паустовский повесть о жизни читательский дневник 6 класс

Краткое содержание Паустовский Повесть о жизни

Эта повесть, в которой отражены все воспоминания из детства маленького мальчика мечтателя, его влекло море, такое красивое и непонятное. Он повествует о событиях и людях, которых он когда-то встречал. Все это, несомненно, наложило отпечаток на его судьбу и повлияло на его выбор.

Спустя длительное время мальчик вспоминает обо всем с улыбкой и благодарностью, о тех людях и увлечениях, которые, конечно, смогли научить его чему – то, и повлиять на дальнейшей выбор в его жизни.

Как и все произведения К.Г. Паустовского и «повесть о жизни» учат добру, отзывчивости. Он очень тонко чувствовал природу, поэтому ее описание у него было всегда необычайно красивым. Все до мельчайших деталей до легкого дуновения ветерка, все дышит любовь и теплотой. Это произведение автобиографичное, автор вспоминает о своем детстве и своих мечтах, которыми он жил тогда. И пусть даже если не станешь летчиком или как в данном случае моряком, но встреча с интересными людьми всегда оставит добрый отпечаток и в памяти, и в жизни. Это будет своеобразным опытом, который когда-нибудь, но пригодиться.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Паустовский. Все произведения

Повесть о жизни. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Культовый роман известного американского автора содержит собранные воедино повествования, рассказывающие об открытии землянами Марса. Прежде печатавшись отдельными короткими произведениями, позже они собраны

Алиса Селезнёва, дочь профессора, учила дома по видеофону язык жителей Марса. В это время её отцу, работавшему в кабинете, позвонил маленький козлик. Профессор подумал, что это шутка.

Мальчик Митя является главным героем произведения Константина Ушинского «Четыре желания». В зимнюю пору он весело проводил время. Ребенок ездил на санках, а потом, и на коньках. После этого он зашел в домой и сказал папе

Перед Новым Годом москвичи заняты подготовкой подарков. В окнах домов мигают огни гирлянд, воздух наполнен ароматом мандаринов. Но в стенах детского отделения больницы совсем другая атмосфера

В этом рассказе «самое главное» открывается в самом финале. На протяжении всего рассказа мама воспитывает своего маленького сына. Проблема в том, что он трусливый мальчик. Вот мама и говорит ему, что трусов никто не любит

Источник

Краткое содержание Паустовский Повесть о жизни для читательского дневника

В повести описаны воспоминания юного мечтателя, увлечённого морем. В ней рассказывается о событиях и людях, каждый из которых повлиял на дальнейшую судьбу юного мореплавателя.

Среди них родные и близкие главного героя и удивительные люди, повстречавшиеся на жизненном пути героя. Люди эти просты на первый взгляд, будь то лодочник,гардемарин или извозчик, но они восхищали героя, волновали его детское воображение. Люди и события переплетаются с подробным описанием великолепной природы Кавказа, морских приключений и путешествий в непролазный густой лес.

В более зрелом возрасте автор с благодарностью вспоминает о своих детских увлечениях, многому научивших его. События детства иногда могут изменить взрослого человека. Море очень сильная стихия.

Читать краткое содержание Повесть о жизни. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Паустовский. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок Повесть о жизни

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Рассказ с таким оригинальным названием – это один большой диалог между дедом Наумом и восьмиклассником Юркой.

Рассказ ведётся от лица автора. Его глазами можно наблюдать на бабушкой Оленой Даниловной и ее внуком, Владимиром, которого автор называет Вовкой. Отец мальчика был в командировке, мать в больнице

Ольга остается в Москве в 1918 году, родители эмигрировали и посоветовали выйти за большевика, чтобы сохранить квартиру. Ольга распродает драгоценности, ухажеры приносят ей цветы

В некотором царстве, повествуется в сказке, жил богатый купец с тремя дочерьми – красавицами. Однажды, собираясь в дорогу, купец обещал привезти им гостинцы, какие они пожелают. Младшая дочь озадачила отца просьбой привезти ей аленький цветочек.

Источник

Краткое содержание Паустовский Повесть о жизни для читательского дневника

Эта повесть, в которой отражены все воспоминания из детства маленького мальчика мечтателя, его влекло море, такое красивое и непонятное. Он повествует о событиях и людях, которых он когда-то встречал. Все это, несомненно, наложило отпечаток на его судьбу и повлияло на его выбор.

Среди людей были и его близкие и просто интересные личности, которые каким — то образом оказали на него влияние, были воплощением его мечты и ее представлением. Конечно, на первый взгляд это совершенно простые ничем не выделяющиеся люди, но все же они восхищали его и заставляли воображать все новые и новые мысли, истории. Когда он повстречал гардемарина, то очень долго шел за ним и восхищался, он мечтал стать моряком, ходит в море, покорять новые горизонты. Гардемарин подарил ему фотографию корабля, и он был под таким впечатлением. Спустя время он понимает, что он сделал это из жалости, но, тем не менее, это не повлияло на его мечту. Мальчик продолжал рассматривать атласы, мечтать о море и корабля, лелеять свою мечту, что когда – нибудь и он будет ходить на корабле за горизонт. Все люди очень тесно переплетаются с описаниями красивейшей природой Кавказа, морских приключений и походов, путешествий в лес.

Спустя длительное время мальчик вспоминает обо всем с улыбкой и благодарностью, о тех людях и увлечениях, которые, конечно, смогли научить его чему – то, и повлиять на дальнейшей выбор в его жизни.

Как и все произведения К.Г. Паустовского и «повесть о жизни» учат добру, отзывчивости. Он очень тонко чувствовал природу, поэтому ее описание у него было всегда необычайно красивым. Все до мельчайших деталей до легкого дуновения ветерка, все дышит любовь и теплотой. Это произведение автобиографичное, автор вспоминает о своем детстве и своих мечтах, которыми он жил тогда. И пусть даже если не станешь летчиком или как в данном случае моряком, но встреча с интересными людьми всегда оставит добрый отпечаток и в памяти, и в жизни. Это будет своеобразным опытом, который когда-нибудь, но пригодиться.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Паустовский. Краткие содержания произведений

Повесть о жизни

Однажды весной я сидел в Мариинском парке и читал «Остров сокровищ» Стивенсона. Сестра Галя сидела рядом и тоже читала. Ее летняя шляпа с зелёными лентами, лежала на скамейке. Ветер шевелил ленты, Галя была близорукая, очень доверчивая, и вывести её из добродушного состояния было почти невозможно.

Утром прошёл дождь, но сейчас над нами блистало чистое небо весны. Только с сирени слетали запоздалые капли дождя.

Девочка с бантами в волосах остановилась против нас и начала прыгать через верёвочку. Она мне мешала читать. Я потряс сирень. Маленький дождь шумно посыпался на девочку и на Галю. Девочка показала мне язык и убежала, а Галя стряхнула с книги капли дождя и продолжала читать.

Продолжение после рекламы:

По аллее легко шёл высокий гардемарин с загорелым спокойным лицом. Прямой чёрный палаш висел у него на лакированном поясе. Чёрные ленточки с бронзовыми якорями развевались от тихого ветра. Он был весь в чёрном. Только яркое золото нашивок оттеняло его строгую форму.

В сухопутном Киеве, где мы почти не видели моряков, это был пришелец из далёкого легендарного мира крылатых кораблей, фрегата «Паллада», из мира всех океанов, морей, всех портовых городов, всех ветров и всех очарований, какие связаны были с живописным трудом мореплавателей. Старинный палаш с черным эфесом как будто появился в Мариинском парке со страниц Стивенсона.

Гардемарин прошёл мимо, хрустя по песку. Я поднялся и пошёл за ним. Галя по близорукости не заметила моего исчезновения.

Вся моя мечта о море воплотилась в этом человеке. Я часто воображал себе моря, туманные и золотые от вечернего штиля, далёкие плаванья, когда весь мир сменяется, как быстрый калейдоскоп, за стёклами иллюминатора. Боже мой, если бы кто-нибудь догадался подарить мне хотя бы кусок окаменелой ржавчины, отбитой от старого якоря! Я бы хранил его, как драгоценность.

Брифли существует благодаря рекламе:

Гардемарин оглянулся. На чёрной ленточке его бескозырки я прочёл загадочное слово: «Азимут». Позже я узнал, что так назывался учебный корабль Балтийского флота.

Я шёл за ним по Елизаветинской улице, потом по Институтской и Николаевской. Гардемарин изящно и небрежно отдавал честь пехотным офицерам. Мне было стыдно перед ним за этих мешковатых киевских вояк.

Несколько раз гардемарин оглядывался, а на углу Меринговской остановился и подозвал меня.

— Мальчик, — спросил он насмешливо, — почему вы тащились за мной на буксире?

Я покраснел и ничего не ответил.

— Все ясно: он мечтает быть моряком, — догадался гардемарин, говоря почему-то обо мне в третьем лице.

— Я близорукий, — ответил я упавшим голосом. Гардемарин положил мне на плечо худую руку.

— Дойдём до Крещатика.

Мы пошли рядом. Я боялся поднять глаза и видел только начищенные до невероятного блеска крепкие ботинки гардемарина.

На Крещатике гардемарин зашёл со мной в кофейную Семадени, заказал две порции фисташкового мороженого и два стакана воды. Нам подали мороженое на маленький трёхногий столик из мрамора. Он был очень холодный и весь исписан цифрами: у Семадени собирались биржевые дельцы и подсчитывали на столиках свои прибыли и убытки.

Продолжение после рекламы:

Мы молча съели мороженое. Гардемарин достал из бумажника фотографию великолепного корвета с парусной оснасткой и широкой трубой и протянул мне.

— Возьмите на память. Это мой корабль. Я ходил на нем в Ливерпуль.

Он крепко пожал мне руку и ушёл. Я посидел ещё немного, пока на меня не начали оглядываться потные соседи в канотье. Тогда я неловко вышел и побежал в Мариинский парк. Скамейка была пуста. Галя ушла. Я догадался, что гардемарин меня пожалел, и впервые узнал, что жалость оставляет в душе горький осадок.

После этой встречи желание сделаться моряком мучило меня много лет. Я рвался к морю. Первый раз я видел его мельком в Новороссийске, куда ездил на несколько дней с отцом. Но этого было недостаточно.

Часами я просиживал над атласом, рассматривал побережья океанов, выискивал неизвестные приморские городки, мысы, острова, устья рек.

Я придумал сложную игру. Я составил длинный список пароходов со звучными именами: «Полярная звезда», «Вальтер Скотт», «Хинган», «Сириус». Список этот разбухал с каждым днём. Я был владельцем самого большого флота в мире.

Конечно, я сидел у себя в пароходной конторе, в дыму сигар, среди пёстрых плакатов и расписаний. Широкие окна выходили, естественно, на набережную. Жёлтые мачты пароходов торчали около самых окон, а за стенами шумели добродушные вязы. Пароходный дым развязно влетал в окна, смешиваясь с запахом гнилого рассола и новеньких, весёлых рогож.

Брифли существует благодаря рекламе:

Я придумал список удивительных рейсов для своих пароходов. Не было самого забытого уголка земли, куда бы они не заходили. Они посещали даже остров Тристан да-Кунью.

Я снимал пароходы с одного рейса и посылал на другой. Я следил за плаваньем своих кораблей и безошибочно знал, где сегодня «Адмирал Истомин», а где «Летучий голландец»: «Истомин» грузит бананы в Сингапуре, а «Летучий голландец» разгружает муку на Фарерских островах.

Для того чтобы руководить таким обширным пароходным предприятием, мне понадобилось много знаний. Я зачитывался путеводителями, судовыми справочниками и всем, что имело хотя бы отдалённое касательство к морю.

Тогда впервые я услышал от мамы слово «менингит».

— Он дойдёт бог знает до чего со своими играми, — сказала однажды мама. — Как бы все это не кончилось менингитом.

Я слышал, что менингит — это болезнь мальчиков, которые слишком рано научились читать. Поэтому я только усмехнулся на мамины страхи.

Все окончилось тем, что родители решили поехать всей семьёй на лето к морю.

Теперь я догадываюсь, что мама надеялась вылечить меня этой поездкой от чрезмерного увлечения морем. Она думала, что я буду, как это всегда бывает, разочарован от непосредственного столкновения с тем, к чему я так страстно стремился в мечтах. И она была права, но только отчасти.

Однажды мама торжественно объявила, что на днях мы на все лето уезжаем на Чёрное море, в маленький городок Геленджик, вблизи, Новороссийска.

Нельзя было, пожалуй, выбрать лучшего места, чем Геленджик, для того чтобы разочаровать меня в моем увлечении морем и югом.

Геленджик был тогда очень пыльным и жарким городком без всякой растительности. Вся зелень на много километров вокруг была уничтожена жестокими новороссийскими ветрами — норд-остами. Только колючие кусты держи-дерева и чахлая акация с жёлтыми сухими цветочками росли в палисадниках. От высоких гор тянуло зноем. В конце бухты дымил цементный завод.

Но геленджикская бухта была очень хороша. В прозрачной и тёплой её воде плавали, как розовые и голубые цветы, большие медузы. На песчаном дне лежали пятнистые камбалы и пучеглазые бычки. Прибой выбрасывал на берег красные водоросли, гнилые поплавки-балберки от рыбачьих сетей и обкатанные волнами куски темно-зелёных бутылок.

Море после Геленджика не потеряло для меня своей прелести. Оно сделалось только более простым и тем самым более прекрасным, чем в моих нарядных мечтах.

В Геленджике я подружился с пожилым лодочником Анастасом. Он был грек, родом из города Воло. У него была новая парусная шлюпка, белая с красным килем и вымытым до седины решётчатым настилом.

Анастас катал на шлюпке дачников. Он славился ловкостью и хладнокровием, и мама иногда отпускала меня одного с Анастасом.

Однажды Анастас вышел со мной из бухты в открытое море. Я никогда не забуду того ужаса и восторга, какие я испытал, когда парус, надувшись, накренил шлюпку так низко, что вода понеслась на уровне борта. Шумящие огромные валы покатились навстречу, просвечивая зеленью и обдавая лицо солёной пылью.

Я схватился за ванты, мне хотелось обратно на берег, но Анастас, зажав трубку зубами, что-то мурлыкал, а потом спросил:

— Почём твоя мама отдала за эти чувяки? Ай, хороши чувяки!

Он кивнул на мои мягкие кавказские туфли — чувяки. Ноги мои дрожали. Я ничего не ответил. Анастас зевнул и сказал:

— Ничего! Маленький душ, тёплый душ. Обедать будешь с аппетитом. Не надо будет просить — скушай за папу-маму!

Он небрежно и уверенно повернул шлюпку. Она зачерпнула воду, и мы помчались в бухту, ныряя и выскакивая на гребни волн. Они уходили из-под кормы с грозным шумом. Сердце у меня падало и обмирало.

Неожиданно Анастас запел. Я перестал дрожать и с недоумением слушал эту песню:

Под эту песню мы спустили парус и с разгона быстро подошли к пристани, где ждала бледная мама. Анастас поднял меня на руки, поставил на пристань и сказал:

— Теперь он у вас солёный, мадам. Уже имеет к морю привычку.

Однажды отец нанял линейку, и мы поехали из Геленджика на Михайловский перевал.

Сначала щебёнчатая дорога шла по склону голых и пыльных гор. Мы проезжали мосты через овраги, где не было ни капли воды. На горах весь день лежали, зацепившись за вершины, одни и те же облака из серой сухой ваты.

Мне хотелось пить. Рыжий извозчик-казак оборачивался и говорил, чтобы я повременил до перевала — там я напьюсь вкусной и холодной воды. Но я не верил извозчику. Сухость гор и отсутствие воды пугали меня. Я с тоской смотрел на тёмную и свежую полоску моря. Из него нельзя было напиться, но, по крайней мере, можно било выкупаться в его прохладной воде.

Дорога подымалась все выше. Вдруг в лицо нам потянуло свежестью.

— Самый перевал! — сказал извозчик, остановил лошадей, слез и подложил под колеса железные тормоза.

С гребня горы мы увидели огромные и густые леса. Они волнами тянулись по горам до горизонта. Кое-где из зелени торчали красные гранитные утёсы, а вдали я увидел вершину, горевшую льдом и снегом.

— Норд-ост сюда не достигает, — сказал извозчик. — Тут рай!

Линейка начала спускаться. Тотчас густая тень накрыла нас. Мы услышали в непролазной чаще деревьев журчание воды, свист птиц и шелест листвы, взволнованной полуденным ветром.

Чем ниже мы спускались, тем гуще делался лес и тенистее Дорога. Прозрачный ручей уже бежал по её обочине. Он перемывал разноцветные камни, задевал своей струёй лиловые цветы и заставлял их кланяться и дрожать, но не мог оторвать от каменистой земли и унести с собою вниз, в ущелье.

Мама набрала воды из ручья в кружку и дала мне напиться. Вода была такая холодная, что кружка тотчас покрылась потом.

— Пахнет озоном, — сказал отец.

Я глубоко вздохнул. Я не знал, чем пахло вокруг, но мне казалось, что меня завалили ворохом веток, смоченных душистым дождём.

Лианы цеплялись за наши головы. И то тут, то там на откосах дороги высовывался из-под камня какой-нибудь мохнатый цветок и с любопытством смотрел на нашу линейку и на серых лошадей, задравших головы и выступавших торжественно, как на параде, чтобы не сорваться вскачь и не раскатить линейку.

— Вон ящерица! — сказала мама. Где?

— Вон там. Видишь орешник? А налево — красный камень в траве. Смотри выше. Видишь жёлтый венчик? Это азалия. Чуть правее азалии, на поваленном буке, около самого корня. Вон, видишь, такой мохнатый рыжий корень в сухой земле и каких-то крошечных синих цветах? Так вот рядом с ним.

Я увидел ящерицу. Но пока я её нашёл, я проделал чудесное путешествие по орешнику, красному камню, цветку азалии и поваленному буку.

«Так вот он какой, Кавказ!» — подумал я.

— Тут рай! — повторил извозчик, сворачивая с шоссе на травянистую узкую просеку в лесу. — Сейчас распряжём коней, будем купаться.

Мы въехали в такую чащу и ветки так били нас по лицу, что пришлось остановить лошадей, слезть с линейки и идти дальше пешком. Линейка медленно ехала следом за нами.

Мы вышли на поляну в зелёном ущелье. Как белые острова, стояли в сочной траве толпы высоких одуванчиков. Под густыми буками мы увидели старый пустой сарай. Он стоял на берегу шумной горной речонки. Она туго переливала через камни прозрачную воду, шипела и уволакивала вместе с водой множество воздушных пузырей.

Пока извозчик распрягал и ходил с отцом за хворостом для костра, мы умылись в реке. Лица наши после умывания горели жаром.

Мы хотели тотчас идти вверх по реке, но мама расстелила на траве скатерть, достала провизию и сказала, что, пока мы не поедим, она никуда нас не пустит.

Я, давясь, съел бутерброды с ветчиной и холодную рисовую кашу с изюмом, но оказалось, что я совершенно напрасно торопился — упрямый медный чайник никак не хотел закипать на костре. Должно быть, потому, что вода из речушки была совершенно ледяная.

Потом чайник вскипел так неожиданно и бурно, что залил костёр. Мы напились крепкого чая и начали торопить отца, чтобы идти в лес. Извозчик сказал, что надо быть настороже, потому что в лесу много диких кабанов. Он объяснил нам, что если мы увидим вырытые в земле маленькие ямы, то это и есть места, где кабаны спят по ночам.

Мама заволновалась — идти с нами она не могла, у неё была одышка, — но извозчик успокоил её, заметив, что кабана нужно нарочно раздразнить, чтобы он бросился на человека.

Мы ушли вверх по реке. Мы продирались сквозь чащу, поминутно останавливались и звали друг друга, чтобы показать гранитные бассейны, выбитые рекой, — в них синими искрами проносилась форель, — огромных зелёных жуков с длинными усами, пенистые ворчливые водопады, хвощи выше нашего роста, заросли лесной анемоны и полянки с пионами.

Боря наткнулся на маленькую пыльную яму, похожую на детскую ванну. Мы осторожно обошли её. Очевидно, это было место ночёвки дикого кабана.

Отец ушёл вперёд. Он начал звать нас. Мы пробрались к нему сквозь крушину, обходя огромные мшистые валуны.

Отец стоял около странного сооружения, заросшего ежевикой. Четыре гладко обтёсанных исполинских камня были накрыты, как крышей, пятым обтёсанным камнем. Получался каменный дом. В одном из боковых камней было пробито отверстие, но такое маленькое, что даже я не мог в него пролезть. Вокруг было несколько таких каменных построек.

— Это долмены, — сказал отец. — Древние могильники скифов. А может быть, это вовсе и не могильники. До сих пор учёные не могут узнать, кто, для чего и как строил эти долмены.

Я был уверен, что долмены — это жилища давно вымерших карликовых людей. Но я не сказал об этом отцу, так как с нами был Боря: он поднял бы меня на смех.

В Геленджик мы возвращались совершенно сожжённые солнцем, пьяные от усталости и лесного воздуха. Я уснул и сквозь сон почувствовал, как на меня дохнуло жаром, и услышал отдалённый ропот моря.

С тех пор я сделался в своём воображении владельцем ещё одной великолепной страны — Кавказа. Началось увлечение Лермонтовым, абреками, Шамилем. Мама опять встревожилась.

Сейчас, в зрелом возрасте, я с благодарностью вспоминаю о детских своих увлечениях. Они научили меня многому.

Но я был совсем не похож на захлёбывающихся слюной от волнения шумных и увлекающихся мальчиков, никому не дающих покоя. Наоборот, я был очень застенчивый и со своими увлечениями ни к кому не приставал.

Две жизни

На сайте, посвященном Паустовскому, аж 4 варианта его биографии. Это не потому, что жизнь его была полна тайн и мистификаций и биографы расходятся в деталях. А потому что эта жизнь была очень богатой событиями. И вообще их, жизней, было как бы две: реальная и – романная, та, что описана в автобиографическом шеститомнике «Повесть о жизни». «Рядом с действительностью всегда сверкал для меня, подобно дополнительному, хотя бы и неяркому свету, легкий романтический вымысел, — признавался Паустовский. — Он освещал, как маленький луч на картине, такие частности, какие без него, может быть, не были бы и замечены…» Но даже если где-то вымысел и «блистает», то всё равно чувствуешь: все это – истинная правда.

Константин Паустовский родился в Москве в 1892 году. Отец был железнодорожным статистиком, семья часто переезжала и наконец осела в Киеве. Здесь Паустовский окончил знаменитую первую гимназию. Рос в атмосфере любви к искусству, театру, музыке, к книгам. Но родители разошлись, и он уже в старших классах вынужден был зарабатывать репетиторством. Первый рассказ опубликовал в выпускном классе гимназии. Учился на естественно-историческом факультете Киевского университета, на юридическом факультете Московского университета. И всё-таки истинным своим призванием считал писательство. Он понимал, что «без жизненного опыта пути к писательству нет», и решил «уйти в жизнь, чтобы все знать, все почувствовать и всё понять». В Москве работал вагоновожатым трамвая. Когда началась первая мировая война, стал санитаром санпоезда. Работал на металлургическом заводе в Брянске, на котельном заводе в Таганроге, в рыбачьей артели на Азовском море. В свободное время начал писать свою первую повесть «Романтики», которая вышла в свет только в 1930-х в Москве. После начала Февральской революции уехал в Москву, стал работать репортером в газетах. Потом Киев, Одесса, Кавказ… Вернувшись в Москву, служил редактором РОСТА. Одна за другой вышли книги «Встречные корабли», «Кара-Бугаз», «Колхида». Во время Великой Отечественной войны был военным корреспондентом. После войны побывал во Франции, Италии, Турции, Греции, Швеции, Чехословакии. Умер в 1968-м в Москве, похоронен в Тарусе…

Это – схема его жизни. Во всей полноте она раскрывается на страницах цикла «Повесть о жизни». И эта жизнь – достоверная, но в то же время осененная крылом сказки.
К. Г. Паустовский. Фото ок. 1915 г.

Источник

Повесть о жизни — Паустовский К.Г.

Несколько отрывочных мыслей. Вместо предисловия

Но, с дру­гой сто­роны, воз­мож­ность гово­рить о себе у писа­теля огра­ни­ченна. Он свя­зан мно­гими труд­но­стями, в первую оче­редь – нелов­кость давать оценку соб­ствен­ным книгам.

Кроме того, ждать от автора объ­яс­не­ния соб­ствен­ных вещей – дело бес­по­лез­ное. Чехов в таких слу­чаях гово­рил: «Читайте мои книги, у меня же там все напи­сано». Я с охо­той могу повто­рить эти чехов­ские слова.

Поэтому я выскажу лишь неко­то­рые сооб­ра­же­ния отно­си­тельно сво­его твор­че­ства и вкратце пере­дам свою био­гра­фию. Подробно рас­ска­зы­вать ее нет смысла. Вся моя жизнь с ран­него дет­ства до начала трид­ца­тых годов опи­сана в шести кни­гах авто­био­гра­фи­че­ской «Пове­сти о жизни», кото­рая вклю­чена в это собра­ние. Работу над «Пове­стью о жизни» я про­дол­жаю и сейчас.

Родился я в Москве 31 мая 1892 года в Гра­нат­ном пере­улке, в семье желез­но­до­рож­ного статистика.

Отец мой про­ис­хо­дит из запо­рож­ских каза­ков, пере­се­лив­шихся после раз­грома Сечи на берега реки Рось, около Белой Церкви. Там жили мой дед – быв­ший нико­ла­ев­ский сол­дат – и бабка-турчанка.

Несмотря на про­фес­сию ста­ти­стика, тре­бу­ю­щую трез­вого взгляда на вещи, отец был неис­пра­ви­мым меч­та­те­лем и про­те­стан­том. Из-за этих своих качеств он не заси­жи­вался подолгу на одном месте. После Москвы слу­жил в Вильно, Пскове и, нако­нец, осел, более или менее прочно, в Киеве.

Моя мать – дочь слу­жа­щего на сахар­ном заводе – была жен­щи­ной власт­ной и суровой.

Семья наша была боль­шая и раз­но­об­раз­ная, склон­ная к заня­тиям искус­ством. В семье много пели, играли на рояле, спо­рили, бла­го­го­вейно любили театр.

Учился я в 1‑й киев­ской клас­си­че­ской гимназии.

Когда я был в шестом классе, семья наша рас­па­лась. С тех пор я сам дол­жен был зара­ба­ты­вать себе на жизнь и уче­ние. Пере­би­вался я довольно тяже­лым тру­дом – так назы­ва­е­мым репетиторством.

В послед­нем классе гим­на­зии я напи­сал пер­вый рас­сказ и напе­ча­тал его в киев­ском лите­ра­тур­ном жур­нале «Огни». Это было, насколько я помню, в 1911 году.

После окон­ча­ния гим­на­зии я два года про­был в Киев­ском уни­вер­си­тете, а затем пере­велся в Мос­ков­ский уни­вер­си­тет и пере­ехал в Москву.

В начале миро­вой войны я рабо­тал вожа­тым и кон­дук­то­ром на мос­ков­ском трам­вае, потом – сани­та­ром на тыло­вом и поле­вом сани­тар­ных поездах.

Осе­нью 1915 года я пере­шел с поезда в поле­вой сани­тар­ный отряд и про­шел с ним длин­ный путь отступ­ле­ния от Люб­лина в Польше до городка Несвижа в Белоруссии.

В отряде из попав­ше­гося мне обрывка газеты я узнал, что в один и тот же день убиты на раз­ных фрон­тах оба мои брата. Я вер­нулся к матери – она в то время жила в Москве, но долго выси­деть на месте не смог и снова начал свою ски­таль­че­скую жизнь: уехал в Ека­те­ри­но­слав и рабо­тал там на метал­лур­ги­че­ском заводе Брян­ского обще­ства, потом пере­ехал в Юзовку на Ново­рос­сий­ский завод, а оттуда в Таган­рог на котель­ный завод Нев-Вильдэ. Осе­нью 1916 года ушел с котель­ного завода в рыба­чью артель на Азов­ском море.

В сво­бод­ное время я начал писать в Таган­роге свой пер­вый роман – «Роман­тики».

Потом пере­ехал в Москву, где меня застала Фев­раль­ская рево­лю­ция, и начал рабо­тать журналистом.

Мое ста­нов­ле­ние чело­века и писа­теля про­ис­хо­дило при Совет­ской вла­сти и опре­де­лило весь мой даль­ней­ший жиз­нен­ный путь.

В Москве я пере­жил Октябрь­скую рево­лю­цию, стал сви­де­те­лем мно­гих собы­тий 1917—1919 годов, несколько раз слы­шал Ленина и жил напря­жен­ной жиз­нью газет­ных редакций.

Но вскоре меня «завер­тело». Я уехал к матери (она снова пере­бра­лась на Укра­ину), пере­жил в Киеве несколько пере­во­ро­тов, из Киева уехал в Одессу. Там я впер­вые попал в среду моло­дых писа­те­лей – Ильфа, Бабеля, Баг­риц­кого, Шен­гели, Льва Славина.

Но мне не давала покоя «муза даль­них стран­ствий», и я, про­быв два года в Одессе, пере­ехал в Сухум, потом – в Батум и Тифлис. Из Тифлиса я ездил в Арме­нию и даже попал в Cевер­ную Персию.

В 1923 году вер­нулся в Москву, где несколько лет про­ра­бо­тал редак­то­ром РОСТА. В то время я уже начал печататься.

Пер­вой моей «насто­я­щей» кни­гой был сбор­ник рас­ска­зов «Встреч­ные корабли» (1928).

Летом 1932 года я начал рабо­тать над кни­гой «Кара-Бугаз». Исто­рия напи­са­ния «Кара-Бугаза» и неко­то­рых дру­гих книг изло­жена довольно подробно в пове­сти «Золо­тая роза». Поэтому здесь я на этом оста­нав­ли­ваться не буду.

После выхода в свет «Кара-Бугаза» я оста­вил службу, и с тех пор писа­тель­ство стало моей един­ствен­ной, все­по­гло­ща­ю­щей, порой мучи­тель­ной, но все­гда люби­мой работой.

Ездил я по-преж­нему много, даже больше, чем раньше. За годы своей писа­тель­ской жизни я был на Коль­ском полу­ост­рове, жил в Мещёре, изъ­ез­дил Кав­каз и Укра­ину, Волгу, Каму, Дон, Днепр, Оку и Десну, Ладож­ское и Онеж­ское озера, был в Сред­ней Азии, в Крыму, на Алтае, в Сибири, на чудес­ном нашем северо-западе – в Пскове, Нов­го­роде, Витеб­ске, в пуш­кин­ском Михайловском.

Во время Вели­кой Оте­че­ствен­ной войны я рабо­тал воен­ным кор­ре­спон­ден­том на Южном фронте и тоже изъ­ез­дил мно­же­ство мест. После окон­ча­ния войны я опять много путе­ше­ство­вал. В тече­ние 50‑х и в начале 60‑х годов я посе­тил Чехо­сло­ва­кию, жил в Бол­га­рии в совер­шенно ска­зоч­ных рыба­чьих город­ках Несебре (Мес­се­ме­рия) и Созо­поле, объ­е­хал Польшу от Кра­кова до Гдань­ска, пла­вал вокруг Европы, побы­вал в Стам­буле, Афи­нах, Рот­тер­даме, Сток­гольме, в Ита­лии (Рим, Турин, Милан, Неа­поль, Ита­льян­ские Альпы), пови­дал Фран­цию, в част­но­сти Про­ванс, Англию, где был в Окс­форде и шекс­пи­ров­ском Страд­форде. В 1965 году из-за своей упор­ной астмы я довольно долго про­жил на ост­рове Капри – огром­ной скале, сплошь зарос­шей души­стыми тра­вами, смо­ли­стой сре­ди­зем­но­мор­ской сос­ной – пинией и водо­па­дами (вер­нее, цве­то­па­дами) алой тро­пи­че­ской буген­ви­лии, – на Капри, погру­жен­ном в теп­лую и про­зрач­ную воду Сре­ди­зем­ного моря.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *