павел борщ комментатор биография
Павел Борщ
Состав сборной должен измениться
Много ли было случаев на этом чемпионате, когда вы были не согласны с тем или иным решением тренера?
— Много. При этом хочу обязательно оговориться: тренер несет ответственность за все принятые им решения. И человек, который ведет игру своей команды, поступает так, как ему подсказывает ситуация. Со стороны тот или иной его поступок может показаться странным. А телекартинка и повторы помогают точнее определить: прав ли был судья, какой из игроков совершил ошибку и т.д. И сразу бросается в глаза, насколько правомерны действия тренера. Обычно в эфире я даю оценку с точки зрения волейбола вообще, а не данной конкретной команды, тренера или игрока. Размышляю, как следовало бы поступить, что было бы логично в конкретной ситуации.
Уже очевидно, что выступление сборной России никого удовлетворить не может. Вы с этим согласны?
В таком случае, может быть, стоит оценить действия отдельных игроков? Тем более что со многими из них вам приходилось работать.
— Опять-таки не стану этого делать. Турнир не завершен, и каждый еще может реабилитироваться. Если ты способен исправить ошибку, ты тем самым доказываешь, что являешься профессионалом. Обиднее всего то, что наши игроки этот шанс не используют. Работы над ошибками не происходит. Они не переосмысливают совершенное, не анализируют, почему случилось так, а не иначе. Чего нам не хватило в игре с Сербией? Не оказалось лидера, человека, готового сказать: «Стоп! Я больше не хочу проигрывать!» И начать действовать иначе. Нам удаются матчи, в которых соперник выходит на площадку обреченным, еще до игры признав, что Россия сильнее. Как только же он с этим не согласен, в нашей команде происходит какой-то надлом. Все это доказывает, что мы имеем серьезную, я бы сказал, системную, проблему с бойцовскими качествами. Ими не каждый наделен от природы, но их можно воспитать.
В начале карьеры многие волейболисты нынешней сборной играли под вашим руководством. Неужели они так изменились?
— Это были совсем другие люди по сравнению с тем, что я наблюдаю сейчас. Чем вызваны перемены, сказать не могу.
А где взять лидера? Ведь, если в человеке нет задатков вожака, ему не дано повести за собой остальных.
Один из моих виртуальных собеседников в интернет-конференции «СЭ» настоятельно рекомендует, чтобы с нашей командой поработал профессиональный психолог.
— Все новое надо пробовать. И психолога тоже. Почему нет? Вдруг результат окажется положительным?
Иными словами, подобный ход можно рекомендовать тому, кто придет на смену Баньоли?
До Олимпийских игр остается совсем мало времени. По какому пути стоит пойти сейчас?
— Мне кажется, что состав сборной России должен быть существенно изменен. В нашей стране достаточно игроков, которые способны заменить тех, кто в очередной раз не справился с поставленной задачей. Вспомните: планировался ли Михайлов в основные диагональные на Олимпиаде в Пекине? А кто еще пару лет назад слышал о Мусэрском? Я хочу сказать, что в чемпионате России, который стартует через несколько недель, мы наверняка узнаем новые имена. Один пример. В Новосибирске есть Николай Леоненко. Раньше он играл за «Самотлор» и ничем там не выделялся. А когда попал в «Локо», завоевал место в составе и провел великолепный сезон. А ведь за год до этого мы этого игрока толком не знали. Повторяю, наш чемпионат сам назовет тех, кто должен прийти в сборную. Для этого просто надо поменять критерии отбора. Смотреть не на перспективность, возраст или рост, а на игру, которую человек демонстрирует сегодня. А еще на то, готов ли он умереть на площадке за сборную своей страны.
Всё о связующих: есть творцы и ремесленники, ежедневная норма – 400 дополнительных передач
Записали для вас лекцию Павла Борща.
49-летний Павел Борщ в последние годы больше известен как спортивный менеджер и комментатор, но у него есть и богатый тренерский опыт. Он возглавлял в суперлиге «Луч», «Локомотив», «Динамо-Янтарь», московское «Динамо» и «Кузбасс», ассистировал Зорану Гаичу в сборной России на серебряном Евро-2005, а перед Евро-2015 входил в тренерский штаб Владимира Алекно, куда был приглашён для индивидуальной работы со связующими. Будучи игроком Борщ выступал именно в этом амплуа.
Во время часовой лекции на проекте Smart Volley Борщ рассказал много интересного о подготовке связующих – технической, психологической и тактической. Журналист «БИЗНЕС Online» законспектировал выступление тренера. Дальше – его слова.
Геннадий Орлов и Павел Борщ (справа) / фото: vczenit-spb.ru
«УМЕНИЕ НАРАБАТЫВАЕТСЯ ТЫСЯЧАМИ ПОВТОРОВ ПЕРЕДАЧ»
Моим тренером был известный советский связующий Юрий Старунский. Он всегда говорил, что нужно делать по 400 передач в день, помимо работы на двух тренировках. Я полностью с ним согласен.
Перед утренней тренировкой пришёл и сделал свои 200 передач. Есть стенка, есть кольца, есть партнёры, есть вторые тренеры, которые могут помочь. Обязательно нужно, чтобы кто-то следил за техникой связующего. Она должна быть правильной – наработка ошибки на пользу не пойдёт. Сделал 200 передач, затем начал разминаться вместе с командой. Вечером тоже самое.
Обычно команды работают в цикле: три тренировочных дня – один выходной. Я бы рекомендовал в первый и третий день цикла обязательно индивидуально работать со связующими. Занятие должно быть не больше 45 минут, потому что связующему нужно очень много бегать.
Побежал от сетки в первую зону – отдал передачу. Приземлился с блокирования, побежал в пятую зону – отдал передачу за голову. Потом можно пасовать из разных точек у сетки. Длину в девять метров можно разделить на много секторов. При передаче из каждой точки меняется траектория передачи и незначительно техника. И передачу в разные зоны повторяешь не меньше пяти раз.
Это очень кропотливая, нудная и, к сожалению, неприятная работа. Просто адская! Но её надо делать. Без неё не достичь высочайшего уровня. Среднего – да, высочайшего – нет.
Сергей Гранкин на Кубке мира-2019 / фото: fivb.com
«СО СВЯЗУЮЩИМ ДОЛЖЕН РАБОТАТЬ ОТДЕЛЬНЫЙ ТРЕНЕР»
Связующие в волейболе – как вратари в футболе и хоккее. Это особенные игроки. Да, они со всеми работают над подачей, блоком и защитой, но их основная функция – совершенно другая. Естественно, с ними нужно заниматься отдельно. На сегодняшний день в клубах нет специальных тренеров, которые работают со связующими, но когда-то мы наверняка к этому придём.
Как-то я читал интервью Игоря Акинфеева, который после назначения главным тренером сборной России по футболу Станислава Черчесова ожидал, что тот, как бывший вратарь, будет давать ему советы. Но Черчесов даже ни разу не подошёл к Акинфееву. Тренер занимался всей командой, а это огромный объём работы. Найти время ещё и для индивидуальной работы очень сложно. Поэтому с вратарями работают узкие специалисты.
Помимо тренировок в зале, желательно, чтобы со связующим отдельно работали в плане тактики. Есть командные собрания перед каждым соперником, но связующий должен изучать соперника глубже.
Полезно, когда связующий самостоятельно смотрит видео и находит нюансы в игре блокирующих соперника. Их много. Центр соперника прыгает с первым темпом или рассчитывает на свой рост и ждёт? Как блокирующий бежит в края? Возможно, вправо бежит нормально, а когда влево – запинается и до стыка не доходит. Значит, это надо использовать. Крайние помогают на блоке или только имитируют? Когда связующий сам находит какие-то закономерности в игре соперника, а затем приходит к тренеру, они могут вместе обсудить нюансы и выработать тактику на матч.
Естественно, во время игры тактика может меняться: твой нападающий может не попасть в игру или соперник перестроится. Есть тренеры, которые смотрят со стороны, есть статистика, которая поможет внести коррективы в игру.
ТВОРЦЫ И РЕМЕСЛЕННИКИ
Он должен держать себя в руках – терпеть, не психовать, когда не получается. Кто психует, тот зачастую и проигрывает. Особенно связующему обидно, когда он сделал всё правильно: идеально всё придумал, всех обманул, дал отличное качество передачи, но нападающий взял и не забил без блока. Хоть стой, хоть падай, хоть вешайся! Но надо найти силы, перетерпеть эту ситуацию. Не впасть в эмоции и играть дальше.
В моём понимании есть два типа связующих – творцы и ремесленники. Творцов тяжело просчитать. Помню я как-то анализировал игру Ллоя Болла – ну, невозможно было найти систему! Он всегда всё делал по-разному, в зависимости от ситуации и соперника.
Ллой Болл в составе казанского «Зенита» / фото: Роман Кручинин, zenit-kazan.com
Ремесленники – связующие, которые часто играют по заданию тренера. Здесь важно, чтобы задание было чётко сформулировано. Не как-то расплывчато: «Там посмотри, здесь подумай, может быть вот так…». Наоборот: «В этой ситуации делаешь вот так, в этой – так». Если между тренером и связующим хорошая связь, это может работать.
Если связующий в какой-то момент не может сгенерировать идею для обыгрыша блока, значит, ему надо помочь. И здесь вступает тренер, который должен чётко сформулировать задачу.
КОМУ ПАСОВАТЬ В КОНЦОВКАХ ПАРТИЙ?
Связующий должен ментально знать своих игроков – кто психологически крепкий, а кто не очень. Бывает, что игрок по ходу партии тащит команду, просто лучший, а последний мяч забить не может. Передача основному игроку в концовке понятна. Отдал – и пусть он решает. Никто не говорит, что это неправильно.
Часто нападающие сваливают вину на связующего. Мол, не такая передача, дай другую – забью. Связующие, в свою очередь, просят другого нападающего, потому что этот не может забить с хорошей передачи. Эти истории рушат команду. Нужно договариваться на берегу – много разговаривать на тренировках, проговаривать, какая передача необходима.
Александр Бутько / фото: Роман Кручинин, zenit-kazan.com
«ОДИНАКОВЫХ ПО ТЕХНИКЕ СВЯЗУЮЩИХ НЕТ»
Вообще можно найти одинаковых по технике нападающих, а вот связующих – нет. Они все очень разные. Выход под мяч, постановка пальцев, прыжок у всех разнится.
На мой взгляд, рост для связующего не главное. Конечно, лучше если ты на блоке не дырка. Ещё лучше, когда ты валишь подачу в прыжке и играешь в защите, как бог. Но самое важное – передача. На ум приходят Фердинандо де Джорджи (178 см) и Бенджамин Тоньютти (183 см). Де Джорджи даже на блок не прыгал, но при этом пасовал просто невероятно!
Кто должен ехать на Олимпиаду в составе сборной России? Для меня номер один сейчас Игорь Кобзарь. Не знаю, какой он проведёт сезон. «Кузбасс» поменялся: Виктор Полетаев ушёл, появился новый тренер. Но для меня однозначно лучший Кобзарь. Кто второй – вопрос к Туомасу Саммелвуо. Что он хочет – менять связок, страховать опытным или брать молодого. Сейчас выбор большой. Гениальных нет, но хороших очень много.
Игорь Кобзарь / фото: Данил Айкин, kuzbass-volley.ru
«СВЯЗКА-ЛЕВША – ЭТО МЕЧТА»
● Высокая передача сейчас используется редко – все стараются пасовать быстро даже из глубины площадки. Но если вдруг надо отдать высокую «свечку», то нужно выйти под мяч, присесть и потом резко вставая с высокого поднятыми руками отдать передачу вверх.
● Самая распространенная в современном волейболе – передача в прыжке. Я убеждён, что прыгать надо рано, не ждать, когда мяч прилетит. Встретиться с мячом лучше в наивысшей точке, на долю секунды зависнуть в воздухе – показать, что есть угроза первому темпу – и отдать в край.
● Передача первому темпу делается совсем по-другому. Это даже не передача, а касание. Сегодня в центре сетки серьёзное значение имеют высота съёма и скорость. Нужно прыгнуть, раньше коснуться мяча и отдать передачу темпу, опередив блок. И лучше сделать всё до прихода нападающего: он ещё на земле, а ты уже отдал передачу. Поднимаясь, он видит мяч и может его обрабатывать в различных направлениях – это очень удобно.
«ТОЛЬКО ВЫСОКО ПОДНЯТЫЕ РУКИ СПАСУТ ЭТОТ МИР»
Совет для связующих-любителей – всегда держите руки высоко. Только высоко поднятые руки спасут этот мир. Нельзя пасовать низкими руками. Кроме того, не ждите пока к вам прилетит мяч – нужно встречать его.
Технику и профессионалы, и любители нарабатывают одинаково. Самое главное – много пасовать: вперёд, за голову, над собой, боком за голову. Разнообразить свой арсенал никогда не помешает.
Недавно Саммелвуо показывал хорошее упражнение: вставал и ложился, пасуя над собой. Хорошая тема для координации и чувства мяча.
Всё о связующих: есть творцы и ремесленники, ежедневная норма – 400 дополнительных передач
Записали для вас лекцию Павла Борща.
49-летний Павел Борщ в последние годы больше известен как спортивный менеджер и комментатор, но у него есть и богатый тренерский опыт. Он возглавлял в суперлиге «Луч», «Локомотив», «Динамо-Янтарь», московское «Динамо» и «Кузбасс», ассистировал Зорану Гаичу в сборной России на серебряном Евро-2005, а перед Евро-2015 входил в тренерский штаб Владимира Алекно, куда был приглашён для индивидуальной работы со связующими. Будучи игроком Борщ выступал именно в этом амплуа.
Во время часовой лекции на проекте Smart Volley Борщ рассказал много интересного о подготовке связующих – технической, психологической и тактической. Журналист «БИЗНЕС Online» законспектировал выступление тренера. Дальше – его слова.
Геннадий Орлов и Павел Борщ (справа) / фото: vczenit-spb.ru
«УМЕНИЕ НАРАБАТЫВАЕТСЯ ТЫСЯЧАМИ ПОВТОРОВ ПЕРЕДАЧ»
Моим тренером был известный советский связующий Юрий Старунский. Он всегда говорил, что нужно делать по 400 передач в день, помимо работы на двух тренировках. Я полностью с ним согласен.
Перед утренней тренировкой пришёл и сделал свои 200 передач. Есть стенка, есть кольца, есть партнёры, есть вторые тренеры, которые могут помочь. Обязательно нужно, чтобы кто-то следил за техникой связующего. Она должна быть правильной – наработка ошибки на пользу не пойдёт. Сделал 200 передач, затем начал разминаться вместе с командой. Вечером тоже самое.
Обычно команды работают в цикле: три тренировочных дня – один выходной. Я бы рекомендовал в первый и третий день цикла обязательно индивидуально работать со связующими. Занятие должно быть не больше 45 минут, потому что связующему нужно очень много бегать.
Побежал от сетки в первую зону – отдал передачу. Приземлился с блокирования, побежал в пятую зону – отдал передачу за голову. Потом можно пасовать из разных точек у сетки. Длину в девять метров можно разделить на много секторов. При передаче из каждой точки меняется траектория передачи и незначительно техника. И передачу в разные зоны повторяешь не меньше пяти раз.
Это очень кропотливая, нудная и, к сожалению, неприятная работа. Просто адская! Но её надо делать. Без неё не достичь высочайшего уровня. Среднего – да, высочайшего – нет.
Сергей Гранкин на Кубке мира-2019 / фото: fivb.com
«СО СВЯЗУЮЩИМ ДОЛЖЕН РАБОТАТЬ ОТДЕЛЬНЫЙ ТРЕНЕР»
Связующие в волейболе – как вратари в футболе и хоккее. Это особенные игроки. Да, они со всеми работают над подачей, блоком и защитой, но их основная функция – совершенно другая. Естественно, с ними нужно заниматься отдельно. На сегодняшний день в клубах нет специальных тренеров, которые работают со связующими, но когда-то мы наверняка к этому придём.
Как-то я читал интервью Игоря Акинфеева, который после назначения главным тренером сборной России по футболу Станислава Черчесова ожидал, что тот, как бывший вратарь, будет давать ему советы. Но Черчесов даже ни разу не подошёл к Акинфееву. Тренер занимался всей командой, а это огромный объём работы. Найти время ещё и для индивидуальной работы очень сложно. Поэтому с вратарями работают узкие специалисты.
Помимо тренировок в зале, желательно, чтобы со связующим отдельно работали в плане тактики. Есть командные собрания перед каждым соперником, но связующий должен изучать соперника глубже.
Полезно, когда связующий самостоятельно смотрит видео и находит нюансы в игре блокирующих соперника. Их много. Центр соперника прыгает с первым темпом или рассчитывает на свой рост и ждёт? Как блокирующий бежит в края? Возможно, вправо бежит нормально, а когда влево – запинается и до стыка не доходит. Значит, это надо использовать. Крайние помогают на блоке или только имитируют? Когда связующий сам находит какие-то закономерности в игре соперника, а затем приходит к тренеру, они могут вместе обсудить нюансы и выработать тактику на матч.
Естественно, во время игры тактика может меняться: твой нападающий может не попасть в игру или соперник перестроится. Есть тренеры, которые смотрят со стороны, есть статистика, которая поможет внести коррективы в игру.
ТВОРЦЫ И РЕМЕСЛЕННИКИ
Он должен держать себя в руках – терпеть, не психовать, когда не получается. Кто психует, тот зачастую и проигрывает. Особенно связующему обидно, когда он сделал всё правильно: идеально всё придумал, всех обманул, дал отличное качество передачи, но нападающий взял и не забил без блока. Хоть стой, хоть падай, хоть вешайся! Но надо найти силы, перетерпеть эту ситуацию. Не впасть в эмоции и играть дальше.
В моём понимании есть два типа связующих – творцы и ремесленники. Творцов тяжело просчитать. Помню я как-то анализировал игру Ллоя Болла – ну, невозможно было найти систему! Он всегда всё делал по-разному, в зависимости от ситуации и соперника.
Ллой Болл в составе казанского «Зенита» / фото: Роман Кручинин, zenit-kazan.com
Ремесленники – связующие, которые часто играют по заданию тренера. Здесь важно, чтобы задание было чётко сформулировано. Не как-то расплывчато: «Там посмотри, здесь подумай, может быть вот так…». Наоборот: «В этой ситуации делаешь вот так, в этой – так». Если между тренером и связующим хорошая связь, это может работать.
Если связующий в какой-то момент не может сгенерировать идею для обыгрыша блока, значит, ему надо помочь. И здесь вступает тренер, который должен чётко сформулировать задачу.
КОМУ ПАСОВАТЬ В КОНЦОВКАХ ПАРТИЙ?
Связующий должен ментально знать своих игроков – кто психологически крепкий, а кто не очень. Бывает, что игрок по ходу партии тащит команду, просто лучший, а последний мяч забить не может. Передача основному игроку в концовке понятна. Отдал – и пусть он решает. Никто не говорит, что это неправильно.
Часто нападающие сваливают вину на связующего. Мол, не такая передача, дай другую – забью. Связующие, в свою очередь, просят другого нападающего, потому что этот не может забить с хорошей передачи. Эти истории рушат команду. Нужно договариваться на берегу – много разговаривать на тренировках, проговаривать, какая передача необходима.
Александр Бутько / фото: Роман Кручинин, zenit-kazan.com
«ОДИНАКОВЫХ ПО ТЕХНИКЕ СВЯЗУЮЩИХ НЕТ»
Вообще можно найти одинаковых по технике нападающих, а вот связующих – нет. Они все очень разные. Выход под мяч, постановка пальцев, прыжок у всех разнится.
На мой взгляд, рост для связующего не главное. Конечно, лучше если ты на блоке не дырка. Ещё лучше, когда ты валишь подачу в прыжке и играешь в защите, как бог. Но самое важное – передача. На ум приходят Фердинандо де Джорджи (178 см) и Бенджамин Тоньютти (183 см). Де Джорджи даже на блок не прыгал, но при этом пасовал просто невероятно!
Кто должен ехать на Олимпиаду в составе сборной России? Для меня номер один сейчас Игорь Кобзарь. Не знаю, какой он проведёт сезон. «Кузбасс» поменялся: Виктор Полетаев ушёл, появился новый тренер. Но для меня однозначно лучший Кобзарь. Кто второй – вопрос к Туомасу Саммелвуо. Что он хочет – менять связок, страховать опытным или брать молодого. Сейчас выбор большой. Гениальных нет, но хороших очень много.
Игорь Кобзарь / фото: Данил Айкин, kuzbass-volley.ru
«СВЯЗКА-ЛЕВША – ЭТО МЕЧТА»
● Высокая передача сейчас используется редко – все стараются пасовать быстро даже из глубины площадки. Но если вдруг надо отдать высокую «свечку», то нужно выйти под мяч, присесть и потом резко вставая с высокого поднятыми руками отдать передачу вверх.
● Самая распространенная в современном волейболе – передача в прыжке. Я убеждён, что прыгать надо рано, не ждать, когда мяч прилетит. Встретиться с мячом лучше в наивысшей точке, на долю секунды зависнуть в воздухе – показать, что есть угроза первому темпу – и отдать в край.
● Передача первому темпу делается совсем по-другому. Это даже не передача, а касание. Сегодня в центре сетки серьёзное значение имеют высота съёма и скорость. Нужно прыгнуть, раньше коснуться мяча и отдать передачу темпу, опередив блок. И лучше сделать всё до прихода нападающего: он ещё на земле, а ты уже отдал передачу. Поднимаясь, он видит мяч и может его обрабатывать в различных направлениях – это очень удобно.
«ТОЛЬКО ВЫСОКО ПОДНЯТЫЕ РУКИ СПАСУТ ЭТОТ МИР»
Совет для связующих-любителей – всегда держите руки высоко. Только высоко поднятые руки спасут этот мир. Нельзя пасовать низкими руками. Кроме того, не ждите пока к вам прилетит мяч – нужно встречать его.
Технику и профессионалы, и любители нарабатывают одинаково. Самое главное – много пасовать: вперёд, за голову, над собой, боком за голову. Разнообразить свой арсенал никогда не помешает.
Недавно Саммелвуо показывал хорошее упражнение: вставал и ложился, пасуя над собой. Хорошая тема для координации и чувства мяча.
Дмитрий Губерниев: биография, рост, личная жизнь и скандалы ведущего
Дмитрий Губерниев – откуда он, где родился, кто его родители, с чего начинал свой жизненный путь. Спорт, работа на телевидении, телекомментаторство. Инстаграм Дмитрия Губерниева, главные этапы карьеры, скандал с Ольгой Бузовой. Личная жизнь Дмитрия Губерниева, дети.
Дмитрий Губерниев — российский телеведущий, спортивный комментатор, известный своим ярким, эпатажным и нередко скандальным публичным обликом. Anews рассказывает о его биографии, карьере и личной жизни.
Желтуха и олимпийские мечты
Дмитрий Губерниев родился 6 октября 1974 года в городе Дрезна Московской области.
«Я вырос в простой рабочей семье: отец — стекловар, мама — фармацевт. Поэтому цену деньгам знаю», — рассказывал комментатор.
Вскоре семья переехала в Химки. Поначалу ничто не предполагало, что жизнь мальчика свяжется со спортом, но всему помог случай вкупе с желанием матери укрепить здоровье ребёнка:
«Моя мать стояла в очереди за колбасой и познакомилась с тренером Людмилой Балтрук. Она рассказала историю какой-то женщине. И Балтрук говорит: “Я тренер по гребле, у меня он болеть не будет”. Сказала адрес, мы поехали на Водный стадион.
Мы не нашли базу и уехали ни с чем. То ли кто-то что-то не понял, то ли никто телефонов никаких не записал. Мы поехали во вторник, мама поговорила в субботу с тренером.
А в следующую субботу мама отправилась в очередной поход за колбасой, в универсам на Речном. Там она опять встретилась с Людмилой Николаевной, которая сказала: “Ну вы что, балбесы, что ли?” Уже потом она рассказала, куда надо прийти. Вот так я начал заниматься греблей».
Вспоминая свою жизнь, Дмитрий особенно отмечает роль матери: «Я безумно благодарен моей маме Галине Дмитриевне Губерниевой, потому что она была таким огромным локомотивом, который вёл меня. Она говорила: “Не надо ничего бояться. Если тебе нужно зайти в какой-то кабинет, просто сначала постучи, а потом бойся. Потому что вариантов не останется — иди, заходи”. Она меня приучила к тому, что нужно идти до конца, ставить цель и так далее».
Тренировки мальчику очень нравились, он стал чемпионом Москвы, получил звание мастера спорта. Кроме того, Дмитрий добился первого взрослого разряда по лыжным гонкам.
Молодой человек серьёзно рассматривался как кандидат на поездку на Олимпийские Игры 1996 года, но всё испортила серьёзная болезнь — желтуха. Заразившись, Губерниев пропустил целый год тренировок: «Мне прямо так и заявили: парень, Олимпиаду за тебя выиграют другие. Несколько лет после этого не мог даже по телевизору смотреть Олимпийские игры — сердце от тоски щемило…».
К тому времени Дмитрий уже был студентом Российской академии физической культуры, тренерский факультет которой закончил с отличием в 1995-м:
«Однокурсники подкалывали: “Губерниев, и куда ты теперь?”. Я отвечал: “Либо в кино буду сниматься, либо устроюсь на ТВ”. Все на это только у виска пальцем крутили».
Устроиться на телевидение оказалось действительно нелегко — два года прошли в бесплодных попытках, смешанных с необходимостью подрабатывать на стороне:
«Я сутки через трое работал охранником в одной конторе, — рассказал Губерниев. — На ТВ цеплялся за любую возможность, но зарплата была маленькая. Лёша Ефимов (руководитель службы спортивного вещания “ТВ-6”) меня не взял. Когда я сказал про сутки через трое, он ответил, что я могу понадобиться в любой момент».
Тем не менее, следуя урокам матери, Губерниев не сдавался, усиленно совершенствуя профессиональные навыки: «Я в этой стране — чемпион по произношению скороговорок, и всем обязан, безусловно, величайшей женщине планеты — Светлане Макаровой (известный в профессиональных кругах педагог по сценической речи). Потому что из двухметровой гнусавой дылды (рост Дмитрия Губерниева — ровно 200 сантиметров) она за какие-то неполные два года вылепила человека, который даже сейчас по её методике преподаёт».
Прорыв произошел в 1997 году: «Знакомая из МГУ подсказала, что нужны новые лица на канал “2х2”, который реорганизовывается в “ТВ-Центр”. Я пришёл, меня благополучно отправили обратно.
Наплёл секретарше начальника, что ему назначена встреча, а затем часа четыре прождал его на подоконнике на 12-м этаже “Останкино”. Своего я всё-таки добился — меня согласились попробовать. Во время прослушивания не сбился ни разу, и меня взяли. От счастья готов был прыгать до потолка!».
Исполнил гимн России на Чемпионате мира
Начал телеведущий со спортивных новостей.
Кроме этого, до 2000 года Губерниев вёл передачу «Спортивный экспресс», а после перешёл на своё главное место работы: «На “ТВ-Центр” пришёл Василий Александрович Кикнадзе, который возглавил спортивную редакцию. В 2000 году он пригласил меня уже на телеканал “Россия”, где на базе спортивной редакции образовался телеканал “Спорт”. Сейчас я работаю в холдинге ВГТРК и очень этим доволен».
Спорт, сделавший Губерниеву имя, — биатлон — он начал комментировать в 2001 году, а интересовался им с детства. Увлечение это пошло от занятий лыжами:
«Безусловно, это мои любимые виды спорта. И, честно сказать, — да не обидятся на меня поклонники биатлона — мне лыжи нравятся чуть больше.
Может, это моё детское восприятие. Или, как ещё бывает, — есть женщина, которую ты любишь, а есть та, которая просто нравится. Биатлон — пожалуй, второй случай. Хотя сейчас у меня всё-таки две любви — лыжи и биатлон. Я очень скучаю по комментариям именно лыжных гонок, потому что это истоки. Ведь изначально биатлонисты встали на лыжи, а потом взяли в руки винтовки — иначе они были бы стрелками.
Но то зимой, летом люблю плавание и греблю».
Как бы то ни было, именно для биатлона голос Губерниева стал по-настоящему фирменным знаком, долгие годы сопровождая самые яркие моменты этого спорта на ТВ.
В ходе карьеры Губерниев вышел за рамки комментирования, был ведущим различных передач, не только спортивных, — например, работал в телевикторине «Кто хочет стать Максимом Галкиным?».
Одной из самых ярких страниц карьеры Дмитрия является работа на конкурсе песни «Евровидение» — он работал там в 2008, 2010, 2012, 2014, 2016 и 2019 годах.
С 1 ноября 2015 года Губерниев сотрудничает со спортивным телеканалом «Матч ТВ», где, помимо комментирования соревнований, является ведущим программ «Все на матч!» и «Биатлон с Дмитрием Губерниевым». Также Дмитрий остаётся штатным сотрудником ВГТРК, советником генерального директора телеканала «Россия-1».
Эмоциональный, неформальный подход к работе на соревнованиях неизменно позволяет комментатору создавать в кадре запоминающиеся моменты. Одним из самых ярких стала импровизированная организация исполнения гимна России на Чемпионате мира 2017 года — в момент награждения нашей эстафетной команды организаторы перепутали мелодию и поставили версию, существовавшую до 2001 года.
Вообще, телеведущий довольно сильно увлекается музыкой. Периодически он исполняет известные песни на весьма серьёзных мероприятиях.
В 2014-м Губерниев с товарищами исполнил «хэви-металлический гимн биатлона» под названием «Ветер биатлона».
Кроме того, Дмитрий является основателем музыкальной группы Guber Band.
Конфликты, удары и плевки
Яркая, эпатажная манера работы Губерниева нередко создаёт инфоповоды и со знаком минус. Так, комментатора часто критикуют за обидные характеристики, которые он даёт спортсменам. Так, однажды он назвал участника немецкой эстафетной команды «лузером», а биатлонистку Симону Хаусвальд «Хаусвальдихой».
«Я нередко пытаюсь использовать богатство русского языка, — объяснял Губерниев, — В этом случае, пожалуй, слегка перегнул и подумал — нужно что-то более мягкое. Пускай она будет Хаусвальдушкой. Она очень хорошая девчонка на самом деле.
Вообще порой в репортажах интересно провести эксперимент: скажешь что-то и ждёшь, как народ отреагирует. И в большинстве своём реакция вполне предсказуемая. В своё время я говорил знакомым людям — вот сейчас назову Бьорндалена космическим крокодилом, и десять человек скажут: “какой Губерниев ужасный, как он мог”, а другие десять — “как это было здорово!”. Зрителям должно быть весело — это же спорт! Это одна из немногих вещей, которые заставляют нас плакать, смеяться и переживать сильнейшие эмоции».
Перепадало от Губерниева и российским спортсменам. Так, Евгения Гараничева он однажды в эфире назвал «слабаком». В этих словах Губерниев раскаиваться не стал:
«“Слабый” или “слабак” — это абсолютно замечательные слова, которые характеризуют спортсмена в данную секунду. Я же ещё преследую дополнительную цель — и она является самой главной, — чтобы спортсмен немножко встрепенулся, чтобы понял, что за него переживают люди. Никто его не гнобит. Я бы первым порадовался, если бы в индивидуальной гонке он пробежал с медалью. Поэтому эти разговоры про оскорбления в пользу бедных».
Тем не менее, не все были готовы позитивно воспринимать критику комментатора. В 2014 году бывший тренер женской сборной России, трёхкратный чемпион мира по биатлону Павел Ростовцев встретил Губерниева в аэропорту, плюнул ему в лицо и ударил.
Впрочем, сам Ростовцев говорил, что хоть ему и неприятна манера работы журналиста, причина его поступка была не в комментаторской критике, а в клевете.
Не обошлось без скандала и освещение телеведущим Евро-2020. Там, правда, Губерниев прошёлся уже не по спортсмену, а по вполне светскому персонажу — Ольге Бузовой. Очевидно, Дмитрий изначально негативно отнёсся к идее приглашения в спортивную студию такой гостьи, поэтому сразу обрушился на неё с саркастичными вопросами, чем в итоге довёл до слёз.
Ольга Бузова плачет в эфире «Матч ТВ»
«Я никогда сюда не приду. Дмитрий Губерниев, вы для меня дно и не мужчина. Вы меня оскорбляете. Вы меня лично оскорбляете пять лет в комментариях как мальчишка, писака», — в итоге сказала Ольга Бузова.
Губерниев прокомментировал произошедшее в своём фирменном стиле: «Пересмотрел эфир с Бузовой! Отработал блестяще! Оскорблений никаких с моей стороны не было! Напротив, спрашивал о футболе и театре! А вот Ольга немного разошлась».
Два брака и любовница-призрак
Потом, правда, мужчина признавался, что «это всё враньё и понты».
Доподлинно известно о двух женщинах в жизни Губерниева. На рубеже веков он женился на бывшей бегунье, чемпионке мира и телекомментаторе Ольге Богословской, с которой вместе работал в спортивной редакции ВГТРК.
8 сентября 2002 года у супругов родился сын Михаил, однако союз это не укрепило — через пять лет брака пара развелась.
«Диму приходилось обслуживать, на что уходило колоссальное количество времени, а ведь мне ещё нужно было заниматься детьми и работой. Так что на себя не оставалось ни минуты. Когда поняла, что съесть борщ могу только на бегу и только из половника, то пришло озарение: надо срочно принимать кардинальные решения», — рассказывала Ольга.
Дмитрий же отмечал, что расстались они друзьями: «У Ольги сейчас прекрасный муж. Мы дружим семьями. Считаю, что бывшие всегда должны быть устроены. Я помогал ей с личной жизнью. Она просила у меня совета, когда знакомилась со своим нынешним мужем, и я одобрил её выбор».
Сын комментатора говорит, что любит и отца, и отчима: «Папа Саша (Александр Цоков, новый муж Богословской) — мой дорогой любимый отчим, который точно так же заботится обо мне. Это прекрасно, когда есть два любящих отца и мама. И я понимаю, что настанет день, когда мне придётся заботиться не только о маме, но и о двух папах».
Дмитрий Губерниев с сыном. Кадр «Матч ТВ»
Таинственности личной жизни Губерниева добавляет тот факт, что фотографий времён брака с Богословской в сети нет, зато есть снимки комментатора с другой женщиной, которую часто называют Ольгой Богословской.
Соцсети
Кем же в действительности являлась тогдашняя спутница Губерниева и повлияла ли она на его первый брак — неизвестно.
Второй раз мужчина женился на женщине, далёкой от какой-либо медийности: «В сентябре поехал я покупать машину. Вижу, стоит на платформе моя школьная любовь Ленка Путинцева. Мне было 10 лет, когда я в неё втюрился, но подойти не решался. И вот, не прошло и 30 лет… Смотрю на неё и понимаю, что она мне нравится всю мою жизнь. Ну, думаю, надо брать! А она, хоть и знала, что я на телевидении работаю и вообще хороший парень, но что я ТАКОЙ классный, конечно, не догадывалась. Словом, сейчас у нас всё просто замечательно».
Дмитрий Губерниев и Елена Путинцева. Кадр «России 1»
В целом второй брак Губерниева производит впечатление крепкого, однако и он не обошёлся без скандалов. В сентябре 2020-го комментатора заметили с певицей Анной Семенович.
Дмитрий Губерниев резко отмёл поднявшиеся слухи, назвав запечатлённое на фотографии «рабочим моментом». Анна же добавила, что этот «момент» заключался в съёмках её нового клипа «Мани бой», одним из героев которого телеведущий и оказался: «Мы с Димой, может быть и могли быть очень красивой парой, но точно не в этой жизни. Моё сердце занято, а он уже много лет безнадёжно влюблён и счастлив со своей супругой. Все могут быть спокойны — романа между нами нет».