парацельс биография и достижения
Парацельс
профессор физики, медицины и хирургии
Содержание
Происхождение имени
лат. Paracelsus означает «Подобный Цельсу». Именем Ауреол («Золотой») будучи о себе и своём искусстве очень высокого мнения, Гогенгейм сам называл себя.
Биография
Парацельс родился в семье врача, происходившего из старинного, но обедневшего дворянского рода. Мать работала медсестрой в аббатстве. Был очень тщедушного вида, большая голова и худенькие кривые ноги. В семье Парацельс получил прекрасное образование в области медицины и философии. К 16 годам Парацельс знал основы хирургии, терапии и хорошо ориентировался в основах алхимии. В 16 лет Парацельс навсегда покидает дом и уезжает учиться в Базельский университет. После этого, в Вюрцбурге, у аббата Иоганна Тритемия, одного из величайших адептов магии, алхимии и астрологии, Парацельс изучал древние тайные учения. Университетское образование Парацельс получил в Ферраре, здесь же был удостоен степени доктора медицины.
Скитания
С 1517 года Парацельс предпринимал многочисленные путешествия (и, возможно, являлся предшественником или основателем тайных обществ, которые появляются в XVII веке в Европе), посещал различные университеты Европы, участвовал в качестве медика в военных кампаниях, наведывался в имперские земли, во Францию, Англию, Шотландию, Испанию, Португалию, Скандинавские страны, Польшу, Литву, Пруссию, Венгрию, Трансильванию, Валахию, государства Апеннинского полуострова (ходили слухи, что он побывал в Северной Африке, Палестине, Константинополе, России и в татарском плену).
По свидетельству Ван Гельмонта в 1521 году Парацельс прибыл в Константинополь и получил там Философский камень. Адептом, от которого Парацельс получил этот камень, был, как упоминается в некоей книге «Aureum vellus» (Золотое руно — лат.) (напечатанной в Роршахе в 1598 г.), некий Соломон Трисмозин, или Пфайфер, соотечественник Парацельса. Говорится, что этот Трисмозин обладал также универсальной панацеей; утверждают, что в конце XVII века он был ещё жив: его видел какой-то французский путешественник.
Парацельс путешествовал по придунайским странам и посетил Италию, где служил военным хирургом в имперской армии и принял участие во множестве военных экспедиций того времени. В своих странствиях он собрал много полезных сведений, причем не только от врачей, хирургов и алхимиков, но и общаясь с палачами, цирюльниками, пастухами, евреями, цыганами, повитухами и предсказателями. Он черпал знания и от великих, и от малых, у ученых и среди простонародья; его можно было встретить в компании погонщиков скота или бродяг, на проезжих дорогах и в трактирах, что послужило поводом для жестоких упреков и поношений, которыми в своей ограниченности осыпали его враги. Проведя в скитаниях десять лет, то применяя на практике свое искусство врача, то преподавая или изучая, по обычаю тех времен, алхимию и магию, в возрасте тридцати двух лет он возвратился обратно в Германию, где вскоре прославился после нескольких удивительных случаев исцеления больных.
В 1526 г. приобрел право бюргера в Страсбурге, а в 1527 г. по протекции известного книгоиздателя Иоганна Фробена стал городским врачом Базеля. Также в 1527 г. по рекомендации Оксколампадия, городской совет назначил его профессором физики, медицины и хирургии, положив высокое жалование. В Базельском университете он читал курс медицины на немецком языке, что было вызовом всей университетской традиции, обязывавшей преподавать только на латыни. Его лекции, в отличие от выступлений коллег, не были простым повторением мнений Галена, Гиппократа и Авиценны, изложение которых являлось единственным занятием профессоров медицины того времени. Его учение было действительно его собственным, и он преподавал его невзирая на чужие мнения, заслуживая этим аплодисменты студентов и ужасая своих ортодоксальных коллег тем, что нарушал установленный обычай учить только тому, что можно надежно подкрепить устоявшимися, общепринятыми свидетельствами, независимо от того, было ли это совместимо с разумом и истиной. В 1528 г., в результате конфликта с городскими властями, Парацельс переехал в Кольмар. В это время был почти на 10 лет отлучён от академии.
В 1529 и 1530 гг. посетил Эсслинген и Нюрнберг. «Настоящие» врачи из Нюрнберга ославили его как мошенника, шарлатана и самозванца. Чтобы опровергнуть их обвинения, он попросил городской совет доверить ему лечение нескольких пациентов, чьи болезни считались неизлечимыми. К нему направили несколько больных слоновой болезнью, которых он излечил за короткое время, не прося никакой платы. Свидетельства этого можно найти в городском архиве Нюрнберга.
В последующие годы Парацельс много путешествовал, писал, лечил, исследовал, ставил алхимические опыты, проводил астрологические наблюдения. В 1530 г. в замке Бератцхаузен он завершил работу над «Парагранумом» (1535). После непродолжительного пребывания в Аугсбурге и Регенсбурге перебрался в Санкт-Галлен и в начале 1531 г. закончил здесь многолетний труд о происхождении и протекании болезней «Парамирум» (1532). В 1533 г. он остановился в Филлахе, где написал «Лабиринт заблуждающихся медиков» (1533) и «Хронику Каринтии» (1535).
Последние годы
24 сентября 1541 года после непродолжительной болезни он умер (в возрасте 48 лет и трех дней) в маленьком номере гостиницы «Белая лошадь», что на набережной, а его тело было похоронено на кладбище св. Себастьяна. Обстоятельства его смерти до сих пор не ясны, но самые последние исследования подтверждают версию его современников, согласно которой Парацельс во время званого обеда подвергся вероломному нападению бандитов, нанятых кем-то из лекарей, его врагов, и в результате падения на камень проломил череп, что спустя несколько дней и привело к смерти. Немецкий врач С. Т. фон Земмеринг обследовал череп Парацельса, который благодаря его необычному строению невозможно спутать ни с каким другим, и заметил трещину, проходящую через височную кость (череп часто трогали, и с течением времени она увеличилась и стала хорошо заметна). Он уверен, что такая трещина могла возникнуть только при жизни Парацельса, поскольку кости твердого, но старого и высохшего черепа нельзя было бы разделить подобным образом.
Останки Парацельса были эксгумированы в 1572 г. во время перестройки здания церкви св. Себастьяна и перезахоронены за стеной, что окружает двор перед часовней св. Филиппа Нери, пристроенной к церкви, там, где сейчас стоит памятник ему. В центре разрушенной пирамиды из белого мрамора имеется углубление с его портретом, а выше — надпись на латинском языке: Philippi Theophrasti Paracelsi qui tantam orbis farnam ex auro chymico adeptus esf effigies et ossa donee rursus circumdabitur pelle sua. — Ion. cap. xix. (Филлипа Теофраста Парацельса, который стяжал столь великую славу мира за [открытие] химического золота, изображение и кости; и пока снова не покроется своей плотью. — Прим. пер.)
Под портретом написаны следующие слова: Sub reparatione ecclesiae MDCCLXXII. ex sepulchrali eruta heic locata sunt. (По причине ремонта церкви [в год] 1772 из могильного тления из-за эпидемии были выкопаны и здесь помещены [кости Парацельса]. — Прим. пер.)
Под этой надписью виден герб Парацельса в виде серебристого луча, на котором расположены один за другим три черных шара, а внизу стоят слова: Pax vivis requies aeterna sepultis. (Мир живым, вечный покой умершим. — Прим. пер.)
На чёрной доске в левой части памятника имеется перевод этих слов на немецкий язык. Две последние надписи явно были перенесены с первоначального памятника, а та, что относится к портрету, была добавлена в 1572 г.
Учение Парацельса
Парацельс в литературе
Парацельс в кино
Парацельс упоминается в фильме «Франкенштейн Мери Шейли» во время спора Виктора Франкенштейна с профессором в студенческой аудитории.
Парацельс – биография, цитаты, вклад в медицину и историю, интересные факты
Согласно многим источникам, биография врача, естествоиспытателя, философа и алхимика Парацельса является ярким примером того, как обычный по сути человек, занимаясь любимым делом, смог многое изменить в медицине Средневековья. Этот человек открыл много нового, и опроверг многие популярные в то время идеи древних лекарей. С его легкой руки при лечении болезней начали применять химические вещества. По этим причинам Парацельса недаром считают одним из величайших реформаторов и основоположников современной медицины.
Биографическая справка
Будущее светило медицины родился в 1493 году в семье обедневших дворян в немецком городке под названием Эг (теперь это город Айнзидельн). Неудивительно, что его призванием стало именно докторское дело, ведь его мать была сначала надзирательницей, а затем медицинской сестрой в богадельне в Бенедиктинском аббатстве, а отец, Вильгельм Бомбаст фон Гогенгейм – врачом. Именно отец привил сыну любовь к медицине и начал обучать отпрыска премудростям в этой области.
Примечательно, что настоящее имя будущего великого целителя звучало как Филипп Авреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм. Но впоследствии – когда именно, точно не известно, – он придумал себе псевдоним, под которым он и стал известен современникам и потомкам – Парацельс. Это звучное имя можно перевести с латинского как «похожий на Цельса», легендарного древнего медика.
Помимо медицины, отец обучал юного Филиппа азам алхимии и философии, которая была в большом почете в то время. И уже в возрасте 16 лет будущий врач неплохо разбирался во всех этих областях. Кстати, помимо медицины, алхимии и философии, Филипп увлекался, как и многие молодые дворяне, фехтованием, и не расставался впоследствии со шпагой, как и с инструментами хирурга.
Путешествия и образование
В 16 лет начинающий алхимик отправился учиться в знаменитый Базельский университет, один из самых старых в Швейцарии. По окончанию учебы в нем юный философ и медик стал учеником легендарного аббата Иоганна Тритемия в Вюрцбурге. Последний, считаясь знаменитым астрологом, алхимиком и ученым, значительно повлиял на философские воззрения Филиппа.
Следующим шагом в обучении юноши был итальянский университет Феррары, в котором он получил степень доктора медицины. Отучившись, молодой ученый Парацельс в 1517 году отправился в длительное путешествие, в ходе которого он расширял и углублял свои познания в области медицины, философии, алхимии, понимая, что самую лучшую практику можно получить не из книг, а из жизни.
Он посещал европейские университеты, служил военным медиком, оказывая помощь раненым солдатам в самых тяжелых ситуациях, участвовал в разнообразных военных экспедициях. Доктор Парацельс смог побывать почти во всех европейских странах. По слухам, ему удалось побывать также в Северной Африке, Константинополе, Палестине и даже в России. По свидетельству доктора Ван Гельмонта, в 1521 году в Константинополе великому алхимику удалось получить философский камень.
Вообще, жизненный путь Парацельса очень интересен и насыщен. Он получал множество новых знаний, но не только от академиков, хирургов, алхимиков и философов, а и от народных целителей, гадалок, предсказательниц, цыган, цирюльников и даже палачей. Не чурался он также общения с ведьмами, которые нередко исполняли роль повитух. Другие доктора того времени посчитали бы получение знаний из таких источников чем-то немыслимым, но только не Филипп. Так, исследования известного алхимика Парацельса, собранные в результате общения с целителями из простонародья, помогли ему составить уникальную коллекцию рецептов, а также книгу о болезнях женщин, чем не могли похвастать другие врачеватели того времени.
Благодаря такому образу жизни и общению с людьми из самых низших слоев, знаменитый алхимик и целитель нередко подвергался жесткой критике. Но те десять лет, которые великий медик провел, путешествуя и применяя свои познания на практике, явились очень важными и плодотворными для него. Когда ему было 32 года, он вернулся обратно в Германию, где стал знаменитым после нескольких случаев успешного излечения больных, которых местные доктора объявили безнадежными.
В этот период биография Парацельса известна лучше, факты гласят, что в 1527 году ставший знаменитым медик стал официальным врачом в Базеле, и кроме того, был назначен городским советом профессором в местный университет, в котором он преподавал медицину, хирургию и физику. Интересно, что свои лекции он читал на немецком языке, а не на латинском, как было принято в то время. Его лекции не были пересказыванием чужих, написанных кем-то материалов, а были живым рассказом, основанным на собственном опыте и знаниях. Студенты с удовольствием слушали его лекции, чего не скажешь о коллегах, которым претило его новаторство. Увы, результатом непонимания и разногласий с коллегами явился конфликт врача с городскими властями и запрет на преподавание в университете сроком на 10 лет.
После конфликта Парацельс вновь отправился в путешествие. Оказавшись в Нюрнберге, знаменитый медик снова столкнулся с беспочвенными оскорблениями и обвинениями в обмане, теперь уже со стороны местных докторов. Здесь в биографии легендарного целителя тоже всплывают интересные факты, которые говорят о том, каким образом философ, хирург и алхимик решил опровергнуть предъявленные ему обвинения в мошенничестве. Он пообещал вылечить больных, от которых отказались местные светила медицины, считая их безнадежными. Городской совет согласился, и прислал к нему нескольких больных слоновой болезнью, которых прославленный врач вылечил в самые короткие сроки. Самое главное, что это чудесное исцеление подтверждено документально – все свидетельства до сих пор хранятся в Нюрнберге, в городском архиве.
После этого философ, врач и ученый продолжал свои странствия, укрепляя и расширяя свои знания. В это время он продолжал создавать ценное наследие в виде трудов по медицине, астрономии и алхимии, многие из которых не потеряли своей актуальности даже сегодня:
Он изобрел много лекарств, объяснил причины силикоза – профессионального заболевания горняков, подробно рассказал о характере и причинах многих других заболеваний. Однако все научные и практические достижения великого врача не избавили его от необходимости часто менять место жительства. Чаще всего ситуация в разных городах, куда он прибывал, складывалась аналогично.
Парацельс излечивал безнадежных, по мнению местных медиков, пациентов, чем вызывал раздражение, зависть и гнев местных эскулапов. К тому же знаменитый лекарь нелестно отзывался о местных врачах в силу своего нетерпимого и неуживчивого характера. Логично, что знаменитым алхимиком, астрологом и медиком начинала живо интересоваться местная инквизиция, поэтому его приходилось в срочном порядке покидать этот город и переезжать в другой.
Как и где жил Парацельс в последние годы своей жизни
Последние годы своей жизни знаменитый ученый и медик провел в Зальцбурге, куда его пригласил герцог Эрнс, который обеспечивал врачу покровительство и живо интересовался тайными науками. Благодаря своему сильному покровителю, алхимику и философу больше не нужно было бояться обвинений в мошенничестве, а можно было спокойно заниматься наукой и медицинской практикой. Пациентов Филипп принимал теперь в своем собственном кабинете, по соседству с которым была лаборатория, а жил в доме на городской окраине.
Скончался легендарный медик в 1541 году, 24 сентября, в гостиничном номере на окраине Зальцбурга. Ему на тот момент было 48 лет. Кто-то считает, что умер Парацельс в результате скоротечной болезни, но многие полагают, что причиной его смерти стали происки недоброжелателей, в частности, медиков, завидовавших его успеху. Его современники были уверены, что завистники наняли бандитов, которые напали на доктора, вследствие чего он неудачно упал, и на его черепе образовалась трещина. Последние исследования подтверждают эту гипотезу.
Медицина глазами Парацельса
Вклад в развитие медицины, который сделал в свое время великий доктор, поистине огромен. Медицина до Парацельса основывалась преимущественно на идеях древних врачевателей, которые в большинстве случаев оказывались бесполезны. Именно знаменитый алхимик начал первым применять новаторские методы лечения, которые помогали излечивать заболевания, считавшиеся в те времена безнадежными. По этой причине его не любили многие коллеги-медики.
Тем не менее, Парацельс многое сделал для развития медицины. Именно он одним из первых изобрел многие лекарства, первым начав использовать для лечения химические вещества и их соединения. Великий доктор верил, что живые организмы состоят из тех же химических веществ, что и неживые предметы, и полагал, что у здорового человека пропорции этих субстанций в организме сбалансированы. А в случае болезни баланс нарушается, однако его можно восстановить необходимыми химическими соединениями. С этой целью он использовал для лечения пациентов цинк, золото, ртуть, сурьму и другие вещества.
Легендарный исследователь считается родоначальником ятрохимии – науки, объединившей медицину и химию, а также фармакологии. И он определенно был первым, кто возвел медицину в ранг науки, и вся жизнь Парацельса была посвящена поиску новых знаний, которые могли бы помочь человеку быть здоровым.
Автор статьи:
Николай Костюк. Эксперт в области эзотерики и мировой культуры, кандидат философских наук.
E-mail для связи с автором: nkostyuk@taynoeznanie.com
Парацельс — биография
Подверг критическому пересмотру идеи древней медицины. Способствовал внедрению химических препаратов в медицину. Писал и преподавал не на латинском, а на немецком языке.
Образование
Парацельс родился 17 декабря 1493 года в Эйнзидельне, кантон Швиц, в семье врача, происходившего из старинного, но обедневшего дворянского рода. В разных источниках встречаются и другие даты рождения [en] Парацельса — 21 сентября и 24 октября.
Первым учителем Парацельса был отец, познакомивший его с основами врачебного искусства. Одним из наставников Парацельса был Иоганн Тритемий, известный своими выступлениями в защиту «натуральной магии». Университетское образование Парацельс получил в итальянском городе Феррара, здесь же был удостоен степени доктора медицины.
Странствия и преподавание
С 1517 Парацельс предпринимал многочисленные путешествия, посещал различные университеты Европы, участвовал в качестве медика в военных кампаниях, наведывался в имперские земли, во Францию, Англию, Шотландию, Испанию, Португалию, скандинавские страны, Польшу, Литву, Пруссию, Венгрию, Трансильванию, Валахию, государства Апеннинского полуострова (ходили слухи, что он побывал в Северной Африке, Палестине, Константинополе, Московии и в татарском плену). В 1526 приобрел право бюргера в Страсбурге, а в 1527 по протекции прославленного книгоиздателя Иоганна Фробена стал городским врачом Базеля. В Базельском университете Парацельс читал курс медицины на немецком языке, что было вызовом всей университетской традиции, обязывавшей преподавать только на латыни. В 1528 в результате конфликта с городскими властями Парацельс переехал в Кольмар.
Странствия и научные труды
В последующие годы Парацельс много странствовал по городам и землям Священной Римской империи и Швейцарии, писал, проповедовал, лечил, исследовал, ставил алхимические опыты, проводил астрологические наблюдения. В 1530 в замке Бератцхаузен он завершил работу над «Парагранумом» (1565). После непродолжительного пребывания в Аугсбурге и Регенсбурге перебрался в Санкт-Галлен и в начале 1531 закончил здесь многолетний труд о происхождении и протекании болезней — трактат «Парамирум» (1562). В 1533 он остановился в городе своего детства Виллахе, где написал «Лабиринт заблуждающихся медиков» (1553) и «Хронику Каринтии» (1575).
Последние годы
В последние годы жизни [en] были созданы трактаты «Философия» (1564), «Потаенная философия» (первое издание осуществлено в переводе на фламандский язык, 1553), «Великая астрономия» (1571) и ряд небольших натурфилософских работ, в их числе — «Книга о нимфах, сильфах, пигмеях, саламандрах, гигантах и прочих духах» (1566). В 1541 Парацельс поселился в Зальцбурге, найдя покровителя в лице архиепископа, здесь он вскоре и умер.
Натурфилософия
Парацельс исходил из идеи единства мироздания, тесной связи и родства человека и мира, человека и Бога. Он именовал человека не только «микрокосмом», малым миром, который заключает в себе свойства и природу всех вещей, но и «квинтэссенцией», или пятой, истинной сущностью мира. По Парацельсу, человек производится Богом из «вытяжки» целого мира словно, в грандиозной алхимической лаборатории, и несет в себе образ Творца. Не существует никакого запретного для человека знания, он способен и, согласно Парацельсу, даже обязан исследовать все сущности, имеющиеся не только в природе, но и за ее пределами. Его не должна останавливать или смущать их необычность, ибо нет ничего невозможного для Бога, а эти сущности — свидетельства его всемогущества, подобно нимфам, сильфам, гномам, саламандрам, сиренам, гигантам, карликам и иным существам, населяющим четыре стихии. (О. Ф. Кудрявцев)
Теофраст Парацельс (1493—1541).
В XVI веке на небосклоне западной науки [en] между алхимией и медициной возникает новая фигура: Парацельс — удивительный врач и алхимик, хирург, задира и дуэлянт, одинаково хорошо владеющий как ланцетом, так и шпагой.
«Настоящая цель химии заключается не в изготовлении золота, а в приготовлении лекарств!» — эти слова определили жизненное кредо Парацельса.
Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, по прозванию Парацельс, по другим данным родился 10 ноября 1493 года близ поселка Эйнзидельн (кантон Швиц, Швейцария). По примеру своего отца Парацельс довольно рано начал изучать медицину в Германии, Франции и Италии.
Уже в годы учения Парацельс заинтересовался химией. Он не только делал опыты, но и работал на рудниках и горных заводах. Но самое большое значение Парацельс придавал применению химии в медицине, что привело к возникновению ятрохимии.
Когда Парацельс был студентом, в университетах химия как отдельная специальность не преподавалась. Теоретические представления о химических явлениях рассматривались в курсе философии в свете общих представлений о возникновении и исчезновении веществ. Экспериментальной же работой в области химии занимались многочисленные аптекари и алхимики. Последние, делая опыты по «трасмутации» металлов, не только открывали новые способы получения различных веществ, но и развивали натурфилософские учения древнегреческих философов Аристотеля, Эмпедокла, Левкиппа, Демокрита. Согласно этим учениям, все вещества в природе состоят из более простых частей, называемых элементами. Такими элементами, по Левкиппу и Демокриту, были атомы — мельчайшие частицы бескачественной первичной материи, различные только по величине и форме.
В 1515 году Теофраст получил во Флоренции степень доктора медицины. Но приобретенные знания не удовлетворяли Парацельса. Наблюдая, как часто оказываются бессильными у постели больного врачи с их знаниями, довольно мало изменившимися со времен античности, Парацельс решил усовершенствовать эту область, введя в нее новые представления о болезнях и методы лечения больных. При создании новой системы медицины Парацельс опирался на знания, полученные им во время путешествий по разным странам.
По его словам, он слушал лекции медицинских светил в крупнейших университетах, в медицинских школах Парижа и Монпелье, побывал в Италии и Испании. Был в Лиссабоне, потом отправился в Англию, переменил курс на Литву, забрел в Польшу, Венгрию, Валахию, Хорватию. И повсюду прилежно и старательно выспрашивал и запоминал секреты искусства врачевания. Не только у докторов, но и у цирюльников, банщиков, знахарок. Он пытался узнать, как они ухаживают за больными, какие применяют средства.
Затем Парацельс практиковал, опробывая все то, что узнал во время своих поисков. Служил некоторое время лекарем в армии датского короля Христиана, участвовал в его походах, работал фельдшером в нидерландском войске. Армейская практика дала ему богатейший материал.
В 1524 году Парацельс решил, наконец, прекратить странствия и поселиться в Зальцбурге; однако уже через год ученому пришлось срочно покинуть этот город, так как поддержка им борьбы крестьян против феодалов навлекла гнев городских властей.
1526 год ученый провел в Страсбурге, а в следующем году он был приглашен на должность городского врача в крупный швейцарский торговый город Базель. Парацельсу удалось вылечить одного богача, которому не смогли помочь лучшие лекари города. Его пригласили занять кафедру медицины в Базельском университете. На первой же лекции он перед глазами изумленных студентов сжег сочинения Галена и Авиценны и заявил, что даже завязки его башмаков знают больше, чем эти древние мокротники.
В городском университете Парацельс впервые стал читать лекции студентам-медикам на немецком языке вместо традиционной латыни. Так новый профессор боролся против догматической медицины средневековья, тесно связанной с теологией.
Философские взгляды Парацельса, изложенные им во многих трудах, сводились к следующему: между природой и человеком должна существовать гармония. Необходимым условием создания разумного общественного строя являются совместный труд людей и их равноправное участие в пользовании материальными благами. В философских работах Парацельса приводятся также основные доводы против богословской, враждебной естествознанию идеологии средневековья, дается резкая критика общественных отношений во времена феодализма и эпохи раннего капитализма
В 1528 году Парацельсу пришлось тайком покинуть Базель, где ему угрожал суд за вольнодумство. Он вынужден скитаться в горных районах Ашенцелля, переходя из деревушки в деревушку, изредка врачуя крестьян.
Парацельс хотел остаться в Кольмаре, заняться врачебной практикой Но задержался там всего на полгода. Он не мог смириться с невежеством, шарлатанством лиц, облаченных в докторские мантии, и в Кольмаре остался верен себе.
В Кольмаре о Парацельсе заговорили как об искуснейшем враче. Ему удавалось поднимать на ноги больных, которых другие врачи считали безнадежными. Популярность его росла, однако его независимое поведение, резкие суждения о собратьях по цеху, отказ от слепого преклонения перед авторитетами пришлись по нраву далеко не всем. К тому же Парацельс занимался алхимией, усердно изучал труды восточных магов и мистиков.
Человек увлекающийся, пытливый, Парацельс проявлял интерес ко всему, где, как ему казалось, можно открыть что-то новое. Он заблуждался, нередко попадал в плен суеверных представлений, терпел неудачи, но продолжал поиски. Все это давало пищу для разных домыслов о том, что Парацельс вступил в сношения с самим дьяволом. Положение усугублялось тем, что в Кольмаре продолжали сохранять свои позиции католики. Они ревностно следили за тем, чтобы никто не осмеливался выступать с суждениями, шедшими вразрез с установившимися представлениями. Только каноны, освященные католической церквью, признавались действительными, любая попытка подвергнуть их пересмотру объявлялась кощунственной. В любую минуту Парацельсу могли предъявить обвинение в ереси и учинить над ним расправу.
Из Кольмара путь скитальца лежал в Эслинген, а потом Парацельс перебрался в Нюрнберг, где он надеялся издать свои сочинения. К тому времени он написал немало. В его дорожном багаже лежало несколько сот страниц сочинений. Записывал свои наблюдения, делал выводы, высказывал собственные суждения. Он был необычайно работоспособен. Сохранились свидетельства о том, что Парацельс порой проводил за письменным столом по нескольку дней кряду, почти без сна.
Наконец ему улыбнулось счастье, одну за другой Парацельсу удалось издать четыре книги. Но затем неожиданно последовало решение городского магистрата о запрещении дальнейшего печатания его произведений. Причиной тому было требование профессоров и докторов медицинского факультета Лейпцигского университета, возмутившихся сочинениями Парацельса. Они не могли принять новшеств Парацельса, ибо находились во власти сложившихся представлений, которые воспринимались как истина. И тогда в отчаянии он бросил все и покинул Нюрнберг, направившись в Инсбрук, надеясь заняться, наконец, постоянной врачебной практикой, по которой изрядно истосковался. Но бургомистр не поверил, что появившийся в Инсбруке человек в оборванном платье и с грубыми, как у простого мужика, руками — врач и велел самозванцу покинуть город.
Случайно узнав, что в Штерцинге эпидемия чумы, Парацельс идет в этот город. Обходя дома больных, приготовляя свои лекарства, он настойчиво пытался понять, в чем причины этого страшного заболевания, как можно предотвратить эпидемии, какими средствами следует лечить больных.
Но когда кончилась эпидемия, Парацельс оказался не нужен и в Штерцинге. Он вынужден был опять бродить по дорогам, меняя город за городом, надеясь, что в каком-нибудь из них городские власти все-таки удостоят его вниманием. Но даже там, где власти были бы и не прочь пригласить Парацельса, решительно возражало католическое духовенство да и протестанты всегда считали Парацельса нежелательным лицом.
Подобно алхимикам, Парацельс исходил из представления, что все вещества состоят из элементов, способных соединяться друг с другом. При разложении веществ элементы разъединяются, но в отличие от алхимиков, Парацельс подчеркнул вещественный характер трех начал «серы» — начала горючести, «ртути» — начала летучести, «соли» — начала огнепостоянства. Считая, что каждый из четырех элементов Аристотеля должен состоять из этих начал, Парацельс писал «Каждый элемент состоит из трех начал — ртути, серы и соли».
Существенно новым в учении Парацельса было то, что он таким же образом рассматривал состав всех тел, включая и человеческий организм. Человек, считал Парацельс, образован духом, душой и телом. Нарушение взаимного равновесия главных элементов ведет к болезни. Если в организме избыток серы, то человек заболевает лихорадкой или чумой. При избытке ртути наступает паралич, а слишком большое обилие солеи вызывает расстройство желудка и водянку. Задача врача — выяснить отношение между основными элементами в теле больного и восстановить их равновесие. Следовательно, это нарушенное равновесие можно восстановить при помощи определенных химических препаратов. Поэтому первоочередной задачей химии Парацельс считал поиск веществ, которые могли быть использованы как лекарственные средства. С этой целью он проверял действие на людей различных соединений меди, свинца, ртути, сурьмы, мышьяка. Особую славу приобрел Парацельс, весьма успешно применяя ртутные препараты для лечения широко распространенного в то время сифилиса.
Парацельс много занимался химическими опытами. Он составлял лекарства, экспериментировал и диктовал результаты секретарю, который записывал их и переводил на латынь. Многие из его мыслей были перевраны при переводе, а потом еще раз испорчены врагами.
Парацельса обвиняли в том, что «он превратил живые тела в химические лаборатории, где различные органы, подобно перегонным кубам, печам, ретортам, реактивам, растворяют, мацерируют (размачивают — Прим. авт.), возгоняют питательные вещества».
Сегодня бы сказали, что Парацельс моделировал интересующие его процессы. Его химическая модель жизнедеятельности организма была грубой, но материалистической и прогрессивной для своей эпохи. Итак, после выхода книги положение доктора Парацельса счастливо переменилось. Его принимают в лучших домах, к нему обращаются знатные вельможи. Он лечит маршала королевства Богемии Иоганна фон Лейпника. В Вене его удостаивает вниманием сам король Фердинанд.
Получивший признание вечный скиталец использовал это для того, чтобы наверстать упущенное. Опять дни и ночи просиживает он за столом, записывая свои мысли, стремясь успеть поведать людям о том, что узнал за свою жизнь, поделиться с ними своим опытом. Он верит, что выработанные им приемы лечения некоторых заболеваний, впервые введенные в лечебную практику лекарства, методика хирургических операций, которую он разработал, окажут немалую помощь медикам. Он словно чувствовал, что жизнь его клонится к закату Годы скитаний, напряженнейшего труда, постоянной борьбы с недругами подорвали его организм.
Предсказание Парацельса о России
Про возрождение России [en] и занятия ею мировой арены в качестве лидера всех стран на планете Земля [en] Парацельс предсказал: «Есть один народ, который Геродот называл гипербореями — прародителями всех народов и всех земных цивилизаций — ариями, что означает «благородные». Нынешнее название исконной земли этого древнего народа — Московия. Гипербореи в своей бурной будущей истории познают много — и страшный упадок с великим множеством всевозможных бедствий и мощный великий расцвет с великим множеством всевозможных благ, который наступит уже в начале 21-го века, то есть ещё до 2040 года».
Знаменитые цитаты Парацельса
Гномы — Парацельс впервые ввел этот термин
Гномы Парацельса представляли собой подземных жителей. Существует версия, что это понятие появилось в результате неправильного перевода словосочетания «подземный житель» с греческого языка. Парацельс описывал гномов как человекоподобных жителей подземелий. Если верить его трактатам, гномы представляют собой элементалей земли.
Парацельс писал, что гном имеет рост в две пяди, что равняется сорока сантиметрам. Эти существа не слишком любят [en] контактировать с представителями человеческой расы. Поскольку они являются элементалями стихии Земли, гномы могут передвигаться внутри земли так же свободно, как человек делает это по ее поверхности.
В XVIII веке, уже после смерти Парацельса, гномы появились в художественной литературе Европы. Как сказочный персонаж, гномы популярны и в наше время. В наше время высказывается версия о том, что исследователь алхимии и магии называл гномами пигмеев.
Достижения Парацельса
Достижениями Парацельса считаются: объяснение причины силикоза, изобретение прототипа вакцины от чумы. Он стоял у истоков фармакологии, разработал принцип подобия, на котором основана современная гомеопатия.
Парацельс резко выступал против схоластической медицины, противопоставляя ей наблюдение и опыт. Он отвергал учение древних о четырёх соках человеческого тела и считал, что все процессы, происходящие в организме, — химические процессы.
Также врач изучал лечебное действие различных химических элементов и соединений. Сблизив химию с медициной, Парацельс явился одним из основателей ятрохимии. Он выделял лекарства из растений и применял их в виде экстрактов и эликсиров; развил новое для того времени представление о дозировке лекарств, использовал минеральные источники для лечебных целей.
Он создал учение об «архее» — высшем духовном принципе, якобы регулирующем жизнедеятельность организма. Свои медицинские взгляды Парацельс описал в трактатах «Парамирум», «Парагранумом», «Лабиринт заблуждающихся медиков». На счету ученого и философские работы «Потаенная философия», «Великая астрономия», «Книга о нимфах, сильфах, пигмеях, саламандрах, гигантах и прочих духах».
Понравилась статья? Лайкайте, комментируйте, делитесь с друзьями! Получите +1 к Карме 🙂 |
Найти ещё что-нибудь интересное:
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.