пение явление обусловленное всеми сторонами психической жизни человека кто сделал такой вывод
Пение явление обусловленное всеми сторонами психической жизни человека кто сделал такой вывод
Автор: Юркина Любовь Павловна
преподаватель МАУ ДО ДМШ г. Краснокамска
«Психологические процессы в вокальной методике.»
Преподаватель МАУ ДО ДМШ г. Краснокамска:
Юркина Любовь Павловна
«Психологические процессы в вокальной методике.»
Согласно Павловскому учению в основе психических явлений лежат физиологические закономерности деятельности нервной системы. Со времён Сеченова и Павлова стало возможным рассматривать организм как единое целое, в то время как ранее он представлялся разделённым на физиологическую и психологическую части, не связанные друг с другом.
Пение – явление, обусловленное всеми сторонами психической жизни человека. Интерес к пению, желание, потребность, склонность, заниматься вокалом обычно связаны со способностями к музыке, в свою очередь связанными с развитием музыкального слуха, ритма, ладового чувства, т.е. с развитием слуховых ощущений. Пение на публике, как процесс овладение вокалом, требует волевого напряжения, определённых черт характера, без которых при работе на сцене не обойтись.
Интересы и склонности, чувства и желания, ощущения и представления, воля и характер – всё это психологические категории. Каждый человек неповторим как индивидуальность не только в смысле анатомического строения и особенностей своих функций, но и в отношении психологических качеств . В успехе певческой деятельности, как и в обучении пению, психологические качества ученика играют решающую роль. При хороших музыкальных способностях, при воле, целеустремлённости, «одержимости» ученик с посредственным голосом часто достигает большего успеха, чем певец с отличными вокальными данными, но с недостатками в психическом комплексе.
Обычно в психологии рассматриваются психические процессы, подразделяя их на познавательную, эмоциональную, волевую сферы, а затем рассматривают деятельность человека и психические свойства личности.
К познавательной сфере относятся: ощущения, восприятия, внимание, память, мышление, воображение.
Ощущение называют психический процесс, в котором отражаются отдельные свойства предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств. Для деятельности музыканта наибольшее значение имеют слуховые, тактильные, двигательные и ритмические ощущения. Для вокалистов, духовиков и струнников большое значение имеют вибрационные ощущения. Качество ощущения – это главная особенность, которая отличает одно ощущение от другого.
Важной особенностью ощущений является то, что они редко действуют изолированно, но как правило во взаимодействии. Вступая во взаимодействие, органы чувств могут как повышать, так и понижать свою чувствительность.
Сильное раздражение вызывает сильное ощущение. Однако не всякое увеличение силы ведёт к увеличению силы ощущения. Всё здесь зависит от порога различения данного анализатора. У каждого органа чувства он свой. Наши анализаторы (слуховой, тактильный- осязание, вкусовой, обонятельный- запахи, зрительный) обладают способностью к адаптации, т. е. к привыканию воздействия раздражителя. После периода адаптации мы либо перестаём воспринимать ощущения, либо, наоборот становимся особенно чувствительным к ним. Мы привыкаем носить серёжки, очки и не замечаем их веса. Слушая долгое время громкую музыку, мы становимся малочувствительны к тонким градациям в изменении силы звучности на пиано.
Взаимодействие ощущений протекает в двух основных процессах – сенсибилизации и синестезии.
К синестезии относят такое взаимодействии ощущений при котором под влиянием раздражения одного анализатора возникают ощущения, характерные для другого анализаторы.
Наиболее часто встречается явление зрительно-слуховой синестезии, известное как феномен цветного слуха. Римский-Корсаков воспринимал колорит различных тональностей в цветах, характерных для различных явлений природы. Про ля мажор — тональность молодости, весны, утренней зари, ми бемоль мажор- тёмный, серо-синеватый тон городов и крепостей, фа мажор – яснозелёный, пасторальный и т.д.
Цвето-звуковые синестезии у каждого человека могут быть свои.
Интересные данные, относящиеся к явлению синестезии, были получены в экспериментах английского музыкального психолога Макса Шоэна, который просил учащихся описать муыкальные тона и интервалы в их отношении с другими органами чувств. В результате опроса получилось, что звук сам по себе может быть не только тихим или громким, высоким и низким, светлым и тёмным, но и шершавым и мягким, сладким и кислым, колючим и гладким, широким и узким, тяжёлым и лёгким, полным и пустым. В определении интервалов играли роль зрительно-вкусо-обонятельные синестезии. Октава — ощущалась, как нежное мороженое или как гладкое и прозрачное оконное стекло; септима- как кожа зелёного персика или как мягкая наждачная бумага; секста – как сочный плод; квинта — как прозрачный суп, кварта – как взбитый крем, терция – как спелый, но не очень сочный плод, секунда – как кукурузные хлопья.
Интересны также исследования, которые доказывают, что звуки произносимые человеком гласных букв имеют скрытую связь с определённым цветом.
А – у многих – красный; И- голубой; О – жёлтый, У- сине-зелёный; Ы- чёрный, коричневый.
Эмоциональное впечатление, которое производит на нас звук певческого голоса зависит от его тембрального спектра. По тембру мы легко различаем своих знакомых. И не в столь давние времена в итальянских паспортах в числе прочих примет человека, указывался и тембр его голоса. При помощи изменения тембра голоса вокалисты воздействуют на слуховые анализаторы, вызывают у нас ощущения различных эмоций. Вот что писал известный итальянский баритон Тита Руффа в книге «Парабола моей жизни»: «Я стремился создать при помощи специфической вокальной техники подлинную палитру колоритов. При помощи определённых изменений я создавал звук голоса белый, затем, затемняя его звуком более насыщенным я доводил его до колорита, который называл синим, усиливая тот же звук и округляя его, я стремился к колориту, который называл красным, затем к чёрному т.е. максимально тёмному.»
Восприятие всегда связано с осмыслением и осознанием того, что человек видит, слышит, чувствует. То, как человек воспринимает мир, зависит не только от свойств наблюдаемого объекта, но от психологических особенностей самого наблюдателя, его жизненного опыта, темперамента, состояния в данный момент. Для развития музыкального восприятия необходимо иметь достаточный уровень развития музыкальных способностей – слуха, памяти, мышления, воображения. Все они развиваются в процессе целеноправленных музыкальных занятий (пение, ритмика, игра на инструментах и т.д.).
У певца в процессе освоения вокала также развиваются специализированные восприятия, отсутствующие у лиц, не занимающихся пением. Это и слуховые ощущения, и различные ощущения от работающих мышц голосового аппарата, от резонаторно-вибрационных явлений, которые возникают при пении, от движения дыхательной струи по голосовому тракту и т.д.
Певец, пользуясь ощущением звука, может «направить его к зубам или в затылок», сделать его «собранным или рассеянным», «резонирующим» и т.д. Специализированным восприятием является и чувство опоры: слуховые ощущения от звучания, ощущения напряжения мышц дыхания, вибрационные резонаторные ощущения, а также складочно-гортанное чувство, ощущение поднятого подскладочного давления (чувство столба воздуха). Поэтому вокальный педагог и неискушённый слушатель по-разному воспринимают пение, но при этом огромную роль играет предыдущий опыт, развитие и интеллект слушателя.
Внимание и его свойства.
Внимание характеризуется направленностью психической деятельности на объект. Это явление объясняется концентрацией возбуждения в определённой области коры головного мозга. Внимание- свойство нашего мозга, которое присутствует во всех других психических процессах, связанных с познавательной и волевой деятельностью. При внимании любая работа спорится: движения точны, аккуратны, в них нет ничего лишнего, мысли ясны, мозг анализирует, обобщает, образуются прочные связи, всё хорошо запоминается. Внимание организует нашу психическую деятельность.
Различные параметры внимания, как-то: устойчивость, переключаемость, распределение, тесно связаны с индивидуальными особенностями нервной системы, способностями человека, тренированностью в данном виде деятельности. Лица с сильной нервной системой, обладающие выносливостью нервных клеток, имеют способность длительно удерживать интенсивное внимание. Для лиц со слабой нервной системой воздействие отвлекающих раздражителей ведёт к ухудшению показателей выполняемой работы.
Внимание человека также связано с такими индивидуально – типологическими особенностями, как интроверсия — обращённость вовнутрь, к своим собственным переживаниям, и экстраверсия – обращённость вовне, к явлениям внешнего мира.
Экстраверты, при выполнении какой-либо работы, чаще делают установку на скорость выполнения. Это отрицательно сказывается на точности выполняемой деятельности. Различно и переключаемость внимания у интровертов и экстравертов. Она более легко даётся экстравертам и затруднена у интровертов, но зато его внимание отбирает наиболее существенные и важные моменты для выполняемой деятельности.
На развитие внимания на уроке играет внешняя и внутренняя обстановка. Присутствие посторонних, разговоры, хождение по классу, а также отсутствие творческой атмосферы не способствуют собранности, концентрированности внимания, которая достигается лучше, когда мозг отдохнул, в утренние часы. Вечером, после работы, нервная система усталая и быть внимательным трудно. Большое значение в развитии внимания также играет активность самого ученика, который не пассивно выполняет задание учителя, но и сам ищет объяснение того или иного явления. Монотонность, механическое повторение одних и тех же упражнений без реакции со стороны педагога притупляют внимание, снижают активность, утомляют.
Трудно быть долго внимательным к какому-либо одному явлению или объекту. Внимание приводит к утомлению соответствующих нервных клеток. Потому следует на уроке переключать внимание, чтобы уставшие нервные клетки могли отдохнуть и лишь затем можно опять возвратиться к прежнему объекту внимания.
Весьма важное свойство – возможность распределять внимание при выполнении сложной деятельности между рядом объектов. Во время исполнения одновременно контролировать своё поведение, следить за звучанием голоса, ориентироваться в тексте, в его художественной выразительности и т. д. Возможность распределять своё внимание не является природным свойством. Оно приобретается в процессе деятельности и имеет условно – рефлекторную природу. Неопытный певец выходя на сцену то забывает текст, то посмотреть на концертмейстера во вступлении, то в конце номера поклониться. Очевидно, чтобы распределить внимание между несколькими объектами, надо в совершенстве овладеть теми навыками, между которыми оно должно быть распределено. Только тогда, когда пение будет в основном технически правильным, можно перенести центр внимания на творческую деятельность. Несовершенство внимания приводит к такому греху, в профессиональном отношении, как дилетантизму, под которым понимается эмоционально выразительное, но неряшливое исполнение.
Главным моментом для развития внимания – это постановка конкретной задачи на основе формулы: «Я добиваюсь того-то и того-то».
Память, её виды и особенности.
Под памятью понимается свойство психики, выражающееся в запоминании, сохранении и воспроизведении прошлого опыта.
Всё, что мы ощущаем, чувствуем, все наши переживания и мысли, наши движения, действия – не исчезают бесследно, а сохраняются памятью. Благодаря этому свойству наш повседневный опыт не пропадает, а всё время обогащает психику.
Опытный врач, педагог, артист — люди, хранящие в своей памяти знания, умения, чувства.
Основные виды музыкальной памяти: эмоциональная, двигательная, зрительная, слуховая, и логическая. В зависимости от индивидуальных способностей каждый музыкант, ученик, будет опираться на более удобный для него вид памяти.
Для певца необходима слуховая и двигательная память. Память отличается не только индивидуальными особенностями по своему типу, но и также по способностям к быстроте запоминанию, прочности удержания и точности воспроизведения.
Ещё одно свойство памяти – она избирательна, всё что является предметом нашего интереса запоминается быстрее.
В жизни недостаточно только непроизвольного запоминания. Часто приходится запоминать что-то нужное, необходимое. При таком преднамеренном запоминании специально употребляются приёмы, чтобы лучше выполнить поставленную цель.
Очень важно сразу правильно укладывать запоминаемое в память, не допускать ошибок при разучивании, поэтому важно брать медленный темп и повторять без ошибок небольшую фразу (предложение, период) Это же относится и к двигательной вокальной памяти. Разучивать произведение надо сразу в верной вокальной позиции, не допуская «нащупывания» неопёртого пения и т.д.
Большую помощь в запоминании оказывают и ассоциации, к которым прибегает исполнитель для нахождения большей выразительности. Привлечение поэтических ассоциаций для активизации эстетического чувства – давняя традиция в музыкальном исполнительстве.
Поэтические образы, картины. ассоциации взятые из жизни, так и из других произведений искусства, хорошо активизируют процессы запоминания, пробуждают эмоциональную память, про которую говорят, что она бывает сильнее рассудка. Несомненно, произведение, выученное таким методом, при котором содержание музыки увязывается с широким спектром ассоциаций, будет не только более выразительно исполнено, на и более прочно усвоено.
Память людей индивидуальна. Одни лучше запоминают мелодию, другие словесные формулировки или числовые величины, третьи обладают прекрасной зрительной памятью. Также различают два типа памяти: образный, связанный с конкретными предметами и явлениями, и логический – связанный со словом, с опосредованным познанием мира. Большинство людей сочетают в себе оба типа памяти. Однако память, как мы упоминали, зависит и от профессии. Та область, которая постоянно привлекает наше внимание, вызывает развитие соответствующих анализаторов: у художников – глаза, у музыкантов – слуха, и т.п. Педагог должен знать достоинства и недостатки памяти своих учеников, чтобы добиться гармонического развития обоих типов памяти с превалированием той, которая нужна для данной профессии. Для певца – музыкальная, слуховая, память, связанная с голосообразованием- вокально – двигательная память.
Память может быть развита, если внимание постоянно сосредоточивать на запоминании. Надо воспитывать в себе привычку запоминать, анализировать запоминаемое, припоминать и удерживать в памяти. Этому поможет постоянная тренировка.
Музыкальное произведение существует в трёх ипостасиях: в виде записанных композитором нот; живого звучания, создаваемого исполнителем; взаимодействия художественных образов музыки с жизненным опытом слушателя. Во всех этих видах деятельности обязательно присутствуют образы воображения, без которых невозможна никакая полноценная музыкальная деятельность.
В зависимости от своего жизненного опыта два человека, слушающие одно и то же музыкальное произведение, могут совершенно по-разному понять и оценить его, увидеть в нём разные образы.
Деятельность музыкального воображения самым тесным образом связана с музыкально-слуховыми представлениями, т.е. умением слышать музыку без опоры на её реальное звучание. Однако деятельность музыкального воображения не должна заканчиваться на работе внутреннего слуха. Представления музыканта должны включать в себя зрительные, двигательные и ещё многие моменты.
Материалом для воображения всегда является реальная действительность. Воображение помогает ясно нарисовать себе картину того, о чём написано в книге. Воображение всегда сопутствует любой деятельности. Чтобы мы не делали, какую бы задачу не ставили, мы прежде всего мысленно представляем, как будет выполняться действие или задача, а потом уже приступаем к её реализации.
Способность к воображению развита у разных людей в разной степени. Одним легко представить себе что-либо, у других воображение работает с трудом, оно вялое и быстро иссякает. Между тем для певца необходимы яркие внутренние видения того, что он исполняет. Способность к воображению может быть развита путём соответствующей тренировки. Необходимо будить в ученике воображение, не допускать формального пения, без ясных, ярких представлений о ситуации, которую ему следует выразить.
Г. Г. Нейгауз писал по поводу развития воображения в музыке: «прежде чем начать учиться на каком бы то ни было инструменте, обучающийся – будь то ребёнок или взрослый – должен уже духовно владеть какой-музыкой, хранить её в своём уме, носить в своей душе и слышать своим слухом. Весь секрет таланта и гения состоит в том, что в его мозгу музыка уже живёт полной жизнью раньше, чем он в первый раз прикоснётся к клавише или проведёт смычком по струне».
Статья «Вокальная деятельность как фактор развития эмоциональной отзывчивости младших школьников»
учитель искусства первой категории,
г. Казань, Республика Татарстан
Вокальная деятельность как фактор развития эмоциональной
отзывчивости младших школьников
Пение – явление, обусловленное всеми сторонами психической жизни человека. Интерес к пению, желание, потребность, склонность заниматься вокалом обычно связаны со способностями к музыке, в свою очередь связанными с развитием музыкального слуха, ритма, ладового чувства, то есть с развитием слуховых ощущений.
Эмоциональная отзывчивость младшего школьника на музыку – это качество личности, которое проявляется в способности к эстетическому переживанию, в экспрессивном выражении эмоций, в творческом восприятии музыки. Эстетические переживания проявляются в умении чувствовать красоту в окружающей жизни и в музыкальном произведении. Эмоциональная экспрессия – это мимические и пантомимические проявления, жестикуляционная выразительность (мимика лица, жесты, поза и др.) младших школьников в процессе восприятия музыки, в воспроизведении музыкальных образов в соответствии с поставленной задачей в разных видах музыкальной деятельности (пение, игра, танец, игра на музыкальных инструментах, импровизация, творчество). С помощью невербальных средств общения учащийся легко перевоплощается в образ изображаемого лица, путём персонификации, воспроизводит не только его внешние характерные черты, но и движущие его мотивы, чувства, реакции на окружающее.
Вокальное деятельность детей младшего школьного возраста на уроках музыки предусматривает создание образов персонажей песенного произведения. В выразительном исполнении песен должна чувствоваться глубина понимания музыкальных образов, которая проявляется через эмоциональность.
Развивая эмоциональную отзывчивость, необходимо стремиться к тому, чтобы общение с искусством вызывало у ребят чувство радости, удовлетворения, а формирование навыков и умений способствовало проявлению их активности и самостоятельности. Развитие эмоциональной отзывчивости происходит в процессе пробуждения у младших школьников внутреннего сопереживания, направленного на поддержку эстетических впечатлений. По мнению С.Н. Беляевой-Экземплярской «музыка пробуждает множество зрительных образов и ассоциаций, зависимых от слушателей, их устремлений и слушательского опыта» [3, с. 221].
Вызвав эмоциональный отклик учащихся на песню, учитель подводит их к осознанию содержания произведения, выразительных элементов музыкальной речи и комплекса выразительных средств. Благодаря этому произведение оказывает более сильное воздействие на чувства и мысли детей. У них формируются навыки культурного слушания, умение рассуждать о характере произведения, то есть давать эстетическую оценку его содержания, а затем и эмоциональному исполнению данной песни.
Использование методов и приемов, влияющих на развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников, является одним из ведущих педагогических условий. Использование в процессе вокальной деятельности разнообразных наглядных средств: иллюстрации, репродукции картин, созвучные теме, образному содержанию музыкальных произведений, способствуют созданию определенного настроения, пробуждению у детей эмоциональной отзывчивости, необходимых для восприятия произведения. Обращаясь другим видам искусства, учитель должен помнить, что перед ним произведения, имеющие свой язык и свои возможности, поэтому их использование требует особого мастерства, искусствоведческих знаний и высокой культуры.
Метод эмоционального воздействия заключается в умении педагога выражать свое отношение к музыкальному произведению образным словом, мимикой, жестами. Его голос может окрашиваться в зависимости от характера, настроения музыки: тепло, ласково и нежно рассказывает о колыбельной; торжественно, с суровым и мужественными интонациями – о патриотической песне. Использование метода эмоционального воздействия определяет успех музыкальной деятельности учащихся, формирует эмоциональную отзывчивость у младших школьников.
Для развития эмоциональной отзывчивости используется метод сравнения, который предполагает анализ и сравнение контрастных музыкальных произведений. Сравнивая произведения, учащиеся ощущают их различие, осознают особенности каждого жанра, обращают внимание на движение мелодии в каждом. В качестве объектов сравнения могут выступать музыкальные явления разного уровня: высота звуков, регистры, различные размеры, лады, длительности, жанры, формы, тембры, разные трактовки одного произведения. Выполнение различных заданий позволяет учащимся ощутить выразительность используемых композитором выразительных средств, способствует формированию эмоциональных впечатлений, представлений о музыкальных жанрах, а постепенное сравнение менее контрастных произведений – развитию более тонкого восприятия музыки.
Применение словесных методов (рассказ, беседа, объяснение) помогают раскрыть содержание произведений, подготавливают осознанное их исполнение, направляют эмоциональные переживания учащихся. С помощью слова можно вызвать в сознании детей яркие образы картины прошлого, настоящего и будущего. Слово активизирует воображение, память, чувства детей. Использование словесных методов зависит от возрастных особенностей учащихся, их музыкального опыта, а также от своеобразия музыкального произведения. Созданию эмоционального настроя способствуют умело подобранные отрывки из литературных произведений.
Характерным и адекватным эстетической сущности музыкального искусства является метод побуждения к сопереживанию, который направлен побуждать детей сочувствовать не только тем, кого он видит, но и тем, кого дети представляют в воображении. При этом у ребенка формируется индивидуальное эмоциональное отношение к песне. Учителю необходимо актуализировать чувственный опыт учащихся, обращаясь к их личным переживаниям «Что ты почувствовал?», «Как ты ощутил?», «Было ли так с тобой?», «В чём тебе это помогло разобраться?», «А как бы ты поступил?» и т.д. Только сопереживая, младший школьник постигает явления социальной жизни, величие труда, красоту природы, произведений искусства.
Еще одним методом, влияющим на развитие эмоциональной отзывчивости детей, является создание музыкально-игровых ситуаций, включающих творческие задания для проявления эмоциональной отзывчивости младших школьников. Игровые ситуации можно создавать во всех видах музыкальной деятельности. Игра создаёт на уроке атмосферу непринуждённости, эмоциональной раскрепощенности. Дидактические игры акцентируют внимание детей на изобразительных возможностях музыки и стимулируют их эмоциональную отзывчивость на произведении различного характера. Желание, порывы, чувство радости, оживление, приподнятое настроение активизируют ребенка и сопровождают его в каждой игре. Песня вызывает эмоциональный и двигательный отклик.
В игровых ситуациях легче организовать песенное творчество, инсценировки, драматизации. Игровые ситуации помогают поддержать интерес детей к занятию, предупредить переутомление. Творческие задания способствуют общему творческому развитию личности, что, в свою очередь, воспитывает эмоциональную отзывчивость, художественное воображение, образно-ассоциативное мышление, активизирует память, наблюдательность, интуицию, формирует внутренний мир ребенка. Система вопросов и творческих заданий помогают раскрывать в детях образное содержание музыкального искусства. Она должна представлять собой, по сути, диалогическое общение и рождать у детей варианты творческих прочтений музыкальных сочинений. Важно не только задать детям вопрос, но и услышать ответ, часто оригинальный, нестереотипный – так как нет ничего более богатого, чем высказывания ребенка.
Развитию эмоциональной отзывчивости у учащихся младших классов способствует понимание эмоционально-смыслового содержания песни, ее выразительное исполнение с движением, с инсценированием, с сопровождением игрой на инструментах. Поэтический текст песни необходимо прочитать педагогу выразительно, чтобы помочь ребятам понять смысл, идею песни. Затем объяснить непонятные слова, использовать наглядность, чтение текста в диалоге. Такая работа помогает более выразительно петь песню. Вокальная деятельность развивает способность эстетически воспринимать действительность и приобретать социальный опыт творческой, созидательной жизнедеятельности.
Таким образом, эмоциональная отзывчивость младших школьников, как эстетическое переживание, эмоциональная экспрессия и творчество, может успешно развиваться в процессе вокальной деятельности на уроках музыки.
Вартанова И.А. Формирование у школьников опыта эмоционально-ценностного отношения к миру. – М.: Академия, 2002. – 154 с.
Емельянов В.В. Развитие голоса. – СПб.: Лань, 2007. – 192 с.