первая жена актера видова
Олег родился в самой простой семье, в небольшом поселке Видное, ставшем впоследствии городом-спутником Москвы. Мама мальчика работала учительницей, позже, когда сын стал уже взрослым, заняла пост директора школы. Папа плотничал. Кстати, звучную фамилию Видов будущий актер позаимствует у матери. В детстве Олег был, как и папа, Гарневич.
Семья часто переезжала, что не давала возможности Олегу увлекаться чем-то особенно долго. Первые 14 лет своей жизни будущий актер с родителями побывал в нескольких городах СССР, а также в Монголии и Германии.
Ребенок войны, а Олег Борисович родился в 1943 году, он взрослел в самые тяжелые для страны времена. В своих интервью он ни разу не говорил, что мечтал стать актером. Да и не думалось об этом. Поскорей бы окончить школу и начать зарабатывать копейку самостоятельно.
В 14 лет Видов получил аттестат школы рабочей молодежи и начал осваивать ремесло электрика. В 17 сама судьба привела юношу на работу в Останкино. Разбираясь в проводах, он впервые увидел новую, непохожую на его собственную, жизнь.
Симпатичного паренька заметил Александр Митта, снимавший тогда кинодраму о школе «Друг мой, Колька». Юного электрика пригласили сыграть в эпизоде и даже не указали в титрах, но, увидев себя на экране, Видов уже и думать не мог ни о чем, кроме актерской карьеры.
Друг мой, Колька. (1961)
Удивив всех домашних, он начал готовиться к поступлению в вуз. Не куда-нибудь, а в один из самых знаменитых и недоступных — во ВГИК. Небольшой опыт в кино помог ему сориентироваться на вступительных экзаменах. С первого раза Олег Борисович поступил в священный для него кинематографический институт.
Заметного и талантливого паренька стали брать на эпизодические роли практически с первого года обучения. В его фильмографии появились «Если ты не прав» и «При исполнении служебных обязанностей», но судьбоносным оказался эпизод в мгновенно ставшей культовой картине «Я шагаю по Москве».
Чтобы припомнить лицо мальчика на велосипеде, мелькнувшего на заднем плане знаменитого кинофильма, надо сильно напрягать память. Однако именно на съемках этого кинофильма на Видова обратил внимание Владимир Басов, делающий первые шаги в режиссуре. Высокого синеглазого блондина с мужественным подбородком он пригласил на главную роль в экранизацию пушкинской «Метели».
Следующей его победой была первая экранизация «Обыкновенного чуда», в которой Видов сыграл Медведя. Сегодня о ней мало кто вспоминает, постановка режиссера Марка Захарова давно затмила собой первый вариант. Но роль у Видова удалась, и карьера уверенно пошла в гору. Правда, про актера чаще вспоминали, когда нужна была его фактура: голубоглазый красавец. Лицо у Видова было очевидно «не советским», немудрено, что его больше всего любили иностранцы.
Решение
В одном из последних интервью Видов признается: «Из СССР меня как будто выталкивало». Он рано начал сниматься в югославских фильмах, потом был совместный с Кубой «Всадник без головы», работа с ближним зарубежьем.
Каждый раз, сталкиваясь с иностранными съемочными группами, он понимал, насколько советские артисты лишены свободы самовыражения. Вдобавок и гонорары в СССР сильно отличались от иностранных. Другое отношение к кинозвездам, другая атмосфера.
А покинул СССР он очень просто. Когда пришла пора возвращаться с очередных съемок в Югославии, вдруг понял, что не хочет больше жить прежней жизнью. Ночью актер тайно перешел границу с Австрией и попросил там политического убежища. Капиталистическая страна, для которой диковинкой был именитый представитель великой державы, честно признавшийся, что в СССР не все гладко, убежище предоставила.
Оттуда актер попал в Италию, где познакомился и влюбился — в третий раз и теперь уже до конца жизни.
Как сбежавший из СССР актёр Олег Видов нашёл свою американскую любовь
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
У Олега Видова было множество поклонниц в СССР, он несколько раз пытался устроить свою личную жизнь, но настоящее счастье актёр обрёл лишь за океаном, где встретил свою жену Джоан Борстен, ставшую для него не только женой, но и другом. Она была настоящей американкой, но смогла понять и принять истинно русскую душу талантливого актёра и удивительного человека Олега Видова. И была рядом с ним не только в радости, но и в печали.
Встреча на перепутье
В Советском Союзе проблемы у Олега Видова начались после того, как он развёлся со своей второй женой, Натальей Федотовой. Она была не только дочерью довольно влиятельного генерала КГБ, но ещё и близкой подругой Галины Леонидовны Брежневой. Расставшись с супругой, актёр как-то сразу оказался в творческом вакууме. Стараниями супруги его почти перестали снимать, и Олег Видов решил уехать из страны.
Женился на гражданке Югославии и вполне легально выехал на родину третьей супруги. Но спустя полтора года ему было велено срочно возвращаться в Москву. Осознание того, что обратно его не выпустят ни при каких обстоятельствах, заставило Видова действовать. При помощи друга он получил австрийскую визу, затем смог выехать в Италию, где ожидал получения американской визы.
В Риме Олег Видов остановился в доме актёра Ричарда Харрисона и его супруги Франчески. Волею судьбы в 1985 году, когда в Риме находился Олег Видов, к своим друзьям прилетела из Каира американская журналистка Джоан Борстен.
Они встретились в саду. Стильная Джоан с модной стрижкой и обгоревший и мокрый после купания Олег, возвращавшийся с пляжа. Джоан сразу понравилась Олегу, и он стал следовать за ней буквально по пятам. Но советский актёр совершенно не впечатлил журналистку. Лишь спустя несколько дней девушка обратила внимание, насколько он привлекателен.
Однажды они отправились вместе на прогулку, и Джоан купила газету, в которой была заметка о розыске советского шпиона Олега Битова. Почему-то девушка решила, будто шпион – это и есть Видов, а несоответствие фамилий – это издержки итальянского перевода.
Позже её страхи развеял Ричард Харрисон и встреченный случайно американский кинокритик Альберт Джонсон, узнавший известного актёра с первого взгляда. Шаг за шагом Джоан училась доверять своему новому знакомому, и сама не заметила, как быстро влюбилась в него.
Без предложения руки и сердца
Олег Видов улетел в Америку, а Джоан всё ещё оставалась в Италии. Он звонил ей и просил возвращаться поскорее. В первые же минуты их встречи в США он буквально огорошил её признанием в том, что хотел бы прожить с Джоан всю жизнь. Это можно было расценивать как признание в любви.
Олег Видов и Джоан Борстен стали жить вместе, а в 1989 году актёр как-то утром встал со словами: нам надо пожениться. И попросил возлюбленную организовать их бракосочетание.
Жизнь с Олегом была полна нежности, самых разных неожиданностей и сюрпризов. С ним никогда не было скучно. Оказавшись в США и начав сниматься в кино, актёр считал своим долгом помогать всем своим бывшим соотечественникам, прилетающим в США. В их с Джоан доме в Студио-Сити в Лос-Анджелесе постоянно кто-то гостил. Одни уезжали через несколько дней, другие могли задержаться и на целый год.
Когда спустя 10 лет Олег Видов вдруг сообщил, что они переезжают в Малибу, Джоан поставила условие: их новый дом должен быть меньше предыдущего. Слишком обременяло её постоянное наличие гостей. Правда, целиком от постояльцев семью это не избавило, зато уменьшило их сроки пребывания в доме Видова.
Жизненные принципы
Актёр очень любил ухаживать за участком и даже спорил с садовником, если был не согласен с его методами высадки или ухода за растениями. У Олега Борисовича был довольно изобретательный ум, у него находилась тысяча и одна идея, как решить какие-то бытовые проблемы. При этом актёр до конца жизни не утратил какой-то детской доверчивости.
К примеру, ему очень нравились ковбойские сапоги, но стоили они недёшево. Когда супруге актёра надоело ходить по магазинам и раз за разом после примерки слышать сокрушения мужа по поводу дороговизны, она в очередном бутике просто попросила продавщицу сказать Видову, что понравившаяся ему пара стоит сто долларов. Разницу Джоан, конечно, заплатила, зато Олег Видов с гордостью всем рассказывал, где можно приобрести отличные «ковбойки» всего за сто долларов.
У актёра было удивительное качество: он умел прощать. Его первая жена, Марина, разыскала Олега Видова в социальной сети, и позже они много лет общались. Настроенный матерью против отца старший сын актёра Вячеслав, приехав к отцу после 25 лет разлуки, оказался окружен заботой, вниманием и любовью.
В 1994 году Олег Борисович узнал о том, что у него в Одессе растёт ещё один сын, Сергей. Обстановка в то время в республиках бывшего Советского Союза была очень сложной, и актёр принял решение забрать сына в Лос-Анджелес. Джоан, правда, попросила мужа провести тест на отцовство.
В течение года Серёжа жил вместе с Олегом Видовым, находясь в неведении, что он – его отец. Для мальчика придумали легенду о том, что актёр и мама Сергея Татьяна были хорошими друзьями. После проведённого теста Олег Видов сказал сыну о том, кем на самом деле он для него является. Мальчик сразу был просто потрясён, а потом – безмерно счастлив.
Сергей окончил Калифорнийский университет в Санта-Барбаре, работал поначалу в кинокомпании отца, затем работал в наркологической клинике, а позже открыл собственную, где тоже помогают людям бороться с зависимостью. Впоследствии появлялось ещё множество «наследников» актёра, правда, они быстро исчезали после предложения провести тест ДНК.
Олег Видов вовсе не был белым и пушистом, он мог вспылить, разгневаться, но всегда быстро отходил. А ещё он был невероятно принципиален. И мог отказаться от роли, если она не соответствовала его внутренним принципам и убеждениям. Когда ему предложили сыграть тренера олимпийской сборной, произносящего на соревнованиях фразу «Убей русских!», актёр потребовал убрать её из сценария. Когда ему позвонили, чтобы назначить день съёмок, он первым делом поинтересовался, выполнено ли его условие. Больше создатели фильма на связь с Видовым не выходили.
Джоан Борстен целиком принимала и поддерживала позицию мужа. Она была настолько предана супругу, что готова была следовать за ним на край света. Олег Видов никогда не был скуп в проявлении своих чувств, он до конца дней заботился о женщине, которую любил.
В 2009 году у актёра обнаружили тлеющую миелому. Эта болезнь была неизлечима, но Олег Видов и его семья верили, что он сильный и сможет победить. Действительно, терапия давала свои результаты, и Олег Борисович вёл привычную жизнь. Многие друзья даже не догадывались о его страшном диагнозе. В 2017 году состояние его здоровья резко ухудшилось, 1 мая актёра госпитализировали, а уже 15-го его не стало.
Джоан постоянно находилась рядом с мужем, сын Сергей тоже старался как можно больше времени проводить рядом с отцом. Тогда они уже знали, что счёт уже шёл на часы. Однажды Джоан отошла за книгой, а в палате с отцом оставался Сергей. Олег Борисович вёл себя очень беспокойно и сквозь забытье пытался что-то сказать сыну. Успокоился он лишь после того, как Сергей сказал ему о том, что они все любят Джоан и будут о ней заботиться. Он ушёл очень тихо, когда жена читала ему вслух книгу «Старик и море» Хемингуэя.
На протяжении шести месяцев после смерти мужа Джоан почти не вставала. И вернулась к жизни только потому, что должна была выполнить данное мужу обещание: дописать его автобиографию и выпустить в печать сборник его стихов. После окончания работы она решила снять документальный фильм о талантливом актёре и русском человеке, своём любимом муже. Работа, посвящённая любимому человеку, заставляет её жить.
Олег Видов был известен по фильмам «Сказка о царе Салтане», «Всадник без головы» и «Джентльмены удачи». Он стал одним из первых актеров, эмигрировавших за рубеж и достигнувших там заметных успехов. Но для этого ему пришлось приложить немало усилий.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Олег Видов Часть 2 Глава 46 Наталия Федотова
В 1970 году второй женой Олега Видова стала Наталия Федотова.
Постараюсь рассказать о ней подробней, насколько это возможно.
Родилась Наташа Федотова, в девичестве Шевякова, в победном 1945 году.
(Фото Л.И. Брежнев с внучкой Викторией и Наталией Федотовой в Кремле).
Чтобы в дальнейшем не возникало никаких вопросов и толкований причин и характера
дружбы Галины Брежневой и Наталии Федотовой, о которой существовало и существует
много слухов и мнений, поясню все изначально.
Историческая справка: Леонид Ильич Брежнев.
Леонид Ильи;ч Бре;жнев (6(19) декабря 1906, по другим данным,
19 декабря 1906 (1 января 1907), Каменское, Екатеринославская губерния —
ушел из жизни 10 ноября 1982, Заречье, Московская область) — советский
государственный и партийный деятель, занимавший высшие руководящие посты
в советской государственной иерархии в течение 18 лет: с 1964 года и до
своей смерти в 1982 году.
Герой Социалистического Труда (1961) и четырежды Герой Советского Союза
(1966, 1976, 1978, 1981).
Лауреат Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами»
(1973) и Ленинской премии по литературе (1979).
В сентябре 1930 года уезжает из дома и поступает в Московский институт
машиностроения имени М. И. Калинина, а весной 1931 года переводится
студентом на вечерний факультет Днепродзержинского металлургического
института, и одновременно с учёбой работает кочегаром-слесарем на заводе.
Член ВКП(б) с 24 октября 1931 года.
В 1935—1936 годах служил в армии: курсант и политрук танковой роты в
Забайкалье (посёлок Песчанка расположен в 15 км юго-восточнее города Читы).
Окончил курсы моторизации и механизации Красной Армии, за что было
присвоено первое офицерское звание — лейтенант.
В 1936—1937 годах директор металлургического техникума в Днепродзержинске.
С 1937 года инженер на Днепровском металлургическом заводе имени
Ф. Э. Дзержинского.
С мая 1937 года заместитель председателя Днепродзержинского горисполкома.
С 1937 на работе в партийных органах.
С 1938 года заведующий отделом Днепропетровского обкома компартии Украины,
c 1939 года секретарь обкома.
Вот в те, 30-е довоенные годы познакомились и подружились двое молодых,
стремящихся во всем идти в ногу со временем, Леня Брежнев и Вася Шевяков.
Женившись они продолжали дружить семьями.
Эта дружба продолжалась многие годы, не смотря на то, что Василий Шевяков
выбрал для себя карьеру преподавателя истории, а не партийного работника,
как Леонид. Дети в обеих семьях воспринимались как свои близкие.
* * *
Историческая информация (продолжение)
Л. И. Брежнев был женат на Виктории Петровне Брежневой (урождённая Денисова,
1907—1995, уроженка Белгорода) с 11 декабря 1927 до своей смерти.
По окончании школы, Виктория Петровна поступила в Курский медицинский
техникум. Здесь, в общежитии техникума, на танцах она познакомилась с
будущим супругом, Леонидом Брежневым. На тот момент он учился на третьем
курсе землемерно-мелиоративного техникума, а Виктория — училась на первом
курсе медицинского техникума. Впоследствии вдова Брежнева вспоминала, что
сначала он пригласил на танцы её подружку, но та ответила отказом, поскольку
молодой человек не умел танцевать, а Виктория согласилась. Это случилось в
1925 году. Через три года, в 1928 году, Леонид и Виктория поженились и
поселились под Свердловском, снимали комнату.
Через год у них родилась дочь Галина (1929—1998), а в 1933 году — сын Юрий
(умер в 2013 году). Позже от Галины родилась внучка Виктория Милаева,
и от неё правнучка Галина Филиппова. От Юрия родились два внука,
и несколько правнуков.
С июня 1945 года Л.И.Брежнев начальник политуправления 4-го Украинского
фронта, затем — Политуправления Прикарпатского военного округа, участвовал
в подавлении движения Украинских националистов — ОУН.
Участник Парада Победы 24 июня 1945 года комиссаром сводного полка
4-го Украинского фронта.
С 30 августа 1946 года по ноябрь 1947 года первый секретарь Запорожского
(назначен по рекомендации Н. С. Хрущёва), а затем Днепропетровского
(до 1950 года) обкомов партии.
С лета 1950 года первый секретарь ЦК Компартии Молдавии,
по октябрь 1952 года, когда после личной встречи со Сталиным
на XIX съезде партии он впервые избирается членом ЦК, а на
после съездовском пленуме ЦК избирается секретарём ЦК и кандидатом
в члены Президиума ЦК партии, также член постоянных комиссий при
Президиуме ЦК по внешним делам и по вопросам обороны (в последней с
19.11.1952). Со смертью Сталина в марте 1953 года Брежнев освобождён
от обеих должностей и назначен начальником политуправления Военно-морского
министерства. По утверждению Млечина, с последовавшим в том же месяце
объединением Военного и Военно-Морского Министерств для образования
Министерства обороны были объединены и их политорганы, и Брежнев остался
без работы. В мае Брежнев обратился с письмом к Маленкову с просьбой
направить его на работу в парторганизацию Украины. Приказом министра
обороны № 01608 21 мая Брежнев был возвращен в кадры Советской армии.
По данным П. А. Судоплатова и генерала К. С. Москаленко, среди 10
вооружённых генералов, вызванных в Кремль 26 июня 1953 года для
ареста Л. П. Берия, был и Л. И. Брежнев.
С 21 мая 1953 по 27 февраля 1954 года заместитель начальника Главного
политического управления Советской Армии и Военно-морского флота.
Генерал-лейтенант (04.08.1953).
В 1954 году по предложению Н. С. Хрущёва переводится в Казахстан,
где сначала работает вторым, а с 1955 года первым секретарём ЦК
компартии республики. Секретарь ЦК КПСС по оборонной промышленности
в 1956—1960 годах, в 1956—1957 годах кандидат в члены Президиума
ЦК КПСС и с 1957 года член Президиума (c 1966 года — Политбюро) ЦК КПСС.
В 1960 году назначен председателем Президиума Верховного Совета СССР.
* * *
Но возможно с годами, когда один из них превратился в самое первое лицо
в огромной стране, эта дружба могла и сойти на нет. Но был один случай,
который очевидно не мог забыть Леонид Брежнев. Об этом в семье Шевяковых
хорошо помнили, хотя никогда особенно не распространялись.
Это был случай, когда семья Шевяковых оказала очень большую и важную услугу
Леониду Ильичу Брежневу. Вкратце можно сказать, что он у них прятался
какое-то время, когда для него была опасность быть арестованным.
Следует понимать, что такое могло произойти только в постсталинскую эпоху.
Во времена Сталина никто бы не додумался прятаться от органов. Сам факт был
бы уже сочтен как предательство и признание вины. Хотя все могло быть и
тогда, раньше.
Это могло произойти, вероятнее всего в 1964 году, когда группа
высокопоставленных лиц готовила отстранение Никиты Хрущева от руководства
страной. В эту группу входил Леонид Брежнев, Подгорный, Семичастный –
Председатель КГБ СССР и некоторые другие члены Политбюро ЦК КПСС.
Все готовилось в обстоятельствах полной конспирации в узком кругу
доверенных лиц. Всем им было чем рисковать. Все хорошо помнили что
произошло не очень давно с Малинковым, Кагановичем, Молотовым и Шепиловым.
Все шло хорошо, но вмешался господин случай.
В конце 1963 года, после убийства Кенеди, пришедшая в Белый дом новая
американская администрация начинает использовать термин «Советская угроза».
Произошедшая после Карибского кризиса нормализация отношений между двумя
странами сходит на нет. Выступление Никиты Хрущева в ООН, грозившим показать
Штатам «Кузькину мать», становятся самым популярным роликом на американском
телевидении.
Родилась Джейн Диксон в 1918 году в семье богатого калифорнийского
лесопромышленника, выходца из Германии, Джейн Пинкерт. С самого детства
у нее проявился талант предсказательницы.
В пять лет она точно предскажет великую спортивную карьеру своему брату.
В 1939 году она остановит своего мужа от полета в Чикаго по делам.
Поверивший ей, он остался дома, а самолет на котором он должен был
лететь, разбился и все погибли.
Она предсказала вступление США во Вторую мировую войну в конце 1941 года.
Предскажет поражение Германии не раньше апреля 1945 года.
В 1945 году за шесть месяцев до кончины Рузвельта, скажет ему об этом.
Предскажет появление Мао в Китае.
В ноябре 1952 года, за 8 лет, предскажет выборы президетном Кеннеди,
а также в 1959 году судьбу Мерлин Монро..
в 1963 году отстранение Хрущева.
За месяц предсказала страшное землетрясение на Аляске силой в 9 баллов.
В 1967 году за 12 дней предсказала аварию 27 января 1967 года во время
тренировочного эксперимента на корабле Аполлон, когда из-за замыкания,
о котором она говорила, погибли три американских астронавта.
За неделю до трагедии, сидя в гостинице в Голливуде, она предсказала
убийство Роберта Кенеди. Но его мать ей не поверила и 5 июня второй
Кеннеди будет убит в той же гостинице, где сидела Джейн Диксон.
Рональд Рейган сделал ее своим советником.
Она предсказала и падение Берлинской стены и крах СССР.
Скончалась она, как и предсказала 27 января 1997 года.
Как вы сами пнимаете многие её предсказания были не услышаны, хотя она их
делала прилюдно. Возможно, по этой причине ими и не воспользовались.
А жаль. Ведь в ее дневнике, после ее смерти прочитали последнюю строчку :
« Нью Йорк. 11 сентября. Близнецы. »
А ведь впереди было еще три года.
* * *
Ну а ее безапелляционное заявление о Хрущеве не могло остаться незамеченным
советской стороной. После того скандального эфира соответствующие работники
советского посольства сразу же доложили об этом в Москву. Посол СССР по
своей линии, а спецслужбы по своей в КГБ.
Можно представить какой там переполох они вызвали.
И конечно, из Москвы дали указание выяснить откуда такие сведения.
Естественно, что самому Никите Хрущеву об этом не сообщали.
Джейн Диксон пригласили в советское посольство на встречу с послом СССР.
Он хотел выяснить, откуда у нее такая странная информация.
— «От бога!», – ответила на его вопрос предсказательница.
— «Вы можете оказаться пешкой в чьей-то опасной игре, и, в конце концов,
и рискуете поплатиться за это жизнью…», – говорит он ей.
Но Джейн Диксон непреклонна:
— «Не беспокойтесь. Мне суждено умереть своей смертью в Вашингтонской
больнице в возрасте 79 лет в окружении родных и близких».
Вероятно, после встречи с ней в Москву была послана информация:
— «Волноваться не о чем, эта американка – обычная сумасшедшая».
Послом Советского союза в Америке в то время был Анатолий Добрынин..
Он был назначен послом СССР в 1962 году. Именно он был одним из тех,
благодаря которым Карибский военный кризис не превратился в атомную войну.
* * *
Историческая информация – Посол СССР в США
Анатолий Фёдорович Добрынин родился 16 ноября 1919 в деревне Красная Горка
Можайского района Московской области. Умер 6 апреля 2010, в г. Москва.
Советский дипломат, Чрезвычайный и полномочный посол, посол СССР в США
(1962—86 гг.), Секретарь ЦК КПСС (1986—88 гг.).
В 1962 направлен в Вашингтон в качестве посла СССР в США.
Проработал советским послом в Соединенных Штатах почти 25 лет;
за это время в СССР сменились 5 Генсеков, а в США — 6 президентов.
В 1962 году ему шел 43 год.. Он считался опытным дипломатом-американистом.
Всю свою жизнь занимался советско-американскими отношениями, до этого много
лет проработал в США и имел связи во влиятельных кругах Вашингтона. Работая
в МИДе СССР, он находился в непосредственном подчинении у министра
иностранных дел Громыко и имел с ним хорошие личные отношения.
* * *
Добрынин, безусловно, являлся человеком Громыко.
События Карибского кризиса и участие в них посла СССР хорошо показаны в
американском кинофильме «13 дней», в котором его роль исполнил актер русского
происхождения. Забегая вперед, следует сказать, что еще одна роль советского
дипломата в этом фильме – Представителя СССР в ООН – Зорина была великолепно
сыграна Олегом Видовым.
Почему же министр иностранных дел СССР не доложил самому Никите Хрущеву
об этом происшествии?
Все становиться понятным, если посмотреть биографию самого министра.
* * *
Историческая информация – Андрей Громыко
Андрей Андреевич Громыко родился (5 (18) июля 1909 в деревне Старые Громыки,
Гомельский уезд, Могилёвская губерния, Российская империя.
Дипломат и государственный деятель СССР,
в 1957—1985 годах — министр иностранных дел СССР,
в 1985—1988 годах — председатель Президиума Верховного Совета СССР
В дипломатической сфере — неофициально — ученик Начальника Отдела внешних
сношений Генерального штаба Вооружённых сил СССР сотрудника Главного
разведывательного управления генерал-лейтенанта Александра Филипповича Васильева.
В 1944 году А.А.Громыко возглавлял советскую делегацию на конференции в
усадьбе Думбартон-Окс, город Вашингтон(США), по созданию Организации Объединённых Наций.
В 1985 году на заседании Политического бюро Центрального комитета КПСС в
Москве выдвинул кандидатуру М. С. Горбачёва на должность руководителя
Коммунистической партии Советского Союза.
Его положение при Хрущёве было весьма непростым. Говорили о «негибкости»
А. А. Громыко и непригодности его к осуществлению «динамичной» хрущёвской
политики».
Положение министра через некоторое время после отстранения Хрущёва от
власти, начало менятся по мере укрепления его позиций в партийной иерархии.
Он пользовался все большим доверием Л. И. Брежнева, вскоре перешел в
разговорах с ним на «ты», установил тесный контакт с Минобороны и КГБ «.
Ушел из жизни 2 июля 1989 года в Москве.
А председатель КГБ – Семичастный как раз и был одним из заговорщиков
по устранению Хрущева.
Именно ему самому первому и сообщили об американской предсказательнице.
Вот тогда и появилась угроза для участников заговора и для Леонида Брежнева
персонально. Возможно, что они и сочли лучшим временно ему где-то находиться
вне дома.
Интересно, что слова связанные с отстранением Хрущева прозвучат еще раз уже
в 1964 году, но уже в самой Москве. И сделает это совершенно безобидный
киноактер Юрий Белов, который позже тоже будет иметь отношение к Олегу Видову.
Но об этом будет рассказано отдельно и я не буду повторяться.
« 14 октября 1964 года состоялся Пленум Центрального Комитета КПСС.
Пленум удовлетворил просьбу т. Хрущёва Н. С. об освобождении его от
обязанностей Первого секретаря ЦК КПСС, члена Президиума ЦК КПСС и
Председателя Совета Министров СССР в связи с преклонным возрастом и
ухудшением состояния здоровья. Пленум ЦК КПСС избрал Первым секретарём
ЦК КПСС т. Брежнева Л. И.»
Так об этом событии сообщалось в советских газетах.
А Леонид Брежнев не забыл услугу, которую ему оказали Шевяковы и дружба
их семей продолжалась. И если они сами не виделись так часто, как прежде,
то вот их дочери превратились в близких подруг. И Наталия часто бывала в
резиденции Л. Брежнева, а Галина у неё дома на Котельнической набережной.
Также Наталию Брежневы брали с собой на отдых в Крым и на Кавказ.
* * *
Но, чтобы быть до кона объективным, следует озвучить еще один случай в
жизни Леонида Брежнева. В самом начале его жизненной карьеры, когда он
в Свердловской области работал землемером, он допустил оплошность за
которую в те времена (вредительство) мог быть арестован. Он все бросил
и срочно уехал на Украину, предположительно в Днепропетровск. Возможно,
что именно тогда был тот случай, когда убежище он нашел в семье друзей –
Шевяковых. Какой из этих двух случаев остался в памяти родителей Наталии?
Но выяснить подробности тех обстоятельств сегодня уже не удастся.
Все участники тех событий уже не доступны.
* * *
Ну а мы с Вами вернемся к Наталии Федотовой.
В то время, когда в конце 1970 года Наталия познакомилась с Олегом Видовым,
ей было 25 лет.
Она была эффектной, элегантной женщиной, которая умела и себя вести, и
преподнести в любом обществе. На нее обращали внимание, где бы она ни находилась.
Знакомиться с мужчинами, тем более с такими, которые своей внешностью
обращали на себя внимание, она всегда была готова. Ей это льстило.
Галина родилась 19 апреля 1929 года и на 16 лет была старше Наталии.
И вероятнее всего, что просто так между ними не могло быть никакой дружбы.
Если бы не одно обстоятельство. Это была не личная дружба двух женщин
разных по возрасту. Их отношения были основаны, как я написал выше, на
многолетней дружбе их семей. К детям в этих семьях относились как к родным.
И отношения между дочерями больше соответствовали отношениям старшей и
младшей сестер.
( На фото Галина Брежнева и Наташа Шевякова. )
Но так получилось, что младшая, росшая в Москве в доме профессора истории,
оказалась более утонченной, более практичной, если не сказать более
прагматичной, чем ее старшая подруга. Впервые Галина Брежнева попала в
Москву в 1945 году, когда ее отец участвовал в Параде Победы. Галине тогда
было уже 16 лет. Выросшая в провинциальных условиях, в местах работы ее отца,
она всю свою жизнь не могла избавиться от присущей провинциальному
мировоззрению специфике. Настоящих подруг – друзей, в силу ее статуса,
у нее не могло быть. И вот дочь Шевяковых – Наташа, которая росла почти у
нее на глазах, будучи умнее, практичнее, сообразительнее и становиться той
подругой, по-настоящему единственной, с которой Галина может поговорить обо
всем, рассказать и посоветоваться о сокровенном, а порою и получить помощь
в решении каких-то вопросов.
Наталия очень часто с Галиной участвовала в разных официальных мероприятиях
в Большом Кремлевском дворце. Сохранилось много фотографий их там вместе и
рядом с ними разные высокопоставленные лица.
Кто был инициатором присутствия Наталии на государственных приемах, сама
Галина или ее отец, сам Леонид Ильич, который к Наталии относился с особым
теплом. и симпатией, не известно.
Галина часто приезжала к Наталии и не редко просиживала у нее целые дни.
Хотя Наталия и имела институтский диплом, но по-настоящему нигде не работала.
Вот так за бутылкой, другой, шампанского подруги проводили время, обсуждая
происшедшие накануне события и прочее. Они знали друг о друге многое.
Дочь же Галины – Виктория в доме Шевяковых была как своя родная, проводя там
иногда целые недели.
Прожив с ним не долго, она прошла хорошую школу. Поняла, что такое мужчина,
который властно решает все жизненные вопросы и не терпит никаких возражений
и тем более проявление женского мнения и желаний.
Как правило, она на эту тему не распространялась. Вероятнее всего стыдно было
вспоминать те обстоятельства. Если учесть его звание (конечно если она сама
не добавила ему звездочек, для солидности), то он должен был быть старше ее
лет на 10-15. Очевидно, в этом у нее с Галиной было что-то общее (интерес к
зрелым мужчинам), или у них к ним.
После этого она через некоторое время встретила мужчину (художника – графика)
Алика Киршенбаума. И когда они решили пожениться, она ему объяснила, что с его
фамилией думать о приличной карьере бессмысленно и предложила поменять ее, и
каким-то образом возникла фамилия Федотов. А она, таким образом, превратилась
в Наталию Федотову.
Трудно сегодня сказать, благодаря чьей помощи, но он работал позже в АПН
(Агентство печати и новостей). Но в силу разных обстоятельств они расстались
прожив не долго. По непроверенным мною данным, судя по ее рассказам, несколько
лет. Возможно, он не оправдал ее надежд, и как муж, оказался не состоятельным в
карьере, или еще почему-то.
По этому поводу Олег говорит вполне определенно:
« Меня вообще никогда не интересовало прошлое женщины, которая мне нравилась.
У меня не было этих комплексов – кто какой и почему. »
И вот после такого жизненного опыта она знакомиться с Олегом Видовым, который
был совершенно другим человеком. Хотя у меня иногда возникает сомнение, было
ли это случайным для нее знакомством.
О том, как произошло их знакомство существует ее рассказ, но реально это
происходило немного иначе.
Она говорила, что их знакомство произошло благодаря фильму « Один из нас ».
Наталью Федотову в этот фильм на эпизодическую роль жены немецкого посла
Шуленбурга посоветовал пригласить ее приятель, сценарист этого фильма
Алексей Нагорный.
(Кадр из фильма « Один из нас » Наталия в роли жены немецкого посла.)
Сразу после съемок эпизода он повез ее в ресторан гостиницы «Националь».
(фото Здание гостиницы Националь и ресторана на первом этаже.)
Там за Федотовой внезапно стал ухаживать красивый блондин, которого она до
этого не знала. Он представился ей Олегом и своими манерами произвел на
женщину приятное впечатление. Когда чуть позже Наталья описала его внешность
Галине Брежневой, та сразу опознала незнакомца:
«Да это же артист Олег Видов! Отнесись к нему благосклонно, он неплохой
парень». Наталья послушалась совета лучшей подруги и стала встречаться с
Видовым ».
Так об этом рассказывается в некоторых публикациях СМИ,
которые перепечатывают её друг у друга.
Олег же вспоминает:
« Однажды я со своим знакомым режиссером (Геннадий Полока – авт.) зашли в
ресторан Националь. Было это под вечер. Там Генадий за одним из столиков
увидел свою знакомую. Мы подошли к ней, поздоровались, и учитывая, что она
была в тот момент одна, вероятнее всего ждала кого-то, сели за ее столик.
Разговорились. Она назвалась Наталией Федотовой ».
Следует уточнить, откуда Генадий Полока знал Наталию Федотову. Дело в том,
что именно он был режиссером того фильма «Один из нас», в котором Наталия
снималась в эпизодической роли в это время. Познакомил их сценарист этого
фильма Алексей Нагорный.
Судя по тому, как Наталия Федотова описывает знакомство с Олегом, и как об
этом рассказал Олег, становится понятным, что Наталия сама с Галиной Брежневой
спланировали это знакомство и попросили организовать его своих, теперь
знакомых: Нагорного и Полока. И сделать это, как бы невзначай, и в обстановке
не официальной на студии. Ресторан «Националь», где меньше всего бывало простых
москвичей и тем более просто киношников, для этого подходил самым лучшим образом.
Все остались очень довольны. И в том числе Олег. Наталия ему действительно
понравилась, и он чувствовал, что и он ей нравится. Иначе он бы не дал ей
свой телефон и не пригласил бы приехать в гости.
На следующий день Наталия воспользовалась этим приглашением и приехала к Олегу.
В тот вечер она домой уже не вернулась. Общаясь с ним некоторое время, она
очень быстро поняла, что он совершенно другой мужчина, деликатный, скромный,
не способный на грубость.
Однажды он сказал мне – « Я никогда не ухаживал за женщинами, если видел,
что я им не понравился. В таком случае навязываться – это глупо. »
Наталия понимала, что такой не будет диктатором, не будет командовать
и подавлять, тем более распускать руки. И она применила все свое женское
мастерство и опыт, чтобы увлечь его и по-женски привязать к себе. Многие
женщины знают, как это делается, а многие мужчины по себе знают, как это
происходит, и как они влюбляются. Да и сама Наталия не могла в результате
не влюбиться в этого доброго, обаятельного красавца. Было бы очень не понятно,
если бы этого с ними не произошло. Спрашивается, что же еще надо было этой
женщине, когда сотни и тысячи совсем молодых и зрелых женщин уже были его
поклонницами, чтобы не сказать, что были в него влюблены.
И конечно, через некоторое время они поженились. Даже после тех
непродолжительных отношений, они оба этого хотели. Произошло это в ноябре
1970 года.
Хотя в будущем она будет преподносить это так, как ей было удобно:
« Чтобы как-то меня расшевелить, Галина стремительно взялась за наше сближение.
По ее словам, Олег едва ли не валялся в ногах, упрашивая ее уговорить меня
выйти за него замуж. На это я шутя парировала: «Завтра или никогда». Я
прекрасно знала, что завтра – выходной. Утром примчалась Галина: «Срочно наводи
красоту, тебе к девяти в ЗАГС». И со смехом рассказала, как Олег за день
обегал множество инстанций и уломал сотрудников ЗАГСа выйти в выходной и
расписать нас. Восхищаясь стараниями Олега, она схватила из гардероба платье и
натянула его на меня: «В природу впишемся классно!» Представляете, на ней
была коричневая бархатная юбка и кремовая блузка, а на мне вместо традиционного
белого – зеленое платье. Будучи в полной уверенности, что все это розыгрыш,
я поехала вместе с ней в ЗАГС и через сорок минут стала женой Олега Видова…»
Судя по всем обстоятельствам, имевшим место быть в то время, ее рассказ
воспринимается как, попытка желаемое выдать за действительное.
И при этом все «стрелки» этих событий перевести на себя.
В подтверждение моих выводов могут служить и ее интервью 90-х годов.
В одном из них в 2004 году газете Московский комсомолец она сказала:
— «Мой отец был профессором и занимал высокий пост в советском правительстве.
Он знал несколько языков, часто выезжал за границу ».
Да, он вполне мог в определенное время стать профессором.
Но он был преподавателем истории в институте и никакого отношения к советскому
правительству соответственно не имел, тем более что он был слепым, вопрос о
частых поездках за границу места не мог иметь. Конечно, если только не считать
поездки на отдых в Болгарию и прочее, что совершенно свободно могло иметь
место. Но анализируя другие обстоятельства жизни этой семьи, я думаю, что и
это не имело места часто.
А на вопрос журналистки – «Галина Брежнева приехала в Москву провинциальной
девочкой, но очень быстро освоилась. Видимо, это случилось благодаря вам?»
Наталия отвечала очень уклончиво:
Но самое интересное, что Наталия в том победном 1945 году только родилась и
ничего не могла знать о приезде Галины в Москву, сама этого не могла помнить.
А сама адаптации Галины в Москве проходила, когда Наталии было всего девять
– 11 лет. Не очень много мог понимать и знать ребенок в те советские годы.
Я это понимаю, так, как был сверстником Наталии. Да, конечно, Галина к
родителям Наталии относилась очень хорошо. Она знала их с самого детства.
Также не искренно звучат ее слова, что когда она познакомилась с Олегом,
« его никто не знал. Видов был скромным мальчиком из малообеспеченной семьи.
Носил рваные ботинки. Его испортила слава, которая оказалась недолговечной. »
О славе мы не будем говорить, потому что это бессмысленно, тем более о ее
недолговечности. А вот о том, что он был никому не известным после 13
фильмов с его участием и в 7-ми из них в главных ролях, можно поспорить.
После Каннского кинофестиваля и четырех фильмов за рубежом, он не мог быть
никому не известным. Как я уже говорил, открытки с ним уже продавались по
всей стране. А это миллионный тираж.
А по поводу малообеспечености следует пояснить – большинство семей в СССР были
малообеспеченными и жили от зарплаты до зарплаты. Но в отличие от отца Наталии,
отец Олега как раз работал в советском правительстве. Почти всю свою жизнь с
1939 года он работал в союзных министерствах и на высоких должностях
заведующего отделом. И хотя жил отдельно от матери Олега, всегда помогал им
материально, хотя и немного. По моим сведениям он зарабатывал больше, чем отец
Наталии в институте. Да и у матери Олега проблемы начались только тогда, когда
она по инвалидности не смогла работать в школе.
В те времена, когда они познакомились, Олег шикарно одевался, всегда был
элегантным, одетым во все импортное, причем зарабатывая на все это деньги
сам, много снимаясь.
Когда человек не искренний в одном, то он может быть не искренним и в другом.
Не хватило у Наталии смелости на вопрос :
— «Что случилось с известной брежневской квартирой на Кутузовском проспекте?»,
ответить как есть. Она сказала, что «ее продали после смерти вдовы Брежнева,
Виктории Петровны».
Постеснялась сказать, что продала ее Виктория Петровна перед своей смертью
брату Наталии, который там и живет поныне. Не знала тогда Наталия, что и
после ее смерти, родной брат будет пытаться отнять у ее сына – у своего
племянника еще и ее квартиру на Котельнической набережной, ту, которую ее
семья получила благодаря Олегу Видову после рождения их сына.
Вернемся же к Галине. По словам Наталии, получалось, что Галя даже редко на
государственной машине ездила, предпочитала такси. Хотя я знаю, что даже
когда Наталии нужна была машина, она звонила Галине, и та присылала служебную.
Конечно, когда Галине надо было, чтобы никто не знал, куда она едет и к кому,
то она брала такси. Хотя в Москве это все равно не оставалось незамеченным.
Надо понимать, что дочь Генерального Секретаря ЦК КПСС не могла не быть под
присмотром КГБ. А соответственно и ее самые близкие контакты.
На третий день их знакомства, утром в квартире Олега они позавтракали и им
пришлось расстаться. Наталия вынуждена была поехать к себе домой, так как
Олег в этот день уезжал в Ижевск для участия в Неделе фильмов киностудии
Мосфильм. Там были запланированы показы фильмов студии и творческие встречи
актеров со зрителями.
Небольшое отступление:
(Когда я анализирую те обстоятельства, которые тогда происходили в жизни
моих героев, у меня появляется чувство, что была еще какая-то составляющая
того процесса, но определить ее сегодня нет возможности )
После возвращения Олега из Ижевска, Наталия приехала к нему домой и повезла
его знакомиться со своей мамой. Олегу у них понравилось. Наталия жила с
родителями и с младшим братом в трехкомнатной квартире в высотном доме на
Котельнической набережной.
Это один из тех домов, которые в Москве называли Сталинскими высотками – они
были самыми высокими зданиями в Москве в то время.. Квартиры в этих домах были
большие по площади с высокими потолками. Следует пояснить. В этих квартирах
были очень большие прихожие и просторные кухни и коридоры. Вместе с ними жила
еще и домработница. Места всем хватало.
« А Наташа после этого посещения перебралась жить ко мне в квартиру.
Она как- то сразу превратилась в режиссера моей жизни. Говоря современным
языком, она была очень хорошим в этом вопросе менеджером. Знала что и как
надо сделать и очень четко это все делала. Почти сразу начала говорить
о нашей женитьбе. Я был не против этого.»
Судя по тому, что рассказал Олег, у Галины Брежневой не было никакой
необходимости содействовать их сближению. Это все великолепно получалось
у самой Наталии. Но все-таки ее содействие было необходимым. В советских
ЗАГСах просто так прийти и расписаться было не возможно. Вначале надо было
подать заявление, а потом ждать несколько месяцев дня регистрации. Вот
устранением этой помехи и занялась Галина. Для этого ее имени было вполне
достаточно. Она и договорилась о дне и месте их регистрации. Учитывая, что
и у жениха и у невесты это был не первый брак, они не делали из регистрации
особенно торжественного зрелища.
Прошел всего один месяц с момента их знакомства, как они отправились в ЗАГС.
— « Я накануне позвонил своему приятелю в Томилино – фотографу Саше Парамонову
и попросил приехать и сфотографировать нашу регистрацию.
Всегда, когда Наташе нужна была машина, она звонила Гале.
И в этот раз тоже. Галина приехала за нами на Волге раньше времени. Помогла
Наташе собраться. На Наталии было красивое темно-зеленое платье, которое ей
очень шло »
Немного подумав, что-то вспоминая, Олег добавляет:.
— « С Галиной был приятный человек из Армении. Собравшись, мы все отправились
в ЗАГС. Там никого не было. Нас уже ждали, быстро зарегистрировали,
поздравили. Мы распили бутылку шампанского и уехали.
Свадебный банкет был через некоторое время в отдельном помещении ресторана Прага.
— » Среди гостей был и знакомый Наталии сценарист Алексей Нагорный. и
режиссер Полока. Самое интересное, что он был такой крупный, видный человек,
что если бы он был тогда в ресторане Националь, то я бы точно на него
обратил внимание и запомнил его присутствие. Но его тогда( в ресторане авт.)
не было.»
(фото здания Ресторана Прага на Калининском проспекте в Москве в 70-е годы.)
Когда смотришь на их брачные фотографии, понимаешь, что они испытывали
друг к другу не просто любовь, но и своеобразную страсть.
В какой степени это была любовь никто не может знать и определить.
Нет объективных критериев для оценки этого. Но можно всегда сказать
определенно, что страсть всегда является ключом к самым близким и
длительным отношениям, превращающих двух людей в любящих и любимых.
Тогда у них это было.
Будучи уже тогда мудрой и опытной женщиной, она хорошо знала и умела, что
и как нужно делать, чтобы привязать к себе мужчину, тем более мужа.
Олегу после женитьбы пришлось больше работать. Как любой актер, сниматься
больше, или меньше по своему собственному желанию он не мог, это зависело
не от него, а вот ездить на разные встречи со зрителями он мог. И после
женитьбы он это делает чаще, чем прежде, чтобы заработать деньги в дом –
в семью.
Наталия же продолжает сидеть дома.
Во время его пребывания в Москве она делает все, что бы муж был ею доволен.
Так оно и было. И конечно, их страстные отношения дали свои плоды.
У них появляется сын – Вячеслав. Все счастливы. И родители Наталии – у них
появляется любимый внук, и подруга Галина, что у Наталии все складывается
хорошо, и две самые преданные Олегу женщины: мама и тетя Нюта – у них тоже
наконец есть внук – продолжение их жизни.
Произошло это 1 февраля 1972 года.
Олег в это время находился на Кубе, на съемках « Всадника без головы ».
В Москву он прилетел как раз в тот день, когда Наталия выписывалась из
роддома.
Приехавшему папе сразу вручили сына.
Кстати, имя сыну дала Наталия, и как она потом объясняла – это в честь её
очень хорошего друга – генерала КГБ Вячеслава Кеворкова.
(Возможно, Наталия говорила о церкви в Старосадском пер., д.7 в Китай-Городе.
Но этот храм не является православным приходом и мало вероятно, чтобы они
туда отправились. Вероятнее всего, что Наталия что-то опять путает, выдавая
желаемое за действительность. )
При этом Галина Брежнева стала крестной матерью сына Олега Видова.
Инициатором крещения ребенка выступила как раз будущая крестная.
Возможно, что ей очень хотелось в своей и так бурной жизни оказаться
и в этой роли. Остается надеяться, что крестным был не генерал КГБ.
Сам Олег Видов тогда об этом ничего не знал.
Он в этот период своей жизни снимается в Союзе, заканчиваются съемки Всадника
без головы », ездит в Германию на съемки «Люцовера». И очень много ездит по
стране. Деньги нужны уже втройне.
И вот здесь мне хочется обратить ваше внимание на слова Наталии,
сказанные в одном из ее интервью:
«Что же касается популярности Олега, то знаменитым актером он стам при мне.»
Это значит, что она считала, что до 1971 года он не был известным, и
не был популярным. А вот с 1971 или 1972 года вдруг стал знаменитым.
Насколько ее слова наивные и не соответствуют реальности, всем и так понятно.
До 1972 года Олег снялся уже в 21 фильме.
Из них в 10 фильмах в главных ролях и в четырех иностранных фильмах.
При этом побывав на съемках в Дании, Швеции, Исландии, Югославии.
Со скандинавским фильмом был на Каннском Международном кинофестивале.
И следует признать, что это она выходила замуж за популярного, как тогда
говорили, актера. И в том, что после выхода на экраны « Всадник без головы »
его популярность становиться еще больше, ее заслуги вовсе нет.
И вот теперь я хочу развенчать несколько мифов, которые сопровождают их
семейную жизнь. В прессе писалось, что после женитьбы на Наталии благодаря
ее стараниям и знакомствам на него посыпались роли в кино.
Нормальные отношения между супругами продолжались чуть более пяти лет: с 1971
по 1976 год. И за это время он снялся в стране всего в четырех фильмах.
Вторым был фильм «Москва, любовь моя», в котором он тоже сыграл главную роль.
Фильм же, снимавшийся совместно с японцами, был полностью под их контролем и
вопрос об актере на главную роль решался и утверждался ими. И этим актером мог
быть только тот, кто им подходил. Об этом у меня есть отдельно в главе об этом фильме.
Третьим был фильм «Семья Ивановых», где Олег сыграл эпизодическую роль и
ничего значительного она не представляла, чтобы добиваться ее получения через протеже.
А в четвертом фильме «Легенда о Тиле » он тоже сыграл небольшую эпизодическую роль.
Вот и получается, что никакого «рога изобилия» из ролей – то и не было.
Ну а к съемкам за границей в Германии и Македонии Наталия вообще не могла иметь
отношение. Никогда ни один западный режиссер не будет брать актера в свой фильм
по блату, да еще из другой страны, по протекции партийных чиновников. Его хорошо
знали в Европе и поэтому приглашали. В Македонии знали по Югославским фильмам и
знали, что он говорит на сербско-хорватском.
В Германии знали его по съемкам в Дании, и опять же он знал с детства немецкий.
Участие же Наталии в этих проектах было только односторонним – получение от
мужа подарков, которые он привозил из заграницы, купленные на сэкономленные
суточные. Деньги, причитавшиеся ему за съемки, получало государство. Оно
(Госкино) и было заинтересовано отпускать его на эти съемки. Не так много
советских киноактеров снималось на западе, чтобы препятствовать этому.
Тем более, что с самой первой поездки в Данию –Швецию о нём имелось мнение,
как о надежном человеке.
Но надо отдать должное Олегу, он привозил подарки не только своей жене и сыну,
но и своим друзьям, о чем честно рассказала актриса Наталья Селезнёва, жена
его кинематографичного отца – Владимира Андреева.
Меня тоже не пустили второй раз в Польшу в 1979 году, когда я разошелся с
женой. Директор не подписала характеристику. Тогда в СССР было такое положение.
А для его выезда в Германию, Македонию и Венгрию на съемки таких проблем уже
не было. Его хотели снимать и платили Госкино валюту, а он в это время был уже
опять женат и имел ребенка. И для его поездок никакие ее протекции не требовались.
Он был совершенно выездной, как тогда говорили, и ездил не только на съемку, а
и на премьерные показы фильмов с его участием за границей. А продавали их по
всему миру и показывали по всему миру: и в Латинской Америке, и в Австралии, и
во всей восточной и западной Европе, и даже на Мадагаскаре он побывал с показом
советских фильмов. Это как раз в отличие от нее самой, которая никогда не
ездила за границу. В связи с чем, у меня всегда возникают разные риторические
вопросы. Даже, когда Олега с ней конкретно пригласили в Мексику, она туда не
поехала. Очевидно, кто-то очень не хотел, чтобы она оказалась заграницей.
Вероятнее всего на то были причины (слишком много знала о первых лицах).
А вот в резиденции Брежнева в Крыму она отдыхала часто.
К сожалению, события в жизни Олега в течение только этих пяти лет
трансформируют на все время его творческой карьеры в СССР и не только творческой.
Даже телеведущий Андрей Малахов в своей передаче «Сегодня вечером», посвященной
70-летию Олега Видова, тоже впал в заблуждение.
Во время рассказа, как Олег принес своим знакомым Владимиру Андрееву и Натальи
Селезнёвой детскую люльку для их новорожденного сына, которые в то время были
проблемой, он спросил, что неужели для Галины Брежневой и ее подруги коляска
была проблемой. Но это была не коляска, а плетеная люлька, купленная Олегом на
базаре в Подмосковье, и происходило это в 1969 году, опять же до Наталии Федотовой.
Ну а мы давайте вернемся в те далекие для нас времена – в 1972 год.
Как сказано выше, Наталия Федотова до встречи с Олегом жила вместе со своими
родителями на Котельнической набережной 1/15.
Эта высотка стоит на впадении реки Яузы в Москва реку, угол Котельнической
набережной и Подгорской набережной. Жили они в той части здания, которая
называлась корпус В, выходивший на Подгорскую набережную в квартире № 109.
Жило там пять человек. В одной спальне родители, во второй Наталия, ее брат в
гостиной, а домработница спала в кухне.
Когда Олег с Наталией поженились, она переехала к нему в двухкомнатную квартиру.
Но уже через пять месяцев, когда она знала что беременная, и когда стало ясно,
что ей нужна постоянная помощь, переехала обратно к маме.
Многие женщины знают, как нелегко проходят иногда эти месяцы первой беременности.
Наталия была не исключением.
После рождения сына она продолжала жить у мамы, так как нужна была женская
помощь. Олег же продолжал много ездить – зарабатывать деньги. Но именно
появление у них ребенка оказало содействие в том, что ее семья получила
другую квартиру, более просторную, можно сказать более шикарную. Это была
пятикомнатная квартира № 210 в высотном корпусе – «Б» по центру здания с окнами
на Кремль на одиннадцатом этаже, взамен их трехкомнатной..
Вот тогда в конце 1972 года, вернувшись после очередных съемок, Олег
перебирается к жене на Котельническую набережную.
( На фото Олег с Наталией в комнате, которую называли кабинетом.)
Находясь в Москве, Олег очень любил гулять с сыном. Ему нравилось
приезжать с ним в Томилино к маме и тете.
Многие знают, что с рождением ребенка часто женщины становятся добрее, нежнее,
внимательнее, заботливей и к своему ребенку, и к мужу.
Но с Наталией со временем произошли перемены в другую сторону. Сегодня, через
много лет, трудно сказать что было реальной причиной этих перемен.
Она становится раздражительной, не сдержанной.
С рождением ребенка она уже не может вести тот же, привычный для нее светский
образ жизни. Помогать ей особенно некому. Олег часто отсутствует. У него съемки
и поездки на встречи со зрителями. Он зарабатывает деньги на семью. Мама и тетя
Олега живут в Томилино и по состоянию здоровья и по возрасту не очень могут ей
помогать. А ее собственная мама, хотя и находиться рядом и, конечно, как может
ей помогает, но она привязана к собственному слепому мужу. Наталия взрослеет,
и все больше понимает, что статус подруги Галины Брежневой для многих что-то
значит, но для нее самой дает не много. Работы, где можно себя реализовать,
нет, круга интересных друзей тоже. Она все больше превращается только в жену
популярного актера и мать его ребенка. А именно это ее и не устраивает, раздражает.
Хотя как все на земле он был не святой. И все человеческое ему было не чуждо.
Но все должно иметь свои рамки. И он это хорошо знал.
Причина была не в нем, а в ней. Но она этого не понимала. Он стремился идти
вперед, а она вместо того, чтобы его стимулировать, поддерживать, еще больше раздражалась.
Он поступает второй раз во ВГИК, уже на режиссерский факультет.
Как заслуженного артиста РСФСР и как уже имеющего диплом ВГИКа, его принимают
на третий курс. Он занимается и одновременно работает: снимается и ездит по
стране. А она все больше впадает в депрессию неудовлетворения самой собой.
А к этому добавляется еще и аналогичное состояние Галины Брежневой, вышедшей
замуж за Чурбанова и понявшей, что она его не любит. По старой традиции она
приезжает к Наталии и подруги за шампанским, изливают друг другу свои
«горести», подогревая друг друга. Теперь они, как бы становятся
единомышленниками, пострадавшими от семейной жизни.
Олег хорошо это видел, знал и понимал. Понимал, что помощи ему от них никакой
быть не может. Что никто его не будет снимать в кино благодаря звонкам. Да он в
этом и не нуждался. Когда по сценарию требовался определенный типаж, которому
он соответствовал, то найти ему замену или конкуренцию было бесполезно. Но, к
сожалению в советском кинематографе не практиковалось написание сценария под
актера. Были случаи, когда режиссеры подбирали сценарии под своих жен и снимали
их. Но, к «сожалению», у Олега не было жены режиссера, которая его бы
постоянно снимала. Я пишу это, как вы понимаете с большой долей юмора.
Отношения между ними все больше и больше теряют смысл, и они расстаются.
Хорошо, что у Олега еще до встречи с Наташей была своя двухкомнатная
кооперативная квартира № 54 на улице 26 Бакинских комиссаров №3 корпус 1 на
Юго-западе Москвы. Кстати, ключь от этой квартиры Наталия переодически давала
Галине, когда той очень было нужно.
Вот туда он и уходит в один прекрасный день, когда жить под «одной крышей»
стало невмоготу. Забрал с собой необходимые вещи и ушел.
Он должен был сыграть Радиона Рачкова, того телеоператора, который в начале
фильма соблазняет главную героиню.
Прочитав сценарий Олег отказался. Он не стал объяснять причину.
Потом, через много лет, он скажет:
— « В том состоянии в каком был, я не мог играть того мужчину,
который так поступает с женщиной»
Даже в вопросе, касающемся его карьеры, он оставался все тем же благородным
Морисом Джеральдом, каким его любили миллионы зрителей.
В это же время он снимает свой дипломный фильм « Переезд ».
Как красиво он показал в нем теплые и нежные отношения главной героини этой
короткометражной ленты.
Я считаю, что официального указания сверху от ГОСКИНО и ЦК КПСС не снимать
его, или не давать ему снимать фильмы, не было.
Не настолько уже была всесильна Наталия, чтобы так управлять процессами
кинопроизводства. Но многие из-за разных причин были не против оказать
влиятельным дамам (Галине и Наталии), ничего не стоящую для них самих, услугу.
Но в других процессах она могла многое. Через некоторое время после того, как
они расстались, Олег узнал, что Наталия в тайне от него, подала на развод и
без его присутствия их развели и при этом лишили его всех имущественных прав,
и в том числе денег, которые были на сберкнижке, и на машину, которую он купил
в Венгрии после съемок в фильме. Деньги, которые он все эти годы зарабатывал,
мотаясь по стране из конца в конец, и которые они планировали вложить в покупку
загородной дачи, какие были у многих деятелей кино, театра и литературы, она
у него отняла, через несправедливый суд. Он пытался выяснить почему и как это
произошло, хотел отстоять свои права. Но ему сказали, чтобы он ничего не
делал, и даже не думал добиваться справедливости, а то будет хуже. И это хуже
она ему организовывала. И если не в прямом физическом смысле, то в моральном точно.
И причина была не в женской мстительности.
Она очень быстро нашла себе следующую «жертву».
Как говорят в народе – «Не успело остынуть ложе», как в ее жизни появился новый
мужчина. А судя по некоторым фактам, он появился еще раньше, еще при Олеге.
Но тот об этом даже не догадывался. Уход Олега развязал ей руки и ускорил
решение проблемы – «Как быть дальше?». Очень скоро к ней на Котельническую
набережную въехал со своей антикварной мебелью один кинорежиссер. Кроме кино,
он увлекался реставрацией старинной мебели и делал ее мастерски и в основном
для себя. Вот эту мебель, которая по скромным подсчетам того времени оценивалась
в 30-40 тысяч советских рублей, Наталия оставила у себя, как и кольцо, которое
он ей подарил, продав свои Жигули. А его самого примерно через полгода она выгнала..
А на его претензии ответила однозначно, предупредив, чтобы он даже не вздумал
добиваться возврата своего имущества, иначе будет очень плохо. Он хорошо
понимал, что она не шутит и смирился с потерей всего этого. Олегу тоже угрожали
и не раз руководство Госкино советовало не связываться с ней. У Наталии на
первом месте была личная выгода, ее личное материальное благополучие.
Конечно, свой режиссерский диплом он получил, о чем я расскажу в одной из
следующих глав.. Но вот все остальное было очень проблематично.
Она умела и слухи распространять, (это дело нехитрое) и прочее могла.
Доброжелатели у нее, конечно, были. Многие тогда стремились иметь
таких «покровителей» как она и Галина Брежнева.
Творческая Москва хорошо знала, что Театр на Таганке не закрыли только
благодаря ее участию, по просьбе Владимира Высоцкого, который был знаком
с Галиной Брежневой и с Наталией, и, как она рассказывала, благодаря ее
разговору об этом с самим Леонидом Брежневым.
То, что у Галины Брежневой было особое отношеие к Владимиру Высоцкому,
после того случая, когда они только познакомились, мне известно.
Как это произошло в действительности, никто не может знать теперь точно,
но она рассказывала именно так. И это звучало правдоподобно. В это верили,
и её это очень устраивало.
Об этом Олегу прямым текстом говорили судьи, к которым он обращался.
Соответственно, что некоторые чиновники и работники киностудий на всякий
случай перестраховывались, избегая с ним иметь дело. Но вероятнее всего это
относилось к тем, кто и не собирался снимать или общаться, и к тем, кто по
какой-то причине завидовал любому успеху, любому таланту.
Но были и такие, которые продолжали его снимать.
Как подтверждение моих слов, приведу случай, который имел место в то время.
А мы хорошо знаем, когда имел место запрет снимать свыше, то никто, никого
не снимал, как бы актер ни подходил, и как бы ни стремился режиссер.
Та было с Гурченко, так было с Высотским и не только с ними.
Значит у Олега была совсем другая ситуация.
Но следует понимать, что для Олега от этого она не была легче.
И вот еще одно подтверждение моих слов.
Сравните – с 1978 по 1983 год, опять же за пять лет, он снялся в 9 фильмах.
В два раза больше, чем при Наталии. И среди этих фильмов прекрасные:
« Рудин »;
« Особых примет нет » (СССР –ПОЛЬША);
« Артём » 2-е ТВ серии;
« Летучая мышь » 2-е серии;
« Благочестивая Марта » 2 серии;
« Срочно. секретно. Губчека »;
« Демидовы » 2 серии.
Но еще не один год в нем будут жить последствия этого разрыва и то, что за
ним происходило, не давая ему возможности полностью себя почувствовать свободным.
И вот то, о чем я расскажу дальше и могло быть как раз той составляющей,
которая сказывалась и на его психологическом, физическом состоянии,
да и на всем его творчестве.
Можно представить себе его состояние, когда через некоторое время он узнал,
что Наталия втайне с ним развелась, присвоив себе все, что он заработал, все,
что он имел. У него на руках оставались престарелые тетя и больная мама,
получавшие мизерную пенсию.
Вполне очевидно, что сам Олег не стал бы добиваться судебной справедливости
и не обратился бы в суд за восстановлением своих прав.
Но свою активность проявил его приятель кинорежиссер Леонид Бердичевский.
Вот он и уговорил Олега обратиться в суд за восствановлением своих прав.
Следует понимать, что из этого ничего положительного для Олега произойти не
могло. В этом вопросе у Наталии было достаточно связей, чтобы решения суда
были в ее пользу. А вот Леня Бердичевский, будучи режиссером и сценаристом
почему-то решил, что и заседание суда можно превратить в комедийный спектакль.
Вот как он сам описывает это событие:
« Я договорился о встрече с Женей Моргуновым. Мы встретились в 12
часов дня на Студии, перед производственным корпусом. Я подошел,
он подъехал на своем газике. Водительское стекло было опущено.
— Через неделю в 9 утра надо приехать в суд. Опоздать на пять минут.
Когда судья предложит всем сесть, надо войти, извиниться и сказать,
что Никулин и Вицын выгуливают внизу пса Барбоса и сейчас
поднимутся. У всех “по ту сторону экрана” на какое-то время
заклинит. Этого достаточно.
Все так и произошло. Судил бывший артист цирка некто Абельдяев.
С самого начала он обрушился на Олега с какими-то сюрреалистическими
обвинениями: Как вы, мужчина, могли так безнравственно поступить с
женщиной, матерью вашего ребенка?! Как вы, артист, могли оставить ее
без средств к существованию? Советский суд сумеет вас. »
Открывается дверь, все поворачиваются, входит со счастливой
улыбкой Моргунов, произносит текст и садится в третьем ряду,
сзади новообретенной дщери Рюрика из Шевяков (так Леня Бердичевский
называет Наталию Федотову авт.) и ее приближенных.
Тишина. Несчастный Абельдяев смотрит на Моргунова и ему кажется,
что он попал в кино и сейчас прибегут Вицин с Никулиным и Барбосом.
Слышно, как в окно бьется навозная муха, пытаясь вырваться из зала суда.
— Советский суд не будет вам прощать и позволять! Вы забрали у
вдовы, матери ребенка.
— Все поворачиваются и с недоумением смотрят на Моргунова.
Видову плохо, он еле сдерживается и вытирает слезы.
Через несколько дней Олег получает решение суда – все имущество, две машины,
все сбережения и обстановку большой квартиры на Котельнической набережной,
присуждается Наталье Федотовой.
Возможно что если бы роль адвоката Олега «поручили» бы не прекрасному актеру
Моргунову, а профессионалу, то результат мог быть немного другим.
Но вероятнее всего только немного. Но, самое главное, что Наталия получила
именно то, что в ее представлении было самым важным – материальное
благополучие, не понимая тогда, что именно оно, есть самое ненадежное дело,
но кто в 30 с небольшим лет об этом думает.
Возможно, что некоторые поступки Олега в дальнейшем будут тоже результатом
тех обстоятельств, того состояния, в котором он находился после развода и
судебных разбирательств.. Это- и то, что с ним произойдет в Одессе, и в том
числе брак с югославской гражданкой в 1983 году, и поездка в Югославию к жене
и другое.
Он будет стремиться к своей личной свободе, и при этом всякий раз будет
бояться её потерять.
Ну а эту страницу в его жизни следовало бы закрыть и идти дальше.
Но так уж будет происходить, что ему и нам еще не раз придется вернуться
к этой теме.
Но всему свое время. Не будем забегать вперед.
И отправимся с Вами дальше, вслед за прекрасными героями его фильмов.