piotroski f score что это
Piotroski F-score (модель Пиотроски). Оценка финансовой устойчивости
Рассмотрим модель оценки финансовой устойчивости предприятия Piotroski F-score. Данная модель была предложена профессором Стэнфордского университета Д. Пиотроски в 2000 году для оценки финансового состояния компании.
Инфографика: Piotroski F-score (модель Пиотроски)
Модель рассчитывается с помощью выставления баллов для 9 критериев, а затем их суммированием в результирующий показатель. При соответствии критерию ставится 1 балл, несоответствии – 0 баллов.
Оценка стоимости бизнеса | Финансовый анализ по МСФО | Финансовый анализ по РСБУ |
Расчет NPV, IRR в Excel | Оценка акций и облигаций |
Расчет модели Piotroski F-score (Д. Пиотроски)
Показатели 1-4 характеризуют «Прибыльность» компании. Показатели 5-7 оценивают «Ликвидность», а 8-9 – «Операционную деятельность».
Нормативное значение F-score
При значении Piotroski F-score 8-9 компанию можно отнести к финансово сильным.
При значении Piotroski F-score 0-2 компанию можно отнести к финансово слабым.
Значение F-score по отраслям
В таблице приведены средние значение F-score по отраслям для американских компаний из индекса S&P500.
Сектор | Количество компаний | Среднее F-score |
Основные материал | 22 | 5.8 |
Коммуникации | 8 | 4.9 |
Потребительский | 79 | 5.6 |
Энергетика | 29 | 5.9 |
Финансы | 72 | 5.3 |
Медицина | 61 | 6.1 |
Индустриальный | 72 | 5.8 |
Строительство | 31 | 5.5 |
Технологический | 65 | 5.8 |
Как можно использовать модель
Модель F-score можно использовать для инвестиций. Пиотроски обнаружил, что компании с высоким F-score опережают индекс. По словам профессора если портфель формировать по F-score из финансово сильных компаний (8-9 балл) и убирать тех у которых балл ниже, то это приносило бы около 23% прибыли ежегодно с 1976 по 1996 года.
Как рассчитать F-score в сервисах
Для расчета и сравнения F-score можно воспользоваться сервисами: stockrover.com, gurufocus.com. Для первого сервиса мы выделили компании (АА, AAL, AAPL, AMZN, BA) для сравнения по этому показателю. Так самый большой показатель был у компании Apple (AAPL) – 7. Самый низкий у Boeing – 1.
Расчет F-score для различных компаний в сервисе stockrover.com
Также удобно сразу находить список компаний, у которых высокая финансовая сила. Для этого в сервисе srockrover.com в панели навигации нам нужно выбрать папку Screeners, затем группировку по самому высокому F-score. Как видно на рисунке у всех компаний F-score равен 9.
Список компаний с наивысшим F-score в stockrover.com
Для сервиса gurufocus.com значение F-score находится в разделе Screeners – вкладка Summary. Для компании Apple значение F-score в этом сервисе равно 8.
Анализ F-score в сервисе gurufocus.com для Apple
Вывод
Модель Пиотроски можно использовать для отбора компаний к себе в портфель, а также для экспресс-оценки компаний. Ее использование можно дополнить расчетами моделей Z-score Альтмана (для оценки риска банкротства) и M-score Бениша (для оценки риска манипуляций отчетностью), что позволит дать более полную оценку компании.
Метод Пиотроски: как найти эффективную компанию для инвестиций в США
Вложение в акции — это прежде всего вложение в бизнес. И для того чтобы спокойно держать ту или иную бумагу в портфеле, мы должны убедиться, что бизнес компании прибыльный и финансово устойчивый. Мы спросили у трейдера и автора блога Mindspace Оксаны Гафаити, как это сделать.
Метод называется Piotroski F-Score. Он получил имя в честь разработавшего его профессора бухгалтерского учета Стэнфорда Джозефа Д. Пиотроски. Свою оценку Пиотроски строил на девяти критериях, за соответствие каждому из которых компания получала 1 балл (в ином случае — 0).
Критерии оценки эффективности бизнеса по методу Пиотроски
Очевидно, что чем выше значение Piotroski F-Score, тем лучше. Компания, которая имеет Piotroski F-Score на уровне 8–9 баллов, считается сильной. Если этот показатель находится в диапазоне от 0 до 2 баллов, то это слабая компания.
Как рассчитать Piotroski F-Score?
Все данные для расчета Piotroski F-Score можно получить из годовых финансовых отчетов компании. Это сложный путь, финансовые отчетности нужно уметь читать. Но если вы инвестируете в акции, торгующиеся на американских биржах, то здесь все намного проще. Вы можете найти готовый расчет коэффициента на некоторых аналитических сайтах. Например, на Gurufocus коэффициент публикуется бесплатно.
Как найти F-Score на Gurufocus.com?
Далее вы будете перенаправлены на страницу с общей информацией о компании. На примере MSFT она выглядит так: https://www.gurufocus.com/stock/MSFT/summary
В нижней части данного раздела справа вы найдете отдельный блок Piotroski F-Score Details с текущим значением показателя и детализацией того, скольким из девяти критериев F-Score отвечает данная компания. На примере Microsoft данный блок выглядит так.
На момент подготовки колонки у MSFT значение Piotroski F-Score составляет 8 из 9, что является показателем высокой финансовой устойчивости компании.
Посмотреть анализ данного показателя и сравнить его с конкурентами компании можно, кликнув на синюю ссылку Piotroski F-Score, как показано на скриншоте выше.
При анализе данных Piotroski F-Score важно учитывать, что:
Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»
Термин, обозначающий вероятность быстрой продажи активов по рыночной или близкой к рыночной цене. Подробнее Краткое обозначение акций компании, валюты или товара на бирже. Чаще всего состоит из букв, использованных в названии компании. Реже — из цифр (на азиатских биржах). В тикерах облигаций указаны базовые характеристики ценной бумаги — обычно цифрами. Тикеры валют состоят из трех букв. Первые две обозначают страну, а третья — первая буква в названии валюты (например, RUR — это российский рубль, а USD — доллар США).
Практическое пособие для начинающего Баффета. Как найти здоровые и перспективные компании? Подход Пиотроски
Компаний — десятки тысяч. Как в этой куче найти те самые «жемчужины», которые принесут желаемое долгосрочное обогащение? Как отделить «здоровые» компании от «больных»? А ведь это (выбор акций, stock picking), в наше трудное для долгосрочных инвесторов время, наряду с выбором момента входа — самое важное. Иначе получите не доход, а шиш (надеюсь мне это удалось показать в предыдущий статьях на эту тему).
Так как же осуществлять выбор акций? Спросите аналитика. Он вам будет полчаса рассказывать, про мультипликаторы, что нужно «обращать внимание» на то, и на это; учитывать пятое и десятое; анализировать то и это; и вот с этой точки зрения, а вот с этой.
В результате инвестор уходит с квадратной головой, запомнив из всего сказанного только что-то про p/e и «недооцененность».
Но мы — делаем деньги на рынке. Такие «методы» не для нас! Поэтому обратим внимание на подход профессора Джозефа Пиотроски, предложившего простую, понятную, и, что самое главное,
работающую на практике методику эффективного «отсева» невкусных мух от вкусных котлет.
Можете не гуглить. karapuz уже сделал это за вас и убедился, что на русском вы ничего про это не найдете (кто бы сомневался), кроме вот этой небольшой статьи (рекомендую прочесть).
Поэтому придется немножко попереводить с вражьего.
Суть подхода — оценка каждой компании по формальному набору критериев, в баллах. От 1 до 9. Итоговый результат называется «показателем Пиотроски» (Piotroski score) и показывает качество бизнеса.
Критерии такие (каждый критерий — 1 балл):
Прибыльность
1. Чистая прибыль в текущем году выше, чем в предыдущем
2. Наличие положительного операционного денежного потока (operating cash flow) в текущем году
3. ROA (рентабельность активов) текущего года выше чем в прошлом году
4. Величина денежного потока от операционной деятельности выше, чем чистая прибыль
Леверидж и ликвидность
5. Долгосрочный (или общий) долг в текущем году уменьшился, по сравнению с предыдущим
6. Коэффициент покрытия (current ratio, отношение текущих активов к текущим пассивам) в текущем году выше, чем в предыдущем
7. В текущем году допэмиссий не проводилось
Операционная эффективность
8. Валовая прибыль (gross margin) в текущем году выше, чем в предыдущем [мне кажется, что имело бы смысл заменить это на margin rate, т. е. маржинальность, а не сравнивать просто валовую прибыль — нужно протестировать]
9. Коэффициент оборачиваемости активов (turnover ratio) в текущем году выше, чем в предыдущем
По каждой компании берем указанные показатели, оцениваем указанным образом и складываем баллы.
Как ведёт себя портфель, составленный только из компаний, имеющих высший показатель (или индекс) Пиотроски (=9)?
Как видно, в «потерянное десятилетие» этот портфель значимо опережал S&P500. И если бы проинвестировав просто в индекс вы заработали бы чуть более, чем ничего, то выбирая акции согласно критерию Пиотроски и перетряхивая портфель каждые 6 мес. по критерию, с 2002 по 2010 г. вы получили бы результат 127% (с учетом дивидендов и реинвестирования).
Всё равно мало? Ок. В таком случае к вашим услугам Джа Юнь (Jae Jun), которому было не лень протестировать, какой набор из 9-ти предложенных Пиотроски критериев работает лучше.
Оказалось, что наилучший набор — это показатели №6, №7 и №1. При этом №7 был еще больше «ужесточен» — наилучший результат получился, если брались компании, число акций в обращении которых в текущем году уменьшилось по сравнению с предыдущим (проводили байбэк). В итоге получился следующий очень простой критерий:
1. Увеличение коэффициента покрытия (current ratio) г/г
2. Рост чистой прибыли г/г
3. Компания не делала в текущем году допэмиссий, а еще лучше, если проводился байбэк.
Каждые 100 долл., инвестированные в портфель, составленный по этим критериям 10 лет назад превратились бы в 379 долл. к настоящему моменту (сравните с жалкими 9% доходности за 10 лет, которые вы получили бы, просто инвестировав в индекс S&P. При этом реинвестирование не учитывалось).
Общий вывод:
подход Пиотроски — простой и эффективный инструмент выбора акций, позволяющий быстро и эффективно отфильтровать перспективные компании, которые дальше можно уже как-то анализировать более глубоко.
Прошу заметить, что данный подход ВООБЩЕ НИКАК НЕ УЧИТЫВАЕТ текущее состояние рынка и даже цену акций компании — ТОЛЬКО состояние самой компании. Это мне представляется особенно ценным.
Однако, также прошу заметить, что даже самый примитивный способ выбора точки входа, если его совместить с подобным stock picking, может намного повысить эффективность ваших инвестиций.
Очень рекомендую блог Джа Юня
old school value
там вы найдете очень много интересного на тему долгосрочного value investing, в частности, замечательные скринеры (бесплатных аналогов которым я нигде, кстати, не видел) позволяющие отбирать акции по различным комбинированным критериям, в том числе и по показателю Пиотроски.
Разумеется, это не единственный из возможных методов выбора акций.
Мне, например, ещё очень нравятся компании с отрицательной стоимостью (рыночная капитализация ПЛЮС общий долг которых МЕНЬШЕ, чем имеющийся у компании избыточный кэш).
Портфель, составленный из таких акций, вёл себя следующим образом:
Увеличить капитал на акциях в 13,5 раз (!) простым инвестированием за «потерянное» для большинства остальных десятилетие — это реальность, оказывается. Если не ныть и стонать, как некоторые любители раскрывать «заговоры кукла» и «бангстеров», а просто подумать головой и немного поискать.
F-Score Пиотроски: разбираем необычную стратегию стоимостного инвестирования
Piotroski F-Score — это стратегия стоимостного инвестирования, направленная на выявление акций компаний с хорошими фундаментальными показателями и исключения слабых.
Именно поэтому буква F в названии, следующая сразу после фамилии создателя стратегии, означает ничто иное, как финансовое благополучие.
Разработчиком стратегии является Джозеф Д. Пиотроски, ныне профессор бухгалтерского учета в Высшей школе бизнеса Стэнфордского университета. В 2000 году он написал исследовательскую работу под названием “Инвестиции в стоимость: использование исторической финансовой отчетности для отделения победителей от проигравших”.
Пиотроски разработал систему ранжирования на основе 9 критериев. За соответствие компании каждому критерию присваивается 1 балл. Все необходимые для ранжирования данные могут быть получены из финансовой отчетности компании.
О том, как устроена эта система, когда ее примнять и какие ресурсы использовать, чтобы не считать параметры вручную, далее в статье:
Согласно его исследованию, компании с оценкой 8-9 находится в сильном финансовом положении, в то время как компании с оценкой ниже 3 являются финансово слабыми.
За 20-летний период, с 1976 по 1996 год, акции компаний, которые получили наивысшие баллы (8 или 9) по его девятибалльной шкале, в среднем принесли инвестору доходность в 13,4%.
Еще более впечатляющими были результаты стратегии инвестирования в компании с наивысшим рейтингом (8 или 9) и коротких продаж акций компаний с самым низким рейтингом (0 или 1): на этом же интервале, с 1976 по 1996 год, эта стратегия привела к среднегодовой доходности в 23%, что существенно превзошло среднюю доходность индекса S&P 500 в 15,83% за аналогичный период.
F-оценка представляет собой сумму 9 бинарных оценок в 3 категориях: рентабельность, структура капитала и операционная эффективность. Для получения максимальных 9-ти баллов компания должна отвечать следующим критериям:
Для вышеуказанных расчетов обычно используют данные за последние 12-месяцев (TTM).
Следует учитывать, что идея, лежащая в основе F-Score Пиотроски, применима только для анализа стоимостных акций и не релевантна для оценки акций роста, которые по определению не будут соответствовать половине указанных критериев.
Подписывайтесь на Кабинет инвестора в Telegram! Там еще много интересного!
F-Score Пиотроски: разбираем необычную стратегию стоимостного инвестирования
Piotroski F-Score — это стратегия стоимостного инвестирования, направленная на выявление акций компаний с хорошими фундаментальными показателями и исключения слабых.
Именно поэтому буква F в названии, следующая сразу после фамилии создателя стратегии, означает ничто иное, как финансовое благополучие.
Разработчиком стратегии является Джозеф Д. Пиотроски, ныне профессор бухгалтерского учета в Высшей школе бизнеса Стэнфордского университета. В 2000 году он написал исследовательскую работу под названием “Инвестиции в стоимость: использование исторической финансовой отчетности для отделения победителей от проигравших”.
Пиотроски разработал систему ранжирования на основе 9 критериев. За соответствие компании каждому критерию присваивается 1 балл. Все необходимые для ранжирования данные могут быть получены из финансовой отчетности компании.
О том, как устроена эта система, когда ее примнять и какие ресурсы использовать, чтобы не считать параметры вручную, далее в статье:
Согласно его исследованию, компании с оценкой 8-9 находится в сильном финансовом положении, в то время как компании с оценкой ниже 3 являются финансово слабыми.
За 20-летний период, с 1976 по 1996 год, акции компаний, которые получили наивысшие баллы (8 или 9) по его девятибалльной шкале, в среднем принесли инвестору доходность в 13,4%.
Еще более впечатляющими были результаты стратегии инвестирования в компании с наивысшим рейтингом (8 или 9) и коротких продаж акций компаний с самым низким рейтингом (0 или 1): на этом же интервале, с 1976 по 1996 год, эта стратегия привела к среднегодовой доходности в 23%, что существенно превзошло среднюю доходность индекса S&P 500 в 15,83% за аналогичный период.
Как устроена стратегия Пиотроски
F-оценка представляет собой сумму 9 бинарных оценок в 3 категориях: рентабельность, структура капитала и операционная эффективность. Для получения максимальных 9-ти баллов компания должна отвечать следующим критериям:
Рентабельность (4 балла)
Структура капитала (3 балла)
Операционная эффективность (2 балла)
Для вышеуказанных расчетов обычно используют данные за последние 12-месяцев (TTM).
Следует учитывать, что идея, лежащая в основе F-Score Пиотроски, применима только для анализа стоимостных акций и не релевантна для оценки акций роста, которые по определению не будут соответствовать половине указанных критериев.
Подписывайтесь на Кабинет инвестора в Telegram! Там еще много интересного!