Павел Александрович Шестаков (21 марта 1932, Ростов-на-Дону — 29 июля 2000, Ростов-на-Дону) — русский писатель. Один из основоположников советского психологического детектива.
Биография
Павел Шестаков родился и большую часть жизни прожил в г. Ростове-на-Дону. В связи с Великой Отечественной войной и эвакуацией учился во многих школах. В 1954 году окончил историко-филологический факультет Ростовского Государственного Университета. Работал школьным учителем в Первомайске (Украина), затем вернулся в Ростов, был сотрудником Ростовского областного музея краеведения, литературным редактором в Ростовском книжном издательстве и журнале «Дон». Двенадцать лет с 1970 по 1982 год был собственным корреспондентом «Литературной газеты» по Ростовской области.
В 1966 году в журнале «Урал» (Свердловск) была опубликована его первая повесть «Через лабиринт» в детективном жанре. Журнал «Урал» занял особое место в писательской судьбе Шестакова. Большинство его произведений впервые были напечатаны в этом журнале. Повесть «Через лабиринт» привлекла внимание неординарностью сюжета и образом центрального героя — инспектора Игоря Николаевича Мазина. По его имени последующие произведения П. Шестакова составили своего рода «мазинский цикл». Это «Страх высоты», «Игра против всех», «Давняя история», «Рапорт инспектора», «Остановка», «Клад», «Вертеп» и другие.
В 1971 году П. Шестаков был принят в Союз писателей СССР (с 1991 года — член Союза российских писателей).
Павел Шестаков — один из основателей российского психологического детектива. Его книги пользовались неизменным успехом как у любителей остросюжетного жанра, так и у серьезного вдумчивого читателя. В своих книгах автор уделял много внимания размышлениям на вечные темы о нравственности и героизме, добре и зле, ответственности за судьбу своей страны, которая никогда не оставляла его равнодушным. Писатель говорил:
. меня всегда будет привлекать та критическая минута в жизни человека, когда его воля и жизненные обстоятельства навсегда определяют его судьбу.
В 1976 году по повести «Страх высоты» на киностудии «Мосфильм» был снят одноимённый фильм, съемки происходили в Ростове-на-Дону.
В 1981 году писатель был награждён серебряной медалью Союза писателей РСФСР имени разведчика Николая Кузнецова «За лучшее героико-приключенческое произведение» — роман «Взрыв». Это роман о войне, которую он сам в раннем возрасте пережил, многое видел своими глазами, потерял отца в боях за Ростов в ноябре 1941 года. Отец, Александр Прокофьевич Шестаков, сражался в рядах Ростовского полка народного ополчения. Этот роман — качественно новое произведение П. Шестакова. Он написан в двух временных планах: непосредственные события войны перекликаются с представлениями о войне людей другого поколения, снимающих фильм о событиях минувшей войны тридцать лет спустя.
Павел Шестаков не только мастер остросюжетных произведений, хотя именно они принесли ему особую популярность. Из-под пера писателя вышли такие вещи, как социально-лирические повести «Дождь-городок», «Всего четверть века», фантастическая повесть «Туда и обратно», а также художественно-историческое исследование «Самозванец», литературоведческая работа, размышления о Гоголе «Между днем и ночью», эссе «Иуда из Кариота».
«Самозванец» — оригинальное произведение, где автор излагает свой взгляд на события русской истории, русской Смуты начала XVII века и одну из центральных фигур тех событий — Лжедмитрия.
Н. В. Гоголь был любимым писателем П. Шестакова. К Гоголю Шестаков обращался постоянно, во многих его произведениях Гоголь «появлялся» то в диалогах персонажей, то в авторских рассуждениях. Эту, по словам самого писателя, «личную привязанность» к Гоголю он объяснял тем, что
. никто, кроме Гоголя, так не приблизился к сути, пониманию того, что называют загадкой русской души или, как теперь говорят, нашим менталитетом.
Об этом — исследование «Между днем и ночью. Размышления о Гоголе». Впервые оно было опубликовано в 2000 году в журнале «Дон». Писатель дал согласие на публикацию, но работа была напечатана уже после его смерти. В 2009 году, когда отмечалось 200-летие со дня рождения Гоголя, «Размышления о Гоголе» Шестакова были включены в издательскую программу Правительства Москвы и опубликованы издательством «Контакт-культура».
Павел Шестаков родился и большую часть жизни прожил в г. Ростове-на-Дону. В связи с Великой Отечественной войной и эвакуацией учился во многих школах. В 1954 году окончил историко-филологический факультет Ростовского Государственного Университета. Работал школьным учителем в Первомайске (Украина), затем вернулся в Ростов, был сотрудником Ростовского областного музея краеведения, литературным редактором в Ростовском книжном издательстве и журнале «Дон». Двенадцать лет с 1970 по 1982 год был собственным корреспондентом «Литературной газеты» по Ростовской области.
. меня всегда будет привлекать та критическая минута в жизни человека, когда его воля и жизненные обстоятельства навсегда определяют его судьбу.
В 1976 году по повести «Страх высоты» на киностудии «Мосфильм» был снят одноимённый фильм, съемки происходили в Ростове-на-Дону.
Павел Шестаков не только мастер остросюжетных произведений, хотя именно они принесли ему особую популярность. Из-под пера писателя вышли такие вещи, как социально-лирические повести «Дождь-городок», «Всего четверть века», фантастическая повесть «Туда и обратно», а также художественно-историческое исследование «Самозванец», литературоведческая работа, размышления о Гоголе «Между днем и ночью», эссе «Иуда из Кариота».
Н. В. Гоголь был любимым писателем П. Шестакова. К Гоголю Шестаков обращался постоянно, во многих его произведениях Гоголь «появлялся» то в диалогах персонажей, то в авторских рассуждениях. Эту, по словам самого писателя, «личную привязанность» к Гоголю он объяснял тем, что
. никто, кроме Гоголя, так не приблизился к сути, пониманию того, что называют загадкой русской души или, как теперь говорят, нашим менталитетом.
Писатель был награждён Почётной грамотой МВД СССР (1969). За многолетнюю литературную и общественную деятельность П. А. Шестаков награжден Почётной Грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР (1982).
Книги П. Шестакова переведены на многие языки, изданы в Болгарии, Венгрии, ГДР, Польше, Румынии, Чехословакии и других европейских странах.
После смерти писателя на доме, где он жил и работал, установлена мемориальная доска.
Сюжет хорош. Всё в стиле постапокалиптики, не уникальный, но интересный. Единственное, что реально раздражает, это фигура Николая. Уж слишком он слаб, его наивные, детские мысли и представления всё время
Человек на миллион (ЛП)
Шантаж девственницы (ЛП)
Для привычной Райли слабовато.
Радикальное Прощение
Зачем писать, что бесплатно, если нужно покупать. Дурацкий сайт
Не ангел хранитель
Вау. Затянула так затянула. Особенно первая половина. Шикарно. Молодец, автор. (*≧ω≦*)
Востребованная инопланетным воином [ЛП]
Концовка очень милая. Прям сладко-ванильная. Но эта книга понравилась меньше, чем первая. В ожидании продолжения. Хочется узнать, что будет с остальными девушками.
Ромашка (СИ)
Прочиталась на одном дыхании,легкая и увлекающая.У автора многие книги такие.
Шестаков Павел Александрович
Об авторе
Павел Шестаков родился и большую часть жизни прожил в г. Ростове-на-Дону.
В связи с Великой Отечественной войной и эвакуацией учился во многих школах. В 1954 году окончил историко-филологический факультет Ростовского Государственного Университета. Работал школьным учителем в Первомайске (Украина), затем вернулся в Ростов, был сотрудником Ростовского областного музея краеведения, литературным редактором в Ростовском книжном издательстве и журнале «Дон». Двенадцать лет с 1970 по 1982 год был собственным корреспондентом«Литературной газеты» по Ростовской области.
В 1966 году в журнале «Урал» (Свердловск) была опубликована его первая повесть «Через лабиринт» в детективном жанре. Журнал «Урал» занял особое место в писательской судьбе Шестакова. Большинство его произведений впервые были напечатаны в этом журнале. Повесть «Через лабиринт» привлекла внимание неординарностью сюжета и образом центрального героя — инспектора Игоря Николаевича Мазина. По его имени последующие произведения П. Шестакова составили своего рода «мазинский цикл». Это «Страх высоты», «Игра против всех», «Давняя история», «Рапорт инспектора», «Остановка», «Клад», «Вертеп» и другие.
В 1971 году П. Шестаков был принят в Союз писателей СССР (с 1991 года — член Союза российских писателей). Его книги пользовались неизменным успехом как у любителей остросюжетного жанра, так и у серьезного вдумчивого читателя. В своих книгах автор уделял много внимания размышлениям на вечные темы о нравственности и героизме, добре и зле, ответственности за судьбу своей страны, которая никогда не оставляла его равнодушным
Павел Александрович Шестаков (21 марта 1932, Ростов-на-Дону — 29 июля 2000, Ростов-на-Дону) — русский писатель. Один из основоположников советского психологического детектива.
Содержание
Биография [ | ]
Павел Шестаков родился и большую часть жизни прожил в г. Ростове-на-Дону. В связи с Великой Отечественной войной и эвакуацией учился во многих школах. В 1954 году окончил историко-филологический факультет Ростовского Государственного Университета. Работал школьным учителем в Первомайске (Украина), затем вернулся в Ростов, был сотрудником Ростовского областного музея краеведения, литературным редактором в Ростовском книжном издательстве и журнале «Дон». Двенадцать лет с 1970 по 1982 год был собственным корреспондентом «Литературной газеты» по Ростовской области.
В 1966 году в журнале «Урал» (Свердловск) была опубликована его первая повесть «Через лабиринт» в детективном жанре. Журнал «Урал» занял особое место в писательской судьбе Шестакова. Большинство его произведений впервые были напечатаны в этом журнале. Повесть «Через лабиринт» привлекла внимание неординарностью сюжета и образом центрального героя — инспектора Игоря Николаевича Мазина. По его имени последующие произведения П. Шестакова составили своего рода «мазинский цикл». Это «Страх высоты», «Игра против всех», «Давняя история», «Рапорт инспектора», «Остановка», «Клад», «Вертеп» и другие.
Павел Шестаков — один из основателей российского психологического детектива. Его книги пользовались неизменным успехом как у любителей остросюжетного жанра, так и у серьезного вдумчивого читателя. В своих книгах автор уделял много внимания размышлениям на вечные темы о нравственности и героизме, добре и зле, ответственности за судьбу своей страны, которая никогда не оставляла его равнодушным. Писатель говорил:
. меня всегда будет привлекать та критическая минута в жизни человека, когда его воля и жизненные обстоятельства навсегда определяют его судьбу.
В 1976 году по повести «Страх высоты» на киностудии «Мосфильм» был снят одноимённый фильм, съемки происходили в Ростове-на-Дону.
В 1981 году писатель был награждён серебряной медалью Союза писателей РСФСР имени разведчика Николая Кузнецова «За лучшее героико-приключенческое произведение» — роман «Взрыв». Это роман о войне, которую он сам в раннем возрасте пережил, многое видел своими глазами, потерял отца в боях за Ростов в ноябре 1941 года. Отец, Александр Прокофьевич Шестаков, сражался в рядах Ростовского полка народного ополчения. Этот роман — качественно новое произведение П. Шестакова. Он написан в двух временных планах: непосредственные события войны перекликаются с представлениями о войне людей другого поколения, снимающих фильм о событиях минувшей войны тридцать лет спустя.
Павел Шестаков не только мастер остросюжетных произведений, хотя именно они принесли ему особую популярность. Из-под пера писателя вышли такие вещи, как социально-лирические повести «Дождь-городок», «Всего четверть века», фантастическая повесть «Туда и обратно», а также художественно-историческое исследование «Самозванец», литературоведческая работа, размышления о Гоголе «Между днем и ночью», эссе «Иуда из Кариота».
«Самозванец» — оригинальное произведение, где автор излагает свой взгляд на события русской истории, русской Смуты начала XVII века и одну из центральных фигур тех событий — Лжедмитрия.
Н. В. Гоголь был любимым писателем П. Шестакова. К Гоголю Шестаков обращался постоянно, во многих его произведениях Гоголь «появлялся» то в диалогах персонажей, то в авторских рассуждениях. Эту, по словам самого писателя, «личную привязанность» к Гоголю он объяснял тем, что
. никто, кроме Гоголя, так не приблизился к сути, пониманию того, что называют загадкой русской души или, как теперь говорят, нашим менталитетом.
Об этом — исследование «Между днем и ночью. Размышления о Гоголе». Впервые оно было опубликовано в 2000 году в журнале «Дон». Писатель дал согласие на публикацию, но работа была напечатана уже после его смерти. В 2009 году, когда отмечалось 200-летие со дня рождения Гоголя, «Размышления о Гоголе» Шестакова были включены в издательскую программу Правительства Москвы и опубликованы издательством «Контакт-культура».
И, наконец, «Смерть в ассортименте» — последнее произведение П. Шестакова, опубликованное также после смерти автора. Роман завершает «мазинский цикл» и вместе с тем является итогом всех размышлений писателя о нашей истории и нашей действительности.
Писатель был награждён Почётной грамотой МВД СССР (1969). За многолетнюю литературную и общественную деятельность П. А. Шестаков награждён Почётной Грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР (1982).
Книги П. Шестакова переведены на многие языки, изданы в Болгарии, Венгрии, ГДР, Польше, Румынии, Чехословакии и других европейских странах.
После смерти писателя на доме, где он жил и работал, установлена мемориальная доска.
Павел Александрович Шестаков (21 марта 1932, Ростов-на-Дону — 29 июля 2000, Ростов-на-Дону) — русский писатель. Один из основоположников советского психологического детектива.
Содержание
Биография
Павел Шестаков родился и большую часть жизни прожил в г. Ростове-на-Дону. В связи с Великой Отечественной войной и эвакуацией учился во многих школах. В 1954 году окончил историко-филологический факультет Ростовского Государственного Университета. Работал школьным учителем в Первомайске (Украина), затем вернулся в Ростов, был сотрудником Ростовского областного музея краеведения, литературным редактором в Ростовском книжном издательстве и журнале «Дон». Двенадцать лет с 1970 по 1982 год был собственным корреспондентом «Литературной газеты» по Ростовской области.
В 1966 году в журнале «Урал» (Свердловск) была опубликована его первая повесть «Через лабиринт» в детективном жанре. Журнал «Урал» занял особое место в писательской судьбе Шестакова. Большинство его произведений впервые были напечатаны в этом журнале. Повесть «Через лабиринт» привлекла внимание неординарностью сюжета и образом центрального героя — инспектора Игоря Николаевича Мазина. По его имени последующие произведения П. Шестакова составили своего рода «мазинский цикл». Это «Страх высоты», «Игра против всех», «Давняя история», «Рапорт инспектора», «Остановка», «Клад», «Вертеп» и другие.
Павел Шестаков — один из основателей российского психологического детектива. Его книги пользовались неизменным успехом как у любителей остросюжетного жанра, так и у серьезного вдумчивого читателя. В своих книгах автор уделял много внимания размышлениям на вечные темы о нравственности и героизме, добре и зле, ответственности за судьбу своей страны, которая никогда не оставляла его равнодушным. Писатель говорил:
. меня всегда будет привлекать та критическая минута в жизни человека, когда его воля и жизненные обстоятельства навсегда определяют его судьбу.
В 1976 году по повести «Страх высоты» на киностудии «Мосфильм» был снят одноимённый фильм, съемки происходили в Ростове-на-Дону.
В 1981 году писатель был награждён серебряной медалью Союза писателей РСФСР имени разведчика Николая Кузнецова «За лучшее героико-приключенческое произведение» — роман «Взрыв». Это роман о войне, которую он сам в раннем возрасте пережил, многое видел своими глазами, потерял отца в боях за Ростов в ноябре 1941 года. Отец, Александр Прокофьевич Шестаков, сражался в рядах Ростовского полка народного ополчения. Этот роман — качественно новое произведение П. Шестакова. Он написан в двух временных планах: непосредственные события войны перекликаются с представлениями о войне людей другого поколения, снимающих фильм о событиях минувшей войны тридцать лет спустя.
Павел Шестаков не только мастер остросюжетных произведений, хотя именно они принесли ему особую популярность. Из-под пера писателя вышли такие вещи, как социально-лирические повести «Дождь-городок», «Всего четверть века», фантастическая повесть «Туда и обратно», а также художественно-историческое исследование «Самозванец», литературоведческая работа, размышления о Гоголе «Между днем и ночью», эссе «Иуда из Кариота».
«Самозванец» — оригинальное произведение, где автор излагает свой взгляд на события русской истории, русской Смуты начала XVII века и одну из центральных фигур тех событий — Лжедмитрия.
Н. В. Гоголь был любимым писателем П. Шестакова. К Гоголю Шестаков обращался постоянно, во многих его произведениях Гоголь «появлялся» то в диалогах персонажей, то в авторских рассуждениях. Эту, по словам самого писателя, «личную привязанность» к Гоголю он объяснял тем, что
. никто, кроме Гоголя, так не приблизился к сути, пониманию того, что называют загадкой русской души или, как теперь говорят, нашим менталитетом.
Об этом — исследование «Между днем и ночью. Размышления о Гоголе». Впервые оно было опубликовано в 2000 году в журнале «Дон». Писатель дал согласие на публикацию, но работа была напечатана уже после его смерти. В 2009 году, когда отмечалось 200-летие со дня рождения Гоголя, «Размышления о Гоголе» Шестакова были включены в издательскую программу Правительства Москвы и опубликованы издательством «Контакт-культура».
И, наконец, «Смерть в ассортименте» — последнее произведение П. Шестакова, опубликованное также после смерти автора. Роман завершает «мазинский цикл» и вместе с тем является итогом всех размышлений писателя о нашей истории и нашей действительности.
Писатель был награждён Почётной грамотой МВД СССР (1969). За многолетнюю литературную и общественную деятельность П. А. Шестаков награждён Почётной Грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР (1982).
Книги П. Шестакова переведены на многие языки, изданы в Болгарии, Венгрии, ГДР, Польше, Румынии, Чехословакии и других европейских странах.
После смерти писателя на доме, где он жил и работал, установлена мемориальная доска.
Произведения П. Шестакова. Первые публикации
Произведения об Игоре Мазине
Другие произведения
О писателе и его творчестве
Напишите отзыв о статье «Шестаков, Павел Александрович»
Ссылки
Отрывок, характеризующий Шестаков, Павел Александрович
Пьер был молчалив и задумчив во все время этого обеда. Он, как бы не понимая, посмотрел на графа при этом обращении. – Да, да, на войну, – сказал он, – нет! Какой я воин! А впрочем, все так странно, так странно! Да я и сам не понимаю. Я не знаю, я так далек от военных вкусов, но в теперешние времена никто за себя отвечать не может. После обеда граф уселся покойно в кресло и с серьезным лицом попросил Соню, славившуюся мастерством чтения, читать. – «Первопрестольной столице нашей Москве. Неприятель вошел с великими силами в пределы России. Он идет разорять любезное наше отечество», – старательно читала Соня своим тоненьким голоском. Граф, закрыв глаза, слушал, порывисто вздыхая в некоторых местах. Наташа сидела вытянувшись, испытующе и прямо глядя то на отца, то на Пьера. Пьер чувствовал на себе ее взгляд и старался не оглядываться. Графиня неодобрительно и сердито покачивала головой против каждого торжественного выражения манифеста. Она во всех этих словах видела только то, что опасности, угрожающие ее сыну, еще не скоро прекратятся. Шиншин, сложив рот в насмешливую улыбку, очевидно приготовился насмехаться над тем, что первое представится для насмешки: над чтением Сони, над тем, что скажет граф, даже над самым воззванием, ежели не представится лучше предлога. Прочтя об опасностях, угрожающих России, о надеждах, возлагаемых государем на Москву, и в особенности на знаменитое дворянство, Соня с дрожанием голоса, происходившим преимущественно от внимания, с которым ее слушали, прочла последние слова: «Мы не умедлим сами стать посреди народа своего в сей столице и в других государства нашего местах для совещания и руководствования всеми нашими ополчениями, как ныне преграждающими пути врагу, так и вновь устроенными на поражение оного, везде, где только появится. Да обратится погибель, в которую он мнит низринуть нас, на главу его, и освобожденная от рабства Европа да возвеличит имя России!» – Вот это так! – вскрикнул граф, открывая мокрые глаза и несколько раз прерываясь от сопенья, как будто к носу ему подносили склянку с крепкой уксусной солью. – Только скажи государь, мы всем пожертвуем и ничего не пожалеем. Шиншин еще не успел сказать приготовленную им шутку на патриотизм графа, как Наташа вскочила с своего места и подбежала к отцу. – Что за прелесть, этот папа! – проговорила она, целуя его, и она опять взглянула на Пьера с тем бессознательным кокетством, которое вернулось к ней вместе с ее оживлением. – Вот так патриотка! – сказал Шиншин. – Совсем не патриотка, а просто… – обиженно отвечала Наташа. – Вам все смешно, а это совсем не шутка… – Какие шутки! – повторил граф. – Только скажи он слово, мы все пойдем… Мы не немцы какие нибудь… – А заметили вы, – сказал Пьер, – что сказало: «для совещания». – Ну уж там для чего бы ни было… В это время Петя, на которого никто не обращал внимания, подошел к отцу и, весь красный, ломающимся, то грубым, то тонким голосом, сказал: – Ну теперь, папенька, я решительно скажу – и маменька тоже, как хотите, – я решительно скажу, что вы пустите меня в военную службу, потому что я не могу… вот и всё… Графиня с ужасом подняла глаза к небу, всплеснула руками и сердито обратилась к мужу. – Вот и договорился! – сказала она. Но граф в ту же минуту оправился от волнения. – Ну, ну, – сказал он. – Вот воин еще! Глупости то оставь: учиться надо. – Это не глупости, папенька. Оболенский Федя моложе меня и тоже идет, а главное, все равно я не могу ничему учиться теперь, когда… – Петя остановился, покраснел до поту и проговорил таки: – когда отечество в опасности. – Полно, полно, глупости… – Да ведь вы сами сказали, что всем пожертвуем. – Петя, я тебе говорю, замолчи, – крикнул граф, оглядываясь на жену, которая, побледнев, смотрела остановившимися глазами на меньшого сына. – А я вам говорю. Вот и Петр Кириллович скажет… – Я тебе говорю – вздор, еще молоко не обсохло, а в военную службу хочет! Ну, ну, я тебе говорю, – и граф, взяв с собой бумаги, вероятно, чтобы еще раз прочесть в кабинете перед отдыхом, пошел из комнаты. – Петр Кириллович, что ж, пойдем покурить… Пьер находился в смущении и нерешительности. Непривычно блестящие и оживленные глаза Наташи беспрестанно, больше чем ласково обращавшиеся на него, привели его в это состояние. – Нет, я, кажется, домой поеду… – Как домой, да вы вечер у нас хотели… И то редко стали бывать. А эта моя… – сказал добродушно граф, указывая на Наташу, – только при вас и весела… – Да, я забыл… Мне непременно надо домой… Дела… – поспешно сказал Пьер. – Ну так до свидания, – сказал граф, совсем уходя из комнаты. – Отчего вы уезжаете? Отчего вы расстроены? Отчего. – спросила Пьера Наташа, вызывающе глядя ему в глаза. «Оттого, что я тебя люблю! – хотел он сказать, но он не сказал этого, до слез покраснел и опустил глаза. – Оттого, что мне лучше реже бывать у вас… Оттого… нет, просто у меня дела. – Отчего? нет, скажите, – решительно начала было Наташа и вдруг замолчала. Они оба испуганно и смущенно смотрели друг на друга. Он попытался усмехнуться, но не мог: улыбка его выразила страдание, и он молча поцеловал ее руку и вышел. Пьер решил сам с собою не бывать больше у Ростовых.
Петя, после полученного им решительного отказа, ушел в свою комнату и там, запершись от всех, горько плакал. Все сделали, как будто ничего не заметили, когда он к чаю пришел молчаливый и мрачный, с заплаканными глазами. На другой день приехал государь. Несколько человек дворовых Ростовых отпросились пойти поглядеть царя. В это утро Петя долго одевался, причесывался и устроивал воротнички так, как у больших. Он хмурился перед зеркалом, делал жесты, пожимал плечами и, наконец, никому не сказавши, надел фуражку и вышел из дома с заднего крыльца, стараясь не быть замеченным. Петя решился идти прямо к тому месту, где был государь, и прямо объяснить какому нибудь камергеру (Пете казалось, что государя всегда окружают камергеры), что он, граф Ростов, несмотря на свою молодость, желает служить отечеству, что молодость не может быть препятствием для преданности и что он готов… Петя, в то время как он собирался, приготовил много прекрасных слов, которые он скажет камергеру. Петя рассчитывал на успех своего представления государю именно потому, что он ребенок (Петя думал даже, как все удивятся его молодости), а вместе с тем в устройстве своих воротничков, в прическе и в степенной медлительной походке он хотел представить из себя старого человека. Но чем дальше он шел, чем больше он развлекался все прибывающим и прибывающим у Кремля народом, тем больше он забывал соблюдение степенности и медлительности, свойственных взрослым людям. Подходя к Кремлю, он уже стал заботиться о том, чтобы его не затолкали, и решительно, с угрожающим видом выставил по бокам локти. Но в Троицких воротах, несмотря на всю его решительность, люди, которые, вероятно, не знали, с какой патриотической целью он шел в Кремль, так прижали его к стене, что он должен был покориться и остановиться, пока в ворота с гудящим под сводами звуком проезжали экипажи. Около Пети стояла баба с лакеем, два купца и отставной солдат. Постояв несколько времени в воротах, Петя, не дождавшись того, чтобы все экипажи проехали, прежде других хотел тронуться дальше и начал решительно работать локтями; но баба, стоявшая против него, на которую он первую направил свои локти, сердито крикнула на него: – Что, барчук, толкаешься, видишь – все стоят. Что ж лезть то! – Так и все полезут, – сказал лакей и, тоже начав работать локтями, затискал Петю в вонючий угол ворот. Петя отер руками пот, покрывавший его лицо, и поправил размочившиеся от пота воротнички, которые он так хорошо, как у больших, устроил дома. Петя чувствовал, что он имеет непрезентабельный вид, и боялся, что ежели таким он представится камергерам, то его не допустят до государя. Но оправиться и перейти в другое место не было никакой возможности от тесноты. Один из проезжавших генералов был знакомый Ростовых. Петя хотел просить его помощи, но счел, что это было бы противно мужеству. Когда все экипажи проехали, толпа хлынула и вынесла и Петю на площадь, которая была вся занята народом. Не только по площади, но на откосах, на крышах, везде был народ. Только что Петя очутился на площади, он явственно услыхал наполнявшие весь Кремль звуки колоколов и радостного народного говора.