pdca что это расшифровка
Цикл PDCA (PDSA) — Цикл Деминга (Шухарта)
Цикл Деминга-Шухарта
Цикл PDCA или цикл Деминга (также известный как цикл “PDSA” или цикл Шухарта) представляет собой модель непрерывного улучшения качества, состоящую из логической последовательности четырех шагов: планирование, выполнение, проверка и действие.
Прародителем цикла PDCA является выдающийся эксперт по статистике Уолтер Шухарт, который представил концепцию Plan, Do, See. Таким образом Шухарт выделял 3 стадии управления качеством:
Шухарт считал, что именно такая последовательность важна в мире, где все процессы подвержены вариациям, в противоположность другому миру — точной науке. Шухарт преобразовал такую последовательность в окружность, которую отождествил с динамическим процессом приобретения знаний. После первого круга можно многое узнать из результатов контроля, дабы улучшить допуски на то, что требуется.
Цикл PDCA
Деминг утверждал, что последовательность шагов будет повторяться в лучшей форме, если использовать знания, накопленные на предшествующей стадии. Поэтому, по мнению Деминга, процесс решения проблем должен включать планирование, реализацию, проверку и действие. Суть цикла PDCA — в непрерывном обучении на основе опыта. В начале нужно спланировать (plan) действие, потом выполнить его в пилотном варианте (DO), затем сравнить результат с планом (CHECK) и, если все в порядке, сделать план стандартом (ACT). Цикл PDCA обычно применяют в детально проработанных рабочих процессах и на всех уровнях — на уровне группы, на уровне компании в целом и далее включая в его сферу другие компании.
ПЛАНИРУЙ или ВЫЯВИ ПРОБЛЕМЫ
На этом этапе происходит выявление проблем, которые необходимо решить и определяются возможности для улучшения. Необходимо узнать все, что можно о проблеме, анализируя как имеющиеся данные, так и возможные варианты. Хорошим инструментов для анализа проблемы служит простой инструмент анализа “5 почему”. Также этот пункт предполагает составление плана по достижению поставленных целей.
ДЕЛАЙ или РЕАЛИЗУЙ КОНТРМЕРЫ
На этом шаге необходимо приступить к выполнению того, что было определено на предыдущем шаге. Обычно тестируются небольшие изменения и собираются данные, чтобы оценить эффективность этих изменений. Деминг рекомендовал, чтобы этот шаг проводился в масштабе, достаточном для получения полезной информации, но не больше, чем потребуется в том случае, если дела не пойдут удачно.
ПРОВЕРЯЙ или ОЦЕНИ РЕЗУЛЬТАТЫ
Это наиболее важный шаг цикла PDCA. Здесь измеряются, проверяются и анализируются результаты, то есть данные сравниваются с запланированными на первом шаге.
ВОЗДЕЙСТВУЙ или СОЗДАЙ ПОТОК
Если небольшие изменения прошли успешно и вы добились требуемых целей, то можно внедрять эти изменения на более глобальном уровне. За этим шагом может последовать еще один “круг”, с использованием полученных знаний или в связи с намеренным измененными требованиями (чтобы узнать еще больше). Также, это может быть последним шагом решения — принять или отклонить план.
Цикл PDCA в системе менеджмента качества
Цикл Деминга является требованием стандарта ИСО 9001, который применяется для осуществления процессного подхода при управлении организацией. Реализация цикла PDCA позволяет организации обеспечить ее процессы необходимыми ресурсами, осуществлять их менеджмент, определять и осуществлять возможности для их применения. Концепция качества Деминга основана на том, что все бизнес-процессы организации должны быть проанализированы и измерены, чтобы идентифицировать источники отклонений, которые не соответствуют требованиям заказчиков. Поэтому бизнес-процессы компании также помещаются в непрерывны цикл обратной связи для того, чтобы менеджеры могли выявить и изменить те части бизнес-процесса, которые нуждаются в улучшении. Таким образом, цикл PDCA может быть применен абсолютно ко всем процессам. Вот как выглядит цикл Деминга в системе менеджмента качества.
Применение процессного подхода организацией позволяет подчеркнуть важность понимания и удовлетворения требований заказчика. Более того, при таком подходе все процессы организации рассматриваются с точки зрения процессов добавления стоимости, что позволяет увеличить эффективность и производительность процессов.
Используемые источники:
Цикл Деминга
Цикл Шугарта-Деминга – это эффективная модель управления качеством, оптимизация всех бизнес-процессов. Применяя такую технику, можно улучшить показатели в любой сфере деятельности. Нужно тщательно изучить все процессы, чтобы найти недостатки, слабые места и устранить их.
Как расшифровать PDCA и PDSA
Цикл качества Деминга еще обозначают аббревиатурой PDCA или PDSA.
Это составной термин, который означает:
То есть, модель представляет собой многоэтапный процесс, направленный на оптимизацию и улучшение. Это последовательность действий, которую рекомендуется применять любому руководителю во всех направлениях работы.
Кто придумал цикл Деминга
Модель построена на работе инженера Уолтера Шухарта, которые описал последовательные действия для управления качеством продукции. Схему: спланировать-сделать-проверить он предложил выполнять циклами. После успешного применения модели Шухарта экономист Уильям Деминг предложил дополнить модель еще одним действием – после проверки должна происходить корректировка и устранение дефектов и слабых мест. Деминг также разработал модификацию модели, которая стала называться PDSA. Об эффективной модели Деминг рассказывал на своих лекциях в Японии, и японцы начали называть ее по имени рассказчика – циклом Деминга.
В своей книге Шухарт так описывает все стадии управления качеством продукции:
Таким образом, можно создать новые стандарты качества, по которым любой производитель, обладающий нужными ресурсами, сможет в точности произвести продукт и любой инспектор по качеству сможет проконтролировать изготовление и сделать заключение о соответствии готового изделия установленной спецификации.
Все стадии своего цикла Шухарт изображал в виде круга, означающего необходимость непрерывности этих процессов. То есть, на последней стадии, во время контроля и тестирования обновленной продукции можно сразу делать выводы. Цикл Деминга определяет, что еще можно улучшить и изменить в новой спецификации для повышения ее качественных и функциональных характеристик.
После прохождения этого круга изменения принимаются или отбрасываются, или же повторяются по такому же циклу при других условиях – для проверки, можно ли еще больше улучшить полученный результат.
Зачем нужен цикл Деминга и как его использовать
Цикл Деминга включает ряд действий, которые выполняются перед принятием управленческих решений. По такой модели проверяется эффективность и экономическая целесообразность новых идей и продуктов, а также действующих продуктов или применяемых техник управления и ведения хозяйственной деятельности. Правильная проверка дает возможность выявить слабые места действующих бизнес-процессов, инструкций для работников, стандартов качества и других важных аспектов, от которых зависит прибыльность компании. При выявлении ошибок и слабых мест они устраняются и заменяются на более эффективные решения, которые также тестируются после внедрения. Главные моменты – чтобы что-то улучшить, нужно понять, что именно пошло не так и где можно внести изменения и стабилизировать полученный результат.
Этапы цикла Деминга
Этапы, из которых состоит постоянный круг действий по циклу Деминга:
Рекомендуется применять модель Деминга при проведении планерок, совещаний с сотрудниками. Чтобы увеличить объемы продаж и снизить переменные и постоянные затраты, нужно постоянно внедрять новые эффективные решения, анализировать текущее состояние дел, выявлять ошибки, недочеты и устранять их.
Как правильно формулировать цели
Цикл Деминга состоит из нескольких пунктов, первым из которых является планирование. Разработка плана начинается с выявления проблемы путем разностороннего анализа бизнес-процессов, поиска путей решения и постановки четкой, конкретной и измеримой цели. Если на этом этапе будут допущены грубые ошибки, весь цикл будет выполнен неэффективно, и повлечет за собой ненужные финансовые расходы.
Нельзя ориентироваться на прошлые цели, используя устаревшие данные по рынку, отрасли, конкурентам. Цели должны соответствовать реальной ситуации, имеющимся возможностям и ресурсам. Неэффективным также является планирование, в котором есть глобальные задачи, но нет детальной разбивки на мелкие действия.
Этапы правильного формирования целей, которые помогут улучшить процессы или качество готовой продукции (оказываемых услуг):
Технология SMART
Термином SMART называют способ формулировки целей.
В соответствии с концепцией, которая дала название термину, цель должна быть:
Примеры практического применения модели Шухарта-Деминга
Как применять модель Шухарта и Деминга на практике? Для примера используем следующую задачу: необходимо увеличить объемы продаж, при этом не увеличивая количество сотрудников и не повышая расходы на маркетинг.
Выполнение задачи разбивается на 4 этапа по модели Деминга-Шухарта:
Проанализировав ситуацию, запланировали ряд действий:
Внедрение изменений. Так как запланированные действия начинают давать результаты, хоть и не такие, как было запланировано, эта модель принята за основу и внедряется, но требует доработки. На следующем цикле уже прорабатывается система мотивации, оптимизация взаимодействия между разными категориями менеджеров.
Цикл Деминга (PDCA): алгоритм управления
Цикл Деминга (PDCA) закладывает в управление процессом постоянное улучшение качества.
Статья расшифровывает эти два понятия и объясняет, как использовать цикл Деминга в ежедневном управлении продажами и бизнесом.
Читайте в статье:
ЦИКЛ ДЕМИНГА (PDCA): 4 ЭЛЕМЕНТА
Цикл качества PDCA – это аббревиатура процессного подхода к управлению бизнесом. Он был разработан У.Шухартом в 1939г. и затем доработан Э.Демингом при внедрении системы Всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM) в японские компании.
Э.Деминг сформулировал формулу успеха бизнеса: обеспечить качество и повысить качество. Если вы работаете над постоянным повышением качества, это значит, что вы постоянно работаете над процессом, который создает это качество.
В применении к управлению продажами вы работаете надо постоянным улучшением каждого этапа процесса продажи.
Модель цикла Деминга (PDCA) состоит из 4-х элементов, каждый этап содержит определенные действия. Этапы замыкаются в цикл.
Так как цикл не имеет завершения, PDCA действия должны повторяться снова и снова для того, чтобы осуществлялось постоянное улучшение процесса.
ЦИКЛ ДЕМИНГА (PDCA): КОГДА ВНЕДРЯТЬ
Если ваш отдел продаж еще не «живет» по модели PDCA, внедряйте его в следующих ситуациях:
ЦИКЛ ДЕМИНГА (PDCA): ПЛАНИРОВАНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ (PLAN)
На этом этапе вы формулируете цель, делаете предположения и разрабатываете теории. Определяете результат и метод его измерения, разрабатываете Action plan для ее достижения.
С одной стороны вы имеете дело с бизнес-процессом, и вы знаете об «узком» месте, которое следует улучшить. Это может быть операционная составляющая или что-то по вашему продукту и/или сервису.
С другой стороны, вы постоянно тестируете свой анализ и прогнозирование развития ситуации. В какой степени точно вы можете диагностировать и описать проблему? Насколько точно вы сможете оценить свои достижения? Какие проблемы могут возникнуть в ходе работ, и какие из них вы не смогли предвидеть?
Вы анализируете, что не так с продуктом, со стратегией продаж или методами продаж. Пытаетесь понять, какие изменения вы можете внести. И какие результаты смогут улучшить процесс.
Ваши действия в цикле Деминга на этапе планирования:
ЦИКЛ ДЕМИНГА (PDCA): ВНЕДРЕНИЕ
ВНЕДРЕНИЕ (DO)
На этапе Do создаются условия, и осуществляется необходимое обучение или дополнительная поддержка для выполнения плана. Важно, чтобы отделы продаж / маркетинга полностью понимали цели и план и согласовывали процедуры, необходимые для выполнения плана. Затем работа выполняется в соответствии с этими процедурами.
На этом этапе цикла PDCA Деминг предлагает не просто принять решение и внезапно пересмотреть и перестроить все операции процесса.
Очень важно внедрять изменения итерациями, наблюдая за тем, как ваши гипотезы подтверждаются или опровергаются.
ЦИКЛ ДЕМИНГА (PDCA): ИЗУЧЕНИЕ
ПРОВЕРКА (CHECK) ИЛИ ИЗУЧЕНИЕ (STUDY)
Если результат не тот, который вы прогнозировали, вам необходимо понять, почему вы не смогли предвидеть этот результат.
На этом этапе цикла PDCA вам важно спросить у себя не просто «Сработало ли это?», а «Почему это сработало?».
В управлении отделом продаж на этом этапе цикла Деминга вы осуществляете основные аналитические действия: анализируете собранную статистику продаж, оцениваете результат, делаете прогноз.
Этот этап является основным в цикле PDCA: чем качественнее вы изучите результат, тем выше вероятность в дальнейшем ускорять внедрение изменений и не допускать ошибок.
Ваши действия на этапе Check-Study:
ЦИКЛ ДЕМИНГА (PDCA): ВОЗДЕЙСТВИЕ
ВОЗДЕЙСТВИЕ (ACT)
На этом этапе цикла Деминга вы внедряете рекомендуемые измения. Вы устраняете обнаруженные недочеты. Закрепляете полученное знание в регламентах и стандартах, спецификациях и инструкциях.
На этом этапе цикла вы закладываете основу для перехода на новый цикл PDCA – на стадию планирования.
Все новые результаты, которых вы добились в цикле Деминга после их внедрения вновь создадут предпосылки для новых узких мест, которые вы сможете улучшить.
Вы начнете новый цикл PDCA заново.
Цикл Деминга (PDCA)
ЦИКЛ ДЕМИНГА (PDCA): ПРИМЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ
ПРИМЕР № 1: ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОДАЖ
На этапе Планирования при формировании планов продаж вы изучили рынок, сделали прогноз по каждому сегменту клиентской базы, использовали методику SMART и постав, декомпозировали свою цель, рассчитали показатели эффектиности KPI, внедрили их в систему материальной мотивации, провели собрание и подготовили коллектив к тому, что он стартует новый этап развития и работает по новым планам.
Далее, в течение 2-х недель, по следующему этапу цикла Деминга – Внедрение – вы внедряете плановые показатели и контролируете их выполнение, собираете аналитику. На этом этапе у вас формируется видение и понимание узких мест и разрывов. Но для того, чтобы сформулировать верное решение относительно тех действий, которые вы должны совершить с целью корректировки первоначальных планов, вы должны перейти на следующий этап – Анализ/Изучение/Обучение.
На 3-м этапе цикла Деминга – Изучение – проведите анализ слабых мест. Где вы совершили ошибку в прогнозе? Что можно сделать, чтобы заложенный план все же выполнялся отделом продаж? Какие ресурсы необходимы для этого?
Вы изучаете выполнение планов продаж. Сравниваете результаты с прогнозом. Если обнаружены отклонения, проводите изучение причин, чтобы предотвратить их повторение.
У вас формируется видение и понимание узких зон в конъюнктуре рынка, процессе продажи или техниках продаж, по причине которых вы не можете выполнить свои планы продаж.
На этом этапе цикла Деминга вы формируете понимание тех мер воздействия на процесс продаж, которые помогут выполнить данный план продаж. Или корректируете его.
На этапе Воздействия цикла Деминага вы внедряете корректировки условий выполнения планов продаж. Это может быть изменение структуры отдела, корректировка распределения клиентских сегментов по менеджерам, ужесточение режима работы и проч.
Устраните потери качества с помощью техник продаж. Если удалось, то оставляйте планы продаж прежними, если нет, то корректируйте их с сторону снижения.
ПРИМЕР № 1: ПЕРЕГОВОРЫ С КЛИЕНТОМ
Очень важная практика внедрения новых навыков активных продаж в вашей команде. Неоднократно применяли этот метод в развитии продаж в В2В компаниях.
Наставник осуществляет следующие действия при подготовке, проведении переговоров и анализе результатов после встречи:
Этот метод использования цикла Деминга показывает отличные результаты в обучении продавцов сложным методам продаж в сложных сделках с длинным циклом.
Благодаря PDCA-приемам цикла Деминга РОП снижает временные затраты на обучение всего отдела. Процесс внедрения изменений в обучение и закрепление навыков активных продаж проходит очень результативно.
Цикл Деминга не имеет конца, это непрерывный цикл улучшения процесса продажи, усиления клиентской базы, улучшения техник продаж.
Придерживайтесь алгоритма цикла Деминга (PDCA) для постоянного повышения процесса продажи и увеличения продаж.
Вы узнали какие элементы содержит принцип управления по циклу Деминга (PDCA) и как его применять в управлении отделом продаж.
Цикл «планируй-делай-проверяй-действуй»
Что такое PDCA?
PDCA — это простой итеративный метод управления для проверки изменений в процессах или решения проблем и обеспечения их постоянного улучшения с течением времени. Как и многие методы контроля процессов и качества, используемые сегодня в различных отраслях промышленности, этот метод возник из производственной практики 20-го века. Простота и воспроизводимость PDCA привели к тому, что данный цикл стали использовать частные лица, команды или целые организации во многих отраслях, не связанных с производством.
Как возник PDCA?
PDCA был получен из «цикла Шухарта» Уильяма Эдвардса Деминга, названного в честь специалиста по статистике Уолтера Шухарта, которого часто называют отцом современного контроля качества. Деминг, американский инженер и профессор, приобрел наибольшую известность за свою работу в Японии. Его идеи оказали влияние на послевоенные производственные процессы и способствовали восстановлению страны. Фактически название PDCA было придумано участниками его лекций, которые упростили цикл Шухарта до принципа «планируй, делай, проверяй, действуй». На самом деле Деминг предпочитал термин «изучай», а не «проверяй», соответственно, цикл назывался «планируй-делай-изучай-действуй» или PDSA, поскольку в нем больше внимания уделялось анализу результатов, а не простой проверке того, что изменилось.
Тем не менее, сегодня этот метод наиболее известен как цикл PDCA, так как он подразумевает выполнение и многократное повторение действий. Структуру и логику можно увидеть и в других методах управления качеством на производстве, таких как «бережливое производство», «кайдзен» и «шесть сигм».
Как работает цикл PDCA?
Цикл PDCA включает в себя 4 этапа: «планирование», «выполнение», «проверка» и «действие». Процесс выполняется линейно, при этом завершение одного цикла связано с началом следующего цикла.
Команды и специалисты-практики PDCA обычно выясняют, какие инструменты оказались наиболее эффективными на каждом этапе. Однако, независимо от того, проводите ли вы мозговые штурмы на этапе планирования или собираете данные на этапе проверки, Dropbox Paper поможет вам в управлении каждой частью процесса. Общие документы планирования проекта помогают наметить процесс, в то время как инструменты для совместной работы поддерживают вовлеченность участников команды по мере повторения цикла PDCA. И, конечно же, все ваши документы — это файлы, которыми можно легко делиться через хранилище Dropbox.
Зачем следует использовать PDCA?
По своей сути PDCA предоставляет сотрудникам и участникам рабочей группы стандартизированный подход и руководящие принципы для решения проблем и постоянного совершенствования своей работы. Однако это можно сказать и о многих других методах управления и контроля качества, каждый из которых имеет свой уровень сложности и количество успешных примеров. Что делает PDCA особенным по сравнению с остальными методами?
Основная причина в том, что PDCA или «планируй, делай, проверяй, действуй» — это простой, ясный и интуитивно понятный процесс, который люди могут освоить и внедрить в свою работу. Данный метод стал не только самым надежным решением в сфере труда, но и широко распространился в разных отраслях и прочно укоренился в сознании людей. Несмотря на то, что он все еще требует некоторого участия ваших коллег для эффективного функционирования в рабочих группах, простота PDCA позволяет легко внедрить его в вашу организационную культуру и общие процессы.
Благодаря своему циклическому и повторяющемуся характеру PDCA также помогает устранять ошибки и предотвращать их появление в будущем. Цикл предназначен для выявления ошибок и их коренных причин при неоднократной оптимизации процесса. Продолжая тестировать различные решения и успешно внедряя их, вы также будете накапливать данные и опыт в понимании процесса. На данный момент PDCA становится не просто способом решения проблем. Он может давать ценную информацию, которая имеет отношение к различным процессам в вашей рабочей группе или организации.
PDCA — это стратегия с высокой степенью адаптируемости. Некоторые приверженцы этого метода могут рекомендовать определенные документы или шаги, которые должны быть выполнены на этапе планирования, чтобы убедиться, что они готовы перейти к остальным этапам цикла. Однако то, что необходимо определить или спланировать, в конечном счете, зависит от вас и вашей рабочей группы, при условии, что этого будет достаточно для поддержания остальной части процесса. Такая адаптивность, в свою очередь, делает цикл PDCA масштабируемым, поскольку он может быть адаптирован к любой ситуации и команде любого размера, даже если она состоит из одного человека.
Когда следует использовать PDCA?
Хотя некоторые подходы к решению проблем и управлению могут потребовать много времени и ресурсов, адаптивность PDCA означает, что его можно применять в большинстве случаев. Если вы хотите постоянно улучшать свои рабочие процессы или процессы своей рабочей группы, тогда PDCA — идеальный выбор. Однако поэтапный методический подход PDCA означает, что изменения происходят постепенно. Таким образом, данный метод может не подойти, если ваша организация имеет дело с проблемой, требующей безотлагательного решения, или чрезвычайной ситуацией. Точно так же, если вы хотите видеть быстрые изменения в производительности и результатах, PDCA может не дать желаемого результата. Сила PDCA заключается в его способности постоянно выявлять проблемы, а затем совершенствовать и находить оптимальные методы, так как вы едва ли сможете полностью решить проблему или улучшить производительность после одного повторения цикла.
Постоянное улучшение с помощью PDCA
По своей сути, PDCA — это концепция урегулирования ситуаций. Сначала вы определяете ситуацию и ставите цели, затем тестируете различные подходы к достижению этих целей, анализируете их успех и корректируете свое поведение, прежде чем, наконец, продолжить двигаться вперед, используя то, что показало свою эффективность. Если ваша рабочая группа или организация не может напрямую интегрировать PDCA, данный цикл по-прежнему предлагает руководящий принцип, который поможет вам понять и найти подход к любой ситуации, с которой вы можете столкнуться на рабочем месте и за его пределами.
Будучи настолько простым, PDCA по-прежнему является процессом, требующим обеспечения строгости и совершенного владения методикой, чтобы вы могли действительно извлечь выгоду из него. Тем не менее, его утверждение и последующее выполнение на самом деле могут изменить способ работы вашей рабочей группы, результаты которой вы сможете оценить с течением времени и после нескольких повторений цикла. Продвижение PDCA в рабочих группах и организациях вместе с успешным освоением поможет вашим коллегам перейти к философии, способствующей решению проблем и критическому мышлению.
Цикл Деминга, или PDCA: улучшение процессов разработки и управление качеством продукта
Цикл Деминга, или PDCA — это модель управления качеством и улучшения процессов, а ещё много вопросов, мифов и путаницы. Разбираемся, как всё устроено.
Цикл Деминга основан на философии бережливого мышления, как и все agile-методологии. У цикла Деминга и Lean одинаковые цели. Если забыли, что это за философия, то мы подробно рассказали о ней в статье «Знакомимся с Lean: как создать ценность без потерь».
Менеджер проектов должен не только хорошо владеть инструментами управления, к которым привык, но и всё время учиться новому. Иначе ему будет трудно успеть за изменениями, которые постоянно происходят в Digital. И PDCA — лишь одна из моделей, которая пригодится в управлении. На курсе «Руководитель digital-проектов» мы подробно разбираем каждую методологию и её преимущества.
Пишет про управление в Skillbox. Работала координатором проектов в Русском музее, писала для блога агентства
CRM-маркетинга Out of Cloud.
Как использовать
цикл Деминга
Цикл Деминга помогает улучшить процесс работы и качество продукта. Тут нет фокуса на сроки, как, например, в Kanban. Главная идея:
Чтобы что-то улучшить, нужно понять, что не так, исправить это, а потом добиться стабильности процесса — сохранить полученные изменения. И если менять снова, то только в сторону улучшения.
Этапы цикла Деминга
PDCA | PDSA |
---|---|
P — plan — планируй | P — plan — планируй |
D — do — делай | D — do — делай |
C — check — проверяй | S — study — учись |
A — act — действуй | A — act — действуй |
Отличается только название одного этапа, а содержание остаётся прежним. Этапы цикла PDCA вне зависимости от сферы применения следует понимать так:
Сначала анализ процесса: разберитесь, в чём проблема, почему что-то не получается. Для этого надо привлечь всю команду, чтобы увидеть картину с разных сторон и понять, что и как можно улучшить. Потом план: установить сроки и согласовать с командой, что и когда нужно делать.
Работать согласно новому плану и не нарушать его условий.
Посмотреть на результат и понять, всё ли получилось так, как было задумано. Доволен ли заказчик, всё ли работает. А ещё проанализировать, как шёл сам процесс, чтобы в следующем цикле поменять что-то к лучшему.
Использовать план или менять: если всё получилось, то применить новые наработки, сделать процесс стабильным и пытаться улучшить ещё. Если нет, то вернуться к первому пункту и повторить всё сначала, но уже с работой над ошибками.
Как применять цикл Деминга
в IT-проектах
Цикл Деминга применяют и на производстве, и в IT. Только при работе над ПО лучше планировать короткие итерации и тестировать результат, а не выполнять все требования из ТЗ сразу.
Если проверку проводить в конце работы над ПО, то в случае ошибки придётся начинать сначала. Это возможно, но понадобится больше времени и денег.
Цикл Деминга на примере разработки сайта
Если вы руководите процессом разработки сайта, то шаги будут следующими:
Провести аналитику задачи, выявить требования и составить ТЗ. На этом этапе важно понять, что нужно заказчику и что хочет получить пользователь. Согласовать требования, установить сроки и план работ для первой итерации.
Выполнить план первой итерации. Например, сначала разработать главную страницу сайта.
Проверить, всё ли на главной странице соответствует плану и ожиданиям заказчика. Если нет, то выявить ошибки и слабые места.
Шаг 4. Корректировать
Исправить ошибки. Если надо, то изменить требования и сам процесс работы.
…и повторять цикл до конца разработки.
Сколько циклов нужно одному проекту
Все этапы повторяются столько, сколько необходимо для достижения цели. Если ваша цель — довольный заказчик, то можно перестать повторять циклы, когда он одобрил результат.
Как цикл Деминга связан с Agile
Если сравнить цикл Деминга со спринтом в Scrum, становится понятно, что процессы похожи.
ЦИКЛ ДЕМИНГА | SCRUM |
---|---|
Plan — планируй | Планирование спринта |
Do — делай | Выполнение задач спринта |
Check — проверяй | Презентация итога спринта |
Act — действуй | Пересмотр требований и смена стратегии |
А чтобы сравнивать было проще, прочитайте статью «Будь гибким: как понять Scrum и создать agile-команду». Там мы рассказали про принципы методологии, роли в команде, а также объяснили, как работать короткими спринтами.
Чтобы закрепить знания, вспомним, какие этапы вас ждут, если вы решите использовать модель PDCA.
Краткий чек-лист
✔️ Plan — понять, что и как делать.
✔️ Do — сделать все четко по плану.
✔️ Check — проверить, что получилось.
✔️ Act — исправить ошибки, изменить план или процесс.
✔️ Повторить весь цикл, но уже опираясь на полученные знания.
История цикла Деминга
В 1939 году инженер Уолтер Шухарт описал три стадии управления качеством: запланировать — сделать — проверить. И предложил повторять их циклами, чтобы улучшить процессы на производстве.
Потом экономист Уильям Деминг использовал идеи Шухарта, сформулировал цикл из четырёх шагов «планируй — делай — проверяй — действуй» и применил его на японском производстве. Позже он ввёл модификацию цикла, и PDCA стал называться PDSA.
В 1950-х Деминг читал лекции в Японии, рассказывал про цикл Шухарта. Японцы стали называть его циклом Деминга, по имени рассказчика. Так название и прижилось.
Заключение
Цикл Деминга — только одна модель управления качеством. Но есть и другие способы улучшить процессы. А новые методологии появляются каждый год.
Чтобы лучше воспринимать новую информацию, нужно сразу её использовать. А чтобы избежать ошибок, начинайте свой путь под руководством преподавателей-практиков.