параджанов биография личная жизнь
Сергей Параджанов: биография, личная жизнь, фильмы
Жизнь этого уникального режиссера была всегда полна парадоксов. По происхождению Сергей Иосифович Параджанов был армянином, однако родился и детство провел в Грузии, а в тюрьму был отправлен из-за обвинения в украинском национализме. Итак, что же сделал Параджанов, чтобы попасть в тюрьму? И почему самые известные европейские режиссеры лично просили у властей СССР дать ему свободу?
Происхождение
Сергей Иосифович Параджанов появился на свет в январе 1924 года в Тбилиси. Он происходил из старинного рода армянских антикваров.
Сергей Параджанов: биография ранних лет и выбор профессии
Во время учебы в школе будущий режиссер получал весьма посредственные оценки, особенно по точным наукам. Единственные пятерки в его школьном аттестате были поставлены за природоведение и рисование. Несмотря на натянутые отношения с точными науками, после школы Параджанов поступил на строительный факультет Тбилисского института железнодорожного транспорта, но смог проучиться там лишь год. Параллельно Сергей Параджанов 2 года проработал художником-технологом на тбилисской фабрике «Советская игрушка». Обладая приятным от природы голосом, в 1942 году он перевелся на вокальное отделение Тбилисской консерватории, где учился на протяжении 3 лет.
Эти годы совпали с периодом Великой Отечественной войны. Не желая оставаться в стороне, Параджанов все это время выступал в военных госпиталям и в общей сложности дал около 600 концертов. Кстати, воспоминания об этих годах будут им использованы при работе над кинолентой «Украинская рапсодия».
Параджанов в Москве
После войны Сергей Параджанов отправился учиться в консерваторию г. Москвы. Здесь он обучался в классе Нины Дорлеак. Пребывая в Москве, стал задумываться о карьере режиссера молодой студент консерватории. Поэтому через год Параджанов поступил на режиссерский факультет ВГИКа, в мастерскую Игоря Савченко.
Этот педагог быстро рассмотрел талант своего ученика, поэтому в конце III курса пригласил его ассистировать ему при съемках картины «Третий удар». В следующем году Параджанов уже ассистировал Савченко в «Тарасе Шевченко». К несчастью, Игорь Андреевич внезапно скончался, не успев закончить картину, поэтому Параджанов вместе с сокурсниками завершил работу своего учителя.
В последние годы учебы педагогом начинающего режиссера стал Александр Довженко. Возможно, именно поэтому он и заинтересовал юношу украинской культурой и поспособствовал тому, что после ВГИКа Параджанов попал на Киевскую студию художественных фильмов.
Первые режиссерские работы
Первым проектом, снятым режиссером, была расширенная версия его дипломной работы – лента «Молдавская сказка». Через несколько лет на основе материала, собранного для нее, был снят детский кинофильм «Андриеш». В будущие годы работал над документальными и научно-популярными лентами Сергей Параджанов. Фильмы этого периода – «Наталия Ужвий», «Думка», «Золотые руки». В 1958 году режиссер выпускает комедию «Первый парень», а через несколько лет – военную мелодраму «Украинская рапсодия». В 1962 году совместно с Анатолием Слесаренко Параджанов снимает лирическую ленту о любви – «Цветок на камне».
Наиболее известные ленты режиссера: «Тени забытых предков» и «Цвет граната»
В 1964 году Параджанов пишет сценарий кинокартины «Тени забытых предков» на основе одноименного произведения Михаила Коцюбинского, чье творчество Параджанову очень нравилось. История любви гуцулов, снятая на украинском языке, была с восторгом принята в УССР и завоевала приз Всесоюзного кинофестиваля 1966 года. Однако в остальных советских республиках к ней отнеслись прохладно. Зато в Европе ленту встретили с восторгом. В 21 стране, где демонстрировалась эта картина, она завоевала 39 наград, 24 гран-при и 4 приза. Фактически этой работой Параджанов сделал себе мировое имя.
Проблемы с властями как раз совпали с приглашением Параджанова поработать на Ереванской киностудии. Поэтому он с радостью согласился и уехал в Армению. Здесь режиссер снимает свою вторую великую картину – «Цвет граната». Сергей Параджанов в этом проекте продолжает использовать народные мотивы (на этот раз армянские) и создавать красочное фантасмагорическое действие.
Новая работа гения рассказывает о судьбе поэта из Армении по имени Саят-Нова, в честь которого режиссер и хотел назвать проект. К сожалению, советская критика не оценила новаторский стиль Параджанова, точнее сказать, не поняла. Поэтому выход картины отложили почти на 4 года, по истечении которых заняться монтажом поручили другому режиссеру – Сергею Юткевичу. И хотя его работа не совсем соответствовала авторскому замыслу, армянские зрители с восторгом приняли ленту своего соотечественника.
Тюремное заключение режиссера
Несмотря на свое происхождение, с переездом в Киев Сергей Параджанов стал частью украинской культурной элиты. Когда со средины 60-х начались политические репрессии против многих ученых, поэтов, музыкантов и других деятелей культуры УССР, режиссер активно протестовал против этого и требовал честных и открытых судебных процессов. Также он боролся за свободу и честность подаваемой в прессе информации.
Из-за его активной позиции в 1966 году его сценарий ленты «Киевские фрески» был раскритикован, а самого режиссера готовились арестовать. Чтобы избежать этого, он оставил Украину и переехал в Армению. После того как шумиха улеглась, в 1971 году режиссер вернулся в Киев, но через 2 года был арестован. Ему инкриминировали гомосексуализм, изнасилование, спекуляцию и украинский национализм.
После ускоренного процесса режиссера осудили на 5 лет строгого режима. Гомосексуальная статья обвинения была равносильна смертному приговору на зоне. Однако Бог был милостив к Параджанову. По неизвестным причинам заключенные отнеслись к нему с уважением и не издевались над ним. Несмотря на голод, тяжелую работу и издевательство тюремного начальства, мужчина смог постепенно приспособиться. Тем более что некоторые из его «коллег» были такими же жертвами режима.
Участие Лили Брик в судьбе великого режиссера
Муза Маяковского заинтересовалась творчеством Параджанова, когда увидела его картину «Тени забытых предков». Во время следующего визита режиссера в Москву Лиля пригласила его к себе в гости. Это стало началом многолетней дружбы.
Узнав о заключении своего друга, Брик использовала все свое влияние, чтобы помочь ему. Она подняла шумиху в европейской прессе, и известнейшие режиссеры (Франсуа Трюффо, Федерико Феллини, Жан-Люк Годар, Роберто Росселлини и многие другие, включая Андрея Тарковского) начали кампанию за освобождение создателя «Теней забытых предков».
Кроме того, Лиля Брик, которой на тот момент было далеко за 80, самолично отправилась в Париж и попросила помощи у писателя Луи Арагона. Будучи коммунистом, Арагон был любим в СССР. Воспользовавшись этим, он приехал в Москву и встретился с Брежневым, который согласился уменьшить на год срок заключения Параджанова.
Все время пребывания режиссера за решеткой его верная подруга присылала ему продукты, лекарства и одежду. К сожалению, большая часть из них «оседала» у лагерного начальства. Через несколько лет после смерти Лили Брик ее самоотверженную заботу о Параджанове литературный критик Юрий Карабчиевский назвал тайной влюбленностью в режиссера. Однако сам Сергей Иосифович выступил с официальным опровержением этого факта, искажающего саму суть отношений между ними.
Освобождение и последние годы
После освобождения несколько лет режиссер вынужденно бездействовал, но с приходом перестройки ему вновь разрешили снимать кинокартины. В 1984 году на студии «Грузия-фильм» вышла его историческая драма «Легенда о Сурамской крепости». Через 2 года Параджанов уже ездил с ней по Европе и собирал призы на различных кинофестивалях.
На той же студии в 1988 году он снял свой последний законченный кинофильм «Ашик-Кериб», который снова удостоился массы европейских премий. Также среди работ Параджанова в последние годы – биографическая лента о художнике Нино Пиросмани: «Арабески на тему Пиросмани».
В начале 90-х у маэстро был обнаружен рак легкого. Осознавая, что он обречен, решил снять автобиографичный кинофильм «Исповедь» Сергей Параджанов. Однако ему удалось отснять лишь 300 метров пленки. 20 июля 1990 года сердце великого армяно-украинского режиссера остановилось. Через 5 дней Сергея Параджанова похоронили в Пантеоне гениев армянского духа, где нашли свое последнее пристанище многие деятели культуры и искусства Армении.
Сергей Параджанов: личная жизнь
По официальным данным, режиссер был женат один раз на украинке Светлане Щербатюк, с которой расписался в 1955 году. Через 3 года у них родился сын Сурен, в котором отец души не чаял. Однако брак продлился всего 7 лет, после которых супруги развелись. Что стало причиной этому – неизвестно. Возможно, Параджанов и его жена поняли, что не созданы друг для друга. Может быть, кто-то из них полюбил другого человека. А еще есть вероятность, что уход из семьи был способом защитить ее от преследования властей. Несмотря на развод, Сергей Параджанов не прекращал общение с сыном, как раз во время одного из визитов к нему в Киев и был арестован. Сурен Параджанов, когда подрос, выбрал профессию архитектора.
Вопрос о гомосексуализме Параджанова
Впервые серьезные неприятности с законом у режиссера были в 23 года – его тогда обвинили в гомосексуализме и арестовали. К счастью, тогда обвиняемый отделался легким испугом – его оправдали. Однако через 26 лет именно эта статья станет официальным поводом его осуждения и отправки в тюрьму.
Близкие друзья режиссера по этому вопросу придерживаются разных точек зрения. Одни свято уверены в ложности обвинений и в качестве подтверждения напоминают о наличии у режиссера двух жен и сына. Другие верят, что Сергей Параджанов действительно был представителем нетрадиционной ориентации, а его семья – это лишь прикрытие, которое, к слову, не помогло. Третьи полагают, что режиссер был гетеросексуальным, однако, как всякий человек искусства, любил экспериментировать.
Коллажи Сергея Параджанова
Этот человек был не просто уникальным режиссером, но и настоящим художником-авангардистом. Умея неплохо рисовать, из зарисовок кадров для будущих кинокартин часто делал Сергей Параджанов коллажи. Он использовал самые разные материалы, для декора своих работ: кусочки ткани, фарфор, стекло, бусины, пуговицы, ракушки, засушенные растения и многое другое.
Стоит отметить, что работы Параджанова очень ценил Ив Сен-Лоран. Он не раз приглашал режиссера к себе в гости, но власти СССР не выпускали гения из страны. Тогда Сен-Лоран приехал в СССР сам. К этому событию Сергей Параджанов создал для него альбом коллажей, который вызвал восхищение у дизайнера.
Сергей Параджанов
9 января 1924 года родился кинорежиссер Сергей Параджанов.
Личное дело
Сергей Иосифович Параджанов (1924—1990) родился в Тбилиси в армянской семье антикваров. В 1942 году окончил с тройками среднюю школу и поступил на строительный факультет Тбилисского института инженеров железнодорожного транспорта.
Спустя год бросил вуз, поступив одновременно на вокальный факультет Тбилисской консерватории и в хореографическое училище. Во время войны в составе концертной группы выступал в военных госпиталях. В 1945 году перевелся в Московскую консерваторию.
В 1946 году был принят на режиссерский факультет ВГИКа, учился у Игоря Савченко, а после его смерти — в мастерской Александра Довженко.
Окончил ВГИК в 1951 году. Дипломной работой Параджанова был короткометражный фильм «Андриеш» по одноименной молдавской сказке.
В 1955 году Параджанов экранизировал эту сказку еще раз, сняв на киевской киностудии, куда его распределили, полнометражный вариант. Однако дебют молодого режиссера остался незамеченным.
В 1950-х — начале 1960-х годов поставил несколько документальных и художественных фильмов. Его игровые работы того периода — «Первый парень» (1958), «Украинская рапсодия» (1961), «Цветок на камне» (1962) — были выдержаны в стилистике соцреализма. Критики обвиняли режиссера в поверхностном изображении жизни и в шаблонности.
Прорывом Параджанова в кино стала картина «Тени забытых предков», снятая на украинском языке.
Картина вышла в прокат в 1965 году, была отмечена призом Всесоюзного кинофестиваля в Киеве и собрала целый ряд иностранных наград — за лучшую режиссуру Международного кинофестиваля в Мар-дель-Плато, Кубок «Фестиваля фестивалей» в Риме, премию Британской киноакадемии за лучший иностранный фильм.
В том же году режиссер начал съемки сюрреалистической картины «Киевские фрески». Спустя несколько месяцев фильм закрыли, обвинив Параджанова в «мистически-субъективном отношении к современной действительности».
Он нашел выход, превратив эту историю в картину о жизни армянского поэта Саят-Новы.
В 1973 году Параджанов был арестован по обвинению в гомосексуальных связях и осужден на пять лет колонии строгого режима. 30 декабря 1977 года, за день до своего 53-летия, режиссер был освобожден — об амнистии Брежнева попросил французский режиссер Луи Арагон.
После освобождения Параджанов поселился в доме детства в Тбилиси. На киностудии «Грузия-фильм» совместно с Давидом Абашидзе снял «Легенду о Сурамской крепости» (1984). В 1986 году снял документальный фильм «Арабески на тему Пиросмани», повествующий об известном грузинском художнике Нико Пиросмани. В 1988 году вместе с Абашидзе поставил фильм «Ашик-Кериб» по одноименной сказке Михаила Лермонтова
В 1989 году Параджанов начал съемки автобиографической картины «Исповедь», однако закончить ее не успел.
Сначала съемки отложили из-за смерти сестры режиссера Анны, после у Параджанова обнаружили рак легкого.
21 июля 1990 года Сергей Параджанов скончался в Ереване, там же был погребен.
Чем знаменит
Режиссер советского авторского кино, известность которому принесли картины «Тени забытых предков» (1965), «Цвет граната» (1968), «Легенда о Сурамской крепости» (1984), «Ашик-Кериб» (1988). Сергей Параджанов считается одним из представителей «новой советской волны» и «поэтического кинематографа» в СССР.
Один из самых ярких его фильмов «Цвет граната» представляет собой серию кинофресок, посвященных армянскому поэту Саят-Нове. Картина лишена диалогов и сюжета в привычном понимании.
О чем надо знать
Личная жизнь Параджанова была такой же яркой, как и его творчество. Он был дважды женат. Первый раз женился в 1951 году, еще будучи студентом ВГИКа, — на продавщице из ЦУМа Нигяр Сераевой, татарке по национальности. Позднее рассказывал друзьям, что родственники Сераевой сбросили ее под поезд за то, что она вышла замуж за иноверца и вопреки их воле (за нее уже был получен калым от другого претендента).
В 1955 году 30-летний режиссер женился на 17-летней дочери советского дипломата Светлане Щербатюк. В 1958 году у них родился сын Сурен. «Они жили своим хозяйством славно, но не всегда согласно. Невозможно было играть так, как того требовал Сережа: котлеты следовало укладывать на блюдо не так, а этак, яблоко чистить только таким макаром, чашку ставить не туда, а сюда… Даже из Светланы он делал модель или часть обстановки — как угодно. То пересаживал ее к окну, то против света, то накидывал на нее шаль, то вплетал жемчуга в волосы. Ласково улыбаясь, она до поры до времени все безропотно терпела», — писал режиссер Василий Катанян.
В 1961 году супруги развелись, однако поддерживали близкие отношения.
Также у режиссера были многочисленные отношения с мужчинами. Его дважды судили за гомосексуализм. В 1948 году Параджанов и еще семь человек были арестованы по делу главы Грузинского общества культурных связей Николая Микавы. Параджанову дали пять лет за однополые отношения, затем срок был заменен на условный.
Прямая речь
О сцене, которая должна была войти в фильм «Исповедь»: «У моей бабушки была шуба. При большевиках бабушкину шубу прятали от НКВД, потому что шуба была настоящая, французская, из щипаного котика. Во время нэпа дедушка купил ее у хозяина табачной фабрики. При советской власти бабушка надевала ее два раза. Первый раз это случилось однажды ночью, когда пошел снег, дедушка разбудил ее, говорит: «Встань, надень шубу — смотри, какой снег идет!». Бабушка встала, надела шубу на ночную рубашку и простояла в ней на пороге, обнявшись с дедом, всю ночь. Так и помню это утро: бабушка стоит на пороге в мокрой шубе. А второй раз она надела шубу на похороны дедушки. Он умер в августе. Соседи сказали ей: «Надень шубу». Окружили ее, смотрели на шубу, смотрели на деда в гробу и хором плакали».
Притча из детства, навеянная обысками, предназначенная для «Исповеди»: «Все детство я вынужден был глотать украшения матери, фамильные драгоценности, чтобы спасти их от конфискации. После обыска меня сажали на горшок…».
О подарке на грузинскую свадьбу Владимиру Высоцкому и Марине Влади (воспоминания Влади): «В старом Тбилиси мы празднуем наше бракосочетание, состоявшееся в Москве всего за полчаса. Здесь нам устраивают настоящую старинную свадьбу. …Мы все еще сидим за столом, когда во дворе начинает петь петух. Самый удивительный подарок мы получаем, открыв дверь нашей комнаты. Пол устлан разноцветными фруктами. Записка в два слова приколота к роскошной старинной шали, брошенной на постель: «Сергей Параджанов». Стараясь не слишком давить фруктовый ковер, мы падаем обессиленные, и я тут же засыпаю, завернувшись в шелковистую ткань шали».
Сын режиссера Сурен Шахназаров (интервью gordonua.com): «Как он говорил, режиссер должен уметь все, и воровать тоже. Если режиссер снимает фильм про криминал, то он тоже должен уметь это делать. Он мне на конкретных примерах это показывал. Идем на базар. Стоит азербайджанец, продает виноград, папа спрашивает: «Сколько стоит эта гроздь винограда? 25 за эту гроздь? 20 сказал! Да за 25 тебя мулла проклянет!» — стал кричать он на весь базар. Торговец не выдерживал: «Слушай, за 15 забирай и уходи». Идем дальше, гранаты продают. А папа очень любил, когда они на столе в вазах стояли. Торговец — молодой мужчина с восточной внешностью. «Какой гранат хороший! А это мой сын. Он в Киеве живет. Знаешь, какие красивые девочки?» — начал беседу отец. Торговец: «Нет, не знаю». В это время папин троюродный брат ставит сумку на землю, и папа с его пирамиды гранатов сбрасывал по одному в эту распахнутую сумку. Тот только склониться хочет — папа опять за свое: «А хочешь, приедешь в Киев, мой сын тебя с такими девочками познакомит?» В итоге, мы за два граната расплатились, а полсумки набрали бесплатно.
Что только отец ни делал! И у церкви милостыню просил. К нему журналисты с камерой пришли, а он: «Я тридцать лет без работы и без пенсии». «А как вы будете жить, если друзья вам не помогут?» «Сейчас я вам покажу». Они с камерой с ним идут, а он встал около церкви в Тбилиси милостыню просить. Некоторые его узнавали, давали по 10 и 25 рублей. Нищие были недовольны, что он отбивал у них заработок. А папа за полчаса собрал 150 рублей. «Неплохие деньги — если каждый день по столько, то жить можно», — удивлялся он. Но потом нищим эти деньги и раздал».
5 фактов о Сергее Параджанове
Материалы о Сергее Параджанове:
Параджанов, Сергей Иосифович
Из Википедии — свободной энциклопедии
Серге́й Ио́сифович Параджа́нов (арм. Սերգեյ Փարաջանով ; имя по армянской традиции Саркис Овсепи Параджанян (арм. Սարգիս Հովսեփի Փարաջանյան ); укр. Сергій Йо́сипович Параджа́нов ; груз. სერგეი (სერგო) ფარაჯანოვი ); 9 января 1924 года, Тифлис, ЗСФСР, СССР — 20 июля 1990 года, Ереван, Армянская ССР, СССР) — советский кинорежиссёр, сценарист и художник. Лауреат множества кинопремий, народный артист Украинской ССР (1990) и Армянской ССР (1990).
Мировая известность пришла к Сергею Параджанову после съёмки культовых фильмов «Тени забытых предков» (1965) и «Цвет граната» (1968), благодаря которым режиссёр считается одним из основателей «новой советской волны» и «поэтического кинематографа».
Не будучи классическим диссидентом, Сергей Параджанов, однако, открыто критиковал советскую культурную политику, выступал против цензуры и судебных расправ над украинской интеллигенцией. В результате режиссёр по политическим мотивам был осуждён по обвинению в однополых отношениях (1974). Пробыв в тюрьме 4 года, Параджанов освободился под давлением советской творческой интеллигенции и международной кампании в этой связи.
Вернулся в кинематограф Сергей Параджанов только в 1983 году: снял ряд фильмов, в том числе «Легенду о Сурамской крепости» (1984) и «Ашик-Кериб» (1988).
Помимо фильмов, Сергей Параджанов создал множество изобразительных произведений: рисунки, коллажи, инсталляции, скульптуры.
«Сергей Иосифович Параджанов родился в Тбилиси 9 января 1924 года в армянской семье Иосифа Параджанова и Сиран Бежановой (настоящие имя и фамилия режиссера — Саркис Ховсепи Праджанян). В 1942—1945 годах он учился на строительном факультете Тбилисского института инженеров железнодорожного транспорта, потом на вокальном отделении Тбилисской консерватории» и «в это же время брал уроки танца при Тбилисском оперном театре имени Палиашвили.»
«В середине 50-х, будучи в Киеве, Параджанов женился на украинке, два года прожившей в Канаде, — Светлане Щербатюк. Элегантная, красивая, она вполне могла быть фотомоделью. У них родился сын, которого назвали Суре-ном. Белокурый, как и его мать, мальчик внешне мало что взял от своего отца, который его обожал. Но жить в семье с Параджановым было сложно. Он был человеком непредсказуемым, странным, и многие его причуды воспринимались людьми как безумие. Соседи Параджанова по Тбилиси, когда он чудил, обычно говорили: «Сумасшедший на свободе». Свою жену Параджанов заставлял принимать участие в его мистификациях и причудах. Он настаивал, чтобы она чистила яблоки каким-то необыкновенным образом, ставила чашку на стол не так, а эдак, котлеты укладывала на блюдо особенным образом.
Судя по всему, Светлана Щербатюк так и не сумела приспособиться к причудам своего мужа и в 1961 году, взяв с собой сына, покинула его дом.»
«На момент развода Параджанов успел снять в Киеве два фильма: «Первый парень» (1959) и «Украинская рапсодия» (1961).
Третий фильм Параджанова вышел на широкий экран в 1962 году. Он назывался «Цветок на камне».
«Цветок на камне» вызвал серьезные нарекания со стороны руководителей украинского кинематографа, и его прокат был ограниченным — отпечатали всего лишь 158 копий фильма. Его посмотрели всегр 5.миллионов зрителей.»
«О первом аресте (Сергея Параджанова zoiya_) обмолвилась на допросе бывшая жена режиссера Светлана Щербатюк. Она припомнила, как Параджанов рассказывал, что был судим в Тбилиси. Но за какие провинности? Этого жена не знала. Поскольку Параджанов отличался буйной фантазией, она вообще не отнеслась к его словам серьезно.
А вот следователи серьезно отнеслись.
Подробности выяснились быстро. Режиссер понимал, что запираться бесполезно. Государственной организации достаточно поднять архивы.
В середине сороковых годов Параджанов стал студентом Тбилисской консерватории. Протежировал ему в поступлении майор КГБ Николай Микава.
Дальше дадим слово самому режиссеру.
«После того как я устроился в консерваторию, Микава в кабинете у себя поцеловал меня. Примерно через неделю после этого я случайно встретил Микава на улице, и он попросил меня зайти к нему. В тот же день, часов в десять вечера, я зашел к нему в партком. Я имел с ним половой акт, причем совершил я его по просьбе Микава»
Микава чем-то кому-то не угодил и загремел на скамью подсудимых. Вместе с ним на скамью сели сексуальные партнеры, в количестве 7 штук. В том числе, Параджанов.
8 сентября 1948 года Микаву приговорили к 8 годам заключения. Остальные получили по пять лет каждый.
К этому времени Параджанов уже покинул Тбилиси, учился во ВГИКе и старался забыть Микаву, как страшный сон. Представляете его шок?
В тот раз, однако, будущему режиссеру повезло. Сперва по амнистии пятилетний срок ему «споловинили», а потом Параджанов подал кассацию, и ее удовлетворили. Решили не ломать парню жизнь. Уже в начале декабря 1948 он оказался на свободе.
И все бы ничего… Вот только Микава разбудил в парне сексуального демона. До него Параджанов не подозревал о своих наклонностях. А после безуспешно пытался с ними бороться, корежа психику.
Вот что он говорил следователям:
«Я прекрасно понимал и понимаю неправильность и гнусность своего поведения при достижении удовлетворения своей половой страсти в сношениях с мужчинами. Как мог, я боролся с этим ненормальным чувством, женился.
» Что ж, как там в Библии, про соблазнение малых сих?
Самое страшное, когда первоисточником зла становитесь вы.
Как Николай Микава…»,- справедливо замечает блогер ygashae_zvezdu.
«В 1952 году Сергей Параджанов окончил режиссерский факультет ВГИКа. Работал в основном в Киеве, на студии им. Довженко, хотя время от времени также трудился в Тбилиси и Ереване. Дебютом режиссера в кино стал фильм «Андриеш», затем, помимо нескольких художественных картин, он снял ряд документальных и научно-популярных картин: «Наталия Ужвий», «Думка», «Золотые руки».
» В 1964 году по мотивам произведений М. Коцюбинского Сергей Параджанов поставил фильм «Тени забытых предков» о жизни гуцула Ивана. «
«Обращение Параджанова к теме молдавского фольклора было не случайным, это перекликалось с его личной судьбой. Дело в том, что во время учебы во ВГИКе Сергей влюбился в Нигяр, девушку-татарку, которая была родом из Молдавии. Их знакомство произошло случайно. Зайдя в ЦУМ, Сергей в парфюмерном отделе вдруг увидел девушку, которая произвела на него сильное впечатление. Чуть ли не в тот же день Сергей пригласил ее на свидание. Их роман длился несколько месяцев и закончился браком. Однако их счастье длилось недолго. Нигяр происходила из патриархальной семьи, в которой царили весьма суровые нравы. Когда в Москву приехали братья девушки и узнали, что она без ведома родственников вышла замуж, они потребовали у Параджанова крупный выкуп. У студента Параджанова таких денег не было, но он пообещал достать их, надеясь на помощь отца. В тот же день Иосифу Параджанову в Тбилиси полетело письмо, в котором сын буквально умолял дать ему требуемую сумму, обещая со временем обязательно ее вернуть. Но Иосиф был слишком обижен на сына за то, что тот изменил семейной традиции, не пошел по его профессиональным стопам, и в просьбе отказал. Финал этой истории был трагичен: родственники потребовали от девушки, чтобы она бросила нищего мужа и вернулась с ними на родину. Но та отказалась. И тогда родственники поступили с ней согласно своим патриархальным нравам — сбросили ее под электричку.»
«На многих международных кинофестивалях фильм за два года проката удостоился 28 премий, наград и дипломов (например, премия Британской киноакадемии в 1966 году).»
«Между тем в 1966 году Параджанов приступает к новой работе — по собственному сценарию он снимает фильм «Киевские фрески», посвященный событиям Великой Отечественной войны. Стоит отметить, что руководители украинского отделения Госкино отнеслись к желанию Параджанова снять фильм о войне с большой настороженностью. Они прекрасно понимали, что художник времен «Первого парня» и «Украинской рапсодии» в Параджанове навсегда умер и на свет родилось нечто новое и совершенно для них непонятное. И такой Параджанов им уже был не нужен. В итоге после первых проб «Киевских фресок» чиновники обвинили режиссера в химерном и мистически-субъективном отношении к событиям Великой Отечественной войны и дальнейшие съемки запретили.»
«Именно тогда Параджанов окончательно осознал, что в Киеве ему работать больше не дадут. И он переехал в Ереван, где на студии «Армен-фильм» ему пообещали создать все условия для работы. Там он снимает документальную одночас-тевку «Акоп Овнатанян», а в 1968 году приступает к съемкам художественного фильма «Цвет граната» («Саят-Нова»). «
«Фильм Параджанова был весьма скептически воспринят руководителями Госкино. Они не поняли новаторских идей режиссера, однако вслух в этом не признались. Они скрыли свое непонимание под расхожей формулировкой «народу такое кино не нужно». И фильм почти четыре года лежал на полке. И только в 1973 году его выпустили в прокат, однако Параджанов к этому уже не имел никакого отношения. Он отказался монтировать картину, и за него это сделал другой режиссер — Сергей Юткевич. Таким образом, на сегодняшний день существуют две версии фильма: авторский, который почти никто не видел и который находится в запасниках «Арменфильма», и фильм Юткевича, который вышел в прокат. Однако и этот вариант чиновники побоялись выпускать широко и отпечатали всего лишь 143 копии. Его посмотрели чуть больше миллиона зрителей.»
««Цвет граната» продержался в прокате всего лишь несколько месяцев, после чего был снят. Повод был серьезный — в декабре 1973 года Параджанова арестовали. За что? Ему инкриминировали гомосексуализм. «
«Главный период творчества Сергея Параджанова связан с киевской киностудией художественных фильмов имени А. Довженко.
Увы, многим людям мастер запомнился не только своим искусством, но и скандальным судебным процессом 1974 года (хотя суд и был закрытым, но шила в мешке не утаишь). Судили режиссера по «позорной» 122-й статье УК УССР — за мужеложство.
Цитирование и краткий пересказ настоящих документов, имеющих в уголовном деле №21-258.
«Начальнику милиции уголовного розыска от Петриченко Семена Петровича, проживающего.
Товарищ начальник! Мой гражданский долг заставляет меня обратиться к вам по поводу развратника и педераста Параджанова Сергея. Он на протяжении многих лет занимается развратом несовершеннолетних и молодых юношей и мужчин. Свой дом он превратил в притон разврата. Прошу Вас положить конец этим развратным действиям.
С уважением (подпись).
Заявление было зарегистрировано в милиции 9.12.73. Виза: «Тов. Артеменко, проверить, при подтверждении возбудить дело».
Инспектор столичного угрозыска младший лейтенант Артеменко дело откладывать не стал. Вот докладная:
«Замначальнику УУР УВД Киева.
Докладываю, что при проверке заявления гр. Петриченко Семена Петровича заявителя установить не представилось возможным. Однако факты, изложенные в заявлении, подтвердились. Установлено, что Параджанов С.И., проживающий. на протяжении длительного времени занимался гомосексуализмом. Используя славу кинорежиссера, Параджанов склонял к совершению актов мужеложства многих мужчин. На основании изложенного прошу Вашего разрешения возбудить уголовное дело в отношении Параджанова С.И.
Инспектор УУР Артеменко.
Нашли и допросили также 21-летнего Феликса Десятника, еще одного знакомого Параджанова. «Сегодня (13 декабря 1973 г. — Авт.) после долгого перерыва опять я пришел к нему». И не устоял перед обещаниям сняться в картине Параджанова (а раньше, мол, тот не раз уговаривал предаться гомосексуальным забавам, но Десятник отказывался). «. И позволил ему совершить с собой акт мужеложства, о чем сожалею».
Тогда же, 13 декабря, написал заявление и научный сотрудник одного из НИИ Михаил Сенин (которому, как оказалось, уготована скорая трагическая судьба, очевидно, из-за этого дела).
«Я познакомился на квартире Параджанова с Владимиром Кондратьевым. Вскоре после знакомства мы встретились у меня дома и между нами имел место акт мужеложства. Мне известно со слов Кондратьева, что акты мужеложства он совершал с Параджановым» (Кондратьев позже и сам это подтвердил. — Авт.). Признался в совершении актов мужеложства с Параджановым и некий Иван Писковой, а также львовянин-студент Валентин Паращук. Когда он стал студентом, выяснилось, что ему негде в Киеве жить. Параджанов предложил свою квартиру, Паращук согласился и они стали там жить вдвоем, с сентября 1973 года. Но, дескать, Валентин отказывал режиссеру в интиме, пока тот не выставил его за дверь. Паращук запросился обратно и Параджанов якобы поставил условие — оказываешь интимные услуги, тогда живешь у меня. Иначе – вон! «И тогда я, вопреки своей совести, вынужден был согласиться».
17 декабря, в день возвращения Параджанова из Москвы. На другой день он был допрошен в милиции. Цитируем:
Пошли очные ставки, на которых «жертвы» режиссера говорили слово в слово, как и на допросах, то есть обвиняли его в мужеложстве. А Параджанов утверждал, что все было лишь «между ног», что законом не карается.
20 декабря Параджанова арестовали. Дескать, режиссер под видом подыскания актеров для своих фильмов знакомился с мужчинами, приводил их домой и вступал в половые отношения. В тот же день был обыск на квартире Параджанова — безрезультатный. Ничего предосудительного не нашли и не изъяли.
21 декабря Параджанов был допрошен, как обвиняемый. Там есть такой момент: «Я встал на путь такого неестественного удовлетворения своей половой страсти после развода со своей женой, когда стал жить один. В 1964 году я болел венерической болезнью и лечился в Октябрьской больнице в Киеве. Я тяжело переживал заболевание сифилисом. «
В конце декабря — новый допрос Валентина Паращука. Он вспомнил о знакомстве Параджанова и Владимира Высоцкого в Москве.
«При мне к Параджанову приходил в гости Высоцкий. Сам Высоцкий не выпил и капли спиртного, а Параджанов, как никогда, напился до скотского состояния. Утром, придя в себя, Параджанов сказал мне, что я не настоящий мужчина, так как имел возможность употребить его в задний проход и не воспользовался такой возможностью».
Была допрошена и экс-жена Параджанова Светлана Щербатюк. Они развелись в 1962 году (а поженились в 1955-м). Она охарактеризовала бывшего мужа, как деспотичного и неуравновешенного человека. Дескать, очень ревнив, хотя ее не бил. Был щедрым к друзьям до расточительства, что ей не нравилось. Светлана припомнила: Параджанов ей когда-то рассказывал, что ранее был уже судим в Тбилиси, но когда именно, она не помнит, а за что и какой получил срок — не знает. О его гомосексуальных наклонностях она не подозревала, их супружеская интимная жизнь протекала нормально.»
«Параджанову «впаяли» пять лет и отправили сначала в одну из зон под Ворошиловградом, затем под Винницей. Однако права переписки его не лишили. И он писал из колонии своим родным, друзьям, знакомым. Приведу два отрывка из его писем 14-летнему племяннику (сыну его сестры Анны) Георгию Хачатурову, датированные 1974 годом:
«В Тбилиси жара, а тут уже дожди! Сыро. Кожа на ногах в плесени и волдырях. В лагере полторы тысячи человек, у всех не менее трех судимостей. Меня окружают кровавые судьбы, многие потеряли человеческий облик. Меня бросили к ним сознательно, чтобы они меня уничтожили. Блатного языка я не знаю, чифирь не пью, наколок нет. Они меня презирали, думали — я подсадная утка, изучаю жизнь зоны, чтобы снять фильм. Но, слава богу, поверили. Многие исповедуются.
Работаю уборщиком в цехе. Недавно кто-то специально залил водой цех. Всю ночь, стоя в ледяной воде, ведрами выгребал воду. Харкаю кровью. Неужели это мой конец? Я скучаю по свободе. Где я — это страшно!
Пиши подробнее. Каждое письмо, которое я получаю, это кислородная подушка для меня.
Береги жизнь, родителей и честь. Не делай глупостей. Все наказуемо. »
По словам очевидцев, первое время в неволе Параджанов был раздавлен, сломлен и унижен-. Над ним издевались все:-и начальство колонии, и некоторые из заключенных. Вдобавок ко всему у Параджанова было плохо со здоровьем: болело сердце, мучил диабет. В колонии ему сделали операцию на легком. Но, даже пребывая в этих нечеловеческих условиях, Параджанов оставался верен себе. Невзирая на насмешки других заключенных, он собирал на тюремном дворе выброшенные кем-то цветы, делал из них гербарии и отсылал в письмах друзьям. Однажды он подобрал крышку от кефира и гвоздем выдавил на ней портретик Пушкина. Зэки, обнаружив у него этот «медальон», похабно пошутили на этот счет, но вещицу не отобрали. Спустя десятилетие этот «медальон» попал к режиссеру Федерико Феллини, и он отлил из него серебряную медаль, которой с тех пор награждают лучший фильм на фестивале в Римини.»
26 декабря Параджанов был опять допрошен в СИЗО. Тема — судимость в Тбилиси. Оказалось, что он и впрямь был там судим Военным трибуналом в сентябре 1948-го. Привлекались Параджанов и другие в связи с уголовным делом за мужеложство в отношении майора КГБ Николая Микава.
Рассказывает сам Параджанов, в середине 40-х поступивший в тбилисскую консерваторию с помощью Микавы: «После того как я устроился в консерваторию, Микава в кабинете у себя поцеловал меня. Примерно через неделю после этого я случайно встретил Микава на улице и он попросил меня зайти к нему. В тот же день, часов в десять вечера, я зашел к нему в партком. Я имел с ним половой акт, причем совершил я его по просьбе Микава. Это был первый и последний раз. (в суде фигурировало больше. — Авт.). Это относится к декабрю 1944 года».
8 октября 1948 года в закрытом судебном заседании Военным трибуналом Войск МВД ГССР Микава был приговорен к 8 годам заключения, Параджанов и другие (всего 7 человек) — к 5 годам каждый. Но Параджанову, в соответствии с Указом Президиума ВС СССР от 7 июля 1945 года об амнистии, срок сразу был сокращен вполовину. По касационной жалобе в ноябре Военная коллегия Верховного суда СССР пересмотрела этот приговор и в итоге от отбытия наказания будущий режиссер (он в это время был студентом ВГИКа) был освобожден. В начале декабря 1948-го Параджанов был освобожден из тбилисской тюрьмы.
«Выйдя на волю, Параджанов долгое время сидел без работы. В кинематограф его не звали, хотя за годы своего бездействия он написал несколько сценариев (всего с 1968 по 1982 год— 17). Однако ни один из них так и не был востребован.
Изредка Параджанов ездил в Киев навещать своего взрослого сына Сурена (тот учился на строительном факультете архитектурного института).»
«Прошло всего несколько лет после освобождения, а Параджанов вновь начал шокировать публику своими смелыми речами. В 1980 году он дал интервью французской газете «Монд», текст интервью гласил:
» Вернуться в Киев режиссеру не позволили, и он уехал в Тбилиси (киевскую квартиру у него забрали). «
Зная характер Параджанова, его друзья понимали, что рано или поздно что-то обязательно должно произойти. Либо ему наконец дадут работу, либо он сотворит что-то из ряда вон выходящее. Подтвердилось последнее.
В октябре 1981 года Параджанов оказался в Москве у своих знакомых. Несмотря на то что те обставили приезд Параджанова всеми необходимыми мерами предосторожности, старались держать его в секрете, это не помогло. Вскоре о том, что Параджанов гостит в столице, стало известно многим, в том числе главному режиссеру Театра на Таганке Юрию Любимову. И он пригласил Параджанова к себе в театр, на генеральный прогон спектакля «Владимир Высоцкий». Так как с покойным поэтом и артистом Параджанова при его жизни связывали дружеские отношения, отказаться от этого приглашения он посчитал неэтичным.
На этом прогоне присутствовали многие деятели литературы и искусства, а также представители Министерства культуры и органов КГБ. Когда спектакль закончился, началось его бурное обсуждение, в которое свою лепту внес и Параджанов. Выйдя на сцену, он весьма толково разобрал все сильные и слабые стороны постановки, дал режиссеру несколько дельных советов. Однако в конце выступления не сдержался. «Юрий Петрович,—обратился он к Любимову, — вы сильно не расстраивайтесь. Если вас за этот спектакль выгонят с работы, то вы не пропадете. К примеру, я уже несколько лет сижу без работы и — ничего. Живу, как видите. Правда, мне помогает сам папа римский, который посылает мне алмазы, а я их продаю. »
После этих слов в зале возникло оживление, которое вдохновило Параджанова на еще более смелые заявления. Короче, он разошелся не на шутку и принялся костерить на чем свет стоит советскую власть, называя ее фашистской. Мол, лучшие люди отечества гниют в тюрьмах и лагерях, а «пыжиковые шапки с Лубянки» никак не могут успокоиться — даже сюда, в театр, заявились. Естественно, что после такого выступления пребывание Параджанова на свободе вновь оказалось под вопросом.
Москва потребовала от Тбилиси «разобраться» с Параджановым. Грузинские власти отреагировали на это весьма оперативно. На режиссера вновь завели уголовное дело — теперь его обвиняли в даче взятки. Причем повод к этому обвинению он вновь дал сам. Его племянник Георгий не сумел сдать экзамены в театральный институт (в сочинении о Павке Корчагине допустил аж 63 грамматические ошибки), и Параджанову пришлось искать возможность пропихнуть родственника в вуз по другим каналам. В итоге он подарил председателю приемной комиссии фамильное кольцо с бриллиантом, и парня зачислили в институт. Но Параджанов допустил непростительную глупость: стал чуть ли не на всех углах склонять институтских мздоимцев. Естественно, вскоре об этом стало известно органам, и они проверили информацию. Так всплыло дело о взятке. А затем была проведена успешная операция по выведению Параджанова на чистую воду. Сначала милиционеры сняли показания с Георгия, а затем показали протокол этого допроса Параджанову. При этом следователь намекнул режиссеру, что может замять дело всего лишь за 500 рублей. Параджанов не почувствовал в этом предложении никакого подвоха и согласился заплатить отступного. 11 февраля 1982 года он запечатал деньги в конверт и отправился к аптеке возле Александровского сада, где у него была назначена встреча со следователем. Там его и арестовали. В тот же день в его доме был произведен обыск, во время которого милиционеры перевернули все вверх дном — искали мифические драгоценности. Правда, неизвестно какие: то ли отца Параджанова, то ли папы римского: Естественно, ничего они не нашли. Но суд над Параджановым состоялся. Он проходил в тбилисском Доме искусств через год после ареста Параджанова (все это время тот сидел в следственном изоляторе). Режиссеру дали пять лет тюрьмы, но условно. На смягчение приговора подействовало то, что за подсудимого заступились его Друзья, в частности поэтесса Белла Ахмадулина. Она была в хороших отношениях с руководителем Грузии Эдуардом Шеварднадзе и написала ему письмо с просьбой посодействовать смягчению наказания для Параджанова. Мол, второго срока в лагере он не переживет. И письмо возымело действие.
Рассказывает Д. Шевченко: «Грозный поначалу суд, получив новое указание из столицы, в одночасье изменил тон. Прокурор в перерыве между заседаниями подошел к Параджанову и на ухо сообщил, что срока не будет. «Только, пожалуйста, Сергей, не устраивайте публичного спектакля». Но тот не послушал.
Перед объявлением оправдательного приговора Параджанов вдруг потребовал слова и заявил, что милиционер, охраняющий его, разительно похож на Наполеона. «Ну-ка, сделай голову так, а теперь руки. Наполеон!» Судья обиделся. «Принесите килограмм лаврового листа, — потребовал Параджанов. — И белую простыню». — «Зачем?» — «Вы вылитый Нерон». По залу прошелся смешок. Покончив с Нероном и Наполеоном, этот обличитель «советского фашизма» вдруг заговорил о том, что он — настоящий ленинец и единственный режиссер, который может снять достойный фильм о вожде, великом мученике.
Затем началось несусветное. Слово взяла мать Гарика, Анна Параджанова, и потребовала объяснить ей, зачем у брата в комнате произвели обыск. Ведь он недавно освободился, приехал из лагеря в кирзе и бушлате, денег ни гроша. Пятьсот рублей, которые фигурировали в деле, дала ему она. «Он — нищий. У него даже белья собственного нет. Сережа носит фланелевые трусы покойной нашей матери Сиран. »
«Что ты несешь, — взорвался Параджанов, — ведь в зале женщина, за которой я ухаживаю. »
И лишь несколько близких людей, в том числе сидящая вся в слезах Софико Чиаурели, поняли, что с Параджановым неладно, что-то надломилось в Сергее.
Гарик не видел, как дядю освобождали в зале суда. Он убежал из города и вернулся, только когда Сергей немного успокоился.
— До конца дней Сергей не мог забыть мне моей подлости, — признался в разговоре со мной Георгий. — Попрекал, что посадил его в тюрьму. Со временем, конечно, он простил меня. Но часто, особенно когда мы ссорились, говорил: «Когда умру— не смей подходить к моему гробу. »
О «ДРАГОЦЕННОСТЯХ» ПАРАДЖАНОВА
Следствие вскоре от милиции перешло к следователю по особо важным делам при прокуроре УССР Евгению Макашову. При нем следствие всячески пыталось обвинить Параджанова еще и в спекуляции ценностями и валютой, но ничего из этого не вышло.
Макашов интересовался, на какие средства жил режиссер (подразумевая — не от спекуляции ли?). Параджанов отвечал, мол, только на законные. Например, за постановку фильма «Тени забытых предков» он получил 6 тысяч рублей (в те времена «Жигули» стоили 5,5 тысяч). Через год-полтора такую же сумму киевская студия Довженко выплатила ему за сценарий фильма «Киевские фрески». За сценарий и постановку фильма «Саят-Нова» армянская киностудия выплатила ему соответственно 6 и 3 тысячи рублей. Там же заплатили 2250 рублей, как соавтору фильма «Чудо в Оденсе». Сценарий «Интермеццо» был принят киевской студией, которая выплатила 4 тысячи рублей. Регулярной зарплаты он не получал, жил на эти гонорары.
Рассказывает художник по костюмам Лидия Байкова: «Разговоры об «исключительных» ценностях в распоряжении Параджанова базировались только на безудержных фантазиях. К примеру, все знакомые Параджанова десятки раз слышали о перстне, который ему якобы подарил сам католикос Армении. На самом же деле перстень этот появился у Сергея много лет тому назад, а сердцевину (бледно-голубой камень, окруженный мелкими алмазиками) он купил за 45 рублей у нашей общей знакомой. «.
Самое удивительное, что спустя каких-нибудь два года Параджанову разрешили вернуться в кинематограф. И произошло это в той же Грузии. Стоит отметить, что незадолго до этого Параджанов обратился к первому секретарю ЦК КП Армении Демирчяну с просьбой разрешить ему снять в Армении народный эпос «Давид Сасунский», но тот ему в просьбе отказал. Вот тогда руку помощи режиссеру протянули со студии «Грузия-фильм». В итоге вместе с известным актером Додо Абашидзе Параджанов снял свой третий шедевр — фильм «Легенда о Сурамской крепости».
«В 1984 году Сергей Параджанов поставил по грузинской народной легенде фильм «Легенда о Сурамской крепости», а в 1988 году вышла его последняя законченная картина — «Ашик-кериб», снятая по мотивам одноименной поэмы Михаила Лермонтова. Параджанов также писал сценарии и был художником нескольких спектаклей. В 1989 году Параджанов начал снимать автобиографический фильм «Исповедь» на «Арменфильме», но начатая работа была вскоре прервана из-за прогрессирующей болезни режиссера. По приглашению правительства Франции он прибыл для лечения в Париж. К несчастью, болезнь была уже неизлечима. 21 июля 1990 года Параджанов скончался в Ереване и был похоронен в Пантеоне столицы Армении, рядом с Арамом Хачатуряном, Вильямом Сарояном другими деятелями искусства.»
Опубликованный текст является дословной компиляцией из открытых источников.
Гениальный режиссер. Обожаю его творчество. Если бы не криминальные события в его жизни, он бы наснимал еще много фильмов и прожил бы гораздо дольше. ******* этот Микава. ( zoiya_