периоды в жизни человечества

Эволюция человека – древний человек и этапы развития

В настоящее время наука располагает значительным числом палеоантропологических, археологических и геологических данных, позволяющих в общих чертах осветить ход антропогенеза.

Выделяють четыре условных стадии (отрезка) антропогенеза, характеризующиеся определенным типом ископаемого человека, уровнем развития материальной культуры и общественных институтов:

1) австралопитеки (предшественники человека);

2) питекантропы (древнейшие люди, архантропы);

3) неандертальцы (древние люди, палеоантропы);

4) человек современного типа, ископаемый и современный (неоантропы).

Но в учебной литературе чаще выделяют следующие этапы эволюции человека, о чем ниже.

Первые отличия человека разумного

Одним из важнейших показателей человека разумного является речь. Для того чтобы овладеть членораздельной речью, человеку необходим мозг, критическая масса которого составляет 750 грамм. Именно возникновение речи отличает высшую нервную деятельность человека от высшей нервной деятельности животных, она отличается очень важным показателем – речь человека абстрактна, люди понимают друг друга, общаясь с помощью слов.

Первый этап становления человека как представителя рода Homo – возникновение членораздельной речи.

Второй этап становления человека – проявление заботы о стариках. По сравнению с животными, которые при нападении хищников готовы пожертвовать молодым и старым поколениями, человек при появлении речи берег своих стариков, так как понял, что они представляют собой очень важный носитель нужной информации, а разумного человека необходимо беречь для получения знаний о выживании. Старшее поколение заботилось о младшем, передавало свои знания и житейские хитрости.

Автралопитеки

Установление конкретного предка гоминоидов остается проблемой для современной науки. Существование его связано с большой, процветавшей в миоцене — плиоцене (миоцен простирается в пределах 22-27 млн лет, плиоцен — в пределах 5-10 млн лет) группой африканских дриопитеков, ведущей начало от олигоценового египтопитека (30 млн лет). В 50-60-х годах учеными один из дриопитеков — проконсул — выдвигался на роль «модели» общего предка гоминид и понгид.

Миоценовые дриопитеки были полуназемными-полудревесными человекообразными обезьянами, обитавшими в условиях влажных тропических, горных или обычных широколиственных лесов, а также районов лесостепи. Находки миоценовых и нижнеплиоценовых дриопитеков известны также в Греции, Венгрии и Грузии.периоды в жизни человечества. Смотреть фото периоды в жизни человечества. Смотреть картинку периоды в жизни человечества. Картинка про периоды в жизни человечества. Фото периоды в жизни человечества

От общей исходной формы разошлись две ветви эволюции: первая, понгидная, привела спустя много миллионов лет к современным человекообразным обезьянам, вторая, гоминидная, — к появлению, в конечном счете, человека современного анатомического типа. Эти две ветви в течение многих миллионов лет развивались независимо друг от друга в разных адаптивных направлениях. В соответствии с природными и ландшафтными условиями, в каждой из них сформировались специфические черты биологической организации, соответствующие образу жизни.

Человек умелый

Именно от них произошел наиболее древний вид людей, которых ученые называют Homo habilis – «человек умелый».периоды в жизни человечества. Смотреть фото периоды в жизни человечества. Смотреть картинку периоды в жизни человечества. Картинка про периоды в жизни человечества. Фото периоды в жизни человечества

Авторы теории эволюции считают, что по внешнему виду и строению человек умелый не отличался от человекообразных обезьян, но при этом уже умел изготавливать примитивные режущие и рубящие орудия труда из грубо обработанной гальки.

Человек прямоходящий

Ископаемый вид людей Homo erectus («человек прямоходящий»), согласно теории эволюции, появился в Восточной Африке и уже 1,6 млн. лет назад широко распространился по Европе и Азии.периоды в жизни человечества. Смотреть фото периоды в жизни человечества. Смотреть картинку периоды в жизни человечества. Картинка про периоды в жизни человечества. Фото периоды в жизни человечества

Человек прямоходящий был среднего роста (до 180 см) и отличался прямой походкой.

Представители этого вида научились изготовлять каменные орудия для труда и охоты, использовали шкуры животных в качестве одежды, жили в пещерах, пользовались огнем и готовили на нем пищу.

Неандертальцы

Когда-то предком современного человека считали неандертальца (Homo neanderthalensis). Этот вид, согласно теории эволюции, появился около 200 тысяч лет назад, а 30 тысяч лет назад прекратил свое существование.периоды в жизни человечества. Смотреть фото периоды в жизни человечества. Смотреть картинку периоды в жизни человечества. Картинка про периоды в жизни человечества. Фото периоды в жизни человечества

Неандертальцы были охотниками и отличались мощным телосложением. Однако их рост не превышал 170 сантиметров. Сейчас ученые полагают, что неандертальцы были, скорее всего, лишь боковой ветвью того эволюционного древа, от которого произошел человек.

Человек разумный или кроманьонец

Человек разумный (на латыни – Homo sapiens) появился, согласно теории эволюции Дарвина, 100-160 тысяч лет назад. Homo sapiens строили шалаши и хижины, иногда даже жилые ямы, стены которых обшивали деревом.

Они умело пользовались луком и стрелами, копьями и костяными крючками для ловли рыбы, а также строили лодки.

Человек разумный очень любил расписывать тело, украшать рисунками одежду и предметы домашнего быта. Именно Хомо сапиенс создали человеческую цивилизацию, которая существует и развивается до сих пор.

Кремневые орудия становились более разнообразными и совершенными, кроманьонцы широко стали использовать трудно обрабатываемые материалы: кость, рог. Они умели сверлить, шлифовать, знали гончарное дело, приручали животных, начинали развивать земледелие, сшивали шкуры животных и изготовляли из них одежду и жильё. Все это делало человека менее зависимым от климатических условий. Именно поэтому люди стали осваивать ранее недоступные районы земного шара. Кроманьонцы жили родовыми общинами в построенных жилищах.

На этом этапе произошло ещё одно крупное событие в жизни людей – возникло искусство. Рисунки первых художников, обнаруженные на стенах пещер, каменные и костяные скульптуры, выполненные с удивительным для того времени мастерством. Всемирной известностью пользуется живопись Каповой пещеры (на Урале). Зарождается религия. Эволюция человека вышла из-под ведущего контроля биологических фактов и приобрела социальный характер.

Эволюция человека. Таблица

Предупреждаю сразу, что временные рамки в таблице, приведенной ниже, не совпадают с вышеперечисленным. Данные для статьи взяты из разных источников, и лишний раз подтверждают, как мало и не точно мы знаем историю развития жизни на Земле. Разные ученые и разные издания дают отличные друг от друга датировки, единства нет и в разделении на этапы и подэтапы.

Период (млн лет назад)ЭтапХарактеристика
60первые приматыдревесный образ жизни

вращательные движения в плечевом суставе

25дриопитеки — общие предки 2 семейств: понгид, или антропоморфных обезьян (гиббон, горилла, орангутанг, шимпанзе), и гоминид (людей)древесный образ жизни (кожный узор на подушечках пальцев)

стадность

3,5–4австралопитекимозг — до 550 куб. см

примитивные орудия труда (палки, камни, кости)

Источник

Периоды жизни человека

Периоды жизни человека позволяют лучше понять особенности его развития. Разделение может основываться на биологических изменениях, социальном становлении или психологическом развитии.

периоды в жизни человечества. Смотреть фото периоды в жизни человечества. Смотреть картинку периоды в жизни человечества. Картинка про периоды в жизни человечества. Фото периоды в жизни человечества

Часто периодизация считается с момента рождения

Основное понятие

Периоды развития – это основные этапы становления человека как личности. Традиционно они начинаются с младенческого возраста, но некоторые специалисты склонны выделять еще и эмбриональное развитие.

Основой для выделения этапов жизни могут служить разные факторы. Например, с юридической точки зрения период детства длится до 18 лет (в некоторых странах до 21 года). В это время человек имеет ограниченные права.

С психологической и биологической стороны выделяют подростковый период, который сопровождается серьезными изменениями в организме. Он проявляется в возрасте 12-13 лет и заканчивается к 17-18 года.

Важный критерий оценивания детей – это возрастная периодизация развития. Именно она позволяет понимать, какие навыки и умения должны быть у малыша к определенному времени. Например, когда он должен сесть или поползти, сказать первое слово и т.п.

Важно! Любое отклонение от этих норм дает родителям повод для беспокойства.

В психологии еще существует понятие кризисов, которые появляются в определенном возрасте. С их помощью происходят качественные изменения в психике. Они бывают не только у детей, но и у взрослых.

Примерное время появления кризисов – момент рождения, 1 год, 3 года, 7 лет, 12-13 лет, 25 лет, 40 лет. Подобное разделение достаточно условно, так как у каждого человека есть свои особенности развития.

периоды в жизни человечества. Смотреть фото периоды в жизни человечества. Смотреть картинку периоды в жизни человечества. Картинка про периоды в жизни человечества. Фото периоды в жизни человечества

Степень проявления может быть, как слабой, так и сильной

У психологов, философов, биологов есть свои взгляды на периоды развития человека. Под этим термином могут понимать, как физические, так и духовные перемены личности.

Периодизация психического развития

Принято выделять два типа возраста. Физический легко посчитать с момента рождения. Сложнее вычислить психический, так как его нельзя привязать к какой-то дате.

У психологов нет единого мнения о том, какой периодизация должна быть. Так, Жан Пиаже сделал свою классификацию на основе интеллектуального становления:

У Слободчикова была выработана немного другая классификация. Он выделял четыре этапа:

Стадии периодизации могут называться по-разному, все зависит от автора классификации. Дистеверг просто выделял три этапа: господство ощущения, господство памяти, господство разума. Он не привязывал их к какому-то возрасту.

Возрастные периоды развития человека

Возрастная периодизация продолжает изучаться, так как нет единой классификации, которая бы отвечала потребностям всех специалистов. В медицине принято выделять несколько этапов становления человека:

Разделение на этапы нужно для того, чтобы лучше понимать, в какое время появляются те или иные навыки, умения, представления о жизни.

Разделение по годам

До одного месяца малыш считается новорожденным. У него есть только несколько рефлексов, он слабый и полностью беспомощный. До года он считается грудным младенцем. С каждым месяцем жизни у него появляется все больше навыков и умений. Он садится, ползает, встает на ножки, рассматривает мир, узнает родителей и т.д.

Важно! В грудной период нужно внимательно следить за развитием малыша, так как многие нарушения можно выявить в этом возрасте.

С года до трех лет идет раннее детство. В это время малыш уверенно ходит, играет и говорит.

периоды в жизни человечества. Смотреть фото периоды в жизни человечества. Смотреть картинку периоды в жизни человечества. Картинка про периоды в жизни человечества. Фото периоды в жизни человечества

В этот период ребенок активно познает мир

Младший дошкольный возраст длится с трех до пяти лет. В это время малыши учатся взаимодействовать друг с другом, осваивают предметную деятельность и совершенствуют представления об игре. В это время они учатся, у них формируются знания о мире, математике, искусстве и т.п.

Старший дошкольный возраст длится с 5 до 7 лет. Появляется сюжетно-ролевая игра, дети активно выступают, поют и читают стихи, танцуют. Они начинают готовиться к школе. В этот период они активно работают в группе.

Младший школьный возраст длится с 7 до 10 лет. Ученики способны прилежно заниматься и усваивать новую информацию. У них становится ведущей учебная деятельность.

Подростковый возраст длится с 10 до 14 лет. В это время для ребенка важно социальное взаимодействие. Происходит половое созревание, которое приносит физиологические изменения. У детей могут резко меняться настроение и отношение к жизни.

Ранняя юность длится с 14 до 18 лет. В этот период дети ищут свое место в жизни, пробуют работу и пытаются стать самостоятельными. У них складываются мировоззрение, идеалы, ценности.

Юность приходится на период с 17 до 20 лет. Происходит окончательное самоопределение. Мальчики служат в армии, после чего идут работать или учиться. С 20 до 30 лет идет лучший расцвет жизни у человека. Он оценивает свои возможности и пытается чего-то достигнуть.

Зрелость длится с 30 до 70 лет. В это время у людей появляется опыт жизни. Они начинают не только ценить образование, но и определенные бытовые знания и представления о мире. После 70 лет наступает поздняя зрелость. Человек подводит итог своей жизни и стремится передать свои знания молодым.

Граница возрастных разделений очень условна. Некоторые дети развиваются быстрее, другие – медленнее. Поэтому у конкретной личности могут наблюдаться отклонения. Сложнее всего с определением психологической зрелости. Кто-то и в 25 лет будет зависимым и инфантильным.

Критические моменты

Периодизация возрастного развития позволяет выделить точки, которые нужны для перехода на новый уровень. Под этим часто понимают кризисы и овладение новыми навыками, умениями.

В год ребенок начинает ходить и активно познавать мир. Под влиянием окружающей среды у него формируются первые представления о жизни. В три года (некоторых детей в 1,5 года) его отдают в садик, и он переживает второй кризис. В этот момент ему приходится учиться взаимодействовать с другими людьми. Он проходит социализацию, первую ступень обучения, осваивает разные виды деятельности.

Важно! Без социализации ребенку будет трудно заниматься и общаться со сверстниками.

Новый период начинается с переходом в школу. Там он учится взаимодействовать с учителями, другими детьми. Ему приходится планировать деятельность, учиться ответственности и другим вещам.

Подростковый период еще иногда называют отрочество. В это время ребенку хочется отделиться от родителей, показать свою взрослость. Ему хочется отстаивать свои ценности и получить признание среди сверстников.

После окончания школы перед человеком встает вопрос: учиться дальше или пойти работать. Каждый вариант приносит свои преимущества и недостатки. Поэтому дальнейший путь индивид выбирает сам.

Примерно в 25-30 лет человек подводит первые итоги своей жизни: чего он достиг, что упустил и можно ли еще что-то исправить. У него обычно уже есть опыт отношений, в каких-то моментах он мог разочароваться.

С 30 до 40 лет идет профессиональное становление. Индивид старается развиваться в своей сфере, повышать квалификацию и изучать что-то новое. После 40 лет все уже становится относительно спокойно, и человек прекращает свои переживания о будущем.

периоды в жизни человечества. Смотреть фото периоды в жизни человечества. Смотреть картинку периоды в жизни человечества. Картинка про периоды в жизни человечества. Фото периоды в жизни человечества

В зрелом возрасте происходит подведение итогов жизни

Особое беспокойство может быть связано с тем, что в 45 лет обычно достигается предел количества детей. У женщин начинается климакс. С выходом на пенсию снова происходит переоценка ценностей, и человек ищет себе новые занятия в жизни.

В целом возрастные категории людей по годам имеют очень условные значения. Многое зависит от личных ощущений индивида, его здоровья и психологического состояния.

Для появления критических моментов в развитии должны сложиться предпосылки. Например, в 30 лет человек сравнивает себя со сверстниками, выделяет, чего они достигли, это дает ему основания для размышления.

Начало каждого жизненного периода можно выделить очень условно. Ни у кого не начинается этап в момент дня рождения. Даже сроки наступления полового созревания очень индивидуальны.

Разные взгляды

В психологии нет единого мнения о том, какие бывают возрастные категории людей. Каждый специалист выделял свои этапы и обосновывал решение иными взглядами на проблему.

Эльконин

Больше всего распространены представления о возрастных периодах жизни человека, которые были выведены Элькониным. Он разделил весь этап существования человека на раннее детство, дошкольный возраст, школьный возраст.

Свою классификацию он разработал только для детей, т.е. до достижения 18 лет. Именно она стала основной для использования в образовательной сфере. Эльконин считал, что дальнейшее разделение невозможно. Вся проблема в том, что взрослые люди имеют большое многообразие путей.

Важно! В зависимости от обстановки в стране менялись представления поколений о жизни.

После 18 лет сложно выделить какие-то возрастные периоды. Слишком много факторов влияет на личность: обучение, работа, служба в армии и т.п. У каждого индивида – свои чувства и ценности, которые влияют на поступки.

Пифагор

В древние времена ученые тоже имели много представлений об окружающем мире. Возникновение теории Пифагора связано со сменой времен года. Так, он считал, что весна – это момент появления жизни, начало существования, поэтому это время года ассоциируется с рождением.

Период лета соотносился с взрослением. В это время человек расцветал и демонстрировал свои лучшие качества. Такое время еще можно называть этапом буйного роста.

Осень – это пора зрелости, когда человек умудрен опытом и знает, чего хочет от жизни. Индивид становится мудрым, уравновешенным и готовым принимать различные точки зрения.

Зима – это угасание жизни, которое приходит со старостью. Человек не боится смерти, так как он хорошо понимает, что срок его существования подошел к концу.

Выготский

Особенность подхода ученого заключалась в том, что ему удалось связать периоды стабильности и кризиса. В момент рождения малыш попадает в кризис, потом спокойно развивается до года и снова попадает в кризис.

периоды в жизни человечества. Смотреть фото периоды в жизни человечества. Смотреть картинку периоды в жизни человечества. Картинка про периоды в жизни человечества. Фото периоды в жизни человечества

В годовалом возрасте ребенок сталкивается с критической точкой развития

Следующий кризис приходится на три года, после чего покой длится до семи лет. Человеческая психика формируется под воздействием новой среды. Поэтому не стоит бояться появления критических моментов, так как они нужны для улучшения работы организма.

Ребенок учится познавать собственные чувства. Поэтому в подростковый кризис он изучает себя, свою привлекательность и испытывает первую влюбленность. Ему интересны не только принятые нормы, но и нечто запретное.

Выготский также подчеркивал, что кризисы сопровождают человека на протяжении всей жизни. Некоторые его последователи уверены в том, что индивид их переживает каждое десятилетие.

Фрейд

Психоаналитик тоже внес свою лепту в развитие представлений о возрастной периодизации. Его периоды стали называться по тому, каким умением овладевал ребенок на определенном этапе развития.

периоды в жизни человечества. Смотреть фото периоды в жизни человечества. Смотреть картинку периоды в жизни человечества. Картинка про периоды в жизни человечества. Фото периоды в жизни человечества

В дошкольный период малыш переживает фаллическую стадию, т.е. осознает свой пол

Латентный этап длится с 6 до 12 лет. В это время дети интересуются социальной сферой. Генитальный – начинается с 12 лет и длится до 18 лет. В этот период подросток осознает сексуальность.

В философии, психологии, социологии, биологии есть свои взгляды на возрастную периодизацию. Единого мнения среди специалистов пока нет.

Видео

Источник

От камня в руке до смартфона в кармане: 10 этапов развития человечества

периоды в жизни человечества. Смотреть фото периоды в жизни человечества. Смотреть картинку периоды в жизни человечества. Картинка про периоды в жизни человечества. Фото периоды в жизни человечества

1. Каменный век (2,5 млн — 7 тысяч лет до н. э.)

Каменный век занимает 99 % всей хронологии человеческой цивилизации. Начался он 2,5 миллиона лет назад, когда какой-то гоминид догадался использовать камни для повседневных нужд. Тогда на земле ещё существовало нескольких конкурирующих видов Homo. В каменном веке зародилось искусство в форме наскальных рисунков и музыкальных инструментов, а также религия в виде обрядов и ритуалов. Появилась общинная иерархия и социальное расслоение; люди научились возделывать землю, строить жилища и даже первые постоянные поселения.

Палеолит ознаменовался выделением человека из животного состояния, появлением первобытно-общинного строя. Более миллиона лет понадобилось нам, чтобы эволюционировать из Homo habilis в Homo erectus, который уже использовал не просто камни, а каменные топоры и другие, более сложные, инструменты. Ещё около миллиона лет ушло на то, чтобы эволюционировать до анатомически современных людей, до Homo sapiens.

Кроме нас в палеолите выделяется другая группа Homo — неандертальцы, которые долгое время считались нашими примитивными предками. Однако сегодня научные исследования однозначно утверждают, что мы два разных вида, которые, конечно же, контактировали, обменивались культурой, орудиями труда и даже конфликтовали. Раскопано множество стоянок неандертальцев и sapiens, в которых обнаружились обглоданные кости другого вида. Первый в истории человечества известный нам военный конфликт произошёл 14 340 лет назад. Археологический объект «Кладбище 117», раскопанный в Египте, содержал в себе останки 59 человек, большинство из которых были убиты копьями.

периоды в жизни человечества. Смотреть фото периоды в жизни человечества. Смотреть картинку периоды в жизни человечества. Картинка про периоды в жизни человечества. Фото периоды в жизни человечества

Дальше идёт мезолит. Это уже совсем близко — около десяти тысяч лет до нашей эры. Завершился последний ледниковый период — нашим предкам пришлось адаптироваться к изменениям климата и находить новые источники пропитания. Появились микролиты — миниатюрные каменные инструменты, наконечники стрел и копий. Это, в свою очередь, существенно упростило процесс охоты, рыбалки и собирательства. Тогда же произошло одомашнивание некоторых животных — в первую очередь волка в качестве помощника на охоте.

Неолит, или новый каменный век, стал переходным этапом от каменных орудий к металлическим. Примерно в VII тысячелетии до нашей эры произошла неолитическая революция, появились первые крупные и постоянные поселения людей, например Иерихон и Чатал-Гуюк. Земледелие вытеснило охоту и собирательство, так как было намного более надёжным и, главное, постоянным источником пищи. Человек изобрел серп для сбора урожая и другие инструменты для обработки земли, в результате чего резко возросла численность вида. Так как теперь орудие труда — это не просто камень, а настоящий инструмент, для изготовления которого нужны знания и время, появилось понятие собственности. Естественно, возникла и социальная иерархия. Это, в свою очередь, породило новые формы сотрудничества — стало возможно привлекать для работы большие группы людей.

В IV–III тысячелетии до нашей эры возводятся мегалитические сооружения вроде Стоунхенджа, развивается гончарное ремесло, а в зоне «Плодородного полумесяца» возникают первые цивилизации.

Наиболее наглядно неолитический быт демонстрирует хорошо сохранившееся поселение Скара-Брей. Там кроме остатков домов нашли каменные кровати, полки, отдельные помещения для туалетов.

2. Бронзовый век (3 500–1 300 гг. до н. э.)

Так же как находки из Ирака и Ирана, Майкопская плита претендует на звание древнейшего бронзового изделия. Кроме этого, на плите присутствуют элементы нерасшифрованного иероглифического письма.

Постепенно бронза стала вытеснять камень там, где это было возможно. Появились более детализированные бронзовые предметы искусства, более эффективные орудия труда. Стало возможно выплавлять посуду, ритуальные украшения, элементы для доспехов. Бронзовые наконечники копий и топоры позволили тем, кто владеет технологией, быстро захватывать отстающие территории. Например, коренные европейцы были вытеснены индоевропейскими племенами.

Как бы странно ни звучало, но самое главное, что появляется в бронзовом веке, — это письменность. Сначала — как способ вести бытовой учёт, потом — передавать и хранить большие объёмы информации. Появились первые своды законов.

Кодекс Хаммурапи, созданный при царе Хаммурапи в 1750-х годах до нашей эры, — один из древнейших правовых памятников в мире.

Наконец до нас начали доходить какие-то имена, описания событий и другие задокументированные данные. Благодаря письменности мы знаем, что в XXVII веке до нашей эры жил Гильгамеш. Он был героем всего Древнего мира — искателем приключений, храбрецом, человеком, жаждущим славы и бессмертия. Поэма «Гильгамеш и Агга» рассказывает о событиях, произошедших более пяти тысяч лет назад. О том, как Гильгамеш стал правителем города Урук, как дал отпор армии города Киш. Его деяния, возможно, ускорили процесс создания первой шумерской цивилизации. А может, и нет. Возможно и даже скорее всего, поэма описывает персонажей и события предвзято, но кому теперь какое дело до этого? В любом случае имя Гильгамеш останется в истории навсегда именно благодаря письменности.

В результате социального расслоения города и государства стали накапливать большие запасы ресурсов: сначала — просто человеческих, в виде рабочей силы, а за её счёт — всех остальных. Накопленные ресурсы и сохранённые знания позволили строить дворцы, храмы и другие величественные постройки, ставшие археологическими памятниками. Во многом благодаря им мы теперь имеем представление о собственной истории. В бронзовом веке построили пирамиду Хеопса в Египте, зиккурат Этеменанки в Вавилоне, храм Артемиды в Эфесе.

3. Железный век (1 300 год до н. э. — 340 год н. э.)

Железный век можно разделить на три части: пролог в виде бронзового коллапса, железные «Тёмные века» и железный Ренессанс, который для удобства назовём Античностью.

Катастрофа бронзового века — одна из главных загадок мировой истории. В результате ряда событий на протяжении XV–XII веков до нашей эры большинство цивилизаций бронзового века рухнули; часть из них так никогда больше и не восстановилась. Извержение вулкана на острове Санторини в Эгейском море повлекло за собой катастрофические последствия. Цунами обрушилось на остров Крит, практически уничтожив самую развитую цивилизацию региона. Возможно, именно гибель минойской цивилизации стала основой мифа об Атлантиде. Откуда-то приплыли «народы моря» и уничтожили Хеттское царство, которое вообще-то конкурировало с Египтом. В свою очередь, Египет тоже распался на две части — это де-юре. А по факту — на множество удельных княжеств. С тех пор он уже не играл доминирующей роли ни в мире, ни даже в регионе.

Массовое переселение народов, вызванное засухой, сопровождалось набегами и разрывом торговых связей между городами и странами. Некогда великий Вавилон был разграблен и разрушен, Ассирия больше не контролировала свои территории за пределами городских стен. Так как остановилась торговля, прекратились и дальние морские плавания. Это, в свою очередь, затормозило развитие всех наук. Масштаб катастрофы бронзового века превосходит даже падение Римской империи. Большая часть цивилизованного мира на сотни лет погрузилась в железные «Тёмные века».

периоды в жизни человечества. Смотреть фото периоды в жизни человечества. Смотреть картинку периоды в жизни человечества. Картинка про периоды в жизни человечества. Фото периоды в жизни человечества

Делается акцент на материале — железо. В гробнице египетского фараона Тутанхамона был найден железный кинжал хеттского производства. В середине XII века до нашей эры царь хеттов Хаттуссили III отправил письмо царю Ассирии Салмансару I, из которого стало известно, что хетты действительно овладели технологией добычи и плавки железа, но хотят сохранить её в секрете.

Краткая история «Плодородного полумесяца»

4. Античность (776 год до н. э. — 565 год н. э.)

Так или иначе, к VIII–VII векам до нашей эры железо распространяется и постепенно вытесняет бронзу, которая теперь чаще используется для изготовления украшений, предметов искусства и быта. В этот период на арене появляются новые региональные лидеры. Афины создают конфедерацию городов-государств. Появляется Держава Ахеменидов, которая вскоре начнёт войну с Грецией. Происходит то самое Фермопильское сражение. Карфаген становится доминирующей морской державой региона, а по другую сторону Средиземного моря зарождается Рим — на тот момент как небольшое царство.

периоды в жизни человечества. Смотреть фото периоды в жизни человечества. Смотреть картинку периоды в жизни человечества. Картинка про периоды в жизни человечества. Фото периоды в жизни человечества

В результате перехода к железу улучшилась обработка дерева, снова стало развиваться дальнее мореплавание, распространился наземный транспорт в виде колесниц. Большие массы людей и товаров снова стали циркулировать по региону и даже выходить за его пределы. Например, шёлк из Китая стал доходить аж до Римской республики! Экономика вновь заработала в полную силу. В VI–V веках до нашей эры получают распространение металлические монеты, которые стали компактным эквивалентом любого товара. Наверное, можно сказать, что с тех пор всё стало иметь свою цену.

Античность — это прежде всего Древняя Греция и, конечно, Рим с их архитектурными, культурными и научными достижениями. Строятся Колосс Родосский и Колизей, создаются потрясающие скульптуры, развивается поэзия и живопись. Античность — это Александр Македонский и Октавиан Август, царь Леонид и Гай Юлий Цезарь, Платон и Цицерон. Учёные Античности определяют форму Земли, что впоследствии сыграет важную роль в эпоху Великих географических открытий. В этот период зарождаются многие науки, в том числе и сама история, чьим «отцом» считается Геродот. Люди начинают задаваться философскими вопросами, пытаются понять, кто они такие и для чего существуют.

Впрочем, наука и поэзия — это, конечно, здорово, но и военное ремесло никто не позабыл. Профессиональная армия становится не только главным социальным лифтом, но и просто достойным занятием. Только на службе человек из ничего может стать всем, может посмотреть огромный мир, побывать в странах, о которых другие даже и не слышали. Римские легионы, ступая на берег Британии, полагали, что находятся на самом краю мира, на землях, где живут мифологические чудища. Римляне построили на острове Вал Адриана, который спустя 1 800 лет стал прообразом ледяной стены из «Игры престолов». Они методично разбили всех соседей и включили в состав империи весь благоприятный для жизни средиземноморский регион.

Гладиус — римский меч, завоевавший полмира.

5. «Тёмные века» (565–1 200 гг.)

«Тёмные века» наступали в разных уголках мира в разное время. Например, в Китае эпоха Шестнадцати варварских государств соответствует нашему пониманию «Тёмных веков». Но произошло это на несколько столетий раньше, чем в Европе. Уже упомянутые ранее Ассирия и Вавилон перестали существовать после бронзового коллапса, случившегося задолго до нашей эры. Арабский мир, напротив, столкнулся с «Тёмными веками» значительно позже и отчасти находится в них до сих пор.

Если вернуться к Европе, то самые тёмные и прямо века наступают в первую очередь в бывшей римской провинции Британии. Местная знать и население, лояльное Риму, бежали на материк, так как их начали быстро резать. Вал Адриана к тому времени был давно заброшен, а на всём острове не было ни единой римской когорты. Очень быстро земли Британии растащили буквально на лоскутки — появились десятки государственных образований вроде Вассекса, Эссекса, Кента, Уэльса и других. Они постоянно враждовали между собой, образовывали союзы, распадались, исчезали с карты и появлялись вновь. В каждом из этих государств сидел какой-то царь или как минимум король. По факту управлял он только тем, куда мог лично явиться со своим отрядом.

периоды в жизни человечества. Смотреть фото периоды в жизни человечества. Смотреть картинку периоды в жизни человечества. Картинка про периоды в жизни человечества. Фото периоды в жизни человечества

На несколько веков в Британии полностью прекратилась чеканка монет — люди вернулись к натуральному обмену. Набирающее популярность на материке христианство было полностью вытеснено местным язычеством. Естественно, в упадок пришла вся наука, военное ремесло и правовая система. И будто этого было мало — откуда-то с севера приплыли странные люди. Сначала они небольшими отрядами совершали набеги, но вскоре их стало больше — и вот у них уже собственные поселения, а вскоре и собственные государства, живущие по скандинавским порядкам.

Между тем на континенте дела обстояли несильно лучше. Инфраструктура Римской империи постепенно пришла в упадок, акведуки и дороги больше никто не ремонтировал. Снова оборвались торговые связи, вследствие чего опустели многие города. Численность населения Рима упала с почти миллиона человек до нескольких десятков тысяч, а Колизей распахали под огород. Европа перестала получать зерно из Египта и Северной Африки; в некоторых регионах начался голод. Кроме этого, продолжала свирепствовать Юстинианова чума. Знания, копившиеся тысячами лет, утратились — им на смену пришли «энциклопедии», в которых плоская Земля населена всевозможными василисками и драконами.

Представь себе огромный регион, почти целый континент, население которого пребывает в апокалиптическом настроении. Несколько веков постоянных войн, эпидемий и голода заставили людей не только поверить в скорый конец света, но и жаждать его. Тем более вырисовывается интересная дата — тысячный год от Рождества Христова. Всё это выливается в Крестовые походы 1096–1272 годов, направленные на «освобождение» в первую очередь Иерусалима. Армия крестоносцев представляет собой постоянные потоки людей, которые самостоятельно идут со всех уголков Европы. Около трети этой «армии» гибнет в пути, даже не добравшись до Константинополя; ещё столько же гибнет по пути к Иерусалиму.

Заканчиваются «Тёмные века», как ни странно, окончательным угасанием Византии. Справедливости ради нужно упомянуть, что сам Константинополь простоит ещё пару веков, но от некогда великой империи к началу XIII века уже ничего не останется. Её богатства и, главное, знания в виде великолепных библиотек и произведений искусства будут вывезены в Европу.

6. История человечества: Эпоха Возрождения (1 300–1 600 гг.)

Мы снова подходим к двум периодам, которые частично протекают в одно время. Это Ренессанс и эпоха Великих географических открытий. При этом по-прежнему держим в уме, что речь идёт по большей части о Европе. Хотя китайские мореплаватели тоже оставили яркий след, но об этом чуть позже.

В крупных европейских городах постепенно появляются независимые от церкви университеты. Соответственно, вновь развивается наука, к примеру собор Санта-Мария-дель-Фьоре наконец-то получает свой купол. Собор был огромным для своего времени, и почти сто лет простоял ненакрытым. Никто просто не знал, как построить такой большой купол, чтобы он при этом не развалился. Однако главное, что происходит в эпоху Возрождения, — это изменение отношения к человеку. Популярными становятся идеи гуманизма, и можно сказать, что именно с этого момента Европа начинает превращаться в то, какой мы её знаем сегодня.

Пример высокого искусства эпохи Возрождения — Пьета Микеланджело. На первый план вынесены простые человеческие чувства — материнская любовь и скорбь.

К началу XVI века Франция и Англия обретают привычные нам границы, Оттоманская империя расширяется до своих максимальных размеров. В Испании заканчивается реконкиста и начинается эпоха Великих географических открытий.

7. Эпоха Великих географических открытий (1 500–1 700 гг.)

7 июня 1494 года был подписан Тордесильясский договор — это соглашение между Испанией и Португалией о разделе сфер влияния в мире. Проще говоря, морские державы разделили мир пополам: на всё, что лежит западнее европейского континента, претендовала Испания; восток отходил в сферу влияния Португалии. Такой договор был необходим для избежания большой войны между зарождающимися империями, первыми настоящими владычицами морей. С одной стороны, где-то далеко на востоке находилась богатая специями, золотом и тканями Индия. С другой — на западе находилась недавно открытая Америка, на тот момент неизвестно что из себя представляющая.

периоды в жизни человечества. Смотреть фото периоды в жизни человечества. Смотреть картинку периоды в жизни человечества. Картинка про периоды в жизни человечества. Фото периоды в жизни человечества

Если попросить человека назвать какого-то великого мореплавателя, каждый сходу назовёт имя одного из «святой троицы»: Фернан Магеллан, открывший судоходный маршрут через Америку; Васко да Гама, первый европеец, обогнувший Африку и дошедший морским путём до Индии; Христофор Колумб, открывший Новый Свет. К этой троице следует добавить Чжэн Хэ — великого китайского мореплавателя, любителя раздавать жёлтые зонтики, символ императорской власти Поднебесной. Морские экспедиции Чжэн Хэ были беспрецедентными по масштабу: в одно плавание отправлялось по 20–25 тысяч человек — это соответствовало населению довольно крупного европейского города. В Барселоне в то время проживало около 50 тысяч человек. Для сравнения: Кортес приплыл в Мексику всего с несколькими сотнями человек. Естественно, имея целые плавучие города, китайцы расселились по всей Южной Азии, сделав многочисленные царства Малайского полуострова, Индонезии, Шри-Ланки и Южной Индии вассалами Империи Мин.

Эпоха Возрождения плавно перетекла в Великие географические открытия, а те, в свою очередь, — в колониальный период абсолютного доминирования Европы. Представь себе масштабы: практически вся Южная и Центральная Америка принадлежала Испании; Португалия, не имея достаточно человеческих ресурсов, выстроила точечную империю в водах Мирового океана. Она просто стала контролировать основные торговые маршруты, при этом отхватив целую Бразилию и большие куски Африки. К этому моменту арабский мир, который дал Европе компас и напомнил, как ориентироваться по звёздам, начинает приходить в упадок. В колониальную эпоху уничтожаются целые цивилизации — ацтеки, инки, а также и без того находящиеся в крайне тяжелом положении майя.

Размеры испанской каравеллы и китайской джонки XV века

Вскоре в гонку за место под солнцем включается Великобритания — и преуспевает на этом поприще. В 1607 году появляется Виргиния — первая английская колония в Северной Америке. К концу XVIII века в состав Британской империи входит большая часть Индии и Австралия. Солнце никогда больше не заходит над Британией. Это значит, что владения империи раскинулись так широко, что в одной её части может наступить ночь, но при этом в другой будет день.

8. История человечества: долгий XIX век (1789–1914 гг.)

Термин «Долгий XIX век» означает период времени, на протяжении которого в мире доминировали империи. В первую очередь — Британская и Российская. Их противостояние получило название «Большая игра», которая закончится лишь тогда, когда все умрут. Появилось новое государство в Северной Америке — США, которые однажды станут доминирующей мировой силой. Долгий XIX век длился 125 лет. Он вышел за рамки девятнадцатого столетия: начался немного раньше и закончился чуть позже.

Окончательно перестала существовать Священная Римская империя, начались освободительные войны в южноамериканских колониях и в Африке.

Паровоз («Ракета»), построенный в 1829 году, ставший основным локомотивом одной из первых общественных дорог Манчестер — Ливерпуль.

Сейчас нам нужно вспомнить о бронзовом коллапсе, произошедшем в XV–XII веках до нашей эры. В ту эпоху люди разучились определять долготу, и вот только в XIX веке нашей эры наконец снова появился дешёвый способ определения координат. Вместе с общей возросшей мобильностью человечества и технологическим развитием это помогло ликвидировать все «белые пятна» планеты.

Только в XIX веке появилась идея всеобщего обязательного образования, а все науки стали бурно развиваться, в первую очередь медицина. Снижение детской смертности спровоцировало небывалый рост населения, и всего за одно столетие общее число людей на планете удвоилось (с одного до двух миллиардов). В результате большая часть цивилизации отказалась от рабства, ведь появилось достаточно много людей, готовых работать добровольно за весьма скромную плату. И это выходило даже дешевле, чем закупать, перевозить и постоянно содержать рабскую силу.

Со стороны всё смотрится отлично: крупнейшие империи поделили мир на сферы влияния; произошло развитие гражданского общества; рабочие, ещё недавние рабы, теперь открыто отстаивали свои права, организовывали профсоюзы; у детей наконец-то появилось нормальное детство. Даже женщин начали признавать полноправными членами общества — это вообще произошло впервые в истории человеческой цивилизации. Однако возросшая вдвое численность вида означала, что места хватит не всем. Началась Первая мировая война, в огне которой сгорели почти все существовавшие на тот момент империи. Война, которая закончила затянувшийся XIX век и положила начало Новейшему времени.

периоды в жизни человечества. Смотреть фото периоды в жизни человечества. Смотреть картинку периоды в жизни человечества. Картинка про периоды в жизни человечества. Фото периоды в жизни человечества

9. Новейшее время (1914–1991 гг.)

Термин «Новейшее время» появился в СССР и охватывал период с 1918 до 1991 года. Большевики будто вообще отрицали всю прошлую историю и тем более результаты Первой мировой.

В огне той войны сгорели Германская, Оттоманская, Австро-Венгерская и Российская империи. Весь мир оказался охвачен революциями, самая значимая из которых произошла в России, преобразовав разваливающуюся империю в СССР. В 1920 году появилась Лига Наций — крупнейшая в истории (на тот момент) наднациональная организация. К 1935 году в Лигу Наций входило 58 стран, то есть все суверенные государства мира, кроме Монголии, Саудовской Аравии, Тибета и США.

Нужно отметить, что большая часть стран Африки и Юго-Восточной Азии оставались колониями либо мандатными территориями, что, в общем-то, практически одно и то же. Разница лишь в том, что мандат на управление той или иной территорией теперь приобретали не высадившись на берег с пушками, а получив одобрение Лиги Наций.

К концу 30-х годов XX века стало ясно, что Лига Наций неспособна выполнять возложенные на неё функции, а именно недопущение новой большой войны. Если сильно упростить, то организация не сумела добиться сокращения вооружений, так как не смогла гарантировать отдельным государствам защиту в случае войны. Некий замкнутый круг, когда немцы не хотели разоружаться, потому что французы, а французы не хотели разоружаться, потому что немцы.

Дальше была гражданская война в Испании, всплеск популярности идей нацизма и фашизма, такой же всплеск популярности коммунизма и демократии — и как результат Вторая мировая война. Вероятно, историки далёкого будущего станут рассматривать эти войны как нечто единое, как мы сегодня считаем единой Столетнюю войну между Францией и Англией, которая в действительности была серией военных конфликтов, протяжённостью в 116 лет.

К концу 40-х в мире не осталось империй старой формации, но появились современные сверхдержавы, по-прежнему делящие весь мир на сферы влияния.

Наконец, во второй половине XX века человечество приступило к освоению космоса. Люди, которые ещё недавно точили камни для охоты и придумывали сказки про Луну, теперь ходили по её поверхности. Более того, мы стали отправлять сложные автоматические станции к другим планетам, стали задумываться о колонизации Марса. И снова нет никаких сомнений: если бы холодная война продолжалась, если бы СССР не рухнул, сегодня человечество было бы межпланетным видом.

10. Информационный век (1980 г. — настоящее время)

Вот мы и добрались до нашего времени, в котором живём. Информационный век — это когда один человек, живя в одном конце страны, может написать статью, а другой, живущий в другом конце страны, может её прочитать и даже высказать своё мнение.

1980 год как начало информационной эры взят условно, ведь она всё ещё продолжается и, более того, находится в своей ранней стадии. Принято считать, что в 80-х произошла очередная, теперь уже цифровая, революция. Пока не ясно, насколько сильно она изменит мир и станет ли такой же значимой, как неолитическая или промышленная, ведь будучи современником события такого масштаба и такой исторической длительности, невозможно оценить его объективно.

Однако мы уже можем определить ценность и значение некоторых вещей, получивших распространение в результате информационной революции. Например, снова изменились правила ведения войн. Государства, перешедшие в информационную эпоху, предпочитают вести боевые действия удалённо, с помощью беспилотников и точечных спецопераций. Нападение на противника теперь начинается в информационном пространстве — появился даже термин «информационная война». Сегодня с помощью коммуникационных технологий стало возможно свергать правительства других стран, вообще не участвуя в конфликте напрямую.

периоды в жизни человечества. Смотреть фото периоды в жизни человечества. Смотреть картинку периоды в жизни человечества. Картинка про периоды в жизни человечества. Фото периоды в жизни человечества

Безусловно, интернет — это одно из величайших изобретений в истории человечества, открывающее невиданные ранее возможности, и, что важно, эти возможности доступны любому человеку. Если до конца XX века интернет стоил достаточно дорого, то теперь его может позволить себе буквально каждый: он стоит как несколько пачек сигарет, как один лёгкий завтрак в кафе. А между тем интернет содержит такой объём информации, который не уместился бы ни в какую Византийскую или Александрийскую библиотеку. Сегодня человек может изучать любую науку, может увидеть самые выдающиеся произведения искусства, может взять себе абсолютно любое знание, накопленное человечеством за тысячи лет.

Коммуникационные технологии развились до такого уровня, что теперь практически все люди всегда могут связаться друг с другом, всегда могут позвонить или выйти в Сеть. Теперь твоя рука не сжимает заточенный камень, а в твоём кармане лежит настоящее чудо техники — смартфон, путь до которого был очень долог и непрост.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *