пина бауш краткая биография на русском языке

Пина бауш краткая биография на русском языке

Биография Пины Бауш (Pina Bausch)

пина бауш краткая биография на русском языке. Смотреть фото пина бауш краткая биография на русском языке. Смотреть картинку пина бауш краткая биография на русском языке. Картинка про пина бауш краткая биография на русском языке. Фото пина бауш краткая биография на русском языкеНемецкая танцовщица и хореограф Пина (наст. имя Филиппина) Бауш родилась 27 июля 1940 г. в городке Золинген (Германия), расположенном в центре Рейнско-Рурского угольного бассейна, где родители Пины держали небольшое кафе. Девочка танцевала с пяти лет.

С 1955 по 1959 гг. Бауш училась на отделении танца Фольквангской высшей школы в Эссене (Германия), основанном хореографом Куртом Йоссом (Kurt Jooss).

По окончании «Фольквангшуле» она отправилась по стипендии немецкой службы академических обменов DAAD в США, где училась в Джульярдской школе, танцевала в «Новом американском балете» (New American Ballet) и в «Метрополитен-опера». В 1962 г. она прервала карьеру в США, вернувшись в Германию по приглашению своего учителя Курта Йосса. Пина Бауш стала ведущей исполнительницей танцевальной труппы «Фолькванг-балет» (Folkwang Ballett), а в 1969 г. – его художественным руководителем.

Свой первый «неклассический» балет Бауш поставила в 1968 г. В 1969 г. она завоевала первую премию на международном конкурсе хореографов в Кельне.

В 1973 г. после появления экспериментального балета «Nachnull» Пина Бауш возглавила балетную труппу Вуппертальского театра оперы и балета, которой руководила до конца своих дней и которая была переименована в Театр танца Пины Бауш в Вуппертале. Бауш смешивала в своих постановках классический балет и современный танец, использовала музыку разных эпох и жанров, придумывала оригинальное сценическое оформление. Ее спектакли были показаны на самых известных сценах мира.

Настоящий успех пришел в 1974 г., когда в Вуппертале была поставлена хореографическая версия знаменитой оперы Глюка «Ифигения в Тавриде». Через год Бауш поразила всех балетом «Весна священная». Позже она ставит несколько спектаклей, прославивших ее на весь мир: «Кафе Мюллер», «Семь смертных грехов», в 1978 году она поставила спектакль «Kontakthof», в котором были заняты танцовщики от 58 до 77 лет. Бауш интересны были постановки о Турции («Нефес»), Индии («Бамбуковый блюз»), Португалии («Мазурка Фого»).

С 1979 года она сотрудничала со сценографом Петером Пабстом (Peter Pabst).

Пина Бауш была награждена Орденом Почетного легиона (2003), премией Нижинского (2004), премией Золотой лев на венецианской Биеннале (2007), премией Гете (2008).

Пина Бауш снялась в фильмах Федерико Феллини «И корабль плывет» (1983) и Педро Альмодовара «Поговори с ней» (2002).

В 1983 г. бельгийский кинорежиссер Шанталь Акерман сняла о Пине Бауш документальный фильм.

В России Пину Бауш и ее работы впервые увидели в 1989 г. Первым спектаклем, показанным в Москве, стали «Гвоздики». Второй раз она приезжала в Москву в 1993 г. Тогда Пина Бауш привезла спектакли «Весна священная» и «Кафе «Мюллер». В спектакле «Кафе «Мюллер» Бауш танцевала сама.

Третий визит в Москву состоялся в 2004 г. со спектаклем «Мойщик окон». Последний раз она побывала в России на Чеховском фестивале в 2007 г. с «Мазуркой Фого».

В середине июля 2009 г. Пина Бауш собиралась приехать в Москву на VIII Международный театральный фестиваль имени Чехова со своей танцевальной программой «Семь смертных грехов», а в сентябре 2009 г. выдающийся немецкий кинорежиссер Вим Вендерс собирался сделать о ней полнометражный фильм. Однако этому помешала ее скоропостижная кончина. Пина Бауш умерла от рака в немецком городе Вупперталь 30 июня 2009 г. Врачи обнаружили онкологическое заболевание незадолго до смерти Бауш: между постановкой диагноза и кончиной прошло всего несколько дней.

Источник

Бауш Пина

пина бауш краткая биография на русском языке. Смотреть фото пина бауш краткая биография на русском языке. Смотреть картинку пина бауш краткая биография на русском языке. Картинка про пина бауш краткая биография на русском языке. Фото пина бауш краткая биография на русском языкеПина Бауш, (настоящее имя Филиппина Бауш) родилась 27 июля 1940 года в Золингене (земля Северный Рейн – Вестфалия). Её путь к хореографическому триумфу начинался с впечатлений детства, которые она получала из-под стола в маленьком кафе, которое принадлежало родителям девочки (в Золингене, в центре Рейнско-Рурского угольного бассейна), с интересом наблюдая за посетителями.

Творческая деятельность и вклад в развитие хореографии

Танец – стал ее желанием и призванием. Филиппина стала учиться танцам и, вскоре, уже была солисткой детского балета города Вупперталя. Известный хореограф Курт Йоссом, который был известен в то время своим экспрессионистским антивоенным балетом «Зеленый стол» (который ставят на подмостках до сих пор), принял танцовщицу пятнадцати лет в свой «Фолькванг-балет» в Эссене, который был частью известной школы «Фольквангшуле» с акцентом на музыку, театр и живопись. В городке, где основное население были шахтерские семьи восточноевропейского происхождения и заняты были только бытовым выживанием, создание школы такого плана было творчески нереально.

Но все же для Бауш, окончившей «Фольквангшуле» в 1958 году – это стало отправным этапом для дальнейшей танцевальной карьеры. Она отправилась по стипендии немецкой службы академических обменов DAAD в США, в Джульярдскую школу, блистала в компании Пола Санасардо и в «Нью Амэрикен балле». Она смогла покорить бы и подмостки США, но в 1962 году Курт Йосс, заметивший ее талант ранее, пригласил солисткой в «Фолькванг-балет» в Эссене.

пина бауш краткая биография на русском языке. Смотреть фото пина бауш краткая биография на русском языке. Смотреть картинку пина бауш краткая биография на русском языке. Картинка про пина бауш краткая биография на русском языке. Фото пина бауш краткая биография на русском языкеПоказав себя талантливой танцовщицей, в течение нескольких сезонов, Бауш решилась на постановочную работу и создала хореографическое произведение «Фрагмент» в 1968 году. Зрители не воспринимали ее творения больше десятка лет. Первый проект Пины игнорировали, открыто уходя со спектакля. Но она боролась и дождалась признания, сначала не простого зрителя, а профессионалов.

В Кёльне, в 1969 году она завоевала первую премию на международном конкурсе хореографов.

1973 году после представления публике экспериментального балета «Nachnull», Пину Бауш назначили главным хореографом в Вуппертале.

Знаменитая опера Глюка «Ифигения в Тавриде», подвигла Бауш на хореографическую постановку. Результатом стало: одобрение критиков и неприятие некоторых представителей культурного общества Вупперталя, которые даже угрожали постановщице.

Пина Бауш была одержима хореографией и создала свою, ни на кого не похожую труппу, поставив спектакли, которые, смотрит весь мир. Например: «Кафе Мюллер» и «Семь смертных грехов» по Брехту и Вайлю. Эти постановки, были созданы под влиянием ее преподавателя Курта Йосса. Они были пропитаны немецким экспрессионизмом.

пина бауш краткая биография на русском языке. Смотреть фото пина бауш краткая биография на русском языке. Смотреть картинку пина бауш краткая биография на русском языке. Картинка про пина бауш краткая биография на русском языке. Фото пина бауш краткая биография на русском языке«Семь смертных грехов» критики назвали «самым разрушительным зрелищем, которое можно увидеть на немецкой сцене», потому что не увидели в спектакле эмоционального спокойствия, ярких миролюбивых очертаний героев. Спектакль получился жестким, в хореографии присутствует агрессивный настрой.

В восьмидесятых Пина Бауш была одной из самых известных и неординарных личностей в мировом «рейтинге» хореографов. Она не была любительницей публичных выступлений и интервью.

Со временем эта хрупкая, но сильная женщина становилась лучшей в основании нового немецкого танцевального искусства. Ее талант помог создать из современного танца жанр, который включал в себя единение: танца, театра, музыки в необычных новаторских сочетаниях. Она так неординарно соединяла жанры, что ее талант восхищает и поныне. Она гармонично могла соединить разные по свей сути жанры, то выдвинув сцену и декорации на первый план, то сделать акцент на музыку: в ее случае это неожиданное обращение к музыке Стравинского, а потом взяться за шлягеры и джазовые композиции, обратиться к оперетте, и тут же взять и соединить песни для детей с музыкой парижского авангардиста-электронщика Пьера Анри.

пина бауш краткая биография на русском языке. Смотреть фото пина бауш краткая биография на русском языке. Смотреть картинку пина бауш краткая биография на русском языке. Картинка про пина бауш краткая биография на русском языке. Фото пина бауш краткая биография на русском языкеРелигиозная направленность постановок тоже имеет место в ее хореографических постановках, хотя она сетовала на то, что этого часто не замечают.

Со временем постановки Пины Бауш поменяли свою эстетическую окраску. Они стали эмоционально-наполненными, непредсказуемо-экзотичными, оригинальными и впечатляющими. Это результат ее пребываний в тех городах, где она выступала со своей труппой: Будапешт, Палермо, Стамбул, Токио, Лиссабон, Гонконг, Мадрид, Рим, Лос-Анджелес, Сеула, Вены. В этот период в постановках Пины Бауш уже не обнаруживается открытого душевного соприкосновения с теми, кому она преподносит свой талант, как было раньше. Острота жестких чувств и эмоций ушла, сейчас она преподносит зрителю упокоение, а иногда даже создает состояние эйфории.

Одним из самых, поражающих воображение спектаклей, стал «Мазурка Фого» («фого» по-португальски означает праздничная), поставленный Пиной Бауш в 1998 году. Визуальное единение актеров и зрителей, дрейфующих на маленьком экзотическом острове в водах нескончаемого океана (на экране постоянно жила своей непредсказуемой жизнью водная феерия), приводила зрителей в восторг. Постановщица использовала хореографические придумки, сотворенные ею для других постановок.

пина бауш краткая биография на русском языке. Смотреть фото пина бауш краткая биография на русском языке. Смотреть картинку пина бауш краткая биография на русском языке. Картинка про пина бауш краткая биография на русском языке. Фото пина бауш краткая биография на русском языкеМногие постановки Пины Бауш не имеют сюжета, но впечатляюще живы на сцене. В 1999 году постановщица создала спектакль «О, Дидо», наполненный цветами, среди которых танцуют актеры.

Сложилась и ее кинематографическая судьба у известнейших режиссеров. В 1983 году Федерико Феллини снял Пину Бауш в картине «И корабль плывет» в небольшой роли слепой ясновидящей принцессы, играющей в шахматы. Актриса смогла виртуозно показать покорность, загадочность героини. Это была талантливая игра, которой владела Пина Бауш. В повседневной творческой жизни она бескомпромиссно боролась за права женщин. В 2002 году, в фильме Педро Альмодовара «Поговори с ней» Пина Бауш играла себя.

Хореографом экспериментального балета «Nachnull» она оставалась до своей кончины. Пина Бауш умерла 30 июня 2009 года от онкологии, так и не попав, на гастроли в Москву со своим спектаклем «Семь смертных грехов».

Признание и наградыпина бауш краткая биография на русском языке. Смотреть фото пина бауш краткая биография на русском языке. Смотреть картинку пина бауш краткая биография на русском языке. Картинка про пина бауш краткая биография на русском языке. Фото пина бауш краткая биография на русском языке

Постановки, ученики и партии

пина бауш краткая биография на русском языке. Смотреть фото пина бауш краткая биография на русском языке. Смотреть картинку пина бауш краткая биография на русском языке. Картинка про пина бауш краткая биография на русском языке. Фото пина бауш краткая биография на русском языкеСпектакли:

Фильмы:

Добавить комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Источник

Икона стиля: Пина Бауш

27 июля исполняется 80 лет со дня рождения Пины Бауш, знаменитой танцовщицы и не менее знаменитой постановщицы и хореографа. Пина любила исследовать человеческие отношения и чувства — от страха и горечи до любви и нежности. Сцену она могла превратить то в зал провинциального кафе, то в цветочное поле или джунгли. Рассказываем, как жила, что любила и как одевалась одна из самых выдающихся женщин ХХ века.

пина бауш краткая биография на русском языке. Смотреть фото пина бауш краткая биография на русском языке. Смотреть картинку пина бауш краткая биография на русском языке. Картинка про пина бауш краткая биография на русском языке. Фото пина бауш краткая биография на русском языке

пина бауш краткая биография на русском языке. Смотреть фото пина бауш краткая биография на русском языке. Смотреть картинку пина бауш краткая биография на русском языке. Картинка про пина бауш краткая биография на русском языке. Фото пина бауш краткая биография на русском языке

пина бауш краткая биография на русском языке. Смотреть фото пина бауш краткая биография на русском языке. Смотреть картинку пина бауш краткая биография на русском языке. Картинка про пина бауш краткая биография на русском языке. Фото пина бауш краткая биография на русском языке

В одном из интервью, за восемь лет до смерти, Пина Бауш призналась, что до сих пор, в 61 год, ощущает себя ребенком. «Меня легко рассмешить, — сказала она. — Я как дитя. Я всему открыта. Я полна страха, полна любви, во мне очень много нежности. А еще я невероятно боюсь жестокости».

Те, кто общался с Пиной лично, говорили, что и выглядела она всю жизнь, до старости, как очень юный человек. Небольшого роста, тонкокостная, с плавными движениями. Прямые гладкие темные волосы убраны в аккуратный хвост — именно с такой прической она всегда появлялась на сцене; с ней запечатлена почти на всех фото и видеозаписях. Говорила тихо, была немногословной (сама Бауш утверждала, что в детстве и юности вообще не любила произносить слова, их ей заменяли движения), публичности сторонилась, держалась скромно. На интервью долго обдумывала каждый ответ, шептала слова, прежде чем произнести их вслух.

пина бауш краткая биография на русском языке. Смотреть фото пина бауш краткая биография на русском языке. Смотреть картинку пина бауш краткая биография на русском языке. Картинка про пина бауш краткая биография на русском языке. Фото пина бауш краткая биография на русском языке

пина бауш краткая биография на русском языке. Смотреть фото пина бауш краткая биография на русском языке. Смотреть картинку пина бауш краткая биография на русском языке. Картинка про пина бауш краткая биография на русском языке. Фото пина бауш краткая биография на русском языке

пина бауш краткая биография на русском языке. Смотреть фото пина бауш краткая биография на русском языке. Смотреть картинку пина бауш краткая биография на русском языке. Картинка про пина бауш краткая биография на русском языке. Фото пина бауш краткая биография на русском языке

пина бауш краткая биография на русском языке. Смотреть фото пина бауш краткая биография на русском языке. Смотреть картинку пина бауш краткая биография на русском языке. Картинка про пина бауш краткая биография на русском языке. Фото пина бауш краткая биография на русском языке

Но, как это часто бывает — в кино, литературе, да и в реальной жизни, — хрупкие с виду люди на поверку оказываются мраморными атлантами, подпирающими мир. Без Пины с ее кажущейся уязвимостью, а еще — страстью, талантом, умом и смелостью — современный танец был бы другим. Скорее всего, в нем было бы гораздо меньше жизни.

Конечно, Бауш не изобретала модернистскую хореографию. Но сумела развить идеи своих предшественников и учителей, одним и, пожалуй, главным из которых был Курт Йосс, балетмейстер, педагог и основатель так называемого Tanztheater — «театра танца» — стиля, в котором размываются границы между балетом и пьесой. Сперва у Йосса Пина училась — было это в западногерманском Эссене, недалеко от ее родного городка Золингена. Затем, после нескольких лет, проведенных в Нью-Йорке, где она была студенткой Джульярдской школы и поочередно танцевала в нескольких известных труппах, Бауш вернулась на родину: Йосс пригласил ее в свой театр, и она решила не отказываться, хотя безумно полюбила Америку и позднее признавалась, что жизнь в Нью-Йорке помогла ей «найти себя».

пина бауш краткая биография на русском языке. Смотреть фото пина бауш краткая биография на русском языке. Смотреть картинку пина бауш краткая биография на русском языке. Картинка про пина бауш краткая биография на русском языке. Фото пина бауш краткая биография на русском языке

Именно в составе труппы Йосса, через шесть лет после возвращения в Германию, двадцативосьмилетняя Пина поставила свой первый спектакль — «Фрагменты». Вообще-то она не мечтала быть хореографом, ей вполне достаточно было просто танцевать. «Фрагменты» появились почти спонтанно: Бауш захотелось самой придумать, что именно она станцует. И даже став в итоге одной из самых выдающихся постановщиц, она все равно продолжала выходить на сцену. «Мне всегда казалось, что только через танец я могу выразить себя», — говорила Бауш в интервью.

Стоит понаблюдать за Пиной на сцене, как становится понятно, что за этой на первый взгляд банальной фразой кроется многое. Взять хотя бы «Кафе «Мюллер», один из самых известных ее спектаклей, поставленных уже на сцене театра в Вуппертале, куда Бауш перешла в начале 70-х, где основала свою труппу и оставалась главным человеком больше четверти века, до самой смерти.

пина бауш краткая биография на русском языке. Смотреть фото пина бауш краткая биография на русском языке. Смотреть картинку пина бауш краткая биография на русском языке. Картинка про пина бауш краткая биография на русском языке. Фото пина бауш краткая биография на русском языке

пина бауш краткая биография на русском языке. Смотреть фото пина бауш краткая биография на русском языке. Смотреть картинку пина бауш краткая биография на русском языке. Картинка про пина бауш краткая биография на русском языке. Фото пина бауш краткая биография на русском языке

Герои и героини «Кафе «Мюллер» — слепцы, которые наощупь двигаются по залу кафе, натыкаясь на столы и стулья, пытаясь то поцеловать, то обнять друг друга, то удержать на руках. Все танцовщики здесь бесподобны — как-никак труппу Бауш подбирала придирчиво — но стоит примерно в середине выйти на сцену самой Пине, как она мгновенно приковывает внимание. Ее движения эмоционально заряженные, страстные. Ломаные, при этом плавные; хаотичные, но четкие и до миллиметра продуманные. Нечто подобное можно наблюдать в живой природе: если записать на камеру жизнь цветка — как он растет, тянется вверх; как затем распускается и увядает бутон, — а потом воспроизвести с увеличенной скоростью. «Когда я впервые увидел, как она танцует, меня переполнили эмоции от той совершенно особенной атмосферы, которую она умела создавать своими движениями, — вспоминает о знакомстве с Пиной француз Доминик Мерси, танцовщик, который много лет был солистом ее труппы. — Вернувшись к себе во Францию, я долго не мог выкинуть эту невероятную женщину из головы; что-то во мне после встречи с ней изменилось навсегда».

пина бауш краткая биография на русском языке. Смотреть фото пина бауш краткая биография на русском языке. Смотреть картинку пина бауш краткая биография на русском языке. Картинка про пина бауш краткая биография на русском языке. Фото пина бауш краткая биография на русском языке

пина бауш краткая биография на русском языке. Смотреть фото пина бауш краткая биография на русском языке. Смотреть картинку пина бауш краткая биография на русском языке. Картинка про пина бауш краткая биография на русском языке. Фото пина бауш краткая биография на русском языке

Благодаря Пине, ее танцу и постановкам навсегда изменился и современный балет. Дело не только в том, что сами движения Пины и ее танцовщиков на сцене особенные. Бауш всегда умела создать и соответствующее обрамление для этих «реплик без слов» (а иногда и со словами!). Ее герои существуют во вполне осязаемом и жизнеспособном пространстве. То лавируют среди столиков кафе, то играют с бутонами гвоздики, гора которых возвышается на сцене (спеклакль «Гвоздики»), то катаются по полу, усыпанному землей («Весна священная»), то едят прямо на сцене («1980») — сама Пина об этом говорила: «Еда — это ведь просто фантастика. Мне нравится все, что растет и что источает запах. Это очень чувственно». В ее постановках с потолка льется вода, а наряду с людьми играют животные — появляются кролики, куры, собаки (пекинесы). А иногда даже крокодилы, морж и самый настоящий бегемот.

пина бауш краткая биография на русском языке. Смотреть фото пина бауш краткая биография на русском языке. Смотреть картинку пина бауш краткая биография на русском языке. Картинка про пина бауш краткая биография на русском языке. Фото пина бауш краткая биография на русском языке

Часто танцовщики на сцене разговаривают, шутят, иногда — кричат. Носят то невесомые туники, которые обнажают ребра, как в «Кафе «Мюллер», то яркие разноцветные платья, костюмы и туфли на каблуках, как в постановке 1978 года Kontakthof («Зона контакта»). Для нее Бауш набрала непрофессиональных танцоров старше 65 лет, а нарядные платья в стиле 50-х создал Рольф Борзик, сценограф и художник, который работал и жил с Пиной много лет — они были женаты, пока в 1980 году Борзик не умер от лейкемии. Тема Kontakthof — как и «Кафе «Мюллер» — поиск душевного и физического контакта людей друг с другом. «Когда они надели костюмы, сперва им казалось, что носить их на сцене просто невозможно, — вспоминает о подготовке артистов к премьере сама Пина. — Но какое-то время спустя, уже поработав над спектаклем, они полностью изменились. Стали как будто моложе, переполнились Lebenslust — жаждой жизни. После этого многие из них сами стали покупать и носить яркие вещи. Им понравилась идея добавить немного радости в свою жизнь».

При этом все, что задумывала и воплощала Бауш на сцене, как будто контрастировало с тем, как жила, чувствовала и выглядела она сама. Родившаяся в Германии во время войны, с детства привыкшая к звуку бомбежек и готовая в любой момент бежать в убежище, она ненавидела шум и обожала тишину. В ее постановках артисты часто кричат, действуют на надрыве, но сама Пина признавалась, что терпеть не может разговора на повышенных тонах: даже ссора незнакомых людей на улице могла выбить ее из колеи.

Также сторонилась она ярких или экстравагантных вещей. Говорила, что не любит наряжаться, да и вообще в Вуппертале, где она проработала и прожила большую часть жизни, это было не принято. Ее привычной униформой были пальто oversize с широкими плечами, в которых она как будто пыталась спрятаться. Она любила черный цвет, простые майки, брюки, широкие «мужские» пиджаки, кардиганы, которые как будто струились по телу — как те самые туники в «Кафе «Мюллер».

Источник

Пина бауш краткая биография на русском языке

пина бауш краткая биография на русском языке. Смотреть фото пина бауш краткая биография на русском языке. Смотреть картинку пина бауш краткая биография на русском языке. Картинка про пина бауш краткая биография на русском языке. Фото пина бауш краткая биография на русском языке

Она говорила о себе так: «Для меня спектакль – это жизнь в самом простом значении слова. Она важнее всего».

Филиппина Бауш, ставшая известной как Пина Бауш, родилась 27 июля 1940 года в Золингене (земля Северный Рейн – Вестфалия).

О ее раннем детстве известно, среди прочего, то, что значительную его часть она провела под столом. Родители Пины держали небольшое кафе в городке Золинген, расположенном в центре Рейнско-Рурского угольного бассейна. В этом кафе она и пряталась под столом, подолгу наблюдая за гостями.

Начав учиться танцам, она стала солисткой в детском балете города Вупперталя. А в пятнадцать лет Бауш поступила в основанный известным хореографом Куртом Йоссом «Фолькванг-балет» в Эссене. Курт Йосс в конце тридцатых годов прославился своим экспрессионистским антивоенным балетом «Зеленый стол», который до сих пор ставят на многих сценах.

«Фолькванг-балет» был частью знаменитой «Фольквангшуле» – высшей школы, специализирующейся на музыке, живописи и театре. В мрачноватой атмосфере шахтерского региона, где добрую треть населения составляли семьи восточноевропейских гастарбайтеров, сама идея подобного учреждения казалась утопией. «Фольквангшуле» и была такой утопией, и атмосфера и идеи ее во многом повлияли на язык и выбор жанровых средств будущего хореографа.

Но началось все, как это, впрочем, часто бывает у хореографов, с необыкновенно удачной танцевальной карьеры. По окончании «Фольквангшуле» в 1958 году Бауш отправилась по стипендии немецкой службы академических обменов DAAD в США, в Джульярдскую школу, танцевала в компании Пола Санасардо и в «Нью Амэрикен балле». Ее ждала прекрасная карьера в США. Но в 1962 году бывший мэтр, Курт Йосс, пригласил ее солисткой в «Фолькванг-балет» в Эссене. После нескольких успешных танцевальных сезонов Пина Бауш решила попробовать себя в хореографии. Ее первая работа называлась «Фрагмент» и была поставлена в 1968 году.

В самом начале ее постановки вызывали бурю протеста у зрителей. И это длилось полтора десятка лет. Еще в 1975 году со спектакля «Церемония весны» люди выходили, хлопая дверями. Бауш, однако, не сдавалась. И профессионалы ее признали.

В 1969 году она завоевала первую премию на международном конкурсе хореографов в Кёльне. В 1973 году после появления экспериментального балета «Nachnull» ее назначили главным хореографом в Вуппертале – там она и осталась до самой смерти.

Настоящий успех пришел к Бауш в 1974 году, когда в Вуппертале была поставлена хореографическая версия знаменитой оперы Глюка «Ифигения в Тавриде». Критики назвали ее лучшим спектаклем года, но родная вуппертальская публика не сразу приняла непривычную хореографию: дело доходит даже до анонимных звонков с угрозами.

Бауш постепенно собрала свою уникальную труппу и поставила несколько спектаклей, прославивших ее на весь мир, в том числе «Кафе Мюллер» и «Семь смертных грехов» по Брехту и Вайлю. Ранние спектакли Бауш сильно связаны с традицией немецкого экспрессионизма, с театром учителя Пины Бауш – Курта Йосса. Поэтому в «Семи смертных грехах» нет места живописи, радостным краскам, мягкой иронии и миролюбию. Это спектакль мрачный, резкий, люди в нем агрессивны, в хореографическом тексте господствует обличительная интонация. Критики назвали его «самым разрушительным зрелищем, которое можно увидеть на немецкой сцене». В оригинале сочинение Брехта и Вайля называется «Семь смертных грехов мещанина». Это зонги, в которых рассказывается о судьбе двух сестер с одним именем Анна (речь, конечно, о двух гранях одной личности), скитающихся по Америке в поисках славы и денег, увязающих в мещанстве и семи его грехах: лености, гордыне, гневе, чревоугодии, похоти, алчности и зависти. Однако в трагическом кабаре Пины Бауш все грехи слились в один: мужская похоть. Это она калечит и низводит Анну (партия, которую когда-то исполняла сама Бауш) до состояния загнанного зверя.

К началу 1980-х она стала одной из ключевых фигур мира танца двадцатого века и прославилась еще и тем, что никогда не давала интервью. Она до сих пор – один из самых знаменитых, спорных и провокационных европейских хореографов.

Постепенно работы Пины Бауш становились визитной карточкой нового немецкого искусства. Она не просто преобразовала современный танец, но и создала новый жанр: танцевальный театр, систему, в которой слова, музыка и движение существуют на равных. Многим из того, что сегодня существует в области танцевального театра, этот жанр обязан Пине Бауш.

Она творила на пересечении жанров. Иногда главным выразительным средством становились сама сцена, материал декораций или их расположение в сценическом пространстве. Что касается музыки, для Бауш было столь же естественно обращаться к классическим формам и ставить, к примеру, «Весну священную» Стравинского, как и использовать шлягеры, джазовую импровизацию, оперетту и даже комбинировать детские песни с музыкой парижского авангардиста-электронщика Пьера Анри.

Однажды Пина Бауш пожаловалась, что никто не видит в её спектаклях религиозной почвы. Прозвучало это несколько неожиданно. И всё-таки ритуальная основа в ее хореографии почти всегда присутствует. Иногда это ритуал повседневной жизни, ее круговорота, иногда – более дальние, уходящие к мифам аллюзии. Как, например, в «Луговой земле», водная стихия женской природы, отсылающая нас к древним устойчивым образным представлениям, или органический ритуальный финал спектакля – застолье.

Поздние спектакли Пины Бауш, созданные на протяжении последних лет, в отличие от скупой, часто чёрно-белой эстетики ранних постановок, вызывающе живописны, причудливы, экзотичны. Они навеяны атсмосферой и пластикой тех городов, где выступала ее труппа: Будапешта, Палермо, Стамбула, Токио, Лиссабона, Гонконга, Мадрида, Рима, Лос-Анджелеса, Сеула, Вены. Но в них нет открытой лирики, душевного индивидуального откровения и неуловимой духовной общности со зрительным залом, что было характерно для хореографии 1970—1980-х годов. Пина Бауш в своих последних спектаклях наперекор господствующему пессимизму и мании жестокости на сцене довольно последовательно выстраивает на сцене если не подобие Эдема, то, по крайней мере, некий экзотический остров эпикурейства. Куда и приглашает приземлиться и зрителей.

Пожалуй, один из самых «роскошных» спектаклей последних лет Пины Бауш – «Мазурка Фого» («фого» по-португальски означает праздничная), поставленный в 1998 году. Сцена, задник и кулисы представляют собой огромный белый экран, куда проецируются кадры водной стихии. Кажется, будто зрители вместе с актерами Пины Бауш блуждают в бесконечном океане, находясь на движущемся тропическом островке. Этот балет можно было бы назвать энциклопедией приёмов Пины Бауш. Ибо многие мизансцены, не считая сольных танцев, были когда-то найдены и придуманы ею для других постановок. В следующем спектакле Пины Бауш «О, Дидо», поставленном в 1999 году, видеоряд представляет собой максимально увеличенные цветы: анютины глазки, ирисы и другие. Среди них, как в джунглях, бегают и танцуют актеры. Так же как и другие поздние постановки Пины Бауш, «О, Дидо» не имеет сюжета. Номера его взаимозаменяемы и не обязательны.

В отличие от ранних спектаклей Пины Бауш, где часто женщины становились предметом брутального отношения, в «О, Дидо» скорее женщины брутальны по отношению к мужчинам. Только теперь это носит шуточный характер, играется не всерьез.

Были в ее биографии и два культовых фильма. Федерико Феллини в 1983 году снял ее в своей картине «И корабль плывет» в маленькой роли слепой ясновидящей принцессы, которая на ощупь играет в шахматы. Кротость и таинственность этого персонажа забыть невозможно. Но это лишь экранный облик. В театре, в режиссуре Пина Бауш была иной. Главную свою тему – отстаивание прав и достоинства женщины – она вела с неистовством мстительной античной богини. В фильме Педро Альмодовара «Поговори с ней» (2002) Пина Бауш сыграла саму себя.

В июле 2009 года она собиралась на гастроли в Москву со своим спектаклем «Семь смертных грехов», но умерла в Германии 30 июня 2009 года от рака.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *