пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография

Дамир Юсупов

Биография

Имя Дамира Юсупова приобрело широкую известность в августе 2019 года. Его с восхищением и благодарностью произносят жители России, стран постсоветского пространства и всего мира. Умелые действия командира воздушного судна Airbus A320 и руководимого им экипажа спасли 226 жизней пассажиров самолета. Действия пилотов называют достойными экранизации.

Детство и юность

Биография Героя России интересует многих. Дамир Юсупов родился в портовом городке Игарке, что в Красноярском крае, осенью 1977 года. По национальности татарин. Отец будущего пилота «Уральских авиалиний» Касим Юсупов тоже летчик. Он пилотировал вертолет Ми-8, стал командиром экипажа и боготворил работу, привив любовь к авиации маленькому сыну.

пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Смотреть фото пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Смотреть картинку пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Картинка про пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Фото пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография

Дамир с детства мечтал сесть за штурвал и почувствовать безграничную свободу полета, но путь к мечте оказался долгим и тернистым. После окончания школы парню не удалось пройти медицинскую комиссию, хотя проблем со здоровьем никогда не чувствовал. Пришлось направить усилия в другую сторону: Юсупов поступил в юридический колледж.

Окончив его, молодой человек устроился по специальности в горадминистрации Сызрани. В Самарскую область семья перебралась в 1990-х в полном составе.

Дамир Юсупов работал юристом до 32 лет, но мечта детства не отпускала, небо манило. Поэтому он отправился в Оренбургскую область и влился в ряды студентов Бугурусланского летного училища, которое блестяще окончил в 2013 году.

Карьера

Переквалифицировавшись из юриста в пилота, Дамир Юсупов достиг поставленной цели и ощутил счастье: «Я на всю жизнь запомнил свой первый полет, в училище мы летали на Ан-2. Даже не верилось, что я сам управляю самолетом, я лечу!»

пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Смотреть фото пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Смотреть картинку пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Картинка про пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Фото пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография

В 2013 году выпускника, получившего диплом с отличием и свидетельство пилота коммерческой авиации, приняли в авиакомпанию «Уральские авиалинии». В качестве второго пилота Юсупов работал 6 лет, до 2018-го. В том же переломном году получил диплом Ульяновского института гражданской авиации (направление «аэронавигация») и назначение командиром корабля Airbus A321.

На август 2019-го общий налет пилота, осуществляющего чартерные и регулярные рейсы, составлял свыше 3 тысяч часов.

Аварийная посадка А321

Происшествие с А321 случилось в середине августа 2019 года. Авиалайнер, выполняя плановый рейс до Симферополя, вылетал из международного аэропорта «Жуковский» в Подмосковье. Неполадки Юсупов и члены экипажа почувствовали сразу. Как позже выяснилось, самолет во время взлета столкнулся со стаей птиц. Через пару минут после отрыва от земли диспетчеры получили от А321 сигнал об аварийной ситуации: отказал один из двигателей.

Источник

Герой нашего времени. История пилота Дамира Юсупова, спасшего жизнь 233 пассажирам

пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Смотреть фото пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Смотреть картинку пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Картинка про пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Фото пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография

Летчику Дамиру Юсупову удалось совершить настоящий подвиг. Самолет «Уральских авиалиний» под командованием Юсупова совершил аварийную посадку на кукурузном поле в Подмосковье. За мужество ему дали звание Героя России, а зарубежные авиакомпании завалили выгодными рабочими предложениями. Однако работать в другой стране Юсупов отказался: «Я патриот, мое место там, где Родина», — сказал он.

15 августа 2019 года самолет «Уральских авиалиний» Airbus A321-211 следовал привычным маршрутом Москва — Симферополь. Вскоре после взлета произошла авария — в двигатель забились птицы, но экипаж под командованием Юсупова сумел благополучно посадить самолет на кукурузное поле. Все пассажиры и члены экипажа — 233 человека, — выжили.

пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Смотреть фото пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Смотреть картинку пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Картинка про пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Фото пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография

Удивительно, но летчик, спасший 233 жизни, совсем не считает себя героем. Он признался, что до сих пор чувствует себя неловко от повышенного внимания со стороны журналистов, коллег и простых граждан России.

«Я просто выполнял свою работу. Впрочем, времени на раздумья не было, мы следили за показателями и предпринимали все усилия, чтобы спасти пассажиров и как можно мягче посадить самолет», — рассказал капитан самолета.

О небе Юсупов грезил с детства, однако попасть в летное училище не смог по медицинским показаниям. До 32 лет Дамир трудился обычным юристом. Тем не менее, он нашел в себе силы круто изменить жизнь и поступил в авиационное училище. Преподаватели Юсупова не раз отмечали серьезность и практичность студента: этим он выгодно отличался от молодых учеников. По окончании учебы Юсупов с трудом нашел работу: на 35-летнего выпускника все смотрели скептически. Тем не менее, в «Уральских авиалиниях» Дамиру дали шанс, и не зря: свое главное жизненное испытание он прошел с честью.

пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Смотреть фото пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Смотреть картинку пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Картинка про пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Фото пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография

После того, как к летчику-герою пришла заслуженная слава, представители зарубежных авиакомпаний прислали ему десятки выгодных коммерческих предложений. Однако Юсупов остался непреклонен: «Я патриот России и никуда уезжать не хочу», — не раз заявлял он. Сейчас Дамир по-прежнему живет в России и продолжает работать в «Уральских авиалиниях».

Герой России Дамир Юсупов доказал преданность Родине не словом, а делом. Несмотря на все преграды, он следовал за мечтой, а его профессионализм, мужество и ответственность сумели сберечь сотни жизней. А символ подвига — кукуруза с того самого поля, — как рассказал летчик, до сих пор хранится дома в холодильнике.

Источник

Биография Дамира Юсупова: «Уральские авиалинии», звание Героя России и уход в политику

Дамир Юсупов. Биография: работа в «Уральских авиалиниях», аварийная посадка под Жуковским, звание Героя России, поход в Госдуму.

Краткая справка

Дамир Касимович Юсупов (Damir Yusupov). Дата рождения – 13 сентября 1977 года. Место рождения – Игарка, Красноярский край, РСФСР, СССР.

Ранние годы

Будущий Герой России родился в Красноярском крае в семье летчика Касима Камиловича и медика Мянзили Абдулхаевны. Отец Дамира, татарин по национальности, большую часть жизни проработал в объединенном авиаотряде аэропорта Игарки и имел свыше 20 лет летного стажа. Мать трудилась медиком в том же самом аэропорту и проводила предрейсовые осмотры пилотов.

Когда в 1993 году отец Дамира вышел на пенсию, семья перебралась в Сызрань (Самарская область), откуда был родом Касим Камилович. После школы юноша пошел в Сызранский политехнический колледж. Окончив его, Дамир отправился отдавать долг Родине, служил в танковых войсках.

Демобилизовавшись, Дамир собрался поступать в летное училище, но молодого человека в него приняли – не прошел медкомиссию. Тогда он поступил на заочное отделение юрфака в Чувашский государственный университет имени Ильи Ульянова. Получив диплом по специальности юрист он несколько лет работал по профилю в горадминистрации Сызрани.

Карьера летчика

Несмотря на первую неудачу с медкомиссией, Дамир не оставлял мечту вслед за отцом стать пилотом. И ему удалось ее реализовать. А вот братья Дамира выбрали себе другие профессии. Про Олега, старшего брата, Википедия пишет, что он стал полицейским и дослужился до звания майора. Про младшего брата Артура известно меньше: на момент награждения Дамира Юсупова званием Героя России он жил вместе с родителями.

Вторая попытка Дамира Юсупова стать пилотом самолета была уже в зрелом возрасте. Он поступил в Бугуруслане в летное училище, являющееся филиалом Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации.

Окончив училище с отличием, выпускник устроился на работу в российскую авиакомпанию «Уральские авиалинии» (Ural Airlines). Уже вовсю летая, Юсупов решил продолжать обучение и в 2018-м получил вторую специальность в Ульяновском институте гражданской авиации (аэронавигация).

Подвиг Дамира Юсупова

Широкая известность настигла Дамира Юсупова после того, как он сумел посадить самолет A321 на кукурузное поле после столкновения со стаей птиц при вылете из аэропорта «Жуковский».

15 августа 2019 года самолет под управлением Дамира вылетел из Москвы в сторону Симферополя, но вскоре после взлета случилось столкновение со стаей чаек. Из-за этого у воздушного судна отказали оба двигателя. Трагедии удалось избежать, самолет сел на кукурузное поле. Из 233 человек, бывших на борту, 74 при контакте с землей получили травмы разной тяжести, но никто не погиб.

Посадившего самолет Дамира Юсупова президент России наградил званием Героя России. Аналогичной награды удостоился и второй пилот Георгий Мурзин. Не остались без наград и остальные члены экипажа, работавшие с Дамиром Юсуповым на рейсе. Им выдали ордена Мужества.

Среди награжденных орденом Мужества был и Дмитрий Ильинский, автор крылатой фразы «Идем правее, на солнце, вдоль рядов кукурузы». 32-летний бортпроводник произнес ее во время эвакуации пассажиров. По его словам, кукуруза на поле была весьма высокой, ориентироваться при прогулке по полю можно было только на солнце.

Уголовное дело

Хотя в новостях вынужденное приземление на кукурузном поле было названо подвигом, а экипаж был представлен к наградам, в Следственном комитете РФ было возбуждено уголовное дело по факту жесткой посадки самолета по части 1 статьи 263 УК РФ. Расследование продолжается и сейчас, в качестве причины задержки называется пандемия коронавируса.

Ряд экспертов критиковали действия Юсупова, доходило даже до утверждений, что пилот мог стать причиной гибели нескольких сотен человек. Юсупов в курсе критики в свой адрес, он признал, что экипаж действительно ошибся, забыв убрать шасси при взлете. В интервью для расследования YouTube-канала Baza он подчеркнул, что для него главное – что все пассажиры живы-здоровы и вернулись к своим семьям.

Самого Юсупова после того случая часто сравнивали с американским пилотом Чесли Салленбергером, который в аналогичной ситуации (после столкновения воздушного судна со стаей птиц) совершил аварийную посадку на воду. Эта посадка вошла в историю как «Чудо на Гудзоне».

Личная жизнь

В биографии Дамира Юсупова было два брака. Первую жену летчика звали Амина. Они развелись в 2012 году, у Дамира Юсупова в браке с Аминой родились два сына – Ильяс и Исмаил (разница в возрасте 1 год).

Со своей второй супругой Натальей Дамир познакомился в 2014 году в самолете, летевшем по маршруту Екатеринбург – Краснодар. Через полгода они поженились. Супруги воспитывают дочь Анну и сына Динислама (разница в возрасте у детей 4 года).

Юсупов активно ведет соцсети. У него есть собственная страница с фотографиями и видео в Instagram. На аккаунт пилота «Уральских авиалиний» в Инстаграм подписаны свыше 6,5 тыс. пользователей. На странице можно найти как личные фото, так и снимки, посвященные работе или тем местам, куда Дамир попал как пилот авиакомпании.

Уход в политику

После отечественного «Чуда на Гудзоне» пилот «Уральских авиалиний» обрел огромную популярность. Его стали приглашать на отечественное ТВ. Так, ему удалось побывать в гостях на вечернем шоу Ивана Урганта.

Популярностью летчика решили воспользоваться в своих интересах власть предержащие. Так, в феврале 2021 года СМИ заговорили о возможном уходе в политику знаменитого летчика «Уральских авиалиний», Дамира Юсупова прочат в кандидаты в депутаты Госдумы.

Поначалу Юсупов не отвергал возможность, но в середине февраля осторожно заметил, что уход в политику означает отказ от полетов, а он сам хочет продолжать летать.

Однако уже в конце месяца СМИ сообщили, что губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев убедил Героя России пойти на выборы от «Единой России». В региональном списке кандидатов от «ЕР» Юсупов идет под номером три – после самого Куйвашева и соавтора поправок в Конституцию Павла Крашенинникова.

Источник

Аварийный выход

пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Смотреть фото пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Смотреть картинку пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Картинка про пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Фото пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография

Так и сделал. Пошел правее, на солнце. Навстречу Герою России Дамиру Юсупову, командиру экипажа «Уральских авиалиний», который 15 августа 2019 года чудом посадил аэробус с неисправными двигателями в кукурузном поле.

О птицах

— Вижу, у вас и тревожный чемоданчик с собой, Дамир?

— Да, сегодня моя очередь дежурить в аэропорту на случай замены командира экипажа, вот и взял все, что нужно. Как говорили в армии, рыльно-мыльные принадлежности, тапочки, плавки, чистые рубашки, кроссовки, чтобы в спортзал ходить.

— Герой России дневалит, как рядовой? Не царское это занятие.

— Не хочу, чтобы меня выделяли, делали какие-то поблажки. Периодически подходят незнакомые люди и спрашивают: «Вы продолжаете летать?! А мы решили, что теперь только на торжественных мероприятиях в президиуме сидите». Отвечаю: «Не для того так долго и трудно шел к мечте, чтобы отказаться от нее. «

А дежурство мне не в тягость. Поставили в график, значит, надо отработать. Хотя, если честно, легче слетать куда-нибудь, чем двенадцать часов в гостинице караулить. Несколько раз мне повезло: привлекали из резерва. Помню, как-то вместо другого пилота отправился в Прагу. А потом еще в Уфу.

— Тогда, в августе 2019-го, все шло по плану?

— Мы даже взлетели без задержки.

— А как вы в Москве оказались-то?

— И в тот раз так было?

— Да, но рейс в Симферополь стоял из аэропорта Жуковского. Мы и оттуда года три уже летаем.

15 августа все начиналось штатно, только вот в конце взлетной полосы оказались птицы. И раньше их наблюдали, но не столь большой стаей.

— Вас же заранее предупредили об опасности.

пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Смотреть фото пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Смотреть картинку пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Картинка про пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Фото пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография

— Стандартная фраза всех диспетчеров мира. Дескать, отдельные перелеты птиц. Эту информацию передают с прогнозом погоды, скоростью ветра, атмосферным давлением, коэффициентом сцепления. Сообщение о птицах стало обыденностью, чем-то вроде постоянной составляющей для повышения бдительности командира.

— А бывали прецеденты, чтобы из-за этого отменяли вылеты?

— Не знаю такого. Если бы из-за птиц не выпускали рейсы, вообще никто не летал бы, самолеты стояли на земле.

— И никаких предчувствий 15 августа не было?

— Кому-то снятся сны вещие, люди начинают анализировать, что-то сводить, искать совпадения. А у меня ничего этого нет. Я не суеверный, не зацикливаюсь на приметах. Мол, надо сплюнуть через плечо или в самолет зайти с левой ноги. Не думаю об этом. Достаточно сказать, что я родился 13 сентября. Для меня это нормальное число, даже счастливое.

15 августа выпало на четверг. К тому моменту мы находились в Жуковском дней пять. Сначала слетали в Калининград, потом в Симферополь, после ночного рейса в Душанбе день отдыхали. Оставался крайний полет в Симферополь, и собирались возвращаться домой в Екатеринбург.

пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Смотреть фото пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Смотреть картинку пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Картинка про пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Фото пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография

Об экипаже

— Вы говорите «крайний»?

— Так принято у летчиков, моряков.

— Не очень по-русски.

— Традиция, если хотите. Никто из пилотов никогда не скажет: последний.

15-го я проснулся, когда за окном еще темно было. Хотя летом светает рано. Помню, гремела гроза, сверкала молния. Собрали вещи, поехали на автобусе в аэропорт, там сразу пошли на медконтроль.

— Экипаж у вас постоянный?

— Меняется. Думаю, закреплять вместе людей не нужно, да и технически это трудноосуществимо. Один может заболеть, у другого отпуск или еще какая-то уважительная причина для отлучки.

— А как же притирка? Чувство локтя и все такое. Мы ведь помним фильм «Экипаж».

— В советское время так и было. Слетанности уделяли большое внимание, пилоты знали друг друга, их жены, дети дружили, праздники отмечали семьями, вместе.

пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Смотреть фото пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Смотреть картинку пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Картинка про пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Фото пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография

Конечно, человека, которого хорошо знаешь, можно понять с полуслова. С другой стороны, когда экипаж постоянно обновляется, сохраняется свежесть восприятия. Глаз не замыливается, концентрация не падает.

15 августа мы выполняли четвертый рейс одной командой. После медконтроля получили документы на вылет, поехали на стоянку, где уже ждал предыдущий экипаж, чтобы сдать самолет. Обменялись с коллегами традиционными приветствиями: откуда прилетели, как борт?

— Замечаний не было?

пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Смотреть фото пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Смотреть картинку пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Картинка про пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Фото пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография

О решении

— Не все могу рассказывать, поскольку давал подписку о неразглашении.

В общем, начали разбег и в момент отрыва от земли увидели стаю птиц, которых спугнул рев двигателей. Чайки пересекали нам курс, столкновения было не избежать. Мы со вторым пилотом Георгием Мурзиным услышали звуки многочисленных ударов о планер. Самолет же летит, задрав нос, и визуально птицы прошли ниже.

— Такое с вами впервые?

— Екнуло внутри?

Стали действовать согласно аварийным предписаниям. Доложили диспетчеру. Тот принял информацию, спросил: «Ваше решение?» Мурзин уточнил: «Возвращаемся?». Я подтвердил, и Георгий передал на землю, что попробуем зайти на аэродром, развернуться. Но самолет перестал набирать высоту и начал снижаться.

— Сколько времени все продолжалось?

— С момента отрыва от полосы до посадки в кукурузном поле прошло полторы минуты. Если точнее, 93 секунды. Снижение заняло секунд двадцать пять, не более.

— Выходит, на принятие решения отводились мгновения?

— Выбора, по сути, и не было. На поле садились от безысходности. Куда деваться-то, если нет шансов вернуться на ВПП? Пока проверяли отказ первого двигателя, стал помпажировать, работать с перебоями второй, и мы пошли вниз. Задача сводилась к одному: без кренов и разворотов, ровненько и плавненько посадить самолет на брюхо.

— Поле было прямо по курсу?

— Аэродром в Жуковском специально строили для летно-исследовательского института имени Михаила Громова. Мне уже потом рассказали, что в советские времена в окрестных полях полегло немало испытателей. Это сейчас выпускают по новому самолету в десятилетие, а раньше клепали бешеными темпами! Семейства Ил, Ту, Су. Было много разных прототипов. Не все испытания заканчивались успешно, народ насмерть бился. Поэтому подходы к аэродрому в радиусе нескольких десятков километров распахали под поля. На случай аварийной ситуации, нештатной посадки. По этой же причине в округе мало деревьев.

пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Смотреть фото пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Смотреть картинку пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Картинка про пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Фото пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография

— Не хочу гадать. Может, следовало тянуть на втором двигателе, пока тот окончательно не перестал бы работать. Глядишь, и «прочихался» бы, дал развернуться к аэропорту. Но это все теория вероятности. Никто не знает, как могло получиться. Повторяю, перед нами на расстоянии в пару сотен метров шла дорога, потом бруствер, насыпь. Нам крупно повезло.

— Наверное, дело не только в удаче. Требовалось посадить машину, суметь.

— Это была главная задача.

— Верили?

— Надеялся. А мы спускались ниже и ниже.

О посадке

— Вы отрабатывали на тренажерах посадку с двумя отключенными двигателя?

— Вели аэробус на ручном управлении?

— ЧП с «Суперджетом» учитывали? Который жестко сел в Шереметьево и загорелся.

пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Смотреть фото пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Смотреть картинку пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Картинка про пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Фото пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография

— Георгий Мурзин реагировал адекватно?

— Абсолютно. Выполнял, что требовалось, подсказывал мне. Мы оба работали. Даже не появлялось чувство, будто сейчас конец и все плохо завершится. Было неприятно, что самолет снижается, а ты ничего не можешь поделать. Осознание, что сядем в поле, пришло в самые последние секунды. Тут я и подумал, что пассажирам будет некомфортно из-за жесткой посадки.

— Ну, все относительно. Да, сильный.

— Сколько вы пропахали на брюхе?

— У вас же и двигатель на земле отлетел?

— От удара сорвало крепление. Один двигатель не работал, а второй еще давал какую-то тягу. Вот он по инерции и вырвался маленько. Знаете, так бывает, когда у машины соскакивает колесо и само укатывается вперед.

пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Смотреть фото пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Смотреть картинку пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Картинка про пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Фото пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография

— Первые секунды на земле?

— Полная тишина в кабине. Как будто происходит не с тобой, смотришь на все со стороны.

Потом сквозь дверь я услышал звуки из салона. Голоса бортпроводников, возгласы, крики пассажиров.

— Паники там не было?

— Нет, эвакуация шла организованно, спокойно. Люди поняли, что самое страшное позади.

Секунд через двадцать нас вызвал диспетчер. Доложили обстановку, сообщили, что сели за полосой, попросили прислать аварийные службы, пожарных, медиков.

— Вы получили какие-то травмы при приземлении?

— Вышел сам он?

пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Смотреть фото пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Смотреть картинку пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Картинка про пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Фото пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография

О мечте

— А что за инциденты в воздухе были у вашего отца?

— Он ведь много лет отлетал на вертолете. Окончил училище, служил в армии, собирал ступени ракет в Казахстане, потом переучился на гражданского пилота и вместе с мамой уехал по распределению на север, в Игарку. Это в Заполярье, двести километров от Норильска.

Начинал на Ми-4, потом появился Ми-8, любимая папина машина. Со временем отец стал командиром эскадрильи. Мама была фельдшером в аэропорту, проверяла на старте диспетчеров, пилотов, специалистов.

Я родился в Игарке, с детства пропадал на аэродроме, папа с мамой часто брали с собой.

пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Смотреть фото пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Смотреть картинку пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Картинка про пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Фото пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография

Однажды в отцовском Ми-8 вышел из строя редуктор, что-то заклинило на высоте метров триста. Стали планировать вниз в режиме авторотации. Важно было не терять обороты несущего винта, папа успел поддернуть. В итоге сели в тайгу. Ну, маленечко побили лопасти, а груз сохранили, все остались живы-здоровы.

Как-то на рулении надломилась задняя боковая стойка, вертолет начал заваливаться, отец выровнял, удержал.

— Вы хотели пойти по стопам Касима Камиловича?

— С детства мечтал стать вертолетчиком! Ни космонавтом, ни кем-то другим.

— Отец брал вас с собой в полеты?

— Официально это запрещалось. Но если рядом не было начальства. Развозили грузы, весной могли на обратном пути завернуть на Енисей, где шла зубатка, ее еще корюшкой называют. За брусникой летали, помню.

— Сколько вы прожили на Севере?

— Какие самые суровые морозы застали?

пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Смотреть фото пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Смотреть картинку пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Картинка про пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Фото пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография

Хотя в истории города были разные страницы. Его поднимали политзаключенные. 503-я сталинская стройка. Железнодорожную дорогу тянули, так и не закончили. Лес валили. В лучшие времена в Игарке жили тридцать тысяч человек. При мне в восьмидесятые годы цифра упала до двадцати тысяч. Был лесопильный перевалочный комбинат, через Карское море к нам на Енисей заходили суда, забирали лес. Навигация шла полным ходом. И авиаторы тоже ценились.

Наверное, следовало быть понастойчивее, попросить дать второй шанс, еще раз провериться. Однако в шестнадцать лет стесняешься упорствовать, давить. Сказали «нет», я и ушел.

пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Смотреть фото пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Смотреть картинку пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Картинка про пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Фото пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография

О шансе

— Облом.

— Страшный! Переживал очень, в себе замкнулся. После школы поступил в юридический колледж, потом служил механиком-водителем танка Т-72 на полигоне в Тоцком. Это Оренбургская область. В учениях участвовал, в стрельбах.

После возвращения из армии в Сызрань женился, родились два сына, пошла совсем иная жизнь. Заочно окончил юридический факультет Чувашского университета, работал на предприятии, в фонде ипотеки при администрации города. А параллельно читал статьи про авиацию, фильмы смотрел. Тот же «Экипаж» или вторую часть «Крепкого орешка», где Брюс Уиллис орудует в аэропорту.

пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Смотреть фото пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Смотреть картинку пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Картинка про пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Фото пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография

Словом, прочел я книгу и опять начал переживать, что зря отрекся от мечты. Ведь раньше, в советское время, существовало ограничение по возрасту: тех, кто старше 23 лет, в летные училища не принимали. Пока мне было меньше, в голове часы тикали, мол, шанс поступить есть-есть-есть. Хотя после армии даже не предпринимал попыток. Потом перерос контрольный возраст и попрощался с мыслью о небе.

А через какое-то время смотрю на авиационных форумах: условия поступления, оказывается, изменили, ограничения по возрасту сняты! После развала Союза авиацию, грубо говоря, зарубили. Самолеты не выпускали, летные училища позакрывали. В нулевые годы гражданский флот начал подниматься, а пилотов-то и нету. Старых стали звать, но одни ушли в бизнес, другие спились, третьи потеряли квалификацию и мотивацию. Вот возрастной порог и отменили.

— В итоге вы сели за парту в тридцать два года.

— При этом не был самым возрастным студентом, у нас и сорокалетние ребята учились.

пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Смотреть фото пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Смотреть картинку пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Картинка про пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Фото пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография

О «кукурузнике»

— Это какой год?

Родные мой поступок, мягко говоря, не поняли. Только мама поддержала. Даже папа сказал: «Ну, какой ты летчик? Уже старый, в твоем возрасте о пенсии задумываются. На чем будешь летать?»

— Действительно, на чем?

— В училище выпускные экзамены сдавал на Ан-2.

— На «кукурузнике»?

— На нем. Не на «Боингах» же учат, правда? Маленький самолет, легкомоторный.

— Смотрю, вас с самого начала в кукурузу тянуло.

— Еще бы! Царица полей. Кто мог подумать?!

На Ан-2, кстати, больше не летают. Их официально списали.

— Часто домой из Бугуруслана ездили?

— Раз в месяц старался вырваться на три-четыре дня. Чаще не получалось. Учился.

— Стипендия вам полагалась?

— Ну. да. Только она оказалась маленькой. Даже не знаю, называть ли сумму.

— Сколько?

— Около тысячи рублей в месяц.

— Не шутите?

пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Смотреть фото пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Смотреть картинку пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Картинка про пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Фото пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография

В училище набирали группу вчерашних школьников и тех, кто постарше, на базе высшего образования. Были штурманы, бортинженеры и мы, грубо говоря, «повара-юристы», не авиационные специалисты. Учился я хорошо, старался. Год читали теорию, а потом всех распустили по домам: возникла проблема с нехваткой самолетов и топлива для учебных полетов.

Я вернулся в Сызрань, где-то подрабатывал, учил английский, чтобы знать на уровне, соответствующем международной классификации ИКАО.

О початке

— В Екатеринбург поехали один?

— К тому времени я более года был в разводе. Пока учился в Бугуруслане, личная жизнь дала трещину. Как говорится, семейная лодка разбилась о быт. Дети остались с Аминой.

А с Натальей, моей нынешней женой, мы встретились в 2014-м.

— Когда стали командиром?

Заграницей ты и подавно представитель государства.

— Куда в первый раз самостоятельно полетели?

— В Жуковском был такой же борт?

— Что, кстати, вы сделали, когда люди эвакуировались из салона?

— Позвонил жене. Сказал: «Наташа, не переживай, птицы попали в двигатель, мы приземлились в поле, все живы».

— Не упала в обморок?

— Мне кажется, сначала даже не поняла, о чем речь. Переспросила: «В поле сели?»

пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Смотреть фото пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Смотреть картинку пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Картинка про пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Фото пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография

— А как возникла ставшая мемом фраза о кукурузе?

— Люди-то, считай, на земле, а кукуруза высокая, трехметровая. И солнце поднялось над горизонтом. Мы взлетали в юго-западном направлении. Дмитрий Ивлицкий, бортпроводник, стоял в дверном проеме самолета, сверху видел всю картину, вот и решил сориентировать пассажиров. Сказал: «Идем правее, на солнце, вдоль рядов кукурузы». Так фраза и родилась, спонтанно.

— В Сургуте. Самарские художники нарисовали. Они сами мне рассказывали. Да, мем пошел в народ. На авиашоу МАКС в Жуковском поставили лоточек с этой фразой на желтом фоне и продавали кукурузу. Зазывали покупателей рассказом, будто она с того поля. Хотя там росла кормовая, для скота.

— Хотя бы початок взяли себе на память?

— Честно говоря, было не до сувениров. Правда, какой-то предприимчивый пассажир нарвал коробку кукурузы, подарил проводникам, те взяли и на нашу с Георгием долю. Початок до сих пор лежит дома в холодильнике. Уже высох.

После аварийной посадки нам дали отпуск для реабилитации, и я с семьей полетел в Анапу, где на пляже постоянно продавали кукурузу. Правда, не сочиняли, что она из-под Жуковского. Мы все время покупали. Вкусно!

пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Смотреть фото пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Смотреть картинку пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Картинка про пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Фото пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография

О награждении

— Есть классическая фраза, что каждый человек имеет шанс на пятнадцать минут славы. А вам, Дамир, получается, хватило полутора минут, чтобы стать знаменитым.

— Знаете, к этому я точно не стремился.

— Адаптироваться к долгому эху смогли?

— Откровенно? Я должен работать, летать, проводить время с семьей, детей растить, а меня постоянно зовут в свадебные генералы. Много каких-то общественных организаций, союзов, фондов, вроде, отказывать некрасиво, но принимать все приглашения нет сил. Я ведь один, понимаете. Не могу разорваться.

— Мне показалось, и на церемонии награждения в Кремле вам было не очень комфортно.

пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Смотреть фото пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Смотреть картинку пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Картинка про пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Фото пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография

Не считаю себя героем. Вот и стеснялся в компании по-настоящему великих. Переживал, как правильно выступить, надо ли это делать. Мне посоветовали: «Скажи несколько слов». Сидел, внутренне готовился, настраивался.

— С Путиным поговорили?

— Бокалами с шампанским чокнулись?

— Я пил лимонад. Спиртное не употребляю. Совсем.

пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Смотреть фото пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Смотреть картинку пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Картинка про пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Фото пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография

— А Звезду носите?

— Слышал, даже перестали называть фамилию пассажирам перед началом полета.

— Почувствовал, что меня стало слишком много везде. Первое время телефон разрывался, я звонки с чужих номеров не брал. Соцсети у меня открыты, там накопились несколько тысяч сообщений. До сих пор не ответил на все. Тяжело. Ну, вот физически. Еще друзья пишут, обижаются, если сразу не отзываюсь. Типа зазнался! Да какой там! На семью времени не хватает.

пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Смотреть фото пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Смотреть картинку пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Картинка про пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Фото пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография

Поэтому и в самолете не представлялся, чтобы не привлекать повышенный интерес. Говорил: «От имени экипажа авиакомпании «Уральские авиалинии» вас приветствует командир корабля. » Сколько летим, куда, какая погода. Разговор вел, но не объявлял фамилию. В комментариях на форуме пассажиров прочел, мол, если услышим, что пилотирует Дамир, будем аплодировать весь полет. Подумал: начнут к проводникам приставать, просить, чтобы вышел в салон, сфотографировался. Зачем это? Я же не артист и не футболист.

— Родне тоже достался кусочек славы?

— Маму с отцом звали на ток-шоу на разных телеканалах. Дорогу обещали оплатить, гостиницу в Москве. Конечно, им хотелось побывать в столице, но мы решили никуда не ездить, что бы ни сулили.

— Родители прислушались к вашим словам?

— Конечно. Я ведь тоже ни на какие программы не пошел. Одно время вокруг бурлило, потом телевизионщики переключились на других героев.

пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Смотреть фото пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Смотреть картинку пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Картинка про пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Фото пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография

О главной награде

— Премию вам дали на работе?

— Свердловский губернатор жилье дал.

— Ну, не сказать, чтобы очень щедро.

— Я поблагодарил за подарок, поскольку и о нем не мечтал.

— Если бы 15 августа что-то пошло не так, на компенсации пострадавшим пришлось бы потратить гораздо больше, чем на ваши квартиры.

— Знаете, для меня самая большая награда даже не звание Героя России, не квартира или что-то еще материальное, а что все вернулись домой. Я, наш экипаж, пассажиры. Вот это главное. Ведь могло быть и по-другому.

— Часто мысленно возвращаетесь в тот августовский день?

пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Смотреть фото пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Смотреть картинку пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Картинка про пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Фото пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография

— Все время анализирую, обдумываю. Поначалу даже плохо спал, переживал. После отдыха в Анапе успокоился. Как человек верующий убежден, что во всем есть предопределение. Бессмысленно искать ответы из серии «если бы да кабы», хотя самокопание, мне кажется, нормальное проявление для человека.

— За Звезду доплата идет?

— А с квартирой что будете делать?

— Не решили. Может, продадим. Или пусть родственники живут. Я-то с семьей живу в Полевском. Это в часе езды от Екатеринбурга. Там у тещи квартира. Себе купили восемь соток земли и дом в коттеджном поселке. Сейчас делаем ремонт, ближе к лету планируем переезжать.

— Вы ведь с Натальей в самолете познакомились?

— Да, вот так бывает. Летели из Екатеринбурга в Краснодар, оказались в соседних креслах. Я еще был вторым пилотом, и меня направили в командировку, а Наташа с дочкой отправились на юг. Ане тогда два года исполнилось, сейчас ей уже семь.

Трех часов полета хватило для знакомства. С продолжением.

Поженились через полгода, в 2015-м. Через год родился сын Динислам.

— Необычное имя.

— Редкое. Но красивое. Наталья так решила. Я лишь просил что-нибудь исламское, а Дин переводится как религия.

пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Смотреть фото пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Смотреть картинку пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Картинка про пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Фото пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография

О будущем

— Вас, действительно, звали в другие авиакомпании, и вы чуть не соблазнились на Emirates, Дамир?

— Не было такого. По крайней мере я не слышал. Много нового узнал о себе за последние месяцы. Кто-то от моего имени ведет фейковую страничку в Инстаграм, пишет блог, даже размещает фотографии. Ну, полный бред! Видимо, людям нечем заняться, вот и живут чужой жизнью. А мне хватает собственной.

Конечно, тот август разделил жизнь на «до» и «после». И слова «лучше» или «хуже» сюда не подходят. Ничего важнее того события, как оказалось, со мной прежде не случалось. Смотрю на старые фотографии и понимаю, что тогда не знал, что именно ждет впереди. Это событие невольно отложило отпечаток на все последующее. Как раньше, уже не будет.

— Будет по-другому. Может, лучше прежнего.

— У вас есть любимые аэропорты?

— Понятное дело, Кольцово. Домодедово как второй дом. В Иркутск люблю летать. Там Байкал. В Симферополь нравится. Особенно летом. Между рейсами мы на море в Николаевку ездим, это западный берег Крыма.

пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Смотреть фото пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Смотреть картинку пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Картинка про пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография. Фото пилот посадивший самолет на кукурузное поле биография

О «Спартаке» могу долго говорить. Меня приглашали на «Открытие Арену», после матча зашел в раздевалку, поздравил игроков и тренера Доменико Тедеско с победой над «Крыльями Советов», получил в подарок спартаковскую атрибутику, клубную футболку.

— Сейчас на вас другая, со словом Headwind. Надпись со смыслом?

— Не задумывался, хотя фраза мне нравится: «Встречный ветер». Авиационная тема. На взлете и посадке нужен именно встречный. Когда самолет разбегается, набегающий поток создает скорость, у крыльев возникает подъемная сила.

Попутный ветер хорош лишь в полете: быстрее летишь, время экономишь и керосин.

— По жизни тоже лучше, когда есть сопротивление.

— Да, если подталкивают в спину, невольно расслабляешься. Против течения всегда труднее, зато мотивирует. Предпочитаю, чтобы ветер дул в лицо. Думаю, так правильнее.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *