павел ершов годы жизни
Петр Павлович Ершов
Фото Все
Петр Ершов — биография
Петр Ершов – русский поэт 19-го века, автор прозаических и драматургических произведений. Создатель знаменитого «Конька-горбунка», вошедшего в список бессмертных произведений русской классики.
История о Коньке Горбунке вот уже более ста лет остается одной из самых любимых детьми сказок. Произведение неоднократно исключали из школьной программы, но через некоторое время возвращали вновь.
Жизненный путь Петра Ершова — автора «Конька-Горбунка» — оказался не менее сложным и интересным, чем судьба его знаменитой сказки.
Детство и юность
Село Безруково Тобольской губернии – место, откуда начинается Петра Павловича Ершова. 22 февраля 1815 года в семье купеческой дочери Евфимии Васильевны и государственного служащего Павла Алексеевича родился сын Петя – будущий поэт и прозаик, автор произведений, ставших классикой русской литературы.
Ершов-младший был очень болезненным ребенком: его состояние постоянно внушало родителям опасения за жизнь сына. В те годы еще практиковались языческие обряды, и Ершовы решили прибегнуть к одному из них: они «продали» Петра за грош неизвестному бродяге. Разумеется, продажа была ненастоящей – ребенок остался в семье. По старинному поверью считалось, что таким образом нищий забирает с собой все недуги больного.
По долгу службы отец был вынужден часто переезжать по городам России, и семья неизменно всюду следовала за ним. Детские годы Пети и его брата Коли прошли в Омске и Петропавловске, откуда в 1924 году Павел Алексеевич отправил их в Тобольск – поступать в гимназию. На время обучения мальчиков взял к себе родственник матери, купец Николай Пиленков. Известный в Сибири предприниматель и благотворитель, дядя Петра и Николая воспитывал племянников, как родных сыновей.
Петр Ершов
Во время учебы будущему поэту оказывал поддержку еще один человек – Иван Менделеев, работавший в тот период директором гимназии. Иван Павлович был отцом знаменитого химика Дмитрия Менделеева, с которым Ершов в будущем близко сдружился и даже породнился.
Окончив гимназию, братья отправились поступать в Императорский университет Санкт-Петербурга. Это было связано еще и с работой отца, который был командирован в город на Неве в связи с государственной службой. Петру удалось получить высшее образование уже в двадцатилетнем возрасте, хотя в учебе он показывал весьма посредственные успехи. Будучи выпускником историко-филологического факультета, юноша не мог похвастаться знанием даже одного иностранного языка.
Литература
Сказка «Конек-Горбунок» — самое яркое произведение Ершова, была написана им еще в студенческие годы. Санкт-Петербург на тот момент переживал не лучшие времена: столица была во власти эпидемии холеры и бунтов недовольных горожан. В совокупности все эти события весьма удручали молодого поэта.
Тогда и пришла в голову Петра идея написания сказки о справедливом бедняке. С поэтической составляющей произведения начинающему автору помог ректор университета Петр Плетнев, который показал Ершову сочинения Александра Пушкина.
Закончив работу над «Коньком-Горбунком», студент поделился своим творением с Пушкиным и Жуковским, с которыми тогда уже водил крепкую дружбу. Приятели горячо одобрили сказку, а Пушкин даже заявил, что теперь ему самому более нечего делать в сказочном жанре.
Первый отрывок произведения продекламировал сам Плетнев, читая лекцию в университетской аудитории. В 1834 году неполная версия сказки появилась на страницах «Библиотеки для чтения» — популярного в те годы ежемесячного издания. Читатель принял шедевр молодого автора очень тепло, и уже вскоре сказка была опубликована целиком. Первая книга Ершова появилась в магазинах, а за один ее экземпляр просили по 5 рублей.
После такого успеха Петр ощутил творческий подъем: сначала он отдал в печать начало баллады «Сибирский казак» — «Старинную быль», а вскоре и заключительную часть произведения. В середине 19-го века «быль» обрела такую популярность, что даже второй Сибирский казачий полк взял ее себе в качестве строевой песни. Впоследствии «Сибирский казак» не раз становился основой для музыкальных произведений, в том числе и в 20 веке.
«Конек-Горбунок» стал той лошадкой, на которой молодой Ершов «въехал» в литературное сообщество Северной столицы. Петр стал активным участником творческих вечеров, где собирались известные писатели, поэты и деятели других направлений искусства. Поэту казалось, что это лишь начало успеха и его литераторская деятельность будет развиваться и дальше. Каково же было разочарование автора, когда неприятности настигли его именно из-за «Конька-Горбунка»: власти увидели в сказке политическую подоплеку и неуважение к существующему монаршему строю. Книга оказалась запрещенной к публикации вплоть до 1856 года, когда сменился очередной самодержец.
Уже через год после того, как Ершов вышел из-под опалы, его внесли в список одобренных правительством деятелей. Сохранились официальные документы, в которых поэт характеризуется как честный, порядочный и умный человек. К сказке же «Конек-Горбунок» в то время было противоречивое отношение: одни восхищались ею, другие ругали. Среди ярых критиков оказался и Виссарион Белинский, опубликовавший относительно произведения разгромную статью.
В зрелые годы Петр Павлович обращался к разным жанрам: писал прозу и драматические сочинения, экспериментировал с поэзией больших и малых форм. К сожалению, ни одна из его более поздних работ не смогла повторить успеха знаменитой сказки.
Ершов как-то начал трудиться над произведением по народным мотивам – поэмой «Иван-царевич». Однако в самом конце работы автор решительно раскритиковал свое собственное сочинение и даже уничтожил все рукописи.
Личная жизнь
Непростой творческий путь Петра осложняли еще и трудности в личной жизни. Будучи совсем молодым парнем, Ершов потерял отца и брата, из-за чего ему пришлось покинуть Санкт-Петербург и вернуться к матери в Тобольск. Здесь он устроился преподавателем в местную гимназию, где планировал обучать детей словесности. Однако эта должность не была вакантной, и новому педагогу предложили обучать гимназистов латыни. К иностранным языкам поэт никогда не тяготел, поэтому работа казалась ему скучной и неинтересной.
Когда скончалась мать, Петр настроился уехать обратно в столицу, но не смог по личным обстоятельствам. На его жизненном пути появилась женщина по имени Серафима, у которой на тот момент было уже четверо детей. Влюбленные поженились и после свадьбы прожили пять лет, после чего Серафима скончалась при тяжелых родах. Через некоторое время литератор женился снова: на этот раз его избранницей стала Олимпиада Кузьмина. Однако судьба распорядилась так, что и эта женщина вскоре умерла, оставив поэта во второй раз вдовцом.
С третьей супругой Еленой автор прожил долгую и счастливую жизнь. От всех жен у Петра родилось пятнадцать детей, но одиннадцать из них не смогли дожить до совершеннолетия.
Несмотря на то, что Ершов недолюбливал латинский язык, его преподавательская карьера сложилась весьма успешно. Уже через несколько лет работы он был назначен на должность инспектора Тобольской гимназии, а позже стал и директором учреждения.
Петр Павлович вел активную общественную деятельность в сфере образования: благодаря его содействию были открыты новые гимназии, в тот числе и редкие в тот период женские. В своем колледже Ершов основал студенческий театр, для постановок которого сочинял пьесы.
Смерть
Достоверных сведений о причине смерти поэта нет. Известно лишь, что все последние годы поэта мучала водянка – болезнь, связанная со скоплением жидкости в брюшной полости. Как вспоминали современники Ершова, несмотря на тягостное состояние, литератор сохранял бодрость и поразительную работоспособность.
Скончался автор «Конька-Горбунка» в Тобольске: это случилось в августе 1869 года. Поэт обрел последнее пристанище на Завальном кладбище, где ему установили памятную плиту с упоминанием любимой сказки.
Петр Ершов стал одним из тех авторов, чье творчество по-настоящему оценили через многие годы после смерти. Его имя носят улицы Ишима и Тобольска, а с 1960 года его село Безруково стало называться Ершово.
Памятник Петру Ершову
Благодаря сохранившимся памятникам, бюстам и нескольким портретам Ершова, потомки имеют возможность получить достоверное представление о том, как выглядел знаменитый мастер слова.
Избранные произведения
Ссылки
Петр Ершов
Биография
Детство и юность
Петр Павлович Ершов родился 22 февраля 1815 года в селе Безруково Тобольской губернии (сейчас территория Тюменской области). Мать будущего поэта, Евфимия Васильевна, происходила из купеческой семьи. Отец Павел Алексеевич занимал пост станового исправника.
Портрет Петра Ершова
В детстве Петр был очень слабым, и Ершовы всерьез опасались за его жизнь. От отчаяния они даже решились на полуязыческий обряд «продажи» младенца: болезненного ребенка «отдавали» за грош нищему. Ребенок, разумеется, оставался с родителями, а бедняк, как считалось, уносил болезнь с собой.
Из-за рода службы отца семья часто переезжала, и первые 8 лет будущий поэт жил в Омске и Петропавловске. Затем, в 1924 году, отец отправил Петра и его брата Николая в Тобольск, чтобы сыновья обучались в гимназии. Поэтому долгое время мальчикам пришлось жить в отрыве от родителей, в семье дяди по материнской линии, купца Николая Степановича Пиленкова. Он, богатый человек и меценат, относился к племянникам очень тепло.
Петр Ершов в молодости
Еще одним человеком, принимавшим участие в жизни Петра, стал директор гимназии Иван Менделеев, отец великого химика Дмитрия Менделеева. С ним Ершов впоследствии близко подружился и даже отдал свою падчерицу за него замуж.
После окончания гимназии братья Ершовы продолжили учебу в Императорском Санкт-Петербургском университете, так как отца отправили работать в столицу. Впоследствии Петр получил высшее образование всего в 20 лет, хотя к учебе относился пренебрежительно: после выпуска он даже не знал ни одного иностранного языка, хотя учился на историко-филологическом факультете.
Творчество
«Конек-Горбунок», принесший Петру известность, был написан молодым поэтом в годы студенчества. Первое время в Санкт-Петербурге было для юноши трудным: в столице бушевала холера, люди бунтовали. Все это производило на Ершова удручающее впечатление.
Писатель Петр Ершов
Тогда ему и пришла в голову идея истории, главным героем которой станет честный и справедливый бедняк. Поэтическую же составляющую «Конек-Горбунок» обрел благодаря Петру Александровичу Плетневу, ректору университета и профессору русской словесности. Он показал студенту Ершову сказки Александра Сергеевича Пушкина, и начинающий автор окончательно определился со сказочным направлением сюжета и стихотворным изложением.
Когда «Конек-Горбунок» был дописан, Петр отдал поэму на суд Александра Пушкина и Василия Жуковского, с которыми сблизился за время учебы. Сказка вызвала у них бурное одобрение, а Пушкин сказал, что после «Конька-Горбунка» он может более не беспокоиться о сказочном жанре и оставить этот род сочинений.
Первое и современное издание сказки «Конек-Горбунок»
Немного позже отрывок из сказки Ершова был прочитан с университетской кафедры самим Плетневым, затем еще один фрагмент «Конька…» опубликовали в ежемесячном журнале «Библиотека для чтения» за 1834 год. Успех привел к тому, что в октябре 1834-го сказка была полностью опубликована. Дебютная книга Петра Ершова продавалась по цене 5 рублей за экземпляр.
Через месяц Петр закрепил успех – в печать отдали первую часть его «старинной были», баллады «Сибирский казак», а затем и вторую. Это произведение также имело успех: в 1840-е «быль» стала строевой песней 2-го Сибирского казачьего полка. Не забыли «Сибирского казака» и позже – в переложении на музыку историческую балладу исполняли многие певцы и певицы, в том числе Надежда Бабкина.
Иллюстрация к сказке «Конек-Горбунок»
Успех «Конька-Горбунка» открыл молодому писателю двери в творческое общество Санкт-Петербурга. Петр начал посещать встречи литераторов, знакомиться с коллегами по цеху и думал, что его призванием станет писательский труд.
Однако в силу юности и, возможно, детства, проведенного в провинции, Ершов не сумел оценить плотную взаимосвязь литературы с политической ситуацией в государстве. В итоге правительство усмотрело в «Коньке-Горбунке» неуважительное отношение к царской власти, и книга оказалась запрещенной к публикации. Поэтому, несмотря на популярность сказки, переиздали «Конька…» только в 1856 году, после смены царя.
Памятник Иванушке и Коньку-Горбунку
Интересный факт: после того как минула опала, Петр Павлович в 1857 году оказался внесен в список лиц, заслуживающих правительственного доверия. Причем охарактеризовали в нем писателя как доброго, умного и честного человека. Критики отнеслись к сказке двойственно: ее и хвалили, и ругали. Среди людей, которым «Конек-Горбунок» пришелся не по вкусу, был критик Виссарион Белинский, разгромивший произведение автора в своей статье.
В дальнейшем на литературном поприще Ершов пробовал себя в различных жанрах: писал поэзию как малых, так и больших форм, сочинял прозаические и драматические произведения. Однако успеха «Конька…» не смогла повторить ни одна из его последующих работ. Стихи Петра были вторичными и при безупречной форме не вызывали у читателей, избалованных поэзией Золотого века, никакого интереса по своему содержанию.
Портрет Петра Ершова
Поэт попробовал вернуться к «народному жанру» и взялся за написание поэмы «Иван-царевич». Но итог работы категорически Ершову не понравился, и он уничтожил рукопись. Также Петр пытался написать либретто к опере со сказочным сюжетом «Страшный меч». Произведение получилось преимущественно удачным, но в свете его так и не представили – свежая опера Михаила Глинки «Жизнь за царя» сделала работу Ершова ненужной.
Личная жизнь
Биография Петра Павловича вне творчества также складывалась непросто. В середине 1830-х молодому мужчине пришлось покинуть столицу: сначала умер его брат, затем – отец, и кому-то надо было взять на попечение мать. Ершов вернулся в Тобольск, где получил должность преподавателя Тобольской гимназии. Изначально Петр планировал стать преподавателем словесности, но этой должности не нашлось. Поэтому пришлось преподавать гимназистам латинский язык, который самому Петру совершенно не нравился.
Памятник Петру Ершову
После смерти матери мужчина всерьез думал вернуться в Санкт-Петербург, но вмешались личные обстоятельства: Петр влюбился. Избранницей стала вдова Серафима Лещева, имевшая уже четверых детей. Брак продлился 5 лет, затем женщина умерла при родах. Ершов женился повторно на Олимпиаде Кузьминой, но и этот брак завершился в 1853 году в связи со смертью супруги.
Овдовев повторно, Петр Павлович все-таки не утратил надежды найти счастье в личной жизни, и в конце концов это ему удалось. С третьей женой Еленой Черкасовой писатель прожил до конца жизни. Всего в браках у Петра Ершова родились 15 детей, но до совершеннолетия дожили только четверо.
Александр, младший сын Петра Ершова
Карьера Петра Павловича как преподавателя, несмотря на нелюбовь к латыни, складывалась удачно. Через 8 лет работы он стал инспектором Тобольской гимназии, а через 21 год дослужился до директорского поста.
Службе Ершов уделял много времени и внимания: не ограничиваясь только гимназией, Петр Павлович учредил несколько новых училищ, включая редкие по тем временам женские образовательные учреждения. Также он писал сочинения на педагогическую тему, инициировал в гимназии организацию театра, для которого сам писал пьесы.
Смерть
Точная причина смерти Петра Павловича неизвестна. До потомков дошли только сведения, что последние годы жизни мужчина страдал от водянки – болезни, при которой в полости живота скапливается большое количество жидкости. Несмотря на мучительные симптомы, Ершов до конца оставался деятельным и бодрым человеком.
Могила Петра Ершова
Петр Павлович Ершов умер 18 августа 1869 года в Тобольске. Могила поэта находится на местном Завальном кладбище. На надгробии имеется надпись, гласящая, что под ним лежит автор сказки «Конек-Горбунок».
После смерти признание творчества Ершова оказалось выше, чем при жизни. В честь него названы улицы в Тобольске и Ишиме, а родное село Безруково переименовано в Ершово в 1960 году. Петру Павловичу поставлены 2 памятника и бюст. Кроме этого, получить представление о внешности писателя можно благодаря нескольким портретам, нарисованным при жизни.
Биография Петра Ершова
Русский поэт, прозаик, педагог Петр Павлович Ершов родился 6 марта (22 февраля по старому стилю) 1815 года в деревне Безруково Ишимского округа Тобольской губернии (ныне Ершово Тюменской области).
Его отец был полицейским чиновником, мать — дочерью тобольского купца. Из-за службы отца семья часто переезжала, жила в Петропавловске, Омске и Березове.
Петр Ершов учился в Березовском и Тобольском уездных училищах. В 1830 году окончил Тобольскую гимназию.
В 1834 году окончил философско-юридический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета.
Известность Ершову принесла написанная еще в студенческие годы сказка «Конек-Горбунок», впервые напечатанная отрывком в третьем томе «Библиотеки для чтения» в 1834 году с похвальным отзывом редактора издания Осипа Сенковского. Первые четыре стиха сказки набросал Александр Пушкин, читавший ее в рукописи. Великому поэту понравилась легкость стиха, с которым — говорил он — Ершов «обращается как со своим крепостным мужиком». Вскоре сказка вышла отдельной книжкой и при жизни Ершова выдержала семь изданий.
В 1834-1836 годах Петр Ершов активно участвовал в литературной жизни Петербурга, входил в кружок поэта и переводчика Владимира Бенедиктова. Он опубликовал 10 стихотворений, в числе которых — баллада «Сибирский казак» (1835). В те же годы Ершов напечатал драматическую сцену «Фома-кузнец» (1835) и пьесу «Суворов и станционный смотритель» (1836).
Летом 1836 года Ершов возвратился в Тобольск, питая надежды на широкую просветительскую деятельность в Сибири.
С 1836 года работал учителем Тобольской гимназии, с 1844 года был инспектором гимназии.
В 1857-1862 годах занимал пост директора гимназии и дирекции училищ Тобольской губернии. Занимался организацией женского образования в Тюмени, Ишиме, Кургане, Омске, Ялуторовске.
Одновременно занимался творчеством. В «Современнике» были опубликованы его поэма «Сузге» (1838), стихотворения «Кто он?» (1837), «Ответ» (1846), «Призыв» (1846), «Воспоминание» (1846). В «Библиотеке для чтения» — «Музыка» (1840), «Зимний вечер» (1841), «Клад души» (1841) и др.
В 1857 году в журнале «Живописный сборник замечательных предметов из наук, искусства, промышленности и общежития» был опубликован цикл из семи рассказов Ершова «Осенние вечера».
С 1857 года по 1858 год Петр Ершов был цензором и фактическим редактором первой сибирской газеты «Тобольские губернские ведомости».
Собственные статьи он публиковал анонимно или под псевдонимами «Житель Тобольска», «Любитель», «Тобольский житель».
Ершов за службу был награжден орденом Святого Станислава II степени.
30 августа (18 августа по старому стилю) 1869 года Петр Ершов скончался в Тобольске. Похоронен в Тобольске на Завальном кладбище.
Он трижды был женат. Его первая жена Серафима Лещева умерла при родах в 1845 году. Вторая супруга Олимпиада Кузьмина скончалась в 1853 году. Третий раз Ершов женился в 1854 году на Елене Черкасовой.
Из его 15 детей до совершеннолетнего возраста дожили четверо — дочери от второй жены Людмила и Юлия, сыновья от третьей жены Владимир и Александр.
«Конек-Горбунок» до сих пор остается одной из самых популярных сказок, сюжет которой нашел отражение в живописи и театре. Балет «Конек-Горбунок» был поставлен на музыку Цезаря Пуни в 1864 году в Мариинском театре, в 1960 году композитор Родион Щедрин также создал одноименный балет.
В 1960 году деревня Безруково Тюменской области, где родился поэт, было переименовано в Ершово.
В 2006 году в городе Ишиме Тюменской области был создан Музей Ершова (с 2009 года — Культурный центр П.П. Ершова).
В 2008 году в Тобольске в сквере имени Ершова был установлен скульптурная композиция, посвященная поэту и его сказочным героям.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Пётр Ершов
Пётр Павлович Ершов родился 22 февраля (6 марта по нов. стилю) 1815 года в селе Безруково Ишимского уезда Тобольской губернии. Детство будущего писателя прошло в разъездах: отцу его — Павлу Алексеевичу, полицейскому чиновнику, по долгу службы приходилось жить в разных городах и селениях Сибири. В 1824 году родители отправили Петра и его старшего брата Николая учиться в Тобольск.
Пётр Ершов с отличием закончил Тобольскую губернскую гимназию. В это же время его отец перевёлся в Петербург и в начале 1831 г. братья Ершовы поступили в Петербургский университет. Пётр учился на философско-юридическом факультете, учился, впрочем, без особого блеска — ленился. Считается, что он вообще закончил университет только благодаря необъяснимому везению: на экзаменах постоянно попадались лишь те билеты, которые он знал. Впоследствии Ершов сам не раз сетовал на свою лень, недоученность, со смущением признавался, что не владеет свободно хотя бы одним иностранным языком (знание языков было тогда нормой для всякого образованного человека). А латынь студент Ершов вообще терпеть не мог! Не любил мёртвую латынь, зато с любовью и вниманием относился к живой народной русской речи. И под восторженным впечатлением от только что опубликованных сказок Пушкина решил написать свою сказку в стихах — на основе народных легенд и историй, которые не раз слышал в детстве. Ершов назвал сказку «Конёк-горбунок» и в начале 1834 г. представил своему преподавателю русской словесности профессору Плетнёву как курсовую работу. Плетнёву так понравилось произведение, что он даже зачитывал отрывки из сказки студентам на лекции и незаметный девятнадцатилетний студент Ершов стал университетской знаменитостью. Плетнёв познакомил Ершова с Пушкиным, который высоко оценил сказку и предположительно сделал некоторые правки в тексте.
В том же году сказка была опубликована. Сначала частично — в журнале «Библиотека для чтения» О. И. Сенковского, а вскоре — отдельным изданием. Хотя литературная критика встретила произведение неоднозначно (от очень благожелательного отзыва Сенковского, до негативных — В. Белинского и Н. Станкевича), читатель полюбил «Горбунка» раз и навсегда. Только при жизни автора сказка выдержала семь изданий (в четвёртое и пятое Ершов внёс существенные правки). Всего же дореволюционных изданий было двадцать шесть, в СССР «Конька-горбунка» издавали ещё более 200 раз! Число же изданий на настоящий момент по всему миру не смогут назвать даже исследователи творчества Ершова. Несмотря на такую популярность, сказку несколько раз пытались запретить. Первые издания выходили с купюрами царской цензуры, а в 1847 г. был запрещён даже цензурированный вариант (в книге усмотрели сатиру на «николаевскую Россию» и неуважение к православной церкви) и сказка вновь вышла лишь в 1856 г. после смерти Николая I с личного разрешения министра просвещения А. Норова. В 1922 году политредактору не понравилось «порнографичное» выражение «старый хрен» и то, что в сказке народ кричит «ура» царю; а в 1934 цензоры усмотрели в произведении «историю одной замечательной карьеры сына деревенского кулака». Наконец в 2007 г. книгу Ершова обвинили в «экстремизме», поскольку слово «татарин» употребляется в высказываниях царя «как ругательное».
Но вернёмся к судьбе самого Ершова. Его дальнейшая жизнь сложилась непросто: умерли отец (1833) и брат (1834), тяжело болеет мать, здоровье самого писателя, слабого от рождения, ещё более ослаблено влажным питерским климатом; Ершов не смог получить в Петербурге место, на которое рассчитывал, возникли проблемы с деньгами. В 1836 году, через два года после окончания университета, Ершов с матерью возвращаются в Тобольск. Мечтам стать профессиональным литератором не суждено осуществиться.
В Тобольске Ершов служит учителем словесности в гимназии, затем — инспектором училищ губернии и директором гимназии.
Ершов женится на вдове с четырьмя детьми, но семейное счастье длится недолго — через несколько лет его супруга умирает. Ершов женится повторно, но и вторая его жена через некоторое время уходит из жизни. Из пятнадцати детей Ершова одиннадцать умерли в детстве или при рождении. В 1862 году Пётр Ершов вышел в отставку, пенсию он смог выхлопотать себе только почти через два года с помощью своего бывшего ученика (и мужа падчерицы Ершова) Д. И. Менделеева.
Вопреки расхожему мнению, что после «Конька-горбунка» он не написал ничего заслуживающего внимания, Ершов оставил после себя совсем немалое и очень разнообразное в жанровом отношении литературное наследие. Он автор поэм, либретто к операм, рассказов, пьес, нескольких десятков лирических и юмористических стихотворений. При жизни автора опубликована лишь небольшая часть его работ. Архив Ершова до сих пор не найден. Некоторое время Ершов был цензором и автором статей в первой сибирской газете — «Тобольских губернских ведомостях» и по праву может быть назван первым журналистом Сибири. Ершов поучаствовал в создании произведения Козьмы Пруткова: в 1854 г. он познакомился в Тобольске с одним из «отцов» Пруткова — В. М. Жемчужниковым и передал ему стихотворную сценку «Черепослов», написанную ещё в 1837 г. вместе со ссыльным поэтом-декабристом Н. Чижовым, с просьбой «поместить её куда-либо», поскольку «сам я уже ничего не пишу». Братья Жемчужниковы использовали текст Ершова в оперетте «Черепослов». Действительно, с годами создатель «Конька-горбунка» писал все меньше, отчасти в этом виноваты житейские проблемы и занятость по службе, отчасти — некоторое разочарование в собственном творчестве: ни одно из произведений Ершова не получило даже толики той славы, какой удостоилась его замечательная сказка. Хотя справедливости ради надо отметить, что несмотря на общую вторичность последующего за «Коньком» творчества, а порой и эпигонство, у Ершова были и несомненные творческие удачи. Оказавшись на периферии литературной жизни, Ершов был практически забыт ещё при жизни, оставшись автором лишь одной книги. Цикл рассказов «Осенние вечера», на который он возлагал столько надежд, был довольно равнодушно принят читателями. Интересно, что герой рассказа «Панин бугор» носит фамилию. Сталин.
Ершов умер 18(30) августа 1869 года в Тобольске.
В советское время произведения писателя (конечно, за исключением выходившего огромными тиражами «Горбунка») издавали очень редко, а духовная лирика Ершова, имеющая важное значение для его творчества, по понятным причинам долгое время была terra incognita для читателей.
Фантастическое в творчестве автора:
Фантастическое наследие автора не ограничивается только его шедевром — волшебной сказкой в стихах «Конёк-горбунок», оказавшей огромное влияние на развитие русской сказочной и фантастической литературы. Так среди рассказов, входящих в цикл «Осенние вечера», необходимо отметить сказочную историю с использованием славянской мифологии «Об Иване-трапезнике и о том, кто третью булку съел» и мистический «пасхальный рассказ» «Чудный храм». Интересно, что ещё один рассказ цикла — «Страшный лес» начинается как чистейшая готика, с явными намёками на встречу со сверхъестественным, но развязка оказывается предельно реалистической и банальной. Кроме того, либретто оперы «Страшный меч» является, используя современную терминологию, самым настоящим «славянским фэнтези».
Примечание к биографии:
Изображение: Прижизненный портрет Петра Павловича Ершова работы художника Николая Маджи (конец 1850-х)