павел флоренский биография интересные факты
Павел Флоренский: биография, деятельность и интересные факты
Знаменитый священник и богослов Павел Александрович Флоренский был уроженцем Елизаветпольской губернии (современного Азербайджана). Он родился 21 января 1882 года в Евлахе в русской семье. Его отец, Александр Флоренский, был инженером и работал на Закавказской железной дороге. Мать, Ольга Сапарова, имела армянские корни.
Ранние годы
В 17 лет Флоренский поступил в Московский университет, где оказался на физико-математическом факультете. В студенчестве он познакомился с ключевыми поэтами Серебряного века: Андреем Белым, Валерием Брюсовым, Александром Блоком, Константином Бальмонтом и другими. Тогда же Павел увлекся богословием. Он стал печататься в разных журналах, например, в «Весах» и «Новом пути».
После окончания университета Павел Флоренский поступил в Московскую духовную академию. Здесь он написал свою первую серьезную исследовательскую работу «Столп и утверждение мыслей». За это сочинение Флоренский получил престижную Макарьевскую премию. В 1911 году он стал священником и последующие десять лет провел в Сергиевом Посаде, где служил в церкви при Красном Кресте. В это время Флоренский Павел Александрович также являлся редактором в академическом журнале «Богословский вестник».
Мыслитель и революция
В 1910 году молодой человек женился. Его супругой стала Анна Михайловна Гиацинтова (1889–1973) – обычная девушка из рязанской крестьянской семьи. У пары было пятеро детей. Семья оказалась главной опорой Флоренского, помогавшей ему в сложные времена, которые вскоре ожидали всю страну.
Наступление революции религиозный мыслитель считал признаком апокалипсиса. Тем не менее он не был удивлен событиями 1917 года, так как на протяжении всей молодости говорил о духовном кризисе России и ее близком крушении из-за потери национальных и духовных устоев.
Когда советская власть начала отбирать у церкви ее собственность, Флоренский стал выступать в защиту ключевых православных храмов, в том числе Троице-Сергиевой лавры. В 1920-е на него поступают первые доносы в ЧК, в которых философ обвинялся в создании запрещенного монархического кружка.
Друзья и единомышленники
Яркий представитель русской культуры Серебряного века Флоренский имел множество друзей не только среди поэтов и писателей, но и среди философов. Отличавшийся едкостью Василий Розанов называл его «Паскалем нашего времени» и «вождем молодого московского славянофильства». Особенно близок был Павел Флоренский, философия влекла множество умов и сердец в обеих столицах, к «Обществу памяти Вл. С. Соловьева». Значительная часть его друзей относилась к издательству «Путь» и «Кружку ищущих христианского просвещения».
Отношения с советской властью
Несмотря на лихолетья революций и гражданской войны, Павел Флоренский продолжал писать новые теоретические работы. В 1918 году он закончил «Очерки философии культа», в 1922-м – «Иконостас». В то же время богослов не забывает о своей светской специализации и поступает на работу в Главэнерго. В 1924 году вышла его монография, посвященная диэлектрикам. Научная деятельность, которую вел Павел Флоренский, активно поддерживалась Львом Троцким. Когда революционер оказался в опале и был лишен власти, его прежние связи с богословом оказались для последнего черной меткой.
Примечательно, что Флоренский стал одним из первых лиц, носивших духовное звание, начавших работать в официальных советских учреждениях. При этом он не отказывался от своих взглядов и надеялся, что со временем православие и новое государство найдут общий язык. Более того, богослов призывал всех своих ученых коллег также включаться в эту работу – иначе культурная повестка останется в руках исключительно пролеткультовцев, сетовал он.
Работая в области точных наук, Флоренский Павел написал «Мнимости в геометрии». В ней автор попытался с помощью математических расчетов опровергнуть гелиоцентрическую систему мира, предложенную Коперником. Священник стремился доказать правдивость идеи о том, что Солнце и другие объекты Солнечной системы вращаются вокруг Земли.
Искусствовед
В 1920-е гг. Флоренский также занимался музейной работой и искусствоведением. Им посвящены некоторые работы писателя. Также он входил в Комиссию, занимавшуюся охраной памятников искусства Троице-Сергиевой Лавры. Благодаря работе этого коллектива, куда входило еще несколько именитых священников и знатоков культуры, удалось описать огромный фонд артефактов монастыря. Также Комиссия не позволила разграбить хранившееся в Лавре национальное и церковное достояние.
В начале 1920-х гг. в стране в самом разгаре была кампания по уничтожению икон и вскрытию мощей. Флоренский всеми силами противостоял этим действиям государства. В частности, он написал работу «Иконостас», в которой подробно описал духовную связь между мощами и иконами. Похожей по смыслу была публикация «Обратная перспектива». В этих произведениях богослов отстаивал общекультурное превосходство иконописи над светской живописью. Другим вызовом для Церкви стало массовое переименование улиц и городов. Флоренский ответил и на эту кампанию. В «Именах» он убеждал общество прекратить отказываться от своего исторического и духовного прошлого.
Чем еще в те бурные годы занимался Павел Флоренский? Философия, кратко говоря, была не единственным его интересом. В 1921 году богослов стал профессором во ВХУТЕМАС. Высшие художественно-технические мастерские исповедовали новый курс на конструктивизм, футуризм и техницизм. Флоренский, напротив, отстаивал прежние формы культуры.
Репрессии и гибель
Как и любой другой активный религиозный деятель, Флоренский Павел Александрович неизбежно встал на пути молодого советского государства. Репрессии против него начались в 1928 году. Летом Флоренского отправили в ссылку в Нижний Новгород. Впрочем, вскоре его освободили благодаря заступничеству жены Горького Екатерины Пешковой. У мыслителя появился шанс эмигрировать за границу, однако он не стал покидать Россию.
В 1933 году Флоренского вновь арестовали. На этот раз его приговорили к десятилетнему сроку в лагерях. Обвинение заключалось в создании «национал-фашистской организации» «Партия России».
Первое время Флоренский Павел содержался в сибирском лагере «Свободный». Он стал работать в научно-исследовательском отделе в БАМЛАГе. В 1934 году богослова отправили в Сковородино в современной Амурской области, где находилась опытная мерзлотная станция. Той же осенью он оказался на Соловках. В знаменитом лагере, расположенном на месте православного монастыря, Флоренский работал на заводе по производству йода.
Выйти на свободу репрессированному так и не удалось. В 1937 году в разгар Большого террора особая тройка НКВД приговорила его к расстрелу. Высшая мера наказания была исполнена 25 ноября неподалеку от Ленинграда в местечке, сейчас известном как Левашовская пустошь.
Богословское наследие
Одно из самых известных произведений Флоренского «Столп и утверждение истины» (1914) было его магистерской диссертацией. Ядром этого сочинения стала кандидатская работа. Она получила название «О религиозной истине» (1908). Работа была посвящена путям, которые ведут верующих в Православную церковь. Основной мыслью произведения Флоренский считал идею о том, что познать догматы можно только с помощью живого религиозного опыта. «Столп» был написан в жанре теодицеи – попытки оправдать Бога перед человеческим рассудком, пребывающим в падшем и греховном состоянии.
Мыслитель считал, что богословие и философия имеют общие корни. Павел Флоренский, книги которого в одинаковой степени относились к обеим этим дисциплинам, в своем творчестве всегда старался исходить из этого принципа. В «Столпе» писатель подробно разоблачал многочисленные ереси (хилиазм, хлыстовство и т. д.). Также он критиковал новые не соответствующие православным канонам идеи – такие как «новое религиозное сознание», популярное среди интеллигенции в начале XX века.
Всесторонность Флоренского
Богослов Павел Флоренский, биография которого была связана с самыми разными науками, в своих книгах одинаково виртуозно демонстрировал хорошую осведомленность в самых разных областях. Он умело апеллировал к античной и новой философии, математике, филологии, иностранной литературе.
«Столп» Флоренского завершил становление онтологической школы в Московской Духовной Академии. В это движение также входили Феодор Голубинский, Серапион Машкин и другие православные богословы. Преподавая в Академии, Флоренский вел курсы по истории философии. Его лекции были посвящены самым разным темам: Платону, Канту, еврейскому и западноевропейскому мышлению, оккультизму, христианству, религиозной культуре и т. д.
Другие черты творчества
Как философ, Павел Флоренский, кратко говоря, внес большой вклад в понимание платонизма. Это отмечал непревзойденный знаток античной культуры Алексей Лосев. Флоренский изучал корни платонизма, связывающие его с философским идеализмом и религией.
В 1920-е гг. богослов обрушился с критикой на новую концепцию человекобожия, согласно которой, человек не ограничен в своей деятельности ценностями устаревших религиозных культов. Писатель предостерегал современников, что подобные идеи, исповедовавшиеся в тогдашней культуре и искусстве, приведут к смещению понятий добра и зла.
Павел флоренский биография интересные факты
Мать Флоренского, Ольга (Саломия) Павловна Флоренская, урождённая Сапарова, по отцу происходила из древнего армянского княжеского рода Мелик-Бегляровых, по матери — из именитого грузинского рода Пааташвили. Отец, Александр Иванович Флоренский, сын военного врача, окончил Петербургский Институт путей сообщения: серьёзный уважаемый инженер, строил в Закавказье дороги и мосты, впоследствии стал заместителем начальника Кавказского округа путей сообщений, а также действительным статским советником. У Флоренских имелись поместья в Елисаветпольской губернии — там во время волнений укрывались местные армяне, спасаясь от натиска кавказских татар. Впоследствии Павел Флоренский постоянно искал «особые корни своей армянской семьи», и утверждал, что его род происходит не из Персидской Армении, а из Карабаха. У Флоренских-старших было семеро детей. Павел родился 9 января 1882 г. близ Евлаха (ныне Азербайджан) и был назван в честь святого апостола Павла.
Осенью 1882 г. семья переселилась в Тифлис (Тбилиси), где маленького Павла крестили в старинном храме у подножия горы Мтацминда, близ могилы А. С. Грибоедова. В 17 лет юный Флоренский глубоко и искренне обратился к религии. Но родители упёрлись: сначала получи университетское образование! Павел окончил гимназический курс первым, с золотой медалью и в 1900-м поступил на физмат Московского университета, знакомится с Андреем Белым, Брюсовым, Бальмонтом, Мережковским, Гиппиус, Блоком, увлекается поэзией, публикуется в журналах «Новый Путь» и «Весы». Затем он увлекся учением Вл. Соловьёва и архимандрита Серапиона (Машкина) и по благословению епископа Антония (Флоренсова), поступил в Московскую духовную академию, где за работу в духе теодицеи «Столп и утверждение истины», удостаивается Макариевской премии. В 1911 г. Флоренский принял сан, в 1912-м назначен редактором академического журнала «Богословский вестник»
Брак Флоренских-старших был идеален, и они стали примером для Павла. По окончании Академии 1910 г. он обвенчался с учительницей начальных классов Анной Михайловной, урожденной Гиацинтовой. Флоренские-младшие переехали в Сергиев Посад. Анна Михайловна была скромной, любящей, заботливой матерью для их пятерых детей: Василия, Кирилла, Михаила, Ольги и Марии (Тинатин). Вместе с младшими детьми она ездила к ссыльному мужу в Нижний Новгород и на Дальний Восток. Именно она сохранила дом в Сергиевом Посаде и рукописное наследие П. А. Флоренского. Внуки Флоренского пошли в деда: Павел Васильевич — профессор РГУНиГ, академик МСА, академик РАЕН, член Союза писателей России, руководитель Экспертной группы по чудесам при Синодальной богословской комиссии РПЦ, а игумен Андроник (Трубачёв) — директор Центра изучения, охраны и реставрации наследия священника Павла Флоренского, директор музея Павла Флоренского в Сергиевом Посаде, основатель и директор Музея Павла Флоренского в Москве.
Революции 1905 и 1917 гг. Флоренский воспринял как живой апокалипсис и метафизически приветствовал их, но философски и политически всё более склонялся к теократическому монархизму. Он сблизился с Василием Розановым, стал его духовником. В 1913 г. в Киеве проходил процесс Бейлиса по обвинению еврея Менахема Менделя Бейлиса в ритуальном убийстве 13-летнего ученика Киево-Софийского духовного училища Андрея Ющинского. Не сомневаясь в существовании практики ритуальных убийств у евреев, Флоренский направил В. В. Розанову для анонимной публикации статьи «Проф. Д. А. Хвольсон о ритуальных убийствах» и «Иудеи и судьба христиан» и тот включил обе статьи в книгу «Обонятельное и осязательное отношение евреев к крови» в виде приложения.
Ещё будучи гимназистом, Флоренский увлекся фотографией. Снимки Акрополя, античных статуй и барельефов украшали книжные шкафы в его кабинете. С детских лет до кончины фотоснимок был для него символом вечности. 15-летним юношей, во время поездки в Германию, Флоренский живо интересовался фотоаппаратурой; в письме к отцу от 13 июня 1897 г. из Дрездена он пишет о желании приобрести «машину особой конструкции, которая дает рентгеновы фотографии». Вот как Флоренский вспоминал своё путешествие по Грузии летом 1899 г.: «Целыми днями лазил по горам, фотографируя, делая зарисовки, записывая свои наблюдения, а по вечерам приводил все это в порядок… пластинки приходилось закладывать в аппарат с большими неудобствами, при свете». Часть этих фотографий сохранилась до наших дней. В тюремной камере на Соловках, где прошли последние месяцы жизни о. Павла, с ним были фотографии родных и близких: после вечерней молитвы он смотрел на эти снимки, мысленно желая дорогим ему людям покоя и душевного равновесия.
По преданию, чтобы избавить честную главу святого Сергия от поругания, отец Павел Флоренский, архимандрит Кронид, Ю. А. Олсуфьев, граф В. А. Комаровский и ставшие впоследствии священниками С. П. Мансуров и М. В. Шик вскрыли раку Сергия Радонежского и изъяли главу Преподобного, а на её место положили главу погребённого здесь же, в Лавре, князя Трубецкого. Главу святого Сергия схоронили в ризнице и дали обет молчания, не нарушенный впоследствии никем. Когда в 1933 г. Флоренский был арестован, в тайну посвятили П. А. Голубцова, ставшего позже архиепископом Новгородским и Старорусским. Голубцов тайно перенёс ковчег и схоронил его в окрестностях Николо-Угрешского монастыря под Люберцами. Вскоре Голубцов был арестован, из заключения попал на фронт, а после демобилизации принёс ковчег в дом племянницы Олсуфьева Е. П. Васильчиковой. Незадолго до своей кончины она и рассказала о тайне. Васильчикова хранила заветный ковчег со честной главой у себя дома в цветочном горшке. На Пасху 21 апреля 1946 г. Лавра была вновь открыта, мощи Преподобного возвращены Церкви, а его глава заняла прежнее место в его гробе.
В начале 1930-х гг. против Флоренского развязывается кампания в советской прессе со статьями погромного характера. 26 февраля 1933 г. последовал арест, а через 5 месяцев — осуждение на 10 лет. Под пытками о. Павел оговорил академика Н. Лузина (Дело Лузина). Затем сломленного узника выслали по этапу в восточно-сибирский лагерь «Свободный», где он работал в научно-исследовательском отделе управления БАМЛАГа. 10 февраля 1934 г. Флоренский был направлен в Сковородино на опытную мерзлотную станцию, где проводил исследования, которые впоследствии легли в основу книги Н. И. Быкова и П. Н. Каптерева «Вечная мерзлота и строительство на ней». 17 августа 1934 г. отец Павел Флоренский был помещён в изолятор лагеря «Свободный», а 1 сентября 1934 г. отправлен со спецконвоем в Соловецкий лагерь особого назначения, на лагерный завод йодной промышленности: там он занимался проблемой добычи йода и агар-агара из морских водорослей и сделал более десяти запатентованных научных открытий.
25 ноября 1937 г. особой тройкой НКВД Ленинградской области он был приговорён к высшей мере наказания и расстрелян. Похоронен в общей могиле убитых НКВД под Ленинградом.
Мнимости жизни: 5 интересных фактов из биографии Павла Флоренского
Ирина Макарова
За отведённые ему 55 лет Флоренский написал множество религиозно-философских, научных и поэтических произведений, увлекался физикой, математикой, искусствоведением и музейной работой, был знаком с Андреем Белым, Валерием Брюсовым, Дмитрием Мережковским, Александром Блоком и Василием Розановым. С 1921 года он работал в системе Главэнерго. Научную деятельность Флоренского поддерживал Лев Троцкий, что, возможно, и сыграло роковую роль в его судьбе.
«Вечерняя Москва» предлагает вашему вниманию подборку интересных фактов из биографии человека, которого называли русским Леонардо да Винчи.
1. В детстве будущий священник ничего не знал о религии и даже не умел креститься. Родители Флоренского избегали конфессиональных споров, дабы воспитать ум, чистый от прошлых заблуждений и готовый к научному постижению.
2. Флоренский участвовал в реализации плана ГОЭЛРО (Государственной комиссии по электрификации России), для которого разработал специальные изоляционные материалы, в 1924 году он выпустил в свет большую монографию о диэлектриках.
5. В день расстрела богослова заключённые Соловков встали на колени, отдавая долг великому человеку. Похоронен он был в общей могиле убитых НКВД под Ленинградом.
Павел Флоренский
21 января 1882 года родился Павел Флоренский, религиозный философ и учёный.
Личное дело
Павел Александрович Флоренский (1882-1937) родился в местечке Евлах Елизаветпольской губернии (ныне Азербайджан). Отец Александр Иванович Флоренский, несмотря на то, что род его происходил от русского духовенства, сам был светским образованным человеком, утратившим связи с церковью. Работал инженером на строительстве Закавказской железной дороги. Мать — Ольга (Саломэ) Павловна Сапарова принадлежала к старинному и знатному роду карабахских армян. У Павла было два брата и четыре сестры. В семье любили читать Пушкина, Лермонтова, Диккенса, Шекспира, Гете. С увлечением слушали музыку Баха, Гайдна, Моцарта, Бетховена, романсы Шуберта и Глинки. «Только это и есть настоящая музыка, – закрепилось во мне с самого детства», – вспоминал Флоренский.
В семье сложилась весьма специфическая религиозная ситуация: отец относился к русской православной церкви, а мать — к армяно-григорианской церкви, в связи с чем, во избежание конфликтов, в семье религиозные и церковные вопросы не поднимались и не обсуждались. Как вспоминал сам Флоренский, «о религии у нас никогда не говорилось ни слова, ни за, ни против, ни даже повествовательно».
Мальчик очень рано обнаружил исключительные способности к математике. Во время учебы во 2-й Тифлисской гимназии он увлекся физикой, геологией, астрономией, математикой, иностранными языками. Завел тетради «Экспериментальные исследования» (как это делал Фарадей) и заносил в них наблюдения над природой, геологические, минералогические и археологические сведения, свои опыты и мысли. Самостоятельно изучал законы Ньютона, теории относительности и магнетизма, при этом сам изготовлял инструменты и приборы для опытов.
Окончив гимназию с золотой медалью, Флоренский в 1899 году поступил на физико-математический факультет Московского университета. Еще в годы студенчества его интересы охватывают философию, религию, искусство, фольклор. Он входит в круг молодых участников символистского движения, завязывает дружбу с Андреем Белым, а через него с Брюсовым, Блоком, Бальмонтом, Мережковским и Гиппиус. В студенческое время появляются первые научные работы Флоренского — «О символах бесконечности» (1904) и «Об одной предпосылке мировоззрения» (1904), опубликованные в символистских журналах «Новый путь» (№9, 1904) и «Весы» (№9, 1904) — работы, одновременно затрагивающие как философскую, так и научную — математическую сферы знания, объединение которых станет одним из важнейших принципов выстраиваемой им в дальнейшем единой философской системы.
Несмотря на то, что Флоренский воспитывался вне религиозной традиции, в юности под влиянием статей Льва Толстого у него появился интерес к христианству. В студенческие годы он увлекся учением Владимира Соловьева и архимандрита Серапиона (Машкина). В итоге по окончании университета Флоренский отклонил предложение остаться при кафедре математики, и поступил в Московскую духовную академию.
Первые издания книги вышли в 1908 и в 1912 годах; защищенная в 1914 году диссертация была издана в дополненном виде. Впоследствии она была преобразована в трактат «Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи» (1924). Труд был одобрен церковно-учебной администрацией. Это произведение Флоренского сразу было воспринято как значительное литературно-духовное явление, и вызвало многочисленные отклики и полемику — от восторженного признания до достаточно жесткой критики. Он был удостоен за нее престижной Макариевской премии.
В 1910 году Флоренский женился на Анне Михайловне Гиацинтовой – девушке из Рязанской губернии, обучавшейся на Московских женских курсах. После окончания Академии Флоренский остается в ней преподавателем философских дисциплин, а в 1911 году принимает священство. В 1912 году назначается редактором академического журнала «Богословский вестник».
С того же 1912 года начал служить в церкви Убежища сестер милосердия Красного Креста в Сергиевом Посаде.
В эти годы Флоренский активно общается и сотрудничает с ярчайшими представителями эпохи «Серебряного века», среди которых С. Н. Булгаков, В. Ф. Эрн, Е. Н. Трубецкой, М. А. Новоселов, В. В. Розанов, Ф. Д. Самарин, Л. А. Тихомиров, А. Ф. Лосев; принимает активное участие в работе московских философских православных кружков — «Обществе памяти Вл.С.Соловьева» и «Кружке ищущих христианского просвещения», более известном как «Новоселовский кружок».
Революцию Флоренский воспринял как свидетельство приближения апокалипсиса и в этом смысле метафизически приветствовал ее, но философски и политически он все более склонялся к теократическому монархизму. В это время он сближается с Василием Розановым и становится его духовником, требуя отречения от всех еретических трудов. Розанов называл его «Паскалем нашего времени» и «вождем молодого московского славянофильства».
Когда советская власть начала отбирать у церкви ее собственность, Флоренский пытался выступать в защиту ключевых православных храмов, в том числе Троице-Сергиевой лавры. Он старался убедить власти, что лавра — величайшая духовная ценность и не может сохраниться как мертвый музей. Флоренский вошел в комиссию, занимавшуюся охраной памятников искусства Троице-Сергиевой Лавры. Он занимает должность ученого секретаря Комиссии, становится главным хранителем ризницы Лавры, а также разрабатывает специальную методику эстетического анализа и описания предметов древнего искусства. Благодаря работе комиссии, в которую входило еще несколько именитых священников и знатоков культуры, удалось описать огромный фонд артефактов монастыря. Также комиссия не позволила разграбить хранившееся в Лавре национальное и церковное достояние.
Несмотря на тяготы, вызванные революцией и гражданской войной, Флоренский продолжал писать новые теоретические работы. В 1918 году он закончил «Очерки философии культа», в 1922-м – «Иконостас». Последняя работа была написана в связи с тем, что в начале 1920-х годов в стране началась кампания по уничтожению икон и вскрытию мощей. Флоренский пытался противостоять этому варварству. В работе «Иконостас», посвященной глубинному метафизическому и онтологическому содержанию иконы, он подробно описал духовную связь между мощами и иконами. Похожей по смыслу была публикация «Обратная перспектива». В этих произведениях богослов отстаивал общекультурное превосходство иконописи над светской живописью.
В 1921 году церковь Убежища сестер милосердия Красного Креста в Сергиевом Посаде, в которой служил Флоренский, была закрыта.
Флоренский, имевший физико-математическое образование, становится сотрудником нескольких советских научно-исследовательских учреждений и делает целый ряд серьезных научных открытий. В 1920 году, в связи с планом ГОЭРЛО, он был привлечен к научно-исследовательской работе в системе Главэлектро ВСНХ, где становится старшим научным сотрудником Комитета электрификации СССР и членом Карболитной комиссии ВСНХ.
В 1921 году он был избран профессором Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС) по кафедре «Анализ пространственности в художественных произведениях» на печатно-графическом факультете, где с 1921 по 1927 год читал лекции по теории перспективы.
В 1924 году Флоренский выпускает фундаментальный научный труд «Диэлектрики и их техническое применение», имеющий важное научное значение, а с 1927 года становится главным редактором «Технической энциклопедии», для которой подготавливает около 150 собственных статей. Его научную деятельность поддерживал Лев Троцкий, что, возможно, сыграло в судьбе Флоренского роковую роль.
В этот же период он пишет книги «Мнимости в геометрии» и «У водоразделов мысли».
Научно-философский труд «Мнимости в геометрии» с собственными иллюстрациями Флоренский издает за свой счет в 1922 году. В этой книге при помощи математических методов он пытается объяснить строение мира и его философское обоснование. Исследование направлено на решение не столько математических, сколько мировоззренческих проблем. Ссылаясь на «Божественную комедию» Данте, Флоренский пытается опровергнуть гелиоцентрические представления Коперника об устройстве Солнечной системы и подтвердить геоцентрическую картину мира, в которой Солнце и планеты обращаются вокруг Земли. Комментируя специальную теорию относительности Эйнштейна, он приходит к выводу, что за пределом скорости света начинается нефизический «тот свет». После выхода этой книги Флоренский был подвергнут жесткой критике, в частности за то, что «неверным образом» истолковывает теорию относительности.
С первых лет революции на Флоренского писались доносы. Еще в 1918–1920 годах, во время работы в «Комиссии по охране памятников» Троице-Сергиевой Лавры, его деятельность пытались преподать как контрреволюционную попытку создания мощного православного центра. Во время работы во ВХУТЕМАСе он был обвинен в создании мистической и идеалистической коалиции с В. А. Фаворским. Также философ обвинялся в создании запрещенного монархического кружка.
В 1928 году в Сергиевом Посаде, после серии публикаций, обличающих засилье «черносотенцев под Москвой», была проведена масштабная операция по аресту большей части священников и мирян, в том числе и Павла Флоренского. Без предъявления каких-либо обвинений его высылают в Нижний Новгород, где он ведет научную работу в местной Радиолаборатории. Вскоре, благодаря хлопотам жены Максима Горького Екатерины Пешковой, его возвращают из ссылки и дают возможность эмигрировать в Прагу, однако Флоренский решает остаться в России. Он продолжает работать в ГЭЭИ, а затем становится помощником директора Всесоюзного электротехнического института по научной части.
В начале 1930-х годов против отца Павла была развязана кампания в советской прессе со статьями разгромного и доносительского характера. На протяжении всех послереволюционных лет Флоренский не только никогда не отказывался от своих религиозных убеждений, но и не снимал с себя священнического сана и ходил в подряснике. В этой связи стала крылатой фраза В. Маяковского «во ВХУТЕМАСе Флоренский в рясе».
26 февраля 1933 года он был арестован и через 5 месяцев осужден на 10 лет исправительно-трудовых лагерей по 58-й статье, пунктам 10 и 11 — «Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти. а равно и распространение или изготовление литературы того же содержания».
Флоренский был этапирован на Дальний Восток в восточно-сибирский лагерь «Свободный» и определен работать в научно-исследовательском отделе управления БАМЛАГа. В 1934 году он был направлен в Сковородино на опытную мерзлотную научно-исследовательскую станцию, где провел ряд важнейших исследований, впоследствии легших в основу труда «Вечная мерзлота и строительство на ней». Осенью 1934 года Флоренский был переведен в Соловецкий лагерь особого назначения, где продолжал вести научную работу на лагерном заводе йодной промышленности, в лаборатории которого занимался разработкой технологии добычи и производства йода и агар-агара из морских водорослей и запатентовал более десяти научных открытий и изобретений.
На Соловках Флоренский провел три года. В ноябре 1937 года он был вывезен в Ленинград, где 25 ноября особой тройкой НКВД Ленинградской области был приговорен к высшей мере наказания и расстрелян.
Чем знаменит
Однако более всего он известен именно как богослов. Его работа «Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи» считается одним из самых серьезных и известных философско-богословских трудов русской философии XX века.
Весом и вклад Флоренского в науку. Получил широкое распространение его анализ пространственности в художественных произведениях. Его «Иконостас» ходил по рукам в самиздате. Утверждается, что его концепция «обратной перспективы» трансформировала советское искусствоведение. А естественно-научная работа Флоренского «Диэлектрики и их техническое применение» была посвящена исследованию полупроводников.
О чем надо знать
Николай Бердяев называл Павла Флоренского «рафинированным реакционером».
В 1913 году в Киеве проходил так называемый «процесс Бейлиса» — по фальсифицированному обвинению еврея Менахема Менделя Бейлиса в ритуальном убийстве христианского мальчика — 12-летнего ученика Киево-Софийского духовного училища Андрея Ющинского. Флоренского сильно заинтересовал этот скандальный процесс. Не сомневаясь в существовании практики ритуальных убийств у евреев, он публиковал анонимные статьи об истинности обвинения и действительности употребления иудеями крови христианских младенцев. В частности, направлял В. В. Розанову для анонимной публикации статьи «Проф. Д. А. Хвольсон о ритуальных убийствах» и «Иудеи и судьба христиан». Взгляды Флоренского при этом эволюционировали от христианского антииудаизма до расового антисемитизма. По его мнению «даже ничтожной капли еврейской крови» достаточно для того, чтобы вызвать «типично еврейские» телесные и душевные черты у целых последующих поколений.
В марте 1933 года, находясь в Бутырской тюрьме, Флоренский написал работу «Предполагаемое государственное устройство в будущем» — антииндивидуалистическую утопию в традициях «Государства» Платона и «Города Солнца» Кампанеллы. В ней он вывел свой идеал российской государственности. Флоренский представлял ее в виде пирамиды, жестко управляемой сверху.
Идеальное «государство будущего» с точки зрения Флоренского — это тоталитарная диктатура с доведенными до совершенства организацией и системой контроля, полностью изолированная от внешнего мира. Это государство требует от своих граждан преданности, подчинения и служения «целому», заботясь о том, чтобы устремления и потребности нового человека (выведенного с учетом законов евгеники) находились в согласии с потребностями общества. Индивидуальные права человека при этом упраздняются как устаревшие. На вершине властной пирамиды будет стоять поставленный самим небом вождь, которого Флоренский представляет как гениального и харизматического сверхчеловека: «Как суррогат такого лица, как переходная ступень истории появляются деятели вроде Муссолини, Гитлера и др. Исторически появление их целесообразно, поскольку отучает массы от демократического образа мышления, от партийных, парламентских и подобных предрассудков, поскольку дает намек, как много может сделать воля. Но подлинного творчества в этих лицах все же нет, и, надо думать, они — лишь первые попытки человечества породить героя. Будущий строй нашей страны ждет того, кто, обладая интуицией и волей, не побоялся бы открыто порвать с путами представительства, партийности, избирательных прав и прочего и отдался бы влекущей его цели. Все права на власть избирательные (по назначению) — старая ветошь, которой место в крематории. На созидание нового строя, долженствующего открыть новый период истории и соответствующую ему новую культуру, есть одно право — сила гения, сила творить этот строй. Право это одно только не человеческого происхождения и потому заслуживает названия Божественного. И как бы ни назывался подобный творец культуры — диктатором, правителем, императором или как-нибудь иначе, мы будем считать его истинным самодержцем и подчиняться ему не из страха, а в силу трепетного сознания, что пред нами чудо и живое явление творческой мощи человечества»
Прямая речь
О религии (1933 год): «Православная Церковь в своем теперешнем виде существовать не может и неминуемо разложится окончательно. Как поддержка, так и борьба против нее приведут к укреплению тех устоев, которым время уйти в прошлое, и, кроме того, задержит рост молодых побегов, которые вырастут там, где их менее всего ждут… Когда религию навязывают, от нее отворачиваются, потому что для восприятия предметов религии требуются соответственные условия. А когда религии не будет, тогда начнут тосковать. Тогда выживут не старые и безжизненные религии, а вопль изголодавшихся духом, которые сами без понукания и зазывания создадут свою религиозную организацию. Это будет лет через 10–15».
О вере: «Я научился благодушию, когда твердо узнал, что жизнь и каждого из нас, и народов, и человечества ведется Благою Волею, так что не следует беспокоиться ни о чем, помимо задач сегодняшнего дня».
Сергий Булгаков о Павле Флоренском: «О. Павел был для меня не только явление гениальности, но и произведение искусства: так был гармоничен и прекрасен его образ … Самое основное впечатление от о. Павла было впечатление силы. И этой силой была некая первозданность гениальной личности… Духовным же центром его личности, тем солнцем, которым освещались все его дары, было его священство. Настоящее творчество о. Павла — не книги, но он сам, вся его жизнь, которая ушла безвозвратно из этого века в будущий»
5 фактов о Павле Флоренском
Материалы о Павле Флоренском: