культуре и искусству при Президенте Российской Федерации.

Член Международного совета музеев. Член Экспертного комитета по выставкам при Европейском совете. Член Президиума Российского Комитета ЮНЕСКО.

Михаил Пиотровский

Личная жизнь Михаила Пиотровского:

Михаил Пиотровский и жена Ирина

пиотровский директор эрмитажа биография семья национальность родители. Смотреть фото пиотровский директор эрмитажа биография семья национальность родители. Смотреть картинку пиотровский директор эрмитажа биография семья национальность родители. Картинка про пиотровский директор эрмитажа биография семья национальность родители. Фото пиотровский директор эрмитажа биография семья национальность родители

пиотровский директор эрмитажа биография семья национальность родители. Смотреть фото пиотровский директор эрмитажа биография семья национальность родители. Смотреть картинку пиотровский директор эрмитажа биография семья национальность родители. Картинка про пиотровский директор эрмитажа биография семья национальность родители. Фото пиотровский директор эрмитажа биография семья национальность родители

Библиография Михаила Пиотровского:

Фильмография Михаила Пиотровского:

Награды и звания Михаила Пиотровского:

Источник

Михаил Борисович Пиотровский – сын Рипсимэ Микаэловны Джанполадян

Марина и Гамлет Мирзояны

пиотровский директор эрмитажа биография семья национальность родители. Смотреть фото пиотровский директор эрмитажа биография семья национальность родители. Смотреть картинку пиотровский директор эрмитажа биография семья национальность родители. Картинка про пиотровский директор эрмитажа биография семья национальность родители. Фото пиотровский директор эрмитажа биография семья национальность родители

Виктор Надеин-Раевский: Турки упорно не хотят понять: невозможно строить будущее, не осудив преступлений прошлого

Резолюция Конгресса США о признании Геноцида армян: внешнеполитические последствия

Михаил Борисович Пиотровский – сын Рипсимэ Микаэловны Джанполадян

Нобель Арустамян: Футбол – моя страсть

Отставка, которой могло бы и не быть…

Ереван – Москва: настрой на развитие стратегического партнерства

Игорь Заргарян: Враг номер один в Армении – это разногласия внутри общества

«Широкомасштабная война завершится усилением кого угодно, но только не Азербайджана и Армении»

Курские армяне: настоящее и будущее

«Эй, вы! Небо! Снимите шляпу! Я иду!»

К 75-летию академика М.Б. Пиотровского

Выпускница Ереванского государственного университета, ставшая впоследствии выдающимся археологом-востоковедом, Рипсимэ Микаэловна Джанполадян нашла свою судьбу на раскопках знаменитого Кармир-Блура (Красного холма) древнего города-крепости Тейшебаини.

пиотровский директор эрмитажа биография семья национальность родители. Смотреть фото пиотровский директор эрмитажа биография семья национальность родители. Смотреть картинку пиотровский директор эрмитажа биография семья национальность родители. Картинка про пиотровский директор эрмитажа биография семья национальность родители. Фото пиотровский директор эрмитажа биография семья национальность родителиИменно в этой экспедиции, вошедшей позднее в учебники по истории Древнего мира, в 1941 году она встретила Бориса Пиотровского – научного сотрудника Эрмитажа. Бронзовая статуэтка урартского бога войны, найденная Рипсимэ, познакомила их. Они поженились в 1944-м в Ереване, куда двумя годами раньше истощенный Пиотровский был эвакуирован из блокадного Ленинграда (ныне Санкт-Петербург). 9 декабря того же 1944-го родился их первенец – Михаил. Его призванием также стала археология, еще школьником он ездил в экспедиции и первую же экспедиционную зарплату потратил на маленькую нефритовую вазочку – подарок-талисман для матери.

Быть матерью академика Михаила Пиотровского, нынешнего директора Государственного Эрмитажа, и женой академика Бориса Пиотровского, занимавшего этот пост более двадцати пяти лет, – трудная гордость и радостная ответственность. Рипсимэ Микаэловна несла это с достоинством и тактом: она была счастливой женой и матерью.

СОЛЯНЫЕ КОПИ «СТАЛЬНЫХ СЕРДЕЦ»

Родоначальник Джанполадянов («джан полад» означает «стальное сердце») – Манук, крестьянин из Даралагяза (ныне Ехегнадзор), однажды заметил, что овцы на некоторых пастбищах усердно лижут камни. Так были обнаружены прилегающие к Даралагязу нахичеванские соляные копи, а произошло это в первой половине XIX века.

У государства была монополия на производство соли, но тот, кто открыл месторождение, мог рассчитывать на аренду новых копей. Мануку была выдана лицензия на все соляные копи Нахичевани, и производство стало активно приносить ему прибыль.пиотровский директор эрмитажа биография семья национальность родители. Смотреть фото пиотровский директор эрмитажа биография семья национальность родители. Смотреть картинку пиотровский директор эрмитажа биография семья национальность родители. Картинка про пиотровский директор эрмитажа биография семья национальность родители. Фото пиотровский директор эрмитажа биография семья национальность родители

Сын Бабай, продолжив дело отца, расширил и укрепил его. Трое из четырех сыновей Бабая служили на отцовских копях, а младший – Микаэл, учился на геодезиста. Пришло время, и Бабай с двумя старшими сыновьями отправился в Тифлис вести тамошние дела. Микаэла же оставили управляющим на соляных копях в Нахичевани.

Вот как описал нахичеванские соляные копи В. Левицкий в своих путевых очерках «Каникулярная поездка по Эриванской губернии и Карсской области» («Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа», выпуск 21, Тифлис, 1896 г.):

«Я отправился осмотреть выработки каменной соли: новая штольня соединяется со старыми выработками. В первый раз в жизни мне пришлось ходить так много под землей. Без человека, знакомого со всеми бесчисленными ходами, едва ли кому-нибудь можно было бы выбраться оттуда: до того ходы эти похожи друг на друга и до того они представляют запутанный лабиринт. Испытываешь какое-то странное, трудно передаваемое ощущение, разгуливая среди этих соляных коридоров с тысячами кристаллов, в которых отражается свет от твоей лампы. Шаги твои замирают бесшумно, потому что пол покрыт слоем синей глины, а мощный слой соли и глины вверху, с боков и снизу не дает возможности распространиться никакому шуму… Старые шахты, находящиеся в связи с новыми, производят очень сильное впечатление своей обширностью и бесконечностью. Температура в штольнях остается всегда одною и той же – градусов 10 по Цельсию; воздух сухой, так что в общем шахты могли бы служить прекрасными погребами для сохранения вина и продуктов».

«МАМА ПОЯВИЛАСЬ НА СВЕТ ПО-БИБЛЕЙСКИ, В ЯСЛЯХ»

В 1906 году Микаэл Джанполадян женился на Ераняк Тер-Погосян.

Вскоре пришел домой и Микаэл. Все уже было готово к отъезду. Направлялись в Эривань (Ереван), далее в Тифлис, где уже учился их сын Гурген и где были отец и братья мужа. Шли небольшой группой беженцев. Двигались через высокие хребты и глубокие ущелья в сторону озера Севан. Положение осложнялось еще и тем, что Ераняк могла родить в любую секунду. Решено было рожать в этой грязной и холодной глухомани, в сарае. У тех, кто принимал роды, не оказалось даже чистого ножа или ножниц, чтобы отрезать пуповину. Ераняк достает из кармана маленькие ножницы, случайно оказавшиеся в кармане, когда в спешке покидали дом…

Михаил Пиотровский: «Мама появилась на свет по-библейски, в яслях, и спаслась, и спасла свою семью».

Через какое-то время семья оказалась в Тифлисе. Помогли ей устроиться родственники. В один из дней в дверь их тифлисского дома постучал незнакомый русский офицер. Дверь открыла Ераняк, и незнакомец вручил ей тот узел с драгоценностями, который она передала персидскому наместнику. «Он даже не был ни разу развязан», – была приятно удивлена Ераняк. Рипсимэ Микаэловна, узнав от матери эту историю, позже скажет: «Порядочность, честь и доброта присущи всем народам…»

В ЕРЕВАНЕ НА УЛИЦЕ СОВЕТСКОЙ

После установления советской власти в Армении семья Джанполадянов переезжает в Ереван. Теперь они живут на улице Советской в одноэтажном доме Тер-Погосянов, родичей Ераняк. Микаэл работает в Наркомземе (вот где пригодилась профессия геодезиста). Их старший сын Гурген стал одним из руководителей Армэнерго, Левон – ученым-химиком, академиком, дочь Аида – заслуженным врачом республики.

Рипсик (так звали Рипсимэ Микаэловну родные, друзья, близкие) в Ереванском университете училась у знаменитых академиков А. Манандяна и Г. Аджаряна. Вместе с ней тогда учились ее двоюродный брат – будущий академик, директор Матенадарана Л. Хачикян, будущий замечательный писатель В. Хечумян…. Она участвует в экспедиции известного ученого К. Кафадаряна: раскопала в одной из древних столиц Армении – Двине – византийское стекло, что послужило важным свидетельством об интенсивных торгово-экономических связях между Арменией и Византией.

Михаил Борисович вспоминает о городе своего детства:

«Ереван был скопищем глинобитных домиков. Мы сами ютились в подобном – и в том же дворе, увитом виноградными лозами, с туалетом на свежем воздухе, жили семьи директора Матенадарана, нескольких знаменитых ученых-академиков. В середине двора находился общий для всех кран с питьевой водой. Но самая вкусная вода была у старой бани – туда мы за ней ходили специально… Во дворе собиралась не только наша большая семья, приходили и друзья. Приходил мой дядя Левон, брат матери, который жил отдельно, но часто бывал у нас…»

Одна из улиц Еревана названа в честь академика Бориса Борисовича Пиотровского.

Борис Борисович Пиотровский (1908 – 1990), ученый-востоковед с мировым именем, директор Государственного Эрмитажа (1964 – 1990), академик АН Армянской ССР (1964), заслуженный деятель искусств РСФСР (1964), академик АН СССР (1970), Герой Социалистического Труда (1983), родился в Санкт-Петербурге в семье потомственных дворян.

Михаил Пиотровский:пиотровский директор эрмитажа биография семья национальность родители. Смотреть фото пиотровский директор эрмитажа биография семья национальность родители. Смотреть картинку пиотровский директор эрмитажа биография семья национальность родители. Картинка про пиотровский директор эрмитажа биография семья национальность родители. Фото пиотровский директор эрмитажа биография семья национальность родители

«Папины предки – по большей части обрусевшие поляки. Наш дедушка – полковник артиллерии. У нас хороший набор не столько предков, сколько традиций. Всегда можно быть с поляками – русским, с русскими – армянином, с армянами – опять русским».

В 1929 году, по окончании историко-лингвистического факультета Ленинградского университета, он поступает на работу в Академию истории материальной культуры. С 1930 года Пиотровский принимает участие в научных экспедициях в Армении, цель которых – поиск и изучение следов урартской цивилизации.

Особенно значительными стали итоги раскопок Кармир-Блура на окраине Еревана. Древний город Тейшебаини, руины которого скрывались под Красным холмом, теперь является одним из самых интересных и наиболее полно изученных памятников государства Урарту – целого звена в древней истории. В блокадную зиму 1941 – 1942 гг. Борис Пиотровский написал капитальный труд «История и культура Урарту», который был опубликован в 1944 году (за что ему были присуждены степень доктора исторических наук и Сталинская премия). В том же 1944-м Рипсимэ и Борис поженились. К концу года появился на свет сын.

Своему другу, востоковеду Леону Гюльзальяну Борис Борисович накануне рождения своего первенца писал: «Мне бы хотелось, чтобы у него или у нее были карие глаза и темные волосы, потому что он или она будет носить армянское имя». И действительно, мальчика нарекли Микаэлом – именем деда: именно так Михаил Борисович значится в метрике.

В советское время даже близкие родственники не имели права посещать родильное отделение в больнице. Молодого отца это привело в ярость – он писал своей жене Рипсимэ по три письма в день и сам доставлял их на порог больницы. Самое первое письмо начиналось так: «Дорогая, бесценная моя девочка! Поздравляю тебя и спешу выразить мою безмерную радость. Как ты себя чувствуешь? Опиши мне кратко нашего Микаэльчика».

Детство Микаэла-Михаила проходило между Россией и Арменией: зимы – в Ленинграде, лето – в Ереване, иногда две недели или месяц семья старалась проводить на природе, у высокогорного озера Севан. Михаил и его брат Левон, на два года младше, часто оставались на попечении своей строгой бабушки Ераняк, а молодые родители уезжали на раскопки: Борис – на Кармир-Блур, а Рипсимэ – в Двин, средневековую столицу Армении в 35 км от Еревана.

«Отец привел меня в Эрмитаж, лишь только я начал ходить. По рассказам, мне больше всего нравился восточный Арсенал, где мне давали играть на барабане», – по случаю говорил Михаил Борисович.

Рипсимэ Микаэловна была очень хорошей армянской мамой. Мама умела держать семью, и это качество, возможно, она унаследовала от своей матери. Я учил армянский, чтобы понимать, о чем мама говорит с бабушкой – чтоб у них секретов не было.

После возвращения в Ленинград семья некоторое время жила в доме Иосифа Абгаровича Орбели (потомка княжеского рода Орбелянов – правителей обширной армянской земли Сюник), возглавлявшего тогда Эрмитаж. Иосиф Орбели был смелым и решительным человеком и в жизни, и в науке. Смелость его порой доходила до дерзости. Так, в самый разгар сталинских чисток-репрессий он получил указание из Наркомата внутренних дел (НКВД) немедленно представить список сотрудников Эрмитажа, имевших дворянское происхождение. Орбели составил список и отправил его по нужному адресу. Первым в списке стояло его имя. Больше Эрмитаж не беспокоили…

Михаил Борисович о Борисе Борисовиче:

«Я думаю, что значимость моего отца в русской культуре задается, прежде всего, его ученостью. Как у ученого у него, кстати, было замечательное свойство, совершая сенсационные открытия, быстро оформлять их и публиковать, делать достоянием общественного внимания. Недаром открытое им Урарту так скоро попало в школьные учебники.

Отец пришел директором в Эрмитаж, когда началось «большое открытие» музея – и стране, и миру. Именно при моем отце, и в значительной мере благодаря ему, он стал настоящей витриной России. России, которая шла в мир. Отец занимался музеем с утра до вечера.пиотровский директор эрмитажа биография семья национальность родители. Смотреть фото пиотровский директор эрмитажа биография семья национальность родители. Смотреть картинку пиотровский директор эрмитажа биография семья национальность родители. Картинка про пиотровский директор эрмитажа биография семья национальность родители. Фото пиотровский директор эрмитажа биография семья национальность родители

А еще он был красивый человек. Всегда производил очень хорошее впечатление на женщин. Был вежлив, галантен».

Из выступления Михаила Пиотровского на открытии выставки «У подножия Арарата» (Эрмитаж, Санкт-Петербург, 28.10.2008?г.):

«За годы употребления выражения «лицо кавказской национальности» и десятилетия новых кавказских войн широкая публика во многом утратила представление о том, что собою на самом деле представляет Кавказ. Пришло время напомнить о тех древнейших пластах истории культуры, которые являются основой, фундаментом сегодняшней кавказской жизни. Этот фундамент есть, хотя его не всегда видят или хотят видеть.

Кавказ всегда был и остается мостом, соединяющим базовые цивилизации древности – Ближний Восток, Междуречье, Иран и даже Китай – с Европой. С древнейших времен здесь процветали горная добыча, ремесла, торговля и искусство. Древнейшие изделия кавказских мастеров поражают взгляд не меньше, чем их средневековое и новое искусство. Кавказ всегда играл знаковую роль в мировой политике.

Армения – это и Кавказ, и много больше, чем Кавказ. Это срез всех крупнейших древних цивилизаций…

Эта выставка – воспоминание и напоминание. Это воспоминание о древней Армении, удивительной череде культур, сменявших друг друга на прекрасной и суровой земле. Это воспоминание о замечательных археологических находках, об археологах, отдавших свою жизнь и таланты ее изучению. Это выставка в память о Борисе Борисовиче Пиотровском, его русских и армянских коллегах и учениках. Она память о его друзьях и его супруге – археологе Рипсимэ Микаэловне…»

Михаил Борисович Пиотровский в 1967 году с отличием окончил восточный факультет Ленинградского государственного университета по специальности «филолог-арабист» (стажировался в Каирском университете). Преподавал историю Йемена в Высшей школе общественных наук этой страны, занимался археологией.

В 1984 году защитил докторскую диссертацию на тему «Южная Аравия в раннем Средневековье: процесс сложения средневекового общества». Работал в Ленинградском отделении Института востоковедения Академии наук СССР (1967 – 1991). В 1991 году был приглашен на работу в Государственный Эрмитаж на должность заместителя директора по научной работе. В июле 1992 года Михаил Пиотровский назначен директором Эрмитажа.

Благодаря инициативам Михаила Борисовича в музее значительно обогатился и был модернизирован зал культуры и искусства Урарту, посвященный памяти Бориса Пиотровского, многолетнего директора Эрмитажа. Открылся зал культуры и искусства Армении, посвященный Иосифу Орбели, директору Эрмитажа в 1934 – 1951 гг. Санкт-Петербургской армянской церкви Св. Екатерины были переданы святые мощи из Скеврского реликвария – шедевра киликийского искусства, хранящегося в Эрмитаже. Прошли крупные выставки армянского искусства, в частности «Сокровища Эчмиадзина».

Михаил Пиотровский – академик Российской академии художеств (2001), академик Российской академии наук (2016), президент Союза музеев России, кавалер российских орденов «За заслуги перед Отечеством» III и IV степеней, ордена Александра Невского, французского ордена Почетного легиона, ордена Григора Лусаворича (Григория Просветителя) Армянской Апостольской Церкви.

Почетный гражданин Санкт-Петербурга Михаил Пиотровский – автор более двухсот научных работ, среди которых серии статей по мусульманской мифологии в энциклопедии «Мифы народов мира» и о пророке Мухаммеде, а также монография «Предание о Химйаритском царе Асаде ал-Камиле (1973). В феврале 2019-го выпустил в свет книгу «От скифов до Кифера».

Супруга Михаила Борисовича – Ирина Леонидовна – окончила Московский финансово-экономический институт, специалист по международным финансовым отношениям. Сын Борис Михайлович – экономист, занимается издательским делом, дочь Мария Михайловна – банкир.

Борис Михайлович очень гордится тем, что в нем течет армянская кровь. Он любит общаться с армянами в России, любит ездить в Армению. «Я когда куда-нибудь еду, иногда его с собой зову, но обычно он никуда ездить не хочет. А в Армению обязательно со мной едет, и если не беру его, обижается. Сейчас вот тоже обиделся – почему я не позвал его на открытие памятника Комитасу? А я даже не подумал», – говорит Михаил Пиотровский.

Памятник великому армянскому композитору и фольклористу Комитасу был открыт в Санкт-Петербурге в 2015 году.

«Комитас – это Армения, он в Петербурге вообще не был никогда. Но армянская культура жила и в Европе. Турция для всего мира была представлена, в частности, турецкими армянами. Вот это и уничтожалось. Ничтожных не уничтожают. Уничтожают только тех, кто какому-то злу представляет опасность», – считает Михаил Борисович.

В 2006 году Михаил Пиотровский при возложении венка к мемориалу «Геноцид армян» в Ереване сказал: «Весь мир должен признать геноцид армян в Османской Турции 1915 года, и весь мир должен признать и оценить систему геноцида, которым прославился XX век, начиная с армян и евреев. Весь мир должен признать это, все вместе, потому что XX век показал, что люди на самом деле не люди, а звери».

Михаил Борисович о маме Рипсимэ и бабушке Ераняк:

«Помню, как-то мы ехали в поезде в Ереван с одним известным армянским поэтом. Они с мамой говорили по-армянски, а я сидел, заслушавшись. Это была армянская речь без единого русского слова. Замечательный был язык – и я рад, что он все-таки вернулся. Я помню, как после обретения Арменией независимости все начали учить армянский. И научились – я теперь знаю и слышу, что уже много лет в Армении говорят на очень хорошем литературном армянском языке».

Пиотровский и сам неплохо владеет родным наречием своей матери, хотя теперь предпочитает слушать, а не говорить. Он-то как раз учился уличному, разговорному варианту, и нередко вворачивал в речь словечки, вызывавшие у взрослых изумление: «Я учил армянский, чтобы понимать, о чем мама говорит с бабушкой – чтоб у них секретов не было. Поэтому у меня такой простой язык».

Рипсимэ Джанполадян-Пиотровская, не оставляя научной работы в Институте археологии, Академии художеств СССР и в отделе Востока Эрмитажа, была и редактором трудов своего мужа – академика Бориса Пиотровского, – вышедших в свет после его смерти, среди которых энциклопедическая «История Эрмитажа», дневниковые «Путевые заметки» и автобиографические «Страницы моей жизни».

Она автор многих работ, в том числе «Мхитар Гош и монастырь Нор-Гетик» (1948), «Сфероконические сосуды из Двина и Ани» (1958), «О трех образцах стекла из Кармир-Блура» (1964), «Лабораторная посуда армянского алхимика» (1965), «О двух тканях из Ани и Болгар» (1972), «Византийское стекло из раскопок в Ани» (1977).

Умерла Рипсимэ Микаэловна 1 сентября 2004 года после долгой тяжелой болезни и была похоронена на Смоленском православном кладбище – на Васильевском острове Санкт-Петербурга рядом со своим мужем.

Полосу подготовили Марина и Гамлет Мирзояны, Москва

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *