павел шевандо актер с ногами или без ног
«Человек борется и через боль становится сильнее. Это настоящая победа!»
Актер Павел Шевандо — о дебюте в фильме «Со дна вершины» и прототипе своего героя.
Актер Павел Шевандо — о дебюте в фильме «Со дна вершины» и прототипе своего героя
На российские экраны вышла спортивная драма «Со дна вершины». Это история о человеке, который, оставшись без ног, смог вернуться в спорт и стать победителем. Прототипом главного героя, которого сыграл 24-летний актер Павел Шевандо, стал двукратный паралимпийский чемпион Алексей Мошкин, который в фильме исполняет роль тренера. Согласно поручению Президента Владимира Путина государственную поддержку проекту оказало министерство культуры РФ. По словам Павла Шевандо, такие картины нужны, чтобы люди верили в себя и шли к своей цели. Своими впечатлениями о съемках актер поделился с Татьяной Скороходовой.
«С»: Павел, поздравляем с удачным дебютом!
— Спасибо. Благодарен судьбе за возможность сниматься в этой картине. Продюсеры долго искали исполнителя главной роли. Они пришли на дипломный спектакль нашей театральной школы — «Пастух и пастушка», который стал своего рода кастингом. Преподаватели сказали: «Привыкайте, это нормально. Кого-то пригласят, а кого-то — нет». Я тогда подумал, что мне точно не «светит», потому что не вписываюсь в образ главного героя. Был уверен, что выберут другого актера. Каково же было мое удивление, когда продюсеры фильма сказали, что им понравился Павел Шевандо. И тут же пригласили на пробы. Радости не было предела! Повезло, что досталась непростая и интересная роль!
«С»: Услышав историю своего героя, вы сказали, что такое пережить нереально…
— Действительно, был шок. В первый момент было трудно поверить, что в реальной жизни есть такой человек Алексей Мошкин. Захотелось увидеть его вживую, пообщаться, задать вопросы. При первой встрече почувствовал исходящую от Алексея сильную энергетику. Мне передались его уверенность, твердость и спокойствие. Вроде бы обычный человек, лишнего слова не проронит, но сколько в нем силы и выносливости! Алексей во время съемок меня подбадривал. Благодарен ему за помощь в работе. Продюсеры постоянно говорили, что я должен «прожить» историю Алексея Мошкина. Думаю, мне это удалось.
«С»: Как вы думаете, смогли бы, как он, подняться «со дна вершины»?
— В процессе съемок понял, что такое настоящая сила воли. Думаю, мне до этого далеко. Когда снимали роковой момент падения, почувствовал пере-
живания моего героя. Земля уходит из-под ног. Тяжело собраться с силами, постоянно мучает вопрос: «Что будет дальше?» Когда успокаиваешься, понимаешь: нужно идти дальше. Иначе просто нельзя. Такие фильмы нужны, чтобы люди верили в себя и, не сворачивая с пути, шли к своей цели.
«С»: Кроме Алексея Мошкина, у вас был перед глазами еще один пример — сопродюсер картины Руслан Витрянюк, который нашел в себе силы справиться с тяжелым недугом и начать жизнь заново.
— Он действительно сильно болел. Из-за инсульта был парализован и потерял зрение, но не сдался и стал победителем. Это человек, с которого стоит брать пример!
«С»: Картину снимали несколько лет…
— Честно говоря, не знаю, почему процесс затянулся. На этот счет существуют разные версии. Слышал, что возникли проблемы с финансированием… Начали с одним режиссером, а после годичного перерыва — с другим… Поначалу съемочная группа работала «спустя рукава». Но потом ситуация изменилась к лучшему. Мне довелось работать с такими мэтрами, как Владимир Вдовиченков и Сергей Никоненко. Помню, как Вдовиченков «строил» режиссера. Ругался, когда ему что-то было непонятно. Но это все по делу. А с Никоненко мы ездили в Ярославль на кинематографический фестиваль «Созвездие». Он очень тепло со мной общался и похвалил после просмотра картины. Значит, работа проделана не зря.
«С»: Вы сами делали «горнолыжные трюки»?
— Некоторые — да, но самые опасные выполняли каскадеры. К сожалению, никогда не увлекался горнолыжным спортом. В детстве занимался баскетболом, который мне очень нравился. А лыжи — это не мое. Но с удовольствием принял предложение Алексея Мошкина покататься на горных склонах. Правда, и у него, и у меня постоянно не хватает времени.
«С»: Как оцениваете фильм «Движение вверх»?
— Неплохая работа! История понравилась зрителям, актеры выполнили свою миссию. Коллеги в театре говорили, что просто не могли смотреть этот фильм, потому что герои «неживые», а их речь «ненастоящая». Но у всех разное мнение… Многие говорили, что история моего героя похожа на историю главного персонажа «Движения вверх». Человек борется и через боль становится сильнее. Это настоящая победа!
«С»: Девиз фильма «Со дна вершины»: «Побеждает тот, в чьем сердце больше любви!»
— Поддержка любимых людей играет важную роль в жизни каждого человека. Она спасает в самые сложные моменты. Но все зависит от нас самих, от наших стремлений. Мы должны верить в себя, свои силы. И тогда все получится!
«С»: Картина получила поддержку Владимира Путина.
— Приятно, что Президент не оставил без внимания наш фильм. Продюсеры и Алексей Мошкин лично встречались с Владимиром Владимировичем. Мошкин даже договорился покататься с ним на горных лыжах… Если бы у меня была возможность пообщаться с Путиным, то я в первую очередь спросил мнение о нашем фильме. Хочется верить, что он затронет сердца зрителей. Признаюсь, мне было немного страшно перед премьерой.
На экраны Союзного государства вышел фильм «Со дна вершины»
Кто был консультантом фильма?
Фильм заканчивается сценой на Паралимпийских играх в Альбервилле, когда Алексей Мошкин, помогая товарищу после травмы, опоздал на старт, но был допущен до соревнований и выиграл. Представители сборной Франции подали протест, и результат Мошкина аннулировали, но несмотря на это, французский лыжник отдал свою медаль Алексею.
Как проходил кастинг?
Тамара Цоцория: Мы объехали несколько творческих вузов, смотрели карточки молодых артистов, но кандидатов на роль главного героя Алексея Царева не находили. К тому моменту мы уже заручились участием в фильме Владимира Вдовиченкова в роли отца Царёва. На очередной встрече с его творческим агентом мы получили приглашение на спектакль Московской театральной школы Олега Табакова, в котором было занято аж 12 юных талантливых актеров. В середине спектакля на сцене появился Паша Шевандо. Он стоял в валенках, в огромной шинели, из которой торчала маленькая голова, очень смешной.
Возлюбленную главного героя сыграла молодая актриса Наталья Кузьмина. Наташа в то время была студенткой первого курса Щукинского училища. Она пришла на Мосфильм пробоваться в какой-то другой проект и перепутала двери. Она просто заглянула и закрыла дверь, но я успела её увидеть, выбежала за ней в коридор, буквально схватила её и пригласила на пробы.
На роль лучшего друга Алексея, Кости, был выбран актер театра им. Вахтангова Константин Белошапка, который уже снялся в сериалах «Тихий Дон», «Жизнь и судьба», «Восьмидесятые», «Отель «Элеон».
В фильме заняты Ксения Кузнецова и Владимир Вдовиченков в роли родителей Лёши, Сергей Никоненко в роли тренера, а также Эльдар Калимулин, Ирина Розанова, Сергей Пускепалис, Нонна Гришаева, белорусская актриса Алла Пролич в роли жены мэра. В роли спортивного комментатора снялся известный российский комментатор Георгий Черданцев.
Как шел съемочный процесс?
Тамара Цоцория: Съёмочный процесс был сложным. Продюсерам пришлось дважды сменить режиссера. Потом нам посоветовали Яну Поляруш. Основные съёмки проходили в Кировске Мурманской области, Сочи, Калуге, Москве.
Фильм требовал множество каскадеров. Порой дублеров находили случайно в киноэкспедициях. В Калуге снимали драматичную сцену, когда герой участвует в Кубке мэра, падает, ломает протез и летит кубарем со склона. Мы привезли каскадера из Москвы, начали съемку и поняли, что парень толком не стоит на лыжах. Оказалось, он специализируется на трюках с лошадьми. Мы пытаемся найти хоть какого-то горнолыжника. Местные рекомендуют нам экстремала Илью Малюгу, который у них носится по всем горам. Он достаточно цинично с нами стал разговаривать, мол, «давайте платите» и «не рассказывайте сказки, что у вас денег нет». Нам деваться некуда, мы соглашаемся на его условия, и. он начинает прыгать, падать, крутиться и постепенно входит во вкус. Мы вроде бы уже и сняли всё, говорим «отлично, заканчиваем», а он не соглашается «подождите, я неправильно сделал со спортивной точки зрения, здесь нужно было сгруппироваться». Расставались мы уже друзьями, он позже приехал к нам на съемки в Кировск, когда мы снимали падение с канатки. И так он правдоподобно летел кубарем, что при просмотре в Минкульте Владимир Мединский сказал: «Я не мог на это смотреть!»
Основные планы для сцен на Паралимпиаде были сняты во французском Валь-д’Изере во время Кубка мира по горнолыжному спорту.
Картина «Со дна вершины» начала свой путь к зрителю уже прошлым летом. Картину показали в Госдуме, затем при поддержке Администрации Президента РФ на Фестивале молодежи и студентов в Сочи, на форумах «Балтийский Артек», «Проектория» и «Волонтеры победы», в детских центрах «Орленок» и «Океан».
Как снимали фильм «Со дна вершины»
1 марта 2018 года за 8 дней до начала XII Паралимпийских зимних игр в Пхенчхане на большие экраны вышла спортивная российская драма «Со дна вершины». В отечественном кинематографе тема спортивных достижений, сплетенных с непростыми историями людей, имеет большую популярность в последнем десятилетии. Это, например, «Легенда №17», «Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее», «Движение вверх», «Тренер» и другие. Чем выделяется данная картина? Попробуем ответить на данный вопрос и осветить ряд других моментов про фильм «Со дна вершины» 2017: актеры и роли, описание фильма, как снимали.
Создание сценария и сюжет картины
Как рассказывает Тамара Цоцория, основной продюсер и режиссер фильма, работа длилась более 5 лет. За это время сценарий несколько раз писался заново: первоначальная версия показалась Цоцориной слишком тяжелой и мрачной, она же хотела сделать более светлый, вдохновляющий фильм. Неизменным оставалось стремление сделать кино про победу человека над собой, про преодоление себя. Тема волевого изменения своего положения постоянно используется в спортивных фильмах, однако особенностью данной картины стало то, что ее главный герой, Алексей Царев, – спортсмен паралимпиец.
Кстати, фильм «Со дна вершины» основан на реальных событиях – прототипом Царева послужил Алексей Мошкин, дважды ставший чемпионом паралимпийских игр по горным лыжам. Он же выступил в роли консультанта при создании картины. Конечная версия сценария была написана Рауфом Кубаевым («Географ глобус пропил», «С чего начинается Родина»), которому удалось создать цельный костяк повествования, реализовав основную идею преодоления себя.
Алексей Мошкин (второй справа) со съемочной группой
Сюжет фильма строится вокруг истории двух друзей – Алексея и его друга Константина. Оба занимаются горнолыжным спортом, состоят в юношеской сборной и конкурируют друг с другом. Они также соревнуются за внимание и симпатию их одноклассницы – Лины. Но однажды все меняется: Алексей по вине друга попадает в инцидент на канатной дороге, после чего оказывается в больнице. С этого момента ему приходится практически учиться заново жить. Герой, несмотря на все трудности, преодолевает возникшие препятствия благодаря силе духа, силе любви и силе дружбы.
Съемочная группа и актерский состав
Цоцория не единственный режиссер «Со дна вершины». После многочисленных изменений в составе съемочной группы к ней присоединились Яна Поляруш и Константин Кутуев – оба не имели до этой работы большого режиссерского багажа. Поляруш, правда, участвовала в создании комедии «Видримасгор, или История моего космоса». Оператором стал Илья Овсенев («Неадекватные люди», «Сладкая жизнь»). Он в 2020 году работал над другой спортивной драмой, основанной на реальных событиях, – «Один вдох» про тренера по плаванию, которая решила заняться фридайвингом.
Команда долгое время не могла найти подходящего кандидата на роль Алексея Царева. Спустя некоторое время Цоцорина и ее коллеги получили приглашение от агента актера Владимира Вдовиченкова, который на тот момент дал согласие исполнить роль отца главного героя, посетить дипломный спектакль Московской театральной школы Олега Табакова «Пастух и пастушка». На нем продюсер и заприметила молодого актера Павла Шевандо, который, несмотря на не самый подходящий типаж, смотрелся крайне органично. Притом сам Павел признался, что был уверен, что выберут кого-то другого.
Вдовиченков и Шевандо
Наталья Кузьмина, которая исполнила роль Лины, попала в проект случайно. Она просто по ошибке зашла не в то помещение в здании Мосфильма. Тамара Цоцория догнала ее уже в коридоре. Примечательно, что уже через год Наталья снимается в клипе у известного американского хип-хоп исполнителя Lil Pump, а уже через год – в клипе у Арианы Гранде.
Наталья Кузьмина в роли Лины
Локации фильма
География съемок картины достаточно обширная. Один из городов, где снимали фильм «Со дна вершины», – Кировск в Мурманской области. Туда команде для работы над разными сценами пришлось возвращаться три раза. Отдельные эпизоды снимались также в Сочи, Яхроме, Московской области, Ульяновске, Москве. У группы уходило достаточно много времени на экспедиции. В связи с этим возникали, в том числе, и проблемы с бюджетом.
Кадр с тренировкой Алексея
Одна из животрепещущих сцен фильма, когда Царев принимает участие в Кубке Мэра, но из-за падения ломает протез и катится со склона, была снята в Калуге. Для съемок финала фильма – участия спортсмена в Паралимпиаде – команда отправилась во Францию в Валь-д’Изер, где на тот момент проходил Кубок мира по горным лыжам.
Особенности процесса съемок
Во-первых, стоит заметить, что съемки фильма шли длительное время, так как продюсеров картины не устроила работа первой съемочной группы. С ней пришлось распрощаться и потом переснимать около 70 процентов материала. Это же сильно подорвало бюджет картины и вынудило создателей искать дополнительных спонсоров.
В фильме было задействовано множество каскадеров. Хотя Павел Шевандо сам выполнял некоторые трюки, он по собственному признанию, никогда не питал особую страсть к горным лыжам. Смежные кадры с участием актера и дублера сейчас легко монтируются и склеиваются с помощью программ для обработки видео. Порой замену актеру приходилось искать прямо на месте. Например, привезенный каскадер, который должен был сниматься в упомянутой выше сцене с падением во время участия в Кубке Мэра, специализировался на трюках с лошадьми и не смог приспособиться к горным лыжам. В итоге группа нашла местного экстремала Илью Малыгина, изначально согласившегося на участие в проекте из соображений выгоды, но потом влившегося в процесс и ставшего полноценным членом команды.
Главный герой и его тренер
На самом деле в фильме «Со дна вершины» не снимался актер-инвалид без ног. Однако в некоторых сценах Шевандо заменял дублер – Сергей Александров, альпинист, потерявший ноги. Сергей, между прочим, вошел в состав российской паралимпийской сборной и принял участие в соревнованиях в Пхенчхане в год выхода фильма.
Создание собственного фильма
Картина «Со дна вершины» – достойная отечественная драма, призванная вдохновлять и мотивировать тех, кто ее смотрит. Это также первый художественный фильм, посвященный в нашей стране паралимпийцам. Несмотря на то, что команда не располагала большим бюджетом, ей удалось создать хорошее произведение за счет ответственного подхода к материалу: разработки сценария, консультаций с профессионалами и так далее.
Съемочная группа «Со дна вершины»
Если вы тоже хотите попробовать себя в роли режиссера кино или клипа, вам нужно учесть несколько важных моментов. Самое главное – хорошая идея и продуманный сценарий. Потратьте на это достаточно времени. С технической составляющей все проще: подойдет даже камера на хорошем смартфоне, либо недорогой полупрофессиональный аппарат. Такие устройства отлично будут сочетаться, например, с жанром мокьюментари или даже инди-хоррором.
И, наконец, вам будет необходима программа для монтажа видео, которая понадобится на этапе постобработки материала. Тут все еще проще: воспользуйтесь редактором ВидеоМОНТАЖ. Это программа с понятным интерфейсом на русском языке, в которой будет несложно разобраться даже новичку. При этом она предоставляет отличный функционал: возможность обрезать и склеивать фрагменты записи, накладывать визуальные эффекты, делать переходы, даже использовать хромакей. Скачивайте видеоредактор с нашего сайта и смело приступайте к созданию оригинальных роликов!
Cохраните себе статью, чтобы не потерять:
На вершину — через беду
У дома №17 на улице Олимпийской людно. Жильцы выглядывают из окон, а у подъездов работает киногруппа. Кто-то сидит, кто-то стоит, кто-то ходит. Хорошо слышно и видно лишь режиссера — это самая энергичная и «громкая» участница процесса. Одна и та же сцена повторяется раз за разом. Скучно? Это если не знать, про что кино…
Жители домов, возле которых снимали кино, с интересом наблюдали за работой группы. Фото Елены Балабкиной.
Герои и прообразы
Фильм «Со дна вершины» дается его создателям непросто. Началось все с Татьяны Новиковой, выпускницы Центра дополнительного образования ВГИКа. Несколько лет назад она написала новеллу о трагических событиях в собственной жинзни — у нее был друг, который не смог жить с инвалидностью. Девушка написала об этом дипломную работу, и кто-то посоветовал ей пообщаться с паралимпийцами. Постепенно новелла приобрела черты сценария, который не раз переписывался и…
— Все-таки нам хотелось сделать светлый, позитивный фильм, — рассказывает на съемочной площадке в Кировске Тамара Цоцория, продюсер фильма и генеральный директор продюсерского центра «Альтаир-Ц», который и взялся за проект. — Мы и сами все люди пишущие, делали, что могли, а потом подключился сценарист Рауф Кубаев, облек эту историю в драматургический скелет, она стала ясной и работа началась заново…
Продюсер центра «Альтаир-Ц» Тамара Цоцория. Она же работала над сценарием фильма «Со дна вершины». Фото Елены Балабкиной.
Почему заново? Дело в том, что часть фильма была уже отснята год назад, но все оказалось довольно сырым и невнятным, и пришлось начинать сначала. За год почти полностью сменилась киногруппа, да и исполнители главных героев — тоже.
О чем же расскажет фильм «Со дна вершины»?
— Это будет молодежная история про любовь и спорт, фильм для большой аудитории, для семейного просмотра, — говорит Тамара. – Ну, и главное — про преодоление обстоятельств и самого себя.
Вот так выглядит работа режиссера. Фото Елены Балабкиной.
«Алексей Царев — семнадцатилетний лидер школы и подающий большие надежды чемпион юношеской сборной по горным лыжам. У Алексея есть любимая девушка Лина и друг Костя, его соперник и в спорте, и в любви. Алексей — первый во всем. Он уверен в себе, не умеет и не желает проигрывать. Но всё меняется в один миг после трагической случайности. Сможет ли молодой парень найти в себе силы вернуться к тренировкам и стать паралимпийским чемпионом, а главное — отстоять свою любовь?»
Прообразом главного героя стал Алексей Мошкин, заслуженный мастер спорта России, дважды чемпион Паралимпийских игр: 1994 года в Лиллехаммере и 1998 года в Ногано, призер Паралимпийских игр 2002 года, неоднократный чемпион России. Он выступает консультантом фильма совместно с гонолыжницей Ингой Медведевой, серебряным призером Паралимпийских игр 2014 года в Сочи.
Режиссер фильма Яна Поляруш. Фото Елены Балабкиной.
Режиссер-постановщик фильма — Яна Поляруш, выпускница мастерской Владимира Хотиненко. Именно ее голос самый громкий на площадке, и только она точно знает — как должен выглядеть кадр, каким смыслом наполнены глаза и жесты двух главных героев, прогуливающихся возле дома №17…
Не можем точно сказать, чем занимается этот человек. Но на четвертом часу съемки он очень устал. Фото Елены Балабкиной.
Думали, мы тут первые
Тамара Цоцория тем временем рассказывает:
— Снимаем сцену первого выхода героя на улицу после травмы и восстановления. Его играет Павел Шевандо, лучшего друга — Константин Белошапка. Кстати, по-настоящему кататься на горных лыжах из всей съемочной группы в 35 человек умеют только Костя, Наталья Кузьмина, исполнительница главной женской роли, и оператор стедикама.
Во время съемок сцены режиссер постоянно говорила Константину: «Костя, прежде чем сказать, ты должен на это решиться». Фото Елены Балабкиной.
Но Костя решился не сразу. От усталости его разбирал нервный смех. Фото Елены Балабкиной.
Актеров мы искали сложно. Нужны были особенные лица, талантливые ребята. Разыскивали по цепочке, кто-то кого-то советовал. Павла Шевандо увидели в спектакле, в колледже Табакова. Он не красавчик, но у него особая энергетика, это чувствуется. И вот мы его утвердили, но он так востребован, что теперь — сплошные мучения. С трудом выдернули его на съемки, наслушались про киношников всякого…
В дело вступает дублер Сергей Александров. Фото Елены Балабкиной.
Сцена первого после травмы выхода героя на улицу. Павла Шевандо сменил дублер, ведь по сюжету именно сейчас он должен показать, что остался без ног. Фото Елены Балабкиной.
Кроме молодежи (исполнителям главных ролей чуть за 20), в фильме заняты известные актеры. Отца главного героя играет Владимир Вдовиченков, тренера — Сергей Никоненко. Они прилетали на Север буквально на пару дней, и на мой вопрос, не трудно ли Сергею Петровичу в его почтенном возрасте даются переезды-перелеты, Тамара Цоцория только улыбнулась:
— Что Вы! Сергей Петрович простой и веселый человек, он невероятно энергичен, ему всё и все интересны. Работать с ним одно удовольствие!
В течение года мы доснимали некоторые сцены в Сочи, Калуге, Яхроме, встраивались в чемпионат России по горным лыжам. Нынче всю зимнюю натуру в основном закончили.
— А почему все-таки Кировск выбрали?
— Мы искали небольшой городок, окруженный горами. Думали — вот, нашли, и никто про такой не знает! Приезжаем, а тут группа Гуськова уже вовсю снимает… Оказалось, что тут у вас кинематографическая мекка!
Съемочная группа с удовольствием снимает виды Кировска. Фото Елены Балабкиной.
Съемки в Кировске и Апатитах проходят на улицах, а еще на плато и, конечно, на склонах — ездили на Большой Вудъвяр, сложные трюковые сцены с помощью каскадеров снимали на «Коласпортланде».
— Еще в Калуге к нам примкнул Илья Малюго, горнолыжник-экстремал. Сначала просто поучаствовал в съемке, а потом вошел в группу, говорит, с детства мечтал быть каскадером. У нас замечательный постановщик трюков Антон Смекалкин, креативный оператор Илья Овсенев. Наш костюмер-реквизитор полностью погрузилась в горнолыжную сферу, изучила мир спортивного снаряжения и одежды. Тут же работают сопродюсеры, одновременно снимаем фильм о фильме. Словом, съемки достаточно масштабные — каждый день с половины шестого и до темноты. Честно сказать, выматываемся страшно, в гостинице падаем замертво, а в единственный выходной целый день обсуждали будущие сцены…
Оператору приходится часами таскать на спине тяжелую камеру. Ведь минутную сцену снимают около полутора часов. Фото Елены Балабкиной.
Про деньги и инвалидов
Как ни странно, у фильма «Со дна вершины», который одобрили все, от президента до «Росмолодежи», большие сложности с деньгами. В 2013 году Министерство культуры РФ на постановку фильма выделило 30 млн рублей. Бюджет совсем невелик, работы много и продюсеры обратились за спонсорской помощью.
— К сожалению, мы часто слышим в ответ: да кому нужны ваши паралимпийцы? Кто будет смотреть кино про инвалидов? — говорит Тамара Цоцория.
Мальчишки из наблюдателей очень скоро превратились в актеров эпизодической роли. Фото Елены Балабкиной.
Голос режиссера: «Так, ребята, побежали!» Фото Елены Балабкиной.
Нам это тоже показалось странным. Вот представим себе Голливуд. Тот самый, где снимали и про Фореста Гампа, дурачка с IQ 75, и про «Человека дождя» — аутиста… Совсем какие-то не киношные диагнозы, а смотри-ка — всемирная слава и «Оскары». А тут — невероятные по зрелищности возможности, горы и лыжи, любовь и трагедия юноши, сила характера и золотая медаль! Эх…
Кстати, самый удивительный человек на съемочной площадке — Сергей Александров, дублер главного героя. Рост, возраст, костюм — все у него такое же, как у Павла Шевандо. Только чуть иная походка. И когда съемка закончилась, Сергей присел у подъезда на лавочку и… отстегнул протезы ног. «Что, пацаны, интересно?» — спросила у мальчишек, открывших рты, режиссер Яна Поляруш.
Сергею Александрову во время съемок приходится менять одни протезы на другие. Фото Елены Балабкиной.
Сергей дублирует Павла не только в статичных сценах, но и на горе. Странно — он умеет кататься на лыжах, а Павел — нет. И вот Сергей также убежден:
— Думаю, этот фильм должны посмотреть все! Я не мог даже и думать о том, чтобы отказаться от участия в фильме на такую тему! Очень рад, что паралимпийский спорт стал настолько интересен, что о нем снимают полнометражное кино. Оно должно получиться очень эмоциональным и правдивым.
Дублер
Сергей родился и живет в Санкт-Петербурге. Он учился в университете имени Герцена на географическом факультете, вел туристический кружок, ходил в горы. В 2009 году во время подъема на Эльбрус Сергей сорвался вниз. Двухкилометровое падение, открытые переломы голеней, долгое, больше суток, ожидание помощи. Как следствие, переломанные и обмороженные ноги молодому человеку ампутировали. Но он, по собственному признанию, даже после операции испытывал ничем не объяснимое чувство счастья. Говорит, это оттого, что остался жив, хотя вроде как и не должен был.
Через полгода он встал на протезы и пошел. Было больно, но боль заставляла двигаться дальше. Через полтора года начал бегать, кататься на велосипеде. В 2013 году Сергей — уже шестой номер сборной России по горнолыжному спорту среди спортсменов с нарушениями опорно-двигательно аппарата. Ему чуть-чуть не хватило баллов, чтобы отобраться на паралимпийские игры в Сочи. Говорит, что впереди — 2018 год, Паралимпиада в Пхенчхане, и он будет тренироваться. Ведь у него, как и у Алексея Мошкина, нет обеих ног, и именно Мошкину удалось дважды стать чемпионом.
В Апатитах, возле десятой школы, тоже шли съемки.
На спортплощадке — актер Павел Шевандо и тот, кого он играет в фильме, паралимпийский чемпион, горнолыжник Алексей Мошкин. Фото Ольги Герчиной.
Немецкая фирма, производящая протезы, предоставила Сергею уникальную новинку — протезы для горнолыжного спорта. Их впервые опробовали именно на Паралимпиаде в Сочи.
Сергей — выпускник университета имени Лесгафта, занимается изучением теории и методики адаптивной физической культуры. Еще он волонтер, помогает детям-инвалидам встать на горные лыжи. А еще — талантливый фотограф. Это его профессия, которая позволяет кормить семью, ведь у Сергея Александрова — жена и маленькая дочка. Снимает он потрясающе, будь то свадебные фотосессии, портретные съемки или пейзажи. Недаром говорят, что в каждом снимке всегда есть что-то от автора. И если автор — легкий, светлый и счастливый, как Сергей, настроение передадут и его работы.
Когда его пригласили работать дублером в фильме «Со дна вершины», он согласился сразу. Хотя работа на съемочной площадке показалась нам утомительным до занудности делом. В кадре его можно будет увидеть в тех сценах, где необходимо реально показать инвалидность. Например, один из персонажей будет стучать кулаком по голени героя, чтобы убедиться — у него на самом деле протезы.
К своим протезам Сергей относится серьезно: они помогают ходить, заниматься спортом. Но и постоянно шутит. В одном из сюжетов, а снимали Александрова и Первый канал, и «Россия-1», и НТВ, он, меняя одни протезы на другие, рассказывает окружающим, что жена на него обижается: «У меня для нарядов один шкаф, а у тебя целых два шкафа с ногами!» Сергей вообще улыбчивый и очень позитивный человек. Но во время съемок становится понятно, как серьезно и сосредоточенно он умеет работать.