педсовет использование здоровьесберегающих технологий в обеспечении охраны жизни и здоровья детей
Использование здоровьесберегающих технологий в обеспечении укрепления здоровья и создании безопасной среды дошкольников
Татьяна пух
Использование здоровьесберегающих технологий в обеспечении укрепления здоровья и создании безопасной среды дошкольников
Использование здоровьесберегающих технологий в обеспечении укрепления здоровья и создание безопасной среды дошкольников.
Татьяна Николаевна Пух,
инструктор по физической культуре
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».
В последние годы наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей, и поэтому оздоровление детей является одной из основных задач, которые стоят перед обществом. Анализ сложившейся ситуации показал, что в нашей стране существует низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья (отсутствие культуры здоровья). Человек не стремится взять на себя ответственность за здоровье.
Цель: укрепление здоровья, формирование начал здорового образа жизни и ценностных ориентации, направленных на сохранение и укрепление здоровья дошкольников.
Оздоровительные задачи:
— совершенствовать физические способности, физические качества, умения и навыки в совместной двигательной деятельности детей;
— охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
— формирование правильной осанки, гигиенических навыков, совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, массажа, закаливания.
— формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;
— создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
— приобщение к спорту и физической культуре, формирование стойкой мотивации к здоровому образу жизни.
— воспитание потребности в здоровом образе жизни, потребности в физических упражнениях и играх; ;
— воспитание физических качеств, необходимых для полноценного развития личности.
Существует несколько направлений здоровьесберегающих технологий
— Технологии сохранения и стимулирования здоровья воспитанников;
— Технологии обучению здоровому образу жизни;
— Коррекционные технологии
Из технологий первого направления я использую в своей работе
1. пальчиковые игры и пальчиковую гимнастику. Это способствует овладению навыкам мелкой моторики, помогает развивать речь, повышает работоспособность коры головного мозга,развивает психические способности: мышление, память, воображение, снимает тревожность. Эту технологию широко используют все педагоги, дети знают огромное количество. («Этот пальчик», «Сидит белка» и др);
2. гимнастику для глаз, которая улучшает циркуляцию крови и внутриглазной жидкости глаз, укрепляет мышцы глаз, улучшает аккомодацию (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях(«Неделька», «Вальс глазами» и др)
3. дыхательную гимнастику. Применяю как во вводной и заключительной части, так и внутри занятия. Она восстанавливает дыхание, стимулирует кровообращение и имеет оздоравливающий эффект («Насос». «Снежинки», дыхательные упражнения по методике Стрельниковой, по методике Сметанкина)
4. Упражнения на релаксацию. Они необходимы для отдыха и успокоения, душевного равновесия. Применяю в заключительной части занятия, но в случае перевозбуждения детей могу использовать и внутри занятия («Улыбнись», «Тишина»);
5. Кинезиологические упражнения
(«Гимнастика мозга») улучшают внимание и память, формируют пространственные представления. Кинезиологические упражнения влияют не только на развитие умственных способностей, но и позволяют выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга. («Да и нет», «Язычок» и др)
6. Интересны детям упражднения игрового стретчинга,которые обладают психологическим эффектом: улучшают настроение, поднимают самооценку, создают ощущение комфорта и спокойствия в целом. Они повышают общую двигательную активность, что благоприятно сказывается на суставах и профилактике хрупкости костей. Хорошая гибкость позволяет выполнять упражнения с большей амплитудой движений, а также обеспечивает красивую осанку и снижает вероятность болей в спине. («Дерево», «Солнышко», «Верблюд» и др)
7. В этом учебном году я стала больше внимания уделять такой здоровьесберегающей технологии, как скиппинг. Скиппинг – упражнение, которое чаще всего используется с применением скакалки. Прыжки через скакалку, наряду с бегом, ходьбой, ездой на велосипеде, плаванием, являются самым распространенным в мире циклическим упражнением. Скиппинг во всех формах своей деятельности способствует разностороннему развитию личности ребенка, общему оздоровлению его организма, укреплению физических и духовных сил, приобретению навыков самостоятельной деятельности.
включаю элементы гимнастики, хореографии, танцев и их музыкальное сопровождение. Ритмопластика способствует формированию разносторонне физически и творчески развитой личности;
9. Элементы силовой гимнастики. Эти упражнения увеличивают сердечно – сосудистую выносливость, уменьшают предрасположенность ребенка к травмам. Но хочется оговориться, что злоупотреблять этими упражнениями нельзя.
Технологии обучению здоровому образу жизни:
2. 2. Коммуникативные игры- игры, которые направлены на формирование и развитие у детей дошкольного возраста навыков общения. (Здравствуйте», «Добрые слова» и др)
3. Самомассаж – это одна из разновидностей массажа, в которой человек, производя давление на определенные участки собственного тела, повышает свой жизненный тонус. Широко использую для массажа разнообразные предметы.
Коррекционные технологии:
Музыкотерапия в различных формах физкультурно- оздоровительной работы используется мной для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя, повышения двигательной активности. Стараюсь включать музыкальное сопровождение, музыкальные игры как можно чаще в занятия.
Подобранные цвета физкультурного оборудования снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка. На примере занятия вы видели упражнения с предметами желтого цвета, который ассоциируется с цветом солнца и тепла. Яркий и жизнерадостный, он является цветовым воплощением энергии, движения и позитива.
3. Корригирующие упражнения.
Использую упражнения, способствующие формированию правильной осанки и ее коррекции; упражнения для коррекции и профилактики плоскостопия и формирования правильного свода стопы («Нарисуй ногами», Достанем до солнышка», «Стойкий оловянный солдатик», «Кошечка» и др).
4. Часто использую смехотерапию, которая очень нравится детям.
5. Логоритмика в моей работе помогает расширять лексический запас, способствует развитию слухового внимания и двигательной памяти, совершенствует общую и мелкую моторику, помогает выработке четких, координированных движений во взаимосвязи с речью, развивает творческую фантазию и воображение. («Повторяем вместе», «Самолет» и др)
Я считаю, что такая работа уже имеет хорошие результаты. Этому способствуют также и то, что я стараюсь
1. создать эмоционально-положительную непринужденную обстановку на занятиях.
2. каждому занятию придать развивающий характер, продумать обеспечение активности детей самостоятельности, творчества, развитие индивидуальности и воспитание нравственности.
3. учитываю интересы, потребности каждого ребенка. Широко использую игровые ситуации и игровые приемы.
Применяя вышеперечисленные методы и технологии я повышаю результативность воспитательно- образовательного процесса, формирую у воспитанников ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья.
Здоровьесберегающие технологии включаются в каждый вид деятельности детей всеми педагогами ДОУ. Упражнения,игры,направленные на укрепление и здоровьесбережение детей, дозировка и темп зависит от возраста детей, их настроения.
Подводя итоги работы, хочется отметить, что внедрение в образовательный процесс современных здоровьесберегающих технологий оказалось успешным. В результате проведенной работы у детей и их родителей появилась правильная ориентация на здоровый образ жизни. Сформировалась потребность заниматься физической культурой и спортом, и представление о том, как это может быть весело и увлекательно. Данные технологии в обучении способствуют сохранению и укреплению здоровья и обеспечивают успешность обучения дошкольников. Дети активно включаются в организованную образовательную деятельность и получают знания умения и навыки, предусмотренные образовательной программой.
Закончить свое выступление хочется словами Жан –Жак Руссо: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении!»
Сохранение и укрепление здоровья через использование здоровьесберегающих и коррекционных технологий На сегодняшний день в соответствии с ФГОС направление «Физическое развитие», включающее образовательные области «Здоровье», «Физическая.
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществоведческих дисциплин Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий.
Игротренинг с родителями «Использование здоровьесберегающих технологий в семье» Девиз «Через движения и игру – к лучшей жизни!» Цель: повысить эффективность работы с родителями по оздоровлению детей; сформировать потребность.
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими нарушения зрения Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №98, компенсирующего вида», города Сыктывкар. Музыкальный руководитель.
Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ» Здравствуйте, уважаемые родители, гости, педагоги! Девиз мастер-класса: Никогда ничему не научишься, если будешь говорить: «Я не умею,.
Отчет по самообразованию «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по физической культуре» Отчет по теме самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях физической культуры» за 2016-2018 год Цели:.
Семинар-практикум «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» Семинар-практикум «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» Цель: применение здоровьесберегающих.
Тестирование педагогов «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ в работе с дошкольниками» Цель: Систематизация знаний педагогов в вопросах физического воспитания, здоровьесбережения в ДОУ. Ход тестирования: Уважаемые коллеги,.
Значение и использование здоровьесберегающих технологий при развитии певческих навыков детей младшего возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 194» Методическая разработка по теме «Значение и использование.
Педагогический совет «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ»
Галина Дзингель
Педагогический совет «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ»
Куприянова Л. И. (заведующая)
Ломова Г. В. (заместитель заведующей по воспитательной работе)
Тема: Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
Начну свою работу словами психолога Виктора Паханьяна: «Каждый человек обладает потенциалом двигаться в естественном положительном направлении. Каждому педагогу присуще чувство собственной ценности и достоинства и способность направлять свою жизнь и двигаться в направлении самоактуализации, личностного и профессионального роста».
Цель работы педагогического совета: Поиск путей оптимизации системы мер по охране и укреплению здоровья детей. Проектирование модели здоровьесбережения детей в ДОУ.
План проведения педагогического совета:
1. О выполнении решения педагогического совета № 1.
2. Вступительное слово заместителя заведующей.
3. Анализ созданных условий для оздоровления детей и отчет по использованию здоровбесберегающих технологий (факты, результаты)
4. «Мозговой штурм» «Что такое здоровье», рефлексивно-ролевая игра «Что мешает ребёнку в нашем детском саду быть здоровым?» (Ломова Г. В.).
5. Проектирование модели здоровьесберегающей системы в ДОУ.
6. Памятка для родителей по формированию здорового образа жизни у своих детей.
7. Решение педагогического совета.
1. Выполнение решения педагогического совета:
• Вести среди родителей ДОУ пропаганду здоровогообраза жизни через различные формы работы: родительские собрания, уголки здоровья, информационные стенды, развлечения с участием родителей.
• Совершенствовать лечебно-профилактическую и оздоровительную работу через нетрадиционные формы оздоровления.
• Организовать педагогам МДОУ коллективный выезд в театр, а так же посещение СПА салона и парикмахерской.
Эмоциональный, психологический настрой на работу.
Антуан де Сент-Экзюпери сказал, что единственная на земле настоящая роскошь – человеческое общение. В процессе общения, как известно,происходят многие удивительные вещи: передается необходимая информация, обсуждаются важные вопросы, решаются многие проблемы. Чтобы наше общение было приятным и полноценным давайте друг другу представимся в шуточной форме.
Задание: необходимо сочинить двустишие, в котором фигурирует ваше имя,начинающееся словами: «Меня зовут Лена, я не люблю молочную пену»,
«Меня зовут Лариса, я классная актриса» и т. д.
«Меня зовут Галина, я хочу быть балериной»
2. Тема нашего педсовета «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ». Невозможно иметь здоровых детей, если они будут подвергаться опасности, как с физической стороны, так и психической.
Роль педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребёнка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельности с детьми педагог, сотрудничая с семьёй, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.
Валеологами определены основные условия природосообразного, здоровьесберегающего образования:
• Удовлетворение базовых потребностей ребёнка. В этом случае он наиболее полно развивает свои способности, познаёт собственную уникальность; в процессе самоактуализации у него непроизвольно формируются основные компоненты здоровья.
• Создание экологически чистого (адаптационного, реабилитационного, образовательного) пространства для каждого ребёнка. Только в этих условиях ДОУ сможет раскрыть индивидуальности каждого воспитанника.
• Воспитание у детей потребности в здоровье, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни и выработка индивидуального способа валеологически обоснованного поведения.
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ (зам. зав.)
В концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как
Закон РФ «Об образовании» (ст. 51)
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
А так же Указами Президента России
«О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ»
«Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ».
«Инструктивно-методическое письмо о гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»
Перечисленные документы и меры, принимаемые органами управления образованием, помогли достичь определённых результатов стабилизации, а в ряде дошкольных учреждений – качественного улучшения детского здоровья. Но вместе с тем показатели заболеваемости дошкольников продолжают ухудшаться как в целом, так и по основным классам болезней.
Детский сад работает по теме: «Формирование здорового образа жизни через интеграцию всех видов деятельности», а это значит, что специалисты ДОУ и воспитатели работают в одном направлении, и сейчас педагоги ДОУ покажут фрагменты работы по здоровьесбережению.
3. Анализ созданных условий для оздоровления детей и отчёт по использованию здоровьесберегающих технологий (факты, результаты,
Психологическая зарядка. (Проводит Ломова Г. В.)
Упражнение направлено на овладение приёмами релаксации и концентрации, способствующими повышению энергетического потенциала.
— Стоя, свести лопатки, улыбнуться и подмигивая левым,потом правым глазом повторить : «Очень я собой горжусь, я на многое гожусь».
— Положив на лоб левую ладонь,затем правую повторять: «Я решаю любые задачи, со мною всегда любовь и удача».
— Потирая ладонь о ладонь повторить: «Я приманиваю удачу, с каждым днём становлюсь богаче».
— Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо,повторить: «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего».
— Руки в стороны, кулаки сжать,делая вращения руками: «На пути у меня нет преграды, всё получиться так, как надо».
— Руки на поясе наклоны вперёд – назад,повторять: «Ситуация любая мне подвластна, мир прекрасен – и я прекрасна».
— Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге,повторить: «Я бодра и энергична, и дела идут отлично».
— Сложив руки в замок,делая глубокий вдох: «Вселенная мне улыбается, и всё у меня получается».
4. МОЗГОВОЙ ШТУРМ (зам. зав.):
Скажите пожалуйста, от чего зависит здоровье наших детей? (двигательный режим, прогулка, проветривание, соблюдение режима дня, (ответы).
Что такое здоровье?
К настоящему времени в науке сложилось более 79 понятий «здоровье». Оказалось, не так просто дать ему исчерпывающее определение. Рассмотрим некоторые из них (воспитателям предлагаются в письменном виде).
Здоровье – это нормальная функция организма на всех уровнях его организации.
Здоровье – это динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой.
Здоровье – это способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде, способность поддерживать постоянство внутренней среды организма, обеспечивая нормальную и разностороннюю жизнедеятельность, сохранение живого начала в организме.
Здоровье – это отсутствие болезни, болезненных состояний, болезненных изменений.
Здоровье – это способность к полноценному выполнению основных социальных функций.
Здоровье – это полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие. Гармоническое развитие физических и духовных сил, принцип единства организма, саморегуляции и уравновешенного взаимодействия всех органов.
Прочитайте ещё раз определения, что такое здоровье. И выберите ту формулировку, которая соответствует теме сегодняшнего педсовета.
Мы сознательно поставили вопрос о негативных воздействиях на ребёнка в детском саду, так как начинать необходимо с тех причин, на последствия которых мы можем повлиять,не затрагивая глобальные: неблагоприятную экологию, наследственную предрасположенность и пр.
Участники игры объединяются в следующие группы:
Участникам каждой группы необходимо в письменном виде определить те причины, которые с их точки зрения, мешают ребёнку, посещающему наш детский сад, быть здоровым (в письменном виде)
В каждой группе выбирается по 2 педагога, которые примут участие в разработке примерной программы действий на основе вышеизложенных наработок групп.
5. МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ЗДОРОВЬСБЕРЕЖЕНИЯ.
(Применяя магнитную доску и маркер).
• Создание условий для оздоровления детей;
• Лечебно-оздоровительная работа в ДОУ;
• Организация двигательной активности;
• Создание условий, обеспечивающих охрану психологического здоровья;
• Организация познавательных занятий по ознакомлению детей со своим телом;
• Работа с родителями.
6. Памятка для родителей по формированию здорового образа жизни у своих детей.
• Новый день начинайте с улыбки и с утренней разминки.
• Соблюдайте режим дня.
•Помните: лучше умная книга, чем бесцельный просмотр телевизора.
• Обнимать ребёнка следует не менее четырёх раз в день, а лучше 8 раз.
• Положительное отношение к себе – основа психологического выживания.
• Не бывает плохих детей, бывают плохие поступки.
• Личный пример по ЗОЖ – лучше всякой морали.
• Используйте естественные факторы закаливания – солнце, воздух и воду.
•Помните: простая пища полезнее для здоровья, чем искусные яства.
• Лучший вид отдыха – прогулка с семьёй на свежем воздухе, лучшее развлечение для ребёнка – совместная игра с родителями.
Решение педсовета:
1. Соблюдать условия, необходимые для здоровьесбережениядетей дошкольного возраста:
• Индивидуальные потребности ребенка
• Здоровьесберегающее пространство
• Формирование здорового образа жизни.
2. Продолжать работу по оздоровлению и закаливанию детей. Инструктору по физ.культуре:
• провести консультацию с педагогами «Подвижные игры на воздухе».
3. Организовать дополнительные беседы с детьми старшего дошкольного возраста по валеологическому образованию.Ответственный: все воспитатели ДОУ.
И как сказал Сократ: «Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто!»
Подводя итог своей с вами работы, я хочу, чтобы вы выбрали себе цветок, с любимым для вас цветом, ведь хромотерапия – это тоже здоровьесберегающая технология, на обратной стороне написано значение цвета, а от вас я хочу услышать пожелание для меня (одно слово).
Всем желаю крепкого здоровья!
Дорожно-методическое объединение На базе нашего дошкольного учреждения прошел семинар «Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе.
Конспект коррекционной игры учителя-логопеда с детьми с использованием ИКТ Подготовительный этап коррекционной работы. Методическая тема: Авторская сказка логопедической коррекции с использованием здоровьесберегающих.