peer to peer что это в образовании

Блог: Peer-to-peer​: как строится самый эффективный формат обучения

Модель «учитель — лектор», «ученик — слушатель» стремительно уходит в прошлое как несостоятельная в условиях доступности любой информации буквально по клику. Современное обучение — динамичный процесс с активной ролью всех участников. Это не про узнавание нового, а про групповые обсуждения и обмен опытом. Рассказываем, что такое формат peer-to-peer.

Надя Макова

CEO и управляющий партнер проекта «Теории и практики» и EdTech сервиса K-AMPUS

Что такое peer-to-peer

Peer-to-peer (используется также как P2P, networked learning, peer-2-peer) — это термин, обозначающий взаимное (сетевое) обучение. Оно позволяет формировать связи между участниками образовательного процесса через обмен знаниями, опытом и мнениями друг с другом.

Формат взаимного обучения предполагает, что один или несколько студентов взаимно обучают остальных участников группы. Они поддерживают друг друга на протяжении всего процесса и находятся на одном иерархическом уровне. Это помогает создать доверительную атмосферу в группе и способствует развитию аналитического мышления и коммуникативных навыков.

Ключевые правила формата:

Опыт каждого имеет значение

Уважение, ответственность и доверие — основы взаимоотношений в команде

Преимущества принципа «от равного к равному»:

Увлекательный процесс обучения через активную роль

Многим обучение представляется односторонним процессом, где преподаватель как истина в последней инстанции дает знания, а заведомо менее знающий ученик их пассивно принимает. Формат peer-to-peer делает процесс обучения двусторонним, интересным, динамичным. Согласно Международной энциклопедии образования, сотрудничество улучшает социально-эмоциональное развитие учащихся. Формат peer-to-peer предполагает больше свободы, доверия и убирает устаревшие барьеры, существующие между учеником и учителем.

Индивидуальное обучение

Коллеги-инструкторы проверяют каждого студента индивидуально, общаются с ним напрямую, решают конкретные проблемы. Это помогает учащимся быстрее продвигаться по предмету и развить более сильное понимание материала, чем в большой группе с одним учителем.

Уверенность в себе

Взаимное обучение позволяет создать безопасную среду, где каждый имеет право на ошибку и не будет за нее осужден. Более того, студент понимает, что он учится с такими же студентами, которые знают далеко не все, но они готовы помочь и найти решение проблемы вместе.

Почему подход Р2Р эффективнее традиционного

Во многом это связано с тем, что P2P-формат ломает иерархичность, характерную для традиционного образовательного процесса. Сейчас, когда на первый план выходят критическое мышление, креативность и гибкость, просто подача информации «сверху вниз» выглядит морально устаревшей и не дает возможности охватить весь доступный объем информации. В такой системе воспитываются только послушные исполнители.

Второй минус таких вертикальных отношений между учителем и учеником — демотивирующий разрыв, который складывается из-за того, что один является «носителем знаний», а другой пытается до них дотянуться. Усугубляется все страхом «задать глупый вопрос», возразить или высказать иную точку зрения, которая может быть задавлена авторитетом учителя.

Также иерархия и абсолютный приоритет знаний преподавателя обесценивают знания и опыт, которыми обладают ученики. P2P дает возможность каждому поделиться своими знаниями и навыками и принять их от другого.

Пример использования P2P в обучении команд

В Google 80% процесса обучения происходит через внутреннюю сеть g2g — Googler-to-Googler. В этой программе более 6000 сотрудников Google обучают друг друга. Такой подход позволяет не только сохранить накопленные внутри компании знания, но и приумножить их, ведь в процессе дискуссии, обмена возникают все новые инсайты. Внутренние эксперты могут проводить курсы, стать наставниками и разрабатывать учебные материалы.

Такой способ позволяет:

Оптимизировать затраты на привлечение сторонних экспертов.

Признать экспертизу имеющихся сотрудников и тем самым повысить их вовлеченность в рабочие процессы.

Систематизировать накопленные знания и опыт, получить обратную связь от коллег и, как следствие, усилить экспертизу.

Пример использования P2P в обучении взрослых

В современной некоммерческой частной школе программирования Ecole 42 во Франции тысячи студентов учатся программированию в формате peer-to-peer. Им даются задания, которые они выполняют как самостоятельно, так и в группах. Причем в них все одного уровня — нет преподавателя или наставника. В ходе обучения студенты также оценивают работы своих однокурсников.

Все проекты, которые делают студенты, реальны: с такими задачами можно столкнуться в реальной жизни на должности инженера-программиста, разработчика веб-сайта. У студентов есть возможность кооперироваться, обсуждать, искать информацию в интернете, проводить мини-тренинги для тех, кто умеет и знает чуть меньше. За каждое решение задачи им начисляются очки опыта. Работы друг друга проверяют одногруппники, а затем — компьютерная программа. Чтобы получить оценку программы, нужно проверить работы двух других студентов и получить два отзыва на свой код.

В чем преимущества такого формата? Такой метод обучения предотвращает возникновение главных проблем, свойственных традиционной системе образования, где студенты являются пассивными получателями знаний. Учащиеся, помимо развития hard skills, учатся работать в команде, питчить идеи, проводить брейнштормы. Все это важно как в IT, так и в других профессиональных областях.

Источник

Обучение по принципу peer-to-peer

Система образования сегодня предлагает все большее разнообразие. Популяризируются новые форматы взаимодействия учителя и учеников, применяются новые педагогические методики.

От дистанционного и смешанного образования мы переходим к применению новых технологий, к коммуникативным методам и коллективным решениям проблем. Один из таких относительно новых подходов в преподавании и обучении — принцип peer-to-peer, с которым мы вам предлагаем познакомиться.

В данной статье расскажем о нем поподробнее и оценим плюсы и минусы такого подхода. Материал будет полезен педагогам, готовым пробовать что-то новое.

peer to peer что это в образовании. Смотреть фото peer to peer что это в образовании. Смотреть картинку peer to peer что это в образовании. Картинка про peer to peer что это в образовании. Фото peer to peer что это в образовании

Что такое peer-to-peer

Peer-to-peer (а также P2P, networked learning, peer-to-peer learning, peer-2-peer) — термин, обозначающий так называемое сетевое обучение.

Сетевым оно называется из-за формирования тесных переплетений и связей во взаимоотношениях всех участников образовательного процесса. Это такое взаимодействие преподавателя и студентов, при котором все они учат друг друга и учатся — тоже друг у друга.

Разница становится наиболее ощутимой в сравнении с другими знакомыми нам подходами из теории обучения.

peer to peer что это в образовании. Смотреть фото peer to peer что это в образовании. Смотреть картинку peer to peer что это в образовании. Картинка про peer to peer что это в образовании. Фото peer to peer что это в образовании

Идеи, положенные в основу принципа peer-to-peer

peer to peer что это в образовании. Смотреть фото peer to peer что это в образовании. Смотреть картинку peer to peer что это в образовании. Картинка про peer to peer что это в образовании. Фото peer to peer что это в образовании

Применение принципа peer-to-peer

Принцип «от равного к равному» дает возможность преподавателю расширить формат обучения, распределить учебную нагрузку, сделать процесс обучения эффективным, интересным и все-таки оставить его управляемым.

Какое применение этот принцип может найти в современных реалиях?

peer to peer что это в образовании. Смотреть фото peer to peer что это в образовании. Смотреть картинку peer to peer что это в образовании. Картинка про peer to peer что это в образовании. Фото peer to peer что это в образовании

В онлайн-обучении он может быть реализован следующим образом:

Источник

Peer-to-peer​: как строится самый эффективный формат обучения

Надя Макова

Модель «учитель — лектор», «ученик — слушатель» стремительно уходит в прошлое как несостоятельная в условиях доступности любой информации буквально по клику. Современное обучение — динамичный процесс с активной ролью всех участников. Это не про узнавание нового, а про групповые обсуждения и обмен опытом. Рассказываем, что такое формат peer-to-peer.

peer to peer что это в образовании. Смотреть фото peer to peer что это в образовании. Смотреть картинку peer to peer что это в образовании. Картинка про peer to peer что это в образовании. Фото peer to peer что это в образовании

Надя Макова

CEO и управляющий партнер проекта «Теории и практики» и EdTech сервиса K-AMPUS

peer to peer что это в образовании. Смотреть фото peer to peer что это в образовании. Смотреть картинку peer to peer что это в образовании. Картинка про peer to peer что это в образовании. Фото peer to peer что это в образовании

Что такое peer-to-peer

Peer-to-peer (используется также как P2P, networked learning, peer-2-peer) — это термин, обозначающий взаимное (сетевое) обучение. Оно позволяет формировать связи между участниками образовательного процесса через обмен знаниями, опытом и мнениями друг с другом.

Формат взаимного обучения предполагает, что один или несколько студентов взаимно обучают остальных участников группы. Они поддерживают друг друга на протяжении всего процесса и находятся на одном иерархическом уровне. Это помогает создать доверительную атмосферу в группе и способствует развитию аналитического мышления и коммуникативных навыков.

Ключевые правила формата:

Опыт каждого имеет значение

Уважение, ответственность и доверие — основы взаимоотношений в команде

Преимущества принципа «от равного к равному»:

peer to peer что это в образовании. Смотреть фото peer to peer что это в образовании. Смотреть картинку peer to peer что это в образовании. Картинка про peer to peer что это в образовании. Фото peer to peer что это в образовании

Увлекательный процесс обучения через активную роль

Многим обучение представляется односторонним процессом, где преподаватель как истина в последней инстанции дает знания, а заведомо менее знающий ученик их пассивно принимает. Формат peer-to-peer делает процесс обучения двусторонним, интересным, динамичным. Согласно Международной энциклопедии образования, сотрудничество улучшает социально-эмоциональное развитие учащихся. Формат peer-to-peer предполагает больше свободы, доверия и убирает устаревшие барьеры, существующие между учеником и учителем.

peer to peer что это в образовании. Смотреть фото peer to peer что это в образовании. Смотреть картинку peer to peer что это в образовании. Картинка про peer to peer что это в образовании. Фото peer to peer что это в образовании

Индивидуальное обучение

Коллеги-инструкторы проверяют каждого студента индивидуально, общаются с ним напрямую, решают конкретные проблемы. Это помогает учащимся быстрее продвигаться по предмету и развить более сильное понимание материала, чем в большой группе с одним учителем.

peer to peer что это в образовании. Смотреть фото peer to peer что это в образовании. Смотреть картинку peer to peer что это в образовании. Картинка про peer to peer что это в образовании. Фото peer to peer что это в образовании

Уверенность в себе

Взаимное обучение позволяет создать безопасную среду, где каждый имеет право на ошибку и не будет за нее осужден. Более того, студент понимает, что он учится с такими же студентами, которые знают далеко не все, но они готовы помочь и найти решение проблемы вместе.

Почему подход Р2Р эффективнее традиционного

Во многом это связано с тем, что P2P-формат ломает иерархичность, характерную для традиционного образовательного процесса. Сейчас, когда на первый план выходят критическое мышление, креативность и гибкость, просто подача информации «сверху вниз» выглядит морально устаревшей и не дает возможности охватить весь доступный объем информации. В такой системе воспитываются только послушные исполнители.

Второй минус таких вертикальных отношений между учителем и учеником — демотивирующий разрыв, который складывается из-за того, что один является «носителем знаний», а другой пытается до них дотянуться. Усугубляется все страхом «задать глупый вопрос», возразить или высказать иную точку зрения, которая может быть задавлена авторитетом учителя.

Также иерархия и абсолютный приоритет знаний преподавателя обесценивают знания и опыт, которыми обладают ученики. P2P дает возможность каждому поделиться своими знаниями и навыками и принять их от другого.

Пример использования P2P в обучении команд

В Google 80% процесса обучения происходит через внутреннюю сеть g2g — Googler-to-Googler. В этой программе более 6000 сотрудников Google обучают друг друга. Такой подход позволяет не только сохранить накопленные внутри компании знания, но и приумножить их, ведь в процессе дискуссии, обмена возникают все новые инсайты. Внутренние эксперты могут проводить курсы, стать наставниками и разрабатывать учебные материалы.

Такой способ позволяет:

Оптимизировать затраты на привлечение сторонних экспертов.

Признать экспертизу имеющихся сотрудников и тем самым повысить их вовлеченность в рабочие процессы.

Систематизировать накопленные знания и опыт, получить обратную связь от коллег и, как следствие, усилить экспертизу.

Пример использования P2P в обучении взрослых

В современной некоммерческой частной школе программирования Ecole 42 во Франции тысячи студентов учатся программированию в формате peer-to-peer. Им даются задания, которые они выполняют как самостоятельно, так и в группах. Причем в них все одного уровня — нет преподавателя или наставника. В ходе обучения студенты также оценивают работы своих однокурсников.

Все проекты, которые делают студенты, реальны: с такими задачами можно столкнуться в реальной жизни на должности инженера-программиста, разработчика веб-сайта. У студентов есть возможность кооперироваться, обсуждать, искать информацию в интернете, проводить мини-тренинги для тех, кто умеет и знает чуть меньше. За каждое решение задачи им начисляются очки опыта. Работы друг друга проверяют одногруппники, а затем — компьютерная программа. Чтобы получить оценку программы, нужно проверить работы двух других студентов и получить два отзыва на свой код.

В чем преимущества такого формата? Такой метод обучения предотвращает возникновение главных проблем, свойственных традиционной системе образования, где студенты являются пассивными получателями знаний. Учащиеся, помимо развития hard skills, учатся работать в команде, питчить идеи, проводить брейнштормы. Все это важно как в IT, так и в других профессиональных областях.

Источник

Как выглядит практикоориентированное образование, peer-to-peer механики и наставничество

Всё началось с того, что мы готовили студентов к кейс-интервью — это были кейс-школы и мероприятия c фокусом на практику и неформальное общение. Мы делали небольшие ламповые мероприятия, после которых ребята брали медали на больших кейс-чемпионатах Changellenge Cup Moscow, McKinsey Business Diving, знакомились друг с другом и с теми, кто уже работал в крупных компаниях, куда они хотели попасть — в McKinsey, Microsoft, Yandex, Сбербанк, L’Oreal.

Мы изначально хотели строить сообщество молодых специалистов, которые помогают друг другу, делятся знанием, где, какие стажировки проходят, советуют книжки, повышают осознанность в выборе карьеры, рассказывают, за кем следить в соцсетях, чтобы быть в теме.

Вроде бы чат в телеграм — это не так много, но, когда у тебя появляется первичное понимание, кому написать, чтобы узнать, скажем, про бизнес-моделирование или структурирование информации, и вообще идея, что так можно, это всё меняет.

Но в процессе мы увидели, что проблема, которую мы можем помочь решить — гораздо шире, чем наработка практических навыков или умение решать кейсы.

И мы стали экспериментировать с форматами. Мы увидели, что образование тогда работает, когда теория связана петлёй обратной связи через практические задачи. Так появился формат рабочих симуляторов, о котором расскажем на примере одного из действующих проектов — Школы будущих СТО.

Разница между теоретическим и практическим знанием — огромна. В первом случае мы узнаем о возможностях, а во втором — примерно понимаем, как всё будет происходить на самом деле, и как с этим работать.

Формат Школы выглядит так: есть компании-заказчики, которые дают бизнес-задачу. Иногда всё совсем серьёзно, и это настоящая задача из беклога. Есть участники, которые распределяются в автономные команды, которые полностью отвечают за реализацию — от проверки гипотез до презентации рабочего решения стейкхолдерам. Есть менторы, которые направляют работу, указывают на слабые места, делятся технической экспертизой. За пять недель задача — руками попробовать весь процесс, определить, что тебе хочется развивать, какая деятельность больше всего по душе, наработать нетворк, пообщаться с опытными людьми из сферы. И это всё то, что нельзя сделать в формате индивидуальной работы.

Сколько не читаешь про факапы, когда это происходит с тобой, это всегда воспринимается иначе и может стать сильным толчком к переосмыслению своей работы.

«Статьи и книжки дают малоприменимые академические навыки, там рассматривается концепция идеального мира» — делится в разговоре один из экспертов Avito Евгений Толмачёв, инженер группы разработки команды Api4biz. «У молодых специалистов я чаще встречаю даже не пробелы в теоретических знаниях, а непонимание того, как работают процессы, коммуникации, продуктовый подход. Кажется, что это то, что приходит с практикой».

Симулятор формирует ощущение, как всё работает: есть заказчик, которому нужно задать правильные вопросы, чтобы не сделать не то, есть команда, с которой надо синхронизироваться, есть общая цель.

Курсов и материалов для того, чтобы освоить стек технологий достаточно. Мы же создаём обстоятельства, в которых участники обращают внимание на то, что разработка — это намного больше, чем писать код: это умение сфокусироваться на результате и не делать лишних движений, налаживать взаимодействие в команде, доносить идеи до стейкхолдеров.

Мы отбираем участников в команды по принципу соответствия уровня и скиллсета, чтобы решать конкретную задачу компании, а ещё — чтобы их экспертиза дополняла друг друга. То же касается подбора ментора команде. Это идеальная картина, и так пока получается не всегда, поэтому иногда в процессе участники не только качают продуктовое мышление, но и пробуют осваивать новые технологии.

У нас есть регулярные zoom-созвоны, командные чаты, база знаний, вебинары под запрос и методологии, чтобы работать в отдельными этапами разработки решения. Ребята работают над большой задачей в командах по 4-5 человек — учатся распределять роли, брать инициативу, выбирать решение, которое реально реализовать с их опытом и выделенным временем, задают вопросы менторам. В процессе участники узнают самостоятельно и через обратную связь, что помогает, а что нет. Мы очень поощряем обмен знаниями — например, на установочных встречах каждый рассказывает, а с чем он может помогать, за чем можно прицельно обращаться именно к нему.

Команды работают итерациями: сначала собирают бумажный прототип, архитектуру сервиса, согласовывают их с заказчиком, потом демонстрируют кликабельный прототип и в конце защищают проект.

Наставник структурирует деятельность команды, даёт обратную связь и отвечает на вопросы.

«Наставничество помогает не набить тех шишек, которые сам набил, а ещё — не дать закопаться в задаче», — поясняет Евгений Толмачёв.

Мы подсказываем, где с командой могут возникнуть проблемы и как к ним подойти, а ещё делаем сессии для совместной рефлексии менторов.

Главное — работа в таком формате не позиционируется как работа с учителем. Скорее, это человек с опытом, который на равных задаёт направляющие вопросы, но и сам растёт через ваше взаимодействие, развивается как лидер, переносит рабочие инструменты от команды к команде.

Большая часть проекта — коммуникации и обратная связь: участники много общаются друг с другом, c наставниками, заказчиками. Кураторы собирают отзывы и корректируют процессы. Менторы и эксперты делятся впечатлениями.

Мы пришли к модели гибкого образования по той причине, что люди и команды — очень разные: одни хорошо и быстро самоорганизуются, другим для этого нужно провести дополнительный вебинар, кто-то больше силён в ориентации на бизнес-задачу, кому-то нужно на программе столкнуться с тем, что стейкхолдеры не принимают решение и научиться идти от задачи и говорить с людьми.

Программа подстраивается под участников и больше всего получают те, кто инициативен, готов задавать вопросы, не бояться пробовать, менять подход.

В Школе проявляются те же моменты, что и в реальных проектах с молодыми командами:

Дмитрий Погодин, ментор программы и CTO платформы WhoIsBlogger, рассказывает о своих наблюдениях и том, на чём он расставляет акценты:

«Сначала стоит сложить в голове полную картину того, как работает продукт, а потом обсуждать конкретные пользовательские истории.

С командой мы обсуждали, что перед планированием задач на очередную итерацию полезно описать, что мы покажем заказчику — это поможет правильно расставить приоритеты.

Ещё я пробую привить подход, когда сначала обозначаются все процессы, затем детально прорабатывается каждый в отдельности. В процессе проработки важно задать вопросы: что окажет наибольшее влияние на создание продукта? Что может заблокировать работу над ним? Например, перед внедрением любой технологии нужно понять, насколько хорошо она способна решать поставленную задачу».

Кирилл Потехин, основатель и CTO в Adapty, отмечает, что в его группах все относятся к работе ответственно, а ещё добавляет, что уже на входе видно, как проявляются коммуникационные навыки: «Был участник, который взял на себя роль проджекта – он всегда на связи и не пропадал. Видно, что может адекватно распределять задачи и общаться с людьми. Ещё в команде был парень, по которому чувствовалось, что он очень down to business, в команде такие всегда полезны. Да вообще все ребята молодцы!»

Программа интенсивная, поэтому многие говорили, что было сложно — ты всегда на связи с командой, не можешь отложить проект на следующий месяц, который будет посвободнее. Тебе нужно заниматься проектом здесь и сейчас, быстро учиться, анализовать и идти за целью, даже если условия неидеальные.

Даже несмотря на это, до конца дошли 79% процентов участников, а это по меркам онлайн проектов — довольно много.

В команде Георгия Колокольникова, студента МГТУ им. Н.Э. Баумана, иначе, а потому и впечатление отличаются: коммуникации им дались проще, чем техническая сторона.

«Для того, чтобы разработать сервис, нужно уметь работать с большим количеством технологий. К сожалению, в нашей команде не оказалось специалистов по Frontend’у, поэтому пришлось распределить эту должность между оставшимися членами команды. Проблем с коммуникацией внутри команды не возникло, хотя у каждого, помимо участия в программе, есть своя работа и фоновые задачи. Конечно, из-за этого приходится немного двигать сроки выполнения назначенных задач, но, в целом, это не критично.

Лично мне пригодилось всё, что было в Школе: от того, как работать с Яндекс.Облаком до тонкостей общения с заказчиками и составления карты и архитектуры проекта».

Редко бывает так, что теория полностью зарывает практические потребности: ты выходишь в мир, пробуешь и получается не так, как было описано. Успех определяет то, насколько быстро удаётся собраться, признать, что не сработало и попробовать иначе.

В этом смысле европейско-американский университетский подход к образованию приближен к реалиям: никто не придёт и не заставит учиться, сидеть на лекциях и задавать вопросы – придёт время экзаменов. Кто-то их сдаст, а кто-то нет. Для того, чтобы освоить материал, в распоряжение студентов попадает инструментарий. А они используют его по своему усмотрению.

Программа Школа будущих CTO — площадка, где каждый участник находит пользу для себя в сложившихся обстоятельствах: кто-то тестирует новые инструменты и технологии, кто-то — учиться искать внешнюю экспертизу и закидывает менторов вопросами, кто-то – впервые пробует себя в организации процесса и воодушевлении команды.

Всё происходит, как в работе и жизни в целом — вокруг есть всё, что тебе может понадобиться, чтобы раскрыть потенциал. Но ответственность за объём и глубину знаний, количество отвеченных для себя вопросов и сформулированные выводы несёшь только ты сам.

Источник

Peer-to-peer​: как строится самый эффективный формат обучения

Надя Макова

Модель «учитель — лектор», «ученик — слушатель» стремительно уходит в прошлое как несостоятельная в условиях доступности любой информации буквально по клику. Современное обучение — динамичный процесс с активной ролью всех участников. Это не про узнавание нового, а про групповые обсуждения и обмен опытом. Рассказываем, что такое формат peer-to-peer.

peer to peer что это в образовании. Смотреть фото peer to peer что это в образовании. Смотреть картинку peer to peer что это в образовании. Картинка про peer to peer что это в образовании. Фото peer to peer что это в образовании

Надя Макова

CEO и управляющий партнер проекта «Теории и практики» и EdTech сервиса K-AMPUS

peer to peer что это в образовании. Смотреть фото peer to peer что это в образовании. Смотреть картинку peer to peer что это в образовании. Картинка про peer to peer что это в образовании. Фото peer to peer что это в образовании

Что такое peer-to-peer

Peer-to-peer (используется также как P2P, networked learning, peer-2-peer) — это термин, обозначающий взаимное (сетевое) обучение. Оно позволяет формировать связи между участниками образовательного процесса через обмен знаниями, опытом и мнениями друг с другом.

Формат взаимного обучения предполагает, что один или несколько студентов взаимно обучают остальных участников группы. Они поддерживают друг друга на протяжении всего процесса и находятся на одном иерархическом уровне. Это помогает создать доверительную атмосферу в группе и способствует развитию аналитического мышления и коммуникативных навыков.

Ключевые правила формата:

Опыт каждого имеет значение

Уважение, ответственность и доверие — основы взаимоотношений в команде

Преимущества принципа «от равного к равному»:

peer to peer что это в образовании. Смотреть фото peer to peer что это в образовании. Смотреть картинку peer to peer что это в образовании. Картинка про peer to peer что это в образовании. Фото peer to peer что это в образовании

Увлекательный процесс обучения через активную роль

Многим обучение представляется односторонним процессом, где преподаватель как истина в последней инстанции дает знания, а заведомо менее знающий ученик их пассивно принимает. Формат peer-to-peer делает процесс обучения двусторонним, интересным, динамичным. Согласно Международной энциклопедии образования, сотрудничество улучшает социально-эмоциональное развитие учащихся. Формат peer-to-peer предполагает больше свободы, доверия и убирает устаревшие барьеры, существующие между учеником и учителем.

peer to peer что это в образовании. Смотреть фото peer to peer что это в образовании. Смотреть картинку peer to peer что это в образовании. Картинка про peer to peer что это в образовании. Фото peer to peer что это в образовании

Индивидуальное обучение

Коллеги-инструкторы проверяют каждого студента индивидуально, общаются с ним напрямую, решают конкретные проблемы. Это помогает учащимся быстрее продвигаться по предмету и развить более сильное понимание материала, чем в большой группе с одним учителем.

peer to peer что это в образовании. Смотреть фото peer to peer что это в образовании. Смотреть картинку peer to peer что это в образовании. Картинка про peer to peer что это в образовании. Фото peer to peer что это в образовании

Уверенность в себе

Взаимное обучение позволяет создать безопасную среду, где каждый имеет право на ошибку и не будет за нее осужден. Более того, студент понимает, что он учится с такими же студентами, которые знают далеко не все, но они готовы помочь и найти решение проблемы вместе.

Почему подход Р2Р эффективнее традиционного

Во многом это связано с тем, что P2P-формат ломает иерархичность, характерную для традиционного образовательного процесса. Сейчас, когда на первый план выходят критическое мышление, креативность и гибкость, просто подача информации «сверху вниз» выглядит морально устаревшей и не дает возможности охватить весь доступный объем информации. В такой системе воспитываются только послушные исполнители.

Второй минус таких вертикальных отношений между учителем и учеником — демотивирующий разрыв, который складывается из-за того, что один является «носителем знаний», а другой пытается до них дотянуться. Усугубляется все страхом «задать глупый вопрос», возразить или высказать иную точку зрения, которая может быть задавлена авторитетом учителя.

Также иерархия и абсолютный приоритет знаний преподавателя обесценивают знания и опыт, которыми обладают ученики. P2P дает возможность каждому поделиться своими знаниями и навыками и принять их от другого.

Пример использования P2P в обучении команд

В Google 80% процесса обучения происходит через внутреннюю сеть g2g — Googler-to-Googler. В этой программе более 6000 сотрудников Google обучают друг друга. Такой подход позволяет не только сохранить накопленные внутри компании знания, но и приумножить их, ведь в процессе дискуссии, обмена возникают все новые инсайты. Внутренние эксперты могут проводить курсы, стать наставниками и разрабатывать учебные материалы.

Такой способ позволяет:

Оптимизировать затраты на привлечение сторонних экспертов.

Признать экспертизу имеющихся сотрудников и тем самым повысить их вовлеченность в рабочие процессы.

Систематизировать накопленные знания и опыт, получить обратную связь от коллег и, как следствие, усилить экспертизу.

Пример использования P2P в обучении взрослых

В современной некоммерческой частной школе программирования Ecole 42 во Франции тысячи студентов учатся программированию в формате peer-to-peer. Им даются задания, которые они выполняют как самостоятельно, так и в группах. Причем в них все одного уровня — нет преподавателя или наставника. В ходе обучения студенты также оценивают работы своих однокурсников.

Все проекты, которые делают студенты, реальны: с такими задачами можно столкнуться в реальной жизни на должности инженера-программиста, разработчика веб-сайта. У студентов есть возможность кооперироваться, обсуждать, искать информацию в интернете, проводить мини-тренинги для тех, кто умеет и знает чуть меньше. За каждое решение задачи им начисляются очки опыта. Работы друг друга проверяют одногруппники, а затем — компьютерная программа. Чтобы получить оценку программы, нужно проверить работы двух других студентов и получить два отзыва на свой код.

В чем преимущества такого формата? Такой метод обучения предотвращает возникновение главных проблем, свойственных традиционной системе образования, где студенты являются пассивными получателями знаний. Учащиеся, помимо развития hard skills, учатся работать в команде, питчить идеи, проводить брейнштормы. Все это важно как в IT, так и в других профессиональных областях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *