пифагор жизнь подобна игрищам
Жизнь подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные — торговать, а самые счастливые — смотреть.
ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ
ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ
Жизнь постоянно преподает нам те или иные уроки, и пока мы их не усвоим, нам придется возвращаться к ним снова, снова, и снова.
Если вам нужен экономический рост, с соседями лучше не воевать, а торговать.
Одиночество — обычное явление в современном мире, все мы в те или иные периоды нашей жизни бываем одиноки, и это состояние заслуживает уважения не в меньшей степени, чем жизнь в супружестве.
Помните, что самые счастливые не те, кто получает больше, а те, кто больше отдает.
Меняем реки, страны, города.
Иные двери. Новые года.
Но никуда нам от себя не деться,
а если деться — только в никуда.
Наши проблемы не исчезнут оттого, что мы закроем глаза и перестанем на них смотреть.
Иные живут счастливо, сами того не зная.
Самые счастливые люди не обязательно имеют самое лучше — но они берут только лучшее из того, что имеют.
Любить означает не смотреть друг на друга, а вместе смотреть на мир в одном направлении.
Один из секретов счастливой жизни — непрерывно доставлять себе мелкие наслаждения, и если иные из них можно получить с минимальной затратой денег и времени — тем лучше.
Пифагор – цитаты и афоризмы о дружбе, смерти, душе, счастье, несчастье и разуме
Пифагор Самосский – известный философ Древней Греции, математик, создатель религиозной школы, политический деятель.
Родился Пифагор на острове Самос в 580 году до Р.Х. Именно поэтому ему дали прозвище Самосский. Его отец, Мнесарх, был резчиком драгоценных камней и был выходцем из Тира. Мать, Пифаида, была родственницей Анкея. Согласно воспоминаниям его последователей, Пифагор отличался удивительной красотой и большой одаренностью с самого рождения.
Образование у молодого человека было хорошим. Он имел много наставников, таких как Ферекид Сиросский. В 18 лет юный философ отправляется в Египет по совету Фалеса. Пройдя все трудности испытаний, Пифагор начал обучаться у египетских жрецов. В Египте известный философ пробыл около 22 лет.
После этого Пифагор поехал в Вавилон, в котором 12 лет обучался у местных жрецов и колдунов. В 530 году до Р.Х. философ вернулся на родину. Некоторое время он прожил в пещере, так как статус полураба при тиране Поликрате его не интересовала. После этого он Пифагор переехал в Протон. Причиной его переезда являлись демократические взгляды у влиятельных людей. Сам же великий политический деятель придерживался рабовладельческой аристократии.
После множества скитаний мыслитель осел в Кротоне, где организовал собственную религиозно-философскую школу. Там, помимо знаний в области философии, Пифагор пропагандировал особый образ жизни.
По Греции прокатилась волна восстаний демократов, которые добрались и до Кротона. Отрицая их взгляды, Пифагор и его ученики переселились в Метапонт. В городе бушевали бунты среди народа, а также ночные бои. В одну из таких ночей и погиб известный философ, в возрасте 90 лет. После смерти Пифагора религиозная школа также прекратила свое существование.
Как многие мыслители того времени, Пифагор предпочитал передавать свои идеи в устной форме, поэтому большинство из них до сих пор остаются загадкой. Даже его знаменитая теорема ставится под сомнения некоторыми историками, ведь она была известна и другим древним народам. Платон часто цитировал Пифагора, называя его великим философом Древней Греции.
Вокруг имени известного мыслителя ходит множество легенд. Кто-то утверждает, что он имел сверхъестественные силы и умел общаться с духами. Другие гарантируют, что он оказывал огромное влияние на общество не только благодаря своим рассуждениям, но и с помощью магии.
Пифагору также приписывают открытие целых чисел, их свойств и пропорций. Он был первым ученым, который утверждал, что Земля имеет форму шара. Он уверял своих учеников, что Солнце, Земля и Луна движутся иначе, чем звезды. Известный философ оставил после себя множество высказываний и афоризмов, которые мы предлагаем вам рассмотреть.
Афоризмы про дружбу
Афоризмы о жизни
Высказывания о разуме и знании
Афоризмы о счастье
Высказывания о душе
Высказывания о пороках
Высказывания о несчастье
Высказывания о смерти
Человек умирает в опьянении от вина; он беснуется в опьянении от любви.
Берегите слезы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле.
Благоразумная супруга! Если желаешь, чтобы муж твой свободное время проводил подле тебя, то постарайся, чтоб он ни в каком ином месте не находил столько приятности, удовольствия, скромности и нежности.
Будем относиться благоразумно и справедливо ко всем, не только к благоразумным и справедливым, и не будем честными с честными и злыми со злыми.
(Гиерокл. Комментарий к «Пифагорейским золотым стихам», 230b)
Будь благословенно божественное число, породившее богов и людей.
Будь другом истины до мученичества, но не будь ее защитником до нетерпимости.
Во время гнева не должно ни говорить, ни действовать.
Все исследуй, давай разуму первое место.
Все, что познается, имеет число, ибо невозможно ни понять ничего, ни познать без него.
(«О природе», фрагмент)
Гармония есть (. ) согласие разногласного.
(Филолай. Фрагм. 44)
Где (. ) необходимость, там и возможность.
(«Пифагорейские золотые стихи», 8)
Две вещи делают человека богоподобным: жизнь для блага общества и правдивость.
Делай великое, не обещая великого.
Для познания нравов какого ни есть народа старайся прежде изучить его язык.
Душа совершает круг неизбежности, чередою облекаясь то в одну, то в другую жизнь.
(Диоген Лаэртский, VIII, 14)
Если можешь быть орлом, не стремись стать первым среди галок.
Если совершается с удовольствием постыдное, то удовольствие проходит, а стыд остается; если же совершается с усилием достойное, то усилие проходит, а достойное остается.
(Гиерокл. Комментарий к «Пифагорейским золотым стихам», 454b)
Живи с людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями.
Избери себе друга; ты не можешь быть счастлив один: счастье есть дело двоих.
Как ни коротки слова «да» и «нет», все же они требуют самого серьезного размышления.
Как старинное вино непригодно к тому, чтобы его много пить, так и грубое обращение непригодно для собеседования.
Кубок жизни был бы сладок до приторности, если бы не падало в него горьких слез.
Лесть подобна оружию, нарисованному на картине: она доставляет приятность, а пользы никакой.
Молчи или говори что-нибудь получше молчания.
Не делай ничего постыдного ни в присутствии других, ни втайне. Первым твоим законом должно быть уважение к себе самому.
Не закрывай глаз, когда хочешь спать, не разобравши всех своих поступков за прошедший день.
Никто не должен преступать меру ни в пище, ни в питии.
Одно и то же, что от полыни горечь отнять и что у слова дерзость отсечь.
Одному только разуму, как мудрому попечителю, должно вверять всю жизнь.
Омывай полученную обиду не в крови, а в Лете, реке забвения.
Пифагор запрещает без приказания полководца, то есть божества, оставлять свой сторожевой пост, покидая жизнь. (О самоубийстве).
(Цицерон. «Катон Старший, или О старости», 20, 76)
Пифагор запрещает молиться о себе, потому что, в чем наша польза, мы не знаем.
(Диоген Лаэртский, VIII, 9)
Погрешности свои старайся не прикрывать словами, но врачевать обличениями.
Полезнее камень наобум бросить, чем слово пустое.
Похоти уступай зимой, не уступай летом; менее опасна она весной и осенью, опасна же во всякую пору и для здоровья нехороша.
(Диоген Лаэртский, VIII, 9)
Прежде всего не теряй самоуважения!
Просыпаясь утром, спроси себя: «Что я должен сделать?» Вечером, прежде чем заснуть: «Что я сделал?»
Пьянство есть упражнение в безумстве.
Спроси у пьяницы, как бы он мог перестать пьянствовать? Я отвечу за него: пусть почаще вспоминает о делах, какие он делает в пьяном виде.
Среди говорящих тварей есть боги, есть люди, а еще есть Пифагор.
(Ямвлих «О пифагорейской жизни», 31)
Только неблагородный человек способен в глаза хвалить, а за глаза злословить.
У друзей все общее, и дружба есть равенство.
(Диоген Лаэртский, VIII, 10)
У хвастунов, так же как и в позлащенном оружии, внутреннее не соответствует наружному.
Уходя на чужбину, не оборачивайся.
(Диоген Лаэртский, VIII, 18)
Чаще теряют меру в питье, чем в еде.
(Гиерокл. Комментарий к «Пифагорейским золотым стихам», 456а)
Человек умирает в опьянении от вина; он беснуется в опьянении от любви.
Числу все вещи подобны.
(Ямвлих. «О пифагорейской жизни», 162)
Что бы о тебе ни думали, делай то, что ты считаешь справедливым. Будь одинаково равнодушным и к порицанию, и к похвале.
Шутку, как и соль, должно употреблять с умеренностью.
Афоризмы и цитаты
Афоризмы, цитаты, высказывания.
Пифагор: цитаты, афоризмы, высказывания.
Пифагор Самосский
Бюст Пифагора в Капитолийском музее в Риме.
Прежде всего не теряй самоуважения!
Жизнь подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные, торговать, а самые счастливые – смотреть.
Жизнь подобна театру: в ней часто весьма дурные люди занимают наилучшие места.
Веди жизнь умеренную и трезвую, если желаешь быть независимым.
На поле жизни, подобно сеятелю, ходи ровным и постоянным шагом.
Садись за жизненный пир, но не облокачивайся на него.
Не поднимайте пыли на жизненном пути.
Берегите слезы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле.
Благоразумная жена! Если ты хочешь, чтобы муж твой время проводил с тобой, то заботься о том, чтобы он ни в каком другом месте не находил столь приятного удовольствия и нежности.
Не полагайся на жену, которая много смеется.
Не надейся на прочную любовь женщины, которая себя любит.
Прежде вступления твоего в союз супружества должен ты знать, что в природе все непрестанно изменяется: женщина сегодняшняя не есть женщина вчерашняя.
Все исследуй, давай разуму первое место.
Одному только разуму, как мудрому попечителю, должно вверять всю жизнь.
Одну каплю здравого разума предпочитай целому кладезю учености.
Совесть твоя да будет единственным твоим божеством.
Более примечай и наблюдай, нежели читай: кто читает много, тот читает худо.
Шутку, как и соль, следует употреблять с умеренностью.
Воздержись от употребления вина: оно есть молоко, питающее страсти.
Как старое вино непригодно к тому, чтобы его много пить, так и грубое обращение непригодно для собеседования.
Пьянство есть упражнение в безумстве.
Какое бы ни постигло тебя несчастье, удержи себя от слез: храни оные для пролития о несчастье других.
Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом.
Избери себе друга; ты не можешь быть счастлив один: счастье есть дело двоих.
Сладострастие есть счастие, которое может обойтись и без него.
Если тебя спросят: в чем состоит благополучие? – ответствуй: быть в согласии с самим собой.
Гостеприимство крайне безрассудно, если его оказывать дурным людям.
Никогда не обманывай народ, но и всего ему не объясняй.
Не возвещай истину на местах общенародных: народ употребит оную во зло.
При деспотизме народ есть ползающий червь, который позволяет давить себя; при республике – это медведь, пожирающий своих вожаков.
Толпа – не что иное, как человеческий род, впавший в ребячество.
Гражданин без собственности не имеет отечества.
Истинное отечество там, где есть благие нравы.
Человек смертен в своих опасениях и бессмертен в своих желаниях.
Не полагайтесь на уважение и доверие человека, который, входя во все ваши интересы, не говорит вам о своих.
Помогай человеку в поднятии тяжести, но не помогай в сложении ее.
Не считай себя великим человеком по величине твоей тени при заходящем солнце.
Статую красит вид, а человека – деяния его.
Только неблагодарный человек способен в глаза хвалить, а за глаза злословить.
Будь другом истины до мученичества, но не будь ее защитником до нетерпимости.
В общественных отношениях своих избегай делать врагов из друзей; старайся, наоборот, обращать своих врагов в друзей.
Не избирай себе другом живущего несогласно со своею женою.
Делай великое, не обещая великого.
Знай, что никакое притворство долго скрываться не может.
Мысль – превыше всего между людьми на земле.
Если хочешь пережить самого себя и быть в почтении у потомства, то оставь после себя добродетельное семейство и хорошую книгу.
Если можешь быть орлом, не стремись стать первым среди галок.
И в словах своих, и делах избегай всего банального и привычного.
Не делай ничего постыдного ни в присутствии других, ни втайне. Первым твоим законом должно быть уважение к себе самому.
Не закрывай глаз, когда хочешь спать, не разобравши всех своих поступков за прошедший день.
Погрешности свои старайся не прикрывать словами, но врачевать обличениями.
Тень лавровых деревьев или опьяняет, или усыпляет нас.
Что бы о тебе ни думали, делай то, что считаешь справедливым. Будь одинаково равнодушен и к порицанию, и к похвале.
Просыпаясь утром, спроси себя: «Что я должен сделать?». Вечером, прежде чем заснуть: «Что я сделал?».
Дурные надежды, как дурные путеводители, ведут к дурным поступкам.
Лесть подобна оружию, нарисованному на картине: она доставляет приятность, а пользы никакой.
Огорчающий ближнего едва ли сам избежит огорчения.
Омывай полученную обиду не в крови, а в Лете, реке забвения.
Никогда не давай полной воли своему воображению: оно произведет чудовищ.
Старость подобна всему, что уменьшается, молодость – всему, что нарастает.
Ни к золоту ржавчина, ни к добродетели позор не пристанут.
Самое мудрое – число.
Никогда не советуйся с теми, у кого лоб гладок, – они никогда не размышляют.
Никто не должен преступать меру ни в пище, ни в питии.
В чём мудрость, брат? или Разговор о Пифагоре
«Жизнь, говорил он, подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные торговать, а самые счастливые — смотреть. Так и в жизни: иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы — до единой только истины. Об этом достаточно».
Это отрывок из хрестоматийной книги Диогена Лаэрция,«Жизнь и изречения философов».
А? как вам такая аллегория? А для нас ведь все ровно наоборот! мы считаем жизнь состязанием без отрыва от рынка, или торговлей без отрыва от спорта: во вселенной, где бизнес встречает деньги, это без разницы.
Так говорит нам сознание, перекроенное под маркет. Да уж. далёко ушли мы от Пифагора! Прогресс? – возможно. Но всё зависит от того, ДЛЯ ЧЕГО МЫ ПРИШЛИ В ЭТОТ МИР.
Вот для того, чтоб ответить на этот вопрос, нам и нужна такая штука как ФИЛОСОФИЯ. Что это – наука? лженаука? искусство? другое название дипломатии? Литературный стиль \ жанр? Что-то еще.
ЧЕМ торопиться с ответом, лучше вернемся к истокам.
Представьте себе, что вы явились на собеседование. Обычно, плюс-минус-ясно, ЧТО от нас требуется и зачем нас сюда позвали.
Однако, тот случай явно не шёл в счёт обычных собеседований.
Только вообразите себе: правитель вызывает к себе человека по имени Пифагор, и задает тому один-единственный вопрос: «Кто ты такой и чем занимаешься?». Оно и понятно: правитель обязан знать, КТО есть КТО, и КТО ЧЕМ занимается в его владениях. И если с такими людьми, как пастухи, воины, каменотесы или виночерпии, все было ясно, то с этим Пифагором ясности не было никакой.
С одной стороны, в его лице рождение мужа мудрого и благообразного предсказала пифия на агоре – отсюда и имя «Пифагор». Пифии верили даже больше, чем СМИ в наши дни – ведь оно было священным! а прекрасный внешний облик служил непреложным доказательством правоты – и, по сути – божественного происхождения индивида.
Но это лишь с одной стороны.
А вот другая сторона настораживала. Пифагор – не воин и не купец, не пастух и не ремесленник! – он занимаетя чем-то глубоко своим, непохожим на других; он явно откололся от коллектива, и даже от правителя. А последний, между прочим, не абы кто, а тиран! – флиунтский тиран Леонт, царь и пират, известный по всему Средиземноморью, вхожий и в карфагенские порты и базары, ко двору фараона и в пирамиды.
И вот – на вопрос такого человека Пифагор даёт не только глубоко туманный, даже подозрительный, но и попросту дерзкий ответ: «Я (занимаюсь тем, что) люблю мудрости!» одним словом,: «Я – любитель мудрости. Если так можно выразиться, Философ!».
Вообразите, каково это, сказать на собеседовании: «Знаете, я обожаю экономику» или «О, я очень люблю деньги!»
«Вот, велю заковать тебя в гребцы, или сошлю на каменоломни – там узнаешь, почём фунт мудрости!» – так отреагировал бы привычный нам образ тирана.
А как спросил бы подозрительного Пифагора ученик Аристотеля?
«К мудрость мы все, молодой человек, так или иначе. а вот что вы делаете по долгу службы? Каким родом занятий обременены. ».
На счастье нашему первофилософу, исторический тиран оказался человеком гибкого, острого ума, и знающим. А главное, он сразу же почувствовал в Пифагоре родственную душу – пирата и авантюриста:
И – поскольку у тиранов слова не расходятся с делом, Леонт пожаловал Пифагору мандат, адресованный фараону. Таким образом, Пифагор получил первую в истории стипендию на стажировку зарубежом.
Эта стажировка – на деле же, научная командировка – затянулась до чрезвычайности (некоторые биографы называют даже срок в 20-25 лет, что для той поры срок просто невероятный!). Именно рекомендательные письма для фараона Амазиса и позволила безвестному (в Египте) чужеземцу проникнуть в святая святых египетской мудрости. Пифагор прошел посвящение, изучил язык, выдержал все экзамены, проверки, искушения, став, наконец, равноправным членом жреческой касты. Можно сказать, что Пифагор сделался, без преувеличения, одним из самых образованных людей своего времени, покорил вершины (или глубины) премудрости, и стал высшим жрецом – неслыханный успех для чужеземца!
А теперь, давай, перенесёмся в параллельную Вселенную! там, в Пустоте Волопаса, хранятся несожжённые архивы Александрийской библиотеки, а в них написанные Дневники Пифагора.
Эти, условно говоря, Пифагорейские апокрифы хранят престранную историю. Однажды ночью, когда Пифагор сидел на заднем дворе храма, устало уставившись на какой-то предмет перед ним, за его спиной раздался голос:
Откуда, а главное, КТО, посреди ночи, да еще в храме, мог задавать такой вопрос – и кому! – главному жрецу? Пока Пифагор собирался с мыслями, вопрос повторили. Громче!
«Называть свой сан – безадресно и глупо. Называть свое имя – не ответ. Назвать родное имя – Пифагор – просто нелепо! Может, спросить его, кто он самой такой.
«КТО ТЫ, ЧУЖЕЗЕМЕЦ?» – в третий раз, громогласен вопрос.
Тут Пифагора осенило: «Неизвестный знает, КТО я такой, лучше меня самого! Он знает, что я давно был чужестранцем, и сколь я стар, и кем я подвизаюсь, и чем занимаюсь здесь, но. »
В эту секунду, незнакомец (?) прервал размышления Пифагора – причем ТАК, как будто он все слышал – и задал следующий вопрос: «ЧТО дала тебе мудрость? Чему ты обязан знанием? и ЗАЧЕМ тебе вся эта мудрость, которой ты овладевал треть твоей жизни?!»
Рассказать о строении пирамид? о строении песка и пустыни? о том, ЧЕМ обязана Земля Марсу или Юпитеру, Ориону или Сириусу? О тех атомах, которые назначены Герой нести особые атомы от туманной горы Рувензори к Милету или к Трое? К чему. »
«Мне не нужно рассказывать, – вновь прервал Незнакомец, – Почему гиблейский мед это мусический дар орфикам и поэтам, а пафлагонский мед приносит вакхическое буйство. Скажи мне, лучше, вот что: ТЫ САМ – какое место ты сам занимаешь в этом гигантском храме из Пирамид и Ориона, Нила и Олимпа, Кротона и мёда? – что ОНИ дают тебе и чем ТЫ обязан им – им и всем окружающим? или, быть может, эти знания уйдут вместе с тобою, как хламида из костей и праха?»
И тут наш Любитель мудрости понял: это – все тот же вопрос, что прозвучал трижды минуту назад, и что был поставлен ему четверть века назад! Причём ТОГДА он смог дасть на него ответ, одновременно глубокий и дерзкий, а сегодня уже не смог! не смог, несмотря на горы знаний и кучи мудрости! Не смог, да, не смог – ибо всё это многознание, вся магия Египта не приблизила его ни на звёздочку к познанию САМОГО СЕБЯ! Даже больше того: тогда, двадцать зим и вёсен назад, он был особым, шёл особым путём, и поэтому заинтересовал тирана Леонта. А сегодня он обычный человек, с никому не нужной мудростью, не то ахеец, не то египтянин – который не любит более мудрость, хотя ею и обладает. Или даже, словно заморский дар Фараону: чудесная птица, которая умеет говорить человеческие слова, лишь повторяя, и не знает языков, оставаясь птицей, но не человеком!
— Пока ты отвечал на старые вопросы, возникли вопросы новые. Да такие, что ты не только ответить, даже прочесть не сможешь их, вырубленных камнерезами на вратах своей судьбы! – раздался голос Незнакомца. Уже не вопрос, а ответ!
— О незнакомец – промолвил Пифагор – Теперь я могу ответить на твой главный вопрос. Увы, я уже не люблю мудрость, и не ищу от нее милостей. Теперь я, пожалуй, ищу себя – правда, не знаю, кого я ищу, где искать, и как понять, что я это я?!
— Ты не любишь мудрости? – рассмеялся Незнакомец леденящим смехом – А что ты любишь, тогда?
— Не говори, что не любишь мудрость – ведь ты ищешь себя! А это – другая мудрость, настоящая, она дарует не только скорбь, но и радость. И еще. Ищешь себя – жди знака!
Чудна, однако, земля Египетская!
За тысячу лет до Пифагора, здесь, в Египте, жил один человек. Он был также чужеземцем, и того же, примерно, возраста, что и Пифагор. Подобно Пифагора, человек этот был обучен всей премудрости египетской, и носил египетское имя, хотя принадлежал не к жреческому сословию, но ко двору фараона.
А главное: как и Пифагор, он – осознанно или нет – стоял перед выбором: либо комфортное существование, ценой ассимиляции и забвения о своих корнях, либо сохранение себя (и своего народа), в своем бытии и в своем понятии, пусть и ценою опасного похода в неизвестность.
Имя этого человека – еврейско-египетский гибрид «вытащенный из воды» – трактуют еще как «выведший (народ) из плена». Это – Моисей. Вокруг его личности сосредоточена индивидуация целого народа. В самом деле, если понимать воду как некое «размытое», хаотическое, или удушающее, рабское, то Моисей, в самом деле, не только освободил свой народ – народ Бога – от рабства, но и отделил его от других, языческих, народов. Поначалу, согласно Священному Писанию, он не желал перемен, нарушений, конфронтации, он даже боялся этого (Исх. 2). Даже когда Сам Господь воззвал из Неопалимой купины, Моисей пытался избавиться от Избранности, с его бременем и благодатью: «Я стар, косноязычен, я никакой не вождь! Оставь мне пасти моих овец!» (именно с этого начинается потрясающая опера А. Шёнберга «Моисей и Арон»).
К Исходу Моисея послужило воззвание из Неопалимой купины.
Пифагора – на очередное перевоплощение – Промысел подвиг иначе:
После смерти фараона Амазиса его преемник отказался выплачивать ежегодную дань Камбизу, персидскому царю, что послужило поводом для войны. Персы не пощадили даже священные храмы. Подверглись гонениям и жрецы: их убивали или брали в плен.
. Пифагора, к счастью, не убили – он попал в персидский плен.
По Промыслу и по своей воле, этот плен он также использовал для обучения: согласно легендам, в плену в Вавилоне Пифагор встречался с персидскими магами и халдейскими мудрецами, со знаниями, накопленными еще с шумеро-аккадской эпохи. Впрочем, возможно, и Пифагору было что сказать им.
А о том, что это отнюдь не безосновательное мнение, говорит сама Клио.
Поначалу – сразу после возвращения Пифагора на запад – все было превосходно! Вот как описывает его приезд Дикеарх (в передаче Порфирия): «Когда Пифагор прибыл в Италию и появился в Кротоне, он расположил к себе весь город как человек много странствовавший, необыкновенный и по своей природе богато одаренный судьбой, ибо он обладал величавой внешностью и большой красотой, благородством речи, нрава и всего остального. Сначала, произнеся долгую и прекрасную речь, он очаровал старейшин, собравшихся в совете, затем, по их просьбе, дал наставления юношам, после них детям, собранным вместе из школ, и, наконец, женщинам, когда и их созвали, чтобы его послушать».
Но так было лишь поначалу.
И всё-таки. «не было смертных – ни до, ни после Пифагора – кто сделал бы людям столько добра, сколько сделал Пифагор» (Мнесарх)
А теперь попытаемся, по возможности подробно, разобрать исторический и аллегорический смысл двух основных элементов учения Пифагора.
Эти два элемента – Учение о переселении душ и Учение о припоминании. Трудно себе и представить, насколько актуальны и живы эти учения все двадцать пять веков со времен Пифагора Кротонского!
Итак,
Продолжение, как говорится, следует.