переход к зрелости около 40 лет как нормативный кризис в развитии перелом жизни
Психологические характеристики кризисов в зрелом возрасте
РРРРазвитие психики не завершается в период юности. Определенная динамика психического развития отмечается и в более позднее время. Поэтому в современной психологии принято выделять еще два периода: акмеологический период развития, или период взрослости, и период геронтогенеза. Акмеологический период развития охватывает возраст от 18 до 60 лет. По возрастной периодизации, принятой Международным симпозиумом в г. Москве в 1965г, средний (зрелый) возраст разделяют на 2 периода. Первый период — 22-35 для мужчин, 21-35 для женщин и второй период — 36-60 для мужчин, 36-55 для женщин. Кризисы развития происходят в случае возникновения трудностей у индивида в тот или иной период. Каждый переход на следующую ступень развития заставляет человека разрушать существующую защитную структуру. Он становится ранимым и чувствительным, но приобретает способность постепенно приспосабливаться к окружающим условиям. Этот переход может продолжаться несколько лет. Преодолев его, мы попадаем в продолжительный период стабильности и относительного спокойствия и обретаем чувство равновесия. Все, что происходит с нами: окончание учебного заведения, брак, рождение ребенка, развод, получение или потеря работы, — все влияет на нас. Эти знаменательные события являются вехами в нашей жизни. Однако ступень развития определяется изменениями личности в эти переходные моменты. Жизнь личности включает в себя внешние и внутренние аспекты. Внешние аспекты состоят из определенных ценностей: работа, положение в обществе, семья и социальные роли. Внутренний аспект состоит из определенных моментов, важных для каждого из нас. Каким образом цели и стремления подкрепляются или нарушаются нашей системой жизни? Какие черты собственной личности мы можем изжить, а какие подавляем? Как мы себя ощущаем в мире в данный момент? В переходные моменты наш образ жизни подвергается внезапным изменениям в четырех измерениях. Первое измерение: внутреннее ощущение себя по отношению к другим. Второе измерение: чувство безопасности и опасности. Третье измерение: наше восприятие времени — достаточно ли у нас времени, или мы начинаем чувствовать его нехватку? Четвертое измерение: ощущение физического спада. Все эти ощущения задают основной тон жизни и подталкивают нас к тем или иным решениям.
Молодость— начальный этап зрелости и вступления во взрослую жизнь. Молодость как «время путешествий» – поиски себя и переход к стабильному образу жизни. Создание «мечты» и направленное формирование стабильной структуры жизни. Задачи развития: осознание себя во взрослом статусе и принятие социальной ответственности, прав и обязанностей, овладение профессией и начало профессиональной деятельности, поиск и выбор друга и вступление в брак, формирование отцовской и материнской позиции, воспитание детей, формирование образа и стиля жизни и круга общения.
Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 44 ; Нарушение авторских прав
Ответы по возрастной психологии
Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 23:24, шпаргалка
Описание работы
Работа содержит 1 файл
шпора по вп.docx
Именно в личностном самоопределении заключается то самое существенное, что появляется в обстоятельствах жизни подростков, в требованиях к каждому из них. Это во многом характеризует социальную ситуацию развития, в которой происходит формирование личности в подростковый период. Вот почему поиск условий и средств личностного самоопределения подростков является одной из актуальных теоретических и прикладных проблем и требует многоаспектного рассмотрения, связанного с анализом сущностных, регулятивных и структурно-содержательных характеристик данного понятия.
Сущностные характеристики личностного самоопределения связаны с анализом термина, который в контексте различных наук употребляется в самых различных значениях. Так говорят о самоопределении личности, социальном, жизненном, профессиональном, нравственном, семейном, религиозном и др. При том даже под идентичными терминами зачастую имеется в виду различное содержание. Для того чтобы прийти к достаточно четкому определению понятия, необходимо с самого начала разграничить два подхода к самоопределению: социологический и психолого-педагогический. Это тем более важно, что достаточно часто происходит смешение их, что приводит к утрате собственно психолого-педагогического содержания.
Сущность социологического подхода к личностному самоопределению заключается в том, что оно относится к поколению в целом, характеризуя его вхождение в социальные структуры и сферы жизни. При этом исследователей интересует в первую очередь процесс, т.е. психологические механизмы, которые обуславливают вхождение индивида в социальные структуры.
Методологические основы психологического подхода к проблеме самоопределения были заложены С.Л.Рубинштейном. Проблема личностного самоопределения есть узловая проблема взаимодействия индивида и общества, в которой высвечиваются основные моменты этого взаимодействия: социальная детерминация индивидуального сознания (шире – психики) и роль собственной активности субъекта в этой детерминации. На разных уровнях это взаимодействие обладает своими специфическими характеристиками, которые нашли свое отражение в различных психологических теориях по проблеме самоопределения.
30.Основные подходы к определению ведущей деятельности подросткового возраста
определения конкретного типа ведущей деятельности для подросткового периода существуют две точки зрения:
31.Основные новообразования подросткового возраста с позиции различных теорий
Критерии «зрелой взрослости». Соотнесение хронологического, биологического, психологического и социального возраста. Легальный и функциональный возраст (Д.Биррен). Задачи развития как основа выделения периодов зрелости (Р.Хевигхерст, Д.Левинсон). Молодость как начальный этап зрелости и вступлеия во взрослую жизнь. Переход к средней зрелости как нормативный кризис (около 30 лет), обусловленный расхождением между идеальной моделью «мечты» образа жизни и реальностью. Переход к зрелости (около 40 лет) как нормативный кризис в развитии, «перелом жизни». Зрелость как вершина жизненного пути. Проблема развития познавательных процессов в зрелом возрасте. Причины нормативного кризиса 50-55 лет (изменение социальной ситуации развития и возрастная перестройка организма). Проблема долголетия и жизнеспособности. Факторы долголетия. Старость как социальная проблема.
32.Развитие в зрелых возрастах в концепции Э.Эриксона
33. Принципы и закономерности психического развития в социогенетической теории развития
34.Возраст как предмет научного изучения. Понятие периодизации
Предмет психологии развития и возрастной психологии. Современная психология представляет собой разветвленную систему научных дисциплин, среди которых особое место занимает возрастная психология или, правильнее, психология развития человека, связанная с изучением возрастной динамики развития человеческой психики, онтогенеза психических процессов и психологических качеств личности качественно изменяющегося во времени человека. Понятие возрастной психологии в принципе уже понятия психологии развития, поскольку развитие здесь рассматривается всего лишь как функция или хронологического возраста, или возрастного периода. Психология развития представляет собой более общий и теоретический курс по сравнению с возрастной и детской психологией, своего рода их методологическую базу. В центре внимания этой дисциплины находятся содержание и разные аспекты применения в психологии принципа развития, одного из важнейших методологических принципов всех наук, а новообразования и симптоматика отдельных возрастных периодов становятся тем материалом, на основании анализа которого выводятся общие закономерности становления психики. Поэтому, строго говоря, возрастная психология может быть только частью психологии развития, хотя иногда они используются как синонимы. В данном пособии мы будем использовать понятия возрастная психология и психология развития как равнозначные. Психология развития и возрастная психология – это серьезная, академическая наука. Как и всякая наука имеет свой предмет, методы, методики изучения, свои научные понятия. Возрастная психология – отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости.
Раскрывает психологическое содержание последовательности этапов онтогенеза, возрастную динамику психических процессов.
Возрастная психология рассматривает изменения в темпе, содержании, доминирующих факторах, влияющих на развитие психики в течение всей жизни, большое значение придается сравнению закономерностей развития в разные периоды онтогенеза. Возрастная психология изучает также механизмы, помогающие как в приобретении нового, в развитии, сохранении приобретенных знаний и умений в период снижения темпа развития инволюции, в старости.
35.Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина
Д.Б. Эльконина о периодизации психического развития считается общепринятой в современной возрастной психологии.
Для создания новой возрастной периодизации психического развития ребенка Д.Б. Эльконин взял за основу идеи Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева, но исходил и из собственных заключений:
Природу детства следует рассматривать в ее конкретно-историческом понимании.
В основе периодизации лежат закономерности развития деятельности и растущего человека.
Таким образом, вся психическая деятельность человека была рассмотрена ученым как процесс непрерывной смены деятельности, в которой выделяются ведущая деятельность, новообразования и кризисы данного возраста.
Психология людей пожилого и старческого возраста. Угасание физических сил в пожилом возрасте. Творческая деятельность личности.
Начальный период зрелости называют ранней зрелостью или молодостью. Это время становления, выработки индивидуальности, окончательного осознания себя взрослым человеком со всеми исходящими из этого правами и обязанностями; формирования более конкретных представлений о жизненных ценностях, организации семейного очага.
Ведущей становится профессиональная деятельность, которая ставит перед личностью задачу специализации в избранной профессии, приобретения мастерства. Процесс этот проходит не всегда гладко. В некоторых случаях человек, попробовав себя в каком-то деле, изменяет свой выбор, меняет профессию, вуз и т. д. Переход к расцвету сопровождается дальнейшим развитием, становлением человека как личности. При этом выясняется, что не все представления о жизни, сложившиеся между 20 и 30 годами, оказываются верными; да и сама жизнь перестает казаться столь лёгкой, простой и бесконечной, как раньше. Это приводит к переоценке ценностей, переосмыслению последствий не совсем благополучно прошедшей «эпохи» самоопределения — юности. Расцвет (30—40) лет — середина жизни, «золотой возраст», период наибольшей работоспособности и отдачи. К 30—35 годам приобретается достаточно богатый жизненный опыт, человек становится полноценным специалистом, семьянином. Он все серьезнее задумывается над вопросом: что оставит людям? Появляется потребность передавать другим все лучшее, что накоплено. Переход к поздней зрелости сопровождается развитием тенденций, типичных для возраста, называемого возрастом предварительных итогов. Здесь нередко прежние представления о себе, своих возможностях и перспективах перестают соответствовать изменившимся возможностям, изменившейся внешней «социальной ситуации развития», изменившемуся соотношению между пройденным и оставшимся жизненным временем. Такие противоречия обычно осознаются человеком, как расхождение между Я — реальным и Я — идеальным, между областью наличного и областью возможного, желаемого.
Зрелая личность, осознающая свои достоинства и недостатки, развивающаяся через самосовершенствование, должна предвидеть «подводные рифы» в своем становлении и сознательно, целенаправленно осуществлять личностные перестройки, управляя своим развитием, его динамикой. В период поздней зрелости (45—60) лет человек достигает вершины жизненного пути. В этом возрасте окончательно определяются и углубляются нравственно-политические взгляды, которые становятся наиболее полными, проверенными жизнью. Зрелый возраст располагает оптимальными субъективными условиями деятельности: максимальным развитием физических и умственных сил, основательностью знаний и навыков. Чувство долга, высокая чувствительность к общественной оценке и дух соревнования порождают большую работоспособность. Характерным свойством возмужалой личности является уравновешенность.
Во втором периоде зрелости коллективное творчество приобретает статус ведущей деятельности, возникает вопрос смысла жизни в форме подведения итогов прожитых лет.
Переход к старости (50-55 лет) характеризуется нормативным кризисом, который связан с поворотами социальной ситуации развития и возрастными перестройками организма.
Зрелость как вершина жизненного пути личности. Коллективное творчество как ведущая деятельность данного периода. Примирение с самим собой как один из путей выхода из жизненных противоречий. Источники удовлетворения в данном возрастном периоде: семейная жизнь, успехи детей и т.д. Стремление к общению как характерная черта данного периода. Одиночество в зрелом возрасте. Возможности обучения в зрелых возрастах. Осознание возрастных перестроек и изменение образа жизни зрелого человека. Кризис середины жизни, его психологический смысл.
Кризис взрослого возраста. Осознание утраты молодости. Начало снижения уровня физических возможностей. Смена иерархии мотивов. Сомнение в правильности прожитой жизни как центральная проблема данного периода.
Переход к зрелости (около 40 лет) как нормативный кризис в развитии, «перелом жизни». Осознание утраты молодости и реальности смерти. Изменение восприятия временной перспективы. Начало снижения физических сил и возможностей. Переживание «символической смерти» молодости. В тридцать пять лет мы оказываемся на перепутье. Достигнув середины жизненного пути, мы видим, где он заканчивается. Время начинает сокращаться. Утрата молодости, угасание физических сил, изменение привычных ролей — любой из этих моментов может придать переходу характер кризиса. Возраст между тридцатью пятью и сорока пятью годами — это время опасностей и больших возможностей. Мы можем переосмыслить ориентиры, по которым оценивали собственную личность в первой половине жизни, и те из нас, кто воспользуются этой возможностью, будут искать истину. Чтобы успешно пройти этот кризис, мы должны повторно проанализировать свои цели и произвести переоценку наших ресурсов, начиная с сегодняшнего дня. “Почему я все это делаю? Во что я реально верю?” Независимо от того, что мы делали до сих пор, в нас есть нечто, что мы подавляли, и сейчас оно рвется наружу. Как хорошие, так и “плохие” чувства попытаются осуществить свое право на существование. Др. словами, необходимы изменение личностного отношения и смысловая перестройка сознания, изменение иерархии мотивов. Примерно к сорока пяти годам равновесие восстанавливается, появляется чувство стабильности, которое может принести удовлетворение
Психология людей пожилого и старческого возраста. Угасание физических сил в пожилом возрасте. Творческая деятельность личности.
Наличие хорошего психического здоровья в течение жизни не обеспечивает иммунитета к психическим нарушениям в пожилом и старческом возрасте.
Однако не надо думать, что старость неизбежно связана с
ухудшением здоровья, в том числе психического. Многие заболевания позднего возраста можно вылечить. Важно быть внимательным к себе и своим пожилым родственникам и вовремя обращаться к врачу.
Между тем пожилые люди обращаются к психиатрам и психотерапевтам в два раза реже, чем население в целом. Люди старше 60 лет часто не замечают своих психических расстройств или рассматривают их как неизбежный результат старения. К сожалению, это совершенно неправильное отношение, бытует и у родственников, которые все объясняют преклонным возрастом, и думают, что все равно ничего нельзя сделать.
Характерной особенностью психопатологических расстройств в пожилом и старческом возрасте является феномен соматизации, то есть телесного выражения психических расстройств. Такие больные обращаются за помощью к врачам общего профиля, которые не всегда могут распознать психические нарушения у пожилых пациентов, особенно если это касается депрессивных нарушений и легких расстройств памяти и мышления.
Депрессия может иметь и соматические проявления: потеря или, наоборот, усиление аппетита, бессонница или сонливость, постоянная усталость, запоры, болевые ощущения, которые нельзя объяснить соматическим заболеванием.
Процесс старения представляет собой генетически запрограммированный процесс, сопровождающийся определенными возрастными изменениями в организме. В период жизни человека после зрелости происходит постепенное ослабление деятельности организма. Пожилые люди не так сильны и не способны, как в молодые годы, выдерживать длительную физическую или нервную нагрузку; общий запас энергии у них становится все меньше и меньше; утрачивается живость тканей организма, что тесно связано с уменьшением в них содержания жидкости. В результате такого обезвоживания суставы пожилых людей затвердевают.
Переход к зрелости около 40 лет как нормативный кризис в развитии перелом жизни
Тема 10. Развитие человека в период молодости, зрелости
1. Физическое и психическое развитие в молодости и зрелости.
2. Личностное развитие. Кризисы в период молодости, зрелости.
1. Физическое и психическое развитие в молодости и зрелости
Хронологические рамки (возрастные границы). От 30 до 60‑70 лет.
Социальная ситуация на разных этапах этого возрастного периода различна. Социальная ситуация характеризуется в реализации себя, полного раскрытия потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношениях. Принятие на себя полноты ответственности. Все особенности социальной ситуации отражены в таблице.
23 – 30 лет
30 – 40 лет
40 – 50 (55) лет
1. Осознание себя в статусе, принятие социальной ответственности, прав и обязанностей.
2. Овладение профессией и начало профессиональной деятельности.
3. Поиск и выбор друга и вступление в брак, формирование отцовской и материнской позиции.
4. Воспитание детей.
5. Формирование образа, стиля жизни и круга общения.
1. Личностно-смысловая перестройка, коррекция жизненных планов и образа жизни.
2. Передача опыта другим, наставничество.
3. Реализация потребности в достижениях и социальном признании.
4. Самореализация в профессиональной.деятельности, построение карьеры.
1. Развитие и сохранение супружеских отношений.
2. Воспитание детей
3. Достижения в карьере.
4. Развитие форм и хобби.
5. Принятие и приспособление к изменениям организма.
6. Принятие ответственности за стареющих родителей.
После 30 лет они медленно и заметно идут на убыль. Но этот спад в промежутке от 30 до 50 происходит не так быстро как представляется большинству людей.
После 40 лет происходит снижение уровня функционирования по 6 важным показателям: скорость проведения нервного импульса; функция почек; функция сердечно-сосудистой системы; сила мышц; полезный объем легких; жизненная емкость легких.
Снижение физических навыков и возможностей более заметно в критических ситуациях или в тех случаях, когда резко возрастает нагрузка на организм.
Менопауза у женщин наступает в возрасте от 48 до 51 года, может начаться раньше, а может и позже. Это означает прекращение менструаций и неспособности рожать. Эти изменения могут сопровождаться эмоциональными изменениями. Часто женщины чувствуют себя подавленными, менее женственными, т.к. их репродуктивная функция прекратилась.
У мужчин не происходит единичных, внезапных событий, сравнимых с менопаузой у женщин. Но у мужчин происходят изменения, касающиеся их сексуальной активности.
Некоторые изменения обусловлены физиологическими факторами, в частности уровнем андрогенов, мужских половых гормонов.
Ведущая деятельность: Профессиональная деятельность; становление и развитие семейных отношений.
Познавательные функции на разных возрастных этапах имеют свои отличия (см. таблицу).
18 – 25 лет
30 – 40 лет
41 – 50 лет
51 – 55 лет
1. Усиленное развитие психических функций.
2. Характерны «оптимумы» внимания, памяти, мышления.
3. До 35 лет продолжается становление целостной функциональной основы интеллектуальной деятельности.
Наблюдается наибольшая восприимчивость социального и профессионального опыта.
1. Высокое развитие внимания, памяти, мышления, которое снижается к 40 годам.
2. После 35 уменьшается возможность новообразований.
3. Наблюдается максимум творческой активности.
В 30-33 года наступает высокое развитие памяти, мышления и внимания.
1. Снижение уровневой оценки мышления.
2. Снижение уровня памяти и внимания.
1. Особое влияние на уровень развития мышления, качества внимания и памяти, особенно смысловой, влияют активные познавательные устремле
ния в профессиональной сфере.
Большое влияние на сохранность познавательных функций оказывают ценностные ориентации. Помимо сохранения происходит качественное преобразование структуры интеллекта. Доминирующее значение занимает обобщение на словесном материале. Возможна новая стадия развития интеллекта – способность самому ставить проблемы. Объем вербального запечатления долговременной памяти во многом остается неизменным до старости, но ослабляется способность запечатления, кратковременная память, скорость реакции.
Психическое развитие личности обусловливает семья. Наблюдается прогрессивное развитие, связанное со специализацией психических функций в процессе профессиональной деятельности.
2. Личностное развитие. Кризисы в период молодости, зрелости
Личностное развитие, по мнению Э. Эриксона, может проходить по 2 линиям развития:
В период между 18 ‑ 50 годами максимально раскрываются возможности человека. При благополучном прохождении кризиса – самоутверждение в этическом и моральном плане и независимость от стандартов и мнений других людей.
Новообразования: Творческая продуктивность, понимаемая как интегральное образование: профессиональная продуктивность и вклад в развитие и утверждение жизни будущего поколения.
Феномен «акме»; материнство/отцовство; новый уровень интеллектуального развития.
Кризисы данного периода:
По Р. Пекку существует 4 кризиса, которые человеку необходимо разрешить: развитие уважения и мудрости, которое должно сменить примат физической храбрости. Социализация социальных отношений должна сменить сексуализацию отношений. Сохранение эмоциональной гибкости, которая должна противостоять аффективному обеднению, связанная со смертью близких или с обособлением детей. Сохранение душевной гибкости и поиск новых форм поведения вместо старых привычек и психической ригидности.
Переход к средней Взрослости как нормативный кризис (около 30 лет) – вызван расхождением между идеальной моделью «мечты» образа жизни и реальностью.
В средней взрослости переход к зрелости как нормативный кризис (около 40 лет) ‑ связан с осознанием утраты молодости, началом снижения физических сил, переживанием «символической смерти» молодости. Помимо проблем с профессиональной деятельностью нередко возникает обострение семейных отношений.
Э. Эриксон считает, что кризис – это переломный момент, период с обостренной чувствительностью и повышенным потенциалом. Психическое развитие происходит в процессе прохождения через критические точки.
Э. Эриксон описал 3 ступени зрелости, на которых определил центральные вопросы развития: интимность (близость), альтернатива – уединение; производительность, при котором индивидуум становится творческой личностью; Цельность (объединение).
К 35-45 годам человек начинает всерьез задумываться о том, что время проходит, начинают посещать мысли о смерти.
Решение кризиса состоит в анализе своих целей и переоценке своих ресурсов; поиске нового смысла жизни.
Кризис середины жизни – кризис 40-летия. Признаки кризиса, разлада внутреннего мира – изменение отношения к тому, что раньше казалось важным, значительным, или, напротив, отталкивающим. Кризис идентичности выражается в переживании чувства нетождественности самому себе, того, что стал иным. Решение возможно на основе самоанализа необходимости найти себе и своему «Я» место в новых условиях, выработать соответствующую форму поведения и деятельности.
Выход из кризиса: переформулировка целей на более реалистичную точку зрения; осознание ограниченности времени любого человека; довольствоваться тем, что есть; ограничиваться в планах на будущее; выработка новой Я – концепции; осознание ограниченности времени любого человека; довольствоваться тем, что есть; ограничиваться в планах на будущее; выработка новой Я – концепции.
Задание для самостоятельной работы
1. Дайте ответы на следующие вопросы:
а) Какие факторы содействуют или препятствуют достижению вершин профессионализма («акме»)?
б) В чем особенности кризисов развития в зрелом возрасте?
в) Побеседуйте с взрослым человеком на тему «Кто в его жизни повлиял на личностное и профессиональное самоопределение?»
2. Проанализируйте современные исследования по проблеме и напишите краткую аннотацию на статью, которая соответсвтует вашим интересам.
1. Бодалев А.А. О феномене «акме» и некоторых закономерностях его формирования и развития // Мир психологии. ‑ 1995 № 3. ‑ С. 113 – 119.
2. Бодалев А.А., Ганжин В.Т. Основные акмеологические закономерности человеческой жизни // Мир психологии. ‑ 1995 № 3. ‑ С. 11-23.
3. Бодалев А.А., Ганжин В.Т., Деркач А.А. Человек и цивилизация в зеркале акмеологии (и «акме» как интегративная формула здоровья, самопознания, самоопределения и творческого самоутверждения человека) // Мир психологии. – 2000. ‑ № 1. ‑ С. 89 – 107.
4. Калашникова И.Н. Отношение к себе в зрелом возрасте как психологическая проблема // Адукацыя i выхаванне. – 199. ‑ № 5-.6. ‑ С. 23.
5. Калашникова И.Н. Влияние типа личности на отношение к себе в зрелом возрасте // Адукацыя i выхаванне. – 2001. ‑ №9. ‑ С. 23.
6. Крупник Е.Л., Лебедева Е.Н. Психологическая устойчивость личностных конструктов в период взрослости // Психологический журнал. – 2000. ‑ №6. ‑ С. 12.
Список рекомендуемой литературы
1. Гамезо М.В., Герасимов В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология. – М.: Издательский дом «Ноосфера», 1999.
2. Гейл Шихи. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. Издательство «Ювента». ‑ СПб., 1999.
3. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. ‑ М., 2003.
4. Крайг Г. Психология развития. – СПб, 2003.
5. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. «Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития». – М., 2001.
6. Шапаваленко И.В. Возрастная психология. ‑ М., 2004.