педагогические условия адаптации детей третьего года жизни к дошкольной образовательной организации
Читать диплом по педагогике: «Педагогические условия адаптации детей третьего года жизни к дошкольному образовательному учреждению» Страница 1
Министерство образования и науки Красноярского края
КГБОУ СПО «Красноярский педагогический колледж № 2»
Отделение «Дошкольное образование»
ПЦК педагогических дисциплин
Выпускная квалификационная работа Педагогические условия адаптации детей третьего года жизни к дошкольному образовательному учреждению
Некрасова Анастасия Михайловна
Педагогических дисциплин Красноярск, 2010
Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования
.1 Понятие адаптации
.2 Стили и этапы адаптации
.3 Факторы адаптации
Глава 2. Характеристика детей третьего года жизни
.1 Физиологические особенности детей третьего года жизни
.2 Психологические особенности детей третьего года жизни
Глава 3. Педагогические условия адаптации детей третьего года жизни к ДОУ
.1 Взаимодействие воспитателя и семьи ребенка третьего года жизни во время адаптационного периода
.2 Стили педагогической деятельности воспитателя
.3 Организация педагогического процесса в первой младшей группе
Глава 4. Практическая часть
адаптация дети дошкольный воспитатель
Прежде всего, на адаптацию влияет физическое здоровье ребенка. Здоровый физически развитый малыш лучше справляется с трудностями. Нервным и соматически ослабленным детям приходится, как правило, значительно труднее в детском саду.
Поступление ребенка в ясли вызывает, как правило, серьезную тревогу у взрослых.
Ребенок в семье привыкает к определенному режиму, к способу кормления, укладывания, у него формируются определенные взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.
Большое влияние на течение адаптации оказывает и отношение ребенка к ровесникам. Дети, которые с трудом привыкают к детскому саду, часто сторонятся сверстников, видят в них врагов или противников, плачут при их приближении, иногда ведут себя агрессивно по отношению к ним. Неумение общаться с другими детьми в сочетании с трудностями в контактах с взрослыми создают серьезные проблемы в период адаптации.
Педагогические условия адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации
НИНА ОСЬКИНА
Педагогические условия адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации
Уточним понятие «педагогические условия». В философии категория
«условие» трактуется как выражение отношения предмета к окружающим
его явлениям, без которых он существовать не может, как относительно
внешнее предмету многообразие объективного мира. Условие составляет ту
среду, обстановку, в которой явления, процессы возникают, существуют и
В современной педагогической и психологической литературе
категория «условие» рассматривается как видовая по отношению к родовым
понятиям «среда», «обстоятельства», «обстановка», что расширяет
совокупность объектов, необходимых для возникновения, существования,
изменения педагогической системы. Педагогическая трактовка данной
категории представлена в работах В. И. Андреева, который рассматривает
условие как целенаправленный отбор, консультирование и применение
элементов содержания, методов обучения и воспитания для дидактических
Специфической чертой понятия «Педагогические условия» является то,
что оно включает в себя элементы всех составляющих процесса обучения и
воспитания: цели, содержание, методы, формы средства.
А вот какие условия необходимы для успешной адаптации детей
младшего дошкольного возраста, рассмотрим далее.
По мнению Н. А. Иванова необходимым условием успешной адаптации
является согласованность действий родителей и воспитателей, сближение
подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.
Основные формы работы детского сада с семьей в период адаптации:
1. Родительские собрания.
4. Посещения на дому.
7. Алгоритмы «Я одеваюсь», «Учимся складывать вещи», «Я
8. Присутствие родителей во время адаптационного периода в группе.
10. Клуб «Молодой семьи» [22, с. 109].
Еще до поступления малыша в группу воспитателям следует
установить контакт с семьей. Все привычки и особенности ребенка сразу
выяснить сложно, но в ознакомительной беседе с родителями можно узнать,
каковы характерные черты его поведения, интересы и склонности [56, c. 127].
С. В. Кирилова считает, что работа с родителями. Организуя прием
вновь поступающих детей,придерживаемся следующей системы:
– регулировать по времени прием детей. Лучшим временным отрезком
является промежуток времени с апреля по август. Прием детей должен быть
ритмичным, согласованным с родителями.
– заранее подготовиться к приему новеньких, продумать, где он будет
раздеваться, где сидеть за столом, где спать.
– пригласить родителей познакомиться с группой. Показать шкафчики,
игровую комнату, спальню, туалетную комнату. Рассказать о режиме дня,
объяснить необходимость приближения к ним условий воспитания в семье
(режима, характера питания, приемов воспитания) спросить о тревогах в
связи с тем, что ребенок пойдет в детский сад.
– до первого посещения детского сада убедить выбрать удобное время
для посещения вместе с ребенком группы, участка детского сада,
посоветовать в первые дни приводить ребенка накормленным во время,
соответствующее концу завтрака;
– обсудить вопрос о том, кто будет первое время приводить ребенка в
детский сад, желательно, чтобы это был все время один человек, возможно
папа или бабушка (дедушка);
– помочь родителям спланировать свой распорядок, так как время
пребывания ребенка в группе будет увеличиваться постепенно, и возможно,
реакцией на привыкание станет заболевание ребенка на пятый-седьмой день
пребывания в группе;
– вместе с родителями определить готовность ребенка к посещению
– с помощью анкетирования обсудить, как можно облегчить
привыкание ребенка к новой обстановке;
потребность в постоянстве окружения. Максимально приблизить условия
окружения к домашним, (посидеть возле засыпающего ребенка, не отбирать
любимую соску, не заставлять есть нелюбимую пищу и т. д.) [25, с. 46].
В. А.Сухомлинский писал: «…твердо убежден, что есть качества
души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди
Эти качества души в полной мере должны раскрываться в воспитателе
при обращении к вновь поступившим детям. Все работники детского сада
должны глубоко понять сущность процесса адаптации ребенка к условиям
Воспитатель должен особенно внимательно отнестись к новым детям:
соблюдать все правила гигиены, тщательно одевать ребенка на прогулку, не
допускать, чтобы он брал в рот игрушки. Случается, что дети, приученные к
опрятности, в новых условиях временно утрачивают эти умения.
Воспитатель должен вовремя сменить мокрую, грязную одежду, иначе она
может быть причиной заболевания [43, с. 56].
К двум годам некоторые дети уже могут есть самостоятельно, однако,
многие из детей второго и третьего года жизни не умеют есть не только
жидкую, но и густую пищу. Их надо в первое время кормить, постепенно
формируя необходимые навыки приема пищи, опрятности, гигиены. Знание
«зоны ближайшего развития» необходимо воспитателю при введении
ребенка в группу, так как это поможет четко определить, что уже
сформировано в ребенке и что предстоит сформировать. Воспитатель должен
знать потребности и возможности детей при организации жизни в группе.
Эмоциональное состояние является показателем испытываемого
ребенком комфорта или дискомфорта. Создавать условия для бодрого,
жизнерадостного настроя у детей – одна из важных задач, стоящих перед
воспитателем. Спокойный, ровный настрой воспитателя благоприятствует
созданию хорошего настроения у детей. При выборе педагогических
воздействий воспитатель должен учитывать, что ребенок не способен сразу,
немедленно выполнить указания [42, с. 33].
Воспитатель должен помнить, что поведение ребенка может
измениться к худшему, если педагогические воздействия не будут отвечать
потребности общения, которая определяет поведение ребенка. Поэтому
система их должна быть четко продумана. Она должна включать действия
семьи и детского учреждения, умелое применение которых будет
способствовать быстрой и безболезненной адаптации ребенка к условиям
детского учреждения [55, с. 56].
Педагогическое требование будет гораздо эффективнее, если его
выразить как предупреждение о необходимости перейти к другому действию.
Важно учитывать склонность детей к подражанию. Ребенок, окруженный
вниманием, лаской, становится более общительным, быстрее знакомится с
группой, разговаривает с детьми. Отношение окружающих взрослых, их
воспитательные воздействия, а также собственная активность ребенка,
обстановка, в которой он находится, влияют на речевое развитие. Поэтому
речь воспитателя должна быть четкой, интонационно выразительной,
негромкой, грамматически правильной. В период адаптации особенно важно
обратить внимание на уровень речевого развития ребенка. Собственные
наблюдения воспитателя и сведения, полученные от родителей, позволяют
выяснить, насколько ребенок понимает то, о чем с ним говорят, каков
словарный запас, как он умеет пользоваться словами при обращении к
взрослому, при ответах на его вопросы. Без этого невозможен тесный
контакт воспитателя с ребенком, затрудняется взаимопонимание [42, с. 38].
Воспитатели учат ребенка играть, учиться, трудиться и очень редко
учат его общаться, поэтому воспитатель должен развивать и закреплять
потребность и желание ребенка общаться. Для этого нужно расширять
поводы для общения со взрослыми, поддерживать каждое инициативное
общение, учитывая, что содержание потребности детей в общении в период
адаптации качественно изменяется. При этом следует расширять все стороны
речи ребенка. Важно учитывать и уровень сформированности предметноигровых действий ребенка. [35, с. 23]
Воспитателю необходимо знать возрастные особенности, возможности
детей, привычки, показатели, определяющие их развитие. Незнание
привычек ребенка осложняет работу воспитателя. Его педагогические
воздействия становятся стихийными, нецеленаправленными и часто не дают
необходимого результата. Воспитатель должен устанавливать контакт с
ребенком в первый же день. Он обязан так встретить новенького, чтобы не
разочаровать его ожидания: проявить к нему внимание, заменить ему на
время близких, не дать почувствовать себя чужим, беспомощным, возможно
даже изменить режим дня с учетом поведения и самочувствия [28, с. 46].
Н. В. Кирюхина считает, что при поступлении ребенка в группу,
воспитатель должен обращатьособое внимание на следующее:
а) эмоциональное состояние ребенка (слезы, улыбка, неуверенное
б) характер деятельности (отсутствие действий, наблюдения,
подражательные действия, самостоятельные предметные или игровые
в) отношение к окружающим взрослым и сверстникам (негативное,
положительное, или вообще отсутствует);
г) высказывание о желаемом [26, с. 113].
Помочь воспитателю определить характер поведения ребенка должен и
методист, который ведет хронометраж. Наблюдения проведенные
воспитателем за ребенком в условиях семьи и в группе в первые дни
посещения детского учреждения, хронометраж методиста, позволят
правильно определить принадлежность ребенка по характеру поведения к
той или иной группе, а, следовательно, и наметить соответствующую
систему педагогических воздействий.
Детский сад является тем педагогическим учреждением, которое может
и должно дать родителям квалифицированные рекомендации по подготовке
ребенка к условиям общественного воспитания, воспитания у него навыков и
привычек. Воспитатель должен и сам помнить, что воспитание навыков и
привычек требует от взрослых терпения и настойчивости [58, с. 55].
Воспитатель должен также объяснить родителям, как развивать у детей
потребность в общении, познакомить с этапами развития.
За месяц до прихода детей в группу проводится собрание родителей, на
котором разъясняются все моменты, характерные для периода адаптации:
1) уточняется режим и семье рекомендуется перевести ребенка на
соответствующий возрасту режим;
2) обращается внимание на навыки и привычки, которыми должен
За несколько дней до приема малыша, его родителей приглашают на
индивидуальную беседу, где ведется разговор и о том, как кормят ребенка,
как укладывают спать, о характере его бодрствования и общения и т. д.
По мнению С. И. Максимова задача воспитателя принимать меры к
тому, чтобы адаптация происходила в кратчайшее время и с меньшей
травмой для них,это можно достичь путем:
1) установления единства системы воспитания ребенка с первых дней
жизни, как в семье, так и в детском саду;
2) правильной подготовки детей к детскому учреждению;
3) правильной организации первых дней пребывания ребенка в детском
4) индивидуального подхода к поступившему ребенку в соответствии с
его прошлым опытом и индивидуальными особенностями [28, с. 78].
Обязанность персонала группы – окружить каждого вновь
поступающего ребенка особым вниманием, лаской и бережным отношением.
Необходимо применять все меры к тому, чтобы обеспечить хороший
аппетит, глубокий сон и эмоционально-положительное состояние. В течение
периода адаптации необходимо вести тщательный контроль за поведением
ребенка (для этого ведется дневник, где отмечаются все особенности
В. А. Мижериков отмечает, что руководство процессом привыкания
детей к условиям общественного воспитания должно начинаться с
организации их приема.Она включает:
1) регулирование выдачи направлений при комплектовании групп,
соблюдение норм комплектования;
2) продуманную расстановку кадров;
3) составление подвижного графика поступления детей в группу;
4) сбор данных о ребенке;
6) определение группы привыкания (I, II, III) по характеру поведения
ребенка в период адаптации [30, с. 440].
Условия в группе должны соответствовать возрасту ребенка,
обеспечивать их физическое, психическое, нравственное, умственное
развитие. Воспитатель должен обращать внимание и на свой внешний вид.
Аккуратно одетый воспитатель всегда производит хорошее впечатление и
располагает ребенка к себе, вызывает у него желание общаться. Одежда
ребенка должна быть удобной, приспособленной для самостоятельного
Павлова считает, что для организации условий жизни ребенка в группе
в период адаптации существуют определенные педагогические правила:
1) учет органических потребностей ребенка в еде, питье, туалете;
2) приучение ребенка ко всему новому постепенно;
3) единство и постоянство требований со стороны всех лиц,
4) предъявляемые требования должны быть посильны и выполнимы;
5) создавать установку у ребенка на все предстоящие процессы.
6) все режимные процессы проводить спокойно, не причиняя ребенку
7) нельзя заставить ребенка длительно ожидать чего-либо;
8) с момента поступления ребенка в детский сад приучать к активному
участию в режимных процессах, к самостоятельности;
9) учитывать уровень развития культурно-гигиенических навыков, и на
его основе применять приемы и методы педагогического воздействия;
10) при формировании режима и культурно – гигиенических навыков
соблюдать преемственность, последовательность, постепенность в
усложнении требований [33, с. 10].
Врач и медсестра в детском саду также следят за поведением детей в
первые дни: 1 раз в десять дней взвешивают, корректируют рацион питания,
беседуют с родителями. Прививки и другие процедуры, травмирующие детей
в период адаптации, отменяются.
Следовательно, необходимым условием для эффективного руководства
процессом привыкания детей к дошкольному учреждению является
продуманная система педагогических воздействий, в которой главное место
занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям,
которые определяют его поведение.
Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации С введением Федерального государственного стандарта ДО большое внимание уделяется взаимодействию с родителями воспитанников. ФГОС дошкольного.
Особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации Уважаемые, коллеги! Всех с началом учебного года, творческих побед в работе! А у меня малыши! Предлагаю вашему вниманию статью об особенностях.
Педагогические условия формирования гражданственности у детей дошкольного возраста на основе ФГОС до Глава I. Педагогические условия формирования гражданственности у детей дошкольного возраста на основе ФГОС ДО. 1.1. Теоретические основы.
Особенности взаимодействия с родителями в период адаптации ребенка к дошкольной образовательной организации Анализ существующих определений понятия «сопровождение» позволяет сделать важные выводы, имеющие особое значение в рамках нашего исследовании.
Педагогические условия организации самостоятельной деятельности детей третьего года жизни Одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду является самостоятельная деятельность детей. Для организации.
Психолого-педагогические условия формирования эмпатии у детей дошкольного возраста Приложения Приложение 1 Методика диагностики уровня эмпатических способностей (по Бойко В. В.) Данный тест позволяет определить эмпатические.
Условия развития творческих способностей детей в дошкольной организации Тамбовское областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Педагогический колледж г. Тамбова» статья.
Условия организации инклюзивного обучения детей в образовательной организации В статье описаны необходимые условия для организации инклюзивного обучения детей в образовательных организациях. Перечислены требования,.
Педагогические условия адаптации детей третьего года жизни к дошкольному образовательному учреждению
Определение понятия «адаптация». Изучение теоретических основ адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению. Характеристика детей третьего года жизни. Анализ направлений совместной деятельности воспитателей и родителей по адаптации детей.
Рубрика | Педагогика |
Вид | дипломная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 17.09.2014 |
Размер файла | 72,8 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования и науки Красноярского края
КГБОУ СПО «Красноярский педагогический колледж № 2»
Отделение «Дошкольное образование»
ПЦК педагогических дисциплин
Выпускная квалификационная работа
Педагогические условия адаптации детей третьего года жизни к дошкольному образовательному учреждению
Некрасова Анастасия Михайловна
Председатель ПЦК
Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования
1.1 Понятие адаптации
1.2 Стили и этапы адаптации
1.3 Факторы адаптации
Глава 2. Характеристика детей третьего года жизни
2.1 Физиологические особенности детей третьего года жизни
2.2 Психологические особенности детей третьего года жизни
Глава 3. Педагогические условия адаптации детей третьего года жизни к ДОУ
3.1 Взаимодействие воспитателя и семьи ребенка третьего года жизни во время адаптационного периода
3.2 Стили педагогической деятельности воспитателя
3.3 Организация педагогического процесса в первой младшей группе
Глава 4. Практическая часть
адаптация дети дошкольный воспитатель
Прежде всего, на адаптацию влияет физическое здоровье ребенка. Здоровый физически развитый малыш лучше справляется с трудностями. Нервным и соматически ослабленным детям приходится, как правило, значительно труднее в детском саду.
Поступление ребенка в ясли вызывает, как правило, серьезную тревогу у взрослых.
Ребенок в семье привыкает к определенному режиму, к способу кормления, укладывания, у него формируются определенные взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.
Большое влияние на течение адаптации оказывает и отношение ребенка к ровесникам. Дети, которые с трудом привыкают к детскому саду, часто сторонятся сверстников, видят в них врагов или противников, плачут при их приближении, иногда ведут себя агрессивно по отношению к ним. Неумение общаться с другими детьми в сочетании с трудностями в контактах с взрослыми создают серьезные проблемы в период адаптации.
Большой вклад в изучении проблем адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ сделан в отечественной литературе. В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик, и др.
Н.Д. Ватутина в методическом пособии «Ребенок поступает в детский сад» рассматривает оптимизацию условий для успешной адаптации детей в детском саду, раскрывает особенности поведения детей и соответственно методы педагогического воздействия на них в этот период, требования к подготовке детей в семье к детскому саду.
Т.В. Костяк рассматривает особенности психологической адаптации детей раннего возраста к детскому саду, а также факторы психологического благополучия ребенка и основные закономерности его психического развития в дошкольном возрасте.
Н.Д. Ватутина, Т.В. Костяк пришли к выводу, что важная роль в период адаптации отводится воспитателю, его работе с семьей ребенка.
1. Дать определение понятию «Адаптация»
2. Изучить теоретические основы адаптации детей третьего года жизни к дошкольному образовательному учреждению.
3. Дать характеристику детей третьего года жизни.
4. Проанализировать направление совместной деятельности воспитателей и родителей по успешной адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению.
5. Выявить педагогические условия успешной адаптации детей третьего года жизни к дошкольному образовательному учреждению.
Методы исследования: анализ теоретического и фактического материала (анализ листов адаптации), анкетирование, наблюдение и беседа.
Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования
1.1 Понятие адаптации
Возможности (пределы) адаптации конкретного человека обусловлены его наследственностью, возрастом, состоянием здоровья и степенью тренированности, которая приобретает особенно важное значение. Например, у работников умственного труда, ведущих обычно малоподвижный образ жизни, возможности адаптации к физическим нагрузкам используются недостаточно. Поэтому даже небольшие быстро утомляют. Расширить возможности адаптации можно с помощью регулярных тренировок, закаливания и т.д. При это важно учитывать индивидуальные особенности организма, т.к. не адекватные нагрузки могут оказаться либо бесполезными (при их недостаточности), либо вредными (при их чрезмерности) для здоровья. Адекватный для каждого организма режим физического и биологического совершенствования следует устанавливать по совету врача. У школьников важно добиться оптимальной адаптации к условиям обучения и воспитания. Рациональный режим дня, закаливание организма, оптимальный уровень двигательный активности способствуют наиболее благоприятному течению процессов адаптации.
В данной работе рассматривается социальная адаптация детей третьего года жизни к дошкольному образовательному учреждению. С поступление ребенка трех летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение девяти и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящие в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т.д. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Ребенок должен приспособиться к новым условиям, т.е. адаптироваться.
1.2 Стили и этапы адаптации
Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности и высокая цена, которую платить организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению или, наоборот, замедляющих ее, мешающих, адекватно приспособится.
Адаптация неизбежна в тех ситуациях, когда возникает противоречие между нашими возможностями и требованиями среды. Исследования педагогов, медиков (Н.М. Аксариной, Р.В. Тонкова-Ямпольской) показывают, что существует три стиля, с помощью которых человек может адаптироваться к среде:
а) творческий стиль, когда человек старается активно изменять условия среды, приспосабливая ее к себе, и таким образом приспосабливается сам;
б) комфортный стиль, когда человек просто привыкает, пассивно принимая все требования и условия среды;
в) избегающий стиль, когда человек пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспосабливаться к ним.
В процессе привыкания ребенка к условиям детского сада происходит расширение содержания и навыков общения. Изменение содержания потребности в общении в период привыкания протекает примерно в рамках трех этапов:
Потребность на первом этапе в ласке, внимании, просьбе взять на руки и т.д. трудно удовлетворить в условиях группы. Поэтому адаптация таких детей походит длительно, с осложнениями (от 20 дней до 2-3- месяцев).
С переходом на второй этап для ребенка более характерной станет потребность в сотрудничестве с взрослым и получении от него сведений об окружающем.
Длительность этого этапа также зависит от того, насколько полно и своевременно будет удовлетворенна эта потребность.
Третий этап привыкания детей первой группы характеризуется тем, что общение принимает инициативный характер. Ребенок постоянно обращается к взрослому, самостоятельно выбирает игрушки и играет с ними. На этот период адаптации ребенка к условиям общественного воспитания заканчивается.
Если не будет соответствующим образом организованного общения и игровая деятельность вновь поступившего ребенка, привыкание его не только задержится, но и осложнится. Вот почему воспитателю необходимо знать характерные особенности детей, этапы их привыкания. От того, насколько правильно воспитатель определит потребность, обуславливающую поведение ребенка, создаст необходимые условия, способствующие удовлетворению потребности, будет зависеть характер и продолжительность адаптации ребенка. Если воспитатель не принимает во внимание, какие потребности определяют поведение ребенка, педагогические воздействия его будут бессистемными, случайными по характеру.
Итак, необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания детей к детскому учреждению является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.
1.3 Факторы адаптации
Исследования педагогов, медиков (Н.А. Аксарина, Н.П. Жукова, Р.В. Тонкова-Ямпольская и др.) показывают, что характер адаптации зависит от следующих факторов:
— возраста ребенка. Труднее всего адаптируются к новым условиям дети в возрасте от 10-11 месяцев до 2 лет. После двух лет дети значительно легче могут приспосабливаться к новым условиям жизни. Это объясняется тем, что к этому возрасту, они становятся более любознательными, их можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями. Дети хорошо понимают речь взрослого, их легче успокоить, у них есть опыт поведения в разных условиях, опыт общения с разными людьми;
— состояния здоровья и уровня развития ребенка. Здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит трудности социальной адаптации;
— индивидуальных особенностей. По данным Н.А. Аксариной, дети даже одного и того же возраста по разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду. Одни дети плачут, отказываются, есть, спать, на каждое предложение взрослого реагируют бурным протестом. Но проходит несколько дней, и поведение ребенка меняется: аппетит, сон восстанавливаются, ребенок с интересом следит за игрой товарищей. Другие, наоборот, в первый день внешне спокойны, без возражения выполняют требования воспитателя, а в последующие дни с плачем расстаются с родителями, плохо едят, спят, не принимают участия в играх. Такое поведение может продолжаться несколько дней.
— биологических и социальных факторов. К биологическим факторам Р.В. Тонкова-Ямпольская, Т.Я. Черток относят токсикозы и заболевания матери во время беременности, осложнения при родах и заболевания в первые три месяца жизни, а также частые заболевания до поступления в детское учреждение. К социальным факторам относятся условия жизни в семье: создание режима дня в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями, формирование у детей умений и навыков, а также личностных качеств, которые соответствуют возрасту (например, умение играть с игрушками, общаться с взрослыми и другими детьми, самостоятельно обслуживать себя и т.д.). Если ребенок приходит в детский сад из семьи, где не были созданы условия для его правильного развития, то, естественно, ему будет очень трудно привыкать к условиям дошкольного учреждения.
— уровня тренированности адаптационных механизмов. Н.М. Аксарина, Р.В. Тонкова-Ямпольская, Т.Я. Черток отмечают, что тренировка этих механизмов не происходит сама по себе. Необходимо создавать условия, которые требуют от ребенка новых форм поведения. Малыши, которые до поступления в детский сад неоднократно попадали в разные условия (посещали родственников, знакомых, выезжали на дачу и т.п.), легче привыкают к дошкольному учреждению.
Итак, факторы, влияющие на характер адаптации, известны. Но решить эту проблему, обеспечить безболезненное привыкание ребенка к условиям детского сада можно только совместными усилиями детского сада и семьи. По данным Н.М. Аксариной, Р.В. Тонковой-Ямпольской, объективными показателями окончания периода адаптации у детей являются: глубокий сон, хороший аппетит, бодрое эмоциональное состояние, полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение и соответствующая возрасту прибавка в вес.
Важно научить малыша общаться со сверстниками (попросить игрушку, поделится своей игрушкой, подождать, пока другой ребенок поиграет, поблагодарить и т.п.). Необходимо заранее познакомить ребенка с детским садом, положительно настроить малыша, (много детей, хорошая тетя (воспитательница), дети весело играют, много игрушек и т.д.). Родители могут побывать с ребенком на участке детского сада, посмотреть, как гуляют дети, чем занимаются. Познакомить с обстановкой группы, с воспитателем. Пусть малыш посмотрит, где он будет спать, раздеваться, играть, кушать. Все это создает у него положительный настрой к детскому саду.
Родителям необходимо подумать, на какое время они будут оставлять ребенка в детском саду, кто будет приводить его, забирать из детского учреждения. Если ребенок легче расстается с папой ил с бабушкой, а с мамой тяжело, то лучше приводить его не маме, а папе или бабушке. Первое время лучше оставлять ребенка в детском саду не на полный день, а на несколько часов, например на время прогулки. Постепенно время пребывания ребенка в дошкольном учреждении по мере нормализации его поведения можно увеличивать.
Родители должны знать, что в период адаптации ребенок может быть капризным, раздражительным. У него может ухудшиться сон, аппетит. Надо проявить особое внимание и излишнее заласкивание. Режим в семье должен быть щадящим. Необходимо в семье компенсировать возможное недосыпание и недоедание ребенка в дошкольном учреждении.
Какова роль сотрудников детского учреждения? Они должны тщательно подготовиться к приему вновь поступающего ребенка (продумать, где он будет раздеваться, сидеть за столом, есть и т.д.). Заведующая детским садом, врач, старший воспитатель, воспитатели группы за 2-3 недели до поступления детей проводят собрание с родителями, где знакомят с трудностями адаптационного периода, дают советы, как можно избежать их. Воспитатель группы с помощью анкетирования, бесед с родителями, посещения ребенка на дому выясняет, в каких условиях воспитывался малыш, как его зовут ласково дома, какие у него привычки, особенности, любимые игрушки, занятия и т.п. В период адаптации необходимо приблизить условия детского учреждения к домашним (посидеть возле засыпающего ребенка, не отбирать любимую соску, не заставлять есть нелюбимую пищу и т.д.).
В период привыкания малыша к детскому саду важно избегать неприятных процедур (стричь ногти, делать прививки, давать горькое лекарство и т.п.). Воспитатель должен чутко относиться к неудачам детей и не стыдить их, не жаловаться родителям, особенно в их присутствии.
Заведующая детским садом должна регулировать во времени прием детей. Недопустимо принимать в группу более 1-2 новых детей в неделю. Это не позволяет педагогу уделить достаточное внимание вновь поступившим детям.
Итак, знание особенностей периода адаптации, факторов влияющих на нее, совместные усилия родителей и сотрудников детского сада могут существенно помочь ребенку относительно быстро и безболезненно привыкнуть к дошкольному учреждению.
Глава 2. Характеристика детей третьего года жизни
2.1 Физиологические особенности детей третьего года жизни
Заметно стабилизируется деятельность сердечнососудистой системы. Она функционирует с меньшим напряжением. Частота сердцебиений снижается до 86—90, что уже приближается к показаниям нормы для взрослого человека.
Совершенствуется опорно-двигательный аппарат. Идет интенсивное окостенение мягкой костной ткани, хрящей. И хотя этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока человек растет (иногда до 20—25 лет), скелет ребенка на втором году жизни уже обеспечивает довольно хорошую вертикальную устойчивость всего тела. Продолжается укрепление мышечно-связочного аппарата. Движения становятся более уверенными, разнообразными. Но физическое утомление все еще наступает быстро, ребенок часто меняет позу, после значительных усилий долго отдыхает.
Возрастные изменения происходят и в желудочно-кишечном тракте. Развивается мышечный слой стенки желудка, повышается кишечный тонус, усиливается перистальтика, совершенствуется нервная регуляция механизма прохождения пищи по кишечнику.
Мочевыделительная система функционирует гораздо совершеннее, чем в грудном возрасте. При относительно небольшом возрастном росте почек объем мочевого пузыря к концу третьего года жизни увеличивается почти в 4 раза. Соответственно увеличивается количество однократно выделяемой мочи, хотя число мочеиспусканий в сутки снижается до 10 раз. В ясельном возрасте рецепторы мочевого пузыря и спинной мозг все еще недостаточно развиты, поэтому позыв к мочеиспусканию слабый. Не стоит упрекать малыша за мокрые штанишки (если вы не пользуетесь памперсами), навык опрятности у большинства детей формируется к 3 годам, когда они своевременно реагируют на переполнение мочевого пузыря.
Системы пищеварения и дыхания у детей до 3 лет еще не заканчивают своего развития, поэтому необходимы некоторые ограничения в питании (при наличии факторов риска в анамнезе), а также различные мероприятия по профилактике простудных заболеваний в ответ на неблагоприятную метеорологическую обстановку.
Острые расстройства пищеварения, пневмонии, рахит, диатезы, алиментарные анемии в это время встречаются еще довольно часто, но протекают в большинстве случаев легче, чем у детей первого года жизни.
Преддошкольный возраст отличается быстрым развитием двигательной активности, но контроль за адекватностью движений у детей низкий, что часто ведет к травмам.
Мышечная система в этом возрасте заметно укрепляется, нарастает масса крупных мышц.
В связи с тем, что контакты с другими детьми и взрослыми расширяются, а собственный приобретенный иммунитет еще не достиг должного напряжения, наиболее частой патологией являются острые детские инфекции (скарлатина, дифтерия, эпидпаротит, корь и др.).
Дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам в жизни ребенка.
Причин для этого много. На протяжении всего дошкольного детства происходит нарастание силы и подвижности нервных процессов, формирование высшей нервной деятельности. Нервные процессы отличаются быстрой истощаемостью. Эмоциональное перенапряжение связано с ростом частоты пограничных состояний и невротических реакций.
Не случайно именно в этом возрасте родители и педагоги часто сталкиваются с такими проявлениями в поведении детей, как смена настроения, повышенная раздражительность, психомоторная возбудимость, плаксивость, быстрая утомляемость, невнимательность при выполнении заданий. У детей могут наблюдаться следующие реакции: они грызут ногти, крутят волосы, длительное время не засыпают, совершают беспорядочные движения (покачивания, подпрыгивания и т. д.).
В дошкольном детстве изменяется формула белой крови (кровь ребенка становится похожа на кровь взрослого), развивается высокая активность различных веществ, «отвечающих» за аллергические реакции.
У многих детей наблюдается ускорение роста («первое вытяжение»). Поэтому они в этот период могут подрасти на 10—12 см (скачкообразно), и тогда мышцы нуждаются в дополнительном питании, не успевают за ростом костей и начинают «кричать от боли». Ребенок может просыпаться по ночам и жаловаться на боли в икроножных мышцах, а родители не всегда знают, как помочь.
Но даже здоровый дошкольник нуждается в тщательной заботе и участии со стороны окружающих его взрослых. Это связано с тем, что здоровье ребенка формируется на протяжении всей его жизни.
Таким образом, задача укрепления здоровья детей является необходимым условием их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма. Чтобы сохранить и улучшить здоровье ребенка в один из самых ответственных периодов его жизни, необходима огромная, каждодневная работа в семье и дошкольном образовательном учреждении.
2.2 Психологические особенности детей третьего года жизни
В процессе общения, в ходе предметной деятельности, игры, а затем и в зарождающихся новых видах деятельности (рисование, лепка, конструирование, пение и танец и др.) происходит дальнейшее развитие психических процессов восприятия, памяти, речи, мышления, формируются новые потребности и интересы.
Следует обратить внимание родителей на то, что продуктивные виды детской деятельности должны быть начаты именно на третьем году жизни ребенка. Эти виды способствуют развитию отражательной способности мозга, а следовательно, имеют прямое отношение к развитию умственной активности, формированию интеллекта.
На третьем году жизни внимание малыша еще не устойчиво, но сосредоточение на деятельности, которая для него интересна, более длительно. Ребенок может заниматься ею уже 12-15 минут, не переключаясь на что- то другое.
Значительно совершенствуется память. Малыш помнит не только то, что было в недавнем прошлом (несколько часов назад), но и (к концу третьего года) может рассказать, например, о том, что «ходил с папой и мамой в зоосад», или «мама купила игрушечную машинку» и т.п. Это значит, что на протяжении третьего года совершенствуются процессы запоминания, а с развитием речи воспоминания могут быть вызваны уже с помощью слова. Интенсивно нарастает активный словарь, к трем годам в речи детей уже 1200-1500 слов и более.
Ребенок начинает употреблять не только простые предложения, но и сложные. Ему доступно понимание не только смысла отдельных высказываний взрослого, относящихся непосредственно к воспринимаемому событию, но и содержание коротких рассказов о том, что не находится в данный момент в его поле зрения. Он понимает сказку, слушает небольшие стихотворения, потешки, с интересом рассматривает иллюстрации.
Деятельность малышей становится сложнее и разнообразнее. Они уже способны отличать игру от учебных заданий и элементарных трудовых поручений.
Ребенок по прежнему эмоционален, чувствителен к похвале и порицанию взрослого, он очень привязан к близким, но проявляет интерес и к посторонним, если они вызывают симпатию.
В этот период детства слово взрослого в процессе воспитания становится средством, регулирующим поведением малыша, помогает усваивать жизненно важные правила, формирует привычки. Он способен не только адекватно реагировать на слова «можно», «нельзя», но и понимает смысл слова «надо». Следовательно, третий год жизни привносит в действия ребенка некоторые элементы самоорганизации.
Все перечисленные новации в развитии ребенка возможны только как результат правильного воспитания и непосредственного участия взрослого и, конечно, заинтересованности взрослого в их появлении.
Несмотря на индивидуальные особенности каждого ребенка, которые нужно учитывать родителям при составлении режима, для каждого возраста существует характерная продолжительность основных отрезков жизнедеятельности.
Составляя режим дня для своего ребенка, родители должны исходить из показателей физического развития и выносливости нервной системы ребенка. Если ребенок физически не очень крепок, имеет отклонения в состоянии здоровья, тогда ему нужен более щадящий, гибкий режим, который может, манятся.
— Вырабатывайте положительное отношение к приему пищи.
— Перед приемом пищи за 20-30 минут создайте психологическую установку на еду; исключите шумные игры, сильные и отвлекающие впечатления, которые могут подавить пищевой рефлекс и затормозить выработку пищеварительных соков; организуйте совместные приготовления к еде: попросите собрать игрушки, привести в порядок одежду, тщательно вымыть руки, принять посильное участие в сервировке стола.
— Заранее расскажите, что приготовили на завтрак или обед, обратите внимание на приятный запах и вкус пищи, ее красивый вид. Можно включать в общение с ребенком шутки, подтверждающие слова взрослого, например: «Смотри, даже Мурка облизывается, так ей хочется попробовать твою кашу» и т.п.
— Не допускайте во время еды неприятных ощущений. Следите, чтобы руки и лицо у ребенка были чистыми.
— Во время приема пищи не требуйте от ребенка ответов. Если необходимо, отвечайте за него, например: «Вкусная у Лешеньки каша? Очень вкусная! Мы и Мурке дадим кашку, но потом, когда сынок поест»
— Не кладите много пищи на тарелку. Дайте столько, сколько ребенок в состоянии съесть. Важно, чтобы малыш съел все до конца, и вы его похвалили за «чистую тарелочку». Через два дня положите ему на две ложки больше, он постарается съесть все, чтобы заслужить вашу похвалу.
— Никогда не кормите ребенка насильно! Такой прием пищи не только вреден, но и опасен. Особенно, если малыш начинает плакать, потому что вместе с широким вздохом при крике часть пищи может попасть в дыхательное горло.
Очень часто, получив опыт неправильного поведения за столом из-за неудобства мебели, ребенок сохраняет его на долгие годы.
Определите, удобно ли малышу за столом: как он сидит, какова его поза. Ребенок должен сидеть так, чтобы стопы его ног целиком соприкасались с полом, край стола находился примерно на уровне нижней части грудной клетки, согнутые в локтях руки свободно размещались на поверхности стола перед грудью, а плечи при этом оставались на обычном уровне, т.е. не были опущены или приподняты.
Стульчик следует ставить не вплотную к столу, а таким образом, чтобы между краем стола и поверхностью груди оставалось небольшое расстояние (4-6 см). Так ребенок может опереться о спинку стула, сидеть свободно, без напряжения. Главное, чтобы он не сутулился, не наклонялся слишком низко к поверхности стола, а на сиденье стула размещалось две трети длины его бедра.
Правильная поза и достаточное освещение помогают предупредить нарушение, как осанки, так и зрения.
Если приобрести детский столик по какой-либо причине не удается, то ребенка можно посадить за общий стол. В этом случае на стул нужно положить более высокое сидение из твердого материала с тем, чтобы малышу было удобно сидеть. Достаточно устойчивая опора должна быть и под ногами. Однако это временная замена. Если малыш не посещает детский сад (такая мебель имеется в каждой возрастной группе), вам нужно постараться приобрести соответствующую его росту мебель.
Осуществляя программу воспитания малыша на третьем году его жизни, родители реализуют в ведущих линиях следующие возрастные задачи.
Познавательное развитие. Расширять ориентировку при ознакомлении с социальным и природным окружением. Воспитывать интерес и внимание к явлениям природы. Замечать смену сезонов в природе (весна, лето, осень, зима), под руководством взрослого расширять ориентировку в живой (растения, животные, труд людей на огороде, цветнике и т.д.) природе. Учить любить все живое. Формировать представления о предметах и явлениях, о простейших связях между ними.
Речевое развитие. Развивать речевое общение с взрослыми и сверстниками. Приучать понимать речь окружающих без наглядного сопровождения. Расширять активный словарь. Совершенствовать грамматический строй речи. К концу третьего года употреблять все грамматические формы, грамматический строй речи. Употреблять сложноподчиненные предложения, составлять из нескольких предложений повествование. Уметь отразить в речи явления недавнего прошлого, высказать свое мнение о настоящем, простейшую ориентировку на будущее.
Учить понимать произведения русского поэтического фольклора и произведения художественной литературы для малышей, используя иллюстрации, а затем и без наглядного сопровождения. Слушать потешки, сказки, эмоционально откликаться на коллизии развертывающегося сюжета. Вызвать желание его повторять.
Эстетическое развитие. Формировать у ребенка чувство прекрасного, показывая предметы русского народного творчества, обогащая эмоциональный мир детства звуками, красками, формами. Развивать интерес к рисованию, лепке, музыке, пению, игре на простейших инструментах (балалаечка, металлофон и пр.)
Физическое развитие. Продолжать укреплять здоровье ребенка. Создавать условия для здорового образа жизни. Уделять внимание закаливанию организма ребенка. Совершенствовать основные движения, приучать к занятиям физкультурой и выполнению утренней гимнастики. Исключать в воспитательном процессе гиподинамию ребенка (недостаточность двигательных нагрузок). Выполнять физические упражнения в соответствии с показом или словесным указанием взрослого, учить использовать гимнастические атрибуты (флажки, шары, гантели и пр.) по назначении.