параджанов парк патриот биография
Патриотические разборки с финалом в Москве. Итоги расследования
Влетев на полном ходу в некрасивую историю с поисковым объединением «Дон», мы, принеся извинения, обещали провести расследование этой истории. И провели. И вот результаты этого копания, собственно, и представляем на суд общественности.
Конечно, когда весьма уважаемое издание так получает по носу, это неприятно. И честно признаюсь, через неделю я уже пожалел, что обещал устроить это расследование. Такого объема весьма отвратно пахнущей информации никогда еще не приходилось переваривать. Но — точки расставлены, «герои» выявлены.
К моему величайшему удивлению, местечковые вроде бы «разборки» как-то быстро перешли в Москву. И в них обнаружились не только местные, но и представители парка «Патриот». Но обо всем по порядку.
Для начала стоит разъяснить некоторые аспекты работы поисковых отрядов. Здесь, если можно так выразиться, существуют несколько направлений работы.
Другое дело — более «толстая» техника. Танки, САУ, артиллерия, автомобили. Как показала практика подъема из Дона в прошлом году Т-34, 70 лет в воде танку нипочем. И на выходе — или объект для реставрации, или фактически готовый музейный экспонат или памятник.
И на поиск и подъем именно такой техники выделяются немалые средства.
Поисковому объединению «Дон» из Воронежской области крайне не повезло. В конце прошлого года они обнаружили переправу, в районе которой на дне реки лежат в том числе, три танка. Наш Т-34, немецкий Т-3 и американский М3 «Стюарт».
Скажете, что ту плохого? А здесь плохо все.
День сегодняшний принес некоторые изменения в поиск и подъем техники. Раньше этим делом занимались все, у кого есть возможность, потом все полномочия передали парку «Патриот».
Дела в парке пошли несколько не так, как хотелось бы Минобороны, что выразилось в тихом увольнении директора парка. И запрещении парку заниматься этими делами. С прекращением финансирования, естественно. Это произошло буквально на днях.
Взамен Министерство обороны создало экспедиционный корпус по поиску и возвращению исторических ценностей. Корпус должен в тесном взаимодействии с поисковиками находить, поднимать и распределять по музеям найденные исторические экспонаты.
Аплодисменты, великолепное решение вопроса.
Не буду здесь затрагивать некоторые кадровые перестановки в системе парка «Патриот», только пожелаю новому руководителю этого направления Андрею Петровичу Калембергу успехов в совместной работе с Корпусом.
К «Патриоту» было много претензий по поводу того, что там происходило с музейным фондом. Теперь это будет просто музей, без права поиска, поднятия и реставрации.
А поднимать, и, что самое главное, распределять, будет Экспедиционный корпус Министерства обороны.
Но в октябре 2016 года все было по-старому. И здесь мы выводим на сцену нашего основного героя.
В предыдущем материале я без особых подробностей уже ссылался на него. Некто Виталий Латырцев, основатель почившего клуба подводных изысканий «Риф», силами которого была поднята со дна водоемов не одна единица военной техники.
Поднимались самолеты, танки и другая техника.
Но в 1994 году клуб прекратил свое существование как общественная организация, перерегистрировался в ЗАО «Предприятие подводно-технических работ «Петр» и начал практические подводно-технические работы на промышленных объектах с основной специализацией в сфере обслуживания подводных переходов магистрального трубопроводного транспорта.
Однако поисковую деятельность Латырцев не прекращал. Для себя, для души. За что ему спасибо.
Так как ЗАО «Петр» не имело право осуществлять деятельность по поиску и подъему, то вполне естественно, Латырцев сотоварищи вступили в ВРОО «Дон».
Видимо, дела на фронте обслуживания трубопроводов перестали приносить такой доход, поэтому господин Латырцев начал проявлять больший интерес к поисковой работе.
Вылилось это все в абсолютно незаконное проникновение под эгидой «Дона» на территорию Воронежского заповедника и последовавшее за этим закономерное выдворение прочь сотрудниками заповедника. Был скандал местного уровня. После него пути «Дона» и Латырцева начали медленно, но уверенно расходиться.
Узнав от сотрудников «Дона» о находке, Латырцев организовал собственный выезд на место, «нашел» эти танки, отснял видеоматериал и отправил в парк «Патриот».
Дескать, я нашел танки, давайте я вам их подниму, и все будет красиво при условии нормальной оплаты.
Естественно, в «Патриоте» согласились. Почему нет? Но речь шла о подъеме ДВУХ танков. Немецкого и американского. Т-34 «Патриот» уже не интересовал.
Однако существовала проблема в лице поисковиков «Дона», которые к тому времени не сидели на месте, а в свою очередь представили документы и отчеты в Министерство обороны. И подъем был назначен на весеннюю вахту в апреле-мае 2017 года.
Возникла не очень красивая ситуация. «Дон» имел на руках все документы, согласования с местными властями, разрешение от Минобороны, и так далее. Но поднимать самостоятельно не мог, так как основная работа отряда — поиск и захоронение останков бойцов. Да и не планировал. Рисовалось совместное мероприятие «Дона» и Минобороны. «Дон» нашел, показал, организовал, представители Минобороны подняли и приняли решение, куда какой танк отправить.
Кто-то явно «пролетал мимо кассы». Однозначно ЗАО «Петр», которое не имело вообще никаких прав и разрешений на поисковые работы. Но они были на тот момент у «Патриота».
И господин Латырцев, очевидно, с помощью своих друзей из руководства парка, провернул дело по дискредитации «Дона».
Директор краеведческого музея, Елена Вычерова, которая инициировала расторжение договора, сделала это настолько коряво, что привлекла внимание СМИ, которые хорошенько вывернули это дело.
Не хочу выражать сомнения в компетентности членов комиссии в вопросах археологии, но. Могло быть хуже, могли и уборщицу включить.
Всплыли откровенно притянутые не знаю за что «доказательства» и «экспертизы», причем доказательства не выдерживают никакой критики. Основной претензией стало то, что поданные документы не были оформлены руководителем «Дона» Михаилом Сегодиным по «Форме А», утвержденной в сборнике «Методические рекомендации по военной археологии» (Петров В.Н., Шкапа В.А.).
Это фрагмент договора между музеем и отрядом «Дон».
А это книга, на которую ссылаются в договоре. Я ее просмотрел.
Самое интересное и забавное, что в этом сборнике нет никакой «Формы А». И быть не могло. Сборник был издан в 2009 году, а форма «А» была придумана… Михаилом Сегодиным несколько позже!
О чем есть письменное подтверждение одного из авторов сборника, В. Н. Петрова, который был абсолютно не в курсе того, что в его книге есть в приложении форма, разработанная воронежским поисковиком.
И все остальные домогательства примерно на том же уровне.
«Экспертное заключение», которое составил А. В. Корецкий из краснодарского образования «Щит и меч», тоже не выдерживает никакой критики, поскольку ни один из «экспертов» данного поисково-православного объединения даже на 100 километров не приближался к местам проведения раскопок и захоронений. А заключение слепили прямо в Краснодаре, просто перепечатав на своем бланке то, что прислала им Вычерова.
Ну и действия ФАС тоже вызывают столько удивления, что ряд должностных лиц отстранен от работы, проводится расследование (очередное в воронежском отделении этой организации) и, как говорят, не за горами очередная пачка увольнений.
Когда разразился скандал, и местные и федеральные СМИ начали терзать всех причастных, реакция была забавной. Вычерова закрылась дома, в музее говорили, что она уехала в командировку на Урал, канал ТНТ вообще не смог попасть в музей в рабочее время, все двери были закрыты. Господин Корецкий тоже срочно укатил в Санкт-Петербург, в ФАС тоже никого не пустили.
А что же наш главный герой, господин Латырцев?
А он тоже на месте не сидел. И оказался в Москве. В парке «Патриот» и в Министерстве обороны. Где с радостью всем объявил, что «Дон» признан неблагонадежной организацией, внесен в «черный список» и он со своими людьми готов оказать всяческую помощь в подъеме танков. Как нашедший эти танки.
Но к этому моменту ситуация несколько изменилась, и парк «Патриот» от поиска и подъема был отстранен. А Минобороны в целом и экспедиционный корпус в частности не горят желанием сотрудничать с ЗАО «Петр», у которой в составе 5 аквалангистов, 1 мотопомпа и 2 внедорожника. Благо, своих сил хватает.
И Латырцев остался не при делах. Поднимать танки будет своими силами Экспедиционный корпус Министерства обороны при участии поисковиков отряда «Дон». Сразу подчеркну, что никаких денежных преференций «Дону» не светит, именно потому, что поднимать будут не они.
Вот в такую историю оказалось замешано «Военное обозрение». Немного желания подзаработать, немного личной подлости, немного админресурса. И в результате дело было почти сделано: ВРОО ИППО «Дон» в «черном списке», денег по договорам не выплачено, по репутации прошлись.
Однако не все так печально. Исковые заявления в суд на действия ФАС и краеведческого музея уже поданы, и нет особых сомнений, что они будут рассмотрены не в пользу «Дона». Во всяком случае, уже все власти города и области в курсе (благодаря работе СМИ), что происходит какой-то бардак. И дела судебные тоже будут под нашим неусыпным контролем.
Как оказалось, было огромной глупостью втравить нас в это дело. Слишком большая аудитория, слишком большой резонанс.
Что же касается дальнейшей работы «Дона», то, как и в прошлом году, мы будем ее освещать. Особенно подъем этих танков.
А к деяниям господина Латырцева, возможно, мы вернемся в самое ближайшее время. Буквально через неделю поисковики «Дона» будут поднимать из болота бомбардировщик Пе-2. С которым Латырцев уже «работал». Мы тоже будем присутствовать, потому что самолет уже тоже один раз «поднимали», летчиков опознали и похоронили.
Искренне надеемся, что это действительно так, а не как в случае с ЛаГГ-3.
Так что в этой некрасивой истории просто перерыв. Возможно, будет продолжение. А поисковая работа в пределах нашего радиуса действия будет получать достойное освещение и в дальнейшем.
«Сергей Иосифович Параджанов родился в Тбилиси 9 января 1924 года в армянской семье Иосифа Параджанова и Сиран Бежановой (настоящие имя и фамилия режиссера — Саркис Ховсепи Праджанян). В 1942—1945 годах он учился на строительном факультете Тбилисского института инженеров железнодорожного транспорта, потом на вокальном отделении Тбилисской консерватории» и «в это же время брал уроки танца при Тбилисском оперном театре имени Палиашвили.»
«В середине 50-х, будучи в Киеве, Параджанов женился на украинке, два года прожившей в Канаде, — Светлане Щербатюк. Элегантная, красивая, она вполне могла быть фотомоделью. У них родился сын, которого назвали Суре-ном. Белокурый, как и его мать, мальчик внешне мало что взял от своего отца, который его обожал. Но жить в семье с Параджановым было сложно. Он был человеком непредсказуемым, странным, и многие его причуды воспринимались людьми как безумие. Соседи Параджанова по Тбилиси, когда он чудил, обычно говорили: «Сумасшедший на свободе». Свою жену Параджанов заставлял принимать участие в его мистификациях и причудах. Он настаивал, чтобы она чистила яблоки каким-то необыкновенным образом, ставила чашку на стол не так, а эдак, котлеты укладывала на блюдо особенным образом.
Судя по всему, Светлана Щербатюк так и не сумела приспособиться к причудам своего мужа и в 1961 году, взяв с собой сына, покинула его дом.»
«На момент развода Параджанов успел снять в Киеве два фильма: «Первый парень» (1959) и «Украинская рапсодия» (1961).
Третий фильм Параджанова вышел на широкий экран в 1962 году. Он назывался «Цветок на камне».
«Цветок на камне» вызвал серьезные нарекания со стороны руководителей украинского кинематографа, и его прокат был ограниченным — отпечатали всего лишь 158 копий фильма. Его посмотрели всегр 5.миллионов зрителей.»
«О первом аресте (Сергея Параджанова zoiya_) обмолвилась на допросе бывшая жена режиссера Светлана Щербатюк. Она припомнила, как Параджанов рассказывал, что был судим в Тбилиси. Но за какие провинности? Этого жена не знала. Поскольку Параджанов отличался буйной фантазией, она вообще не отнеслась к его словам серьезно.
А вот следователи серьезно отнеслись.
Подробности выяснились быстро. Режиссер понимал, что запираться бесполезно. Государственной организации достаточно поднять архивы.
В середине сороковых годов Параджанов стал студентом Тбилисской консерватории. Протежировал ему в поступлении майор КГБ Николай Микава.
Дальше дадим слово самому режиссеру.
«После того как я устроился в консерваторию, Микава в кабинете у себя поцеловал меня. Примерно через неделю после этого я случайно встретил Микава на улице, и он попросил меня зайти к нему. В тот же день, часов в десять вечера, я зашел к нему в партком. Я имел с ним половой акт, причем совершил я его по просьбе Микава»
Микава чем-то кому-то не угодил и загремел на скамью подсудимых. Вместе с ним на скамью сели сексуальные партнеры, в количестве 7 штук. В том числе, Параджанов.
8 сентября 1948 года Микаву приговорили к 8 годам заключения. Остальные получили по пять лет каждый.
К этому времени Параджанов уже покинул Тбилиси, учился во ВГИКе и старался забыть Микаву, как страшный сон. Представляете его шок?
В тот раз, однако, будущему режиссеру повезло. Сперва по амнистии пятилетний срок ему «споловинили», а потом Параджанов подал кассацию, и ее удовлетворили. Решили не ломать парню жизнь. Уже в начале декабря 1948 он оказался на свободе.
И все бы ничего… Вот только Микава разбудил в парне сексуального демона. До него Параджанов не подозревал о своих наклонностях. А после безуспешно пытался с ними бороться, корежа психику.
Вот что он говорил следователям:
«Я прекрасно понимал и понимаю неправильность и гнусность своего поведения при достижении удовлетворения своей половой страсти в сношениях с мужчинами. Как мог, я боролся с этим ненормальным чувством, женился.
» Что ж, как там в Библии, про соблазнение малых сих?
Самое страшное, когда первоисточником зла становитесь вы.
Как Николай Микава…»,- справедливо замечает блогер ygashae_zvezdu.
«В 1952 году Сергей Параджанов окончил режиссерский факультет ВГИКа. Работал в основном в Киеве, на студии им. Довженко, хотя время от времени также трудился в Тбилиси и Ереване. Дебютом режиссера в кино стал фильм «Андриеш», затем, помимо нескольких художественных картин, он снял ряд документальных и научно-популярных картин: «Наталия Ужвий», «Думка», «Золотые руки».
» В 1964 году по мотивам произведений М. Коцюбинского Сергей Параджанов поставил фильм «Тени забытых предков» о жизни гуцула Ивана. «
«Обращение Параджанова к теме молдавского фольклора было не случайным, это перекликалось с его личной судьбой. Дело в том, что во время учебы во ВГИКе Сергей влюбился в Нигяр, девушку-татарку, которая была родом из Молдавии. Их знакомство произошло случайно. Зайдя в ЦУМ, Сергей в парфюмерном отделе вдруг увидел девушку, которая произвела на него сильное впечатление. Чуть ли не в тот же день Сергей пригласил ее на свидание. Их роман длился несколько месяцев и закончился браком. Однако их счастье длилось недолго. Нигяр происходила из патриархальной семьи, в которой царили весьма суровые нравы. Когда в Москву приехали братья девушки и узнали, что она без ведома родственников вышла замуж, они потребовали у Параджанова крупный выкуп. У студента Параджанова таких денег не было, но он пообещал достать их, надеясь на помощь отца. В тот же день Иосифу Параджанову в Тбилиси полетело письмо, в котором сын буквально умолял дать ему требуемую сумму, обещая со временем обязательно ее вернуть. Но Иосиф был слишком обижен на сына за то, что тот изменил семейной традиции, не пошел по его профессиональным стопам, и в просьбе отказал. Финал этой истории был трагичен: родственники потребовали от девушки, чтобы она бросила нищего мужа и вернулась с ними на родину. Но та отказалась. И тогда родственники поступили с ней согласно своим патриархальным нравам — сбросили ее под электричку.»
«На многих международных кинофестивалях фильм за два года проката удостоился 28 премий, наград и дипломов (например, премия Британской киноакадемии в 1966 году).»
«Между тем в 1966 году Параджанов приступает к новой работе — по собственному сценарию он снимает фильм «Киевские фрески», посвященный событиям Великой Отечественной войны. Стоит отметить, что руководители украинского отделения Госкино отнеслись к желанию Параджанова снять фильм о войне с большой настороженностью. Они прекрасно понимали, что художник времен «Первого парня» и «Украинской рапсодии» в Параджанове навсегда умер и на свет родилось нечто новое и совершенно для них непонятное. И такой Параджанов им уже был не нужен. В итоге после первых проб «Киевских фресок» чиновники обвинили режиссера в химерном и мистически-субъективном отношении к событиям Великой Отечественной войны и дальнейшие съемки запретили.»
«Именно тогда Параджанов окончательно осознал, что в Киеве ему работать больше не дадут. И он переехал в Ереван, где на студии «Армен-фильм» ему пообещали создать все условия для работы. Там он снимает документальную одночас-тевку «Акоп Овнатанян», а в 1968 году приступает к съемкам художественного фильма «Цвет граната» («Саят-Нова»). «
«Фильм Параджанова был весьма скептически воспринят руководителями Госкино. Они не поняли новаторских идей режиссера, однако вслух в этом не признались. Они скрыли свое непонимание под расхожей формулировкой «народу такое кино не нужно». И фильм почти четыре года лежал на полке. И только в 1973 году его выпустили в прокат, однако Параджанов к этому уже не имел никакого отношения. Он отказался монтировать картину, и за него это сделал другой режиссер — Сергей Юткевич. Таким образом, на сегодняшний день существуют две версии фильма: авторский, который почти никто не видел и который находится в запасниках «Арменфильма», и фильм Юткевича, который вышел в прокат. Однако и этот вариант чиновники побоялись выпускать широко и отпечатали всего лишь 143 копии. Его посмотрели чуть больше миллиона зрителей.»
««Цвет граната» продержался в прокате всего лишь несколько месяцев, после чего был снят. Повод был серьезный — в декабре 1973 года Параджанова арестовали. За что? Ему инкриминировали гомосексуализм. «
«Главный период творчества Сергея Параджанова связан с киевской киностудией художественных фильмов имени А. Довженко.
Увы, многим людям мастер запомнился не только своим искусством, но и скандальным судебным процессом 1974 года (хотя суд и был закрытым, но шила в мешке не утаишь). Судили режиссера по «позорной» 122-й статье УК УССР — за мужеложство.
Цитирование и краткий пересказ настоящих документов, имеющих в уголовном деле №21-258.
«Начальнику милиции уголовного розыска от Петриченко Семена Петровича, проживающего.
Товарищ начальник! Мой гражданский долг заставляет меня обратиться к вам по поводу развратника и педераста Параджанова Сергея. Он на протяжении многих лет занимается развратом несовершеннолетних и молодых юношей и мужчин. Свой дом он превратил в притон разврата. Прошу Вас положить конец этим развратным действиям.
С уважением (подпись).
Заявление было зарегистрировано в милиции 9.12.73. Виза: «Тов. Артеменко, проверить, при подтверждении возбудить дело».
Инспектор столичного угрозыска младший лейтенант Артеменко дело откладывать не стал. Вот докладная:
«Замначальнику УУР УВД Киева.
Докладываю, что при проверке заявления гр. Петриченко Семена Петровича заявителя установить не представилось возможным. Однако факты, изложенные в заявлении, подтвердились. Установлено, что Параджанов С.И., проживающий. на протяжении длительного времени занимался гомосексуализмом. Используя славу кинорежиссера, Параджанов склонял к совершению актов мужеложства многих мужчин. На основании изложенного прошу Вашего разрешения возбудить уголовное дело в отношении Параджанова С.И.
Инспектор УУР Артеменко.
Нашли и допросили также 21-летнего Феликса Десятника, еще одного знакомого Параджанова. «Сегодня (13 декабря 1973 г. — Авт.) после долгого перерыва опять я пришел к нему». И не устоял перед обещаниям сняться в картине Параджанова (а раньше, мол, тот не раз уговаривал предаться гомосексуальным забавам, но Десятник отказывался). «. И позволил ему совершить с собой акт мужеложства, о чем сожалею».
Тогда же, 13 декабря, написал заявление и научный сотрудник одного из НИИ Михаил Сенин (которому, как оказалось, уготована скорая трагическая судьба, очевидно, из-за этого дела).
«Я познакомился на квартире Параджанова с Владимиром Кондратьевым. Вскоре после знакомства мы встретились у меня дома и между нами имел место акт мужеложства. Мне известно со слов Кондратьева, что акты мужеложства он совершал с Параджановым» (Кондратьев позже и сам это подтвердил. — Авт.). Признался в совершении актов мужеложства с Параджановым и некий Иван Писковой, а также львовянин-студент Валентин Паращук. Когда он стал студентом, выяснилось, что ему негде в Киеве жить. Параджанов предложил свою квартиру, Паращук согласился и они стали там жить вдвоем, с сентября 1973 года. Но, дескать, Валентин отказывал режиссеру в интиме, пока тот не выставил его за дверь. Паращук запросился обратно и Параджанов якобы поставил условие — оказываешь интимные услуги, тогда живешь у меня. Иначе – вон! «И тогда я, вопреки своей совести, вынужден был согласиться».
17 декабря, в день возвращения Параджанова из Москвы. На другой день он был допрошен в милиции. Цитируем:
Пошли очные ставки, на которых «жертвы» режиссера говорили слово в слово, как и на допросах, то есть обвиняли его в мужеложстве. А Параджанов утверждал, что все было лишь «между ног», что законом не карается.
20 декабря Параджанова арестовали. Дескать, режиссер под видом подыскания актеров для своих фильмов знакомился с мужчинами, приводил их домой и вступал в половые отношения. В тот же день был обыск на квартире Параджанова — безрезультатный. Ничего предосудительного не нашли и не изъяли.
21 декабря Параджанов был допрошен, как обвиняемый. Там есть такой момент: «Я встал на путь такого неестественного удовлетворения своей половой страсти после развода со своей женой, когда стал жить один. В 1964 году я болел венерической болезнью и лечился в Октябрьской больнице в Киеве. Я тяжело переживал заболевание сифилисом. «
В конце декабря — новый допрос Валентина Паращука. Он вспомнил о знакомстве Параджанова и Владимира Высоцкого в Москве.
«При мне к Параджанову приходил в гости Высоцкий. Сам Высоцкий не выпил и капли спиртного, а Параджанов, как никогда, напился до скотского состояния. Утром, придя в себя, Параджанов сказал мне, что я не настоящий мужчина, так как имел возможность употребить его в задний проход и не воспользовался такой возможностью».
Была допрошена и экс-жена Параджанова Светлана Щербатюк. Они развелись в 1962 году (а поженились в 1955-м). Она охарактеризовала бывшего мужа, как деспотичного и неуравновешенного человека. Дескать, очень ревнив, хотя ее не бил. Был щедрым к друзьям до расточительства, что ей не нравилось. Светлана припомнила: Параджанов ей когда-то рассказывал, что ранее был уже судим в Тбилиси, но когда именно, она не помнит, а за что и какой получил срок — не знает. О его гомосексуальных наклонностях она не подозревала, их супружеская интимная жизнь протекала нормально.»
«Параджанову «впаяли» пять лет и отправили сначала в одну из зон под Ворошиловградом, затем под Винницей. Однако права переписки его не лишили. И он писал из колонии своим родным, друзьям, знакомым. Приведу два отрывка из его писем 14-летнему племяннику (сыну его сестры Анны) Георгию Хачатурову, датированные 1974 годом:
«В Тбилиси жара, а тут уже дожди! Сыро. Кожа на ногах в плесени и волдырях. В лагере полторы тысячи человек, у всех не менее трех судимостей. Меня окружают кровавые судьбы, многие потеряли человеческий облик. Меня бросили к ним сознательно, чтобы они меня уничтожили. Блатного языка я не знаю, чифирь не пью, наколок нет. Они меня презирали, думали — я подсадная утка, изучаю жизнь зоны, чтобы снять фильм. Но, слава богу, поверили. Многие исповедуются.
Работаю уборщиком в цехе. Недавно кто-то специально залил водой цех. Всю ночь, стоя в ледяной воде, ведрами выгребал воду. Харкаю кровью. Неужели это мой конец? Я скучаю по свободе. Где я — это страшно!
Пиши подробнее. Каждое письмо, которое я получаю, это кислородная подушка для меня.
Береги жизнь, родителей и честь. Не делай глупостей. Все наказуемо. »
По словам очевидцев, первое время в неволе Параджанов был раздавлен, сломлен и унижен-. Над ним издевались все:-и начальство колонии, и некоторые из заключенных. Вдобавок ко всему у Параджанова было плохо со здоровьем: болело сердце, мучил диабет. В колонии ему сделали операцию на легком. Но, даже пребывая в этих нечеловеческих условиях, Параджанов оставался верен себе. Невзирая на насмешки других заключенных, он собирал на тюремном дворе выброшенные кем-то цветы, делал из них гербарии и отсылал в письмах друзьям. Однажды он подобрал крышку от кефира и гвоздем выдавил на ней портретик Пушкина. Зэки, обнаружив у него этот «медальон», похабно пошутили на этот счет, но вещицу не отобрали. Спустя десятилетие этот «медальон» попал к режиссеру Федерико Феллини, и он отлил из него серебряную медаль, которой с тех пор награждают лучший фильм на фестивале в Римини.»
26 декабря Параджанов был опять допрошен в СИЗО. Тема — судимость в Тбилиси. Оказалось, что он и впрямь был там судим Военным трибуналом в сентябре 1948-го. Привлекались Параджанов и другие в связи с уголовным делом за мужеложство в отношении майора КГБ Николая Микава.
Рассказывает сам Параджанов, в середине 40-х поступивший в тбилисскую консерваторию с помощью Микавы: «После того как я устроился в консерваторию, Микава в кабинете у себя поцеловал меня. Примерно через неделю после этого я случайно встретил Микава на улице и он попросил меня зайти к нему. В тот же день, часов в десять вечера, я зашел к нему в партком. Я имел с ним половой акт, причем совершил я его по просьбе Микава. Это был первый и последний раз. (в суде фигурировало больше. — Авт.). Это относится к декабрю 1944 года».
8 октября 1948 года в закрытом судебном заседании Военным трибуналом Войск МВД ГССР Микава был приговорен к 8 годам заключения, Параджанов и другие (всего 7 человек) — к 5 годам каждый. Но Параджанову, в соответствии с Указом Президиума ВС СССР от 7 июля 1945 года об амнистии, срок сразу был сокращен вполовину. По касационной жалобе в ноябре Военная коллегия Верховного суда СССР пересмотрела этот приговор и в итоге от отбытия наказания будущий режиссер (он в это время был студентом ВГИКа) был освобожден. В начале декабря 1948-го Параджанов был освобожден из тбилисской тюрьмы.
«Выйдя на волю, Параджанов долгое время сидел без работы. В кинематограф его не звали, хотя за годы своего бездействия он написал несколько сценариев (всего с 1968 по 1982 год— 17). Однако ни один из них так и не был востребован.
Изредка Параджанов ездил в Киев навещать своего взрослого сына Сурена (тот учился на строительном факультете архитектурного института).»
«Прошло всего несколько лет после освобождения, а Параджанов вновь начал шокировать публику своими смелыми речами. В 1980 году он дал интервью французской газете «Монд», текст интервью гласил:
» Вернуться в Киев режиссеру не позволили, и он уехал в Тбилиси (киевскую квартиру у него забрали). «
Зная характер Параджанова, его друзья понимали, что рано или поздно что-то обязательно должно произойти. Либо ему наконец дадут работу, либо он сотворит что-то из ряда вон выходящее. Подтвердилось последнее.
В октябре 1981 года Параджанов оказался в Москве у своих знакомых. Несмотря на то что те обставили приезд Параджанова всеми необходимыми мерами предосторожности, старались держать его в секрете, это не помогло. Вскоре о том, что Параджанов гостит в столице, стало известно многим, в том числе главному режиссеру Театра на Таганке Юрию Любимову. И он пригласил Параджанова к себе в театр, на генеральный прогон спектакля «Владимир Высоцкий». Так как с покойным поэтом и артистом Параджанова при его жизни связывали дружеские отношения, отказаться от этого приглашения он посчитал неэтичным.
На этом прогоне присутствовали многие деятели литературы и искусства, а также представители Министерства культуры и органов КГБ. Когда спектакль закончился, началось его бурное обсуждение, в которое свою лепту внес и Параджанов. Выйдя на сцену, он весьма толково разобрал все сильные и слабые стороны постановки, дал режиссеру несколько дельных советов. Однако в конце выступления не сдержался. «Юрий Петрович,—обратился он к Любимову, — вы сильно не расстраивайтесь. Если вас за этот спектакль выгонят с работы, то вы не пропадете. К примеру, я уже несколько лет сижу без работы и — ничего. Живу, как видите. Правда, мне помогает сам папа римский, который посылает мне алмазы, а я их продаю. »
После этих слов в зале возникло оживление, которое вдохновило Параджанова на еще более смелые заявления. Короче, он разошелся не на шутку и принялся костерить на чем свет стоит советскую власть, называя ее фашистской. Мол, лучшие люди отечества гниют в тюрьмах и лагерях, а «пыжиковые шапки с Лубянки» никак не могут успокоиться — даже сюда, в театр, заявились. Естественно, что после такого выступления пребывание Параджанова на свободе вновь оказалось под вопросом.
Москва потребовала от Тбилиси «разобраться» с Параджановым. Грузинские власти отреагировали на это весьма оперативно. На режиссера вновь завели уголовное дело — теперь его обвиняли в даче взятки. Причем повод к этому обвинению он вновь дал сам. Его племянник Георгий не сумел сдать экзамены в театральный институт (в сочинении о Павке Корчагине допустил аж 63 грамматические ошибки), и Параджанову пришлось искать возможность пропихнуть родственника в вуз по другим каналам. В итоге он подарил председателю приемной комиссии фамильное кольцо с бриллиантом, и парня зачислили в институт. Но Параджанов допустил непростительную глупость: стал чуть ли не на всех углах склонять институтских мздоимцев. Естественно, вскоре об этом стало известно органам, и они проверили информацию. Так всплыло дело о взятке. А затем была проведена успешная операция по выведению Параджанова на чистую воду. Сначала милиционеры сняли показания с Георгия, а затем показали протокол этого допроса Параджанову. При этом следователь намекнул режиссеру, что может замять дело всего лишь за 500 рублей. Параджанов не почувствовал в этом предложении никакого подвоха и согласился заплатить отступного. 11 февраля 1982 года он запечатал деньги в конверт и отправился к аптеке возле Александровского сада, где у него была назначена встреча со следователем. Там его и арестовали. В тот же день в его доме был произведен обыск, во время которого милиционеры перевернули все вверх дном — искали мифические драгоценности. Правда, неизвестно какие: то ли отца Параджанова, то ли папы римского: Естественно, ничего они не нашли. Но суд над Параджановым состоялся. Он проходил в тбилисском Доме искусств через год после ареста Параджанова (все это время тот сидел в следственном изоляторе). Режиссеру дали пять лет тюрьмы, но условно. На смягчение приговора подействовало то, что за подсудимого заступились его Друзья, в частности поэтесса Белла Ахмадулина. Она была в хороших отношениях с руководителем Грузии Эдуардом Шеварднадзе и написала ему письмо с просьбой посодействовать смягчению наказания для Параджанова. Мол, второго срока в лагере он не переживет. И письмо возымело действие.
Рассказывает Д. Шевченко: «Грозный поначалу суд, получив новое указание из столицы, в одночасье изменил тон. Прокурор в перерыве между заседаниями подошел к Параджанову и на ухо сообщил, что срока не будет. «Только, пожалуйста, Сергей, не устраивайте публичного спектакля». Но тот не послушал.
Перед объявлением оправдательного приговора Параджанов вдруг потребовал слова и заявил, что милиционер, охраняющий его, разительно похож на Наполеона. «Ну-ка, сделай голову так, а теперь руки. Наполеон!» Судья обиделся. «Принесите килограмм лаврового листа, — потребовал Параджанов. — И белую простыню». — «Зачем?» — «Вы вылитый Нерон». По залу прошелся смешок. Покончив с Нероном и Наполеоном, этот обличитель «советского фашизма» вдруг заговорил о том, что он — настоящий ленинец и единственный режиссер, который может снять достойный фильм о вожде, великом мученике.
Затем началось несусветное. Слово взяла мать Гарика, Анна Параджанова, и потребовала объяснить ей, зачем у брата в комнате произвели обыск. Ведь он недавно освободился, приехал из лагеря в кирзе и бушлате, денег ни гроша. Пятьсот рублей, которые фигурировали в деле, дала ему она. «Он — нищий. У него даже белья собственного нет. Сережа носит фланелевые трусы покойной нашей матери Сиран. »
«Что ты несешь, — взорвался Параджанов, — ведь в зале женщина, за которой я ухаживаю. »
И лишь несколько близких людей, в том числе сидящая вся в слезах Софико Чиаурели, поняли, что с Параджановым неладно, что-то надломилось в Сергее.
Гарик не видел, как дядю освобождали в зале суда. Он убежал из города и вернулся, только когда Сергей немного успокоился.
— До конца дней Сергей не мог забыть мне моей подлости, — признался в разговоре со мной Георгий. — Попрекал, что посадил его в тюрьму. Со временем, конечно, он простил меня. Но часто, особенно когда мы ссорились, говорил: «Когда умру— не смей подходить к моему гробу. »
О «ДРАГОЦЕННОСТЯХ» ПАРАДЖАНОВА
Следствие вскоре от милиции перешло к следователю по особо важным делам при прокуроре УССР Евгению Макашову. При нем следствие всячески пыталось обвинить Параджанова еще и в спекуляции ценностями и валютой, но ничего из этого не вышло.
Макашов интересовался, на какие средства жил режиссер (подразумевая — не от спекуляции ли?). Параджанов отвечал, мол, только на законные. Например, за постановку фильма «Тени забытых предков» он получил 6 тысяч рублей (в те времена «Жигули» стоили 5,5 тысяч). Через год-полтора такую же сумму киевская студия Довженко выплатила ему за сценарий фильма «Киевские фрески». За сценарий и постановку фильма «Саят-Нова» армянская киностудия выплатила ему соответственно 6 и 3 тысячи рублей. Там же заплатили 2250 рублей, как соавтору фильма «Чудо в Оденсе». Сценарий «Интермеццо» был принят киевской студией, которая выплатила 4 тысячи рублей. Регулярной зарплаты он не получал, жил на эти гонорары.
Рассказывает художник по костюмам Лидия Байкова: «Разговоры об «исключительных» ценностях в распоряжении Параджанова базировались только на безудержных фантазиях. К примеру, все знакомые Параджанова десятки раз слышали о перстне, который ему якобы подарил сам католикос Армении. На самом же деле перстень этот появился у Сергея много лет тому назад, а сердцевину (бледно-голубой камень, окруженный мелкими алмазиками) он купил за 45 рублей у нашей общей знакомой. «.
Самое удивительное, что спустя каких-нибудь два года Параджанову разрешили вернуться в кинематограф. И произошло это в той же Грузии. Стоит отметить, что незадолго до этого Параджанов обратился к первому секретарю ЦК КП Армении Демирчяну с просьбой разрешить ему снять в Армении народный эпос «Давид Сасунский», но тот ему в просьбе отказал. Вот тогда руку помощи режиссеру протянули со студии «Грузия-фильм». В итоге вместе с известным актером Додо Абашидзе Параджанов снял свой третий шедевр — фильм «Легенда о Сурамской крепости».
«В 1984 году Сергей Параджанов поставил по грузинской народной легенде фильм «Легенда о Сурамской крепости», а в 1988 году вышла его последняя законченная картина — «Ашик-кериб», снятая по мотивам одноименной поэмы Михаила Лермонтова. Параджанов также писал сценарии и был художником нескольких спектаклей. В 1989 году Параджанов начал снимать автобиографический фильм «Исповедь» на «Арменфильме», но начатая работа была вскоре прервана из-за прогрессирующей болезни режиссера. По приглашению правительства Франции он прибыл для лечения в Париж. К несчастью, болезнь была уже неизлечима. 21 июля 1990 года Параджанов скончался в Ереване и был похоронен в Пантеоне столицы Армении, рядом с Арамом Хачатуряном, Вильямом Сарояном другими деятелями искусства.»
Опубликованный текст является дословной компиляцией из открытых источников.
Гениальный режиссер. Обожаю его творчество. Если бы не криминальные события в его жизни, он бы наснимал еще много фильмов и прожил бы гораздо дольше. ******* этот Микава. ( zoiya_