павел челищев художник личная жизнь
«Ранимый гей» Павел Челищев
Его называют то «ранимым геем», то обладателем бесконечного числа любовников и основателем целой «гомосексуальной общины» в Париже. О его вспыльчивом характере, публичных скандалах и драках из-за любовников складывают легенды и анекдоты.
25 лет личных и творческих отношений Челищева и Форда вошли в историю американского искусства несколькими совместными проектами, в которых принимали участие Джордж Баланчин, Сальвадор Дали, Жан Кокто и другие. Челищев иллюстрировал журнал сюрреалистов View (1940-1947), создал серию рисунков к гей-роману Young and Evil, однако впервые они были изданы в книге только в 1988 году.
В 1952-м Челищев стал американским гражданином. Хотя в это время вновь жил в Европе. Последние пять (по другим данным 8) вместе с Фордом они предпочитали то Рим, то Париж. В 1956 году в возрасте 58 лет Челищев перенес инфаркт и летом 1957 года скончался в имении близ Рима на руках своего любимого.
Если в США Форд был более известен как поэт, то в Старом свете он начал яркую карьеру художника и фотографа. Поэтому, когда Чарльз после смерти Павла вернулся в Америку, он вскоре был поднят на вершины славы новым поколением художников, среди которых такие гей-кумиры, как Роберт Меппелторп и Энди Уорхол. Чарльз Генри Форд прожил долгую жизнь и скончался, опекаемый очередным любовником, в глубокой старости в 2002 году.
Павел Челищев много рисовал для балета, в 1920-е годы оформил несколько книг. Началось все в Берлине с сотрудничества с «Русским романтическим театром» бывшего питерского танцовщика Бориса Романова. Позже контакты с Романовым продолжатся в Нью-Йорке, где в 1938 году тот станет балетмейстером Метрополитен-Опера.
Затем в Париже и Лондоне Челищев будет работать над постановкой последнего балета труппы Сергея Дягилева. Оформит балет «Ода» (1928) на музыку Николая Набокова по стихотворению Михайло Ломоносова. Постановщиком будет Леонид Мясин, а главную партию станцует Сергей Лифарь.
В творческой биографии Челищева также постановки Джорджа Баланчина в Париже и Нью-Йорке, Игоря Стравинского в Буэнос-Айресе и другие.
Наиболее полно характеризует «голубое» направление в творчестве Челищева исследование Дэвида Леддика «Гомоэротическое искусство Павла Челищева» (The Homoerotic Art of Pavel Tchelitchev, 1999). В нем воспроизведены около 60 работ художника с 1929 по 1939 годы, который условно можно назвать «голубым периодом».
Павел Челищев — представитель метафизического искусства
Павел Федорович Челищев (Pavel Fyodorovich Tchelitchew; родился в 21 сентября 1898 г. — умер 1 августа 1957 г.) был художником, театральным оформителем, создателем новых изобразительных форм первой половины XX века. Свое творчество Павел Челищев определил словами — ангелическая, или внутренняя, перспектива. Большинство картин мастера написаны в стиле мистического сюрреализма.
Павел Челищев считал свою живопись новым духовным зрением. Он интересовался метафизикой и старался изобразить энергию, которая управляет человеческой сущностью.
Биография Павла Челищева
Павел Федорович Челищев — выходец из семьи крупного землевладельца, родился 21 сентября 1898 года в имении Дубровка Жиздринского уезда Калужской губернии. В детском возрасте будущего живописца окружали гувернантки, в доме было принято общаться на английском, французском, немецком языках. Отец, бывший доцент математики при МГУ, знакомил Павла с идеями Николая Лобачевского и активно поддерживал интерес сына к искусству.
С приходом советской власти Челищев вместе с семьей вынужденно покинул Дубровку и переселился в Киев. Там он обучался в монастырской иконной мастерской и посещал Академию художеств. В 1919 году примкнул к белогвардейскому движению, служил картографом в Добровольческой армии. В 22-летнем возрасте живописец эмигрировал в Константинополь, после в Европу. С 1921 по 1923 год создавал декорации для театров Берлина, писал пейзажи, натюрморты, заказные портреты.
В 1924 году живописец переехал в Париж. Во Франции попал под покровительство американской писательницы Гертруды Стайн (Gertrude Stein), сотрудничал с Игорем Стравинским и Сергеем Дягилевым. Парижский период творчества отмечен многочисленными портретами друзей и знакомых. Среди них портреты актрисы Рут Форд (Ruth Ford), основателя «Балета Нью-Йорка» Линкольна Кирстейна (Lincoln Edward Kirstein), писателя и поэта Чарльза Генри Форда (Charles Henri Ford), с которым Челищев оставался в близких отношениях до конца своих дней.
В начале Второй мировой войны Павел Челищев уехал в США. Он оформлял обложки журнала спасающихся в Америке европейских сюрреалистов, иллюстрировал гей-роман. Художник рисовал декорации и костюмы для сценических проектов, в которых принимали участие Джордж Баланчин (George Balanchine), Сальвадор Дали (Salvador Dalí), Жан Кокто (Jean Cocteau). В живописи мастер проводил эксперименты с изображениями людей, животных, растений и прочих природных форм. Он раскладывал их на составные части, а затем компоновал так, что человеческий облик становился всеобъемлющим, обретая черты живой и неживой природы.
В Америке Павел Челищев находился в поиске вечной души. Его занимала уже не внешняя оболочка живых объектов, а их объем, пульсация сосудов, свечение ауры.
После войны художник переехал в Италию и уединился на вилле Фраскати (итал. Frascati). В этот период он обратился к абстрактной живописи, интересовался астрологией и оккультной практикой. Поздние работы, выполненные в стиле геометрической абстракции, обладали глубоким мистицизмом, предвещавшим психоделический идеализм советских абстракционистов 1960-х годов.
Последние годы жизни Павла Челищева прошли в Италии, вблизи православного монастыря. Умер живописец 1 августа 1957 года.
Самые известные картины Павла Федоровича Челищева
Картины Павла Челищева по праву считаются выдающимися образцами символизма в искусстве прошлого столетия. Глубоко личные, чувственные фантастические образы живописца потрясают зрителей до сих пор:
Работы Челищева пользуются популярностью у коллекционеров во всем мире. Арт-аукционы — это уникальная возможность познакомиться с неизвестными ранее произведениями знаменитых художников, а также увидеть интересные работы современных авторов. На сайте Very Important Lot всегда можно недорого купить картины талантливых молодых дарований.
Почему русский соперник Сальвадора Дали неизвестен на родине: художник Павел Челищев
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
В 1916 году Челищев начал было учиться в Москве, но грянула революция. Семья Челищевых по личному распоряжению Ленина была выселена из Дубровки. Спасаясь от преследования, они перебрались в Киев. Там Павел познакомился с Александрой Экстер и взял у нее несколько уроков, учился в иконописной мастерской, поступил в киевскую Академию художеств. Он даже попробовал себя в качестве театрального художника, но оформленные им постановки не состоялись. Затем след художника теряется. Он служил в добровольческой армии картографом, а потом то ли присоединился к Деникину, то ли неплохо устроился театральным художником в Одессе. Так или иначе, в 1920 году он оказался в Константинополе, спустя год перебрался в Софию, через несколько месяцев на пару лет осел в Берлине… В те годы Челищев занимался в основном театральными декорациями, и лишь в 1923 году, уже осев в Париже, смог посвятить себя станковой живописи.
Он не успел завоевать известность ни на родине, ни в эмигрантских кругах, и Париж встретил Челищева довольно холодно. Но тут случилось чудо – сама Гертруда Стайн приобрела его картину «Корзинка клубники», а вкусам писательницы подражала вся парижская богема. Да и сам художник очень ей приглянулся. Они подружились – и пронесли эту дружбу через всю жизнь.
С середины 1920-х годов он начинает активно участвовать в выставках, его работы покупаются, появляются заказчики и новые покровители… Тогда же состоялось знакомство и сотрудничество Челищева с великим Дягилевым. Он пишет множество портретов, стремясь передать не столько внешность, сколько суть, душу человека. Это приводит его к кубистским и сюрреалистическим экспериментам.
Покровительство Стайн позволило Челищеву обрести популярность в определенных кругах… и любовь всей жизни. На одной из встреч салона Гертруды Стайн он встретил Чарльза Генри Форда, своего постоянного партнера на ближайшие три десятилетия. Портреты Форда проникнуты глубокой любовью с легким налетом грусти. С ним Челищев отправился в Нью-Йорк, где занялся дизайном и работал для журналов View и Vougе.
Уже в США сформировался особый творческий стиль Челищева. Он продолжал работать в жанре реалистической живописи, но все чаще в его мастерской появлялись «метафорические ландшафты», абсурдные, странные, гротескные и фантастические работы. Первые сюрреалистические эксперименты он представил публике еще в 1920-х – еще до Магритта, Эрнста и Дали.
Наивные верования детства нашли отражение в гибридизации человеческих и природных образов. Чтобы добиться интересной фактуры, Челищев добавлял в краски песок, кофе, пайетки… Самая известная серия работ Челищева – «метафизические головы», портреты человеческих душ, того, что составляет саму суть живого, мыслящего существа. Они представляют собой «рентгены» человеческих голов, включающие фрагменты нервной и кровеносной системы, костей черепа, органов зрения и обоняния. В дальнейшем художник начал создавать портреты из «светящихся» спиралей и концентрических кругов.
Настоящая слава обрушилась на Челищева в 1940-х и… напугала его. После своей триумфальной выставки в МОМА он практически перестал общаться с публикой. К непониманию, отвержению, насмешкам он был готов больше, чем ко всеобщему восхищению. Люди стали настолько отвратительны Челищеву, что постепенно он «изгнал» их и с холстов – в этот период он увлекся абстрактной живописью.
Челищев умер в Италии, на своей вилле во Фраскати, в 1957 году – и воскрес для искусства. Чарльз Форд и его сестра, Рут, с которой Челищев также был очень близок, занялись сохранением и популяризацией его творчества. Они занимались организацией выставок и «вывели» работы Челищева на арт-рынок. В России сохранением памяти о художнике занимается его родственник, поэт К.Кедров.
Причина неизвестности Павла Челищева для широкой публики состоит в том, что его талант раскрылся совершенно не вовремя. Мало быть одаренным художником – нужно оказаться в нужном месте в нужное время. Челищев был слишком молод для того, чтобы «влиться» в изысканный кружок символистов-декадентов «Мира искусства». Революция помешала ему завершить обучение и обрасти знакомствами в России, а природная скромность и аристократизм мешали рекламировать себя. Его опыты в области магического реализма опережали время и не были поняты современниками, которые спустя всего лишь десятилетие встречали овациями самопровозглашенного короля сюрреализма Сальвадора Дали. Впрочем, при жизни он знал и славу, и богатство, чем не могут похвастаться многие художники. А после смерти художника его творения раз за разом становятся открытием для коллекционеров и искусствоведов.
Текст: Софья Егорова.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Как это часто бывает с эмигрантами, художник снискал славу и известность во всем мире, исключая страну, в которой родился. Он был открывателем новых путей в живописи в первой половине XX века. В Европе и Америке его творчество очень ценили и восхищались им, называя «русским Дали» В последние годы творчество Павла Федоровича Челищева потихоньку возвращается на родину.
Художник Павел Федорович Челищев родился 21 сентября 1898 года в селе Дубровка Калужской губернии, в богатой аристократической семье. Род Челищевых окончательно получил свою фамилию после гибели предка Павла Челищева, двоюродного брата Дмитрия Донского Михаила Бренка. В детстве будущего художника окружали няньки и гувернантки, в семье говорили по-французски, по-немецки и по-английски. Впоследствии знание этих языков оказало неоценимую услугу юному художнику, когда он волею революции оказался за границей. Слева «Автопортрет», 1925г.
Павел рос увлекающимся, впечатлительным ребенком, в одном из писем он вспоминал, как маленьким мальчиком бегал с сестрой в лес и молился деревьям. Искусство заинтересовало его довольно рано: сохранились карандашные портреты всех трех сестер Павла, выполненные им в подростковом возрасте. Отец-математик, как мог, поддерживал и развивал интерес к искусству и художественный талант сына: приглашал частных учителей и даже выписывал для него журнал «Мир искусства».
В итоге Челищева искусство буквально захватило, и интересовали его разные пути творческого самовыражения. Биографы художника упоминают о том, что в какой-то момент он всерьез увлекся балетом, но все же главной его страстью стало рисование. Существует даже легенда, что подростковые работы Павла показали как-то художнику Константину Коровину, попросив его стать учителем подрастающего таланта, на что Коровин ответил: «Мне нечему его учить, он уже художник».
Портрет Maude Stettiner, 1931
С приходом революции, все имущество родителей конфисковали новые власти. В 1917-ом году многодетная семья Челищевых по личному приказу Ленина выселена из родового имения. Семья с трудом, передвигаясь вместе с Белой Армией, добралась до Киева, где Челищев берет уроки живописи в стиле кубизма у Экстер. В составе деникинской армии работает картографом и чертит укрепления крымского перешейка. Работая бок о бок с Малевичем и Эль-Лисицким, знакомится с идеями конструктивизма и абстракционизма, которые, впрочем, в дальнейшем не принял.
Спящая женщина, 1931
В салоне Стайн его замечает экстравагантная известная английская поэтесса Эдитт Ситуэл, позднее запечатленная на множестве его картин и портретов. Она становится подругой и музой «боярина Павлика» на всю жизнь, несмотря на нетрадиционную ориентацию Челищева. Безответно влюблённая, она покупает его работы, устраивает выставки, опекает, но со временем становится одной из причин разрыва Челищева и Стайн и настоящей обузой.
Портрет Алена Тэннера
По замыслу Павлика осуществляется предпоследний балет Дягилевской труппы «Ода» на музыку Н.Набокова, двоюродного брата великого писателя.. Балет сопровождался хором, поющим ораторию на слова оды Ломоносова «Вечернее размышление о Божьем величии», главную мужскую партию исполнял знаменитый танцовщик Сергей Лифарь. За 8 лет до С.Дали Челищев создает свои знаменитые сюрреалистические картины: «Красная шапочка», «Портрет отца», «Пенелопа», «Ищущий да обрящет».
Женский портрет, 1925
В 1934 году Челищев вместе с другом Чарльзом Фордом, поэтом-сюрреалистом и издателем, покидают неспокойную Европу, чтобы провести почти 15 лет в Америке. Для Челищева это время карьерного взлёта. Он оформляет журнал спасающихся в США европейских сюрреалистов, где Форд главный редактор, иллюстрирует роман Форда и Паркера «Молодые и злые», вместе с Баланчиным, Дали и Кокто участвует в проектах балетного импресарио и писателя Эдварда Кирштейна, работает с Борисом Романовым, балетмейстером Метрополитен-опера.
Портрет Эдалжи Диншо, 1940
В 1938 году художник создает свою знаменитую картину «Феномена». В 1942 году нью-йоркский Музей современного искусства устраивает выставку работ Челищева, которая имела «оглушительный успех и стала главным артистическим событием года». Тогда же его картина «Прятки», наряду с «Герникой» Пикассо, стала одной из самых популярных в экспозиции музея и одной из самых репродуцируемых.
Примечание: картины «Феномена» и «Прятки» размещены в следующем посте.
Композитор Игорь Маркевич и его мать, 1923
Портрет Маргарет Андерсен, 1929
Челищев умер от инфаркта, принятого за воспаление лёгких, и был вначале похоронен на паперти православной обители в Италии во Фраскати. Затем его сестра Александра Заусайлова (Челищева) перезахоронила его прах во Франции на кладбище Пер-Лашез, но первое место захоронение тоже сохранено.
Чарльз Генри Форд с кувшином
На аукционах самого разного уровня живописные и графические вещи Челищева появлялись около 800 раз. За рекордным «Портретом Рут Форд», проданным 22 апреля 2010 года на торгах Sotheby’s за 986 500 долларов, в списке самых дорогих работ Челищева следует «Фата Моргана», за которую 3 июня того же 2010 года и на том же Sotheby’s (правда, в Париже) отдали 624 750 евро (почти 750 000 долларов). Тройку замыкает портрет Патрисии Лопес-Уилшоу, ушедший за 276 500 фунтов (542 991 доллар) на торгах Christie’s 5 мая 2008 года.
Портрет Рут Форд, 1937
Девочка с бабочками
Зеленая соломенная шляпа Джиованни
Портрет Чарльза, ок. 1934
Портрет Николая Магалланеса, 1937
Madame Bonjean (Germaine Catherine Lipmann)
Портрет Тамары Тумановой, американской балерины и актрисы, 1950
Придворный. Зебра | Придворный. Тигр | Придворный. Леопард |
Портрет Чарльза Генри Форда, 1933
Портрет Линкольна Кирстена
Портрет Патрисии Лопес-Уилшоу, 1941
Сибилла (Портрет Эдит Ситуэлл), 1937
Павел челищев художник личная жизнь
Павел Челищев «Автопортрет» 1925
15 декабря в Лондоне прошли торги Christie’s, на которых были представлены предметы из коллекции Эдварда Джеймса, знаменитого покровителя сюрреалистов.
И хотя главными «изюминками» аукциона называли работы Сальвадора Дали, его сенсацией стала картина русского художника Павла Челищева «Концерт», проданная за 1 735 405 долларов.
Отличный повод познакомиться с мастером — учеником Александры Экстер, которому покровительствовала сама Гертруда Стайн.
Кому же принадлежит коллекция и для чего ее часть была продана с молотка? Оказывается, средства необходимы для Фонда Эдварда Джеймса. Миссия Фонда — поддержка высокого качества образования в изобразительном искусстве и реставрации, которую Фонд реализует через патронат колледжа Западного Дина (West Dean College, Великобритания).
Колледж является частью Фонда Эдварда Джеймса, равно как и знаменитые сады Западного Дина, а также студия по изготовлению гобеленов. Собственно, Фонд и продал часть коллекции Джеймса с тем, чтобы оснастить новый учебный центр колледжа.
Продали немало: на торгах было представлено 180 лотов, среди которых, помимо работ Дали — белого «телефона-лобстера» (стартовая цена 304 тыс. долларов), и «дивана Мэй Уэст» (эстимейт — около 485 тыс. долларов) покупателям представили подборку произведений художника Павла Федоровича Челищева (1898−1957), которому Эдвард Джеймс покровительствовал наряду с Сальвадором Дали и Рене Магриттом.
Именно «челищевская» часть коллекции и принесла Фонду наибольшую прибыль: общая сумма от продажи 24 графических и живописных работ составила 2 959 902 долл.
Кем был Павел Челищев и почему его произведения так высоко ценятся на нынешнем мировом художественном рынке?
Павел Челищев. «Курица и человек» 1934
Еще один лот прошедших торгов Christie’s; картина была продана за 117 469 USD. Источник: Christie’s.
Сын богатого калужского помещика, Павел Челищев рано начал рисовать, показав недюжинный талант. В 1918 году, в вихре революционных гонений, многодетную семью Челищевых выселяют в Киев.
За год своего пребывания в Киеве Челищев берет уроки у Александры Экстер и Адольфа Мильмана, здесь же впервые пробует силы в качестве сценографа.
В 1920 году Челищев эмигрировал в Константинополь, переполненный к тому времени русскими, бежавшими от большевиков. Сюда же прибывают знаменитые актеры, танцовщики и оркестранты. Челищев сотрудничает с труппой балетмейстера Виктора Зимина и оформляет шесть балетных постановок, в том числе «Шахерезаду» Римского-Корсакова, которая прошла с большим успехом.
В 1921 Челищев обосновался в Берлине. Активно занимался сценографией: сотрудничал с театром-кабаре «Синяя птица» одесского юмориста Якова Южного и балетной труппой «Русский романтический театр» Бориса Романова, оформлял постановки для Берлинской оперы. В 1924 вместе с труппой Романова приехал на гастроли в Париж и остался там, поселившись на Монпарнасе.
В 1925 году Павел Челищев впервые принял участие в Осеннем салоне, где его талант оценила писательница Гертруда Стайн, которая купила его работу «Корзина с клубникой» и впоследствии стала покровительствовать художнику.
Павел Федорович Челищев «Корзина с клубникой»
О стиле Челищева говорят по-разному: кто-то называет его «русским Дали», кто-то описывает его манеру как «»Иероним Босх в „Ритце“»…
В любом случае, выставка в парижской галерее Druet, в которой Челищев в 1926 году участвовал вместе с Евгением и Леонидом Берманами, Кристианом Бераром и другими соучениками по академии Рансона, положила начало «нео-гуманистическому» или «неоромантическому» (по определению критика В. Жоржа) направлению в живописи. Его можно представить как умеренное, эстетское крыло сюрреализма. К слову, работы братьев Берманов и Берара также были представлены на прошедшем аукционе в Лондоне.
«Портрет Чарльза Генри Форда» 1934
Лот номер 50 — портрет спутника жизни Челищева, Чарльза Генри Форда (1934), Художник использовал гуашь, чернила и блестки-пайетки.
Именно в Париже Павел Челищев начинает много и плодотворно рисовать. Искусствоведы считают, что на него оказал влияние Пабло Пикассо — в творчестве Челищева отчетливо просматриваются «голубой» и «розовый» периоды. Художник использует в работах песок и кофе, присыпая ими красочный слой картин. Клоуны и клоунессы, — а порой и известные личности в цирковых образах, — глядят на зрителя с полотен этого времени. К парижскому периоду художника как раз и относится картина «Концерт», проданная на торгах Christie’s 15 декабря 2016 года.
«Портрет княгини Натальи Павловны Палей» 1937
Это не первые торги, где работы Челищева берут высокую ценовую планку: в 2010 году в Нью-Йорке на аукционе русского искусства работа художника «Портрет Рут Форд» ушла с молотка за 986,5 тыс долларов, превысив эстимейт в пять раз.
Павел Челищев. «Руфь Форд». 1937
Будем надеяться, что рекордные сборы аукциона Christie’s, на которых были реализованы предметы из коллекции Эдварда Джеймса, пойдут на пользу колледжу Западного Дина. Также руководство Фонда Эдварда Джеймса надеется, что благодаря аукциону удастся сделать постоянную экспозицию, где будут показывать работы из коллекции покровителя сюрреалистов. Пока же доступ к экспонатам, находящимся в главном здании колледжа, открывают на одну неделю в году. Так что от аукциона, пожалуй, выиграли все.
В заключение другие работы Павла Челищева из коллекции Артхива.
«Коррида» Дерево, гуашь
«Портрет Сергея Лифаря в костюме Принца из балета «Лебединое озеро»». 1929
Картина «Феномена» — Ад — выполнена как пирамида с входом, возле которого сидит Гертруда Стайн и вяжет покров Изиды.
У подножия пирамиды множество уродцев, внешне напоминающих исторических лиц и знакомых художника.
«Портрет Линкольна Кирстена»
«Портрет моего отца» 1939
«Обман слепого человека»
«Анатомическая голова» 1946
«Внутренний пейзаж» 1944
«Children fighting among summer flowers (Childhood of Lenore)», 1939. Фрагмент.
«Лабиринт» 1949, 50.2×61 см
«Купальщики» 1935, 22.5×33.5 см
«Девочка с бабочкой» 1934
«Портрет Николая Магаллана» (1922-1977) 1937