петров водкин годы жизни

Кузьма Петров-Водкин

русский живописец-символист, график, теоретик искусства, педагог

Творческая судьба Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина складывалась счастливо. Превращение сына сапожника в знаменитого живописца, его стремительное перемещение из волжского захолустья в центры европейской культуры (Петербург, Москва, Мюнхен, Рим, Париж), его соседство с крупнейшими деятелями русского искусства в рафинированных столичных кругах – все это кажется фантастичным.

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин, один из крупнейших русских художников 20 столетия, родился (24 октября) 5 ноября 1878 года в городе Хвалынске Саратовской губернии, в семье сапожника.

Учась в четырёхклассном городском училище, Кузьма познакомился с двумя местными иконописцами, под впечатлением работ которых он пробует самостоятельно писать иконы и пейзажи масляными красками. Окончив в 1893 году училище, Кузьма отправился в Самару, где оказался в классах живописи и рисования Ф.Е. Бурова. Здесь он получил азы живописного искусства. Но уже через два года Буров скончался, и Кузьма вернулся на родину.

петров водкин годы жизни. Смотреть фото петров водкин годы жизни. Смотреть картинку петров водкин годы жизни. Картинка про петров водкин годы жизни. Фото петров водкин годы жизни

Свою карьеру художника Петров-Водкин начал с создания образа Богоматери с Младенцем на стене церковной апсиды Ортопедического института доктора Вредена в Александровском парке.

В 1897 году Петров-Водкин переехал в Москву, где поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), учился у В.А. Серова. После окончания училища в 1905 году, он продолжил совершенствовать свое мастерство в частных академиях Парижа, а также посетил Италию и Северную Африку. В 1911 году Петров-Водкин стал членом объединения «Мир искусства».

петров водкин годы жизни. Смотреть фото петров водкин годы жизни. Смотреть картинку петров водкин годы жизни. Картинка про петров водкин годы жизни. Фото петров водкин годы жизни

Его искусство развертывалось в эпоху, когда атмосфера духовных исканий художественной интеллигенции приобрела небывалую напряженность. Его понимание мира и человека, сумевшего в обстановке революционных событий в каких-то глубинах соприкоснуться с самими народными идеалами, окрашивалось в тона почти что песенной обобщенности. И интеллигенция, и народные массы проходили через революционные бури не только с идеологией, но и с «мифологией». Эту мечтательную, «мифологическую» грань своего времени Петров-Водкин выразил необычайно законченно и звонко.

петров водкин годы жизни. Смотреть фото петров водкин годы жизни. Смотреть картинку петров водкин годы жизни. Картинка про петров водкин годы жизни. Фото петров водкин годы жизни

В годы советской власти Петров-Водкин много работал как график и театральный художник. В Ленинградском театре драмы им. Пушкина он оформил спектакли «Орлеанская дева» Шиллера, «Дневник Сатаны» по Андрееву, «Женитьба Фигаро» Бомарше. Также занимался и литературным трудом, сочиняя рассказы, повести, пьесы и очерки. Писал теоретические статьи, занимался преподаванием, будучи одним из реорганизаторов системы художественного образования СССР.

Но ориентация на вечные ценности, присущая творчеству Кузьмы Петрова-Водкина, не могла быть принята советской идеологией сталинского времени. После смерти художника – он умер 15 февраля 1939 года в Ленинграде – его имя оказалось полузабытым. Только в середине 1960-х годов произошло новое открытие Петрова-Водкина, благодаря чему теперь ясен истинный масштаб его дарования и ценность творческого наследия.

Источник

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин

Фото Все

петров водкин годы жизни. Смотреть фото петров водкин годы жизни. Смотреть картинку петров водкин годы жизни. Картинка про петров водкин годы жизни. Фото петров водкин годы жизни

петров водкин годы жизни. Смотреть фото петров водкин годы жизни. Смотреть картинку петров водкин годы жизни. Картинка про петров водкин годы жизни. Фото петров водкин годы жизни

петров водкин годы жизни. Смотреть фото петров водкин годы жизни. Смотреть картинку петров водкин годы жизни. Картинка про петров водкин годы жизни. Фото петров водкин годы жизни

петров водкин годы жизни. Смотреть фото петров водкин годы жизни. Смотреть картинку петров водкин годы жизни. Картинка про петров водкин годы жизни. Фото петров водкин годы жизни

Видео Все

петров водкин годы жизни. Смотреть фото петров водкин годы жизни. Смотреть картинку петров водкин годы жизни. Картинка про петров водкин годы жизни. Фото петров водкин годы жизни

Кузьма Петров-Водкин. Рассказывает Александр Таиров

петров водкин годы жизни. Смотреть фото петров водкин годы жизни. Смотреть картинку петров водкин годы жизни. Картинка про петров водкин годы жизни. Фото петров водкин годы жизни

Кузьма Петров-Водкин. «Мне легко в этой необъятности» / Острова / Телеканал Культура

петров водкин годы жизни. Смотреть фото петров водкин годы жизни. Смотреть картинку петров водкин годы жизни. Картинка про петров водкин годы жизни. Фото петров водкин годы жизни

Кузьма Петров-Водкин и Мария Жозефина Йованович. Больше, чем любовь

Кузьма Петров-Водкин — биография

Кузьма Петров-Водкин – художник, график, писатель, педагог. В 1930 году удостоен звания Заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Он должен был стать продолжателем семейного дела – стать сапожником, или работником железной дороги, как мечтал с детства. Но у судьбы на него были совершенно другие планы, природа наградила Кузьму Петрова-Водкина талантом художника, который и прославил его на весь мир. Причем, не просто художником, а разносторонней творческой личностью. Его интересовала живопись и графика, монументальное и театрально-декорационное искусство. Когда доктора запретили ему работать с красками, он взялся за перо и создал несколько автобиографических повестей.

Детство

Родился будущий знаменитый художник 5 ноября 1878 года в небольшом городке Хвалынск под Саратовом. Его отец работал сапожником, мама горничной, поэтому будущее мальчика было предрешено. Он мог стать разве что продолжателем отцовского дела, если бы с детства не научился восторгаться красотой родного края – зелеными садами, лесистыми холмами, берегами Волги. Мальчик рос в гармонии с природой, его любили и опекали бабушки и родители.

Однажды он плавал в Волге, но не рассчитал свои силы и начал тонуть. И только благодаря соседу Илье Захарову остался в живых, тот спас его, как и многих других смельчаков, которых чуть не унесла река. Илья спас многих, но сам утонул, и это печальное событие Кузьма сумел передать в картине «Погибший за других». Это было первое произведение будущего известного художника. На листе железа была нарисована лодка, качающаяся на волнах, тонущие люди и их спаситель Захаров. Тайком от всех Кузьма укрепил эту картину на могильном кресте Ильи, которого похоронили на кладбище староверов.

Первое образование Кузьма получил в четырехклассном городском училище. После его окончания он уехал в Самару, чтобы попытать свои силы в железнодорожном техникуме. У него даже не возникало мысли заниматься живописью. Только после того, как он провалил экзамены, нашел работу вывесочника. Так началась его трудовая биография. Параллельно с этим парень занимался рисованием у художника Федора Бурова. Спустя время Кузьма скажет, что это обучение не приносило никакой пользы для творчества, потому что они ни разу даже не попытались подойти к натуре.

Начало карьеры

Серьезные перемены в жизни юноши начались после того, как в его родном городе побывал архитектор из Петербурга Роберт Фридрих Мельцер. Он познакомился с работами талантливого художника, и дал обещание, что поможет ему поступить на учебу. В 1895-м Петров-Водкин достойно сдал экзамен и стал студентом Центрального училища технического рисования в Петербурге, которое принадлежало барону Штиглицу. Оплачивали обучение Кузьмы богатые хвалынские купцы. Первой работой начинающего художника стал образ Богоматери и ребенка, украсивший церковную аспиду в петербургском Александровском парке.

петров водкин годы жизни. Смотреть фото петров водкин годы жизни. Смотреть картинку петров водкин годы жизни. Картинка про петров водкин годы жизни. Фото петров водкин годы жизни

Через два года Петров-Водкин продолжил обучение в Московском училище живописи, зодчества и ваяния под началом Валентина Серова. Тогда было модно совершенствовать полученные знания за границей, поэтому Кузьма вскоре отправился в Грецию, Италию, Францию. Посетил он и Северную Африку, побывал около жерла вулкана Везувий, в пустыне Сахара подвергся преследованию бедуинов. Постепенно накапливаются впечатления, и совершенствуется техника рисунка. Именно в те годы он создал свои картины «Африканский мальчик», «Семья кочевников», «Кафе».

петров водкин годы жизни. Смотреть фото петров водкин годы жизни. Смотреть картинку петров водкин годы жизни. Картинка про петров водкин годы жизни. Фото петров водкин годы жизниКузьма Петров-Водкин с семьей

В те же годы Кузьма устроил и свою личную жизнь. Именно за границей в 1906 году он познакомился с Марией Иованович. В то время он жил в пригороде Парижа, в пансионе Фонтенэ-о-Роз, и страстно влюбился в дочь хозяйки – Мари. Влюбленные поженились и отправились в Россию. С тех пор они больше не расставались. Мария была очень предана супругу, они поселились в Петербурге, где и прошла вся оставшаяся жизнь художника. После его смерти именно Мария сумела сберечь все его творческое наследие и передать его в музеи.

Мир искусства

В 1909-м году Петров-Водкин организовал свою первую персональную выставку. В 1911 году его приняли в состав творческого объединения под названием «Мир искусства». В это время художник создает полотно «Сон», которое прославило его, но зато стало предметом скандала и жарких споров. Илья Репин написал разгромную рецензию на эту картину. Александр Бенуа, напротив, начал ее защищать и назвал настоящим шедевром.

петров водкин годы жизни. Смотреть фото петров водкин годы жизни. Смотреть картинку петров водкин годы жизни. Картинка про петров водкин годы жизни. Фото петров водкин годы жизниКупание красного коня

Самой значимой работой художника в те годы стала картина «Купание красного коня», особенно ее второй вариант. Первый набросок дошел до нашего времени, его сохранила черно-белая фотография. А во время работы над вторым вариантом, Кузьма увлекся новгородскими иконами, поэтому изобразил коня в красном цвете, точно в таком же виде, как под Георгием Победоносцем на полотнах мастеров Древней Руси.

Первый раз эту картину выставили в 1912-м, когда проходила экспозиция «Мира искусства». Художник Илья Репин после знакомства с ней изменил свое мнение о Петрове-Водкине, и признал, что тот обладает несомненным талантом. В 1914 году полотно представили на «Балтийской выставке» в Швеции. Кузьму наградили медалью и грамотой. Начавшаяся война помешала художнику забрать картину на родину, она находилась в Швеции до 1950-го.

Певец революции

После 1917 года Петров-Водкин занимался преподавательской деятельностью. Он учил талантливую молодежь азам собственной живописной системы. Помимо этого писал портреты и натюрморты, которые называл не иначе, как скрипичными этюдами в преддверии концерта. Характерна его работа под названием «Селедка», на которой изображена рыба в сочетании с куском черного хлеба и парой картофелин. Продукты самые обычные, но для голодающего города немыслимая роскошь.

петров водкин годы жизни. Смотреть фото петров водкин годы жизни. Смотреть картинку петров водкин годы жизни. Картинка про петров водкин годы жизни. Фото петров водкин годы жизни«1918 год в Петрограде»

Свою следующую картину художник назвал «1918 год в Петрограде», но она прославилась под другим названием – «Петроградская Мадонна» и стала самой трогательной в творчестве Петрова-Водкина. На ней молодая женщина-труженица с ребенком на руках. Она как будто поднялась над суетящейся толпой, ее взгляд наполнен спокойствием и сосредоточенностью, как в лике Богоматери, сошедшей со старой иконы. Она символизирует материнство и надежду на лучшие времена, несмотря на окружающие ее волнения и тревоги.

Спустя десять лет, когда близился юбилей организации Красной Армии, художник создал полотно под названием «Смерть комиссара». На фоне сурового пейзажа и беспорядочного движения солдат изображено бледное лицо комиссара. Его взгляд смотрит вдаль, как будто приказывает солдатам готовиться к бою. Образ комиссара художник писал с поэта Сергея Спасского, полотно получилось сдержанным, и одновременно трагичным.

петров водкин годы жизни. Смотреть фото петров водкин годы жизни. Смотреть картинку петров водкин годы жизни. Картинка про петров водкин годы жизни. Фото петров водкин годы жизниКартина Петрова-Водкина «Смерть комиссара»

В 1928 году у Петрова-Водкина начались проблемы со здоровьем. Доктора диагностировали у него прогрессирующий туберкулез и категорически запретили работать маслом. Легкие просто не выдерживали такого испытания. Он был вынужден переехать из Ленинграда и поселиться в Детском Селе, где на тот момент проживала творческая элита. Его соседями стали Алексей Толстой, Константин Федин, Вячеслав Шишков. Художник был полон творческих планов, но из-за запрета докторов был вынужден отказаться от работы над картинами. Тогда он пробует свои силы в литературном творчестве. За несколько лет он стал автором двенадцати пьес, двадцати рассказов и трех автобиографических повестей. В одной из них, под названием «Хлыновск», звучит ностальгия по детству и юности, желание вернуться туда, куда дороги нет.

В 1928 году Петрова-Водкина пригласили на Международную выставку искусств в Венеции. В 1936-1937-м годах прошли персональные выставки художника в Москве и Ленинграде.

петров водкин годы жизни. Смотреть фото петров водкин годы жизни. Смотреть картинку петров водкин годы жизни. Картинка про петров водкин годы жизни. Фото петров водкин годы жизниПамятник Кузьме Петрову-Водкину

У него еще было много творческих задумок, но силы его таяли в борьбе с серьезным недугом. Кузьма Петров-Водкин умер 15 февраля 1939 года. Местом его упокоения стало Волково кладбище Ленинграда.

Источник

Кузьма
Сергеевич Петров-Водкин

Биография и информация

Кузьма был долгожданным ребенком. Для него мастерили колыбель и разрисовывали ее синими узорами. Бабушки, родители, дяди, а иногда и соседи бежали к этой колыбели, едва он подавал голос. Его отец Сергей Водкин был сапожником, а мать работала няней, а позже прислугой в доме местного купца.

В железнодорожники Петрову-Водкину помешает податься, видимо, уже тогда определяющийся литературный дар. На экзамене по истории России ему не хватит ни выданной бумаги, ни времени, чтоб изложить такой объемный материал. Он провалится.

Через несколько лет, когда Петров-Водкин будет давать уроки рисования двум гимназистам в Москве и станет близок со всем семейством, он вдруг поймет, что у него самого не было юности. Он из ребенка сразу стал взрослым. Наблюдал с волнением за старшей сестрой своих учеников, за ее кругом друзей, стихами, танцами, вздохами, романами. Кузьма ничего этого не знал. Провалив железнодорожное будущее, он начал брать уроки живописи в мастерской самарского художника Бурова и хвататься за любую работу. Перебивался скромными заработками, а в свободное время делал зарисовки лиц и пейзажей с натуры.

Для Петрова-Водкина это не только время стремительного художественного взросления, но и время разрастания личности. Наспех и по верхам полученные в начальной школе представления о науке и устройстве мира он теперь жадно дополняет курсами химии и физики, читает запоем об истории культуры и строении Земли. Его интеллектуальный голод, перебивавшийся до сих пор мужицкими легендами и смутными догадками, наконец удовлетворяется теориями, спорами, научными исследованиями и собственными первыми писательскими удачами.

Конечно, рано или поздно Петрову-Водкину пришла бы мысль отправиться в Париж. Но туда он доберется не сразу. Первой дорожной авантюрой художника становится поездка на велосипеде в Мюнхен. В середине пути отдав велосипед попутчику, он добирается до места назначения, школы художника Антона Ашбе, голодным, испуганным, отчаявшимся бродягой, который успел к тому же нарушить немецкие законы перемещения. В следующий раз он 4 месяца будет с упоением исхаживать галереи и улицы итальянских городов, взбираться к вулкану, попадаться разбойникам, влюбляться и учиться у старых мастеров.

В городе, где Пикассо как раз пишет «Авиньонских девиц» и куда как раз приехал Модильяни, Петров-Водкин живет далеко от богемных кварталов, посещает частную академию Коларосси и ходит по авангардным выставкам и галереям арт-дилеров, делает сотни рисунков и пишет городские пейзажи. В Россию он вернется с циклом африканских картин, с женой Марией Жозефиной Йованович, с разочарованием в импрессионизме, с любовью к Сезанну и Матиссу и, наконец-то, со сложившимся представлением о собственных художественных задачах.

Петров-Водкин написал две автобиографические книги, после которых обиженный Максим Горький (его имя не было в них упомянуто даже вскользь) назвал автора Мюнхгаузеном. Очень уж романтически читались страстные столкновения художника с земными стихиями, голодное бродяжничество-паломничество через полпланеты, пророческие предчувствия. Но о пророческих видениях художника ходили легенды, так что можно верить в одно из самых судьбоносных.

Петров-Водкин видел Марию, дочку хозяйки, у которой он снимал жилье в Париже, не очень часто. Общался совсем мало. И вдруг прямо и настойчиво сделал ей предложение. На удивленный вопрос девушки, с какой стати она должна давать ответ на такое легкомысленное предложение, он ответил, что у него было видение. Он видел ее рядом с собой в России. И с ними была их дочь.

Мара останется рядом с мужем и в те мучительные годы, когда он окажется больным и слабым, когда его искусство станет подозрительным и гонимым. Умирая от туберкулеза, Петров-Водкин заполняет квартиру картинами, которые все реже возможно и безопасно демонстрировать. Он умрет в страшное время, в годы репрессий, обысков и ночных арестов, которые когда-то предчувствовал и написал. Его жена и дочь будут понемногу продавать за бесценок картины в частные коллекции, чтобы не умереть от голода. И только много десятилетий спустя эти коллекции перекочуют в музеи и о Петрове-Водкине заговорят как об уникальном художнике, который не принадлежал ни одному художественному направлению, пропускал через себя силу земли и мощь космоса, нашел точку единения традиции и новаторства и следовал очевидной, искренней цели: «быть собирателем человека на Земле, объединять воедино всю разбитую по народностям и странам красоту миропонимания».

Источник

Петров-Водкин биография многогранного таланта

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин – российский и советский художник, литератор и преподаватель, сумевший трудом и дарованием пробиться из провинциальной бедности к вершинам столичной славы и всемирного признания.

Происхождение и детство

Родился 5 ноября 1878 года в приволжском Хвалынске Саратовской губернии в бедной трудовой семье. В недавнем прошлом крепостные, родители Кузьмы всю жизнь усердно работали: отец, Сергей Фёдорович, был мастером сапожных дел, мать, Анна Пантелеевна, нянчила детей и прислуживала в семье местных богачей.

К родовой фамилии по линии отца Петров по «вине» его деда когда-то присоединилась вторая часть Водкин, бывшая в простонародье прозвищем. Так потомки, в том числе будущий художник, получили двойную фамилию, намекающую на грехи предков.

Мальчик рос в любви и заботе родных. От матери с малых лет слышал множество рассказов, стихов и сказок, она, подобно пушкинской Арине Родионовне, привила сыну любовь к народному творчеству и поэзии. Полуграмотность Анны Пантелеевны не была помехой её духовному богатству, благодаря которому чутким стал и сын. Его платоническая связь с матерью позволила впоследствии всю жизнь с ней переписываться как с собственным духовником и главным советчиком.

Бедность не мешала Кузьме расти счастливым: бегал с друзьями на Волгу купаться, на городскую пристань смотреть на корабли и баржи, в сады за яблоками. Пришло время – учился в начальном городском училище, с первых классов проявляя себя одарённым учеником. Сначала его захватили литературные увлечения. Хорошая память позволяла знать наизусть многое из Пушкина, воодушевление от певучих строк гения рождало в голове ребёнка собственные стихи. В 12 лет подросток увидел, как работают иконописцы – теперь его потянуло к живописи. В этот период он впервые ощутил некоторую магию кисти, красок, но с пробами икон и пейзажей понимания по сути ещё ребёнком своего призвания пока не случилось.

Подросток

Учась у Бурова, Кузьма не оставлял самостоятельных литературных занятий и даже решился показать их результаты молодому самарскому журналисту Максиму Горькому, который сюда недавно перебрался и был у читателей городской прессы чрезвычайно популярен. Встреча на Петрова-Водкина, по его признанию, имела отрезвляющее действие.

По возвращении домой, без специальности, планов и возможностей, Кузьма встретился с человеком, впоследствии сыгравшем огромную роль в его дальнейшей жизни. Судьбоносная встреча состоялась благодаря матери юноши, которая работала в доме сестры купчихи Казариной, а ей строил дом архитектор из Петербурга Роман Фёдорович Мельцер. Ему-то мать и догадалась показать рисунки сына летом 1895 года. Мельцер был впечатлён и не отделался просто советом продолжить учёбу в Петербурге, а убедил Казарину участвовать в этом материально (впоследствии она субсидировала начинающего художника почти 10 лет).

Годы учёбы профессии

Начав осенью 1895 года учиться в Петербурге в училище Штиглица декоративно-прикладному искусству, молодой художник со временем понял, что его влечёт живопись, а не технические зарисовки мебели. Заручившись поддержкой Мельцера и Казариной, отправился в Москву – МУЖВЗ больше соответствовало его стремлениям. Серов, Горский и Касаткин стали его педагогами, здесь же написан первый автопортрет Петрова-Водкина.

Но бедность и зависимое положение от благодетельницы били по его самолюбию – он использовал все возможности заработать. В помощи нуждалась и мать начинающего живописца, которая вынуждена была заботиться о детях другого сына, умершего в 1899 году. Московский студент брался проектировать и лепить гончарные изразцы, давал частные уроки, расписывал церкви.

Заказами его снабжал и Мельцер – первой большой работой стало 5-метровое панно для фасада церкви по его проекту. В ходе подготовки потребовалась обработка картины Петрова-Водкина на керамической фабрике в Лондоне, куда он и отправился в 1904 году. В ноябре того же года на фасаде новой церкви уже красовалась работа начинающего живописца.

Начав зарабатывать как художник Кузьма Петров Водкин несколько месяцев провёл в Мюнхене, где учился в частной школе Ажбе, известной своими принципами развивать у молодых талантов прежде всего индивидуальность и собственную творческую манеру.

С самого начала учёбы в Москве Петров-Водкин всегда участвовал в выставках-аукционах училища, здесь он найдёт друзей и единомышленников, с головой уйдёт не только в искусство, но и в науку. В 1904 году училище успешно закончено – повзрослевший, теперь живописец, интеллектуал и личность, не оставляющий и литературное поприще, Петров-Водкин нацелился на заграничную поездку.

Осенью 1905 года художник прибыл в Италию – здесь он проведёт четыре месяца. Позже он оценил своё путешествие как важный этап «понимания исторического прошлого живописи». Почти не работал, но с жадностью и упоением ездил из города в город, от музеев к храмам, влюблялся в великих, которые стали его учителями на всю жизнь.

Вместе с тем проявились и пробелы в профессиональной подготовке молодого художника, что подвигло его на следующую, более длительную поездку. Весной 1906 года – Париж и частная академия итальянца Коларосси, известная прогрессивными правилами.

Весной 1907 года – Алжирская и Тунисская поездка почти на три месяца. Здесь художника разбудили и ошеломили краски и пейзажи, подобного русский человек нигде не видел.

Осенью 1908 года перед возвращением в Россию Петров-Водкин выставлялся в парижском салоне.

Здесь же, под Парижем, осенью 1906 года живописец познакомился со своей будущей женой Маргаритой (1886-1960), ставшей после венчания в августе 1910 года на родине художника, в Хвалынске, Марией Фёдоровной.

Снова дома

В Россию Петров-Водкин вернулся с солидным багажом знаний, впечатлений и работ. С января 1909 года выставлялся в Петербурге и Москве, к осени впервые была организована персональная выставка художника.

Позже, оценивая своё пребывание за границей, живописец приходит к выводу, что, набираясь впечатлений и учась, он ещё не видел ясно своего пути в искусстве. Только дома, в России, поиски себя усиливаются, появляются работы-этапы в становлении индивидуального стиля живописи. Некоторые из них вызывают шквал критики, как «Сон» (1910), «Мальчики» (1911). Но художник её не боялся, как и возможных ошибок или обвинений в подражаниях – писал, как чувствовал, всегда отстаивая свою точку зрения.

Летом 1914 года после поездки на Кавказ живописец покупает под Хвалынском участок земли, засаженный яблонями – здесь решено построить семейное гнездо с мастерской. Начавшаяся Первая мировая война первое время никак не путает планов, Кузьма Сергеевич поглощён проектом застройки территории и даже готовится к поездке в Италию для выполнения заказа по росписи церкви. Но в конце 1916 года военная комиссия направляет его в Петроград – ситуация в стране накаляется. Февральская революция 1917-го окрыляет художника и вселяет в него надежду на скорую мирную жизнь. Но весной его чуть не отправили на фронт в числе прочих – спасло участие в Совете по делам искусств под руководством Горького. Страна закипала, империя рушилась…

После революции

После 1917-го Петров-Водкин в числе прочих занимался реорганизаторской работой художественных учебных заведений в Петрограде. В начале 1918 года стал профессором живописного отделения сначала академии, затем свободных мастерских. Названия менялись ещё не раз, но художник здесь задержался до 1932 года, параллельно преподавал на прочих курсах, в том числе сценических постановок. Работа не давала в полной мере заниматься собственной живописью, в письме матери художник жаловался, что профессорство и болтовня отнимали всё время.

Но именно в эти годы появляются натюрморты Петрова-Водкина, картины на военную тему, особенно яркий автопортрет, переосмысление темы красного коня в картине под названием «Фантазия» (1925).

В 1921 году с группой специалистов побывал в Самарканде, впоследствии красотой и впечатлением сравнив узбекское великолепие с Северной Африкой. Ему не хватало времени, чтобы набросать всё, что восхитило. Родилась тут, а впоследствии воплотилась в жизнь идея книги «Самаркандия».

В октябре 1922 года Кузьма Сергеевич стал отцом. Спустя две недели он признался матери, что до появления дочери Елены был лишь «наполовину человеком». В 1924 году Академия художеств командировала живописца за границу, но за свой счёт – молодая республика средствами не разбрасывалась. С семьёй он едет во Францию, надеясь на заказы и сбыт картин. Мария Фёдоровна занимается дочерью и поправляет здоровье, в то время как муж усердно пишет. Но прошло полгода, а сдвига нет – Париж наводнён иностранцами, в мире серьёзный кризис. В начале 1925-го, продолжая делать афиши, художник продаёт несколько картин. Вывозились его работы и на выставки в Нью-Йорк и Токио. Но в целом живописец был разочарован заграничной поездкой и устремляется снова домой.

Россия – дом родной

Поселившись с семьёй под Ленинградом, художник окунается в работу. Для этого периода характерны картины Петрова-Водкина с названиями, от которых уже веет теплотой: «За самоваром» (так и сквозит любовь к семье), «Ленушка в кровати» (обожание дочери).

Тем временем перемены в Академии 1926-го и последующих лет расстраивают Петрова-Водкина, там теперь много говорят и мало делают. Он пытается вернуть устоявшуюся систему обучения (были ликвидированы преподавательские мастерские, и студенты стали контролировать работу профессоров!), пламенно выступает с прямолинейными протестами. Но система сильнее человека, кроме того, на художника обрушивается критика, что мастер воспринимает болезненно.

Последние годы жизни

В 1928 году здоровье Петрова-Водкина серьёзно пошатнулось, в начале следующего года у него диагностировали туберкулёз лёгких, который, оказывается, начался давно. Чтобы скорей вернуться в строй, художник интенсивно лечится: выполняет все предписания врачей, едет в Крым, временно оставляет живопись. И начинает автобиографическую повесть, которая была издана в 1931-м.

В конце 1930 года стал заслуженным деятелем искусств РСФСР, начал получать персональную пенсию. Преподавание оставляет лишь в конце 1932-го – очень мешала болезнь. Но остаётся во главе Союза художников (его Ленинградского отделения), заканчивает и издаёт вторую книгу воспоминаний. Взявшись и за третью, бросает её, чтобы заняться живописью – улучшилось самочувствие. В этот период он создаёт портреты писателей-современников, Пушкина, Ленина. Надо сказать, близкие люди считали, что у Кузьмы Сергеевича есть дар предвидения, и картина под названием «1919 год. Тревога» (1934) заставляет поверить в это утверждение. Страна подходила к страшным репрессиям, перемоловшим впоследствии миллионы судеб. И Петров-Водкин, возможно, это понимал.

Не стало художника 15 февраля 1939 года, он умер от туберкулёза. Поклониться ему приходят на Литераторские мостки Волковского кладбища в Санкт-Петербурге.

Петров-Водкин – автор не только автобиографии, но и пьес, поставленных и показанных не только в Ленинграде. Работал и художником-декоратором в театрах. Иллюстрировал он и собственную детскую фантастику, свои путевые наброски, книги Маршака и другие.

Известные картины

Произведения Петрова-Водкина находятся в собраниях Русского музея, Третьяковской галереи, Саратовского художественного музея и других, а также в частных коллекциях.

Самые известные работы:

По воспоминаниям друзей Кузьма Петров-Водкин был не только художником и писателем, но и мыслителем, пламенным, прямолинейным и глубоким. Всматриваясь в его картины, понимаешь это в полной мере.

петров водкин годы жизни. Смотреть фото петров водкин годы жизни. Смотреть картинку петров водкин годы жизни. Картинка про петров водкин годы жизни. Фото петров водкин годы жизни

Купание красного коня – Многозначное пророчество

петров водкин годы жизни. Смотреть фото петров водкин годы жизни. Смотреть картинку петров водкин годы жизни. Картинка про петров водкин годы жизни. Фото петров водкин годы жизни

Биография Ильи Сергеевича Глазунова: вклад в искусство и общественную жизнь России

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *