phaser эффект что это
Фейзер (Phaser).
В этой статье рассмотрим фейзер (Phaser): что из себя представляет этот эффект, как работает, устройство, основные параметры, что такое стереофейзер, рассмотрим применение его в проектах и примеры аналоговых и цифровых устройств.
Фейзер
Phaser (фейзер) относят к эффектам, основанным на задержке сигнала. Так как в нём используется линия задержки с модуляцией. Но задержка в фейзере очень маленькая, которая сопоставима с периодом звукового колебания. Поэтому говорят не о задержке копий звукового сигнала во времени, а о разности фаз.
Таким образом, Phaser (фейзер) представляет из себя звуковой эффект, который изменяет фазу выходного сигнала по отношению ко входному. Изменения происходят циклически и модулируются в диапазоне не менее ± 60°. Именно поэтому фейзер называют фазовращателем.
В данном случае происходит периодическое изменение фазы звукового колебания. Следовательно, это вибрато фазовое.
Суть эффекта
Белый шум, обработанный фейзером
Фейзер обрабатывает сигнал фильтрами (цепочкой фазовращателей, обычно 6-12 штук), которые создают в частотном спектре сигнала серии подъёмов и спадов, управляемые (LFO) генератором низкочастотного сигнала. При этом каждый из фазовращателей использует своё, отличное от другого, время задержки, что также обогащает спектр.
Все пики и провалы не статичны и варьируются в течении времени, что и создаёт (особенно в стерео) своеобразное звучание, круговой (sweeping) эффект.
В итоге звук приобретает переливчатость, неопределённость, с точки зрения его расположения в фонограмме, вроде бы это похоже на амплитудное вибрато, но без изменения громкости, вроде бы высотное вибрато, но без ощущения pitch и т. п.
Поэкспериментируйте и определите свои ощущения от обработки звука этим эффектом.
Как работает Фейзер
После происходит объёдинение исходного и обработанного сигналов. Учитывая, что оба сигнала по отношению к друг другу находятся в противофазе, начинается взаимоуничтожение, которое приводит к изменению спектра сигнала (пики и провалы). Ручкой balance, mix — происходит регулировка глубины эффекта. Максимальная глубина достигается уже при отношении 50 %.
Устройство
Стандартный фейзер использует цепочку фазовращателей. В которых у сигнала изменяется только фаза. Слух человека не сильно к ней чувствителен, но при складывание исходного и обработанного сигнала изменения в звуке становятся заметными.
Структура фейзера изображена ниже:
От количества фильтров зависит сколько будет подъёмов и спадов в спектре. Считается это по формуле n / 2. Например, 12- каскадный фейзер даст 6 пиков. (12/2= 6).
Как и во всех устройствах, основанных на задержки сигнала, в фейзере применяется feedback (обратная связь), которая усиливает данный эффект. Основная разница в том, что максимумы с feedback четче и острее. Это изменения влияют на характер звучания.
Стереофейзер
Представляет собой два идентичных фейзера с различным фазовым сдвигом на 90°.
Параметры Фейзера
Наиболее распространённые параметры в плагинах следующие:
Применение
Примеры устройств
Фейзеры бывают аналоговые и цифровые (в железе и VST).
Вот несколько примеров примочек:
Подписывайтесь на RSS блога и следите за новыми статьями.
Фэйзер
Также фэйзер часто называют фазовым вибрато.
Содержание
Принцип работы [ править ]
Электронный эффект «фэйзер» создаётся путём разделения аудиосигнала на два потока. Один поток пропускается через фазовый фильтр с нелинейной фазой, который сохраняет амплитуду и частоту исходного сигнала, изменяя только фазу сигнала на определённой частоте. Величина изменения фазы зависит от частоты. При смешивании обработанного и исходного сигналов частоты, которые находятся в противофазе, взаимоуничтожаются, создавая характерные для фазовращателя впадины в частотном спектре. Изменение соотношения обработанного сигнала с необработанным изменяет глубину впадин; причём максимально глубокие впадины возникают, если соотношение составляет 50%.
Определение «Phaser», как правило, исключает такие устройства, где присутствует раздел задержки сигнала, такие устройства называются флэнжер. Использование задержки создаёт неограниченные серии равноотстоящих (в гармоническом ряде) пиков и впадин в спектре. Также возможно использование каскада задержек с фазовым фильтром (all-pass), это сочетает в себе неограниченное количество пиков и впадин флэнжера с неравномерным (не гармоничным) расположением фэйзера.
Устройство [ править ]
Типичные электронные фэйзеры используют ряд различных фазовых фильтров (all-pass блоков), которые изменяют фазы различных частотных составляющих сигнала. Все частоты проходят через эти блоки на одинаковой громкости, изменяются только фазы сигнала. Человеческий слух не очень чувствителен к разности фаз, однако изменение фазы становится заметным при складывании обработанного и не обработанного сигналов, в результате чего создаются впадины в спектре. Упрощенная структура фэйзера для моно сигнала приведена ниже:
Количество фазовых (all-pass) фильтров обычно называется этапами (pole, stage), их количество варьируется в зависимости от различных моделей, некоторые аналоговые фэйзеры имеют 4, 6, 8 или 12 этапов. Цифровые фэйзеры могут предложить до 32х или даже большее количество этапов. Этот параметр определяет количество впадин/пиков в спектре звука, влияющих на общий характер звучания. Фэйзер с количеством этапов «N» как правило производит «N/2» впадин в спектре, так что фэйзер с четырьмя этапами будет иметь две впадины.
Кроме того, для более интенсивного эффекта, выходной сигнал может быть подан обратно на вход (обратная связь), создавая эффект резонансных частот, что подчеркивает пики между впадинами. Это включает подачу выхода фазовых (all-pass) фильтров цепи обратно на вход, как показано ниже:
Phaser (эффект)
Фазер представляет собой электронный процессор звука используется для фильтрации сигнала, создавая серию пиков и впадин в частотном спектре. Положение пиков и впадин затрагиваемой формы волны обычно модулируется внутренним низкочастотным генератором, так что они меняются во времени, создавая эффект качания.
Фейзеры часто используются для придания «синтезированного» или электронного эффекта естественным звукам, таким как человеческая речь. Голос C-3PO из « Звездных войн» был создан путем обработки голоса актера фазером.
СОДЕРЖАНИЕ
Процесс [ править ]
Структура [ править ]
Традиционные электронные фазовращатели используют серию переменных цепей с фазовым сдвигом на всех проходах, которые изменяют фазы различных частотных компонентов в сигнале. Эти сети передают все частоты с одинаковой громкостью, внося в сигнал только изменение фазы. Человеческие уши не очень чувствительны к разности фаз, но это создает слышимые помехи при смешивании с сухим (необработанным) сигналом, создавая зазубрины. Упрощенная структура монофазера показана ниже:
Количество полнопроходных фильтров (обычно называемых ступенями ) варьируется в зависимости от модели, некоторые аналоговые фазовращатели предлагают 4, 6, 8 или 12 ступеней. Цифровые фазовращатели могут предлагать до 32 и даже больше. Это определяет количество зазубрин / пиков в звуке, влияющее на общий характер звука. Фейзер с n ступенями обычно имеет n / 2 метки в спектре, поэтому четырехступенчатый фазер будет иметь две метки.
Кроме того, выходной сигнал может подаваться обратно на вход для более интенсивного эффекта, создавая резонансный эффект за счет выделения частот между отметками. Это включает подачу выходного сигнала цепочки универсального фильтра обратно на вход, как показано здесь:
Показана частотная характеристика 8-каскадного фазера с обратной связью или без нее. Обратите внимание, что пики между метками более резкие, когда есть обратная связь, что дает отчетливый звук.
Использование [ править ]
В кино или на телевидении эффект, создаваемый фазером, часто используется для обозначения того, что звук генерируется синтетически, например, при превращении естественного человеческого голоса в голос компьютера или робота. Этот метод работает, потому что частотная фильтрация производит звук, обычно связанный с механическими источниками, которые генерируют только определенные частоты, а не естественными источниками, которые создают диапазон частот. Вокодер и кольцевая модуляция также используются для создания синтетических эффектов.
Подобные эффекты [ править ]
Гид по эффектам: что такое фэйзер
Разбираемся, как слегка изменённая фаза сигнала положительно влияет на звук.
Середина XX века стала временем активного исследования гитарного звука и поиска новых звуковых возможностей. Чистый и незамутнённый звук гитары казался музыкантам чем-то обыденным и скучным — гитаристы всеми силами искали новые способы звучать иначе. Постоянные эксперименты привели к появлению совершенно новых обработок, созданных на основе реверберации и дилэя. Одним из новых эффектов стал фэйзер, чья нестандартная суть быстро заинтересовала гитаристов по всему миру. Из этого текста вы узнаете, что такое фэйзер, как работает этот эффект и как им пользоваться.
Что такое фэйзер?
Фэйзер — один из первых гитарных эффектов в музыкальной индустрии, появившийся в 1950-1960-х годах. Своим появлением фэйзер обязан жажде музыкантов сымитировать звук вращающихся органных динамиков с его интересным движущимся эффектом. Тем не менее на простой имитации дело не закончилось — продолжив эксперименты гитаристы обнаружили, что с помощью фэйзера можно придать гитаре характерный мягкий, пульсирующий и немного странный звук.
В основе эффекта лежит разделение сигнала на две части. Одна часть остаётся нетронутой, сохраняя все особенности исходного сигнала, вторая — обрабатывается фазовым фильтром. Фильтр изменяет фазу сигнала, но при этом не меняет его частоту. Когда две части сигнала сливаются воедино, находящиеся в противофазе частоты поглощаются друг другом, что создаёт характерное ощущение движения и провалы в спектре звука.
Фэйзер часто используют для создания роботизированной электронной речи и преобразования естественных реальных сигналов в ненатуральные синтезированные звуки. На телевидении и в кинематографе эффект используют для превращения голоса человека в голос компьютера или робота. К примеру, голос C-3PO из «Звёздных войн» и роботизированная речь в творчестве Kraftwerk созданы с помощью обработки человеческой речи фэйзером. Причина популярности эффекта при озвучивании роботов и компьютеров проста — создаваемый фэйзером спектр звука слишком нетипичен для естественных природных сигналов.
Как работает фэйзер?
Если посмотреть на спектр обработанного эффектом сигнала, то станет понятно не только что такое фэйзер, но и как он работает. При использовании эффекта в спектре появляются важные точки:
Представим, что мы работаем с неким звуковым сигналом, который проходит через фэйзер. Синяя и красная линии на спектре — две части сигнала, создающиеся фэйзером, жёлтая — итоговый совмещённый сигнал.
Два сигнала в фазе
Все сигналы в фазе
Если не использовать фэйзер для одной из частей, то оба сигнала не изменятся и останутся в фазе. При совмещении двух частей выходной сигнал будет точно таким же, как и до разделения. Вершины и впадины никак не повлияют друг на друга — исходный сигнал останется исходным.
Противофаза
Сигналы в противофазе.
Если части сигнала окажутся в противофазе (будут полностью противоположны друг другу), то впадины первой части поглотят вершины второй, а вершины второй части съедят впадины первой. Полное поглощение всех пиков приведёт к тому, что итоговый сигнал будет равен нулю — вместо звука мы получим тишину.
Расхождение фазы
Сигналы слегка расходятся по фазе
Если два сигнала разойдутся по фазе, но не будут полными противоположностями друг другу, то при наложении вершины и впадины сольются воедино. Выходной сигнал при этом окажется где-то между максимумом и минимумом обоих частей сигнала.
Графики не должны обманывать — фэйзер не влияет на общую громкость звука. Для простоты понимания эффект стоит воспринимать как многополосный эквалайзер, дающий эдакий волнистый звук. Фэйзер попросту делит сигнал на две равные по громкости части, может усиливать отдельные частоты на спектре, но общий характер и объём сигнала остаются неизменными.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
Внутри педалей фэйзера обычно устанавливается низкочастотный генератор, связанный с регулятором Speed. С его помощью гитарист может выбрать скорость поглощения и усиления частот.
На практике поглощения вершин впадинами не бывают статичными. Человеческий слух не способен точно определить пропажу частот в сигнале при прослушивании, но может заметить изменение частот. Такие изменения мозг воспринимает как своего рода «волнение», движение в звуковом спектре — нам кажется, будто сигнал постоянно колеблется и вибрирует. Чем активнее поглощаются вершины и впадины, тем более быстрым кажутся колебания.
Такое поведение сигнала образует эффект удаляющегося, а затем возвращающегося к вам звука. Для большей наглядности и лучшего понимания, что такое фэйзер и как он работает, послушайте аудиопримеры ниже. В первом случае мы слышим чистый исходный сигнал, во втором — звук с глубиной фэйзера в районе 0,5 Гц, в третьем — звук с глубиной фэйзера 6 Гц.
Фэйзер и фленджер
Многие музыканты и гитаристы ошибочно думают, что фэйзер и фленджер — один и тот же эффект. Фленджер изменяет не фазу, а время появления сигнала в определённом диапазоне (обычно от 2 до 25 мс). Как и в случае с фэйзером, внутри фленджера сигнал разбивается на две части: исходную и задержанную по времени. После задержки сигнал подаётся обратно в цепь, что создаёт гармоническую обратную связь
Запомните: фэйзер и фленджер — разные эффекты.
Настройки эффекта фэйзера
Современные эффекты фэйзера оснащаются большим количеством настроек, позволяющих очень точно настроить поведение сигнала. Среди элементов управления гитаристам обычно доступны следующие параметры:
Набор параметров во многом зависит от каждой конкретной педали: одни модели оснащаются практически всеми перечисленными параметрами, другие — только некоторыми. Такие педали как MXR Phase 90 вообще оснащаются только регулятором скорости эффекта, а модели наподобие EarthQuaker Grand Orbiter V3 получают дополнительные элементы управления (например, Sweep Frequency, отвечающий за забор частот низкочастотным фильтром).
ПОПУЛЯРНЫЕ ФЭЙЗЕРЫ
Как музыканты используют фэйзер
Фэйзер — прекрасный инструмент для улучшения и обогащения чистых сигналов инструментов. Эффект придаёт звуку дополнительную плотность и объёмность. Фэйзер любим среди рок-музыкантов и гитаристов и используется в моменты, когда дисторшн неуместен, а чистая гитара должна сохранить мощь и силу звука. Короткие мелодии, отдельные гармонические линии, медленные переборы, единичные пространственные или акцентные звуки — всё это территория фэйзера.
Эффект фэйзера нашёл активное применение во всех стилях музыки, особенно в роке и метале. Чаще всего его добавляют к высокомощному сигналу во время исполнения соло. Одними из самых активных пользователей эффекта можно назвать гитариста Queen Брайана Мэя, Эдди Ван Халена и Алекса Лайфсона из Rush.
Queen — Sheer Heart Attack
Соло Эдди Ван Халена
Rush — The Spirit of Radio
В зависимости от настроек, фэйзер по-разному меняет исходный сигнал электрогитары — меняется не только характер самого сигнала, но и степень его «подвижности». Предугадать получившийся сигнал довольно сложно из-за разницы параметров и их влияния на сигнал. Тем не менее, если говорить о типовых параметрах фэйзера, существуют рецепты, позволяющие получить сигнал определённого типа.
Плотный ритмический слой
Rate — 60%
Depth — 60%
Resonance/Feedback — 80%
Эффект пульсации
Rate — 80%
Depth — 20%
Resonance/Feedback — 40%
Аккуратная модуляция
Rate — 10-20%
Depth — 20%
Resonance/Feedback — 30%
Если разделить применение эффекта на несколько типовых сценариев, то фэйзер применяется:
Наслоение мелодий
Сами по себе многие необработанные или чистые сигналы обладают довольно тонким и слабым звучанием. Использование фэйзера придаёт сигналу дополнительную плотность без перегрузки или сатурации. Эффект добавляет основному сигналу дополнительный слой поддержки, который может кардинально менять общий характер звука. Быстрая скорость работы заставит сигнал нервно вибрировать и образует дополнительное напряжение в повествовании, медленная скорость сделает звук неспешно подвижным, придав ему динамики.
Наслоение аккордов
Точно так же можно наслаивать друг на друга и аккорды. В такие моменты важно настроить фэйзер на низкие значения всех параметров, чтобы избежать пульсации и превращения аккордов в кашу. Удерживая глубину и частоту на низких значениях можно добиться более интересного звучания с характерным эффектом эдакого завихрения. Так в общем сигнале появится мягкий дополнительный слой звука, который улучшит общую картину.
Уплотнение соло
Фэйзер плохо сочетается с мощным дисторшном и игрой суровых ритм-партий, но прекрасно работает с лёгким овердрайвом. Одним из частых сценариев применения фэйзера является его подключение к цепочке эффектов при исполнении соло или лид-партий (гитарных или клавишных). Чтобы уплотнить звучание, эффект нужно настроить на медленную пульсацию. Большая скорость эффекта превратит партию в месиво, поэтому малый темп вибрации сохранит читаемость звуков и придаст им большую плотность.
Заключение
Фэйзер как эффект довольно прост, но при этом его влияние на звук довольно велико — удивительно, как лёгкое смещение фазы изменяет общее восприятие сигнала. Эффект вряд ли можно назвать незаменимым помощником каждого музыканта или гитариста, но зачастую именно фэйзер становится тем самым секретным ингредиентом и последним важным штрихом, придающим звуку незабываемый характер.
Другие материалы гида по эффектам
Что такое фейзер?
Фейзер – эффект использования фазовых фильтров при обработке сигнала, с помощью которых в спектре вырезаются определенные частоты, определяемые генератором низкочастотного сигнала (LFO).
Принцип действия эффекта следующий. На вход подается аудио сигнал, который разделяется на две одинаковые составляющие. Одна из них поступает на выход без обработки, а вторая направляется на линию фазовых фильтров, которые смещают фазу определенных частот сигнала на противоположную.
В конце обработки две составляющие (обработанная и необработанная) складываются вместе, в результате чего частоты, обработанные фазовыми фильтрами вырезаются за счет компенсации фаз (фаза – противофаза). В итоге мы получаем сигнал с «ямами» в частотной характеристике. Но это еще не все. На параметр частоты обработки фильтров (частоты на которой фаза заменяется на противофазу) действует LFO, что способствует постоянному изменению положения «ям» на АЧХ. Они как бы плавают по спектру. Таким образом получается следующий эффект.
Обычно подобные приборы оснащены обратной связью.
Обрабатываемая часть сигнал с выхода фильтров поступает снова на их вход, что способствует большей интенсивности обработки. Это проявляется в четком выделении пиков спектра.
Давайте рассмотрим параметры фейзера на примере плагина Fruity Phaser.
Этот плагин является встроенным эффектом программы FL Studio.
sweep freq. – частота развертки. Этот параметр устанавливает частоту низкочастотного генератора (LFO).
min. depth и max. depth – глубина эффекта, диапазон действия фейзера.
freq. range – ранжирование частоты развертки:
small – частота LFO регулируется параметром sweep freq. в пределах от 0 до 2 Гц;
large – частота LFO регулируется параметром sweep freq. в пределах от 0 до 10 Гц;
stereo – расширение стерео. При значении 0.000000 сигналы обеих каналов (левого и правого) будут звучать синхронно. В случае установки регулятора в позицию 1.000000 правый канал будет звучать в противоположной фазе от левого. Если левый канал достигает максимума, то правый – минимума.
nr. stages – количество этапов (фазовых фильтров). Этот параметр влияет на количество «ям» в АЧХ. Их число в два раза меньше числа фильтров. Fruity Phaser позволяет настраивать этот параметр от 3 до 23.
feedback – обратная связь (часть сигнала, обрабатывающаяся повторно);
dry-wet – смешивание обработанного и необработанного сигнала;
out gain – усиление выходного сигнала.
Фейзер используется для придания естественным звукам более синтезированный характер, а также может применятся для создания различных переходов.