патрик зюскинд личная жизнь
Патрик Зюскинд
Биография
Патрик Зюскинд считал свой роман «Парфюмер. История одного убийцы» произведением, которое, «возможно, и читать-то не стоит», поэтому первоначально выпустили 10 тыс. экземпляров. Издателям хватило пары месяцев, чтобы понять — перед ними шедевр, который станет бессмертным. Сегодня «Парфюмер» переведен на 49 языков (включая «мертвую» латынь) и распродан тиражом в 20 млн копий. Несмотря на затворнический образ жизни, Патрик Зюскинд остается одним из самых известных германоязычных писателей.
Детство и юность
Будущий автор «Парфюмера» родился 26 марта 1949 года в немецкой коммуне Амбах, что около Мюнхена, в семье публициста Вильгельма Эмануэля Зюскинда, немца по национальности. Творческая жилка отца передалась обоим детям — Патрику и его старшему брату Мартину, который стал прославленным журналистом. Зюскинд — потомственный аристократ. В его роду есть теолог Иоганн Альбрехт Бенгель и композитор, пианист Иоганн Бренц.
Детство писателя прошло в баварском поселке Хольцхаузен. Здесь же юноша получил среднее образование: сначала в обычной школе, затем в гимназии. Говорят, однажды на уроке литературы в ответ на «уколы» учительницы Зюскинд заявил, что в будущем напишет книгу, которая обессмертит его имя. Как показывает биография писателя, предсказание сбылось.
Отслужив в армии после школы, Зюскинд в 1968 году поступил в Мюнхенский университет Людвига-Максимилиана на факультет средневековой и современной истории. За 6 лет учебы молодой человек так и не смог получить диплом.
В 1974 году при финансовой поддержке родителей Зюскинд переехал в Париж, где писал короткие художественные произведения и киносценарии. Ни один из родившихся тогда текстов не был опубликован. Некоторые задумки, сильно искаженные по сравнению с первоначальной версией, легли в основу сериалов «Монако Франц» (1983) и «Кир Рояль» (1986), фильмов «Россини» (1996) и «О поисках любви» (2005).
Прежде чем с головой окунуться в литературный мир, Патрик Зюскинд работал тренером по настольному теннису, менеджером в компании Siemens, пианистом в баре. Одним словом, перебивался случайными заработками, пока в начале 1980-х годов не родилась пьеса «Контрабас».
Книги
«Контрабас» изначально задумывался как радиопостановка, но превратился в полноценный моноспектакль о маленьком человеке. Премьера «Контрабаса» состоялась в сентябре 1981 года и пришлась по вкусу зрителю. Из сезона в сезон спектакль собирал полный зал. Так, в 1984-1985 годах постановку играли более 500 раз. Имя юного драматурга было на устах у членов немецкого и французского общества, что главным образом обеспечило популярность «Парфюмера».
Главный герой романа «Парфюмер. История одного убийцы» (1985) Жан-Батист Гренуй с детства обладал тонким обонянием, но вкупе с внешней уродливостью этот талант скорее пугал людей, чем удивлял. В основу романа легла реальная история Мануэля Бланко Ромасанта, первого серийного убийцы Испании. Под воздействием клинической ликантропии (мужчина думал, что превращается в волка) он погубил 13 человек. Из жира жертв убийца делал мыло.
Роман Патрика Зюскинда изначально выпустили тиражом 10 тыс. экземпляров, позже напечатали еще 150 тыс. книг. Сейчас «Парфюмер» является самым продаваемым произведением, написанным на немецком языке.
Экранизацию книги, которая держалась в списке бестселлеров 9 лет, ждал успех, однако Патрик Зюскинд целое десятилетие отказывался продавать права. Писатель считал, что единственный режиссер, который сможет верно донести замысел романа — это Стэнли Кубрик, создатель «Заводного апельсина» (1971) и «Сияния» (1980).
В 1999 году Кубрика не стало, и Зюскинд счел бессмысленным продолжать борьбу с режиссерами. В итоге права на съемку достались немцу Тому Тыкверу. Фильм обошелся в €50 млн — самый высокий бюджет в истории немецкого кинематографа — и вышел на большие экраны в 2006 году.
Творчество Зюскинда на «Парфюмере» не исчерпалось: появились рассказы «Голубка» (1987) и «Тяга к глубине» (1995), сборник «Три истории и одно наблюдение» (1995), эссе «О любви и смерти» (2006), но ни одно из этих произведений хотя бы на треть не сравнится с культовостью «истории одного убийцы».
Личная жизнь
Автобиографичным в «Повести о господине Зоммере» является образ не мальчика, а странного нелюдимого мужчины. Личная жизнь Патрика Зюскинда красочно намекает, что он сам бы не прочь несколько десятков раз повторить фразу: «Да оставьте же вы меня, наконец, в покое!». Ведь неизвестно, есть ли у писателя супруга и дети, где он живет, чем занимается.
Зюскинд настолько суров к границам личного пространства, что не соглашается на интервью и награды. Когда «Парфюмер» удостоился премии «За лучший дебют» в 1986 году, писатель не согласился ее принять, чтобы журналисты не смогли украсить его снимками передовицы газет.
Таня Граф, жена Патрика Зюскинда / Buch Markt
В медийном поле существует всего пара фото Патрика Зюскинда и 3 интервью, которые писатель дал в конце 1980-х годов.
Патрик Зюскинд сейчас
Предположительно, автор «Парфюмера» живет как отшельник в немецком городе Зехайм-Югенхайм, у озера Штарнбергер-Зе, либо во французской провинции Монтольё.
Из-за замкнутого образа жизни Патрик Зюскинд получил прозвища Писатель-фантом, Загадочный господин З., Закулисный гений. Действительно, немецкий мэтр так плотно опустил «железный занавес», что даже известие о его кончине может дойти до мира с запозданием.
«Написать такой роман ужасно»: что мы знаем об авторе «Парфюмера»
Немецкого писателя Патрика Зюскинда уже при жизни объявили классиком, несмотря на то что он успел издать только один небольшой роман и две повести. При этом своей славой он не пользуется и ведет жизнь затворника, из-за чего о нем почти ничего не известно. Рассказываем о том, что нам все-таки удалось разузнать об авторе легендарного романа «Парфюмер».
В интернете практически нет фотографий Зюскинда — зато фейковых портретов писателя сейчас расплодилось, пожалуй, даже больше, чем у Томаса Пинчона, еще одного скрытного автора. С Пинчоном Зюскинда роднит маниакальное стремление скрывать любую информацию о своей личной жизни, вплоть до сведений о семье и стране, в которой он проживает. Вот только если для американского классика постмодернизма подобная скрытность выглядит как намеренная игра с прессой и поклонниками, то для Зюскинда затворничество — это вынужденный и, видимо, весьма болезненный способ справиться с неожиданно нахлынувшим на него признанием.
От «Контрабаса» до «Парфюмера»
Все началось с того, что в 1980 году секретарь авторитетного цюрихского издательства «Диоген» пошла на вечером в театр, где ставили одноактный моноспектакль «Контрабас». После просмотра впечатленная женщина поделилась своим восторгом с начальником издательства Даниэлем Кеелем. У того просто не было времени сходить в театр, но, заинтересовавшись, шеф попросил принести ему пьесу. Текст «Контрабаса» произвел на Кееля сильное впечатление: он задался целью отыскать талантливого начинающего драматурга и через некоторое время встретился с неким Патриком Зюскиндом в его чердачной квартире в Мюнхене.
Патрик Зюскинд в 2012 году. Фото: Hans Kumpf
На вопрос издателя, есть ли у него что-нибудь еще неопубликованное, писатель ответил, что давно завершил работу над романом, но тот вышел плохим и он не хотел бы, чтобы его вообще кто-то читал. Даниэль Кеель все же прочел рукопись и решил издать ее, для начала скромным тиражом в 10 тысяч копий. Сейчас же эта книга выдержала уже огромное количество изданий на 47 языках общим тиражом более 12 миллионов экземпляров и известна всему миру как роман «Парфюмер. История одного убийцы». Произведение Зюскинда стало самым популярным немецкоязычным романом со времен, наверное, «На Западном фронте без перемен» Эриха Марии Ремарка и принесло писателю невероятную славу, которая, правда, стала сильно тяготить автора.
«Написать такой роман ужасно»
Лишь в первый год после публикации «Парфюмера» Зюскинд дал несколько интервью немецкой прессе. Тогда же, в одном из последних разговоров с журналистами, автор сказал о своей успешной книге, сделавшей его современным классиком так: «Написать такой роман ужасно. Я не думаю, что я сделаю это еще раз». С того момента Зюскинд, как и другой великий затворник от мира литературы Джером Дэвид Сэлинджер после успеха «Над пропастью во ржи», принципиально отрекся от публичности и стал вести скрытный образ жизни. Писатель на протяжении многих лет отказывался принимать престижные литературные и государственные премии, чтобы не показываться перед камерами, а дотошным журналистам за годы удалось раскопать лишь то, что Зюскинд владеет домами во Франции в Монтольё и в Германии на озере Штарнберг. Про семью автора тоже известно немного: в 2016 году писатель женился на литературном агенте Тане Граф, с которой они сейчас воспитывают сына.
Кроме «Парфюмера», писатель опубликовал только две полуавтобиографические повести («Голубка» и «Повесть о господине Зоммере»), а также четыре коротких рассказа в 1995 году, после чего прекратил что-либо издавать вовсе. После смерти того же Сэлинджера многие стали говорить, будто великий автор за годы затворничества написал множество шедевральных произведений, которые вот-вот начнут выходить. Так же из года в год продолжают говорить и про Зюскинда, мол, наверное, живой классик просто работает сейчас над своим magnum opus, но за уже почти 30 лет немецкий автор отметился на литературном поле только несколькими сценариями к фильмам, не получившим особого признания за пределами Германии. Из-за полнейшего отсутствия информации о том, над чем сейчас работает писатель и работает ли вообще, в немецкой прессе Зюскинда окрестили «фантомом» и «закулисным гением современной литературы».
Фильма «Парфюмер» не получилось бы без экранизации «Имени розы»
От работы над сценарием к экранизации «Парфюмера» Зюскинд отказался и долго не хотел продавать права на адаптацию произведения. Кстати, среди желающих взяться за экранизацию был и Стэнли Кубрик, который, правда, вскоре отказался от этой идеи и назвал историю неэкранизируемой. В итоге писатель продал права своему другу Бернду Айхингеру, немецкому продюсеру, после его успешной киноадаптации романа Умберто Эко «Имя розы».
Кадр из фильма «Имя розы» с Шоном Коннери в главной роли. Режиссер Жан-Жак Анно, 1986 год. Фото: imdb.com
Неудивительно, что именно пример успеха фильма по тексту Умберто Эко растопил сердце Зюскинда, ведь романы «Парфюмер» и «Имя розы» во многом похожи и построены на одинаковых постмодернистских приемах. Как и итальянский философ, Патрик Зюскинд в своей книге тщательно выстраивает иллюзию псевдоисторичности, подробно приводя детали биографии и даже даты жизни чуть ли не каждого встречающегося на страницах героя. С дотошностью актера, готовящегося к роли по системе Станиславского, дабы воплотить на страницах достоверный образ Франции середины XVIII века, Зюскинд объехал все локации, упоминаемые в книге, и скрупулезно воспроизвел путь своего героя.
Несмотря на настойчивые просьбы режиссера адаптации Тома Тыквера, писатель так и не посетил премьеру экранизации своего текста и никак не комментировал свои впечатления от фильма. Но зато Зюскинд отразил опыт общения с представителями киноиндустрии в сценарии к фильму «Россини», где главными героями являются поэт-затворник и кинопродюсер.
Зачем плодить пустую литературу
В 2005 году Зюскинд опубликовал эссе «О любви и смерти», в котором, кроме всего прочего, рассуждал обо всех прочитанных за свою жизнь книгах. Писатель в один момент осознал, что за последние 30 лет активного чтения он не запомнил из прочитанных произведений абсолютно ничего. Нет, возможно, какая-то фабула и осталась на подкорке мозга, но все, что он может вспомнить из условного романа на тысячу страниц, — на 700-й один из героев стреляется на дуэли. И приходит к неутешительному выводу, что если столько лет он читал зря, то зачем же плодить подобную пустую литературу и писать тоже зря. Хотя, быть может, Зюскинд таким образом просто поиздевался над критиками, в свое время обвинявшими его в плагиате. Ведь не может же писатель копировать удачные приемы других авторов, если не запоминает ничего из прочитанного. В другом своем эссе писатель пообещал, что не прекратит свою литературную деятельность. Просто пока у него так и не возникло идеи, которая могла бы превзойти величие «Парфюмера».
Кадр из фильма «Парфюмер». Режиссер Том Тыквер, 2006 год. Фото: imbd.com
Если допустить, что самый известный герой Зюскинда Жан-Батист Гренуй отражает личность самого писателя, то, возможно, затворничество однажды закончится. В «Парфюмере» герой закрылся ото всех людей в пещере на семь лет не для того, чтобы больше никогда не появляться на публике, а для того, чтобы произвести каталогизацию всех мировых запахов и создать свой идеальный парфюм.
Все книги Патрик Зюскинд
Patrick Süskind; Патрик Зюскинд; Германия, Бавария, Амбах; 26.03.1949 –
Патрик Зюскинд один из известнейших современных немецких писателей. Его книги переведены почти на 50 языков мира, а их суммарный тираж превысил отметку в 20 миллионов экземпляров. Его самая известная работа «Парфюмер» крайне удачно экранизирована, но сам автор не счел нужным появится на премьеру фильма, впрочем, как и на вручение разнообразных наград, завоеванных дебютным романом писателя. Так же он поступил и на премьерах других его работ, где он выступал в качестве сценариста.
Биография Патрика Зюскинда
Патрик Зюскинд родился в 1949 году в семье писателя, политического обозревателя и переводчика Вильгельма Эмануэля Зюскинда и учительницы физкультуры Анны-Марии Зюскинд. Проживали они в небольшой деревне Амбах на юге Баварии. Патрик стал вторым сыном в семье. Его старший брат — Мартин позже работал журналистом. Семья Зюскиндов имела аристократические корни, которые восходили к Иогану Бенгелю и Бренцу.
После окончания небольшой местной сельской школы Патрик Зюскинд вместо армии направляется на общественные работы. Затем он поступает в Мюнхенский университет на кафедру истории, два семестра он обучается во французском Экс-ан-Прованс, а затем оставляет учебу. За время обучения он успевает подтянуть свой французский, английский, испанский, латинский и греческий языки. Кроме того, он увлекается политикой, теологией и искусством. Примерно в это же время он делает свои первые шаги в литературе.
После окончания обучения в 1974 году Патрик Зюскинд перебивался случайными заработками. Он работал тренером по настольному теннису, тапером в танцевальном зале, в патентной службе компании Siemens. Первый крупный успех к нему пришел в 1981 году, после создания пьесы «Контрабас». Первоначально пьеса задумывалась как радио спектакль, но за 1984-85 год она была более 500 раз поставлена в театрах по всему миру. Это открыло ему дорогу в киноиндустрию. В 1982 году он становится сценаристом телесериала «Монако Франце», который по сей день пользуется популярностью в Баварии.
Но самая известный и на данный момент единственный роман Патрика Зюскинда вышел в 1985 году. Это была книга «Парфюмер», которая быстро завоевала признание и множество наград. Если верить данным социологических опросов ВВС в Великобритании, книга по сей день входит в топ 100 самых популярных произведений. Книга Зюскинда завоевала множество наград, а в 2006 году была достаточно успешно экранизирована. Но писатель проигнорировал все события, посвященные его творению.
Вместо этого он продолжал работать как в литературе, так и в кино. В 1987 году выходит новелла «Голубка», в 1991 «Повесть о господине Зоммере» в 1995 году сборник рассказов «Три истории и одно наблюдение». По его сценариям выходят в 1997 году фильм «Россини», а в 2005 году «В поисках любви». Но не одно из этих произведений не смогло повторить успех «Парфюмера». Последняя книга Патрика Зюскинда «Бой» вышла в 2019. Но поклонники писателя уже могли читать этот рассказ в сборнике 1995 году «Три истории и одно наблюдение». До этого, в 2005 году, появился лишь сборник «О любви и смерти».
На данный момент Патрик Зюскинд живет то в Мюнхене, то в Монтолье, где часто общается со своим другом Жан-Жаком Семпе. Этот всемирно известный иллюстратор несколько раз работал над книгами Зюскинда. Патрик, как и Эрика Джеймс, все так же предпочитает не общаться с прессой и поклонниками, поэтому о выходе его новых книг ничего не известно. Но будем надеяться, что писатель еще порадует нас своими творениями.
Книги Патрика Зюскинда на сайте Топ книг
Книги Патрика Зюскинда читать популярно и в нашей стране. Это позволило им попасть в наш список лучших книг современной прозы. И учитывая высокий интерес к его творчеству, которое уже причисляют к классике, мы еще не раз увидим его романы среди лучших книг.
Патрик Зюскинд список книг
Такой скрытный Патрик Зюскинд
«Одиночество для меня — лекарство, придающее моей жизни смысл. «
26 марта один из самых известных немецких писателей современности отмечает свой очередной день рождения.
Наибольшую популярность этот автор получил в далёком 1985 году, когда свет увидел его роман «Парфюмер. История одного убийцы» (“Perfume”). История молодого человека, обладающего чудесным и одновременно ужасным даром создавать чарующие ароматы, вот уже 30 лет будоражит умы новых и новых читателей. А в 2006 году этот роман был успешно экранизирован.
Однако о самом Патрике Зюскинде известно очень мало. Зюскинд не любит рассказывать о себе где бы то ни было и практически не даёт интервью. Создаётся впечатление, что этот автор сознательно замыкается от мира. А, может быть, он просто отрекается от публичности – неизменного спутника известных людей?
Мы знаем, что Патрик Зюскинд родился 26 марта 1949 года в небольшом городке Амбах, что в Баварии. Отец будущего писателя, Вильгельм Зюскинд, сам был литератором – в 1920-1930-е годы он был то критиком, то журналистом, то сценаристом, то редактором.
«Музыка – это всегда человечность». (П. Зюскинд. Контрабас)
Детство Патрика Зюскинда прошло в деревне Хольцхаузен, где он окончил школу. Вильгельм Зюскинд боготворил музыку, и его сыну пришлось научиться игре на фортепьяно.
После школы Патрик Зюскинд отслужил в армии, а в 1968 году он поступил в Мюнхенский университет. В университете Зюскинд изучал средневековую и новую историю.
Несмотря на интерес к истории, Патрик Зюскинд отказался от научной карьеры. Он предпочёл заниматься чисто творческой работой, не ограниченной рамками строгой науки.
Во то время, когда он только делал первые шаги на писательском поприще, ему приходилось перебиваться случайными заработками. Однако этот период был непродолжительным, потому как вскоре к нему пришло признание профессионалов.
В течение долгого времени Зюскинд был известен как сценарист. Так, известны сериалы, снятые по сценариям, написанным Зюскиндом в соавторстве с режиссёром Хельмутом Дитлем, среди которых «Вполне нормальное безумие», «Монако Франц», «Кир Рояль», а также комедия «Россини, или Убийственный вопрос, кто с кем спал».
«Я знаю людей, в душе которых вселенная, она неизмерима, бесконечна. Но до неё никому дела нет, хоть убейте». (П. Зюскинд. Контрабас)
Но настоящего успеха Зюскинд добился в 1984 году, когда была поставлена его пьеса «Контрабас». Этот спектакль, показанный в форме монолога, был столь успешен, что, как поговаривают сейчас, именно во время одного из его показов представитель издательства «Диоген» (“Diogenes”) заинтересовался автором.
«Одно только невозможно себе представить, а именно – оркестр без контрабаса. Можно сказать, что оркестр… существует как оркестр лишь тогда, когда в его составе есть контрабас». (П. Зюскинд. Контрабас)
В основе сюжета этой одноактной пьесы – рассказ музыканта, обожающего свой инструмент. Несмотря на то, что контрабас ему часто мешает (ведь он такой неудобный и громоздкий), герой Зюскинда не может отказаться от своего верного спутника. Для него контрабас – важнее всех людей, ведь он живой и никогда не покинет своего хозяина, в отличие от людей.
«Кто владеет запахом, тот владеет сердцами людей». (П. Зюскинд. Парфюмер. История одного убийцы)
В 1985 году произошло знаковое событие, пожалуй, для всей постмодернистской литературы – в свет вышел уже упоминавшийся роман Патрика Зюскинда «Парфюмер. История одного убийцы», имевший оглушительный успех. Он был переведён более, чем на 40 языков, и до сих пор каждый год переиздаётся многотысячными тиражами.
Духи живут во времени; у них своя молодость, своя зрелость и своя старость». (П. Зюскинд. Парфюмер История одного убийцы)
Зюскинд сразу понял, что «Парфюмеру» суждено стать его главным произведением. Он говорил, что ничего похожего он не сможет создать: «Написать такой роман ужасно. Я не думаю, что я сделаю это ещё раз».
«В аромате есть убедительность, которая сильнее слов, очевидности, чувства и воли. Против неё нет средств». (П. Зюскинд. Парфюмер. История одного убийцы)
«Все несчастья человека происходят оттого, что он не желает сидеть у себя дома – там, где ему положено». (П. Зюскинд. Парфюмер История одного убийцы)
Наиболее популярными среди них стали «Голубка» (“Die Taube”) (1987) и автобиографическая, как утверждают филологи, «Повесть о господине Зоммере» (“Die Geschichte von Herrn Sommer”) (1991), также прославившие своего автора, хотя, быть может, и в меньшей степени.
Банальность – запомните это раз и навсегда! – это расхожая фраза, которая повторялась так часто, что окончательно утратила всякий смысл». (П. Зюскинд. Повесть о господине Зоммере)
В последующие годы журналисты всё чаще и чаще стали писать о том, что Зюскинд вообще ничего не пишет. Однако, например, в 2005 году свету видел фильм «О поисках любви», сценаристом которого выступил Патрик Зюскинд. Это особенно примечательно в свете того, что он отказался работать над фильмом, который сняли по его «Парфюмеру».
Вот, собственно, и всё, что мы знаем об этом удивительном писателе. Никто не знает, есть ли у Зюскинда семья и дети, где он отдыхает, что читает и читает ли вообще.
«Ах, да оставьте же меня наконец в покое!» (П. Зюскинд. Повесть о господине Зоммере)
Ведь таким образом понять Зюскинда можно только посредством чтения его произведений – а что ещё нужно писателю?
Автор неопубликованных рассказов и непоставленных сценариев
Детство будущего писателя прошло в деревне Хольцхаузен, где он учился сначала в школе, потом в гимназии. Кроме этого, Зюскинд получал и музыкальное образование. Свое умение играть на пианино он должен был демонстрировать на «чайных вечерах», которыми славился его отец. Судя по автобиографичной «Повести о господине Зоммере» и пьесе «Контрабас», музыкальное образование оставило отпечаток на творчестве Патрика Зюскинда.
Примерно с 1970 года Зюскинд стал, по его собственному выражению, «свободным писателем». Он пишет прозаические отрывки «в стол», описываю свою деятельность так: «Автор коротких неопубликованных рассказов и чуть более длинных непоставленных киносценариев», цитирует журнал «Прочтение».
Несмотря на пришедшую славу, Патрик Зюскинд старательно избегает публичности. Он скрытно живет попеременно то в Германии (в Мюнхене), то во Франции. Женат ли писатель и есть ли у него дети, неизвестно. Он не дает интервью, отказывается от премий, опубликовано всего три фотографии Зюскинда.
«Написать такой роман ужасно»
Пьеса «Контрабас», написанная Зюскиндом в 1981 году, была поставлена на сцене в 1984 году. Произведение для одного актера, написанное в форме монолога, принесло ему успех. В России моноспектакль в исполнении Константина Райкина идет в «Сатириконе».
Собирая материал для будущей книги, Зюскинд объехал все места действия романа, изучал труды по культурологии и вникал в секреты парфюмерии, сообщает портал suskind.ru. Издательство «Диоген» сперва отнеслось к будущему бестселлеру очень настороженно, первый тираж составил всего 10 000 экземпляров. Но уже через два месяца книга была выпущена тиражом в 150 000 экземпляров и переиздавалась ежегодно.
Существует легенда о появлении этой книги, согласно которой секретарь директора издательства «Диоген» однажды попала на постановку «Контрабаса» в Цюрихе. Пьеса ей понравилась, и на следующий день она рассказала о ней своему шефу. Шеф, прочитав пьесу, встретился с Зюскиндом в Мюнхене и спросил у писателя, есть ли у него еще что-нибудь из написанного. На что Зюскинд ответил, что есть роман, который, возможно, даже не стоит читать.
Позже Зюскинд продемонстрировал отношение к своему самому успешному произведению такими словами: «Написать такой роман ужасно. Я не думаю, что я сделаю это еще раз».
В 2006 году на экраны вышла экранизация «Парфюмера» режиссера Тома Тыквера. Как отмечают критики, передать атмосферу, «запах» фильма режиссеру удалось. С другой стороны, отмечается, что Тыквер немного превзошел свои полномочия, наполнив фильм другим смыслом.