парциальная программа социально экологической направленности жизнь вокруг нас
Парциальная программа по экологическому воспитанию 4–6 лет
Кузнецова Светлана
Парциальная программа по экологическому воспитанию 4–6 лет
Загадки природы
Понять природу наблюдаемых тел и явлений в природе, дать объяснения их свойствам, узнать, как они возникают и развиваются, люди хотели всегда.
Актуальность данной программы заключается в том, что она знакомит детей не только с известными им природными явлениями, но и содержит призыв к увлекательнейшему занятию – самостоятельным природным наблюдениям, а также начальные экологические понятия и сведения, необходимые для таких наблюдений, одновременно способствуя и общекультурному развитию детей.
Содержание программы позволяет создать у воспитанников общие представления о бескрайнем мире природы. Маленьким экологам будет легче понять, почему мы называем себя земляне, каким образом наша жизнь зависит от временных изменений в природе и где живут наши меньшие братья, и еще много увлекательных вопросов и ответов ждут ребят.
Программа рассчитана на создание условий для интеллектуального и духовного развития личности ребенка, его познавательной активности, формирование у детей начальных знаний и навыков в области экологии и в других смежных дисциплинах, приобщения обучающихся к общечеловеческим ценностям. В процессе реализации программы учитывается взаимодействие воспитателя с семьей, общение детей в группе, что обеспечивает благополучие каждого ребенка.
В основу перспективного планирования легли программа С. Н. Николаевой «Юный эколог» и пособие О. А. Холодовой «За три месяца до школы. Задания по развитию познавательных способностей (5-6 лет, которые отличаются высокой динамичностью, так как помимо интеллектуально-развивающих игр и заданий включают целый комплекс физических и кинезиологических упражнений, пальчиковую гимнастику, что позволяет сделать работу детей насыщенной и менее утомительной.
Использование большого количества красочного наглядного материала позволяет добиваться эффективности занятий, а также способствует меньшей утомляемости детей во время занятий.
Большое значение в данном курсе занятий отводится развитию памяти, обучению приемам произвольного запоминания, что является одним из условий успешной адаптации и социализации ребенка.
С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объем и сложность материала, предлагаемого для запоминания и восприятия, сложнее становятся графические диктанты и симметричные рисунки, увеличивается темп выполнения заданий.
Данная программапостроена с учетом следующих концептуальных идей:
— свободное развитие личности ребенка;
— гуманистический характер образования;
-приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека;
— высокая положительная мотивация учащихся к познавательной деятельности, самообразованию, стимулирование творческого потенциала личности;
— непринужденная и доброжелательная обстановка.
Программа рассчитана на ребят среднего и старшего дошкольного возраста.
Срок реализации данной образовательной программы составляет 1 год (с учетом варьирования заданий для среднего и старшего возрастов).
Цель программы – формирование у ребенка, на основе изучения экологии и путем развития творческого мышления и навыков познавательной деятельности, целостного представления об окружающем мире и истории познания природы человеком.
— формирование основ экологических знаний, представлений об окружающем мире;
— ознакомление и обучение детей работе с простыми лабораторными приборами;
— приобретение навыков самостоятельного планирования своей деятельности.
— развитие познавательного интереса, любознательности, абстрактного мышления детей;
— развитие грамотной устной речи;
— развитие пространственных и временных представлений;
— выявление творческих способностей детей, развитие воображения, фантазии.
Основная структура проведения занятий:
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим.
— Интеллектуально-развивающие игры и упражнения. Направлены на развитие памяти, внимания, мышления, воображения, речи, внимания, восприятия.
— Дыхательно-координационные упражнения. Направлены на активизацию работы стволовых отделов мозга, снятию мышечного напряжения.
— Симметричные рисунки. Направлены на развитие координации движений и графических навыков.
— Графические диктанты. Направлены на развитие умений действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого, а также развитие пространственной ориентировки и мелкой моторики рук.
— Пальчиковая гимнастика. Способствует развитию психических функций (вниманию, памяти, мышлению и речи, а также подвижности и гибкости кистей рук.
Воспитательные:
— воспитание творческого продуктивного подхода при получении новых знаний и умений;
— воспитание коммуникативных навыков и умений при совместной деятельности детей в процессе освоения программы;
— формирование личностных качеств, таких как ответственность, самостоятельность.
Основными формами занятий являются:
— настольные тематические игры, викторины, игры-путешествия, коллективные игры;
— проведение экологических экспериментов;
— оформление гербария растения, коллекции семян и плодов;
— использование на занятиях наглядных пособий (видеофильмов, слайдовых программ, плакатов, фотоснимков, карт);
— использование экологических компьютерных игр.
Кроме того, учитывая возраст детей, обучающихся по программе, используются и такие формы занятий,как:
— работа с детскими конструкторами-играми, лепка из пластилина, рисование;
— проведение конкурсов рисунков;
— проведение театрализованных экологических праздников.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Основным результатом обучения станет формирование у детей полноценного представления о сложности окружающего мира, понимании того, что всем разнообразием знаний о природе можно овладеть только при постоянной работе, как с помощью взрослого, так и самостоятельно.
Развивающий эффект данного курса занятий проявляется прежде всего в интересе детей к разным видам упражнений, который со временем перерастает в познавательный мотив деятельности детей. Дети становятся более активными и уверенными в своих силах и возможностях. К концу учебного года улучшаются графические навыки и зрительно-моторные координации детей, формируется произвольность, улучшаются процессы памяти и внимания.
Обучающиеся будут знать:
— знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе;
— способы безопасного взаимодействия с растениями и животными;
— проявлять интерес, доброту к природным явлениям и объектам;
— основные календарные праздники и их связь с природными циклами;
— основные сведения о различных предметах и явлениях как естественного, так и искусственного происхождения.
— работать с учебными пособиями и простейшими лабораторными инструментами;
— определять времена года, времена суток;
— помогать друг другу;
-воспитывать в себе бережное отношение, доброжелательное отношение к природе;
-проявлять творческие навыки.
Для контроля полученных знаний и умений используется диагностическое тестирование на протяжении всего учебного года группы в целом и отдельных воспитанников, а при необходимости и соответствующая коррекция (результаты работы, констатируемые контрольными тестами трудно спрогнозировать к концу учебного года, так как они могут меняться волнообразно). Ребята также выполнят по ходу учебного года различные проверочные задания по пройденным темам.
Для контроля используются и такие формы, как тематические праздники, викторины, сюжетно-ролевые игры. Итоги реализации программы проводятся в форме выставки детских работ.
Экологическая развивающая среда в детском саду
Элементы развивающей среды Функциональная роль Формы и методы работы
— эколого-эстетическая;
— формирование нравственных качеств;
— наблюдения за объектами живой природы;
— рассматривание природных зон, беседы;
— труд по уходу за живыми объектами;
— эколого-оздоровительная;
— развитие эмоциональной и сенсорной сферы;
— эмоционально-позитивное и безопасное общение с природой;
— общение детей с природой ближайшего окружения;
— практическая деятельность (посадка растений, уход за ними);
— формирование трудовых навыков;
— эколого-эстетическая;
— эколого-оздоровительная;
— наблюдения за стадиями роста растений;
— ведение дневников наблюдений;
— знакомство с правилами экологической безопасности для себя и природы;
— эколого-эстетическая;
— эмоционально-позитивное общение с природными объектами;
— общение с живой природой и помощь в уходе;
— тематические выставки детских работ;
— ведение фенологических и погодных календарей;
— чтение художественной и энциклопедической литературы о природе;
— экологические занятия;
— ведение панорамы добрых дел и др.
— воспитание интереса к литературе (художественной и научно-популярной);
— беседы и обсуждение прочитанного;
— составление сказок о природе
— песни, хореографические композиции о природе;
— выставки рисунков, поделок из природного материала;
— родительские собрания экологической направленности
— упражнения-перевоплощения в объекты живой природы;
— хождение босиком по мешочкам с камушками
— экологический стенд для родителей;
— выставки детских работ о природе
— выставки совместных работ детей и родителей;
— экологическая газета «Прикоснись к природе сердцем»
Развивающая экологическаясреда представлена в группе следующими центрами:
«Экологическая лаборатория»
Здесь представлены наборы для исследования:
— сыпучие продукты (крупа, опилки, стружка, песок, земля, пенопласт)
«Центр песка и воды»
— два больших тазика для песка и для воды;
— различные емкости: лейки, ведра, различных цветов пластиковые бутылки;
— природный материал: шишки, камни, куски древесины и пр. ;
— металлические, пробковые, пластиковые, деревянные предметы;
— игрушки: песочные наборы, резиновые, кораблики …;
— экологические наборы «Пруд», «Пустыня», «Лес», «Антарктида»;
— коробки с необходимыми материалами для моделирования среды обитания
Центр «Огород на подоконнике»
В экологической зоне оборудованы:
— уголок цветов: эстетически оформлен, растения подобраны и расположены в соответствии с их особенностями, подписаны;
— мини-огород: контейнеры для выращивания рассады цветочных, овощных культур, для выгонки растений в ранее весеннее время;
— уголок садовода: инструмент для полива, рыхдения, ужода за растениями
Центр «Живой уголок»
— частые гости нашей группы –домашние любимцы: родители приносят на короткое время для знакомства и наблюдений попугаев, кошек, хомячков…
Центр оборудован столами, мольбертами, открытыми шкафами.
В центре «Искусство»детям предложены различные материалы:
— для рисования: гуашь, пастель, цв. карандаши, акварель, кисти…;
— для лепки: пластилин, глина, соленое тесто;
— для аппликации: цв. бумага, ткань, клей, ножницы, трафареты…
Здесь же организуются выставки репродукций известных художников (по темам, по сезонам) и работ самих детей, выполненных в различных техниках.
Центр организован на территории детского сада в специально отведенном огороженном месте. Для работы воспитанниковпредоставляется детский садовый инвентарь: лейки, ведра, перчатки, лопатки, грабельки, рыхлители, ящики для рассады.
В качестве подведения итогов проводятся открытые занятия, игровые конкурсы, викторины, выставки, экологические вечера…
Предмет экологии для детей старшего дошкольного возраста является новой областью знаний и может быть использован для формирования целостной картины мира и места человека в ней.
В старшем дошкольном возрасте на первый план выступает овладение новыми способами действия, развитие познавательных потребностей. Сверстник приобретает индивидуальность в глазах ребенка, то есть появляется предпосылка к совместной деятельности не только со взрослыми, но и в коллективе детей.
Основным результатом обучения станет формирование у детей полноценного представления о сложности окружающего мира, понимании того, что всем разнообразием знаний о природной среде можно овладеть только при постоянной работе, как с помощью взрослого, так и самостоятельно.
1. Большая энциклопедия для дошкольника. – М., 2002
2. Венгер Л. А.Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: книга для воспитателя детского сада. = М., 1989
3. Грехова Л. И. В союзе с природой. – Ставрополь, 2002
4. Козлова С. А. Я – человек. Программа социального развития ребенка. – М., 2003
5. Мищенкова Л. В. 25 развивающих занятий. Академия развития. 2005
6. Николаева С. Н. Юный эколог. – М., 2002
8. Холодова О. А.За три месяца до школы: Задания по развитию познавательных способностей (5-6 лет): Рабочая тетрадь/ О. Холодова. – М. : Росткнига. – 2009. – 80с. (Юным умникам и умницам)
9. Шорыгина Т. А.Зеленые сказки: экология для малышей. – М., 2006
«Мы — земляне». Программа по экологическому воспитанию старших дошкольников Цели, задачи и особенности программы. Основная цель программы – создание условий для становления основ экологического сознания у старших.
Программа по экологическому воспитанию дошкольников «Юные экологи» Пояснительная записка Существующие программы по экологическому воспитанию дошкольников и по ознакомлению детей с окружающим миром, рассчитаны.
Картотека игр по экологическому воспитанию для детей 4–5 лет Карточка. №1 «ОВОЩИ – «ХУДЫШКИ» И ОВОЩИ – «ТОЛСТЯЧКИ» Цель: развивать творческие способности детей и умение объяснять и отстоять свою точку.
Конспект НОД по экологическому воспитанию «Мы сажаем кукурузу» для детей 6–7 лет Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8 «Теремок» Конспект непосредственно образовательной.
Кружковая работа по экологическому воспитанию для детей 2–3 лет «Мир открытий» КРУЖКОВАЯ РАБОТА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ «МИР ОТКРЫТИЙ». Дошкольное детство – это начальный этап становления человеческой.
Парциальная программа по формированию безопасного поведения на дороге у дошкольников Парциальная программа по формированию безопасного поведения на дороге у дошкольников Средняя группа (от 4 до 5 лет) Составлена на основе.
Парциальная программа по формированию безопасного поведения на дороге у дошкольников. 2 часть Парциальная программа по формированию безопасного поведения на дороге у дошкольников Воспитатель Коробкова Т. Д. Старшая группа (от 5 до.
Парциальная программа по формированию безопасного поведения на дороге у дошкольников Подготовительная группа (от 6 до 7 лет) Учебно-тематический план № Наименование разделов Количество образовательных ситуаций 1 Ребёнок.
Программа педагогического просвещения родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста «Природа и мы» Программа педагогического просвещения родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста «Природа и мы» Сегодня экологическое.
Программа по экологическому воспитанию для родителей Введение Актуальность работы: работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного.
Программа занятий с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с живой природой «Жизнь вокруг нас»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 134 г. Томска
ул. Иркутский тр. 51/1
на педагогическом совете
протокол № 5 от 30.05.2013г.
Заведующий МАДОУ № 134
«Жизнь вокруг нас»
Программа модифицированная
по формированию чувственного опыта
при ознакомлении дошкольников
с живой природой
(возраст детей: от 4 до 7 лет).
Срок реализации программы: 3 года.
Сокологорская Евгения Юрьевна,
«Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик,
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…»
Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса нависла над человечеством, и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас дома – Земли.
Все мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.
Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов.
Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистичных знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте.
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с ней положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства.
Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику, мысли, четкость и красоту речи. Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства.
Умение видеть и понимать состояние другого живого существа – тонкое уважение души ребенка, зависящее от интереса к растению или животному, от степени развития наблюдательности, нравственных чувств. С этого начинается ответственность за всё живое.
Однако, далеко не все может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Отсутствие у детей знаний о природе приводит к образованию у них различных предрассудков и суеверий. Неправильные представления часто служат причиной недоброжелательного отношения к животным, их уничтожению. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей, ожесточает их.
Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые правильные. Вот почему очень важно, чтобы дети уже в дошкольном детстве получили правильные и важные сведения о природе. Этот процесс невозможен без систематической и целенаправленной работы с детьми с использованием самых различных форм и методов.
Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность
Живая природа – это удивительно сложный и многогранный мир. Животные и растения окружают ребенка с самого рождения. Воздействуя на его чувства и сознание, они являются важным условием накопления представлений, формирования обобщенных понятий и различных систем знаний.
Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, опыты, специальные наблюдения развивают их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие объектов природы, замечать большие маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослых дошкольники обогащают свои знания, чувства, у них формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Программа «Жизнь вокруг нас» направлена на поиск более интересных познавательных и увлекательных для ребенка способов и методов усвоения, понимания и использования знаний о природе в повседневной жизни, которые помогут им выразить себя, проявить творчество, научат думать.
Программа ориентирована на систематичный, интегрированный подход в экологическом образовании и построена на принципах развивающего обучения, она призвана помочь ребенку наиболее углубленно изучить природу родного края.
Программа «Жизнь вокруг нас» имеет теоретическое и практическое обоснование, ориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие.
Программа рассчитана на три года обучения, реализуется с детьми от 4 до 7 лет. Занятия проводятся два раза в месяц. Мальчики и девочки занимаются вместе. Средняя группа – 20 мин., старшая – 25 мин., подготовительная – 30 мин.
Цель программы:
Воспитание начальных форм экологической культуры, понимание ими элементарных взаимосвязей в природе, выработка первоначальных навыков гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействий с природными объектами ближнего окружения.
В связи с этим выдвигаются следующие задачи:
— дать детям представление о взаимозависимости живых организмов в природе;
— учить понимать причинно-следственные связи внутри природного комплекса, знакомить с особенностями жизни животных, показать взаимосвязь растений и животных друг с другом и средой обитания;
— формировать представление о том, что человек – часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, а их сохранность – обязанность человека;
— формировать основы экологической культуры в процессе ознакомления детей с природой через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом;
— вызывать у детей эмоциональный отклик на различные объекты природы при непосредственном общении с ними;
— побуждать каждого ребенка отражать свое отношение к наблюдаемым объектам (нравится ли? Почему? За что? и пр.) высказываниями, рассказами, рисунками, поделками и др. ;
— воспитывать любовь к родной природе, способность воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умение бережно относиться к растениям и животным.
1.«В мире животных»
1.1 «Таинственное лесное царство» («Дикие животные наших лесов«)
2. «Экологические цепочки»
3 «Кто где живет и почему?»
4. «Рассказы о животных» В. Бианки
1.2 «Обитатели скотного двора» («Домашние животные – наши помощники»)
2. «Профессии» домашних животных»
3. «Мой любимый маленький друг»
4. «Мир животных. Рассказы о домашних животных» И. Акимушкин
1.3 «О тех, кто умеет летать» (Птицы в городе и в лесу»)
3. «Перелетные и зимующие птицы»
1.4 «В речном царстве» («Есть ли жизнь в воде?»)
1.«Что в речной глубине на самом дне?»
2. «Рыбы – обитатели водоёмов»
3. «Жизнь в воде»
2. «Этот загадочный мир насекомых»
2.1 «Путешествие в гости к насекомым» («Непоседы – насекомые»)
2. Самые сильные на земле»
3. «Куающие, жалящие» (опасные насекомые)
4. «Где зимуют насекомые?»
2.2 «Обитатели почвы» («Путешествие в подземное царство»)
1.«Подземные жители – дождевые черви»
2. «Чем нюхает червяк?»
3. «Царство растений»
3.1 «Смешанный лес» («Деревья наших лесов»)
1.«Хвойное дерево –ель: кто дружит с ней?»
2. «Разноцветная природа»
3. «Русские красавицы»
4. «Разговор деревьев» М. Пришвин
3.2 «Собираем осенью урожай плодов» («Овощи и фрукты – полезные продукты»)
1.«Витамины на грядке»
3. «В лес за грибами и ягодами»
4. «Огород круглый год»
3.3»Весеннее цветение» («Цветы – краса земли»)
1.«Почему их так назвали?»
2 «Хороши весной в саду цветочки»
3. «Путешествие в страну цветов»
4. «Лекарственные растения»
3.4 «Комнатные растения» («Зелёный островок»)
1. «Какие бывают цветы
3. «Уход за комнатными растениями»
4. «Человек и природа»
4.1 «Дом под крышей голубой» («Природа – наш общий дом»)
1. «Все нужны друг другу»
2. «Мы – друзья природы!»
4.2 «Они не должны погибнуть» («Красная книга Томской области»)
1. «Почему они исчезают?»
2. «Экскурсия в зоопарк»
3. «Заказники. Заповедники»
4.3 «Правила вежливости» («Правила поведения в природе»)
3. Создание брошюры «Войди в природу другом»
«Елка, елочка, лесной аромат» \»Елка, елочка лесной аромат Автор Распопова Ульяна Возраст 5 лет. Описание работы: Группа «Звездочка» Муниципальное бюджетное дошкольное.
Презентация к развлечению «Первоцветы» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.