педагогический проект на тему здоровый образ жизни
Педагогический проект в старшей группе «Здоровый образ жизни»
Любовь Ванникова
Педагогический проект в старшей группе «Здоровый образ жизни»
Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Красные камни»
Педагогический проект
по формированию здорового образа жизни
у старших дошкольников
«Здоровый образ жизни с детства –
путь к здоровью навсегда»
Проект
«Здоровый образ жизни с детства –
путь к здоровью навсегда»
Место проведения проекта: Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Красные камни
Тип проекта: практико-ориентированный, информационно- игровой
По времени проведения: долгосрочный.
По характеру контактов: в рамках ДОУ.
Срок реализации: февраль 2021 – май 2022
Разработчик проекта: Ванникова Л. А
Участники проекта:
• воспитатели – Ванникова Л. А. Питайчук В. В.
• дети старшей-подготовительной группы
• старшая медсестра –
Современное общество, колоссальные темпы его развития, информационные технологии настоятельно предъявляют с каждым днем все более высокие требования к человеку и его здоровью.
Формирование здорового подрастающего поколения – стратегическое направление государственной политики нашей страны. Оно регламентируется и обеспечивается различными нормативно-правовыми документами международного, федерального, регионального и местного уровня. Не смотря на то, что государство уделяет большое внимание формированию ЗОЖ и сохранению, укреплению здоровья подрастающего поколения, с каждым годом возрастает количество детей имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди дошкольников, растет число детей, которым необходима специализированная помощь, щадящая организация образовательного процесса. Причины этого связаны с целым рядом социальных проблем, слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи, санитарным состоянием окружающей среды, ухудшением структуры питания, увеличением доли гиподинамии в повседневной жизни, отклонениями в состоянии физического, а также психического развития и здоровья детей.
Социально-гинетические, эпидемиологические, клинико-социальные и другие исследования убедительно доказали, что здоровье человека на 20 % зависит от наследственных факторов, на 20 % от природного окружения, на 7–10 % от уровня здравоохранения и на 50 % от образа жизни человека. (Ю. П. Лисицын, Г. К. Зайцев и др.). Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии ЗОЖ. А. А. Ошкина в своем исследовании выделила следующие элементы ЗОЖ (выполнение режима дня, соблюдение культурно-гигиенических процедур, рациональное питание, двигательная деятельность, наличие медицинской активности, закаливание, осуществление психоэмоциональной регуляции своего поведения)
Безусловно, корни формирования ЗОЖ закладываются в детском возрасте, когда ребенок приобретает многие привычки. Для того, чтобы выработалась привычка вести ЗОЖ необходимо приобщить ребенка к ЗОЖ,а именно: сформировать знания и представления о здоровье, способах ведения ЗОЖ; умения и навыки совершать действия ЗОЖ; привычку вести ЗОЖ; развивать потребность совершать это постоянно и получать от этого удовлетворение.
Таким образом, старший дошкольный возраст является определяющим этапом в формировании представлений о ЗОЖ. Формирование представлений о ЗОЖ у старших дошкольников возможно в силу их психофизиологических особенностей, которые охватывают когнитивную, эмоциональную, мотивационную, поведенческую сферы. В этом возрасте создаются наиболее благоприятные условия для развития всех содержательных (соблюдение режима дня, двигательная активность и т. д.) и структурных (когнитивный, эмоционально-оценочный, мотивационно-поведенческий) компонентов ЗОЖ. Поэтому, перед нами, педагогами,стал вопрос: каковы организационно-педагогические условия формирования основ ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста.
Цель проекта: Создание условий для формирования основ ЗОЖ у старших дошкольников
Данная цель реализуется посредством работы в следующих направлениях:
Педагогическое направление
• Расширение и обогащение знаний и представлений детей об элементах ЗОЖ, способах его ведения;
• Формирование положительного эмоционально-оценочного отношения к основам ЗОЖ;
• Формирование устойчивой мотивации к ведению основ ЗОЖ, развитие умения отражать имеющиеся знания в деятельности и поведении.
• Обогащение развивающей предметно –пространственной среды группы.
• Создание научно –методической базы: комплексно–тематического планирования психолого-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию представлений о ЗОЖ и план работы с родителями, конспектов занятий, развлечений, сценариев, картотеки авторских игр (подвижных игр с дидактической направленностью, картотеки художественных произведений по данной теме.
• Участие в методической работе д/с: выставки, семинары, открытые занятия, с целью приобретения знаний, опыта по данной теме.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный.
Срок реализации – февраль- май (2021)
Содержание работы – теоретическое исследование проблемы, постановка целей и задач.
2 этап – исследовательский.
Срок реализации – июнь 2021 –сентябрь 2021
Срок реализации – сентябрь 2021- май 2022
Содержание работы – организация основных видов деятельности по направлениям проекта.
Содержание работы – сбор и обработка методических и практических материалов. Анализ полученных данных. Соотнесение поставленных целей и задач с прогнозируемыми результатами проекта. Составление отчётов. Прогнозирование дальнейшей деятельности в данном направлении. Обобщение материалов.
Механизм реализации проекта
Наименование этапов работ Мероприятия Результат
1 этап – подготовительный. 1. Изучение методической и медицинской литературы.
2. Подбор диагностического аппарата. 1. Разработка перспективного (комплексно-тематического) плана.
2. Диагностические карты и методики обследования.
2 этап – исследовательский. 1. Проведение диагностики детей по методикам Ошкина А. А. «Диагностика сформированности здорового образа жизни у выпускников детского сада»
2. Изучение результатов диагностики
3. Анкетирование родителей.
4. Изучение развивающей среды группы 1. Показатели развития стопы.
2. Статистический анализ.
3. Аналитическая справка.
4. Аналитическая справка.
3 этап – основной. 1. Создание материально-технической базы.
2. Реализация перспективного плана в различных видах детской деятельности через организацию НОД, совместной деятельности педагога с детьми.
3. Организация консультпункта для родителей «»; реализация перспективного плана работы с родителями. 1. Пополнение базы наглядных пособий и моделей, дидактических игр, изготовление нестандартного оборудования.
2. Разработка картотеки ПИДН
— Овладение разными видами массажа.
3. Сплочение семьи. Закрепление практических навыков. Приобщение к ЗОЖ.
Технологическая карта реализации мини -проектов в рамках
проекта «Здоровый образ жизни с детства – путь к здоровью навсегда»
Этапы проекта Деятельность детей Деятельность руководителя Деятельность родителей Результат каждого этапа
1. Поисковый Сформулировать проблему, задают вопросы Погружает в проблему путем мотивации Обратили внимание на то, что многие дети не болеет? Почему?Сформулировать проблему: «Где прячется здоровье?»
2. Аналитический Получают задание узнать об элементах ЗОЖ, что-нибудь интересное и рассказать это другим детям. Рассматривание иллюстраций, книг, видеопрезентаций Формирует цель, задачи. Помогает выяснить, что нужно для решения поставленных задач Собирают информацию Сформулировать цель, задачи, наметить план работы над проектом
3. Практический Изготовление докладов, участие в практической части работы (лепка, рисование, аппликация, конструирование) Наблюдает,помогает Проводят совместную работу с детьми: Рассматривают картинки, читают энциклопедии, выбирают понравившуюся ребенку тему Выполнение плана работы
4. Презентационный Выступают с докладом, представляют свои работы Организует и проводит презентации Доклады, рисунки, книги.
5. Контрольный Высказывают свое мнение о проделанной работе Подводит детей к оценке своей работы и других детей Поощрение
• У детей будут сформированы знания и представления элементах ЗОЖ, способах его ведения; сформирована мотивация к ведению основ ЗОЖ, умения и навыки ведения ЗОЖ.
• Дети и родители примут активное участие в выставках, конкурсах, спортивных мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
• Дошкольники приобретут навыки социального общения с взрослыми.
• Педагоги и родители пополнят знания об элементах ЗОЖ и его способах ведения.
В качестве негативных последствий можно прогнозировать:
1. Потерю интереса и мотивации к осуществлению работы над проектом.
2. Снижение качества работы вследствие новизны проекта.
3. Потерю интереса и желаний детей.
4. Отсутствие интереса и желания родителей участвовать в совместной деятельности с ДОУ;
Продукт проекта:
1. Пополнение развивающей среды группы
2. КВН «Быть здоровым – это модно!»
3. Анкетирование родителей по проблеме формирования ЗОЖ у выпускников детского сада.
Консультация «Здоровый образ жизни» Известно, что фундамент здоровья ребенка закладывается в раннем детстве. Для сохранения и укрепления здоровья детей необходимо придерживаться.
Фотоотчет «Здоровый образ жизни» Свежий воздух и лыжи вот та здоровая привычка необходимая нашим детям, чтобы бороться с инфекциями и возбудителями- микробами и бактериями.
Дидактическое пособие. Лэпбук «Мы за здоровый образ жизни» для средней и старшей группы Дидактическое пособие Лэпбук «Мы за здоровый образ жизни» для средней и старшей группы В жизни главное — здоровье, Согласитесь, господа.
Лэпбук «Здоровый образ жизни» Быть здоровым – это модно! Дружно, весело, задорно Становитесь на зарядку. Организму – подзарядка! Знают взрослые и дети Пользу витаминов.
Лэпбук «Здоровый образ жизни» для старшей группы Цель: 1. Создать условия для развития познавательного интереса к укреплению и сохранению здоровья; 2. Формировать систему знаний, навыков.
Мы за здоровый образ жизни! Хорошо здоровым быть! Соков надо больше пить! Гамбургер забросить в урну, И купаться в речке бурной! Закаляться, обливаться, Спортом разным.
Фотоотчет «Мы за здоровый образ жизни» ЗДОРОВЬЕ ребенка – ЭТО самое ценное сокровище которым обладают родители. Самые счастливые родители те, дети которых здоровы. Занятие спортом.
Проект «Быть здоровым хорошо» с детьми старшего дошкольного возраста
Проект
«Быть здоровым хорошо» с детьми старшего дошкольного возраста.
Подготовила :Подколзина Е. М.
Тип проекта: творческий, познавательно – игровой
Продолжительность проекта: долгосрочный
Участники проекта:
Возраст детей: 5-6 лет
Актуальность: Одна из основных задач ФГОС ДО – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. Формирование здорового образа жизни начинается с раннего возраста. Дошкольный возраст является важным этапом жизни детей, так как именно в этом возрасте закладываются основы физического и психического здоровья. Формировать здоровье детей надо начинать с детства, так как детям хочется узнать что-то новое, им всё интересно. Самое дорогое у человека – здоровье. Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и психическое и социальное благополучие. В последние годы наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей, поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Актуальность проблемы определяется высокой заболеваемостью детей дошкольного возраста. Только мы, взрослые, можем решить эту задачу путём создания условий по сохранению физического, психического и социального благополучия ребёнка.
Проблема: у детей не сформированы основы здорового образа жизни, недостаточно сформированы культурно – гигиенические навыки (навыки самообслуживания).
Цель проекта: создание психолого – педагогических условий для развития и укрепления здоровья детей, приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни.
— формирование у детей осознанного отношения к здоровью и жизни;
— накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать его;
— развитие физических качеств;
— оздоровление средствами закаливания;
— организация здоровьесберегающей среды в ДОУ;
— обеспечение социально – эмоционального благополучия дошкольника;
— валеологическое просвещение родителей.
— Повышение интереса к здоровому образу жизни: желание заниматься утренней гимнастикой, выполнять культурно – гигиенические навыки, заниматься спортом;
— Повышение двигательной активности детей: привлечение всех детей к участию в подвижных играх, выполнение физических упражнений;
— Создание условий для комфортного пребывания ребёнка в детском саду с учётом здоровьесберегающей и развивающей среды.
— Вызвать у родителей интерес к здоровому образу жизни и личным примером воспитывать у детей полезные привычки;
— Сотрудничество родителей и детей в совместных мероприятиях воспитательно – образовательного процесса.
— Обогащение предметно – развивающей среды;
— Организация и интеграция всех видов деятельности;
— Совместная деятельность педагога, детей и родителей.
Этапы реализации проекта:
Важно было узнать, какие знания имеются у детей, что их интересует, где можно им восполнить недостающие знания. Что значит здоровый образ жизни? Что сделать, чтобы узнать?
— спросить у родителей;
— посмотреть в интернете;
— информация для родителей о предстоящем проекте, привлечение их к участию в проекте;
— разработка плана мероприятий по теме проекта совместно с инструктором по физической культуре;
— подбор художественной литературы для чтения, презентаций, конспектов НОД, бесед, консультаций для родителей;
— подбор наглядно – информационного материала для просмотра;
— подбор сюжетных картинок, фотографий, иллюстраций и музыкальных произведений;
— работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
Сентябрь: тема «Что такое здоровье?»
Цикл бесед и занятий:
Беседа «Я выбираю здоровый образ жизни».
Цель: сформировать представления о здоровом образе жизни: воспитывать желание следить за своим внешним видом
(формировать знания о том, что природа является источником здоровья).
Беседа «Сохрани своё здоровье».
Цель: вызвать интерес к занятиям физкультурой, сформировать представление о необходимости заниматься спортом.
Беседа «Овощи и фрукты – полезные продукты».
Цель: познакомить детей с полезными продуктами; объяснить, какую пользу они приносят людям.
Беседа «Витамины и их роль в жизни человека».
Цель: познакомить детей с понятием “витамины”, рассказать детям о том, что витамины необходимы для здоровья, о полезных продуктах, в которых содержатся витамины.
Беседа «Что такое здоровая пища».
Цель: Рассказать детям о том, что здоровье зависит от правильного питания; приучать детей правильно питаться (не переедать, не использовать в рационе вредные продукты).
НОД «Азбука питания».
Цель: приучать детей к здоровому образу жизни: правильному питанию как одному из основных условий здоровья детей.
Презентация «Вредные и полезные продукты».
Рассматривание иллюстраций по теме «Витаминные опыты и эксперименты «Угадай на вкус», «Кислотность в продуктах».
Сюжетно –ролевые игры: «Кафе», «Магазин овощей и фруктов», «Столовая».
Экскурсия на пищеблок.
Изготовление книжек – малышек «.овощи и фрукты – полезные продукты».
Лепка «Овощи и фрукты».
Рисование «Овощи на тарелке», «Закатываем компоты», «Фрукты в вазе».
Взаимодействие с родителями:
— Консультация для родителей «Здоровое питание – здоровый ребёнок»;
— Помощь родителей в подборе фото и видео материалов по теме проекта.
Детская библиотека «Азбука здоровья».
Практический выход: выставка «Овощи и фрукты – полезные продукты».
Октябрь: тема «Природные факторы и наше здоровье»
Цикл бесед и занятий:
Беседа «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».
Цель: сформировать знания детей о том, что природа является источником здоровья; соблюдать правила поведения в быту и в природе.
Беседа «По утрам зарядку делай – будешь сильным, будешь смелым».
Цель: рассказать детям о необходимости соблюдения режима дня, как это влияет на трудоспособность и здоровье людей.
Беседа «Подружись с водой!»
Цель: познакомить детей со стихотворение К. Чуковского «Мойдодыр», сформировать у детей представления о необходимости соблюдать культурно – гигиенические навыки.
Беседа «Чистота – залог здоровья».
Цель: приучать детей следить за чистотой, опрятностью, своего внешнего вида.
НОД с применением здоровьесберегающих технологий «Расти здоровым».
Цель: сформировать представления детей о здоровом образе жизни, о факторах, которые влияют на здоровье, научить правилам безопасного поведения.
Презентация «Моё тело».
Чтение литературных произведений и научно – популярной литературы (энциклопедия для детей «Почемучка», С. Михалков «Прививка», пословицы, загадки.
Экскурсия в мед. кабинет детского сада.
Разгадывание кроссвордов, ребусов.
Изготовление атрибутов к с/р играм «Аптека», «Больница».
Дидактические игры «Видим, слышим, ощущаем», «Если ты болеешь», «Как беречь сердечко», «Чудесный мешочек».
Подвижные игры с изготовленными атрибутами.
Изготовление книжек – малышек о здоровом образе жизни.
Взаимодействие с родителями:
— Рисование по сказке К. Чуковского «Мойдодыр»;
— Мастер – класс «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми»;
— Изготовление спортивного инвентаря в уголок ФИЗО;
— Консультация для родителей «Вирусы и микробы».
— Утренняя гимнастика с родителями;
— Досуг «Огонь – друг или враг».
Ноябрь: тема «Спорт – это здоровье»
Беседа «Спортом занимаемся –здоровьем запасаемся».
Цель: вызвать у детей желание заниматься спортом, больше двигаться; приучать детей к здоровому образу жизни.
Беседа «Откуда берутся болезни».
Цель: объяснить детям, что малоподвижный образ жизни провоцирует много болезней; пропагандировать детям здоровый образ жизни.
Беседа «Быть здоровыми хотим».
Цель: научить детей заботиться о своём здоровье; сформировать привычки здорового образа жизни; развивать двигательные навыки, интеллектуальные способности.
НОД «Для чего нужен спорт?»
Цель: Приучать детей к двигательной активности, способствовать появлению желания заниматься спортом, быть сильным, ловким, выносливым. Научить видеть красоту разных видов спорта.
НОД «Поезд в страну Здоровье»
Цель: расширять представления и знания детей о здоровом образе жизни, вызвать у детей желание вести здоровый образ жизни.
Рассматривание фотографий и иллюстраций о здоровье.
Презентация «Виды спорта».
Чтение художественной литературы: Т. А. Шорыгина «Спаси Веронику», «Денис и медвежонок Денни», стихи, загадки о спорте.
Дидактические игры «Я начну, а ты закончи», «Кому что нужно», «Исправь ошибку».
«Дети делают зарядку».
Игровой самомассаж лица, ушных раковин, пальцев рук.
Подвижные игры: «Передай мяч», «Прыгай с мячом», «Забрось мяч в корзину», «Самый меткий», «Быстро возьми. Быстро положи».
Взаимодействие с родителями:
— «Изготовление цветка здоровья»;
— Досуг «Если хочешь быть здоров»;
— Участие детей в конкурсе ГТО;
— Подготовка к празднику «День здоровья».
— Участие в конкурсе ГТО детей нашей группы;
— Досуг «Если хочешь быть здоров».
Декабрь: тема «Мама, папа, я – здоровая семья!»
Беседа «По погоде одевайся – не переохлаждайся».
Цель: объяснить детям, что одежда защищает человека от жары и холода, дождя и ветра. Приучать детей следить за своим внешним видом, быть опрятными и аккуратными.
Беседа «Опасные ситуации».
Цель: научить детей избегать опасные ситуации, понимать, что ухудшение экологической ситуации угрожает здоровью людей.
Беседа «В здоровом теле – здоровый дух».
Цель: объяснить детям, что здоровье – это еще и хорошее настроение. Научить детей быть дружелюбными друг к другу, помогать своим сверстникам.
Рассуждалки – рассуждения детей о здоровье.
Чтение художественной литературы: Т. А. Шорыгина сказка «Зарядка и простуда», «Волшебный морж».
Дидактические игры «Без чего нам не прожить», «Что будет, если исчезнет солнце, вода и т. д.», «Зимние и летние спортивные игры».
Рассматривание иллюстраций, картин о здоровом образе жизни.
Рисование «Папа, мама, я – спортивная семья».
Профилактическая гимнастика (дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, осанки, от плоскостопия).
Оздоровительная ходьба и бег по территории детского сада (ежедневно на прогулке).
Подвижные игры «Два Мороза», «Хитрая лиса», «Мы веселые ребята», «Мышеловка», «Ловишки».
Взаимодействие с родителями:
— Праздник «День здоровья»;
— участие детей нашей группы в конкурсе ГТО: Бантиков Максим, Куянова Аня, Даниелян Даниил, Тихомиров Костя, Бердыкулова Ариана, Иконников Платон, Карташов Савелий, Ежова Милана, Коннов Кирилл, Самусенко Артем;
— участие нашего воспитанника Бантикова Максима в 12-й Спартакиаде среди детей старшего дошкольного возраста дошкольных образовательных учреждений городского округа Мытищи;
— участие семьи Бантиковых в районных соревнованиях «Мама, папа, я – здоровая семья».
Подведение итогов реализации проекта (анкетирование родителей).
Презентация проекта
Результаты проекта:
1. Сформированность у детей элементарных представлений о здоровом образе жизни;
2. Сформированность привычки повседневной двигательной активности;
3. Использование детьми знаний о правилах поведения в природе и в быту в повседневной жизни;
4. Улучшение показателей физической подготовки детей;
5. Осознание детьми и родителями необходимости и значимости здорового образа жизни.
В рамках реализации проекта дети получили знания о здоровом образе жизни, у них сформировались представления о себе, своём здоровье и физической культуре. А желание детей и их родителей вести здоровый образ жизни и отказаться от вредных привычек позволит их родителям видеть своих детей здоровыми и счастливыми, что очень важно для их будущей жизни.
Конспект НОД по формированию гендерной принадлежности «Хорошо быть мальчиком, хорошо быть девочкой» в старшей группе Цель: выявить и закрепить понятия ребёнка о себе, как о представителе определённого пола, о некоторых психологических характеристиках мальчиков.
Краткосрочный оздоровительный проект «Хорошо здоровым быть!» для детей второй младшей группы Тема проекта: «Хорошо здоровым быть!» Возраст детей: 3 – 4 года Тип проекта: По доминирующему методу: познавательно – оздоровительно.
Оздоровительно-воспитательный проект: «Я здоровье берегу, я здоровым быть хочу» Актуальность. Актуальность темы здорового образа жизни в наши дни очевидна. Здоровье – это основное наше богатство, которое необходимо беречь.
План-конспект занятия в средней группе «Быть здоровым — хорошо!» План-конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество» (образовательный компонент «Здоровье и личная гигиена») в средней.
Проект «Чтоб здоровым, сильным быть, надо лук, чеснок любить» Проект «Чтоб здоровым, сильным быть, надо лук, чеснок любить».Цель: формирование представлений о правильном питании и здоровом образе жизни,.
Проект «Я хочу быть здоровым!» для детей старшего дошкольного возраста и их родителей Классификация проекта: • по тематике: здоровьесберегающий; • по срокам реализации: долгосрочный; • участники проекта: дети старшего дошкольного.
Проект «Я хочу, как папа быть, также Родине служить» для старшего дошкольного возраста Проект подготовили: Кучина Т. В. – воспитатель, Кузнецова М. Р. – музыкальный руководитель Длительность: 2 недели (краткосрочный) Проблема:.
Викторина «Как быть здоровым» для детей старшего дошкольного возраста Задачи: • Способствовать развитию коммуникативных и познавательных способностей участников игры. • Создать игровую ситуацию, поддерживать.