пианист даниэль баренбойм биография

Даниэль Баренбойм: жизнь в музыке

Он постоянно подчеркивает свое израильское гражданство и приверженность сближению культур евреев и арабов в Израиле, получая в ответ ненависть одних и признательность других. Сегодня, 15 ноября, у него день рождения.

Даниэль Баренбойм родился 15 ноября 1942 года в Буэнос-Айресе в семье выходцев из России. Первый концерт юный Даниэль дал в возрасте 7 лет. В 1952-м году семья Баренбойм репатриировалась в Израиль. Мальчик учился музыке в Зальцбурге и Париже.

Как пианист, Баренбойм дебютировал в 1952 году в Вене и Риме. Выступал в ансамбле со скрипачом Адольфом Бушем, пианистом Артуром Рубинштейном, играл с такими дирижёрами, как Вильгельм Фуртвенглер и Отто Клемперер. Первые записи Даниэля Баренбойма относятся к 1954 году.

В 1955 году он отправился в Париж изучать композицию у Нади Буланже, затем окончил Академию «Санта-Чечилия» в Риме, стажировался у Э. Фишера, Й. Крипса. Дебютировал как дирижёр с Израильским симфоническим оркестром в 1962 году. А в 1965 году стал руководителем Английского камерного оркестра и записал с ним как пианист и дирижёр все концерты Моцарта (многие критики не видят ничего равного этой записи по сей день).

Дебют как оперного дирижёра состоялся в 1973 году (Эдинбург, «Дон Жуан»). В 1981 году дебютировал на Байрёйтском фестивале (в «Тристане и Изольде»). В 1988-93 годах исполнил здесь же «Кольцо нибелунга».

В 1967 году женой Баренбойма стала Жаклин Дюпре. Вместе с ней, скрипачами Пинхаcом Цукерманом и Ицхаком Перельманом, а также с Исааком Стерном и Зубином Метой Баренбойм и Дюпре исполняли и записывали в этот период исключительно камерную музыку, больше всего – Бетховена, а также Шуберта. Карьера Дюпре из-за болезни закончилась уже в 1973 году (в 1987 году она умерла).

В 1975 году Д. Баренбойм возглавил Оркестр Парижа и занимал этот пост до 1989 года. С 1991 по 2006 г.г. он руководил Чикагским симфоническим оркестром, а кроме того, с 1992 года стал музыкальным директором Берлинской государственной оперы. С 2006 г. Даниэль Баренбойм – приглашенный руководитель оркестра миланского театра «Ла Скала».

С начала 1980-х спутницей Баренбойма стала русская пианистка Елена Башкирова (1958 года рождения). Они вступили в брак в 1988, у них двое детей. Елена выступает с сольными и камерными концертами, с рядом оркестров, в том числе в Израиле — с Израильским филармоническим и Иерусалимским симфоническим оркестрами, Израильской симфониеттой.

В 1998 году Башкирова основала и стала постоянным музыкальным директором ежегодного Иерусалимского международного фестиваля камерной музыки, в котором участвуют лучшие музыканты со всего мира (в том числе и ее отец, известный пианист Дмитрий Башкиров).

Основное место жительства Баренбойма – Берлин. Он имеет гражданство Аргентины, Испании и Израиля.

Занимая активную общественную позицию, Даниэль постоянно подчеркивает свое израильское гражданство и приверженность сближению культур евреев и арабов в Израиле. Во время своих гастролей в Москве (с оркестром «Де Пари» в 1986 г.) он потребовал установить на сцене рядом с флагами СССР и Франции флаг Израиля – задолго до восстановления дипломатических отношений между Израилем и СССР.

В 2000–2003 гг. Баренбойм несколько раз собирал еврейско-арабский симфонический оркестр (из музыкантов Израиля, арабских и европейских стран) и выступал с ним в ряде концертов, а также дал один сольный концерт в Рамалле, подчеркивая свою озабоченность судьбами арабских детей — жителей Палестинской автономии.

Будучи одним из ведущих интерпретаторов музыки Рихарда Вагнера, Баренбойм выступает активным сторонником исполнения его музыки в Израиле. В 2002 году в программе Фестиваля Израиля было объявлено исполнение музыкантами Берлинской оперы под управлением Баренбойма акта из оперы Вагнера «Валькирия», но по просьбе общественности дирекция фестиваля попросила дирижера отменить выступление. Баренбойм изменил программу, однако по окончании концерта предложил желающим остаться в зале и послушать оркестровый фрагмент одной из опер Вагнера.

Этот поступок вызвал противоречивую общественную реакцию и бурную дискуссию в израильской прессе, после чего музыка Вагнера в Израиле по-прежнему не исполнялась.

Баренбойм – один из крупнейших и наиболее прославленных музыкантов второй половины ХХ – начала XXI веков. Среди его наград – большой крест ФРГ за заслуги (2002), премия Вильгельма Фуртвенглера (2003), Премия Эрнста фон Сименса (2006). Он – почетный доктор нескольких университетов мира, командор Оредена Почетного легиона за 2007 год, многократный лауреат премий «Грэмми». В 2004 году Баренбойм получил в Израиле премию Вольфа, которая присуждается ученым и художникам «за достижения в интересах человечества и деле мира между народами», в 2007-м ему вручена Императорская премия.

О своем творческом пути Даниэль Баренбойм рассказал в автобиографии «Моя жизнь в музыке».

Источник

Баренбойм, Даниэль

Содержание

Биография

Дал свой первый концерт в Буэнос-Айресе в возрасте семи лет. В 1952 году семья переехала в Израиль. В 1954 году Даниэль приехал в Зальцбург учиться дирижёрскому искусству у Игоря Маркевича. С тех пор он концертировал в разных странах мира.

В 1975 году Баренбойм возглавил Оркестр Парижа, сменив на этом посту Георга Шолти и занимал его до 1989 года. С 1991 по 2006 год он руководил, опять-таки вслед за Шолти, Чикагским симфоническим оркестром, а кроме того, с 1992 года стал музыкальным директором Берлинской государственной оперы. С 2006 года — приглашённый руководитель оркестра миланского театра «Ла Скала», с 2011 года — главный дирижёр и музыкальный руководитель этого театра.

Баренбойм имеет гражданства Аргентины и Израиля, а также почётные гражданства Палестины и Испании; живёт в Берлине.

Личная жизнь

В 1967 году женой Баренбойма стала Жаклин дю Пре. Карьера дю Пре из-за болезни закончилась уже в 1973 году (в 1987 году она умерла).

С начала 1980-х спутницей Баренбойма стала пианистка Елена Башкирова (дочь Дмитрия Башкирова). [2] Они оформили брак в 1988 году, у них двое детей (младший — Михаэль Баренбойм — концертирующий скрипач).

Творческая деятельность

пианист даниэль баренбойм биография. Смотреть фото пианист даниэль баренбойм биография. Смотреть картинку пианист даниэль баренбойм биография. Картинка про пианист даниэль баренбойм биография. Фото пианист даниэль баренбойм биография

пианист даниэль баренбойм биография. Смотреть фото пианист даниэль баренбойм биография. Смотреть картинку пианист даниэль баренбойм биография. Картинка про пианист даниэль баренбойм биография. Фото пианист даниэль баренбойм биография

Как пианист дебютировал в 1952 году в Вене и Риме. Выступал в ансамбле со скрипачом Адольфом Бушем, пианистом Артуром Рубинштейном, играл с такими дирижёрами, как Вильгельм Фуртвенглер и Отто Клемперер. Первые записи Баренбойма относятся к 1954 году. В 1955 году он изучал композицию в Париже у Нади Буланже. В 1965 году стал руководителем Английского камерного оркестра и записал с ним как пианист и дирижёр все концерты Моцарта.

В период, когда его женой была Жаклин дю Пре, Баренбойм совместно с ней, со скрипачами Пинхасом Цукерманом и Ицхаком Перлманом, а также Исааком Стерном и Зубином Метой, исполнял и записывал исключительно камерную музыку, больше всего — Бетховена, а также Шуберта.

В Севилье Даниэль Баренбойм вместе с Эдвардом Саидом создал оркестр «Западно-восточный диван», состоящий из молодых арабских и еврейских музыкантов. В соавторстве с Саидом написал книгу «Параллели и парадоксы» (2002).

Музыкальный репертуар

В репертуар Баренбойма-пианиста входят композиторы от Баха до Булеза и Дютийё.

Начиная с 1973 года, когда он дебютировал в Эдинбурге моцартовским «Дон Жуаном», Баренбойм выступает также как оперный дирижёр, в 1981—1983 и 1986—1999 годах он был дирижёром Байройтского фестиваля. Кроме того, как аккомпаниатор, он записал вместе с Дитрихом Фишером-Дискау песни Моцарта, Брамса, Листа и Хуго Вольфа.

Признание

Творчество Баренбойма получило широкое признание публики. Он — почётный доктор нескольких университетов мира, обладатель ряда премий и государственных наград:

Баренбойм — шестикратный лауреат премии «Грэмми» [3] (1976, 1991, 2002 — как дирижёр; 1990, 1994, 2001 — как пианист).

В 2004 году он получил в Израиле премию Вольфа, которая присуждается учёным и художникам «за достижения в интересах человечества и деле мира между народами», в 2007 году ему вручена Императорская Премия.

Был почётным знаменосцем олимпийского флага на открытии Олимпийских игр 2012 года в Лондоне.

Источник

Пианист даниэль баренбойм биография

пианист даниэль баренбойм биография. Смотреть фото пианист даниэль баренбойм биография. Смотреть картинку пианист даниэль баренбойм биография. Картинка про пианист даниэль баренбойм биография. Фото пианист даниэль баренбойм биография

Сейчас нередко бывает, что известный инструменталист или певец, стремясь расширить свой диапазон, обращается к дирижированию, делает его своей второй профессией. Но случаев, когда музыкант с молодых лет проявляет себя одновременно в нескольких сферах, немного. Одно из исключений — Даниель Баренбойм. «Когда я выступаю как пианист,- говорит он,- то стремлюсь видеть в рояле оркестр, а когда стою за пультом» оркестр кажется мне роялем«. И правда, трудно сказать, чему он в большей степени обязан своим стремительным взлетом и своей нынешней славой.

Естественно, фортепиано все-таки было раньше дирижирования. Родители, сами педагоги (выходцы из России), начала учить сына с пяти лет в родном Буэнос-Айресе, где он и появился впервые на эстраде в семилетнем возрасте. А в 1952 году Даниель уже выступил с оркестром Моцартеума в Зальцбурге, сыграв ре-минорный Концерт Баха. Мальчику повезло: его взял под опеку Эдвин Фишер, который и посоветовал ему заняться попутно дирижированием. С 1956 года музыкант жил в Лондоне, регулярно выступал там как пианист, совершил несколько гастрольных поездок, получил премии на конкурсах имени Д. Виотти и А. Казеллы в Италии. В этот период он брал уроки у Игоря Марковича, Йозефа Крипса и Нади Буланже, но единственным преподавателем по фортепиано для него так и остался на всю жизнь отец.

Уже в начале 60-х годов как-то незаметно, но очень быстро, начала подниматься звезда Баренбойма на музыкальном горизонте. Он много концертирует и как пианист и как дирижер, записывает несколько отличных пластинок, в числе которых наибольшее внимание привлекли, конечно, все пять, концертов и Фантазия для фортепиано, хора и оркестра Бетховена. Правда, главным образом потому, что за пультом стоял Отто Клемперер. Для молодого пианиста это была великая честь, и он сделал все, чтобы справиться с ответственной задачей. Но все же в этой записи личность Клемперера, его монументальные концепции доминируют; солист, как отмечал один из критиков, «сделал лишь пианистически чистое рукоделие». «Не совсем ясно, зачем Клемпереру в этой записи понадобился рояль»,— иронизировал другой рецензент.

Словом, молодой музыкант еще был далек от творческой зрелости. И тем не менее критики отдавали должное не только его блестящей технике, настоящему «перле», но и осмысленности и выразительности фразировки, значительности замыслов. Его интерпретация Моцарта своей серьезностью вызывала в памяти искусство Клары Хаскил, а мужественность игры заставила видеть в нем в перспективе отличного бетховениста. В тот период (январь — февраль 1965 года) Баренбойм совершил большую, продолжительностью почти в месяц, поездку по СССР, выступал в Москве, Ленинграде, Вильнюсе, Ялте и других городах. Он исполнял Третий и Пятый концерты Бетховена, Первый Брамса, крупные произведения Бетховена, Шумана, Шуберта, Брамса, миниатюры Шопена. Но случилось так, что эта поездка осталась практически незамеченной — тогда Баренбойма еще не окружал ореол славы.

Затем в пианистической карьере Баренбойма наступил некоторый спад. Несколько лет он почти не играл, отдавая большую часть времени дирижированию, возглавил Английский камерный оркестр. Последним он управлял не только за пультом, но и за инструментом, исполнив, среди других сочинений, почти все концерты Моцарта. С начала 70-х годов дирижирование и игра на рояле занимают примерно равное место в его деятельности. Он выступает за пультом лучших оркестров мира, некоторое время возглавляет Парижский симфонический оркестр и наряду с этим много работает как пианист. Сейчас он накопил огромный репертуар, включающий все концерты и сонаты Моцарта, Бетховена, Брамса, множество произведений Листа, Мендельсона, Шопена, Шумана. Добавим, что он был одним из первых зарубежных исполнителей Девятой сонаты Прокофьева, записал на пластинку скрипичный концерт Бетховена в авторском фортепианном переложении (сам дирижируя оркестром).

Баренбойм постоянно выступает как ансамблист с Фишером-Дискау, певицей Бейкер, несколько лет играл вместе со своей женой, виолончелисткой Жаклин Дюпре (ныне оставившей эстраду из-за болезни), а также в трио с ней и скрипачом П. Цуккерманом. Заметным событием концертной жизни Лондона стал данный им цикл исторических концертов «Шедевры фортепианной музыки» от Моцарта до Листа (сезон 1979/80 года). Все это вновь и вновь подтверждает высокую репутацию артиста. Но вместе с тем все-таки остается ощущение какой-то неудовлетворенности, неиспользованных возможностей. Он играет как хороший музыкант и превосходный пианист, мыслит «как дирижер за роялем», но его игре по-прежнему недостает полетности, убеждающей силы, необходимой большому солисту, конечно, если подходить к ней с той меркой, которую предполагает феноменальная одаренность этого музыканта. Кажется, что его талант и сегодня обещает любителям музыки больше, чем дает им, по крайней мере в области пианизма. Пожалуй, это предположение лишь подкрепилось новыми аргументами после недавних гастролей артиста в СССР как с сольными программами, так и во главе Парижского оркестра.

Источник

Даниэль Баренбойм

пианист даниэль баренбойм биография. Смотреть фото пианист даниэль баренбойм биография. Смотреть картинку пианист даниэль баренбойм биография. Картинка про пианист даниэль баренбойм биография. Фото пианист даниэль баренбойм биография

Пианист и дирижер Даниэль Баренбойм родился в 1942 году в Буэнос-Айресе в семье музыкантов-педагогов – эмигрантов-евреев из России. Среди учеников Энрике и Аиды Баренбойм немало известных пианистов: Лало Шифрин, Вячеслав Динерштейн, Луис Энрикес Бакалов, Эйран Каценеленбоген. Стали они наставниками и для своего сына Даниэля, уже в детстве проявившего выдающиеся способности. Юный музыкант впервые выступил перед публикой в семилетнем возрасте, а в 1952 г. дебютировал в Риме и Зальцбурге, где исполнил Концерт ре-минор Иоганна Себастьяна Баха с оркестром Моцартеума. На талантливого мальчика обратил внимание Эдвин Фишер. Он порекомендовал Даниэлю заниматься не только фортепианной игрой, но и дирижированием.

С 1952 года семья жила в Израиле. С Израильским филармоническим оркестром Даниэль Баренбойм выступил впервые в качестве дирижера, произошло это в Манчестере. Первую свою запись он осуществил в 1954 г., и тогда же начал обучаться искусству дирижирования, он посещал в Зальцбурге мастер-классы Игоря Маркевича. С 1956 года он жил в Лондоне, гастролировал и участвовал в пианистических конкурсах. Критики отмечают выразительность и осмысленность фразировки, серьезность интерпретаций, мужественность его игры. Впрочем, в начале 1960-х гг. критики еще отмечают некоторую исполнительскую незрелость. Например, относительно записи бетховенской Фантазии для фортепиано, хора и оркестра, осуществленной Отто Клемперером с участием Баренбойма, один критик иронизировал: «Непонятно, зачем Клемпереру понадобился рояль». И все же сотрудничество со знаменитым дирижером было большой честью для молодого музыканта, а мастерство свое он продолжает совершенствовать.

В 1960 гг. он выступает не только как пианист, но и как дирижер. Поначалу он все же был более востребован как пианист, но выступления с Берлинским и Лондонским филармоническими оркестрами становятся весьма серьезной заявкой и удостоились восторженных отзывов. В обоих случаях программа состояла в основном из произведений Людвига ван Бетховена.

На несколько лет музыкант почти полностью отдается дирижированию. Нет, он не испытывает желания оставить фортепиано, он по-прежнему любит свой инструмент. Он руководит Английским камерным оркестром. Исполняя с ним концерты Моцарта, он сам садится за инструмент. По словам музыканта, фортепиано он воспринимал как оркестр, когда же он дирижировал, оркестр представлялся ему роялем, на котором он играет.

Исполнительским коллективом, который он возглавил в дальнейшем, стал Парижский симфонический оркестр, за пульт которого Баренбойм встал в 1975 г. Это был весьма консервативный коллектив, и не всех его оркестрантов можно было назвать первоклассными музыкантами. За два года новый дирижер сумел добиться прекрасного, гармоничного звучания. Баренбойм значительно расширил репертуар оркестра, включив в него произведения Пьера Булеза и Витольда Лютославского, впервые исполнив во Франции Девятую симфонию Антона Брукнера.

Баренбойм-дирижер проявил себя и в опере. Еще в 1973 г. дебютировал он в Эдинбурге в качестве оперного дирижера спектаклем «Дон-Жуан». Впоследствии его успехи в качестве руководителя Парижского оркестра побудили президента Франсуа Миттерана (по совету Пьера Булеза) выбрать его будущим музыкальным руководителем строящегося театра Опера Бастилия. Правда, строился театр долго, его руководителем Баренбойм так и не стал, зато в течение 18 лет, начиная с 1981 г., выступал на Байройтском фестивале. Высшими достижениями дирижера в области вагнеровской оперы стали «Нюрнбергские мейстерзингеры» и «Тристан и Изольда».

Продолжает Баренбойм выступления и в качестве пианиста. В его пианистическом репертуаре – творения Ференца Листа, Роберта Шумана, Феликса Мендельсона-Бартольди, сонаты Людвига ван Бетховена и Вольфганга Амадея Моцарта. Одним из первых среди зарубежных пианистов он исполнил Девятую сонату Сергея Сергеевича Прокофьева.

В качестве пианиста Даниэль Баренбойм выступает не только сольно, но и в ансамблях. Например, он аккомпанировал известному немецкому певцу-баритону Дитриху Фишер-Дискау, они записывают вокальные произведения Шуберта, Листа, Моцарта, Вольфа. Аккомпанировал он и виолончелистке Жаклин Дюпре, на которой был женат, выступал в составе трио с нею и скрипачом Пинхасом Цуккерманом.

В 1991 г. дирижер возглавляет Чикагский симфонический оркестр, а позднее работает с Берлинской Штаатскапеллой. С этим оркестром связан поступок музыканта, который привлек всеобщее внимание и вызвал неоднозначную реакцию: гастролируя в Израиле, оркестр по его управлением исполнил увертюру к «Тристану и Изольде». Как известно, к музыке Вагнера питал особое пристрастие Гитлер, поэтому в Израиле много лет действовал негласный запрет на нее. Баренбойм первым решился его нарушить. Одни слушатели восторженно аплодировали, другие демонстративно покидали зал, третьи кричали: «Убирайся, фашист!», но дирижер знал, что он был прав – музыка не виновата ни в чем.

Еще одна заслуга Баренбойма – создание в Севилье оркестра «Западно-Восточный диван» совместно с Эдвардом Саидом. В нем играют молодые исполнители – арабы и евреи.

Источник

Даниэль Баренбойм
Daniel Barenboim
пианист даниэль баренбойм биография. Смотреть фото пианист даниэль баренбойм биография. Смотреть картинку пианист даниэль баренбойм биография. Картинка про пианист даниэль баренбойм биография. Фото пианист даниэль баренбойм биография
Основная информация
Дата рождения
ГражданствоАргентинская, израильская, палестинская, испанская
ЗанятиеПианист и дирижер
Супруг (а)

СОДЕРЖАНИЕ

биография

пианист даниэль баренбойм биография. Смотреть фото пианист даниэль баренбойм биография. Смотреть картинку пианист даниэль баренбойм биография. Картинка про пианист даниэль баренбойм биография. Фото пианист даниэль баренбойм биография

Гражданство

Баренбойм имеет гражданство Аргентины, Израиля, Палестины и Испании и был первым человеком, получившим одновременно палестинское и израильское гражданство. Он живет в Берлине.

Карьера

пианист даниэль баренбойм биография. Смотреть фото пианист даниэль баренбойм биография. Смотреть картинку пианист даниэль баренбойм биография. Картинка про пианист даниэль баренбойм биография. Фото пианист даниэль баренбойм биография

пианист даниэль баренбойм биография. Смотреть фото пианист даниэль баренбойм биография. Смотреть картинку пианист даниэль баренбойм биография. Картинка про пианист даниэль баренбойм биография. Фото пианист даниэль баренбойм биография

В 2009 годе Баренбойм проводившего концерт в Вене Нового года в Венской филармонии впервые. В своем новогоднем послании он выразил надежду, что 2009 год станет годом мира и справедливости на Ближнем Востоке. Он вернулся, чтобы провести Венский новогодний концерт 2014 года, и он планирует провести Венский новогодний концерт 2022 года.

В 2015 году Баренбойм представил новый концертный рояль. Разработанное Крисом Мэйном при поддержке Steinway & Sons, пианино оснащено прямыми параллельными струнами вместо обычных перекрещенных по диагонали струн, как у современных Steinway.

Музыкальный стиль

Записи

Баренбойм продолжал исполнять и записывать камерную музыку, иногда с членами оркестров, которыми он руководил. Некоторые примеры включают квартет для Конца Времени по Мессиана с членами Оркестром Парижа во время своего пребывания там, Рихарда Штрауса с членами Чикагского симфонического оркестра, и Моцарта для кларнета Трио с членами Берлинской капеллы.

Дирижирование Вагнера в Израиле

Этот неформальный запрет продолжался, когда Израиль был основан в 1948 году, но время от времени предпринимались безуспешные попытки положить конец этому запрету. В 1974 и 1981 годах Зубин Мета планировал (но не стал) руководить Израильским филармоническим оркестром в произведениях Вагнера. В последнем случае в аудитории разгорелись кулачные бои.

Баренбойм расценил выступление Вагнера на концерте 7 июля как политическое заявление. Он сказал, что решил нарушить запрет на Вагнера после пресс-конференции, которую он провел на прошлой неделе, прерванной звонком мобильного телефона на мелодию Вагнера » Поездка валькирий «. «Я подумал, если его можно услышать на телефонном звонке, почему его нельзя сыграть в концертном зале?» он сказал.

Он также сказал, что

После Шестидневной войны израильские политики неоднократно устанавливали связь между европейским антисемитизмом и тем фактом, что палестинцы не принимают основания Государства Израиль. Но это же абсурд! В первую очередь палестинцы не были антисемитами. Они просто не приняли своего исключения. Но европейский антисемитизм уходит корнями гораздо дальше, чем раздел Палестины и создание Израиля в 1948 году.

Отвечая на вопрос интервьюера, он сказал, что дирижировал Вагнером с оркестром West-Eastern Divan Orchestra, потому что «музыканты хотели этого. Я сказал: Конечно, но мы должны об этом поговорить. Это непростое решение». Когда интервьюер спросил, исходила ли инициатива от арабских музыкантов в оркестре, он ответил: «Напротив. Это были израильтяне. Израильские духовые».

На протяжении многих лет наблюдатели за Вагнеровской битвой высказывались по обе стороны этого вопроса.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *