период жизни человека между юностью и зрелостью
19. Возрастные особенности человека
Психолог: Человеческую жизнь можно сравнить с длинной дорогой. Когда человек молод, она кажется ему бесконечной, он живёт с ощущением, что у него ещё всё впереди и в его распоряжении много времени. Так много, что порой он даже не знает, как его использовать и чем заполнить. На закате жизни, когда большая часть этой дороги уже пройдена, человек оглядывается назад и видит, что годы пролетели, словно один миг. Он сознаёт, что время нельзя было растрачивать по пустякам в ущерб тому, что было задумано, о чём мечталось. Подробнее о возрастных особенностях человека расскажет мой друг Врач.
Врач: Возраст – это один из периодов, этапов или циклов развития человека. Наступление каждого возраста сопровождается изменениями в организме, в умственном развитии человека, а также в самом его отношении к окружающим людям и миру в целом.
Считается, что человек от рождения до смерти проходит через пять основных возрастных этапов, пять эпох своей жизни: детство, отрочество, юность, зрелость и старость. Давайте поговорим о каждом из них.
Что такого особенного в детстве?
Врач: Детство это самый активный, самый многообразный период в жизни человека. За 11-12 лет он проходит огромный путь от новорождённого до подростка. Казалось бы, ребёнок первого года жизни только спит, ест и плачет, совершает лишь неловкие попытки перемещаться в пространстве, управляться с предметами, вступать в общение. Но именно в эти месяцы человек составляет мнение о том мире, в который пришёл. В детстве важно всё: окружающая обстановка, питание, уход, игрушки. Но самое главное – любовь. Если малыш лишается ласки матери, у него развивается глубокая психическая и физическая отсталость.
Детство можно разделить на несколько периодов?
Врач: Совершенно верно. Сделав первые шаги, ребёнок тем самым вступает в период раннего детства – от года до трёх. Это совершенно особое, уникальное время, когда человек овладевает такими фундаментальными и принципиально новыми для него способностями, как ходьба, речь и мышление.
Возраст от трёх до шести лет принято называть дошкольным детством. Ребёнок быстро расширяет собственные возможности: сам ест и одевается, учится кататься на велосипеде, рисовать и резать ножницами. Особенно важно в этот период совершенствовать мелкие и точные движения рук. Психологи доказали, что подобные действия напрямую связаны с развитием мозга.
Трудным испытанием для маленького человека становится переход в разряд школьников. Резко меняется весь уклад жизни, появляются постоянные обязанности, расширяется круг общения. Если этот переход совершился успешно, то от 7 до 11-12 лет развитие ребёнка протекает плавно, без каких-либо особых проблем. Отношения с папой и мамой, оставаясь по-прежнему значимыми, всё же отходят на второй план. Огромным авторитетом обладают учителя. Рождается дружба, потрясают первые предательства. Нормально развивающегося младшего школьника отличает широта интересов: он увлекается то рисованием, то музыкой, то спортом, пробует себя в самых разных областях.
2. Этот трудный переходный возраст
А что особенного в отрочестве?
Врач: Подростковый возраст называют переходным. За очень короткий срок – примерно с 12 до 15 лет (девочки чуть раньше, мальчики чуть позже) – человек из ребёнка превращается во взрослого. Этот процесс сопряжён не только с радостями, но и с трудностями. В период самого бурного роста мальчики прибавляют в год от 7 до 12 см. Девочки вырастают на 6-11 см в год. Внутренние органы, не поспевающие за ростом тела, работают с напряжением – отсюда утомляемость, сонливость. Снижается умственная работоспособность, возникают проблемы с кожей и излишним весом. Недавняя детская лёгкость и резвость сменяются неуклюжестью. Резко вытянувшийся подросток порой не идёт, а тащится, не садится на стул, а тяжело падает, то и дело задевает за углы мебели, словно он не привык к новым границам своего тела.
Почему подростковый возраст называют «трудным»?
Ну, как здесь не сорваться!
3. Юность и зрелость
Подростковые проблемы со временем проходят?
Врач: К 16 годам в основном завершается ускоренный рост организма, улучшаются самочувствие и внешность. Наступает пора юности. Ребёнок окончательно превращается во взрослого. Исследования показывают, что существенной разницы между мышлением юноши и взрослого человека нет. Расцвет переживают и другие способности: в юности часто сочиняют стихи и песни, рисуют, играют в спектаклях, изобретают. Юноша уже, как правило, знает, что ему нужно, и может управлять собой. Меняется отношение к учёбе: она воспринимается теперь как часть собственных жизненных планов. Один из основных вопросов подросткового возраста «Кто я?» сменяется вопросами о своих жизненных целях: «Чего я хочу?» и «Что я могу?». Сами обстоятельства жизни заставляют совершать серьёзный выбор: профессии, круга общения, стиля поведения, а возможно, и спутника жизни. Постепенно налаживаются отношения со старшими. Пережив острое разочарование в подростковом возрасте, человек в юности начинает по-новому относиться к родителям и учителям.
Чем зрелость отличается от юности?
Врач: Взрослостью или зрелостью принято называть длительный этап между юностью и старением, примерно с 25 до 60-65 лет. Положение в обществе взрослых людей более высокое, чем у молодых. И это, в общем, справедливо: уже накоплен жизненный опыт, есть знания и умения, которые приобретаются только с возрастом. Взрослый человек – это состоявшаяся личность со своим багажом знаний и умений. Взрослый человек способен принимать самостоятельные решения и главное – нести ответственность за сделанный выбор, быть хозяином собственной судьбы. Вместе с тем люди с богатым жизненным опытом спокойно относятся к жизни, принимая её такой, какая она есть.
Старость у всех разная!
Врач: Верно. Люди по-разному проживают детство, юность, зрелые годы, но, пожалуй, никогда эта разница так не бросается в глаза, как на склоне дней. Кто-то и в 70, и в 80 лет полон бодрости, планов, идей, к нему тянутся окружающие, его мнением дорожат. Другой в том же возрасте лишь «доживает», целиком поглощённый своими болезнями и сожалениями об ушедшей молодости, а постоянное брюзжание и манера всех поучать способны вызвать раздражение даже у близких.
Чем вызвана такая разница?
Врач: Считают, что самоощущение человека в старости во многом зависит от оценки им пройденного пути: испытывает ли он в итоге удовлетворение от сделанного и происшедшего или отчаяние, вызванное осознанием, что всё было не так, а теперь ничего не изменишь.
Самое тяжёлое в старости – это утратить смысл существования. Главные жизненные задачи выполнены, от человека уже никто ничего не ждёт, и сам себя он порой начинает воспринимать ненужным, случайно забытым обломком прошлого. Для стариков в полный рост становится вопрос о приближения смерти. Необходимо выработать своё отношение к ней.
Да, старость – непростой возраст!
Врач: Но вместе с тем это вершина жизни, точка максимального накопления опыта, знаний, мудрости. Пора максимальной свободы от обязательств и суеты. Знаменитый английский писатель Бернард Шоу, который прожил 94 года и до самой смерти сохранял удивительную работоспособность, бодрость и чувство юмора, в беседе о старости подчеркнул: «Нет старости для людей с живой душой и разумом, вбирающих жизнь всеми пятью чувствами. Старым можно быть и в молодости, но можно прожить долгую жизнь, так и не познав её. Человек часто умирает раньше, нежели исчерпал все свои духовные и умственные силы. И если молодость – стихия страстей и эмоций, то старость – стихия мысли, творчества, разума».
Почему люди старятся и умирают?
Врач: Знаменитый римский комедиограф Публий Теренций объявил старость болезнью. Многие из современных учёных согласны с ним. Они считают, что возрастные изменения – результат повреждений, накапливающихся на различных уровнях организма. Упрощенно говоря, мельчайшие частицы, из которых состоит клетка, в процессе своей жизни неизбежно получают повреждения, «портятся». С такими клетками вступают в борьбу защитные системы организма. Но в них тоже накапливаются испорченные молекулы. В результате с возрастом значительно снижается способность исправлять повреждения, возникающие внутри организма. Какая-то из очередных «поломок» убивает человека…
Но есть и другая точка зрения?
Возрастные кризисы взрослой жизни
По завершении подросткового кризиса ребенок взрослеет и в его жизни наступает новый этап, когда он становится самостоятельным, принимает решения, берет ответственность за то, что делает. Однако на этом возрастные кризисы не заканчиваются, но становятся менее острыми и более редкими. Следующий сложный период происходит в возрасте 16-20 лет, формируя становление личности, открывая новые возможности и горизонты.
Перечислим периоды кризисов среднего возраста:
В целом кризисы средних лет проходят более спокойно и гладко, но не у всех все одинаково, и для кого-то именно они могут быть тяжелее предыдущих. Кому-то удается разрешить проблемы самостоятельно, а кто-то обращается к психологу. В любом случае, главное, чтобы кризис прошел эффективно и человек приобрел новые смыслы, и правильно расставил приоритеты.
Юность: 16-20 лет
Человек считается взрослым и стремится доказать себе и не только, что он чего-то стоит. Естественно, у каждого свой путь и свои планы на будущее. У многих именно в это время начинается по-настоящему взрослая жизнь, которая подразумевает личную ответственность. Это может быть армия, учеба в университете, первая работа или даже брак.
Именно в этот период у молодых людей появляются новые возможности и надежды на реализацию планов. Мудрые родители понимают, что надо свести к минимуму влияние на решения своих детей и постепенно полностью переложить ответственность за их поступки на них самих. Теперь цели должны приобрести четкость и ясность, а юношам и девушкам необходимо определиться со средствами и формами их достижения.
К тому же это возраст, когда появляется первый опыт серьезных отношений, у одних это брак, у других романтические встречи и общение. Именно сейчас окончательно формируется гендерная модель поведения, реализуются заложенные ранее роли и стереотипы поведения мужчины или женщины.
От того, насколько успешно будет пройден кризис, зависит, по сути, практически вся жизнь человека. Таким образом, в юности должны быть сформированы следующие новообразования психики:
В противном случае, если этого не происходит, человек остается на прежнем уровне развития, своего рода подростком, который физически повзрослел, но не может определиться с тем, чего он хочет, его тревожат неясность целей и неопределенность ожиданий. Это чревато тем, что человек может так и остаться на этом уровне, и всю жизнь находиться в «подвешенном состоянии», вечном поиске себя и действует под влиянием других людей или обстоятельств.
Распространенным запросом, с которым обращаются юноши и девушки 16-20 лет, на прием к психологу являются сомнения в правильности выбранного пути. Очень часто случается, что после окончания школы выпускники психологически не готовы для определения дальнейшего пути. Вуз или колледж, факультет или профессия порой выбираются за компанию, под давлением авторитетных взрослых или просто потому, что на специальность легче поступить. А потом начинаются бесконечные сомнения, страх, что родители не поймут ухода из университета, ужас и тревога перед необходимостью решить, как же жить дальше.
Также бывают случаи обращения за помощью студентов, которые, привыкнув за 11 лет к стабильному кругу школьного общения, испытывали значительные сложности в построении новых отношений. И здесь речь опять идет о выборе, о возможности решить, с кем дружить, а с кем – нет, к кому стоит подойти за дружеским советом, а от кого – держаться подальше… Очень часто усложняет ситуацию, не удачно пройденный подростковый кризис.
Любовь и первые разочарования, отношения с противоположным полом или их отсутствие тоже часто мучают молодых людей. Наши психологи помогают решать любую важную проблему юношеского возраста, что дает клиентам возможность успешно пройти через кризис.
Начало зрелости: 30 лет
В этом возрасте человек уже успокаивается, получив максимум эмоций от бурного периода молодости, начинает смотреть на жизнь более трезво, на первый план выходят покой и стабильность. Одни начинают заниматься карьерой, другие строят семьи, третьи снова ищут интересное для себя занятие, которому готовы посвятить жизнь.
К тому же для многих 30 лет – это возраст, когда человек задумывается о том, что он может передать своим детям и последующим поколениям, так сказать, оставить после себя. Именно по этой причине кто-то начинает заниматься творчеством или бизнесом, посвящает максимум времени освоению новых знаний, работе над «делом жизни».
Результатом успешного прохождения кризиса 30 лет должна стать целеустремленность и продуктивность. Так, должен закончиться очередной переломный этап становления. Иначе происходит обратный процесс – регресс во всех смыслах, обеднение личной жизни, невозможность двигаться вперед.
Брак и рождение детей, точнее – их отсутствие, часто волнуют женщин. В этот период уже гораздо больше ценятся стабильность и покой семейного очага, а не яркость бесконечных романов. Когда есть желание завести семью, а очередные отношения закончились крахом, это становится толчком к тому, чтобы задать вопросы: «Что со мной не так? Почему союзы с разными партнерами заканчиваются одинаково?» Порой только совместная работа с психологом может дать ответы и изменить ситуацию.
В таком путешествии по собственной личности психолог будет надежным проводником и помощником. Бывает и так, что кризис среднего возраста обостряет проблемы, которые зародились ранее в не пройденные кризисы юношества и подросткового периода. Тогда уже перед взрослым мужчиной или женщиной особенно остро встают вопросы самоопределения.
Зрелость: 40-45 лет
В связи с этим у многих рушатся семьи, возникает непонимание. Оно обостряется тем, что в этот период дети, если живут с родителями, уже не так сильно нуждаются в них и постепенно отдаляются. Кризис становится пусковым механизмом для переоценки отношений в паре, что может привести к необдуманному разводу. Семейный психолог поможет супругам разобраться с обидами, научиться быть вместе, учитывая интересы друг друга.
Часто в кризис зрелости возникает страх прожить остаток лет впустую, На консультациях с психологом такие люди поднимают не только вопросы отношений и самореализации, но и более глобальные: смысл жизни, отношение к смерти, ощущение одиночества и пустоты.
На развитие событий в этот период влияет то, насколько человек самореализован, уверен в себе, чего достиг, какие ценности поставил в приоритет и какие планы на будущее еще собирается осуществить. Также тут особенно важной становится эмоциональная гибкость, понимание того, что происходит переход на другой уровень жизни.
Однако пережив кризис 40 лет, и найдя новые смыслы и ценности, человек может еще многого достигнуть, реализовать творческий потенциал, обзавестись новыми связями для делового и личного общения. При ином исходе, он действительно обречен на одиночество и непонимание.
Старость: 60-70 лет
В таком солидном возрасте люди чаще всего выходят на пенсию, и такая жизненная перемена приводит к тому, что перед ними встает вопрос, что делать, чем же теперь заняться. Человек понимает, что он больше не находится в круговороте событий: дети давно выросли, у кого-то и внуки тоже, здоровье уже не то, некоторые друзья, возможно, уже умерли. В такой ситуации человек теряет смысл и надежду на насыщенную полную жизнь, что может привести к отчаянию и депрессии.
Поэтому для людей пожилого возраста особенное значение имеет общение с близкими и знакомыми, моральная поддержка. Им необходимо внимание и забота детей и внуков или близких, с которыми общаются. Важно ощущение значимости и нужности.
К тому же 60 лет – время подведения итогов, когда человек оглядывается на прошлое и видит, что он успел сделать, что получилось, а что так и не удалось. Тут и встает вопрос: «доволен ли я прожитым и достигнутым?» При положительном ответе будет чувство осуществления планов, завершенности жизненного пути, как итог – удовлетворенность и целостность личности, которая подразумевает размеренную и спокойную старость.
Если вы сами являетесь представителем этой возрастной группы, при возникновении ощущения одиночества и бессмысленности, обращайтесь к профессиональному психологу, который поможет иначе взглянуть на прожитую жизнь, найти новые смыслы, приобрести новые интересы и понять, что жизнь насыщена прекрасными моментами и событиями.
Будьте внимательны к пожилым родителям и знакомым людям, проявляйте заботу и понимание! У вас займет не так уж много времени на звонок по телефону или визит раз в неделю, а для них это итог жизни и признание заслуг!
В целом каждый кризис переживается по-своему, и у разных людей проходит в различной форме, у одних – относительно гладко, у других – бурно и тяжело, значительно могут меняться и возрастные рамки. Но эти закономерные процессы развития позволяют адаптироваться к окружающему миру, создать гармоничные отношения и найти себя на новом этапе жизни, наполнить жизнь радостью и целями.
Наша группа ВКонтакте
Наша группа в Facebook
Fidem в Instagram
Санкт-Петербург,
наб. реки Фонтанки, 92Б
Карта проезда
Период жизни человека между юностью и зрелостью
Жизнь человека зрелого возраста (30–50 лет) имеет свои особенности. Они обусловлены тем, что, сохраняя молодость тела, человек становится мастером в профессиональной сфере, получает удовлетворение от дела, постигает «тонкости» человеческой жизни. Этим, в сущности, обусловлены те задачи, которые стоят перед людьми зрелого возраста. «В личностном плане это самореализация, восхождение к духовным ценностям. В социальном отношении это служение близким людям, обществу в целом» [5, с. 49]. Знание этих «вещей» раскрывает специфику зрелого возраста.
Вместе с тем «за кадром» остается важный вопрос о вариативности путей жизни человека зрелого возраста. Понятно, что сколько людей, столько и путей жизни. Но все же: есть ли какие-то общие «русла», направления жизненного пути, к которым можно было бы свести все многообразие жизни человека зрелого возраста? Необходимость получения ответа на этот вопрос обусловлена тем, что только тогда человек может осознанно строить свой путь жизни, когда он знает, что ожидает его в «рамках» зрелости как этапа жизненного пути. Данный вопрос не только актуализирует тему исследования, но и помогает сформулировать его цель: раскрыть основные направления жизненного пути человека зрелого возраста. Для достижения намеченной цели необходимо решить следующие задачи: определить возможные направления пути жизни человека зрелого возраста, показать возможную вариативность в «рамках» каждого из предложенных направлений, раскрыть значимость обращения к вопросу о многообразии путей жизни человека зрелого возраста как важной составляющей специфики человеческого бытия.
Классификация путей жизни человека зрелого возраста
Согласно нашему пониманию, в зрелости возможны три основных направления жизненного пути современного человека, которые можно условно назвать так: «молодость в зрелости», «собственно зрелость» и «пожилой возраст в зрелости». Основой для такой классификации является существующая градация основных возрастных этапов жизни человека: детство, юность, молодость, зрелость, пожилой возраст, старость [1, с. 369–372]. В основу предложенной нами классификации положена идея связи предшествующих и последующих этапов в жизни человека. Мы исходим из того, что жизнь человека – это непрерывный процесс смены этапов жизни. Каждый последующий этап как бы «вытекает» из предыдущего, при этом выступая основой для следующего за ним периода жизни человека. Эта тесная связь этапов подтолкнула нас к мысли о том, что решение задач предшествующего этапа вполне могло быть перенесено, отложено (по тем или иным объективным и субъективным причинам) на последующий период. Так была сформулирована идея «молодости в зрелости». Понятно, что решение вопросов зрелости в рамках данного периода говорит о том, что человек смог вписаться в рамки своего возраста. Это направление нами было названо – «собственно зрелость». Вместе с тем сложность человеческого бытия не исключает и того, что в рамках зрелости уже решаются задачи пожилого возраста. Опять-таки это может быть обусловлено как объективными, так и субъективными моментами. Поэтому мы формулируем положение о возможности такого направления жизни, как «пожилой возраст в зрелости».
При этом мы исходим из того, что в рамках каждого из названных направлений можно вычленить три главные линии их развертывания. Они связаны с пониманием человека как существа «природного, социального и духовного» [2, с. 305]. Отсюда подробный анализ каждого из направлений предполагает рассмотрение трех возможных линий жизненного пути человека с акцентом на природный, социальный и духовный аспекты. В силу этого последовательность освещения темы будет предполагать девять основных «сценариев жизни»: «молодость в зрелости» с точки зрения природного, социального и духовного аспектов; «собственно зрелость» под углом зрения природного, социального и духовного компонентов человеческого бытия и «пожилой возраст в зрелости» через призму опять-таки природного, социального и духовного аспектов. Опираясь на предложенную логику изучения вопроса, раскроем своеобразие каждого из названных направлений пути жизни человека зрелого возраста.
«Молодость в зрелости»
Молодость (18–30 лет) – период жизни, когда у человека все еще впереди, но уже есть силы и определенные знания об окружающем мире и особенностях социальных взаимоотношений между людьми. Человек в этом возрасте полон энергии, активно познает жизнь. Можно сказать, что молодость – это достояние и богатство человека, один из самых желательных периодов его жизненного пути. Поэтому вполне объяснимо стремление человека как можно дольше продлить этот период жизни, сохранить «молодость в зрелости».
В этом случае для природной линии характерным является акцентирование внимания на роли телесного начала в жизни зрелого человека. В многочисленных «глянцевых» изданиях (ManHealth, WomenHealth, Cosmo) транслируются максимы отношения к своей телесности. Громкие слоганы, как правило, чётко выделены в этих журналах для того, чтобы привлечь внимание читателя и исполнить гимн современной телесности [8, c. 6]. Перешагнув порог молодости и перейдя в период зрелости, человек, таким образом, может посвятить свою дальнейшую жизнь заботе о продлении молодости и удовлетворении потребностей тела, при этом отодвигая социальное и духовное на второй план, превращая их в средство достижения цели.
Социальная линия в направлении «молодость в зрелости» предполагает приоритет общественных ценностей над всеми остальными. При этом телесные и духовные аспекты бытия выполняют второстепенную роль, обеспечивая реализацию социальной составляющей жизни человека зрелого возраста: продолжение поиска «себя» в профессиональной деятельности, а также поиск партнёра для создания собственной семьи. К тридцати годам человек, как правило, уже обзаводится собственной семьей, детьми, имеет соответствующие статусные позиции, продолжая выстраивать свою дальнейшую карьеру. Однако иногда складывается ситуация, когда человек, перешагнув рубеж молодости и шагнув в зрелость, продолжает находиться в состоянии активного профессионального самоопределения. Как справедливо отмечает С.Б. Овсянникова, главная цель профессионального самоопределения – постепенное формирование внутренней готовности личности самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного, личностного) [9, с. 140].
Духовная линия жизненного пути человека, исповедующего направление «молодость в зрелости». Общеизвестно, что молодость – это время, когда человек определяет для себя основы своего поведения, создаёт и старается придерживаться собственной «философии жизни», стремится к абсолютным ценностям [3]. Если у человека имеется надлежащий пример и опыт, преобладают истинные духовно-нравственные ориентиры, то он не потеряется на путях своей жизни, не побоится принять на себя бремя ответственности за свой выбор праведного образа жизни.
«Собственно зрелость»
Подойдя к середине своего жизненного пути, человек может ясно осознавать, что молодость со всеми её преимуществами проходит и наступает время максимального проявления своих сил и способностей, всесторонней самореализации в жизни.
Природная линия направления «собственно зрелость» связана, прежде всего, с сохранением и реализацией человеком себя как биологического существа. Человек, подойдя к середине своего жизненного пути, понимает, что его физические возможности постепенно сдают былые позиции; начинается снижение жизненной активности. Поэтому сохранение и поддержание нормального физического состояния и соответствующего уровня здоровья выступает одной из важных задач. Данные социологических исследований свидетельствуют об увеличении количества людей зрелого возраста, осознающих необходимость занятий физической культурой. Основными мотивами у мужчин является: поддержание здоровья, работоспособности (100 %); общение (84,2 %); замедлить происходящие возрастные изменения (56 %); стремление к физическому совершенству (46,85 %) [10, с. 108].
В отношении социальной линии направления «собственно зрелость» можно сказать, что она связана, прежде всего, с самореализацией взрослого человека как социального существа, проявляющейся в первую очередь в семейной и профессиональной сферах. Именно в зрелом возрасте человек понимает, что семья, дети – это тот источник силы, энергии, которые он черпает для дальнейшей самореализации. Полная самореализация зрелого человека в профессиональной сфере связана, в частности, с тем, что он постоянно преодолевает порог прошлого. По нашему мнению, именно в стремлении идти вперёд к новой вершине зрелый человек приобретает новые свойства, благодаря которым создаются условия непрерывного профессионального совершенствования.
Духовная линия бытия человека, избравшего направление «собственно зрелость», связана с чётким выстраиванием определённой ценностной иерархии, в которой сама жизнь, её смысл являются для него наивысшей ценностью [6, с. 61]. Человек начинает всё чаще задумываться о смысле предпринимаемых им шагов и определяет для себя их значимость, акцентируя внимание в первую очередь на тех, которые способствуют процессу его духовной самореализации, активному освоению внутреннего мира, что является одной из важнейших задач зрелого человека как духовного существа.
«Пожилой возраст в зрелости»
Это направление связано с тем, что в жизни человека, находящегося в зрелом возрасте, порой складываются жизненные ситуации и обстоятельства таким образом, что ему приходится решать задачи пожилого возраста (50–70 лет). С одной стороны, выбор данного направления может быть продиктован самой жизнью, то есть складывающимися объективными обстоятельствами, а с другой стороны, может зависеть от личностных качеств человека, его ценностных ориентаций, то есть субъективных факторов [4, с. 410].
Соответственно, природная линия жизненного пути напрямую связана с тем, что человек начинает прилагать всё больше усилий для сохранения физических возможностей своего тела. Но в жизни бывают ситуации, когда уже в зрелости человек большую часть своего времени вынужден посвящать данной заботе для того, чтобы просто жить дальше.
Социальная линия направления «пожилой возраст в зрелости» связана, прежде всего, с тем, что человек зрелого возраста прилагает максимальные усилия для того, чтобы в короткие сроки добиться высоких социальных позиций, в первую очередь в своей профессиональной деятельности, приобрести высокие социальные статусы (директора, начальника), дающие материальную и моральную уверенность взрослому человеку в завтрашнем дне.
Духовная линия направления «пожилой возраст в зрелости» связана с преобладанием в сознании зрелого человека понимания ценности, скорее, уже не того, что даёт ему жизнь (семья, работа, социальное положение), а самой жизни. Человек всё чаще начинает задумываться о том, чего он смог достичь к середине своей жизни. Поэтому актуальными для человека становятся преемственность, передача опыта, продолжение любимого дела через своих учеников [11, с. 108]. Для человека становится важным найти единомышленников, преемников, близких людей по духу и взглядам. В нём раскрывается особое качество личности – наставничество.
Заключение
Из сказанного следует, что основные направления жизненного пути человека зрелого возраста нельзя рассматривать независимо и обособленно от других жизненных этапов. Все возрастные периоды ставят перед человеком ключевые задачи, своевременное решение которых становится залогом успешного и счастливого существования индивида на каждом последующем этапе его жизненного пути. Зрелость как время наивысшего расцвета личности в социальном, духовном аспектах является промежуточной ступенькой между периодом молодости и пожилым возрастом.
Зрелый возраст имеет свои задачи [7, с. 165], своевременное и успешное решение которых зависит от того, насколько полно были решены задачи предыдущего этапа жизни – молодости. Однако в жизни бывает так, что приходится в зрелости решать вопросы как предыдущего (молодости), так и последующего (пожилого возраста) этапов. В этом проявляется своеобразие человеческой жизни. В любом случае человек всегда имеет свой вариант жизненного пути, который может реализовать достойным образом.
Заключая проведенное исследование, отметим, что жизненный путь человека зрелого возраста – это индивидуальный путь человека. Но в этом пути есть некоторые общие моменты. Они обусловлены природными, социальными и духовными аспектами. В зависимости от того, какие из них доминируют, выстраивается путь жизни человека. Знание этих вещей помогает человеку зрелого возраста осознанно формировать свой путь жизни с полным пониманием того, что предстоит сделать на том или ином этапе своего жизненного пути.
Рецензенты:
Савруцкая Е.П., д.ф.н., профессор кафедры философии, социологии и теории социальной коммуникации, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный лингвистический университет», г. Нижний Новгород;
Свадьбина Т.В., д.ф.н., профессор, ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», г. Нижний Новгород.