первые 1000 дней жизни ребенка

Первые 1000 дней жизни ребенка

первые 1000 дней жизни ребенка. Смотреть фото первые 1000 дней жизни ребенка. Смотреть картинку первые 1000 дней жизни ребенка. Картинка про первые 1000 дней жизни ребенка. Фото первые 1000 дней жизни ребенка

“Именно первые 1000 дней влияют на всю жизнь ребёнка”

Директор АНО ДПО «Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства» Лариса Самарина рассказала изданию «Милосердие» о том, почему помощь больным детям нужно оказывать как можно раньше.

В России система наблюдения за здоровьем и развитием младенцев подразумевает консультации только со специалистами медицинских специальностей. При отклонении от графиков развития ребенка раннего возраста могут направить к неврологу, ортопеду. Или же просто предложат «подождать». Консультацию психолога, логопеда, дефектолога предложат, в лучшем случае, в 2-3 года. Считается, что до этого возраста, они помочь ребенку ничем не могут.

Однако исследования строения и развития человеческого мозга, проводимые за последние пятьдесят лет, подтвердили, что мозг маленького ребенка обладает необыкновенной пластичностью — способностью к изменениям. Неслучайно еще в прошлом году ЮНИСЕФ создала информационную кампанию #EarlyMomentsMatter, призванную показать, что именно первые 1000 дней жизни ребенка оказывают влияние на всю его дальнейшую жизнь.

В ЮНИСЕФ подчеркивают, что в первые годы жизни нейроны в головном мозге ребенка образуют новые связи с огромной скоростью — 700-1000 новых соединений в секунду. Такой скорости они никогда больше в течение жизни не достигают.

«А ведь за поведение, общение, движение, познание отвечают не сами нейроны мозга, а именно их взаимосвязи. И выстраиваются, образуются они в процессе игры, в процессе взаимодействия с родителями. Получается, если возможности ребенка с рождения ограничены (например, у него внутриутробно или в процессе родов были повреждены функции мозга), обычные способы взаимодействия с миром для него недоступны, а значит нейроны мозга не задействуются, новые взаимосвязи не образуются. Со временем «незадействованные» нейроны атрофируются, невостребованные связи между ними утрачиваются. Время наибольшего потенциала для развития ребенка упущено. Именно поэтому мы говорим о необходимости раннего вмешательства — вмешательства именно в тот период, когда возможности велики», – подчеркнула Лариса Самарина.

С теорией нейропластичности мозга связано и такое понятие как «окно возможностей». Это тот период, когда маленький человек овладевает тем или иным навыком легко и быстро, например, существуют окна возможностей для развития слуха, зрения, речи. Через определенное время эти «окна» закрываются, но они никогда не закрываются наглухо. То есть, упустив наиболее благоприятное время, мы потратим на освоение того же навыка гораздо больше времени и сил.

Допустим, у ребенка с рождения нарушен слух. Это значит, что в тот период, когда его ровесники учатся различать фонемы родного языка, — от рождения до года — у него не будет такой возможности. Так вот дать ребенку возможность услышать мир как можно раньше — значит воспользоваться «окном возможностей». Современные технологии таковы, что выявить нарушение слуха можно уже через несколько дней после рождения, к 3 месяцам – точно определить причину нарушения слуха, и сразу же надеть ребенку на ушки слуховые аппараты. Так мы попадаем в «окно возможностей» для развития слуха, коммуникации и речи у ребенка. И если обычный ребенок до года учится различать фонемы родного языка естественным образом, не прикладывая усилий, то ребенку, который раньше не слышал, и получил аппараты после 1 года, придется приложить для этого немало усилий.

Со зрением ситуация аналогичная ситуации со слухом. Нужно как можно раньше выявить нарушение зрения и подобрать очки, научить ребенка носить их и пользоваться зрением. Если ребенок плохо видит, он не видит и не замечает предметы окружающего мира, снижается его активность, может начаться отставание в когнитивном развитии. К сожалению, первый осмотр офтальмолога происходит в возрасте одного года, причем врач еще не измеряет остроту зрения и другие параметры того, как ребенок пользуется зрением. Часто родители впервые узнают, что у ребенка есть снижение зрительных функций, когда ребенку исполняется два-три года. Если нарушение несильное – все некритично, выписывают очки и корректируют зрение. А вот если ребенок имеет очень сильные нарушения зрения, тогда нарушаются, например, такие способности, как восприятие расстояния, глубины пространства, величины предметов, ребенок плохо видит мелкие предметы, не манипулирует ими и так далее.

Если у ребенка к тому же ДЦП, он лишается сразу двух способов познавать окружающий мир: зрения и действия с предметами. Специалисты ранней помощи уже на первичном приеме проводят скрининг зрения и помогают родителям своевременно понять потребности ребенка.

Ранняя помощь — это развитие способностей познавать окружающий мир, способностей функционировать в этом мире.

Специалисты в службе ранней помощи не ставят перед ребенком академические задачи (в отличие от специалистов в сфере образования), они помогают ему быть наблюдательным, проявлять интерес к окружающему миру, пользоваться органами чувств. Важнейшие умения для ребенка — те, которые мотивируют его общаться, пользоваться речью (хотя самой речи пока может и не быть).

Скажем, у ребенка с расщелиной верхней губы и неба возникают трудности произношения множества звуков. Это ведет к нарушению коммуникации. Вот сохранить способность к коммуникации, развить коммуникацию при помощи доступного средства и есть задача специалиста в ранней помощи. Позже, после медицинского вмешательства, когда ребенок получит большую способность к произношению звуков, он будет работать с логопедом над постановкой звуков, и им будет легко, потому что у ребенка сохранена способность общаться с другими людьми и даже разговаривать при помощи альтернативных средств коммуникации.

Что такое альтернативные средства коммуникации?

Если ребенок не может овладеть речью, как средством общения с другими людьми, то специалисты должны подобрать для него такое средство общения, при помощи которого ребенок все же сможет «говорить». Ведь коммуникация – это основная потребность человека, это его право. Например, если ребенок может двигать руками и хорошо запоминает, ему будет доступен жестовый язык, или система коммуникации при помощи картинок. То или иное изображение на картинке – есть сообщение ребенка. Если ребенок по своим возможностям не может пользоваться жестами или картинками, существуют технические средства коммуникации – кнопки, на которые записываются сообщения, коммуникаторы и планшеты с коммуникативными программами.

Даже если ребенок серьезно ограничен в движениях, существуют способы коммуникации, которые используют взгляд ребенка. Останавливая взгляд на той или иной карточке, пиктограмме, ребенок может вести диалог со взрослым. При этом для ребенка важно не просто освоить эти карточки, но и активно использовать их в повседневной жизни.

Если мы даем ребенку возможность говорить (любым доступным ему способом), он тут же продвигается ментально, интеллектуально, повышается его уверенность в себе. Ребенок с синдромом Дауна с 6 месяцев может осваивать жесты для коммуникации, например, жест «дай», «не хочу», «кушать», «спать», «пить». Ребенок с детским церебральным параличом в возрасте 8 месяцев может пользоваться простыми жестами, взглядом. И даже ребенок с самой тяжелой формой ДЦП может вступать в коммуникацию поворотом головы, движением тела.

Задача родителей — дать детям (независимо от тяжести нарушений) возможность говорить и научиться их сигналы распознавать. А задача специалиста по ранней помощи — помочь ребенку и родителям в этом.

Карточки используются не только для коммуникации, не только помогают детям выразить свои желания — они помогают им установить распорядок, понимать последовательность событий, регулировать свое поведение. Скажем, ребенок хочет съесть конфету, а сначала нужно съесть борщ. Родитель может показать карточками порядок действий, последовательность событий. Это помогает ребенку понять ситуацию, согласиться с ней, вносит упорядоченность в его жизнь.

Еще карточки помогают ребенку ориентироваться в пространстве. С помощью карточек можно обозначить, где расположены разные предметы, так на кухонном шкафу висят карточки с изображением тарелок и чашек, а на платяном — с изображением одежды. Карточки помогают ребенку выполнять сложные жизненные задачи, такие как умываться, одеваться, убирать игрушки. Решение такой задачи – это последовательное выполнение ряда простых действий и карточки, расположенные в правильной последовательности, помогают ребенку ее соблюдать.

Как помочь ребенку самому справиться с задачей? Показать последовательно на карточки «открыть воду», «намочить щетку», «намазать пастой», «почистить зубы» и так далее. И тогда он сможет повторить его самостоятельно.

Для специалиста в ранней помощи очень важно позволять ребенку быть активным.

Безусловно, большинство детей по природе своей активны. Но у детей с нарушениями инициатива и активность снижена. Их нужно чуть-чуть подбадривать, их зарождающуюся инициативу бережно поддерживать. Если родители не понимают этого, делают все за ребенка, активность малыша снижается, он «впитывает» позицию «не могущего» и дальше его все кормят, одевают, купают еще много лет.

С чего начинается совместная работа родителя и специалиста службы ранней помощи?

Они вместе исследуют повседневную жизнь ребенка и его мамы, папы. У нас есть такое понятие — «рутина». «Рутина» — это часть ежедневного ритуала. Как малыш просыпается, как ест, как одевается, как играет, как засыпает — все это отдельные «рутины». Если какой-то из этих процессов доставляет трудности ему или его родителям, это можно обсудит со специалистами на сессии.

Для этого они встречаются дома или в службе. Если встреча происходит не дома, в ход идут такие способы исследования как интервью или видео. Специалисты подробно разбирают конкретный процесс. Скажем, рутина «еда».

— поза малыша (может ли он сохранять положение сидя продолжительное время, удобно ли ему или он сползает),

— использует ли он руки,

— подает ли сигнал, когда он голоден,

— может ли манипулировать ложкой (захватить ее, зачерпнуть, удержать, донести до рта и пр.),

— может ли он губами снимать еду с ложки, жевать, глотать пищу,

— какой ложкой (тарелкой) пользуется.

Список этих вопросов можно продолжать. Ведь еда — это не просто процесс получения пищи. Это время общения, это формирование навыка получения и передачи информации. Вот малыш сидит за столом, он видит, распознает пищу, угадывает ее запах или внешний вид, ощущает голод и может каким-либо образом просигнализировать маме об этом. А мама внимательно смотрит на него, улыбается, протягивает ему ложку, спрашивает: «Вкусно?», «Еще?». И малыш понимает ее сообщения и учится давать ответ — кивком, улыбкой, словом. Вот какой тонкий процесс коммуникации со множеством составляющих частей осуществляется во время еды.

Для ребенка коммуникация во время еды — это и право попросить, и право отказаться от еды (то есть быть понятым). А для мамы — умение понять сигналы ребенка и ответить на них. То есть, еда — время общения, взаимодействия, овладения навыков коммуникации для обоих. И если этот процесс не ладился сам по себе, команда специалистов старается понять, какая именно из его составляющих частей дает сбой.

Обычно в команде есть специалист по развитию движения, специалист по коммуникации, специалист в области познания, психолог. Не хватает навыков у ребенка? Или мама не понимает его сигналов? Нужно проанализировать область мобильности, коммуникации, решения простых задач, поведения. Если ребенок не может самостоятельно поддерживать позу сидя, значит ближайшая цель, над которой станет работать физический терапевт с мамой, — подстроить (выбрать) стул, соответствующий потребностям ребенка, а может — усилить силу мышц туловища.

Причем поначалу, когда специалист помогает ребенку развивать новые навыки, его задача – показать маме, как он это делает, далее — помочь маме научиться самой учить ребенка, при этом специалист дает маме как можно больше поддержки, и постепенно снижает ее, чтобы в итоге мама сама справлялась с рутиной и задачей учить ребенка. Например, показали маме правильную позу ребенка, правильную позицию стула — дали возможность маме самостоятельно повторить и проверить, попробовать все сделать самостоятельно. Ведь она поедет домой и снова останется со своими проблемами наедине. Значит здесь, на приеме со специалистом, она должна сама почувствовать себя специалистом.

В семье родился малыш с нарушениями

Если в семье рождается малыш с нарушениями, это неизменно ведет к изменениям внутри семьи. Стрессу подвергается эмоциональное состояние мамы и папы, отношения между ними, отношение каждого из них к ребенку. Если же специалистам удается вмешаться в эту ситуацию быстро, на ранних стадиях, негативные последствия этого стресса для развития ребенка и для семьи в целом можно уменьшить или предотвратить.

Не секрет, что из семей, где родился ребенок с нарушениями, часто уходят отцы. Так вот во многих случаях этот разрыв можно было бы предотвратить, если бы мужчину включили в процесс ухода за малышом, поддержали бы его в его переживаниях, научили бы его поддерживать жену.

Такая помощь должна прийти в семью как можно раньше, пока родительские раны не превратились в незаживаемые, а конфликты — в неразрешимые. И это тоже одна из причин, почему мы настаиваем на том, что необходима служба ранней помощи.

Рассказывает Юлия Васильчикова, мама Ивана Бакаидова:

«Про Институт раннего вмешательства (ИРАВ) я узнала 19 лет назад. Моему сыну Ване тогда было около года. И ему уже поставили пугающий диагноз — ДЦП. В то время выбор у меня был небольшой: или постоянно «прописаться» в больнице или попробовать жить так, как советовали в ИРАВ. Именно жить! Самое главное, чему нас там научили — жить, не дожидаясь, когда ребенок выздоровеет и станет «как все». Полноценно жить с тем, что имеется на данный момент. Радоваться, общаться, любить… не откладывая на потом, на «когда пойдет» или «когда заговорит».

ИРАВ 19 лет назад — это Лена Кожевникова, Катя Клочкова и Вика Рыскина. Адекватные, любезные и внимательные специалисты, игры и увлекательные занятия, отсутствие лишнего медикаментозного лечения и уважение к ребенку и родителям. И понимание того, что ДЦП не лечится, а компенсируется. Это позволило нам не концентрироваться только на двигательных функциях, а развивать Ивана разнообразно».

Сегодня Иван Бакаидов — общественный деятель, защитник прав людей без подписи, программист, создатель трех программ синтезации речи, которые помогают людям с нарушениями речи и их родственникам развернуто общаться и понимать друг друга — «LINKa: напиши», «LINKa: покажи», «LINKa: нажми».

Как сообщалось ранее, врачи Морозовской детской больницы в Москве провели уникальную операцию годовалому ребёнку и устранили у него редкую патологию развития черепа. Подробнее читайте: Московские врачи устранили годовалому ребёнку редкую патологию развития черепа.

Источник

Концепция первых 1000 дней жизни.

первые 1000 дней жизни ребенка. Смотреть фото первые 1000 дней жизни ребенка. Смотреть картинку первые 1000 дней жизни ребенка. Картинка про первые 1000 дней жизни ребенка. Фото первые 1000 дней жизни ребенка

Apr 8, 2017 · 3 min read

первые 1000 дней жизни ребенка. Смотреть фото первые 1000 дней жизни ребенка. Смотреть картинку первые 1000 дней жизни ребенка. Картинка про первые 1000 дней жизни ребенка. Фото первые 1000 дней жизни ребенка

Первые 1000 дней жизни — период от момента зачатия до двух лет. Сейчас на этот этап сфокусировано внимание врачей со всего мира. Именно в это время наблюдается максимальная скорость роста, физического и психического развития. Закладывается тот самый «фундамент», на котором и будет строиться здоровье уже взрослого человека. В течение периода пальма первенства по праву принадлежит питанию. Именно оно во многом обеспечивает физическое и умственное здоровье, сводя к минимуму риски развития заболеваний. Питание беременной, кормящей женщины, введение прикорма и образ питания малыша до двух лет — самые главные инструменты профилактики, которые определяют и программируют здоровье на всю последующую жизнь.

Ис с ледования ученых по всему миру раз за разом доказывают, что питание матери до и во время беременности определяют показатели физического развития новорожденного ребенка. В свою очередь, эти показатели (масса и рост при рождении) являются своеобразным индикатором здоровья человека в будущем. Оптимальное питание ребенка в утробе матери оказывает максимальный благоприятный эффект на продолжительность жизни в целом, а также предупреждает развитие таких распространенных хронических заболеваний, как артериальная гипертензия, ожирение, сахарный диабет, нарушения обмена холестерина.

“70% мозга ребенка развивается в период беременности, поэтому качество еды, которую потребляет будущая мама, должно иметь первоочередное значение” (Ятиндер Батия)

Ятиндер Батия, университет медицины Джорджии, Августа, США: “Имеются серьезные эпидемиологические данные о взаимосвязи между статусом питания матери во время беременности и массой тела ребенка от зачатия до 2 лет после появления на свет. Статус питания матери способен быть причиной дефицита веса и задержки внутриутробного развития. Прием необходимых питательных веществ крайне важен в течение первых 1000 дней жизни ребенка”.

Питанию детей в первые годы после рождения также уделяется большое внимание. Ни для кого не секрет, что исключительно грудное вскармливание в первые 6 месяцев жизни, с дальнейшим его сохранением (до 2 лет-по рекомендациям ВОЗ), в сочетании с грамотным введением прикорма, оказывает влияние как на формирование здоровья в целом, так и на предупреждение развития хронических заболеваний. В первые 2 года жизни закладываются основные пищевые привычки, формируя пищевое поведение на всю жизнь. А изменить уже сформированное пищевое поведение очень и очень сложно.

Итак, основными этапами первых 1000 дней жизни являются:

Питание беременной женщины должно быть:

2. Грудное вскармливание.

Грудное молоко — лучшая пища для ребенка в первые месяцы его жизни. Рекомендуемая Всемирной Организацией Здравоохранения продолжительность грудного вскармливания составляет 2 года.

3. Прикорм — это ввод новых продуктов в рацион ребенка, помимо грудного молока. Как раз в этот период у ребенка формируются определенные вкусовые предпочтения.

Прикорм должен быть:

Подводя итоги, хотелось бы сказать вам, дорогие родители: дети — наше все! К зачатию и рождению ребенка нужно подходить столь же внимательно, как и к его питанию в первые годы жизни. Зачем долго и мучительно исправлять допущенные ошибки, если можно просто их не допускать?

Источник

Первая 1000 дней:
основа всей жизни

Роль питания в настоящее время обсуждается с самых высоких трибун. Причем первостепенная роль отводится профилактике. Генеральная Ассамблея ООН, Всемирная организация здравоохранения занимаются профилактикой неинфекционных заболеваний и борьбой с ними.

первые 1000 дней жизни ребенка. Смотреть фото первые 1000 дней жизни ребенка. Смотреть картинку первые 1000 дней жизни ребенка. Картинка про первые 1000 дней жизни ребенка. Фото первые 1000 дней жизни ребенка

Анна ПЛАКСИНА,
врач-неонатолог, заведующая комплексом НПЦ «Бонум» на ул. Краснокамской, кандидат медицинских наук

Как демонстрируют многочисленные исследования, некоторые люди уже к 30 годам имеют неинфекционные заболевания: инфаркты, инсульты, атеросклерозы, гипертоническую болезнь, ожирение и сахарный диабет второго типа. На долю неинфекционных заболеваний приходится более 60% летальных исходов во всем мире. По мнению ВОЗ, решение этой проблемы напрямую связано с разрешением проблем питания. Под руководством ЮНИСЕФ, ведущих научных мировых институтов (Charite (Berlin), NNI (Switzerland) в практическое здравоохранение внедряется программа – «Первые шаги». Основной ее принцип состоит в том, что первые 1000 дней жизни имеют огромное влияние на всю последующую жизнь. Это аксиома, которая уже не требует подтверждения. Именно влияние первых 1000 дней жизни может способствовать развитию неинфекционных заболеваний.

Первые 1000 дней жизни – это 270 дней внутриутробного развития (9 месяцев беременности) и первые два года жизни (365+365), когда ребенок большинство времени проводит в семье. Эти 1000 дней жизни являются отправной точкой для полноценного и здорового развития сначала ребенка, а затем взрослого человека. Поэтому так важно организовать правильное питание с младенчества для доношенных, а особенно для недоношенных и имеющих особенности развития детей.

Если говорить о недоношенных детях, о малышах с детским церебральным параличом, то первостепенная роль в их рационе отдается белку, играющему важнейшую роль в умственном развитии.

Белок необходим и доношенному ребенку, но, тем не менее, его избыток может являться причиной ожирения. У малышей, которые на первом году жизни имеют прибавку массы тела на 2,5 кг, увеличивается риск развития ожирения в старшем возрасте на 23%. Поэтому, если мы говорим о питании доношенного ребенка, то мы должны дать ему то количество белка, которое обеспечит нормальный рост и интеллектуальное развитие, но не приведет к ожирению. Этим вопросом в первые 1000 дней жизни должен быть озадачен каждый участковый педиатр.

Недоношенному ребенку мы обязаны дать в два раза больше белка – 4-4,5 грамма. Скорость его роста должна быть идентична той, с которой он рос у мамы в животе. Внутриутробно ребенок в основном растет за счет белка. Золотым стандартом питания как доношенных, так и недоношенных детей любого срока гестации (рождения) является грудное молоко. Однако, к сожалению, в грудном молоке для удовлетворения потребностей недоношенного ребенка нет такого количества белка, которое бы ребенок получал в животе, поэтому врач обогащает грудное молоко либо прибегает к назначению заменителей грудного молока, при отсутствии лактации у матери либо адекватной прибавки массы тела, соответствующей внутриутробной скорости роста. Но и недоношенному ребенку нужно вовремя уменьшить долю белка в рационе, когда он достигнет своей скорости роста. Это опять же ежемесячная задача участкового педиатра – индивидуальная оценка физического развития и расчет питания.

Есть такое понятие – педагогический прикорм, когда ребенок пробует разную пищу. Еще во внутриутробный период, заглатывая околоплодные воды, малыш знакомился со вкусами продуктов, которые кушала мама.

Родившись, он продолжает знакомство с помощью грудного молока. В настоящее время по данным мета-анализов при отсутствии аллергического анамнеза в семье рекомендуется формировать у плода, а затем у ребенка пищевую толерантность. Чтобы ребенок, получая пищевые продукты, приобрел толерантность к ним, беременной и кормящей маме (если нет аллергии) можно не ограничивать себя в пищевом рационе. Таким образом, можно профилактировать развитие аллергических заболеваний. Однако, к сожалению, даже в семье без наследственных аллергических заболеваний ребенок может в 15% случаев развить аллергию. Мы не можем это исключить, но мы можем влиять на здоровье детей с помощью образа жизни в первые 1000 дней.

Ребенок-аллергик на грудном вскармливании знакомится с ограниченным количеством вкусов из-за гипоаллергенной диеты мамы, а затем получает и в прикорме далеко не все продукты. С этим мамы связывают избирательность в пище уже подросшего ребенка. Дети, находящиеся на искусственном вскармливании, тоже очень избирательны в прикорме, потому что не знают вкусов разных продуктов, которые могли бы поступать через грудное молоко.

С пищевой избирательностью можно справиться. Доказано, что любому малышу можно привить лояльность к новому продукту, предложив его 11-13 раз. Можно смешивать его с другими продуктами, давать на голодный желудок. в общем, использовать различные хитрости, при этом сохранив уважение к ребенку и не применяя насилия.

Дети-малоежки – еще одна причина переживаний мам. Танцы и песни всей семьей во время кормления малыша, включение мультиков, чтобы отвлекся и сидел с открытым ртом, а родители тем временем совали туда ложку за ложкой – сейчас это не приветствуется. Не следует заставлять детей принудительно кушать. Таким ребятишкам разумнее предложить собственную схему питания: есть меньше, но чаще.

С года ребенок переводится на общий стол: вместе со всеми садится за красиво сервированный обед или ужин, ему не возбраняется в качестве педагогического прикорма брать что-то ручками и пробовать. К сожалению, многие понимают «общий стол» по-своему и начинают кормить ребенка чипсами. Но большинство родителей все-таки соблюдают рекомендации педиатров и считают, что ребенку полезнее питаться супом, паровой рыбой и отварными овощами, и постепенно вся семья переходит на правильное питание. Таким образом, семья воспитывает ребенка, а современные рекомендации воспитывают семью – все переходят на диетическое питание.

Правильное питание в первые 1000 дней влияет на всю остальную жизнь человека. К сожалению, последние исследования показали, что многие дети не едят мясо каждый день, не едят овощи и фрукты, многие уже попробовали на первом году жизни пирожные, сосиски, шоколад. Это нездоровое питание.

Дети с особенностями развития, имеющие детский церебральный паралич, родившиеся с челюстно-лицевой патологией помимо обсуждаемых проблем, имеют анатомические и функциональные нарушения питания: они не могут жевать и проглатывать пищу, имеют снижение усвояемости и перистальтики отделов кишечника и многие другие проблемы. Рядом с такой семьей с самого рождения должен находиться врач.

Именно ранее вмешательство, в частности, пищевые интервенционные меры в первые 1000 дней жизни, могут быть применимы уже с этапа реанимации, и должны продолжаться в отделении патологии недоношенных и ежедневно в семье. Правильная позиция, консистенция и состав пищи, в зависимости от курса реабилитации, технические средства реабилитации, комплаентность (взаимопонимание между врачом, пациентом и его семьей) позволят повысить реабилитационный потенциал детей, имеющих ограничения здоровья.

Я работаю с родителями уже около 7 лет и вижу отдачу. Когда мама с момента беременности следует всем рекомендациям, прислушивается к советам, и мы в итоге видим здорового ребенка – это самая большая награда для врача.

Ссылка на сайт и на книгу обязательна, преследуется по закону об авторском праве.
Copyright © Мамино счастье 2016-2020

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *