перевал дятлова кино актеры
Актеры «Перевала Дятлова»: «Все мысли были только о том, как бы выжить!»
На ТНТ вышел новый сериал «Перевала Дятлова», основанный на реальных фактах. На съемках не обошлось и без мистических событий.
Читали личные дневники и осваивали советские лыжи: Актеры поделились интересными подробностями со съемок «Перевала Дятлова». Фото: ТНТ
16 ноября на ТНТ стартует новый сериал «Перевал Дятлова». Он расскажет свою версию одной из главных загадок СССР — гибели группы туристов-лыжников на Урале в 1959 году. Несколько серий будет посвящено тому, как специалист из КГБ Олег Костин пытается докопаться до истины.
Накануне премьеры Teleprogramma.pro поговорила с актерами сериала, узнала, как проходили съемки и что мистического было в этой истории.
Что именно случилось с группой Дятлова пытаются разгадать до сих пор. Фото: ТНТ
От Алтая до Москвы
Съемки проходили в Москве и на Алтае, на Семинском перевале. Первый этап провели в ноябре, а второй этап в феврале.
«Мы снимали на Алтае в ноябре и проблем со снегом не было. Все остальное снимали в январе и феврале, и в бесснежное время приходилось использовать специальный снеговетродуй. Вокруг разбрызгивались маленькие капли воды, на них из специальной машины подавался сильный напор холодного воздуха, превращая все в снег. Это была жесть.
Даже играть ничего не приходилось, было настолько холодно, что все мысли были только о том, как бы выжить! Несмотря на то, что мы были в термобелье, в одежде в несколько слоев — все легко продувалось, особенно шея, руки, уши. При этом ты еще пытаешься что-то играть… Это был очень-очень ценный опыт», — рассказала актриса Мария Мацель.
Снимали в Москве и на Алтае. Фото: instagram.com/blood.mary
«Это были деревянные домики среди леса и заснеженных гор, вдали от магазинов, супермаркетов и сотовой связи», — поделилась Лукина.
Ее героиня — Людмила Дубина — реально существовавший человек. В феврале 1959 года молодая девушка отправилась в экспедицию, разгадать загадку которой пытаются до сих пор.
«Мне кажется, Людмила была светлая, добрая и очень ответственная девушка, мечтающая найти свое женское счастье. У нее было все под контролем — кто, что, где, когда — завхоз, одним словом», — делится своими впечатлениями Лукина.
Участница группы Игоря Дятлова.
Фото: kp.ru
Карточка героя:
Людмила Дубинина, студентка 4-го курса строительного факультета УПИ, родилась 12 мая 1938 года в поселке Кегостров на острове Кего, который находится в черте города Архангельска в устье Северной Двины. На дату похода ей было 20 лет. Студентку обнаружили в долине реки Лозьвы на берегу ее четвертого притока под горой Холатчахль.
Людмила была опытным участником экспедиции, с первого курса она ходила в походы и даже имела опыт в качестве старшего группы.
Всего в группе Дятлова было две девушки: Людмила и Зина Колмогорова. Ее играет актриса Мария Мацель.
«Зина погибла в ту роковую ночь. На мой взгляд, это человек — честность. Когда я читала ее письма, дневники, они были просто пропитаны честностью и открытостью. Она все очень открыто воспринимала и честно реагировала на происходящее. Многие советские люди были такими. Мне очень импонировали ее романтичность, любовь и восприятие мира», — отметила Мария.
Зинаида Колмагорова была одной из участниц группы Игоря Дятлова.
Фото: kp.ru
Карточка героя:
Зинаида Колмогорова, студентка 5-го курса радиотехнического факультета УПИ, родилась 12 января 1937 года в деревне Черемхово Каменского района Свердловской области. В день гибели ей было 22 года.
По пути в Ивдель Зина отправила на станции Серов свое последнее письмо. Адресат — подруга Валентина Токарева. Девушка писала, о своих планах, что впереди ее ждет работа в Каменске, а еще о личном. В составе группы был Юрий Дорошенко, с которым Зина рассталась незадолго до похода. Девушка переживала, как будут складываться их отношения.
Остальные члены экспедиции – мужчины: Игорь Дятлов, Юрий Дорошенко, Семен Золотарев, Александр Колеватов, Георгий Кривонищенко, Рустем Слободин, Николай Тибо-Бриньоль. Всего — 9 человек, но изначально планировалось, что в горы пойдет группа из 10 участников. Волей судьбы, Юрий Юдин, был вынужден вернуться домой спустя день после начала экспедиции, так как сильно простыл. Это спасло парню жизнь, он умер в 2013 году.
Актер Максим Емельянов сыграл Георгия Кривонищенко.
«Мой персонаж реальный человек — Григорий Кривонищенко, лучший друг Дятлова, опытный турист», — поделился актер.
Георгий Кривонищенко, участник группы Дятлова. Фото: kp.ru
Карточка героя:
Георгий Кривонищенко (друзья звали его Юрием), выпускник 1957-го года строительного факультета УПИ, родился 7 февраля 1935 года в городе Зугрэс Донецкой области Украины, на момент похода работал инженером в городе Челябинск-40 на комбинате номер 817. Планировал отметить свой 24 день рождения во время экспедиции, но не дожил до события пять дней.
Молодой человек был душой компании, парень увлекался поэзией, писал стихи и отлично пел.
Личные дневники героев и лыжные гонки
Консультантов, которые непосредственно разбирались в обстоятельствах гибели группы, на проекте не было, так как снимали не документальное кино, а художественное. Задолго до начала работы, актерам раздали подробное описание персонажей, их личные записи, архивные справки.
«Мы были хорошо подготовлены. На этапе подготовки мы получили папки со всеми файлами, дневниками, описаниями. Все, что могло помочь в работе над проектом», — рассказала Лукина.
В истории с дятловцами было много мистического, а вот съемки прошли гладко. Фото: ТНТ
Родственников «дятловцев» тоже не стали допускать на площадку, так как «не было задачи повторить страшную историю в деталях».
«Конечно же, мы старались воспроизвести все как было — настолько, насколько это было возможно. Но приходилось вносить изменения, где-то из-за погодных условий, где-то из-за технических особенностей. Что касается родственников, то эти бедные люди и так сильно настрадались за свою жизнь, так что может быть и хорошо, что лишний раз их не трогали», — поделилась Мария Мацель.
Потребовалась не только документальная подготовка, но и физическая, даже тем, кто умел кататься на лыжах пришлось нелегко.
«У нас были тренировки на лыжах в Москве и на Алтае. Дело в том, что даже тем, кто хорошо катается на лыжах — пришлось нелегко. Потому что советскими лыжами управлять гораздо сложнее и крепления у них, как вы понимаете, другие», — добавила Ирина.
На Алтае было очень много снега и актеры очень проблемно возвращались в Москву. Фото: ТНТ
Перед съемками вся группа долго училась передвигаться на советских лыжах.
Фото: ТНТ
Мистическая история
Когда говоришь об истории группы Дятлова, нельзя избавиться от ощущения мистики. С этим же чувством боролись актеры на площадке, но к счастью обошлось без аномальных происшествий.
«Самая большая мистическая история или просто неудачное стечение обстоятельство случилось дважды: когда мы летели на съемки из Москвы до Горно-Алтайска и обратно. Это должен был быть прямой рейс, а дальше еще несколько часов до базы, на которой мы жили. В итоге из-за погодных условий и туда и обратно дорога заняла почти сутки.
Когда летели на съемки, мы добрались до Новосибирска, где очень много часов провели в аэропорту. В итоге нам вызвали автобус, на котором мы несколько часов добирались до места. Обратно в Москву решили вылететь на день раньше, приехали в аэропорт, где сразу же из-за погодных условий отменили наш рейс. Продюсеры снова вызвали автобус и мы опять поехали в Новосибирск», — отметила Мария Мацель.
Коллега Максим Емельянов согласен, что капризы природы были самой большой странность в этой истории.
«Выпало аномально большое количество снега в момент, когда съемочная группа собралась улетать в Москву», — добавил актер.
Перед съемками актеры не только оттачивали мастерство владения лыжами, но и изучали дневники погибших дятловцев. Фото: ТНТ
Для Марии Мацель работа в «Перевале Дятлова» примечательна и тем, что завершилась точно в ее день рождения.
«Было одно прикольное совпадение: мой самый последний съемочный день, моя последняя рабочая смена выпала в ночь на мой день рождения. Хотя изначально мы должны были все доснять до нового года. Я тогда еще подумала, а может быть вообще будем снимать до самого моего дня рождения? В итоге так и получилось и мы работали до 18 февраля», — рассказала актриса.
Смотрите также
Смотрите «Перевал Дятлова» с 16 ноября в 22.00 на ТНТ
Как создавали стиль героев в сериале «Перевал Дятлова»: мудборды, винтаж, горящая одежда
«Перевал Дятлова» – один из самых обсуждаемых российских сериалов конца 2020 года. Как же создавались образы дятловцев, вымышленных персонажей – майора КГБ Олега Костина и члена следственной группы Екатерины Шумановой, а также дедушки и внука народа манси? The City отправился к художнику по костюмам сериала.
32-летняя Дарья Фомина последние четыре года работает художником по костюмам в разных кинопроектах. Раньше она была стилистом в продюсерском центре Максима Фадеева, сотрудничала с группой «Ночные снайперы», разными ток-шоу и стилизовала рекламу. Принимала участие в съемках сериалов «Эпидемия», «Содержанки», «Физрук» и фильма «Вторжение». Над «Перевалом Дятлова» Дарья Фомина работала с августа 2019-го до февраля 2020-го. За месяц до съемок (!) ее пригласил исполнительный продюсер Петр Шахлевич.
Месяц до съемок и 250 человек
Я люблю мистические истории и до работы в проекте знала о том, что случилось с дятловцами. Но в общих чертах, в глубину вопроса не погружалась. Когда мне написал Петр Шахлевич, я сначала отказалась – на подготовку оставался всего месяц.
Фото: Пресс-служба ТНТ
Это большой исторический проект. Ведь, помимо героев-дятловцев, там есть еще три временных пласта: война, расследование и документальная история ребят. Большой объем, а я не была в материале. Мой внутренний перфекционист говорил, что я могу не успеть и подвести людей. Но потом поняла, что просто не могу не согласиться.
Сначала я всегда читаю сценарий, могу поговорить с режиссером, чтобы понять общее настроение и его пожелания по образам актеров, а затем делаю мудборд, подбираю референсы. Но так как в «Перевале Дятлова» у меня было мало времени на подготовку, мы с ассистенткой сразу начали делать мудборд на каждого героя. Всего через нас прошло на съемках около 250 человек.
Мудборд. Фото: личный архив Дарьи Фоминой
Почему Костин постоянно без шапки
Мы снимали на Алтае, в Москва и Подмосковье (Горки Ленинские), Санкт-Петербурге и Выборге. Первым блоком была война, и я работала с консультантом, который специализируется на военном костюме. Для солдат из брали одежду напрокат в большой лаборатории военного костюма. А для актера Пети Федорова (играет майора КГБ Олега Костина. – Прим. ред.) форму отшивали отдельно.
Фото: ДАРТ Продакшн
Катя и Костин – замороженные войной люди с ледяными сердцами. На встрече с режиссерами мы прошлись по сценарию и поняли, где мы можем переодевать этих героев. У меня была задача показать в их образах, как они оттаивают. У Кати преобладали строгие, закрытые платья и водолазки, ведь она закрытая и сдержанная. У Костина туристический костюм, как я его называю, также закрытый.
Фото: Пресс-служба ТНТ
Многих мучает вопрос, почему Костин постоянно без шапки. Это закономерно, потому что ему не холодно. Холод проник в него. Так мы пытались показать, что все то, что мы видим снаружи, не имеет значения для того, что у человека внутри. Финальную сцену мы, кстати, снимали на ВДНХ в плюс 8 градусов. Было жутко холодно, а Маша героически держалась в шифоновой блузке.
Одежда дятловцев – целое расследование
Для документальной истории дятловцев мы сначала делали пробную примерку. Я взяла на нее лыжную одежду, сильно похожую на ту, что была у участников похода. Но в итоге вместе с режиссерами решили, что нужно полностью скопировать форму.
Фото: Пресс-служба ТНТ
Фото: Пресс-служба ТНТ
Чтобы ее создать, пришлось провести практически свое расследование. В досье (распечатанный трехтомник был на площадке) я искала, кто из дятловцев и в какой одежде был найден. Также смотрела фотографии в интернете: оказалось, что ребята часто менялись одеждой и шапками друг с другом. Поэтому мне нужно было все восстановить по частям.
Фото: личный архив Дарьи Фоминой
Мы сделали максимально похожие костюмы, куртки и штаны сшили. Свитеры я искала на развалах и в прокатах. Шапки все оригинальные, только синие с полосками делала мой мастер. Я долго не могла их найти, поэтому пришлось стилизовать.
Конечно, у меня были свои хитрости, чтобы сделать костюмы плотнее – так актеры бы не замерзли. Задача художника – чтобы одежда не просто хорошо смотрелась в кадре, но и была функциональной. Реальные дятловцы проходили по 15 километров в день с тяжелыми рюкзаками, поэтому одевались легко.
Манси, нервы и сбежавший из Ивдельлага
Для мальчика из семьи манси, актера Тимура Романова, мы готовили костюм дистанционно. Национальную шубу малицу и сапоги торбаса (унты) ему сшили якутские мастерицы, а мерки мы снимали в Москве. Сделали так, чтобы не было ощущения, что герой – ряженый. Так бывает, когда смотришь, как туристы фотографируются с кем-то на Красной площади.
Фото: Пресс-служба ТНТ
А с героем деда-манси была отдельная история. На эту роль долго никого не утверждали. Оставалась буквально пара дней до съемок, а актера все не было. Но в итоге нашли актера Ёндонгийна Цога в Монголии. Я понимала: на то, чтобы успеть сшить малицу, остается все меньше и меньше времени. Но нам повезло: в Якутске мы купили последнюю нужную нам шубу, хотя оставался риск, что она не подойдет. Я подумала: «Была не была!» – и купила. В результате костюм подошел. Но это, конечно, нервный момент.
Героя, сбежавшего из Ивдельлага, режиссер Паша Костомаров попросил побольше «оборвать». Поэтому мы сняли с него бушлат, дали куртку-утепление. Начали ее поджигать и отрывать куски, чтобы он выглядел более жалким.
Горящие штаны и работа каждый день
Все, в том числе эпизодические герои, тоже прошли через меня. Им я также продумывала образы и одевала самостоятельно – более двух сотен человек.
Фото: Пресс-служба ТНТ
Я присутствовала на каждом дне съемок. У меня есть помощники – ассистент и два костюмера, которые следят за кадром: нужно ли что-то поправить, подшить. Однажды у актера во время перерыва загорелась штанина. Поэтому и нужно шить заранее несколько одинаковых комплектов. Тем более что на Алтае, где снимали «Перевал Дятлова», были тяжелые условия. Вещи могли просто не успеть высохнуть.
За аксессуары на съемках обычно отвечает художник по костюмам вместе с отделом по работе с реквизитом. Со своей стороны я свела это к минимуму. Но все, что попало в кадр, было документально подтверждено у дятловцев (часы или, например, кольцо Семена Золотарева, самого старшего участника похода).
Фото: Пресс-служба ТНТ
Фото: Пресс-служба ТНТ
Фото: Пресс-служба ТНТ
Фото: Пресс-служба ТНТ
В конце работы все костюмы я сдаю на склад продакшена, с которым сотрудничаю. Мы все упаковываем в чехлы и подписываем – на случай разных досъемов. В других фильмах или сериалах их не используют, пока проект не сдадут. Или могут отдать на благотворительность, как у меня было в Будапеште. Я считаю, что это хорошая практика. Нет ничего хуже, чем когда вещи висят годами на складе.
Если говорить об ориентирах в профессии, из российских художников по костюмам я восхищаюсь Надеждой Васильевой («Брат», «Матильда», «Салют-7»). А среди зарубежных могу отметить австралийку Кэтрин Мартин («Мулен Руж», «Великий Гэтсби») и американца Майкла Каплана («Бегущий по лезвию», «Бойцовский клуб»).
Актер Петр Федоров: «Для меня “Перевал Дятлова” – история про невозможность себя простить»
С 16 ноября телеканал ТНТ начал показывать мистическую драму «Перевал Дятлова», основанную на трагически известной советской истории о студентах, погибших в горах Урала в 1959 году. Сериал снимали с бережным отношением к деталям: его режиссеры Валерий Федорович и Евгений Никишов читали дневники дятловцев, изучили все материалы следствия, а актеров на роли студентов подбирали в соответствии с портретным сходством с персонажами истории.
Главную роль – следователя Костина – сыграл актер Петр Федоров. О том, почему ему идет играть советских персонажей, о магии съемок на пленку и о том, почему исторические фильмы должны быть по-настоящему современными, Петр Федоров рассказал в нашем интервью.
Когда режиссеры и продюсеры Валерий Федорович и Евгений Никишов говорили о съемках «Перевала», они рассказали, как вы ходили в «Черный вигвам». Расскажите, почему именно «Черный вигвам» оказался необходим для вашего героя в «Перевале Дятлова»?
В «Черный вигвам» меня заманили Федорович и Никишов. Так можно назвать весь период наших съемок, это наша знаковая шутка. После пилотной серии была долгая подготовка, были читки, и я вспомнил агента Дейла Купера из «Твин Пикса» Дэвида Линча. Он, конечно же, совершенно другой по характеру, он забавный парень с отличным чувством юмора, а наш парень совсем не забавный, он весь израненный, с клубком внутренних конфликтов. Но Дейла Купера с майором Олегом Костиным может объединять мистическое восприятие реальности и первичные признаки шизофрении.
Петр Федоров в образе майора Олега Костина на кадре из сериала «Перевал Дятлова»
Петр Федоров в образе майора Олега Костина на кадре из сериала «Перевал Дятлова»
Если кино жанровое, всегда есть опасность, что история может потеряться за стилем повествования. Жанр ради жанра, в принципе, ерунда. Когда мы играем комедию, она тоже возникает из контекста, становится комедией в восприятии зрителей. Если актер будет именно играть комедию – получится глупо. Поэтому ассоциация с Купером возникла из наших размышлений, что в жанр нужен проводник. Для меня «Перевал Дятлова» — это в первую очередь детектив. Все сверхъестественное — в голове персонажа, это его драма, его болезнь. Грубо говоря, Олег Костин побывал в «Черном вигваме» до того, как началась его история с перевалом.
В одном интервью вы сказали фразу «Я в кино дорос до следователя». Почему до роли следователя нужно расти и почему вам интересно играть такие роли?
Следователь, вечная ищейка со сложной судьбой — это киноперсонажный архетип. В кино всегда будут следователи и будут преступники. Коломбо вечен, это уже мифологический момент.
Мне кажется, для актера, и для мужчины вообще, все самое интересное начинается после 35 лет. К этому моменту если ты не стал овощем, то, значит, вполне созревший фрукт. Наступает осознанный момент. Усы выросли, можно играть людей в шляпах. Это было мечтой детства, персонажи в шляпах у меня ассоциируются с героями хороших американских и советских фильмов. И теперь я тоже могу их играть. Главное, не перебирать только со следователями. Майор Олег Костин и история про перевал Дятлова меня зацепили. И жанровым расширением, которое мне всегда интересно, и, самое главное, темой, которая мне близка.
В «Перевале Дятлова» есть ловкий момент — два фильма в одном: про расследование Костина и про поход дятловцев. По сути, они связаны только фактом гибели туристов. Но так только кажется.
Петр Федоров в образе майора Олега Костина на кадре из сериала «Перевал Дятлова»
Петр Федоров в образе майора Олега Костина и Мария Луговая в образе Кати на кадре из сериала «Перевал Дятлова»
А что касается темы — для меня это история про невозможность себя простить. Сейчас мне 38 лет, и я помню, как родители предупреждали меня о том, что с возрастом я буду иначе расставлять акценты. Возможности отмотать пленку назад не будет. И вот эта невозможность вернуться назад и простить себя может травмировать на всю жизнь любого из нас. Что такое забыть, что такое простить, это одно и то же или нет? И что такое моральный долг? Пучина рефлексий мешает жить Олегу Костину. Но всегда наступает момент, когда надо эти клубки рубить. Без любви здесь никак.
Сериал удивительным образом снят на пленку — для его авторов это многое значит, и для зрителей, которые ценят художественное, тоже. А для актера? Вам каково сниматься на пленку? Есть ли у вас к пленке романтическое отношение или вы прагматик по отношению к кино и вам это не важно?
Знаете, на пленку можно снять что угодно, на качество фильма это вряд ли повлияет. Если «Перевал Дятлова» хороший сериал — его точно спасла не пленка. Пленка — это инструмент, который несет эстетическую нагрузку. Но я рад, что снимали на пленку, как актер и художник я был крайне вдохновлен. Вообще создателям и авторам респект за такой подход.
Кадр из сериала «Перевал Дятлова»
Кадр из сериала «Перевал Дятлова»
Если честно, я бы снимал все фильмы на пленку, но сейчас это невозможно. Я в кино работаю больше 20 лет, и когда я начинал сниматься, все фильмы были пленочными. На моем веку появился диджитал. Продюсеры поняли, что экономически невыгодно работать с пленкой, потом ее убрали из ВГИКа. Это, кстати, жаль – умение работать с пленкой воспитывает прежде всего ответственность перед кадром. Но опять-таки экономика побеждает. В американских киношколах, например, пленку не убирают, и студенты учатся работать по-настоящему. Но у них и огромные профсоюзы работают в этом направлении. Мы не в Америке. Хороший фильм можно снять и с помощью других технологий.
Из забавного в работе с пленкой есть такая страшная вещь — соринка. После каждого дубля пленку проверяют через объектив, не попало ли на нее что-нибудь. И если попало, пленку нужно перезаряжать и переделывать дубль. И вот представьте — серьезная дорогая сцена, взрываются дома, актеры рыдают, массовка бежит, команда «стоп!». Все уверены, что мы сделали все классно, режиссеры довольны. И вдруг выходит скучный человек, механик камеры, и говорит: «Соринка!» То есть пленка – это еще и нервы, и время. Но у меня есть поговорка, что соринка может подарить лучшие дубли.
Мы, кстати, в интересное время живем — рассуждаем о романтическом отношении к пленке, а экоактивисты сказали бы нам, что пленку делают из коров и она как раз неэкологична…
Производство искусственных шуб тоже неэкологично, сколько лет они будут разлагаться на планете… Об этом можно долго спорить. Но пленка — это одно из великих достижений человечества. А возможность снимать в цвете, цветная фотография — достижение русского человека. Изобретение Сергея Прокудина-Горского. Есть теория, что пленка передает энергию живых людей, поскольку содержит ионы серебра. Это уже романтика, а физика в том, что эти ионы располагаются относительно друг друга в хаотическом порядке, а не в равноудаленном, как цифровые пиксели. Это аналоговая божественная ошибка, возможно, и делает изображение таким мягким, с такой точной цветопередачей. У меня есть камера 8super, она тоже пленочная. Снимаю свои маленькие штуки на нее.
Согласны ли вы с тем, что разговор о российском кино идет немного от противного? Мы исходим из того, что оно в застое, и сильно удивляемся, когда появляется нечто хорошее…
Все ругают кино, но на самом деле хорошее кино есть, просто его не так много. Проблема в точных налаженных коридорах между автором и аудиторией. Мы дожили до момента, когда авторское кино выходит на широкую площадку, и в России тоже. Российские продюсеры сколько угодно могут руководствоваться своими соображениями, но потом аудитория голосует за «Джокера» и отметает какие-либо суждения на тему мрачного маргинального кино и отрицательного главного героя.
Петр Федоров
Петр Федоров
Я вижу в вашем творчестве такую крайность – это исторические персонажи с креном в советскую сторону: «Ледокол», военные фильмы, сериал «Город», сейчас это «Перевал Дятлова». Почему вы часто играете персонажей из прошлого? И почему, как вам кажется, в нашем кино мало историй про современность и героев нашего времени?
Во-первых, мне это идет. А если более брутально – настоящими, современными нам не дают быть не только в кино, нас в принципе разворачивают вспять. Раньше была игра в Советский Союз, многие вещи показывать было нельзя. Потом начался период дискредитации Советского Союза, стало не просто можно, а необходимо показывать. А сегодня мы опять погрязли в этом лживом кошмаре и нам снова навязывают очередную игру. В кино можно притвориться современным, актуальным. На самом деле это не так просто. Быть и казаться – вечная тема. «Современный» – это не значит, что ты в кроссовках и материшься. «Современный» – это все-таки про рефлексию, которая адекватна тебе и твоему времени. Поколенческая тема всегда выражается в личном. Есть определенные признаки нашего времени, которые не должны быть лукавыми. Мне кажется, лукавых фильмов должно становиться меньше. И прежде всего для большой аудитории. Надежда на Интернет по-прежнему остается, но даже в нем уже много ерунды на новых платформах. Есть, конечно, очень классные шоу, есть российский успех на Netflix – это отлично, но интересно, что будет дальше.
Вернемся к изображению советского в кино. В «Перевале Дятлова» иной взгляд на войну — отличный от сегодняшних отечественных блокбастеров. Ваш герой говорит, что в войне ничего хорошего нет и она должна быть закончена, а советский офицер оказывается монстром — нет такого, что советский воин на 100% герой и никак иначе…
Это одна из идей фильма, которая мне близка. Эта мысль заложена в текст, написанный сценаристом Ильей Куликовым. Как современные люди, мы понимаем, что война – это плохо. Но мне кажется, что воспитание патриотизма должно быть связанно не только с количеством военных фильмов, и не только про Великую Отечественную войну. А если про ВОВ – то современная драматургия сильно проигрывает писателям-фронтовикам, таким, как Астафьев или Васильев. Таких, как Астафьев, сейчас, видимо, ставить нельзя, слишком близко он подбирается к церебральной теме войны, не подходящей для плакатов. Слишком грязно и по-настоящему. Пугает тотальная розовощекая милитаризация общества, изображения детей в солдатской форме и груда странных фильмов про ту же войну. Они обязательно должны быть – фильмы про войну. Но они должны быть по-настоящему современными. Кино про человека из прошлого тоже должно быть современно. Когда есть «Дюнкерк», хочется иметь свой. Война – это прежде всего то, чего мы не знаем про себя. Я говорю о том первобытном рефлексе, который происходит у тебя в момент экстремальной ситуации. И который, видимо, определяет тебя как сущность. Как человека. И это одна из вечных тем, она будет всегда.
Поэтому мой герой в «Перевале Дятлова» кажется мне интересным. Ему больно из-за войны, ему приходилось убивать и сжигать, он попал в пучину, он заболел, он искалечен. Он одержим демонами войны. Эта тема искалеченности войной никуда и никогда не уходит. Герои, как правило, остаются с посттравматическим синдромом, а общество – с картонными представлениями о героизме. Очень верю в наш фильм.