pentecost что за праздник
Пятидесятница у западных христиан, День Святого Духа
Сошествие Святого Духа на апостолов
Пятидесятница (Pentecost) — важный христианский праздник, отмечаемый на 50-й день после праздника Пасхи в память сошествия Святого Духа на апостолов.
Этот праздник был одним из трех великих ветхозаветных праздников и отмечал принятие Синайского законодательства при пророке Моисее, когда за полторы тысячи лет до Рождества Христова у подножья Синайской горы еврейский народ, освобожденный из Египта, вступил в союз с Богом.
Евреи обещались Богу в послушании, а Господь обещал им Свое благоволение. По времени года праздник Пятидесятницы совпадал с окончанием жатвы, и поэтому встречался с особенной радостью.
Многие евреи, рассеянные по разным странам обширной Римской империи, старались к этому празднику прибыть в Иерусалим. Родившись в других странах, многие из них уже с трудом понимали свой родной еврейский язык, однако, старались соблюдать свои национально-религиозные обычаи и хоть изредка совершать паломничество в Иерусалим.
Сошествие Святого Духа не было неожиданным событием для апостолов.
Еще за несколько столетий до рождения Спасителя Господь Бог начал готовить людей ко дню их духовного возрождения и предсказывал устами пророков: «Вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и изолью от Духа Моего на всякую плоть. Изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее. и вы радостно будете почерпать воду из источников спасения. И дам вам сердце новое и дух новый дам вам, и возьму из плоти вашей сердце каменное и дам вам сердце из плоти. Вложу внутрь вас Дух Мой и сделаю выполнять» (Иоиль 2:28; Ис. 12:3, 44:3; Иез.).
Готовясь вернуться к Своему Небесному Отцу, Господь Иисус Христос перед распятием посвящает Свою прощальную беседу с апостолами предстоящему сошествию Святого Духа.
Господь объясняет ученикам, что Утешитель — Дух Святой — должен вскоре прийти к ним, чтобы завершить дело спасения людей.
Готовясь к принятию Святого Духа после вознесения Господа на Небо, ученики Христовы вместе с Пресвятой Девой Марией, с некоторыми женами-мироносицами и другими верующими (около 120 человек) на Пятидесятницу находились в Иерусалиме, в так называемой «Сионской горнице». Это было, вероятно, в той большой комнате, где незадолго до Своих страданий Господь совершил Тайную вечерю.
Апостолы и все собравшиеся ожидали, когда Спаситель пошлет им «Обетование Отца», и они облекутся силой свыше, хотя они не знали, в чем собственно будет состоять пришествие Духа Утешителя (Лк. 24:49). Так как Господь Иисус Христос умер и воскрес в период ветхозаветной Пасхи, то праздник ветхозаветной Пятидесятницы приходился в том году на 50-й день после Его воскресения.
И вот, в девятом часу утра, когда народ обычно собирался в храм для жертвоприношения и молитвы, внезапно над Сионской горницей послышался шум, как будто от бурного ветра. Шум этот наполнил дом, где находились апостолы, и одновременно над головами апостолов появилось множество огненных языков, которые стали опускаться на каждого из них.
Эти языки имели необыкновенное свойство: они светили, но не жгли. Но еще более необычайным были те духовные свойства, которые эти таинственные языки сообщали. Каждый, на кого этот язык спускался, чувствовал в себе большой прилив духовных сил и, одновременно, несказанную радость и воодушевление. Он начинал чувствовать себя как бы совсем иным человеком: умиротворенным, полным жизни и горячей любви к Богу.
Эти внутренние изменения и новые неиспытанные чувства апостолы стали выражать в радостных восклицаниях и в громком славословии Бога. И тут обнаружилось, что они говорили не на своем родном еврейском, а на каких-то других, неизвестных им языках.
Так совершилось над апостолами крещение Духом Святым и огнем, как было предсказано пророком Иоанном Крестителем (Мт. 3:11).
Между тем, шум, напоминающий бурный ветер, привлек многих людей к апостольскому дому. Увидев стекающийся со всех сторон народ, с молитвами хвалы и прославления Бога на устах апостолы вышли на кровлю дома.
Слыша этот поток радостных молитв, собравшиеся около их дома были поражены непонятным для них явлением: ученики Христовы, по происхождению большей частью галилеяне, люди по виду необразованные, от которых и ожидать нельзя было знания иного языка, кроме их родного, вдруг начали говорить на разных иностранных языках.
И, как ни разнообразна была толпа собравшихся по их происхождению и языку, каждый, однако, слышал какого-нибудь одного проповедника, который прославлял Бога на языке его страны. Удивление многих перешло в ужас, но нашлись и нечестивые, которые »насмехаясь, говорили», что апостолы »напились сладкого вина» (Деян. 2,13).
Увидев недоумение людей, апостол Петр выступил вперед и произнес свою первую проповедь, в которой объяснил собравшимся, что в чудесном сошествии Святого Духа исполнилось древнее предсказание.
Кратка и проста была эта проповедь, но поскольку устами Петра говорил Дух Святой, то эти слова проникли в сердца слушавших. Многие из них умилились сердцем и спросили его:
— Что же нам надо делать?
— Покайтесь, — отвечал им апостол Петр, — и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа. И вы не только будете прощены, но и сами получите благодать Святого Духа.
Многие, уверовавшие во Христа по слову апостола Петра, тут же всенародно покаялись в своих грехах, крестились, и к вечеру этого дня Церковь Христова из числа 120 выросла до 3000 человек.
Таким чудесным событием началось существование Церкви Христовой — этого благодатного общества верующих, в котором все призваны спасать свои души. Господь обещал, что Церковь пребудет непобежденной вратами ада до самого конца существования мира!
После дня сошествия Святого Духа они начали ежегодно праздновать День Пятидесятницы и заповедали вспоминать это событие всем христианам (1 Кор.16,8; Деян. 20,16).
Ко всенощной службе этого дня, как и к празднику Пасхи, обычно приурочивались массовые крещения, и этот обычай до сих пор сохраняется применительно к принимающим крещение взрослым в Римско-католической церкви, в литургии которой этот праздник по своему значению приравнивается к Пасхе. Знаменитая «золотая секвенция», «Гряди, Святой дух» («Veni Sancte Spiritus»), гимн, принадлежащий неизвестному автору 13 века, поется во время праздничной мессы Пятидесятницы.
Другие праздники в разделе «Католические праздники»
День Святой Троицы. Пятидесятница
Историческое содержание
Оглавление
День Святой Троицы празднуется на 50-й день после Пасхи.
^ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ЦЕРКВИ
^ Названия праздника
Двойное название этого двунадесятого праздника указывает на его дохристианские истоки (как и в случае с праздником Пасхи). Рождение собственно христианского праздника Святой Троицы произошло, как считают историки, в конце мая 30 г. н. э. и совпало с ветхозаветным праздником Пятидесятницы; поэтому наш календарь сохраняет оба термина. Само же название «Пятидесятница» (греч. Пэнтэкостэ) имеет формально хронологическое происхождение и не выражает существа чествуемого события, но означает лишь то, что праздник совершается через пятьдесят дней после Пасхи (как у евреев, так и у христиан).
^ Еврейская Пятидесятница
В Древнем Израиле это был первоначально земледельческий праздник Жатвы, день радости и благодарения, когда в жертву Богу приносились «начатки» собранного к концу мая первого урожая. Затем он стал отмечать и памятную годовщину древнего («ветхого») Синайского Союза-Завета, заключенного Богом с Моисеем и всем израильским народом приблизительно через пятьдесят дней после исхода (выхода) из Египта, драматические события которого и стали основой еврейской Пасхи. Это произошло, по мнению большинства ученых, во второй половине XIII в. до н. э. Так Пятидесятница стала Днем рождения Ветхозаветной Церкви. Теперь постараемся понять – как родилась Церковь Нового Завета, Церковь Христова. Обратимся к текстам.
^ Что произошло в Иерусалиме?
Иерусалим же был переполнен паломниками, съехавшимися со всех концов Римской империи. Они услышали этот неожиданный шум, подобный шуму бури и надвигающейся грозы, пришли в смятение и поспешили к дому апостолов. Их изумлению не было конца, когда они увидели простых галилеян, вдохновенно вещавших на разных языках. Более того, для каждого из них проповедь апостолов звучала на его родном языке! Чтобы подчеркнуть это чудо многоязычия, апостол Лука нарочито приводит длинный список народов со всех концов Римской империи, включая и отдаленные окраины (смотрите выше текст Апостольского чтения на Литургии).
^ Мессианское Царство или Церковь Христова?
Настало время исполнения древних пророчеств, – обращается к собравшимся апостол Петр, – Мессианское Царство уже основано, а Иисус из Назарета, распятый «руками беззаконных», воскрес. Именно Он, отвергнутый ослепленной националистическим безумием толпой, и есть обетованный Мессия, – цель и смысл всей ветхозаветной истории ожидания. Дух Божий, излившийся в мир, просветит разум каждого, желающего стать «гражданином» Его Царства. Для этого нужно лишь покаяться и принять крещение «во имя Иисуса Христа», получив при этом «дар Святого Духа» (2:38).
Это Мессианское Царство, смысл которого стал понятен самим апостолам лишь в эти минуты, отныне пребывает в мире в образе Церкви Христовой. Само же слово «Церковь» (по гречески – Экклесиа) означает «Собрание», а чудо понимания апостольской проповеди является знамением ее вселенского призвания, так как слушатели происходят из всей Вселенной (Ойкумены, или Экумены), как называли тогда Римскую империю. Трагическое разделение народов, происшедшее некогда у Вавилонской башни, приходит к концу: Бог «всех призвал к единству», – как поется в кондаке праздника. Прочтем его еще раз (слова в квадратных скобках даны для пояснения).
«Когда сошел Всевышний и смешал языки
[в Вавилонском столпотворении],
то этим Он разделил народы.
Когда же Он раздал огненные языки [в день Пятидесятницы],
то всех призвал к единству;
и мы единогласно славим Всесвятого Духа».
«Когда люди солидарны в дерзновенном зле, они теряют дар коммуникации, дар взаимного понимания. Но этот дар восстанавливается ради истины. Языки символического, духовного огня над головами апостолов означают, что языковые и этнические барьеры прорваны: Истина идет к человеку не как к «эллину», «иудею» или «скифу», но именно как к человеку» (Рашковский Е. «С высоты Востока. », с. 60).
Сила проповеди апостола Петра была ни с чем не сравнима: около трех тысяч человек приняли крещение в день Пятидесятницы. Так родилась Новозаветная Церковь.
^ Окончательное прозрение апостолов
Что же произошло с учениками Христа? Историки не могут дать на это ответа. Бесспорным является лишь то, что в этот день они наконец стали истинными апостолами («посланниками»). В страхе бежавшие из Гефсимании, а в день Вознесения надеявшиеся на воссоздание земного Израильского царства, они обращаются теперь ко всему миру. Мир будет преследовать их, сажать в тюрьмы, бросать на арены Колизея в лапы диких зверей, – но окажется бессильным перед таинственным Даром, полученным в Пятидесятницу. Пройдет три века, и горделивые римские императоры, именовавшиеся «спасителями отечества» и причислявшиеся Сенатом к «сонму богов», признают себя скромными подданными Царства Галилейского Учителя.
^ Христианская Пятидесятница: событие и праздник
Почти две тысячи лет тому назад, в день еврейской Пятидесятницы, мир воспринял тайну Триединого Бога: Ветхий Завет знал Единого Бога, положившего основание Ветхозаветной Церкви; Сын, воплотившись на земле, создал Церковь Нового Завета; Дух Святой открыл ее историческое время и действует в ней «до скончания века». Поэтому праздник ее рождения именуется Днем Святой Троицы.
Богословское учение о взаимоотношении Лиц Святой Троицы было окончательно сформулировано еще в IV веке, в период ожесточенных тринитарных споров, вызванных лжеучением Ария Александрийского, и закреплено в Никео-Цареградском Символе веры. Но далеко не всем известно, что первые храмы во имя Святой Троицы появились в христианском мире гораздо позднее, не ранее XII в., причем, сначала на Западе (этот вопрос требует специальных изысканий). Вскоре, в 1335г., скромный инок Сергий построил первую на Руси деревянную Троицкую церковь посреди глухого Радонежского бора, ставшую основой будущей Троице-Сергиевой Лавры, – центра духовной жизни России.
Празднику Пятидесятницы предшествует Троицкая родительская суббота – день поминовения усопших.
В самый день праздника, после Литургии, совершается Вечерня, на которой читаются три молитвы, обращенные к Триединому Богу. В это время, впервые после Пасхи, все становятся на колени.
Ко Дню Троицы храмы и дома у нас украшаются деревьями, травой и цветами. Обычай связан с историческим воспоминанием обрядов ветхозаветной Пятидесятницы, – принесением Богу зеленеющих начатков жатвы, а также с русской народной традицией проводов весны и встречи лета.
Первый понедельник после Пятидесятницы именуется Днем Святого Духа. Он является как бы продолжением праздника Святой Троицы и посвящен особому чествованию Ее Третьего Лица. С этого же дня начинается первая седмица по Пятидесятнице; она именуется «сплошной», потому что пост в среду и пятницу отменяется. А с понедельника второй седмицы начинается Петров пост.
Явление Трех Странников патриарху Аврааму у дуба Мамрийского (близ Хеврона), изображаемых обычно в виде ангелов, понимается христианскими богословами как прикровенное явление в ветхозаветном мире Святой Троицы. Этот знаменательный эпизод библейской истории, имевший место почти четыре тысячелетия тому назад, породил замечательный иконографический тип «Троицы ветхозаветной», вершиной которого стала икона «Троица» кисти преподобного Андрея Рублева.
^ Богослужебные тексты; краткая библиография
Текст Троицкой службы см. в любом издании Триоди Цветной (у греков – Пентикостарион). Русский перевод основных текстов, включая длинные молитвы Троицкой Вечерни, см.: Сборник суточных церковных служб, песнопений главнейших праздников и частных молитвословий Православной Церкви на русском языке / [Сост.] свящ. В. Адаменко. Нижний Новгород, 1926 (репринт: Париж, 1989), с. 158-171.
О еврейской Пятидесятнице, о новозаветном событии сошествия Святого Духа на апостолов и христианском празднике Троицы см.: Библейская Энциклопедия / Пер. с англ. Изд. 2-е, испр. Российское Библейское общество, 2002, с. 120, 144, 148, 157, 158, 342; Словарь библейского богословия / Под ред. Ксавье Леон-Дюфура и др. Брюссель, 1974, кол. 958-962; Левинская И. А. Деяния апостолов. Главы I-VIII. Историко-филологический комментарий. М., 1999, с. 112-145; Кирилл Александрийский, св. О святых праздниках. Гл. 17 // Творения св. отцов в русском переводе. Кн. III. М., 1885 (изъяснение трех важнейших еврейских праздников с экскурсами в христианскую Пасху); [Григорий Палама, архиеп. Фессалоникийский, св.] Беседа святителя Григория Паламы о свершившемся в день Пятидесятницы // Журнал Московской Патриархии, 1975, № 11; Иудейские и христианские праздники суть памятники истины (без подписи) // Христианское Чтение. СПб., 1821. Ч. IV, кн. 10, с. 70-72; Мень А., прот. Первые апостолы. М., 1998, с. 56-74; Ловягин Е. Вечернее богослужение в день Пятидесятницы // Христианское Чтение. СПб., 1853. Ч. I; Дмитриевский А. Праздник Св. Троицы на Сионской горе и у дуба Мамврийского в Хевроне. СПб., 1913; Скабалланович М. Пятидесятница. Киев, 1916; Рашковский Е. «С высоты Востока. » Двунадесятый праздничный цикл в православном богослужении. М., 1993, с. 56-63.
Подбор текстов, статьи и комментарии Ю. Рубана
Новости Барнаула
Опросы
Спецпроекты
Прямой эфир
Троица в 2020 году: какого числа и как подготовиться к празднику
День Святой Троицы – один из 12 важнейших церковных праздников. Он относится к числу двунадесятых, так как связан с событиями земной жизни Иисуса Христа. Когда Троица в 2020 году и как ее принято отмечать – читайте в материале amic.ru.
Он связан с событием, которое описано в Евангелии, – это сошествие Святого Духа. На Пятидесятницу апостолы находились в Сионской горнице в Иерусалиме, как им велел Христос перед своим Вознесением. Как вдруг «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:2-4). Это событие описано евангелистом Лукой в книге «Деяния святых апостолов».
Так апостолы получили дар: способность говорить на языках, которых не знали прежде. Это помогло им проповедовать учение Божие по всему миру.
День сошествия Святого Духа считается днем рождения христианской Церкви. Уже после первой проповеди апостола Петра тысячи людей уверовали, покаялись в своих грехах и крестились. Так началось существование Церкви Христовой.
На Троицу в храмах проходит одна из самых торжественных и красивых служб года. Церкви украшают зелеными ветками и цветами – символами, обновляющими силу Святого Духа. В этот день священники облачаются в особый наряд – в одеяния зеленого цвета.
После литургии проходит вечерня, во время которой читают три молитвы. С этого дня впервые после Пасхи и служители церкви, и прихожане совершают коленопреклонение во время службы. На коленях они просят Бога о прощении грехов, оздоровлении и очищении тела.
СОДЕРЖАНИЕ
Этимология
Новый Завет
Повествование в Деяниях вызывает символизм крещения Иисуса в реке Иордан и начала его служения, явно связывая более раннее пророчество Иоанна Крестителя с крещением учеников Святым Духом в день Пятидесятницы. Время повествования во время праздника Пятидесятницы, дающего закон, символизирует как преемственность с установлением закона, так и центральную роль Святого Духа для ранней церкви. Центральная роль Христа в христианской вере означала фундаментальное богословское отделение от традиционной иудейской веры, основанной на Торе и Моисеевом законе.
Библейский комментатор Ричард Ч. Ленски отметил, что использование термина «Пятидесятница» в Деяниях является отсылкой к еврейскому празднику. Он пишет, что четко определенного, отчетливого христианского праздника не существовало до более поздних лет, когда христиане сохранили название «Пятидесятница», но начали рассчитывать дату праздника, основываясь на Пасхе, а не на Пасхе.
Петр заявил, что это событие было началом непрерывного излияния, которое с этого момента будет доступно всем верующим, как евреям, так и язычникам.
Проповеди Льва
Апокрифические / Второканонические книги
Литургическое празднование
Восточные церкви
Все оставшиеся дни церковного года до подготовки к следующему Великому посту названы в честь дня после Пятидесятницы, в которую они происходят (например, 13-й вторник после Пятидесятницы).
Молитва на коленях
Апостольский пост
Западные церкви
Святой Павел еще в I веке отмечает важность этого праздника для ранних христианских общин. (См. Деяния 20:16 и 1 Коринфянам 16: 8 ). Со времен жизни некоторых, кто, возможно, был очевидцем, ежегодно отмечались празднования сошествия Святого Духа. Перед Вторым Ватиканским собором Пятидесятница также была Священным Днем Обязательства, в течение которого католическая церковь обращалась к новокрещеным и конфирмациям. После Собора день Пятидесятницы больше не празднуется.
В разных деноминациях Пятидесятница дала христианам возможность почтить роль Святого Духа в их жизни и отпраздновать рождение Церкви в экуменическом контексте.
Красный символизм
В некоторых случаях прихожане раздают красные вееры или красные носовые платки, чтобы им помахали во время процессии и т. Д. Другие общины использовали красные воздушные шары, что означает «День рождения церкви». Их могут нести прихожане, украшать святилище или выпускать сразу.
Цветы, фрукты и ветки
Спуск голубей
Гимны и музыка
Трубач или духовой ансамбль часто специально нанимают для сопровождения пения и обеспечения особой музыки во время богослужений Пятидесятницы, напоминая Звуки могучего ветра. Хотя эта практика распространена среди широкого спектра западных конфессий (восточные церкви не используют инструментальное сопровождение в своем богослужении), она особенно типична и характерна для наследия Моравской церкви.
Пост и молитвы
Таинства
Святое причастие также часто является признаком соблюдения протестантами Пятидесятницы. Это одно из относительно немногих воскресений, которые некоторые реформатские деноминации могут предлагать причастие, и один из дней в году, специально назначенных моравцами для празднования их праздников любви. Рукоположения отмечаются в большом количестве западных деноминаций в день Пятидесятницы или около нее. В некоторых деноминациях, например, в лютеранской церкви, даже если рукоположение или посвящение диакониссы не отмечается в Пятидесятницу, литургический цвет неизменно будет красным, а темой службы будет Святой Дух.
Розалия
Мариология
В соответствии с этой иконографической традицией в латинской энциклике Mystici Corporis Christi официально говорится:
Подобным образом Папа Иоанн Павел II на общей аудиенции в Ватикане 28 мая 1997 г. подтвердил:
Размышляя о могущественном заступничестве Марии в ожидании Святого Духа, христиане всех возрастов часто прибегали к ее заступничеству на долгом и утомительном пути к спасению, чтобы получить дары Параклета в большем изобилии. [. ]
В Церкви и для Церкви, помня об обещании Иисуса, она ждет Пятидесятницы и умоляет дать каждому множество даров в соответствии с личностью и миссией каждого.
Музыка
Классические композиции
Густав Малер написал постановку гимна Мауруса «Veni, Creator Spiritus» в качестве первой части его симфонии № 8, премьера которой состоялась в 1910 году.
Региональные обычаи и традиции
В Финляндии есть поговорка, известная практически каждому, которая переводится как «если у человека нет возлюбленной до Пятидесятницы, он / она не будет иметь ее в течение всего лета».
Дата и государственный праздник
Поскольку сама Пятидесятница приходится на воскресенье, она автоматически считается государственным праздником в странах с большими христианскими конфессиями.
Литературные аллюзии
Согласно легенде, король Артур всегда собирал всех своих рыцарей за круглым столом на пир и квест в Пятидесятницу:
Поэтому у царя всегда был обычай, что в праздник Пятидесятницы, особенно перед другими праздниками в году, он не ходил в этот день на трапезу, пока не услышал или не увидел великого чуда.
Pfingsten, das liebliche Fest, war gekommen; es grünten und blühten Feld und Wald; auf Hügeln und Höhn, в Büschen und Hecken Übten ein fröhliches Lied die neuermunterten Vögel; Jede Wiese sprosste von Blumen in duftenden Gründen, Festlich heiter glänzte der Himmel und farbig die Erde.