педагогика и культура жизни

Педагогика и культура жизни

Наука

педагогика и культура жизни. Смотреть фото педагогика и культура жизни. Смотреть картинку педагогика и культура жизни. Картинка про педагогика и культура жизни. Фото педагогика и культура жизни

Внимание: страница — анонс к статьям данного направления

Наука

Научные статьи, автореферат диссертации, диссертация

Мой сайт посвящён исследованию и передаче опыта на тему педагогики и культуры жизни. В течение всей моей сознательной жизни я пыталась понять и решать проблемы взаимоотношений людей, воспитания, обучения, развития детей и человека вообще. Позже ко всему этому прибавилась приставка «само-«. Я всю жизнь искала ответы на вопросы: как жить, какой образ жизни, образ мыслей, характер взаимоотношений, саморазвития, образования будет способствовать складыванию счастливой жизни и судьбы человека, семьи, обществ людей.

Моя научная работа в этом плане была посвящена воспитанию школьника как индивидуума и как личности на основе культурологического подхода. Культурологический подход я считаю наиболее соответствующим для решения поставленной цели. Идеалом человека Будущего представлялся «человек культуры» (дань возвышенному времени поиска идеалов человека — 90-е — 2000-е годы). Конечно, я вложила в это понятие всё самое лучшее: качества, знания, умения и — их применение в жизни для устроения счастливой судьбы.

На эту же тему — культурологического подхода в образовании и воспитанию школьника как человека культуры — для вас в бесплатном доступе также открыты все статьи и автореферат диссертации.

Вот некоторые статьи из соответственных рубрик:

Источник

Педагогика и культура жизни

Новые идеи в образовании

Идея гуманистического просвещения: воспитание на ошибках и победах человечества

Педагогическая и методическая работа по повышению квалификации учителей предметов «Мировая художественная культура», Народная культура», факультативов культуроисследующей направленности вывела нас на изучение, исследование проблем «Культура и образование«, «Культура и общество«, «Роль традиционной культуры в общекультурном развитии» и т. п.

Практика работы и анализ опыта освоения этой тематики в научных, общественных кругах, в образовании позволили сделать следующие выводы:

— общество, человек всё больше осознаёт целесообразность глубокого изучения, исследования, анализа культурного наследия предыдущих поколений с целью осознания настоящего времени, сегодняшнего дня, того социокультурного пространства, которое его окружает, себя, своей роли и места в нём, своих жизненных целей и задач на данном этапе времени, с целью анализа и коррекции той социокультурной ситуации, в которой оно оказалось, с большою надеждой на возможность перемен к лучшему.

Эта потребность всё более заметна, ощутима в изменяющемся мире;

— развитие нашей страны и развитие всей цивилизации в целом требует сегодня, на пороге нового тысячелетия, иного человека, иную личность. Сегодня стране, миру нужен другой человек: не просто широко образованный, эстетически развитый, но и обладающий иным мировоззрением (имеется в виду иной взгляд на мир, иное отношение к себе, к природе, к обществу, экология духа, экология физического тела, экология природы), а, значит, обладающий иным мирочувствованием, планетарным мышлением, он должен быть способен к честным, открытым и добрым взаимоотношениям и сотрудничеству, не взирая на свою национальную принадлежность и религиозную направленность. Имеется в виду то, что Земля становится «всё меньше, компактнее», и мы сегодня уже спокойно говорим о Европе как едином социальном пространстве, спокойно и естественно употребляем термины «мировое сообщество», «международная академия» и т. п.

Образование, как лакмусовая бумажка, первое проявляет насущные потребности времени.

Сегодня в практике образования уже идёт процесс рождения новой области знания, которая будет способна эти потребности удовлетворить. То есть, в практике средней, специальной и высшей школы уже обозначились предметы, цели и задачи которых выходят за рамки традиционных целей и задач существующих предметов.

Это культуроисследующие, культуроанализирующие интегративные предметы. Из существующих разработанных действующих предметов, факультативов этого направления следует особо выделить два: «Народная культура» и «Мировая художественная культура«. Сегодня только они полностью отвечают требованиям нового времени: и содержание, и методика их основаны на принципах гуманизации и глубокой интеграции. (См. Приложение № 1,2).

Они представляют действительно новое содержание, которое медленно, но верно заполняет пустующие доселе ниши в образовательном пространстве, новые методические подходы раскрывают новый взгляд на способы организации движения учащихся по лестнице познания.

Это предметы, призванные провести растущего человека трудным и поучительным путём эволюции культуры человеческого общества, исследовав и проанализировав который, молодой человек сможет ответить на многие практикозначимые, жизненно важные вопросы.

Это предметы, в которых разведённые некогда познавательные, воспитательные и развивающие цели и задачи сливаются в единое, неделимое, взаимообусловленное целое.

Это — новая, формирующаяся образовательная область — Культура — недостающее, важнейшее звено разорванной сегодня цепи целостного предметного знания. При ближайшем рассмотрении, существующие сегодня предметы «Народная культура» и «Мировая художественная культура» — есть два последовательных элемента формирующегося целостного культурологического знания. В идеале просматривается цикл интегративных гуманитарных культуроисследующих преметов, направленных кроме того на глубокие интегративные связи со всем остальным предметным знанием, то есть, способных объединить всё предметное знание в единую картину мира.

Это — новая методика, включающая чувственное сознание человека, обращающая его к самому себе, развивающая, воспитывающая, организующая его внутренний мир, объясняющая мир внешний, зовущая к новым исследованиям и открытиям.

А ведь воспитание человека- исследователя, творца, духовно, интеллектуально и физически развитого и здорового и является главной задачей сегодняшнего дня, которую образование и пытается решить, ради чего реформируется, ищет, экспериментирует.

Введя культурологический цикл предметов как стержневое интегрирующее начало в практику образования, мы сможем по-настоящему перейти от решения целей и задач среднего образования к решению высоких целей и задач гуманистического просвещения.

Главная цель культурологического образования — формирование духовного стержня личности и введение ученика к практику жизнетворчества, созидания путём чувственно-логического познания, исследования, анализа национального и общекультурного наследия цивилизации — может стать (на основе глубокой предметной интеграции) и главной целью нового образования, ведь всё предметное знание, весь накопленный опыт человечества в духовной, материальной, социальной жизни — всё включает в себя единое, целостное понятие — Культура.

Важнейшие принципы нового образования — гуманизация и интеграция рассматриваются в таком случае как:

— гуманизация: переход от логического к чувственно — логическому познанию, формирование исследовательского склада ума (взаимная работа духа и разума при исследовании явлений внутреннего и внешнего мира повлечет за собой как духовное, так и интеллектуальное наполнение, развитие школьника).

— интеграция: соединение разрозненных элементов знания в целостную, единую картину мира и законов его развития. Формирование личности через познание общих закономерностей и законов развития духовно — материального мира, эволюции человеческого общества, человека как индивидуума, приведение к осознанию взаимообусловленности, единства духовного и материального, внутреннего и внешнего.

Таким образом, концепция нового образования как гуманистического просвещения (и это касается всех уровней непрерывного образования) раскрывается следующим образом:

Предметное знание, богатое и разнообразное, дающееся сегодня человеку на разных ступенях образовательной лестницы, (особенно формирующейся личности, готовящемуся к самостоятельной жизни молодому человеку), зачастую оказывается непрактикозначимым, так как, разрозненное, кусочное, оно не складывается в его сознании в единое, целостное представление о развитии мира, о целесообразности и единстве физических и духовно — нравственных законов. Оно не способно дать ответы на жизненно важные вопросы, не способствует формированию жизненных целей и задач, творческого, созидательного отношения к освоению мира внутреннего, внешнего, активному формированию собственной жизни полноценной, наполненной, многогранной, с учетом потребностей общества, с учётом духовно-нравственных законов, выработанных и выверенных многотысячелетним опытом предыдущих поколений.

Объединение же отдельного узкопредметного знания в единую многоцветную мозаику гармоничного Целого даст целостное видение картины мира во всём многообразии внешних и внутренних связей.

Согласованное на основе глубокой интеграции изучаемое знание, где каждый предмет рассматривается как фрагмент целого, собранное вокруг стержневого, гуманитарного, способствующего межпредметному объединению, культурологического знания, объединённое общей целью, задачами, дающееся новыми методами, в основе которых лежит «чувствознание» действительно способно изменить качество, уровень и определить новый путь развития образования. Путь чувственно-логического изучения объединённого в единое целое знания — духовно-материального опыта, накопленного предыдущими поколениями, его анализа с выходом на осознание общих высокоабстрактных законов развития мира, человека, человечества. Путь, идя которым, формирующаяся личность будет способна к самостоятельному определению жизненных целей и задач на высоком духовно-нравственном уровне, будет способна к естественной адаптации в социокультурном пространстве жизни, которое станет ей понятно, узнаваемо, реально в своих потенциях к лучшим изменениям.

Труднейшая задача воспитания качественно нового человека, представителя нового века, нового времени в этом случае видится реально разрешимой.

Развёрнуто концепцию гуманистичекого просвещения можно представить в виде следующего блока схем:

Древо культуры в её развитии (см. Приложение 3) выглядит следующим образом:

— корневой и фундаментальной основой многотысячелетнего культурного опыта человечества являются доисторические времена (представленные древнейшей мифологией и преданиями о рождении Богов, Земли, Человека и т. п.) и период культурного освоения Земли (представленный мифологией, преданиями, летописными древними источниками разных эпох, цивилизаций, археологическими исследованиями, научными изысканиями разных времён, стран, а также народными сказками, различными формами народной мудрости: пословицы, поговорки, загадки и т. п., несущими функции сохранения важнейших сведений о духовно-материальном развитии человечества, опыта народной философии, педагогики, практики жизни. Период культурного освоения Земли народами мира условно назван «Детство человечества».

Эти два вышеназванных периода составляют общекультурные корни нашей цивилизации и представляют время зарождения и утверждения жизни на Земле, человека разумного, время формирования духовно-нравственных законов и осознания законов мироздания. В это время были заложены и основы наук, изучаемых сегодня в системе образования.

— Накопленный опыт был положен в основу жизнедеятельности национальных единств — культур, начавших формироваться во времена великих переселений, постепенного заселения и освоения Земли. Это был синкретичный опыт практики жизни, где духовное и материальное переплеталось и взаимообусловливало друг друга.

Сформированный на общекультурной основе, он постепенно приобретал свой неповторимый, индивидуальный оттенок в зависимости от условий жизни и ландшафта, которые определяли формирование характерологических особенностей национальных образований.

— С возникновением государственности национальные культуры народов стали складываться в культуры отдельных государств. Отличительной чертой этого периода является более тесное взаимодействие с другими культурами, взаимообмен опытом в условиях единой географической территории и распад единого социокультурного Бытия на отдельные сферы жизни: духовное и материальное как бы распадается на отдельные части, единое знание распадается на отдельные науки, начинает складываться законодательство, система экономики. Добро и зло, бытовавшее доселе внутри человека, проявление которых зависело от его воли и ответственности, выпущены наружу, персонифицированы, они как бы начинают собственную жизнь, противоборствуя друг с другом. То есть, человек освободил себя от ответственности, переложив вину на искушение внешней силы, философия противоборства Добра и Зла объяснила и поэтизировала войну. Началось долгое время «разбрасывания камней».

Культура отдельных государств складывается на основе наработок содружества народов, объединённых единой территорией, единым законодательством, единой экономической формацией. Интенсивно развиваются науки, материально-техническое развитие опережает духовное, новые поколения, вследствие духовно-нравственного голода, не в состоянии определить цели и задачи своей жизни, полностью дезориентированы в социокультурном пространстве жизни. Огромное накопленное узкопредметное знание слабо взаимосвязано между собой и в практике жизни, оно не даёт возможности единого взгляда на сложившуюся социокультурную ситуацию, вследствие этого жизнь становится всё более непредсказуемой и опасной. Делаются попытки анализа современного состояния общества, обобщения и анализа культурного опыта предыдущих поколений, интеграции знания, начинается движение интеграции государств. То есть, можно сделать вывод: наступило время «собирания камней».

Культуры отдельных государств составляют культуру цивилизации. О целостном гармоничном образовании говорить пока не приходится. Накопленный человечеством культурный опыт настоятельно требует крупномасштабного исследования, обобщения, анализа с целью осознания во всей полноте проблем сегодняшнего дня и путей их разрешения.

Предложенная концепция нового образования даёт возможность выхода на такое изучение-исследование. Оно ценно, практикозначимо и сегодня жизненно необходимо.

Осознание духовно-материального пути человеческого общества, нравственно-этических законов его взаимоотношений с Природой, межличностных и межгосударственных отношений, целей и задач своего существования, места, роли, ответственности, ценности жизни каждого индивидуально взятого человека — вот что даст последовательное изучение цикла интегративных культурологических предметов. В этом случае целостное интегративное культурологическое знание в предметном изучении будет выглядеть следующим образом: см. Приложение №4,5.

Если же выйти на глубокую интеграцию всего предметного знания с целью объединения в единую картину мира, целостного осознания социокультрного пространства жизни, объединения педагогического пространства, как в школьном, так и в непрерывном образовании, можно представить древо целостного познания, объединённого предметами, анализирующими духовно — материальный путь человеческой цивилизации: см. Приложение № 6.

В этом случае цикл культурологических предметов естественно займёт пустующую нишу в образовательном пространстве как образовательная область «Культура», даст творческий импульс к интеграции узкопредметного знания, займёт достойное место в учебном плане школы (см. Приложение №7), в системе повышения квалификации, в системе непрерывного образования.

Утраченное на современном этапе культурного развития благородное, высокодуховное понятие «Просвещение» возродится и начнёт новую полнокровную, полноценную жизнь.

Источник

Педагогика и культура жизни

Смысл жизни человека

педагогика и культура жизни. Смотреть фото педагогика и культура жизни. Смотреть картинку педагогика и культура жизни. Картинка про педагогика и культура жизни. Фото педагогика и культура жизни

СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Как много написано о смысле жизни! Как много и разного вкладывают люди в это понятие! Вопрос: «Что для меня является смыслом жизни — один из главных для любого человека.

Стремление к смыслу свойственно всем людям — это врожденное и естественное качество, заложенное в каждом из нас.

Смысл жизни каждого человека – это его цель существования. Для каждого эта цель сугубо индивидуальна. Человек создаёт свои смыслы жизни, исходя из своих представлений о мире, о жизни, о людях и т.д.

Смысл жизни для человека – это стержень, на котором держится его Я, и без которого он не может существовать.

Каждая Жизнь имеет смысл или смыслы, опирающиеся на ценности (что такое ценности) и идеалы (что такое Идеал), созданные самим человеком.

Хорошо, если человек избирает для себя лучшие, общие для всех людей, идеалы и ценности: святость и светлость своей жизни и жизни любого другого человека, уважительное отношение ко всему живому, к родной земле, к планете, на которой родился и живёшь, стремление к самореализации без вреда для других, желание быть полезным и т.п.

Человек, умеющий наполнить свою жизнь смыслом, – это личность, несущая любовь к людям в своей Душе. Такой человек находит смысл жизни в деятельности, которая доставляет радость и ей самой, и другим.

Считается, что человек, живущий только для себя, теряет смысл жизни, потому что отрывает свою индивидуальную жизнь от общей жизни. Это бессмысленно живущий человек. Такой человек никогда не бывает счастлив.

Важно обретение подлинного, а не ложного смысла. Только подлинные смыслы продвигают человека в жизни, приносят ему счастье и жизнь в радости. Если нет в жизни ощущения радости – значит, смыслы ложные, и надо искать другие, верные.

Можно видеть смысл жизни в том, чтобы просто жить – есть, спать, работать, растить детей, радоваться всему, что приносит удовольствие и стремиться избегать неприятностей.

Но тогда получается, что смысл жизни сводится к решению текущих задач. А бесконечная погоня за удовольствиями и благами начинает угнетает личность, лишает его свободы.

Считается, что тот, кто поглощен суетой жизни, утрачивает индивидуальное своеобразие личности. Жизнь перестает быть для него самоценностью.

А вот жить, например, в поиске: что, когда и как есть, как спать, кем быть, какую профессию приобрести, как правильно растить детей, чтобы чувствовать себя счастливым, жить в ощущениях радости – это вполне может являться теми смыслами (целями) жизни. поэтому часто говорят, что смысл жизни – в деятельности, которая доставляет радость и самому человеку, и другим.

Человеку предстоит не узнать смысл жизни, а обрести его опытным путём, выстрадать в процессе самоосуществления и нравственных исканий.

Источник

Педагогика и культура жизни

Проблема: культура, образование, человек

педагогика и культура жизни. Смотреть фото педагогика и культура жизни. Смотреть картинку педагогика и культура жизни. Картинка про педагогика и культура жизни. Фото педагогика и культура жизниПроблема: культура, образование, человек.

Культура — есть целостный искусственный опыт физического и духовного освоения мира человеком, человечеством, накопленный на протяжении многотысячелетнего развития. (Понятие «Культура»).

Народная культура — искусственный опыт физического и духовного освоения мира человеком какого-либо народа в поисках оптимальных путей совместного проживания и выживания, благополучного сосуществования и продолжения рода в этом мире. Это культура, имеющая утилитарную основу. (Утилитарный — сообразующийся исключительно с практической выгодой или пользой, практичный, прикладной — Советский энциклопедический словарь. Сост. Р.Я.Булатов. — М., «Советская энциклопедия», 1987г., с.1395).

Народная культура — это культура практического отбора и освоения народами мира определённых норм поведения, норм жизни и деятельности с целью адекватного бытования в осваиваемом мире, выразившегося затем ёмким понятием «Бытие».

Если последовательно изучать и анализировать весь путь человеческого развития на Земле, можно понять и путь собственного развития человека как личности, человеческого общества в целом, осознать многократные, повторяющиеся, горькие ошибки людей, народов, государств, их великие духовные победы и устремления, их надежды и мечты.

Интуитивно, в критические моменты истории человек всегда обращался к своим истокам. И это всегда был родник с живой водой, освежающей, очищающей, отрезвляющей, дающей новые жизненные силы.

«Только коренью дерево крепло. Только коренья не будет, к чему прилепиться?» (Из древней летописи.).

Однако жизнь, основанная на жестком выживании в нашем материальном мире, снова и снова уводила человека от поиска ответов на животрепещущие вопросы, которые задавал себе хотя бы однажды каждый человек, каждый народ: Кто я? Зачем я живу? какой смысл моей жизни? (Смысл жизни человека). Почему я несчастен? Каким я должен быть, чтобы и я, и мир вокруг меня стал более совершенен, более счастлив?

Сегодня, обращаясь к опыту далёких времён, мы можем сопоставить отношение к себе человека древности и человека нашего времени.

Чем же человек первобытной эпохи отличался от современного человека?

Этнопсихолог А. Андреев:

Убеждения человека прежде:

1) я полностью несу ответственность за себя, за свою жизнь сам;

2) я не жду милости от природы, я меняю себя так, чтобы в природе мне жилось комфортно, и чтобы она, природа не была на меня в обиде. В культуре моего народа есть все знания для этого. Поэтому — я свободен. Я живу в согласии с окружающим миром, внутренне твёрд, уравновешен, спокоен, отсюда душевно, духовно, физически здоров.

Убеждения человека сегодня:

1) за меня несёт ответственность государство. Я зависим во всём (от родителей, учителей, врачей, начальников и т. п.). То есть, от степени их духовного, душевного развития, образованности и т. д., зависит моя жизнь. Я переложил ответственность на другие плечи. Я ни за что не отвечаю. Но при этом я несвободен.

2) я не жду милости от природы, я меняю её под себя. Правда, на этом пути я наделал много ошибок. Природа разрушена. Человек может быть уже занесён в Красную книгу. Я плохо знаю культуру моего народа, культуру моей страны и культуры мира. Никто специально не обучает меня культуре жизни, каким мне нужно быть, чтобы быть по-настоящему культурным человеком (Культурный человек). Результат: внутренние противоречия раздирают меня. Я недоволен собой, окружающей жизнью, я живу надеждой на то, что кто-нибудь возьмётся и изменит всё к лучшему.

Что мы имеем на сегодняшний день?

Учебные предметы «Народная культура», «Культура России» полностью удалены из Учебных планов школы.

Учебный предмет «Мировая художественная культура» изучается не во всех школах, так как является необязательным.

Специальные учебные заведения перестали готовить учителей этих дисциплин.

Когда же мы поймём, что изучение культуры своего народа и культур других народов необходимо?

Источник

Педагогика и культура жизни

Основы

педагогика и культура жизни. Смотреть фото педагогика и культура жизни. Смотреть картинку педагогика и культура жизни. Картинка про педагогика и культура жизни. Фото педагогика и культура жизни

Основы. Педагогика и культура жизни

Образование – основа основ складывания счастливой жизни и судьбы человека. Ведь образование включает в себя его обучение, воспитание и развитие. В наше время также становится особо актуальным самообучение,самовоспитание и саморазвитие.

Насколько верно ты учил или учился, воспитывал, развивал и развивался, сколько успел узнать и правильно понять, — настолько окажешься ты успешным и счастливым, что покажут тебе ежедневные результаты твоей жизни.

Есть замечательная наука — ПЕДАГОГИКА (Педагогика — это). В ней собран весь лучший опыт воспитания и обучения детей, развития и саморазвития, но вот парадокс: его мало используют учителя, и почти совсем не используют, и не знают родители.

Между тем, именно ПЕДАГОГИКА, педагогические действия людей, формируют культуру человека, его образ жизни, а, вследствие этого, культуру жизни. При осознанном развитии у человека появляется смысл жизни, повышается качество жизни. То, что человек узнал, и о чём имеет представление, чему научился и применяет на практике — из этого всего и складывается его жизнь и судьба. Поэтому очень важно видеть и понимать — почему и как лучше действовать, как учить, как воспитывать и как развивать себя и подрастающие поколения, чему учиться и чему учить своих детей.

ПЕДАГОГИКА — ключ к правильному воспитанию детей, саморазвитию и к более счастливой жизни. Ведь она включает в себя опыт воспитывающего обучения, развития полезных качеств и приобретение умений, необходимых в современных условиях жизни.

На этом сайте я собираю лучший педагогический опыт воспитания, обучения и развития детей и взрослых, самовоспитания, саморазвития, самообучения, накопленный с древних времён и до нашего времени, а также делюсь своим скромным опытом: педагогическим, женским, просто человеческим.

Основными источниками информации при изучении этой темы являются науки ПЕДАГОГИКА, ПСИХОЛОГИЯ и КУЛЬТУРОЛОГИЯ. Наука ПЕДАГОГИКА, которая накопила многовековый опыт обучения, воспитания и развития людей в их стремлении создания более счастливого общества. Наука ПСИХОЛОГИЯ, в которой излагаются психофизические особенности детей, людей, которые важно учитывать при организации воспитания и жизни в целом. Наука КУЛЬТУРОЛОГИЯ, которая обобщает весь опыт развития человека в пространстве и времени и созданную им культуру как способ человеческой жизни и развития. А также ОБРАЗОВАНИЕ,которое включает в себя практический опыт обучения, воспитания и развития детей и взрослых.

Сайт создан для того, чтобы донести богатый опыт и практические рекомендации наук до заинтересованных читателей. Он будет полезен и преподавателям вузов, и школьным учителям, и родителям, и всем неравнодушным людям, ищущим наилучшие пути воспитания, обучения, развития, и как посредством этого улучшить свою жизнь и жизнь близких людей, не вредя при этом ни себе, ни другим людям, ни всему сущему. Для улучшения взаимоотношений взрослых и детей, мужчин и женщин, их взаимного обучения и саморазвития, совершенствования общественных, межличностных и семейных отношений, и, в целом, для повышения культуры жизни, качества жизни.

Какие темы Вас интересуют?

Если я её люблю… Как сохранить, вернуть любовь жены, любимой женщины
Если я его люблю… Как сохранить, вернуть любовь мужа, любимого мужчины

Ответы на волнующие вопросы вы найдёте в соответствующих рубриках сайта.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *