песни которым дали вторую жизнь
Топ песен, которые мы полюбили заново благодаря саундтрекам за последние 20 лет
Песни, которые получили второй шанс или пережили новую волну популярности в новом тысячелетии благодаря попаданию в саундтрек к фильму или сериалу.
Оба сериала наполнены музыкой и наверняка сделают популярными парочку-другую песен. По этому поводу мы решили вспомнить, какие композиции в новом тысячелетии получили второй шанс или пережили новую волну популярности благодаря участию в саундтреках к фильмам или сериалам.
The Beta Band «Dry the Rain»
Саундтрек к фильму «Фанатик» («High Fidelity»)
«Отличная песня!» — восхищается радостный покупатель в магазинчике винила, который принадлежит герою фильма «Фанатик», 35-летнему Робу Гордону в исполнении Джона Кьюсака. «Я знаю», — надменно отвечает хмурый владелец, сложив руки на груди и раскачиваясь в такт песни. Именно «Dry the Rain» шотландских интеллектуалов The Beta Band звучит в этой сцене экранизации знаменитого романа Ника Хорнби. Минутная сцена, явно дающая понять зрителям, что из себя представляет главный герой и как он относится к своим клиентам, с легкостью принесла The Beta Band целую армию новых поклонников (особенно в США).
Изначально песня была издана на дебютном мини-альбоме «Champion Versions» в 1997 году (примечательно, что магазинчик винила в фильме называется «Championship Vinyl»). В 2001 году сборник The Beta Band «The Three E.P.’s», куда также вошла «Dry the Rain», занял 4-е место в списке лучших альбомов 1999 года по версии Pitchfork. Сам трек издание поместило на 57-е место в своем топе песен 1990-х, сравнив композицию с битловской «Hey Jude».
Gary Jules «Mad World»
Саундтрек к фильму «Донни Дарко» («Donnie Darko»)
Кавер-версия сингла Tears for Fears «Mad World» 1982 года, прозвучавшая в финале дебютной картины Ричарда Келли «Донни Дарко» в исполнении Гэри Джулса, подарила песне вторую жизнь. Спустя 20 лет после оригинального релиза новая версия буквально ворвалась в британский чарт, заняв первую строчку на Рождество 2003 года. На протяжении всего последующего десятилетия песня прочно обосновалась в плейлистах меланхоличных инди-кидов, звучала в многочисленных сериалах и рекламных роликах. Так что неудивительно, что и в пилоте «Необыкновенного плейлиста Зои» коллега главной героини, находящийся в депрессии, поет именно эту песню. В целом саундтрек к «Донни Дарко» познакомил поколение 2000-х со многими знаковыми синглами 1980-х. Чего только стоит «Head over Heels» тех же Tears for Fears, которая теперь у многих ассоциируется именно с открывающей сценой фильма, в которой главный герой, проснувшись на улице, едет на велосипеде домой.
Jamie O’Neal «All by Myself»
Саундтрек к фильму «Дневник Бриджит Джонс» («Bridget Jones’s Diary»)
Многие, возможно, не знают, но оригиналу этой композиции в этом году стукнет 45 лет. Впервые мир услышал «All by Myself» в 1975 году в исполнении американского хитмейкера Эрика Кармена. Любопытно, что мелодия в куплете песни основана на второй части (Adagio sostenuto) Второго фортепианного концерта Сергея Рахманинова. Записывая песню, Кармен наивно полагал, что авторские права уже не распространяются на музыку Рахманинова, но жестоко ошибался. В результате 12% всех авторских отчислений, зарабатываемых песней, уходили правопреемникам великого композитора.
Несмотря на то, что в 1997 году кавер-версию хита выпустила Селин Дион, именно версия австралийской кантри-певицы Джейми О’Нил, записанная специально для саундтрека фильма «Дневник Бриджит Джонс», стала по-настоящему знаковой для поколения 2000-х. До сих пор «All by Myself» четко ассоциируется с героиней Рене Зеллвегер в красной пижаме, размахивающей журналом и горланящей эту песню. Энергии, заданной «Бриджит Джонс», с лихвой хватило для того, чтобы «All by Myself» по инерции с легкостью добралась до 2020-х: песня звучит в пилоте «Необыкновенного плейлиста Зои» в исполнении одинокой женщины, с которой главная героиня сталкивается на улице, выйдя из кабинета МРТ.
Песни которым дали вторую жизнь
К песне, как к живительному роднику творчества, новых идей и вдохновения обращались композиторы разных поколений. Включая любимые народом напевы в свои крупные инструментальные сочинения, композиторы давали им вторую жизнь, по-своему интерпретируя ранее созданные мелодии.
Вот как звучит «Камаринская» в исполнени народных инструментов (оригинал). В «Детском альбоме» эта мелодия звучит по-детски непосредственно, игриво и легко. Но главное, композитор сохранил задор плясового наигрыша. А повторяющиеся ритмические фигурации напоминают бряцание балалайки.
Теперь послушайте украинскую народную веснянку «Выйди, выйди, Иванку». Обратите внимание на её напевность, неторопливость, мягкость звучания. Совсем по-другому эта мелодия предстаёт перед слушателями в финале (последней части) концерта для фортепиано с оркестром №1. Здесь тема веснянки звучит ритмично, отрывисто, бойко. И мы как будто погружаемся в водоворот звона капели, журчания ручьёв, слышим гомон птиц и ощущаем тёплое дуновение весеннего ветра. Так композитор окутывает нас радостью по поводу прихода весны.
Вспомним, что концерт – это 3-х или 4-х-частное произведение для солирующего инструмента и симфонического оркестра.
Это «задушевная и задумчивая песня с легко льющейся и плавной мелодией, естественной и простой, окрашенной светлой печалью». Она неразрывно связана с традицией русской песенности; в ней отражён образ русской природы, её неброских пейзажей и бескрайних полей. Перед вступлением певца в фортепьянном сопровождении слышатся трели жаворонка.
ЖАВОРОНОК муз.М.Глинки, сл.Н.Кукольника
Между небом и землёй песня раздаётся.
Неисходною струёй громче, громче льётся.
Не видать певца полей, где поёт так громко
Над подруженькой своей жаворонок звонкий.
Та, кому, она поймёт, от кого – узнает.
Лейся песенка моя, песнь надежды сладкой.
Кто-то вспомнит про меня и вздохнёт украдкой.
Балакирев не особенно часто выступал как пианист, но каждое его выступление имело успех. Современники сравнивали его манеру игры с речью «умного оратора, которому есть что сказать».
В Фантазии Балакирева музыка Глинки превратилась в настоящую пьесу-картинку, в которой не только слышна песня жаворонка, но и явственно представляется, как он взмывает в небо и парит над полем, как вьётся и кружит в светлом голубом пространстве, радуясь весне и жизни.
1. Что значит «вторая жизнь песни»?
2. Почему композиторы используют в своём творчестве ранее созданные народные или авторские мелодии?
3. Приведи примеры таких сочинений, где обработаны кем-то ранее созданные мелодии.
4. Выполни в тетради описание пьесы Балакирева «Жаворонок» (сколько раз повторяется главная мелодия; как звучала в начале; что изменилось во втором проведении; какие новые краски появились в заключительном разделе; что в целом изобразил композитор)