payed media что это такое
Коммуникация бренда: Paid, Earned, Owned Media
В быстро меняющемся маркетинговом и цифровом пространстве социальные сети и онлайн-PR продолжают приобретать большее значение. Инвестиции в средства массовой информации развиваются, чтобы охватить многоканальную аудиторию.
В результате для брендов и предприятий становится важнее, чем когда-либо, различать Paid — платные, Earned — приобретенные и Owned — собственные медиаканалы. А также понимать отдельные роли, которые они могут отыгрывать в рамках комплексного маркетингового набора. Значимость каждого, определяется отраслью и целевой аудиторией.
Мы выделили ключевые различия между медиаканалами, указав, как каждый из них влияет на маркетинговую деятельность — онлайн и оффлайн.
Paid Media — платные медиаканалы
Это коммуникация с пользователем за которую вы целенаправленно заплатили. Канал расширяет охват рекламной кампаний и повышает узнаваемость бренда с помощью медийной рекламы, рекламы через блогеров или других инструментов:
Аудитория Paid Media — это пользователи интернета, которые ранее не слышали о компании, но потенциально заинтересованы в продукте.
Платные медиаканалы подходят для крупных интернет кампаний, направленных на повышение узнаваемости бренда и конверсии. Главный плюс — возможность измерить отдачу затраченных средств и усилий. Это катализаторы, которые вступают в реакцию с ресурсами компании и ведут к образованию Earned Media.
Earned Media — заработанные медиаканалы
Комплексность действий пользователей и СМИ в отношении бренда: обсуждения на интернет площадках, лайки и комментарии. Это реклама, сгенерированная аудиторией бренда:
Аудитория Earned Media — пользователи, на которых таргетируется рекламная кампания и те, которые уже привлечены с помощью платных и органических онлайн каналов. Также сюда входят поклонники бренда, их друзья и подписчики.
Заработанные медиаканалы формируют узнаваемый, честный и достоверный образ бренда. Это результат хорошо спланированных и реализованных активностей в Paid Media и Owned Media.
Owned Media — собственные медиаканалы
Это когда вы используете канал, который сами создаете и контролируете. Возможные площадки размещения контента о бренде:
Аудитория Owned Media — постоянные, новые и потенциальные клиенты. Конвертируемость пользователей в клиентов через платные медиа зависит от качества и релевантности контента компании.
Главная задача собственных медиаканалов — выстраивание длительных и доверительных отношений с целевой аудиторией. Также могут использоваться как стартовая площадка для рекламных активностей.
Каждый из перечисленных медиаканалов предполагает временные и трудовые затраты, но их использование положительно влияет на бизнес. Рекомендуем использовать платные, заработанные и собственные медиаканалы в рамках единой интегрированной digital-маркетинговой стратегии. Такой подход имеет синергетический эффект и комплексно решает медийные задачи клиента.
Подписывайтесь на наш блог и социальные сети. Узнавайте больше об эффективном использовании медиаканалов.
Наглядное пособие по Paid, Owned и Earned Media
Пока компания Netpeak работает над созданием первого SEO-словаря в отечественной истории, английские специалисты из Media Octopus продолжают объяснять смысл профессиональных терминов на общедоступном языке визуальных образов.
На днях гендиректор этого digital-агентства Ричард Вуд (Richard Wood) поделился с профессиональным сообществом интернет-маркетологов новой инфографикой, демонстрирующей различия между Paid, Owned и Earned медиа.
Авторы наглядного пособия надеются, что оно поможет представителям отрасли мудрее подходить к процессам создания и продвижения контента. Каждый из перечисленных в нём медиаканалов требует значительных временных и трудовых затрат, но все они критически важны для бизнеса. Ричард Вуд рекомендует сочетать платные, собственные и привлечённые медиаресурсы в рамках единой интегрированной digital-маркетинговой стратегии. Такой подход не только позволит охватить большее число потенциальных потребителей и масштабировать SMM-кампании, но и усилит каждый из каналов продвижения.
Итак, знакомьтесь c классификацией ресурсов digital-маркетинга и их описанием!
Платный медиаканал (Paid Media)
Paid Media — это весь перечень платных инструментов и платформ для привлечения трафика на сайт, в блог, приложение и на другие ресурсы компании. Данный канал позволяет расширять охват digital-кампаний и повышать узнаваемость бренда.
Соответственно, аудитория платных медиа — это пользователи всемирной паутины, которые раньше не слышали о компании, но потенциально заинтересованы в её товарах или услугах.
Paid Media выполняют роль катализатора, который, вступая в реакцию с собственными ресурсами организации, приводит к образованию Earned Media. Платный канал digital-маркетинга идеален для проведения крупномасштабных кампаний в интернете, направленных на повышение узнаваемости бренда и привлечение конверсий. Его несомненным плюсом является возможность измерять отдачу от затраченных средств и усилий.
Собственные медиа (Owned Media)
Owned Media — любой канал коммуникации или платформа, находящиеся во владении самого бренда. Компании самостоятельно их создают и полностью контролируют.
Аудитория собственных медиа — это все старые, новые и потенциальные клиенты бренда. От качества и релевантности контента Owned Media зависит конвертируемость в покупателей тех посетителей, которые были привлечены с помощью платных инструментов и платформ.
Собственные медиаресурсы компании незаменимы в деле выстраивания долговременных взаимоотношений с целевой аудиторией. Они экономически эффективны, универсальны и могут поддерживаться на протяжении бесконечно долгого времени.
Приобретённые медиаресурсы (Earned Media)
Earned Media — это вся совокупность действий пользователей в отношении бренда: обсуждения его имиджа, контента и продукции на самых разных площадках в интернете, а также лайки, шеры и комментарии на сайте компании и на её страницах в социальных сетях. По сути, это мощная публичная реклама бренда, сгенерированная его аудиторией.
А аудитория эта состоит в основном из тех пользователей, на которых в данный момент таргетируется реклама компании, а также поклонников марки и тех людей, которые ранее были привлечены с помощью платных и органических каналов онлайн-маркетинга. Кроме того, сюда входят друзья и подписчики всех вышеперечисленных категорий юзеров, с которыми те решат поделиться контентом бренда или обсудить его продукцию и сервис.
Привлечённые медиаресурсы — это самый убедительный, авторитетный и ценный тип digital-маркетинговых ресурсов, который формирует достоверный, прозрачный и длительно узнаваемый образ бренда в интернете и в сознании целевой аудитории. Кроме того, зачастую виртуальное взаимодействие пользователей с контентом компании выливает в реальные продажи.
Кирилл Борисов, LabelUp: Paid Social Media в инфлюенсер-маркетинге — when, why, how
Инфлюенсер-маркетинг закрывает много потребностей рынка, но сегодня мы поговорим именно про использование креативов, созданных инфлюенсерами во время проведения кампании для запуска Paid Social Media
Что такое Paid Social Media
В начале 2016 года медиаагентства и бренды перестали заниматься только органическими публикациями в рамках инфлюенсер-кампаний и начали продвигать публикации инфлюенсеров от их имени через рекламные инструменты соцсетей. Этот канал IM (прим. авт. — здесь и далее мы будем время от времени использовать это сокращение для инфлюенсер-маркетинга, или influencer marketing) был назван Paid Social Media.
Первопроходцами Paid Social Media в 2016 году стала российская компания Insense со своей одноименной платформой, предоставляющей прозрачные и основанные на эффективности метрики для работы с инфлюенсерами.
Не стоит забывать, что созданный инфлюенсером контент зачастую более вовлекающий и вызывает больше доверия у потребителя, чем контент, созданный брендом (например, во время пандемии количество брендов, которые хотят привлечь к продакшену инфлюенсеров, выросло на 33%).
Весь контент, предоставляемый автором для каждой кампании, должен поставляться с бессрочными лицензионными правами — это позволит использовать его в продвижении от имени бренда (например, Dark Posts — таргетированная реклама в соцсетях, подразумевающая создание креатива без постинга в аккаунте создателя для дальнейшего продвижения креатива от имени создателя. В данном случае: созданный инфлюенсером для бренда креатив не публикуется в аккаунте инфлюенсера, но продвигается от его имени), либо от имени инфлюенсера (Paid Social Media).
Вне контекста инфлюенсер-маркетинга Paid Social Media называют programmatic-рекламой*.в соцсетях (Instagram, YouTube, «ВКонтакте» и др). Эта реклама, в свою очередь, является одной из составляющих Paid Media**. Реклама запускается специалистами по Paid Media на стороне подрядчика, которые используют рекламные инструменты (DSP — Demand Side Platform) соцсетей.
Зачем бренду использовать связку IM и Paid Social
Наиболее частая цель IM-кампаний — максимальный охват: узнаваемость или формирование определенного имиджа. Рассмотрим связку IM и programmatic применительно к этой цели. Оба рекламных канала имеют свои недостатки в контексте охватной кампании: IM сложен в измерении эффективности и масштабировании, Paid Social — в формировании эмоциональной связи с потребителем и с уровнем вовлеченности. Но работая в паре, они нивелируют недостатки друг друга.
Вот несколько причин, по которым бренды используют Paid Social в своих IM-кампаниях:
1. Низкий CPM по сравнению с IM-кампанией. Если говорить об Instagram, то средняя стоимость просмотра публикации из промо в 3–10 раз ниже стоимости просмотра этой же публикации в органической ленте. Средний CPM инфлюенсера в органической ленте — 200–2000 руб, средний CPM промо — 30–110 руб.
2. Прозрачность, измеримость и разнообразие метрик кампании. Помимо базовых рекламных метрик (таких, как охват, ER, количество просмотров видео), отслеживаются более точные метрики. К примеру, для видеопостов в Instagram это разбивка по процентам просмотренного видео, включая процент досмотра, стоимость 2/3/10 секунд и 100% просмотра видео.
3. Точный и регулируемый таргетинг. С помощью рекламных инструментов можно охватить каждого представителя ЦА по заданному соцдему, интересам, намерениям, гео и пр. На YouTube рекламное сообщение может быть показано на определенных каналах либо темах видео, или наоборот — не показано на определенных видео (например, с использованием нецензурной лексики).
4. Точность прогнозов. Используя модель баинга Reach & Frequency (альтернативная аукциону модель закупки рекламы, которая позволяет забронировать кампанию с фиксированной частотой и охватом рекламных объявлений кампании) в Instagram, мы можем закупить фиксированное количество показов с заданной частотой и по фиксированному CPM.
5. Адаптивность. Рекламные инструменты могут быть применены к любой цели кампании, любому типу креатива и к разнообразным площадкам. Paid Social кампании могут быть запущены как параллельно с выходом органических публикаций инфлюенсеров, так и самостоятельно.
Согласно исследованию нейромаркетингового агентства Whalar, инфлюенсерские креативы вызывают большую эмоциональную реакцию и лучше запоминаются, чем обычные. Соответственно, и восприятие рекламного контента в ленте рекламы становится намного эффективней, что влечет за собой более высокий CTR (метрика, которая выражает отношение числа кликов на баннер к числу показов).
Если говорить о трастовости и новизне Paid Social Media на российском рынке, то инструмент уже нескольких лет используется в подавляющем большинстве IM-кампаний продукции такого гиганта, как Procter & Gamble. Не без помощи LabelUp, конечно.
Обязательные пункты при запуске Paid Social Media кампании
Нельзя представить успешную реализацию IM+PS-кампании без следующих пунктов:
Вместе с ростом медийных бюджетов на Paid Social Media развиваются и технические возможности соцсетей и сторонних инструментов для проведения промокампаний.
Вывод: если использовать связку Paid Social + Influencer Marketing, то можно достичь ключевых показателей кампании по сбалансированной стоимости, но не в убыток качеству кампании. Мы в LabelUp уверены, что уже скоро сложно будет представить себе инфлюенсер-маркетинг без Paid Social и других развивающихся направлений (типа Dark Posting). К слову, в 2019 году 81% инфлюенсеров предоставляли брендам возможность продвигать свои публикации.
*Programmatic ads buying — автоматизированный способ закупки рекламы в интернете. В отличие от IM, здесь пропадает весь ручной труд — для запуска рекламы не нужно связываться с каждым создателем креатива для согласования, составлять подборки мест размещения рекламы и пр.
**Paid Media — это оплаченная реклама, которую размещают в соцсетях (Paid Social), у инфлюенсеров (IM) и в виде баннерной рекламы на сайтах (PPC — Pay-per-click). Paid Media является одним из трех типов существующего в медиапространстве контента. Два других: Earned и Owned.
Пять медиаканалов
Изменения в восприятии и понимании потребителями рекламных сообщений вынуждают маркетологов не только менять образ мышления, но и пересматривать бюджетные и организационные вопросы. Раньше принцип успеха в маркетинге сводился к банальной фразе: «заплатил — получи». Но теперь все иначе. Хотя весомую роль по-прежнему играют традиционные «оплаченные» медиа (paid media) — реклама по телевидению и на радио, в печатных изданиях, на придорожных рекламных щитах — в распоряжении современных компаний появилось множество альтернативных медийных форм.
Ярые поклонники продукта способны сформировать так называемый «заработанный» медиаканал (earned media), охотно рекламируя его своим друзьям. Компания может задействовать «собственные» медийные ресурсы (owned media), рассылая по электронной почте уведомления о предложениях и скидках зарегистрированным на корпоративном веб-сайте заказчикам. Сам подход потребителей к принятию решения о покупке свидетельствует, что за маркетинговым эффектом помимо традиционных платных медианосителей, стоит множество факторов.
Расширение спектра медиаформатов отображает кардинальные изменения в восприятии и понимании потребителями рекламных сообщений. В связи с этим назрела потребность в серьезном пересмотре некоторых ключевых концепций стратегического маркетинга, включая хрестоматийную модель медиамикса «paid, owned, earned» (смотрите таблицу в статье «Стратегия бренда в социальных медиа», раздел «Платформенные коммуникации и активации»). Именно на нее ориентируются многие маркетологи, намечая пути взаимодействия с потребителями, способы финансирования и эффективность в пересчете на каждый контакт.
Но сейчас концепция оплаченных, собственных и заработанных каналов представляется слишком ограниченной. Как, к примеру, реагировать маркетологу на предложения о приобретении рекламных площадок на сайтах, посвященных продуктам других компаний? Как поступать с веб-агитаторами, распространяющими негативное мнение о продукте или рекламной кампании? Очевидно, что к модели необходимо добавить еще два типа медиаканалов — «проданный» (sold) и «угнанный» (hijacked).
Новые формы рекламы, требующие взвешенного подхода к инвестициям и пристального внимания, ставят под сомнение привычные стратегии, структуры и действия основной части маркетинговых организаций. Но было бы ошибкой рассматривать появляющиеся медиаопции исключительно как проблему — ведь это еще и весьма перспективные возможности, побуждающие читателей делиться контентом и даже создавать свой собственный (см. «Как предсказать успех вирусного видео, Creative Viral Potential (CVP)»).
Всё, что нужно знать о рекламе в мобильных играх
Аналитический обзор Gameloft: рекламные форматы, портрет аудитории, надёжные бенчмарки.
Пять медиаканалов
Увы, но для многих компаний маркетинговые планы сводятся к определению сроков и мест покупки рекламы. А ведь с популяризацией цифровых технологий маркетологи просто обязаны осознать впечатляющий потенциал каналов, выходящих за рамки традиционной платной рекламы.
Тип медианосителя | Определение | Примеры | ||
---|---|---|---|---|
Оплаченный (paid media) | Компания оплачивает рекламное место или услуги сторонней компании по продвижению своей продукции | Телереклама, рекламные объявления в журналах и газетах, рекламные щиты, скрытая реклама, веб-баннеры, поисковый маркетинг | ||
Собственный (owned media) | Для рекламы компания задействует имеющиеся или создает новые собственные каналы | Каталоги, веб-сайты, страницы в Facebook, базы данных заказчиков и электронных адресов, собственные торговые точки компании | ||
Заработанный (earned media) | Потребители создают собственное рекламное наполнение и/или обмениваются медиаматериалами компании | Размещение с органическим поиском1, рассылка популярной рекламы друзьям, рейтинги и обзоры потребителей, рейтинги на общественных веб-сайтах | ||
Проданный (sold media) | Компания приглашает сторонние компании к размещению материалов на собственных рекламных площадках | Интернет-магазин, продающий рекламу на собственных страницах; маркетолог, создающий онлайн-сообщество и занимающийся продажей рекламы | ||
Угнанный (hijacked media) | Противники решений или рекламной кампании оборачивают ее против создателей | Потребители, инициирующие оппозицию компании в Facebook, создающие и распространяющие собственные негативные версии рекламы | ||
Два новых медиканала — «проданный» и «угнанный» — ставят под сомнение традиционные стратегии маркетинговых структур |
Оплаченный, собственный, заработанный
Оплаченные медиаканалы охватывают традиционную рекламу вместе с аналогичными способами продвижения: компания платит за размещение рекламы или услуги сторонних компаний по продвижению своей продукции. Дела на этом рынке обстоят весьма неплохо. Возможности для маркетологов растут в геометрической прогрессии: это и кабельные телеканалы для конкретной целевой аудитории, и дисплейная онлайн-реклама, и прочие каналы, не говоря уже о привлекающих большой интерес направлениях онлайн-видео и поискового маркетинга.
Ко второй категории относятся собственные ресурсы — принадлежащие компании и задействующиеся для маркетинговых целей (каталоги, веб-сайты, торговые точки, программы оповещений с рассылкой электронных уведомлений о специальных предложениях). Заработанная реклама рождается, когда качество или уникальность продуктов или предложений компании сподвигает потребителей активно и совершенно бесплатно рекламировать их собственными силами по внешним или собственным «медиканалам».
На июль Starbucks оценивала свою аудиторию поклонников на ресурсе Facebook в более чем 10 млн. человек — непревзойденный показатель для американской корпорации. Высокие результаты, которые компания демонстрирует в последнее время, ее руководство напрямую связывает с активностью на социальных ресурсах и инновационными подходами к «краудсорсингу» (англ. crowd — толпа, source — источник). Так, например, на веб-сайте «My Starbucks Idea» все желающие могут предложить собственные способы улучшения работы кофеен. По аналогичному пути пошла и японская Honda: в ходе рекламной кампании на социальном интернет-ресурсе Mixi свыше 630 000 человек зарегистрировались для получения информации по анонсу нового автомобиля CR-Z.
К логинам заинтересованных пользователей сайта автоматически добавлялись буквы «CR-Z», после чего они включались в розыгрыш машины. Те, кто не регистрировался для участия в кампании, естественно, интересовались внезапной сменой имен своих знакомых. В результате на волне слухов и обсуждений еще до официального анонса Honda получила заказы на 4 500 автомобилей, а за первый месяц сумела реализовать 10 000 машин.
Проданный
Оплаченные и собственные медиаканалы контролируют, естественно, маркетологи, которые не скупятся на хвалебные слова в адрес собственной продукции. В случае с заработанной рекламой они выступают лишь первичным катализатором реакции пользователей. А в некоторых ситуациях собственные каналы одних компаний становятся оплаченными медианосителями для других — например, когда интернет-магазин реализует рекламные места на своем веб-сайте.
Таким образом, под проданными медиаканалами подразумеваются собственные ресурсы, трафик которых достаточно велик, чтобы другие организации заинтересовались добавлением в эту среду собственных материалов и механизмов электронной коммерции. Данная тенденция, которая пока лишь намечает форму, уже доказала свою эффективность на примере розничной торговли и туристических услуг (авиалинии и отели), поэтому определенно будет развиваться и дальше. Johnson & Johnson, например, предложила полностью самостоятельный медийный проект BabyCenter, рекламирующий не только вспомогательные продукты, но и решения конкурентов.
Помимо доходов сторонние компании привносят на сайт ощущение объективности, помогают наращивать трафик в пользу всех заинтересованных сторон, а сами получают ценную информацию об эффективности маркетинга других игроков рынка.
Угнанный
С одной стороны впечатляющие технологические новшества открыли для маркетологов дополнительные (и более разноплановые) возможности для коммуникаций. С другой — увеличили риск того, что недовольные потребители смогут высказываться быстрее, их оценка станет заметнее и потенциально опаснее. Перед нами угнанные медиаканалы — прямая противоположность заработанным. Рекламная кампания или ресурсы оказываются в заложниках у потребителей, акционеров или активистов, негативно отзывающихся о торговой марке или продукте. Участники социальных сетей уже освоили угон медиаканалов с целью давления на создателей рекламных материалов. Среди самых громких примеров — Nestlé с угнанной страницей в Facebook и Domino Pizza с выложенным на YouTube шутливым роликом, где два сотрудника пачкают сендвичи.
В каждом из случаев активные потребители старались убедить других бойкотировать определенные товары, подвергая риску репутацию интересующей их компании. В подобных ситуациях реакция владельца бренда зачастую оказывается недостаточно быстрой либо продуманной — слишком многому еще предстоит научиться. Toyota Motor смогла частично замять скандал с отозванными в этом году машинами с помощью достаточно оперативной и хорошо спланированной ответной кампании через социальные каналы, в которой была задействована прямая связь с потребителями через ресурсы типа Twitter, а также социально-новостной сайт Digg.
Влияние медиареволюции
С изменением роли традиционных медиаресурсов и появлением новых задача маркетолога перестала сводиться к простому распределению бюджетов и каналов. Специалистам сегодняшнего дня требуется глубокое понимание того, как именно воздействуют на потребителей те или иные медиаканалы на каждом этапе принятия решения о покупке. Более того, различные типы рекламы теперь взаимосвязаны и зависимы друг от друга. Соответственно, маркетинговые планы и ресурсы необходимо адаптировать к новым реалиям. Все пять видов медиаресурсов — оплаченные, собственные, заработанные, проданные и угнанные — развиваются по четырем базовым сценариям (также на тему читайте «Все каналы должны работать вместе»).
Медиканалы становятся более интегрированными
Охват оплачиваемых медианосителей, к примеру, означает, что постепенно их роль сведется к «указателям», перенаправляющим в принадлежащую компании медийную среду. Корпоративные «медиацентры» обеспечат маркетологам более высокую степень вовлеченности, заинтересованности потребителя в продукте, оборачиваясь в итоге постоянным и более целевым потоком контактов с пользователями и членами медиаресурсов.
Новые способы контакта с заказчиками трансформируют традиционный менеджмент отношений: современные маркетологи должны взаимодействовать с потребителями через различные медиаресурсы, причем в более персонализированной форме. Американская авиакомпания JetBlue рекламирует свой Twitter-сервис через множество каналов, и в результате у нее 1,6 млн фолловеров, отслеживающих регулярные спецпредложения по билетам. Благодаря такому подходу компания, с одной стороны, до минимума сократила переменные издержки, связанные с предложением купонов, с другой, стала меньше зависеть от дорогостоящих платных медиаканалов, параллельно укрепив отношения с потребителями.
Появляются новые модели публикации контента
Потребности покупателей становятся сложнее, маркетологи уже не в состоянии охватить их исключительно своими силами. Взяв на вооружение опыт популярных некогда «мыльных опер», маркетологи рассчитывают с помощью медиа-провайдеров сделать рекламные впечатления потребителя интенсивнее, заручиться поддержкой в создании материалов и продаже рекламы. Производитель компьютеров Dell и автопроизводитель Nissan, например, совместно с телеканалом Sundance Channel создали ток-шоу для собственной целевой аудитории, пригласив на роль ведущего влиятельного певца и композитора Элвиса Костелло.
Ненавязчиво вплетая рекламу в канву передачи, Dell и Nissan не только получили доступ к аудитории с высоким уровнем заинтересованности, но и связали восприятие брендов с детьми демографического бума и поколением X. Еще один пример — приложения для устройств типа Apple iPhone, которые открывают массу способов получения полезной информации. После сканирования штрих-кода любого продукта с помощью мобильного телефона приложение Red Laser от eBay выводит на экран список предложений и цен на соответствующий товар.
Производители напитков добавляют на карты мобильных телефонов пиктограммы с местами продаж собственной продукции. В Японии реализацию практически любых продуктов питания можно гарантированно увеличить за счет сотрудничества с платформами типа Cookpad, самого популярного в стране онлайн-ресурса с рецептами. Его аудитория насчитывает 9 млн. пользователей, из которых более 40% составляют женщины в возрасте от 30 до 40 лет.
Реклама начинает взаимодействовать с потребителем на более персонализированном уровне
На первый взгляд, личные впечатления и тесное общение — не лучший способ добиться интересующего маркетологов масштаба и охвата. Но новые виды медианосителей позволяют выйти на качественно иной уровень взаимодействия, сделать рекламные сообщения более целевыми, поощряя пользователей делиться тем, что им нравится. McDonald’s в Японии рекламирует новые продукты и акции с помощью Twitter и других платформ для блоггинга, стимулируя оживленные обсуждения среди огромной армии фанатов на тему любимой еды от заведения. Возникает подобный фан-промоушн в основном, конечно же, спонтанно, но его успешно инициируют и стимулируют предложениями бесплатного обслуживания.
Благодаря комплексному эффекту оплачиваемых и собственных медиаканалов (включая проводимые через блоги и Twitter кампании), потребители оказываются в таком восторге от предложений McDonald’s, что обеспечивают компании весомую отдачу в виде заработанной рекламы своих услуг. Очевидно, что появление новых медиаформатов означает возможность чаще вовлекать потребителей в реальное общение — и в первую очередь через социальные сети и другие цифровые платформы, как это делает McDonald’s. Теперь потребителям помогают самовыражаться, и маркетологам, которые раньше всячески старались удерживать контроль над брендами, порой сложно свыкнуться с таким поворотом событий. По большей части они уже активно осваивают инструменты для отслеживания социального общения, но в дополнение к этому им необходимо разработать механизмы контроля и план действий по предотвращению угона собственных медиаканалов.
Один из производителей бытовой электроники как-то заметил, что каждый обзор или рейтинг его продукции инициирует атаки на медиаканал. Теперь на все комментарии в компании отвечают в течение 24 часов: при позитивной реакции — благодарностью, приглашением в друзья на Facebook, специальными предложениями. В ответ на негативные отзывы следуют объяснения и варианты решения проблемы, упрощающие работу с техникой инструкции, дополнительные вопросы о конкретных претензиях. Некоторые гостиничные сети, осознавая важность туристических сайтов (типа популярного ресурса TripAdvisor), поощряют комментарии от довольных посетителей и выделяют персонал, отвечающий за отслеживание негативных высказываний и реакцию на них.
Подобное общение становится своеобразным интерактивным проектом по сбору мнений для дальнейших улучшений. На фоне эволюции медиаканалов корпоративные маркетологи формируют движущую силу инициатив, направленных на повышение качества товаров и услуг.
Задачи маркетинговых структур
Но главное, необходимые изменения лишь частично можно «спустить сверху» — они должны быть органичными. В идеальном варианте директора по маркетингу совместно с другими руководителями собирают свежие, талантливые кадры и заручаются финансовой поддержкой, без которой невозможны масштабные прорывы. Широчайший выбор медиаканалов существенно обогатил арсенал маркетологов, упростив эффективное вовлечение пользователей в бренд без лишних затрат. Но соответствовать высоким планкам ожиданий можно лишь при условии пересмотра взглядов на реализацию и координацию проектов, скорость и качество реагирования.
Об авторах: Дэвид Эдельман, директор бостонского офиса McKinsey; Брайан Сальсберг, директор офиса McKinsey в Токио