пезешкиан н психотерапия повседневной жизни тренинг разрешения конфликтов
Книги по позитивной психотерапии
Другие материалы и техники позитивной психотерапии смотрите здесь:
1. Пезешкиан Н. Торговец и попугай. Восточные истории и психотерапия.
2. Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни. Тренинг в воспитании партнерства и самопомощи.
3. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как психотерапевт.
4. Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия.
5. Пезешкиан Н. Мне ясно как справиться с диабетом.
6. Пезешкиан Н. 33 и одна форма партнерства.
7. Пезешкиан Н. Тренинг разрешения конфликтов.
Статьи Н. Пезешкиана:
— Результаты исследований о смерти и страхе смерти
— Из терапевтической практики Н. Пезешкиана
8. Пезешкиан Х. Введение в позитивную психологию и психотерапию.
9. Пезешкиан Х. Позитивная психотерапия как транскультурный подход в Российской психотерапии. Диссертация. В виде научного доклада на соискание ученой степени доктора мед. наук.
Пезешкиан Носсрат. Книги онлайн
Носсрат Пезешкиан (Nossrat Peseschkian, 18 июня 1933, Кашан (Иран) — 27 апреля 2010, Висбаден, Германия) — немецкий невролог, психиатр и психотерапевт иранского происхождения. Основатель позитивной психотерапии.
Родился и вырос в Иране. «Пезешк» на языке фарси значит врач. В 1954 году переехал в Германию, изучал медицину в университетах Фрайбурга, Майнца и Франкфурта-на-Майне. После написания диссертации проходил последипломную подготовку в области психотерапии в Германии, Швейцарии, Австрии и США. В 1968 он открыл практику и дневной стационар в Висбадене. В то же время развивал новый метод, который получил название «позитивная психотерапия».
В 1971 году основал Висбаденский институт обучения психотерапии и семейной терапии, позже — Висбаденскую академию психотерапии. В 1977 была создана Немецкая ассоциация позитивной психотерапии, а в 1996 — Международный центр позитивной психотерапии (с 2008 года Всемирная ассоциация позитивной психотерапии). Был доцентом Академии усовершенствования врачей Медицинской ассоциации Гессена в Западной Германии. Он был почетным профессором Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института им. В. М. Бехтерева. В 1996 году награждён орденом «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия».
Доктор Пезешкиан провел семинары, симпозиумы, общественные лекции и интервью с прессой, телевидением, радио более чем в 60 странах, опубликовал 26 книг. Сегодня существует около 40 центров позитивной психотерапии по всему миру.
Был женат, имеет двоих детей и четырех внуков. Его жена — семейный психотерапевт, сыновья Хамид и Навид Пезешкианы работают в сфере психотерапии и психиатрии.
Книги (5)
Доктор Пезешкиан проводил семинары, симпозиумы и лекции более чем в 6о странах, опубликовал 26 книг, переведенных на 23 разных языка, приблизительно около 250 его статей были напечатаны в научных журналах, оказывал консультации медицинским ассоциациям, университетам и деловым лидерам на международном уровне.
По всему миру на данное время существует более 40 центров позитивной психотерапии.
Носсрат Пезешкиан является Почетным членом Российской ассоциации психотерапии, получил награды в Боливии, Иране, Приморском крае России, Женеве и других странах.
Книга известного немецкого психотерапевта, основателя позитивной психотерапии, посвящена анализу причин и особенностей конфликтов, возникающих в межличностном общении, и путей их разрешения. Книга предназначена для психологов, психотерапевтов, педагогов, родителей и всех тех, кого интересуют проблемы общения и взаимопонимания.
Известный немецкий психотерапевт Носсрат Пезешкиан в данной книге рассматривает основные формы партнерских отношений, которые можно использовать как зеркало, чтобы яснее увидеть собственное поведение. Если 33 формы партнерских отношений представляют собой фотоснимок того, что есть в реальности, то одна форма дает простор для достижения желаемого, для того индивидуального, что должно получиться.
Каждая из 33 форм партнерства иллюстрируется яркими историями и примерами из собственной практики автора, анализируются различные факторы, оказывающие воздействие на данную форму партнерства. В заключение автор предлагает эскиз своей модели партнерства.
Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства.
Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства.
Книга предлагает читателю техники, которые помогают найти собственную стратегию поведения. В противоположность советам истории и притчи не налагают на человека обязательств, а дают возможность взглянуть на ситуацию с другой точки зрения.
Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства.
Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни: тренинг разрешения конфликтов.
сообщения пациентов переданы почти дословно.
И наконец, я благодарю мою жену Мание и моих сыновей Хамида и Навида за их помощь в работе над книгой.
Н. Пезешкиан Висбаден, 1974-1975
ПРЕДИСЛОВИЕ
Восток и Запад в данной книге представлены читателю в своем неразрывном единстве, так что каждый может составить достаточно полное представление о здоровье и расстройствах душевной жизни и поведения человека. Автору удалось не только представить анализ современных общественных отношений и связанных с ними установок к воспитанию, но и убедительно описать действующие во все времена «первичные» и «вторичные» способности психики. Автор черпает опыт из своего восточного происхождения и своей психотерапевтической практики. Он не ограничивается простым изложением примера, а всегда умело делает из него полезные для любого человека выводы и встраивает их в свою четкую систему. Особенно ординальны высказывания, посредством которых автор описывает нарушения в развитии детей и неправильные позиции воспитателей, например, неправильные действия родителей в целях наказания ребенка: «Ребенок с малых лет должен учиться быть послушным», «Наказание необходимо», «Нужно силой сломить упрямство у ребенка». Ярки и те высказывания, когда он описывает, как напряженные отношения между родителями переносятся на ребенка: «Ты — копия своего отца! Для него пунктуальность — тоже непонятное слово!» Автор пытается интегрировать веру в свою психотерапевтическую деятельность с собственной картиной мира и понять религии как выражение своего времени. Религия, которую исповедует автор, является в этом смысле, пожалуй, ступенью к дальнейшему развитию, к совершенству. Автор подчеркивает, что этот путь человек может пройти только с верой. Он показывает различие между первой важной составляющей религии, которая является духовной и трансцендентной, и второй, которая состоит из преходящих ценностей и норм. Если в какой-либо религии не признается принцип времени, то первостепенные и второстепенные явления легко
11
могут быть перепутаны друг с другом. Важно понять суть религии и не позволить сиюминутным мнениям вытеснить ее. Автор придает большое значение тому, чтобы и в психотерапии выявить эту религиозную суть. Также он делает попытку показать возможные недоразумения (заблуждения, недопонимания) в отношениях между родителями и ребенком. Родители часто хотят сделать из своих детей совсем не то, чем дети могут быть. Автор подчеркивает уникальность каждого человека и вытекающую из этого необходимость развивать то особенное, что есть в каждом человеке. Опираясь на восточные притчи, он описывает воспитание, равно как и психотерапию, как процесс, содержание которого — развитие способности к самопомощи и «расширению цели» в смысле как можно более полного раскрытия психических, соматических и социальных способностей.
Эта книга должна заинтересовать не только тех, кто профессионально связан с психотерапией. Она также окажется сокровищницей богатого психологического и педагогического опыта для родителей и воспитателей, для всех, кто посвящает себя педагогическим задачам.
Профессор, доктор медицины Раймонд Баттегай
Обращение к читателю
Эта книга ведет читателя к источнику, но испить из него должен он сам.
Термин «воспитание» обычно воспринимается как нечто само собой разумеющееся, в то время как «самопомощь» многим кажется не очень понятным словом.
Многие люди предполагают, что если у них возникнут проблемы или болезни, врач узнает об этом по их глазам и с абсолютной уверенностью пропишет им именно те таблетки, которые устранят все неприятности. Сталкиваясь с такими ожиданиями, психотерапия пытается создать эффективное лекарство против внутренних и внешних конфликтных ситуаций. «Сейчас у нас нет времени заниматься ребенком, позднее мы сходим с ним к психотерапевту»,— так говорила мать 5-летнего малыша, который страдал ночным недержанием мочи, заиканием и нарушениями поведения. Тем самым психотерапевту навязывают роль спасителя-чудотворца, роль, с которой он при всей своей добросовестности нередко не в состоянии справиться.
Встречаются и такие люди, которые не доверяют медикам:
«Моя мать лечилась у врачей и умерла. Я хочу еще немного пожить и поэтому предоставляю оптимистам ходить к врачу!» Это так называемые сами-себе-врачи, которые с подкупающей наивностью дают советы другим: «Мне это помогло, наверное, и вам, поможет». Если бы это только было возможно, они могли бы пойти на то, чтобы самостоятельно удалить себе аппендикс. Между двумя крайностями — пассивным ожиданием чуда и упрямым недоверием к искусству врачей — должна лежать область, в которой сочетались бы воля пациента к исцелению и его готовность выполнить совет специалиста.
13
Самопомощь должна служить руководством к действию. Поэтому в ее арсенале находятся лишь некоторые основополагающие методы, которые эффективны для относительно большого круга людей и проблем. Необходимо помнить, что каждая проблема в отношениях между партнерами неповторима, что нужно иметь в виду и при самопомощи. Этот практический подход не следует считать медицинским рецептом. Выражаясь фигурально, он должен показать, как уменьшить опасность, чтобы «ребенок не упал в колодец», и как ему помочь, если он в этот колодец все-таки упал.
Кого считать здоровым человеком?
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Метод «Позитивная психотерапия» Н.Пезешкиан
Статьи по психологии
МЕТОД «ПОЗИТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ» Н. ПЕЗЕШКИАН
Логинова Ольга, специалист по позитивной психологии
Логинова Ольга. Видео-презентация, июнь 2020
Позитивная психотерапия. Н. Пезешкиан
Позитивная терапия направлена на то, чтобы человек, используя свои внутренние ресурсы, смог решить свои проблемы, ставя перед собой новые цели.
Позитивная психотерапия применяется при разрешении семейных проблем.
Позитивная психотерапия основывается на трех основных принципах – надежды, баланса и консультирования. В работе используются: притчи, метафоры, истории, афоризмы, анекдоты. В настоящее время можно использовать в дополнении к этому методу Метафорические фотокарты в семейном консультировании.
В процессе консультирования выявляются и прорабатываются основные проблемы и внутренние конфликты клиента.
Базовый конфликт формируется в детстве клиента при взаимоотношении со своей семьей. Актуальный и базовый конфликты находятся в тесном взаимодействии.
Н. Пезешкиан утверждал, что возникновение конфликтов у клиента связано с постоянно повторяющимися нормами поведения, которые он назвал актуальными способностями.
Доктор медицинских наук Н.Пезешкиан сформировал список из 24 актуальных способностей : любовь, сексуальность, уверенность, сомнение, терпение, надежда, аккуратность, чистоплотность, пунктуальность и т.д. В свою очередь актуальные способности автор метода позитивной психотерапии разделил на первичные и вторичные актуальные способности. В каждой группе по 12 актуальных способностей.
Для преодоления межличностных конфликтов он предложил пятиступенчатую терапию :
1. Наблюдение/ дистанцирование;
3. Ситуативная поддержка;
5. Расширение системы целей.
На первой ступени (наблюдение/ дистанцирование) рассматриваются все факторы стрессов и конфликтов, которые проблематичны для клиента на данный момент времени. В случае необходимости для более полного понимания ситуации рассматриваются все значимые события, которые были у человека за последние пять-десять лет. Постоянный стресс зачастую приводит к депрессии. Идет анализ и проработка этих событий.
Для понимания поведения человека в настоящем обращаются к его прошлому опыту. Выясняют, какие отношения у клиента были с родителями и другими членами семьи. Какие отношения были между родителями, каким образом они выстраивали свои отношения с другими людьми, каковы жизненные ценности и убеждения родителей. Как они соотносятся с жизненными ценностями и убеждениями самого клиента. Так, например, мужчина или женщина, которые жили и воспитывались в раннем детстве в неполной семье, при всем своем желании иметь идеальную семью, повторяют жизненный опыт своих родителей, желая того или нет. Основной целью терапии становится выявление причины возникновения конфликтов и способы решения проблемы.
На третьей ступени (ситуативная поддержка) выясняется, каким образом клиент и его семья справлялась раньше с возникающими проблемами. Что способствовало разрешению конфликта. Какие внутренние или внешние ресурсы были использованы.
На четвертой ступени (вербализация) конкретизируются те конфликты, которые оставались невысказанными или неосознанными клиентом. Терапевт анализирует основной конфликт и совместно с клиентом вырабатывает новую стратегию поведения.
На пятой ступени (расширение системы целей) определяются новые цели, жизненные планы на ближайшее будущее. Здесь вырабатываются новые способы поведения для улучшения своей жизни. Терапевт помогает клиенту сформулировать конкретные шаги для достижения своей цели. Это могут быть планы на день, месяц, год, 5 лет, 10 лет. Но это не значит, что эти планы нельзя будет в дальнейшем корректировать. Клиенту дается принцип формирования жизненных целей. Формируются новые варианты решения проблем клиента. Все пять ступеней находятся в постоянном взаимодействии.
По Пезешкиану существует четыре реакции на конфликт: «бегство» в сферу «тело», «бегство» в сферу «деятельность или уход от деятельности», «бегство» в сферу «контакты или изоляция», «бегство» в сферу «фантазия».
Для лучшего понимания метода рекомендуется изучить книги Н.Пезешкиана, список которых представлен ниже. Достаточно полно о методе говорится в книге Пезешкиана «Психосоматика и позитивная психотерапия».
Рекомендуемая литература по позитивной психотерапии
Пезешкиан Н. Если ты хочешь иметь то, что никогда не имел, тогда сделай то, чего никогда не делал. – М.: Институт позитивной психотерапии, 2007. – 128 с.
Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт. – М.: Издательство Март, 1996. – 336 с.
Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия. – М.: Институт позитивной психотерапии, 2006. – 464 с.
Пезешкиан Н. Тренинг разрешения конфликтов. Психотерапия повседневной жизни. – М.: Институт позитивной психотерапии, 2006. – 296 с.
Пезешкиан Н.Тренинг семейных отношений. 33 и 1 форма партнерства. – М.: Институт позитивной психотерапии, 2008. – 288 с.
Пезешкиан Н. Торговец и попугай: восточные истории и психотерапия. – М.: Институт позитивной психотерапии, 2006. – 160 с.
Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни: тренинг разрешения конфликтов.
Ревнивая мать. Когда дети начинают отдаляться от родительского дома и становятся самостоятельными, мать этого типа начинает терять спокойствие. Она начинает казаться себе ненужной и упрекает детей в неблагодарности. Для того чтобы сохранить свою доминирующую позицию, она продолжает критиковать своих детей, когда они уже давно выросли. Она контролирует одежду, внешний вид, друзей и домашнее хозяйство своих детей.
Мать-подруга. Товарищ своих детей, полная противоположность «чужой матери». Она вникает в нужды детей, идентифицирует себя с ними и не может сказать им «нет». Воспитание она отодвигает «на потом».
Временная мать. Из-за профессиональной активности и других занятий матери воспитание детей оказывается запущенным. Временная мать пытается это компенсировать, когда вечером приходит домой. Она осыпает детей ласками и игрушками.
Как показывает наш опыт, все эти типы матерей, в свою очередь, являются результатом различных ситуаций ‘и стилей их собственного воспитания. Так, различные типы матерей можно соотнести с тремя формам и воспитания, а именно:
53
• воспитание с преувеличенным акцентированием вторичных способностей — тип ходячего книжного шкафа, чужая мать;
• наивно-первичное воспитание — типы профессиональной, кукольной матери, матери-жертвы, сверхосторожной матери;
• двойственное воспитание — временная мать, ревнивая мать, мать-подруга.
Различные типы отцов
Ангел терпения. Наивный отец отходит от проблем своих детей, однако заботится о них и проявляет эмоциональную близость.
Теоретик. Его сильная сторона — слова, дела — не для него. Он воспитывает в духе теории. На неповторимость личности ребенка он обращает мало внимания.
Упрямый отец. Его дети должны работать, а не играть. Он хочет, чтобы они чего-то достигли и имели успех. Его воспитание упорно настроено на достижения. Упрямый отец сам решает, что ребенок должен делать, чего он не должен делать, и не оставляет ребенку ни свободы, ни времени для занятий по его выбору.
Диктатор. Он воспитывает не детей, а солдат. Его строгая дисциплина требует беспрекословного послушания; он энергично претворяет в жизнь порядок, старательность и пунктуальность. Он часто в глубине души бывает добрым, но не умеет сочетать в воспитании строгость и мягкость. Отец-диктатор следит за тем, чтобы его приказам следовали точно, однако оставляет детям некоторую свободу действий.
Волшебник. Он предоставляет детям полную свободу и позволяет им все, если это удобно ему. Дети смотрят на него, как на товарища по играм, в то время как матери при такой позиции отца приходится очень страдать.
Суверенный. Он обращается с детьми, как со взрослыми. Он их не хвалит и не порицает. Он считает, что может воспитывать детей одним своим присутствием и что исполняет свой долг воспитателя, находясь при детях в роли «безмолвного слуги»,
Различные типы отцовства тоже могут быть сведены к трем формам воспитания мальчиков: преувеличенное акцентирование вторичных способностей — «теоретик», «диктатор», «упрямый отец»; наивно-первичное воспитание — «ангел терпения»; двойственное воспитание — «волшебник», «суверенный».
Пожалуй, большинство родителей имеют в прошлом двойственное воспитание, однако отцы в своей роли больше склонны к преувеличенному акцентированию вторичных способностей.
54
Переоценка первичных способностей больше характерна, на наш взгляд, для роли матери.
Типы родителей представляют по своей сути абстрактные обобщения общих признаков. Действительность намного разнообразнее. Здесь в меньшей степени можно встретить чистые формы, намного больше смешанных форм различных степеней важности.
Существенное отличие названных нами типичных позиций и стилей поведения от большинства из типологий, описанных в психологической литературе, состоит в том, что мы связываем психологические типы с условиями их возникновения. Физическая конституция и предрасположенность играют здесь второстепенную роль. Таким образом, каждая форма воспитания, каждая родительская роль не предопределены судьбой, а могут меняться в течение времени.
К описанным выше типам реагирования так же, как и к типам матерей и отцов, относится большинство людей, с которыми мы сталкиваемся в нашей психотерапевтической практике, занимаясь соответствующими расстройствами.
Формы воспитания и их следствия в категориях актуальных способностей можно определить следующим образом.
Наивно-первичный тип: преувеличенное акцентирование первичных способностей при недооценке вторичных способностей.
Вторичный тип: преувеличенное акцентирование вторичных способностей при недооценке первичных способностей
Двойственный тип: первичные и вторичные способности непоследовательно акцентируются одним или несколькими лицами, осуществляющими воспитание.
Глава II
АКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ. ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ СПОСОБНОСТИ
ЛЮБОПЫТНЫЕ И СЛОН
(по И. Руми, персидскому поэту)
«Гвоздем» программы должен был стать слон. Люди толпами шли, чтобы на него посмотреть. Но ночью, когда слона завели в темное помещение, любопытным было его никак не рассмотреть. Они пытались составить себе представление о нем, ощупывая его. Но при этом каждый мог ощупать лишь часть большого животного. Поэтому их описания так отличались одно от другого.
Один из посетителей, который трогал слона за ногу, говорил, что слон похож на большую колонну; второй, который дотрагивался до бивней слона, описывал животное, как острый предмет; третий, который брал слона за ухо, описал его, как веер; четвертый, который погладил слона по спине, утверждал, что слон прямой и плоский, как кушетка.
Каждый видит правильно, но не каждый видит целостно. Один хочет иметь послушного ребенка, второй — способного и бойкого, кто-то еще — нуждающегося в опоре. Одной женщине мужчина нравится потому, что он удачлив; другой — потому что он нежен и обходителен. Один мужчина в мечтах видит свою будущую жену хорошей хозяйкой, другой — деловой, самостоятельной женщиной. Все они пытаются представить будущего своего партнера и понять, каким он должен быть, но делают они это, исходя лишь из одной точки зрения, воспринимая человека как носителя немногочисленных качеств, вместо того чтобы видеть в нем личность в целом.
Многообразие актуальных способностей по-разному проявляется у каждого человека. Может оказаться неожиданным, если, помимо уже известных способностей, у партнера проявятся и другие качества, с которыми тоже придется считаться.
57
Актуальные способности в нашей профессиональной и личной жизни играют выдающуюся роль. На них основывается современная цивилизация. На них строится воспитание. На их основе складываются межличностные, в том числе партнерские, отношения. Примечательно, что почти каждый имеет с ними дело, но лишь немногие знают, что они означают. Даже в самых известных словарях и энциклопедиях к ним относятся пренебрежительно: они или вообще не упоминаются, или же получают совсем скупое толкование. Однако их недооценка или чрезмерное акцентирование, их генерализация на большие сферы жизни или их перенос на других людей нередко приводят к конфликтам в эмоциональной сфере или в поведении, иногда даже к психосоматическим расстройствам.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию: