парциальная программа социально экологической направленности жизнь вокруг нас

Парциальная программа по экологическому воспитанию 4–6 лет

парциальная программа социально экологической направленности жизнь вокруг нас. Смотреть фото парциальная программа социально экологической направленности жизнь вокруг нас. Смотреть картинку парциальная программа социально экологической направленности жизнь вокруг нас. Картинка про парциальная программа социально экологической направленности жизнь вокруг нас. Фото парциальная программа социально экологической направленности жизнь вокруг нас Кузнецова Светлана
Парциальная программа по экологическому воспитанию 4–6 лет

Загадки природы

Понять природу наблюдаемых тел и явлений в природе, дать объяснения их свойствам, узнать, как они возникают и развиваются, люди хотели всегда.

Актуальность данной программы заключается в том, что она знакомит детей не только с известными им природными явлениями, но и содержит призыв к увлекательнейшему занятию – самостоятельным природным наблюдениям, а также начальные экологические понятия и сведения, необходимые для таких наблюдений, одновременно способствуя и общекультурному развитию детей.

Содержание программы позволяет создать у воспитанников общие представления о бескрайнем мире природы. Маленьким экологам будет легче понять, почему мы называем себя земляне, каким образом наша жизнь зависит от временных изменений в природе и где живут наши меньшие братья, и еще много увлекательных вопросов и ответов ждут ребят.

Программа рассчитана на создание условий для интеллектуального и духовного развития личности ребенка, его познавательной активности, формирование у детей начальных знаний и навыков в области экологии и в других смежных дисциплинах, приобщения обучающихся к общечеловеческим ценностям. В процессе реализации программы учитывается взаимодействие воспитателя с семьей, общение детей в группе, что обеспечивает благополучие каждого ребенка.

В основу перспективного планирования легли программа С. Н. Николаевой «Юный эколог» и пособие О. А. Холодовой «За три месяца до школы. Задания по развитию познавательных способностей (5-6 лет, которые отличаются высокой динамичностью, так как помимо интеллектуально-развивающих игр и заданий включают целый комплекс физических и кинезиологических упражнений, пальчиковую гимнастику, что позволяет сделать работу детей насыщенной и менее утомительной.

Использование большого количества красочного наглядного материала позволяет добиваться эффективности занятий, а также способствует меньшей утомляемости детей во время занятий.

Большое значение в данном курсе занятий отводится развитию памяти, обучению приемам произвольного запоминания, что является одним из условий успешной адаптации и социализации ребенка.

С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объем и сложность материала, предлагаемого для запоминания и восприятия, сложнее становятся графические диктанты и симметричные рисунки, увеличивается темп выполнения заданий.

Данная программапостроена с учетом следующих концептуальных идей:

— свободное развитие личности ребенка;

— гуманистический характер образования;

-приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека;

— высокая положительная мотивация учащихся к познавательной деятельности, самообразованию, стимулирование творческого потенциала личности;

— непринужденная и доброжелательная обстановка.

Программа рассчитана на ребят среднего и старшего дошкольного возраста.

Срок реализации данной образовательной программы составляет 1 год (с учетом варьирования заданий для среднего и старшего возрастов).

Цель программы – формирование у ребенка, на основе изучения экологии и путем развития творческого мышления и навыков познавательной деятельности, целостного представления об окружающем мире и истории познания природы человеком.

— формирование основ экологических знаний, представлений об окружающем мире;

— ознакомление и обучение детей работе с простыми лабораторными приборами;

— приобретение навыков самостоятельного планирования своей деятельности.

— развитие познавательного интереса, любознательности, абстрактного мышления детей;

— развитие грамотной устной речи;

— развитие пространственных и временных представлений;

— выявление творческих способностей детей, развитие воображения, фантазии.

Основная структура проведения занятий:

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим.

— Интеллектуально-развивающие игры и упражнения. Направлены на развитие памяти, внимания, мышления, воображения, речи, внимания, восприятия.

— Дыхательно-координационные упражнения. Направлены на активизацию работы стволовых отделов мозга, снятию мышечного напряжения.

— Симметричные рисунки. Направлены на развитие координации движений и графических навыков.

— Графические диктанты. Направлены на развитие умений действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого, а также развитие пространственной ориентировки и мелкой моторики рук.

— Пальчиковая гимнастика. Способствует развитию психических функций (вниманию, памяти, мышлению и речи, а также подвижности и гибкости кистей рук.

Воспитательные:

воспитание творческого продуктивного подхода при получении новых знаний и умений;

воспитание коммуникативных навыков и умений при совместной деятельности детей в процессе освоения программы;

— формирование личностных качеств, таких как ответственность, самостоятельность.

Основными формами занятий являются:

— настольные тематические игры, викторины, игры-путешествия, коллективные игры;

— проведение экологических экспериментов;

— оформление гербария растения, коллекции семян и плодов;

— использование на занятиях наглядных пособий (видеофильмов, слайдовых программ, плакатов, фотоснимков, карт);

— использование экологических компьютерных игр.

Кроме того, учитывая возраст детей, обучающихся по программе, используются и такие формы занятий,как:

— работа с детскими конструкторами-играми, лепка из пластилина, рисование;

— проведение конкурсов рисунков;

— проведение театрализованных экологических праздников.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Основным результатом обучения станет формирование у детей полноценного представления о сложности окружающего мира, понимании того, что всем разнообразием знаний о природе можно овладеть только при постоянной работе, как с помощью взрослого, так и самостоятельно.

Развивающий эффект данного курса занятий проявляется прежде всего в интересе детей к разным видам упражнений, который со временем перерастает в познавательный мотив деятельности детей. Дети становятся более активными и уверенными в своих силах и возможностях. К концу учебного года улучшаются графические навыки и зрительно-моторные координации детей, формируется произвольность, улучшаются процессы памяти и внимания.

Обучающиеся будут знать:

— знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе;

— способы безопасного взаимодействия с растениями и животными;

— проявлять интерес, доброту к природным явлениям и объектам;

— основные календарные праздники и их связь с природными циклами;

— основные сведения о различных предметах и явлениях как естественного, так и искусственного происхождения.

— работать с учебными пособиями и простейшими лабораторными инструментами;

— определять времена года, времена суток;

— помогать друг другу;

-воспитывать в себе бережное отношение, доброжелательное отношение к природе;

-проявлять творческие навыки.

Для контроля полученных знаний и умений используется диагностическое тестирование на протяжении всего учебного года группы в целом и отдельных воспитанников, а при необходимости и соответствующая коррекция (результаты работы, констатируемые контрольными тестами трудно спрогнозировать к концу учебного года, так как они могут меняться волнообразно). Ребята также выполнят по ходу учебного года различные проверочные задания по пройденным темам.

Для контроля используются и такие формы, как тематические праздники, викторины, сюжетно-ролевые игры. Итоги реализации программы проводятся в форме выставки детских работ.

Экологическая развивающая среда в детском саду

Элементы развивающей среды Функциональная роль Формы и методы работы

эколого-эстетическая;

— формирование нравственных качеств;

— наблюдения за объектами живой природы;

— рассматривание природных зон, беседы;

— труд по уходу за живыми объектами;

эколого-оздоровительная;

— развитие эмоциональной и сенсорной сферы;

— эмоционально-позитивное и безопасное общение с природой;

— общение детей с природой ближайшего окружения;

— практическая деятельность (посадка растений, уход за ними);

— формирование трудовых навыков;

эколого-эстетическая;

эколого-оздоровительная;

— наблюдения за стадиями роста растений;

— ведение дневников наблюдений;

— знакомство с правилами экологической безопасности для себя и природы;

эколого-эстетическая;

— эмоционально-позитивное общение с природными объектами;

— общение с живой природой и помощь в уходе;

— тематические выставки детских работ;

— ведение фенологических и погодных календарей;

— чтение художественной и энциклопедической литературы о природе;

экологические занятия;

— ведение панорамы добрых дел и др.

воспитание интереса к литературе (художественной и научно-популярной);

— беседы и обсуждение прочитанного;

— составление сказок о природе

— песни, хореографические композиции о природе;

— выставки рисунков, поделок из природного материала;

— родительские собрания экологической направленности

— упражнения-перевоплощения в объекты живой природы;

— хождение босиком по мешочкам с камушками

экологический стенд для родителей;

— выставки детских работ о природе

— выставки совместных работ детей и родителей;

экологическая газета «Прикоснись к природе сердцем»

Развивающая экологическаясреда представлена в группе следующими центрами:

«Экологическая лаборатория»

Здесь представлены наборы для исследования:

— сыпучие продукты (крупа, опилки, стружка, песок, земля, пенопласт)

«Центр песка и воды»

— два больших тазика для песка и для воды;

— различные емкости: лейки, ведра, различных цветов пластиковые бутылки;

— природный материал: шишки, камни, куски древесины и пр. ;

— металлические, пробковые, пластиковые, деревянные предметы;

— игрушки: песочные наборы, резиновые, кораблики …;

экологические наборы «Пруд», «Пустыня», «Лес», «Антарктида»;

— коробки с необходимыми материалами для моделирования среды обитания

Центр «Огород на подоконнике»

В экологической зоне оборудованы:

— уголок цветов: эстетически оформлен, растения подобраны и расположены в соответствии с их особенностями, подписаны;

— мини-огород: контейнеры для выращивания рассады цветочных, овощных культур, для выгонки растений в ранее весеннее время;

— уголок садовода: инструмент для полива, рыхдения, ужода за растениями

Центр «Живой уголок»

— частые гости нашей группы –домашние любимцы: родители приносят на короткое время для знакомства и наблюдений попугаев, кошек, хомячков…

Центр оборудован столами, мольбертами, открытыми шкафами.

В центре «Искусство»детям предложены различные материалы:

— для рисования: гуашь, пастель, цв. карандаши, акварель, кисти…;

— для лепки: пластилин, глина, соленое тесто;

— для аппликации: цв. бумага, ткань, клей, ножницы, трафареты…

Здесь же организуются выставки репродукций известных художников (по темам, по сезонам) и работ самих детей, выполненных в различных техниках.

Центр организован на территории детского сада в специально отведенном огороженном месте. Для работы воспитанниковпредоставляется детский садовый инвентарь: лейки, ведра, перчатки, лопатки, грабельки, рыхлители, ящики для рассады.

В качестве подведения итогов проводятся открытые занятия, игровые конкурсы, викторины, выставки, экологические вечера…

Предмет экологии для детей старшего дошкольного возраста является новой областью знаний и может быть использован для формирования целостной картины мира и места человека в ней.

В старшем дошкольном возрасте на первый план выступает овладение новыми способами действия, развитие познавательных потребностей. Сверстник приобретает индивидуальность в глазах ребенка, то есть появляется предпосылка к совместной деятельности не только со взрослыми, но и в коллективе детей.

Основным результатом обучения станет формирование у детей полноценного представления о сложности окружающего мира, понимании того, что всем разнообразием знаний о природной среде можно овладеть только при постоянной работе, как с помощью взрослого, так и самостоятельно.

1. Большая энциклопедия для дошкольника. – М., 2002

2. Венгер Л. А.Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: книга для воспитателя детского сада. = М., 1989

3. Грехова Л. И. В союзе с природой. – Ставрополь, 2002

4. Козлова С. А. Я – человек. Программа социального развития ребенка. – М., 2003

5. Мищенкова Л. В. 25 развивающих занятий. Академия развития. 2005

6. Николаева С. Н. Юный эколог. – М., 2002

8. Холодова О. А.За три месяца до школы: Задания по развитию познавательных способностей (5-6 лет): Рабочая тетрадь/ О. Холодова. – М. : Росткнига. – 2009. – 80с. (Юным умникам и умницам)

9. Шорыгина Т. А.Зеленые сказки: экология для малышей. – М., 2006

«Мы — земляне». Программа по экологическому воспитанию старших дошкольников Цели, задачи и особенности программы. Основная цель программы – создание условий для становления основ экологического сознания у старших.

Программа по экологическому воспитанию дошкольников «Юные экологи» Пояснительная записка Существующие программы по экологическому воспитанию дошкольников и по ознакомлению детей с окружающим миром, рассчитаны.

Картотека игр по экологическому воспитанию для детей 4–5 лет Карточка. №1 «ОВОЩИ – «ХУДЫШКИ» И ОВОЩИ – «ТОЛСТЯЧКИ» Цель: развивать творческие способности детей и умение объяснять и отстоять свою точку.

Конспект НОД по экологическому воспитанию «Мы сажаем кукурузу» для детей 6–7 лет Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8 «Теремок» Конспект непосредственно образовательной.

Кружковая работа по экологическому воспитанию для детей 2–3 лет «Мир открытий» КРУЖКОВАЯ РАБОТА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ «МИР ОТКРЫТИЙ». Дошкольное детство – это начальный этап становления человеческой.

Парциальная программа по формированию безопасного поведения на дороге у дошкольников Парциальная программа по формированию безопасного поведения на дороге у дошкольников Средняя группа (от 4 до 5 лет) Составлена на основе.

Парциальная программа по формированию безопасного поведения на дороге у дошкольников. 2 часть Парциальная программа по формированию безопасного поведения на дороге у дошкольников Воспитатель Коробкова Т. Д. Старшая группа (от 5 до.

Парциальная программа по формированию безопасного поведения на дороге у дошкольников Подготовительная группа (от 6 до 7 лет) Учебно-тематический план № Наименование разделов Количество образовательных ситуаций 1 Ребёнок.

Программа педагогического просвещения родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста «Природа и мы» Программа педагогического просвещения родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста «Природа и мы» Сегодня экологическое.

Программа по экологическому воспитанию для родителей Введение Актуальность работы: работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного.

Источник

Программа занятий с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с живой природой «Жизнь вокруг нас»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 134 г. Томска

ул. Иркутский тр. 51/1

на педагогическом совете

протокол № 5 от 30.05.2013г.

Заведующий МАДОУ № 134

«Жизнь вокруг нас»

Программа модифицированная

по формированию чувственного опыта

при ознакомлении дошкольников

с живой природой

(возраст детей: от 4 до 7 лет).

Срок реализации программы: 3 года.

Сокологорская Евгения Юрьевна,

«Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик,

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…»

Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса нависла над человечеством, и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас дома – Земли.

Все мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.

Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов.

Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистичных знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с ней положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства.

Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику, мысли, четкость и красоту речи. Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства.

Умение видеть и понимать состояние другого живого существа – тонкое уважение души ребенка, зависящее от интереса к растению или животному, от степени развития наблюдательности, нравственных чувств. С этого начинается ответственность за всё живое.

Однако, далеко не все может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Отсутствие у детей знаний о природе приводит к образованию у них различных предрассудков и суеверий. Неправильные представления часто служат причиной недоброжелательного отношения к животным, их уничтожению. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей, ожесточает их.

Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые правильные. Вот почему очень важно, чтобы дети уже в дошкольном детстве получили правильные и важные сведения о природе. Этот процесс невозможен без систематической и целенаправленной работы с детьми с использованием самых различных форм и методов.

Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность

Живая природа – это удивительно сложный и многогранный мир. Животные и растения окружают ребенка с самого рождения. Воздействуя на его чувства и сознание, они являются важным условием накопления представлений, формирования обобщенных понятий и различных систем знаний.

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, опыты, специальные наблюдения развивают их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие объектов природы, замечать большие маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослых дошкольники обогащают свои знания, чувства, у них формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Программа «Жизнь вокруг нас» направлена на поиск более интересных познавательных и увлекательных для ребенка способов и методов усвоения, понимания и использования знаний о природе в повседневной жизни, которые помогут им выразить себя, проявить творчество, научат думать.

Программа ориентирована на систематичный, интегрированный подход в экологическом образовании и построена на принципах развивающего обучения, она призвана помочь ребенку наиболее углубленно изучить природу родного края.

Программа «Жизнь вокруг нас» имеет теоретическое и практическое обоснование, ориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие.

Программа рассчитана на три года обучения, реализуется с детьми от 4 до 7 лет. Занятия проводятся два раза в месяц. Мальчики и девочки занимаются вместе. Средняя группа – 20 мин., старшая – 25 мин., подготовительная – 30 мин.

Цель программы:

Воспитание начальных форм экологической культуры, понимание ими элементарных взаимосвязей в природе, выработка первоначальных навыков гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействий с природными объектами ближнего окружения.

В связи с этим выдвигаются следующие задачи:

— дать детям представление о взаимозависимости живых организмов в природе;

— учить понимать причинно-следственные связи внутри природного комплекса, знакомить с особенностями жизни животных, показать взаимосвязь растений и животных друг с другом и средой обитания;

— формировать представление о том, что человек – часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, а их сохранность – обязанность человека;

— формировать основы экологической культуры в процессе ознакомления детей с природой через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом;

— вызывать у детей эмоциональный отклик на различные объекты природы при непосредственном общении с ними;

— побуждать каждого ребенка отражать свое отношение к наблюдаемым объектам (нравится ли? Почему? За что? и пр.) высказываниями, рассказами, рисунками, поделками и др. ;

— воспитывать любовь к родной природе, способность воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умение бережно относиться к растениям и животным.

1.«В мире животных»

1.1 «Таинственное лесное царство» («Дикие животные наших лесов«)

2. «Экологические цепочки»

3 «Кто где живет и почему?»

4. «Рассказы о животных» В. Бианки

1.2 «Обитатели скотного двора» («Домашние животные – наши помощники»)

2. «Профессии» домашних животных»

3. «Мой любимый маленький друг»

4. «Мир животных. Рассказы о домашних животных» И. Акимушкин

1.3 «О тех, кто умеет летать» (Птицы в городе и в лесу»)

3. «Перелетные и зимующие птицы»

1.4 «В речном царстве» («Есть ли жизнь в воде)

1.«Что в речной глубине на самом дне?»

2. «Рыбы – обитатели водоёмов»

3. «Жизнь в воде»

2. «Этот загадочный мир насекомых»

2.1 «Путешествие в гости к насекомым» («Непоседы – насекомые»)

2. Самые сильные на земле»

3. «Куающие, жалящие» (опасные насекомые)

4. «Где зимуют насекомые?»

2.2 «Обитатели почвы» («Путешествие в подземное царство»)

1.«Подземные жители – дождевые черви»

2. «Чем нюхает червяк?»

3. «Царство растений»

3.1 «Смешанный лес» («Деревья наших лесов»)

1.«Хвойное дерево –ель: кто дружит с ней?»

2. «Разноцветная природа»

3. «Русские красавицы»

4. «Разговор деревьев» М. Пришвин

3.2 «Собираем осенью урожай плодов» («Овощи и фрукты – полезные продукты»)

1.«Витамины на грядке»

3. «В лес за грибами и ягодами»

4. «Огород круглый год»

3.3»Весеннее цветение» («Цветы – краса земли»)

1.«Почему их так назвали?»

2 «Хороши весной в саду цветочки»

3. «Путешествие в страну цветов»

4. «Лекарственные растения»

3.4 «Комнатные растения» («Зелёный островок»)

1. «Какие бывают цветы

3. «Уход за комнатными растениями»

4. «Человек и природа»

4.1 «Дом под крышей голубой» («Природа – наш общий дом»)

1. «Все нужны друг другу»

2. «Мы – друзья природы

4.2 «Они не должны погибнуть» («Красная книга Томской области»)

1. «Почему они исчезают?»

2. «Экскурсия в зоопарк»

3. «Заказники. Заповедники»

4.3 «Правила вежливости» («Правила поведения в природе»)

3. Создание брошюры «Войди в природу другом»

парциальная программа социально экологической направленности жизнь вокруг нас. Смотреть фото парциальная программа социально экологической направленности жизнь вокруг нас. Смотреть картинку парциальная программа социально экологической направленности жизнь вокруг нас. Картинка про парциальная программа социально экологической направленности жизнь вокруг нас. Фото парциальная программа социально экологической направленности жизнь вокруг нас«Елка, елочка, лесной аромат» \»Елка, елочка лесной аромат Автор Распопова Ульяна Возраст 5 лет. Описание работы: Группа «Звездочка» Муниципальное бюджетное дошкольное.

Презентация к развлечению «Первоцветы» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *