пакистан жизнь простых людей
«Здесь совсем другие люди» Россиянин отправился в Пакистан за приключениями. Чем его удивила мусульманская страна?
У многих людей из-за средств массовой информации Пакистан ассоциируется исключительно с терроризмом и войной, поэтому в этой стране туристов крайне мало. Однако все те, кому удалось проникнуть в республику, называют ее одним из самых привлекательных направлений для путешествия. И неспроста: богатый колорит, доверчивые и гостеприимные местные жители, древние традиции, необычная кухня и удивительная природа не оставят равнодушным ни одного гостя. Россиянин Алексей Терентьев отправился в южноазиатское государство и рассказал «Ленте.ру», почему Пакистан должен посетить каждый.
В поисках чуда
Каждый находит то, во что по-настоящему верит, особенно когда отправляется в путешествие за чудесами. А я в Пакистан ехал именно за чудом: в детстве мне не раз попадались на глаза различные упоминания о таинственном народе долгожителей из загадочной долины Хунза, затерянной в горах на севере Пакистана, недалеко от китайской границы. И вот, будучи уже взрослым, при первой же возможности я купил билеты на самолет, собрал рюкзак и отправился в путь.
Когда я готовился к поездке, меня поразило большое количество противоречивых фактов об этих людях. Одни писали про встречи с хунзакутами (так называют жителей этого региона), которым исполнилось более 160 лет, и отмечали их удивительное здоровье и активность, многие находили объяснение секрета долголетия в уникальной диете, образе жизни и изолированности от внешнего мира, другие, напротив, называли это пустыми слухами и яро отстаивали свою точку зрения.
Только в конце поездки я понял, что каждая из этих точек зрения по-своему справедлива, и каждый находит и видит в мире в первую очередь то, что есть в нем самом, что само по себе уже является немалой наградой за любое путешествие. А пока я, удобно расположившись в кресле самолета, готовился совершить посадку в Исламабаде — столице одной из самых интересных и неоднозначных стран азиатского региона.
Уже само название столицы недвусмысленно намекает, что жизнь в этом регионе подчинена религиозным законам ислама. Пакистан, что в переводе означает «земля чистых», совсем недавно был частью Индии, однако мусульмане решили, что отделение и создание суверенного самостоятельного государства больше соответствует их интересам. Так в свое время появился современный Пакистан.
Немирный мир
Процесс отделения не был гладким, и до сих пор пакистанско-индийские отношения с натяжкой можно назвать простыми и мирными. Туристы, не интересующиеся политикой, могут получить наглядное представления о взаимодействии между двумя странами на официальной церемонии закрытия индийско-пакистанской границы. Она проводится ежедневно во второй половине дня недалеко от Амритсара с индийской стороны и Лахора — с пакистанской.
Довершают сходство с театром многоярусные трибуны, специально построенные для зрителей. Однако чтобы понять, насколько зыбким является это мирное представление, достаточно вспомнить, что несколько лет назад из-за усиления напряженности возобновились воздушные атаки и обстрелы приграничных районов, ближайшие аэропорты в обеих странах закрылись для гражданских перелетов, а я долго объяснял индийскому представителю, что я делал в Пакистане, когда после своей поездки решил получить визу в Индию.
Говоря, что Пакистан — исламское государство, нужно понимать, что в исламе большое количество направлений и сект, нормы и требования которых сильно отличаются. Это можно заметить уже в аэропорту по одежде женщин: у кого-то полностью не видно лица, даже глаза закрывает что-то вроде сетчатой вуали, а у кого-то — платок лишь слегка прикрывает волосы.
Если к этому многообразию мы добавим различные варианты трактовок и понимания ислама, то поймем, что даже в рамках страны определяемое религией поведение людей очень и очень разное, с чем мы не раз сталкивались во время поездки.
Рыночные отношения
В целом же, несмотря на существующие в обществе стереотипы относительно того, что Пакистан — не самая безопасная страна для путешествий, я не нашел никаких подтверждений этому мнению.
Почти везде меня встречали с радушием, гостеприимством и неприкрытым интересом, как и полагается у миролюбивых народов. В остальном, если не говорить о влиянии религии, жизнь в Пакистане не так уж сильно отличается от жизни в других странах азиатского региона. Большинство людей живут непросто, зарабатывая на пропитание тяжелым физическим трудом. В деревнях это в основном сельское хозяйство. В крупных же городах процветает торговля всем возможным — от дешевых товаров до настоящих произведений искусства.
В ожидании покупателей он медленно пил масала-чай из маленькой фарфоровой чашечки, аккуратно держа ее за изящную ручку двумя пальцами, и, сделав очередной глоток, ставил на блюдце. Его вид, настолько не совпадавший с моими представлениями о людях, торгующих на базарах, был здесь в порядке вещей. Да и сам рынок больше походил на целый торговый район. В одном квартале расположены магазины, в которых продают один товар — например, ткани или одежду, дальше посетителям предлагают ковры, затем — продукты питания. Cоздается ощущение, что половина населения страны что-то продает или покупает.
В городе предлагают все возможное — от еды до одежды, ковров, бытовой техники и драгоценностей, а за городом главенство отдается рынкам скота. Каждому виду животных отведено отдельное поле: в одном углу продают коз самых разных пород и расцветок с причудливо загнутыми рогами, в другом на мощных растяжках представлена гордость продавцов — быки-производители.
Нрав у некоторых животных настолько воинственный, что подойти к ним осмеливается только хозяин, при этом каждое животное сдерживает продетая через ноздрю металлическая цепь. Ходить по такому рынку можно целый день, причем одинаково интересно наблюдать как за животными, так и за людьми. А если устал, можно пойти под навес, где готовят еду. В перерывах между торгами продавцы приходят сюда перекусить, отдохнуть и выпить ароматного чаю, медленно потягивая его из блюдечка, — традиция, которая так близка нам, русским.
«Видеть здесь чужаков не привыкли»
Кроме продавцов-пакистанцев на рынках множество грузчиков и подсобных рабочих, многие из них — беженцы из Афганистана. Им часто непросто найти работу и приходится соглашаться на любую подработку, несмотря на то, что некоторые афганские семьи живут тут уже более 40 лет.
Секрет взгляда перестает быть загадкой очень быстро: если на женщине нет паранджи, то взгляд, брошенный на незнакомца, да еще и на мужчину, почти всегда выражает смесь испуга и возмущения — видеть здесь чужаков с камерами не привыкли, ведь афганцы принадлежат к одному из самых консервативных и жестких направлений ислама.
Как в большинстве азиатских стран, надежды на лучшую жизнь здесь связывают с образованием. Для многих оно по-прежнему недоступно, но школ много, и строят их по всей стране, включая небольшие села и деревни. Немало и частных образовательных учреждений, обучение в которых стоит от 30 до 100 долларов в месяц, что для многих жителей немаленькая сумма.
Большинство школ в Пакистане — совместные, и здесь, в отличие от улицы, девушки никогда не закрывают лица. Все школы, которые нам удалось посетить, давали классическое светское образование, но при этом обязательно в школьном расписании присутствовали уроки ислама, причем преподают не только историю религии, но и непосредственно изучают Коран, много внимания уделяют правильному пониманию заложенного в нем смысла.
Мне довелось стать свидетелем обеденного перерыва: дети сели в круг, разложили перед собой принесенную из дома еду и, прежде чем начать обед, вместе прочитали молитву. Маленькие делают это под руководством преподавателей, старшие — самостоятельно. В остальном — обычная школьная жизнь, на переменах — общение и всеобщая игра в мяч на школьной площадке.
Придорожный колорит
Спустя несколько дней знакомство со столицей завершилось, меня ожидало погружение в провинции Пакистана. При поездке по Каракорумскому шоссе за каждым поворотом страна раскрывалась передо мной маленькими сценками из жизни обычных людей. Вот идет мужчина с огненными волосами — к слову, красятся здесь и мужчины, и женщины, и чаще всего в качестве красителя используют наиболее доступную натуральную хну. На другом участке дороги вижу, как в небольшом селе в тандыре пекут хлеб. Печь выложена прямо в земле, под небольшим навесом, местный житель ловкими движениями прикрепляет лепешки из теста прямо к вертикальным стенкам, а спустя несколько минут достает уже готовый хлеб.
За следующим поворотом появляется очищенная от камней ровная площадка, на которой около двадцати мужчин совершают намаз. Постройка мечети доступна далеко не всем селам, а совершать молитву нужно ежедневно, поэтому в некоторых деревнях для этих целей используют специально расчищенные площадки среди гор, прямо под открытым небом. В другом поселении мы познакомились с местным доктором, который лечит с помощью трав, проводя диагностику по пульсу, — он рассказывает нам о принципах, лежащих в основе аюрведической и тибетской медицины, согласно которой человек рассматривается как единое целое, а не делится на отдельные органы. Налицо влияние Индии, до которой отсюда рукой подать.
Уже познакомившись с моей привычкой бросаться с камерой и расспросами к первому встречному, при въезде в Хунзу мой гид и водитель наконец мог расслабиться. «Здесь совсем другие люди», — объяснил он свое поведение. В других районах страны реакция и на фотоаппарат, и на незнакомца может быть самой разной, а в Хунзе вы всегда можете рассчитывать на исключительно теплое отношение и чувствовать себя в безопасности.
Это связано с различным пониманием ислама в разных регионах страны. В Хунзе люди придерживаются особого взгляда на религию. Оставаясь глубоко верующими, они не столь радикальны, как представители других направлений, не скрывают свои лица, всегда с радостью приглашают в гости, женщины могут фотографироваться и общаться наравне с мужчинами.
Здесь, в отличие от других регионов страны, практически не бывает случаев агрессии или насилия. При первой же остановке я в полной мере ощутил разницу, когда женщины, мужчины и девушки с интересом обступили меня, приглашали в дом, готовые поддержать общение. К слову, в большинстве других мест такая инициатива чаще всего исходит от мужчин, а общение с представительницами противоположного пола более-менее свободное только в Исламабаде и его окрестностях.
Хунза уже давно потеряла статус таинственной Шангри-Ла, который имела когда-то. Через долину проходит отличное скоростное шоссе, связывающее страну с Китаем и им же и построенное. Однако это место не потеряло своего очарования. Величественные горы с покрытыми снегом вершинами, переливающиеся на солнце ледники и шум горных рек, красота цветущих весной абрикосовых садов, которым позавидует знаменитая японская сакура, — все это до сих пор влечет сюда любителей гор, свежего воздуха и захватывающих дух пейзажей.
Как в Каримабаде, так и в Верхней Хунзе построено несколько отелей, некоторые весьма комфортабельные. И хотя туристов тут пока немного, в сезон отели обычно не пустуют. При этом нельзя сказать, что жизнь обычных людей за это время сильно изменилось — как правило, это все тот же тяжелый труд, который позволял выживать в этих местах их предкам. Особенно меня поразил барьер из камней, выложенных жителями одной деревни: оказалось, обновлять его нужно каждый год, и эту тяжелейшую работу до сих выполняют почти вручную. Не делать барьер тоже нельзя, так как иначе сель и камнепады просто уничтожат маленькую деревню.
«Мир, любовь и поддержка»
Когда я подошел познакомиться к людям, работавшим в поле, один из моих собеседников неожиданно хорошо заговорил по-английски, а при прощании, порывшись в карманах, протянул визитную карточку научного сотрудника одного из пакистанских институтов. «Здесь у всех, даже у тех, кто состоит на государственной службе и получает зарплату, всегда есть свое натуральное хозяйство. Приходя со службы, мы идем работать на свое поле, иначе не выжить», — сообщил он печальный факт с улыбкой.
Позже мой провожатый захотел показать мне красивое озеро недалеко в горах, и мы, оставив машину, пошли вверх по маленькой тропинке. Чуть в стороне я заметил совсем пожилую женщину, которая перегоняла стадо барашков через горы на соседнее пастбище. Меня поразила ловкость и скорость, с которой эта немолодая пакистанка не только сама взбиралась по узкой горной тропинке, но в сложных местах еще и помогала перебраться ягнятам. Этот эпизод заставил меня вспомнить о теме долгожительства.
Один из моих собеседников посетовал, что последние долгожители умерли в середине XX века, и виной тому — нарушение изоляции региона. Другие говорили, что и сейчас в Хунзе немало пожилых людей с отличным здоровьем. Большинство же сходятся на том, что это просто красивая выдуманная история. Один человек как-то даже выдвинул версию, согласно которой в Хунзе всегда считали года за два: прошла зима — прибавили год, пережили лето — еще один, так и появились в здешних местах долгожители.
Интересный диалог случился у меня на школьном дворе в Верхней Хунзе с одним из учителей. «Главная беда Пакистана — в неверном понимании ислама. Это вообще беда нашей религии. Слишком много необразованных людей, слишком много желающих извратить смысл нашей религии и использовать это в своих, часто преступных целях. У нас в школе дается классическое образование, но вместе с тем мы прививаем детям правильные ориентиры. Все дети у нас одинаково уважительно относятся ко всем религиям и знают, что ислам учит единству и миру, любви к другому человеку, уважению своих обычаев, предков и самих себя. Мы не сторонники строгих внешних ограничений, но в наших семьях царят мир, любовь и поддержка», — рассуждал преподаватель о жизни пакистанцев.
«Ведь и сейчас в соседних ущельях у нас говорят на разных языках — это свидетельство того, что многие века народности, жившие на расстоянии 50 километров через горы, почти не контактировали, жили изолировано, и развитие шло разными путями. Многие приезжают к нам узнать секрет долголетия, записывают рецепты наших блюд. На мой взгляд, это совсем не главное. Ведь жизнь человека в первую очередь определяет вера, его мировоззрение, характер. Если человек живет в любви и гармонии, то самые сложные жизненные условия закаляют, делают нас сильнее, а не разрушают. И это, на мой взгляд, самое ценное. Это то, чему мы стараемся учиться сами и учить наших детей и внуков», — поделился школьный учитель.
В последний день недалеко от центральной площади ко мне подошла пожилая женщина и, наклонившись, поцеловала мою руку. Благословив меня с улыбкой, она отмахнулась от фотоаппарата и пошла по своим делам. Тогда я уже знал, что это одна из местных традиций и не означает ничего, кроме большого уважения. Но, глядя в глаза этой повидавшей жизнь женщины, я увидел столько света, силы, жизни и любви, которыми она без сомнения поделилась со мной — совершенно незнакомым человеком, что в этот момент я понял: поездка за чудом не была напрасной. А Хунза действительно удивительное место, но не из-за долгожителей, не из-за чудесных рецептов и даже не из-за прекрасных гор, которые тут действительно поражают величием, а из-за людей — их великодушия, веры и отношения к жизни.
Сцены повседневной жизни Пакистана (45 фото)
Пакистан с населением около 170 миллионов человек сильно страдает от внешних и внутренних конфликтов. Продолжаются атаки террористов на представителей правительства, военных и гражданских, а войска НАТО обстреливают границу страны с Афганистаном. Лидеры Пакистана оказались в опасном положении в своих попытках поддерживать хорошие отношения с Западом, принимая миллиарды долларов международной помощи, и при этом пытаясь умаслить громкие и иногда жестокие антизападные группы. А среди всех этих трудностей обычная жизнь в Пакистане продолжается, и большая часть населения сосредоточена на повседневных делах. В этом выпуске собраны недавние фотографии из Пакистана.
Пакистанский мальчик с дровами на голове на закате на окраине Исламабада. (AP Photo/Muhammed Muheisen)
Юная индуска прикрывает лицо, прибыв в храм Шри Хингладж Мата во время паломничества в пакистанскую провинцию Белуджистан. Тысячи пакистанцев и индийцев приняли участие в ежегодном четырехдневном паломничестве в храм, глубоко почитаемый индусами. (Reuters/Akhtar Soomro)
Представитель войск, занятых в операциях по борьбе с талибами, на месте взрыва придорожного фугаса на окраине Пешавара. (AP Photo/Mohammad Sajjad)
Пакистанские дети в вагончике канатной дороги в Равалпинди. (AP Photo/Muhammed Muheisen)
Пакистанский ребенок с буйволами в жару в Равалпинди. Жители Равалпинди и Исламабада страдают от жары, а отсутствие электричества только усугубляет положение. (AP Photo/B.K.Bangash)
Пакистанские шахтеры в туннеле во время спасательной операции в одной из шахт провинции Белуджистан. В результате взрывов и обрушения шахты погибли семь человек и еще 41 оказался в ловушке. (Banaras Khan/AFP/Getty Images)
Два пакистанца на телеге во время ливня на окраине Исламабада. (AP Photo/Muhammed Muheisen)
Сторонники пакистанской религиозной партии Джамаат-и-Ислами в Карачи слушают своих лидеров на митинге против США и их нарушении пакистанского суверенитета в результате убийства Усама бен Ладена. (AP Photo/Shakil Adil)
Рабочий на заводе накануне Международного дня солидарности трудящихся в Лахоре. (Reuters/Mohsin Raza)
Танк пакистанской армии во время учений у горного хребта Кхудаи в округе Музаффаргарх. (Reuters/Adrees Latif)
Лидер пакистанского христианского меньшинства Дж.Салик обсыпает себя пеплом в Исламабаде в знак протеста против сожжения Корана американским священником Терри Джонсом. Пакистан строго осудил «намеренное осквернение» Корана священником из Флориды, назвав это большой проблемой в долгих попытках установления гармонии и мира между странами. (Aamir Qureshi/AFP/Getty Images)
Рабочий поправляет рекламный щит в коммерческом районе Карачи. (Reuters/Akhtar Soomro)
Пакистанская девочка в пасмурный день на грязной дороге в трущобах на окраине Исламабада. (AP Photo/Muhammed Muheisen)
Деревья в паутине в пострадавшем от наводнения районе К.Н.Шах, недалеко от Даду в провинции Синдх 7 декабря 2010 года. Деревья-коконы стали последствием бегства пауков от паводковых вод. Хотя местные жители ничего подобного никогда не видели, они признают, что москитов в районе стало намного меньше, а значит и риск заболевания малярией упал. (Reuters/Department for International Development/Russell Watkins)
Вид с воздуха на палатки беженцев в городе Сехван. Катастрофические ливни, шедшие в стране в июле и августе 2010 года, нанесли вред 20 миллионам людей, уничтожив 1,7 миллионов домов и повредив 5,4 миллиона акров земли. (Rizwan Tabassum/AFP/Getty Images)
Четырехлетний Беназир у палатки своей семьи в поселке Адам Кхан, в 30 км от Даду в провинции Синдх. Спустя более чем полгода после катастрофического по масштабам наводнения в Пакистане жертвы одной из крупнейших природных катастроф в мире до сих пор нуждаются в гуманитарной помощи. (Reuters/Akhtar Soomro)
Пакистанские полицейские допрашивают свидетеля после атаки талибов в Пинди Гхеб, в 110 км от Исламабада. Талибы убили семь человек, включая четырех представителей полиции, на главной дороге на северо-запад из пакистанской столицы. (Farooq Naeem/AFP/Getty Images)
Пакистанские дети на каруселях в трущобах Исламабада. (AP Photo/Anjum Naveed)
Пакистанец дезинфицирует улицы Лахора против москитов. В городах по всему Пакистану проходят акции по уничтожению москитов, чтобы защитить граждан от малярии и лихорадки на летний период. (Reuters/Mohsin Raza)
Индийские верующие взбираются к кратеру грязевого вулкана, чтобы исполнить ритуал подношения кокосов во время паломничества в храм Шри Хингладж Мата в провинции Белуджистан. Тысячи верующих из Пакистана и Индии приняли участие в ежегодном четырехдневном паломничестве в храм, считающийся для индийцев священным. (Reuters/Akhtar Soomro)
Сын помогает пакистанскому рыбаку Фиде Кхану (слева) установить сеть перед приливом на пляже Карачи. (AP Photo/Shakil Adil)
Дети с игрушечными пистолетами недалеко от места, где был убит Усама бен Ладен в Абботтабаде. (Aamir Qureshi/AFP/Getty Images)
Сторонница пакистанской группы Джамаат-и-Ислами на митинге в Карачи против запрета на ношение паранджи во Франции. (AP Photo/Shakil Adil)
Сикхский храм, украшенный в честь фестиваля Баисакхи в Хасан Абдале. Трехдневный сикхский фестиваль Баисакхи начался 13 апреля с участия в нем сикхов из Индии, Пакистана и других стран. (AP Photo/B.K.Bangash)
Люди пересекают границу из Афганистана в Пакистан в пограничном городке Чаман. 150 тысяч людей ежедневно пересекают границу Афганистана и Пакистана. (AP Photo/Anja Niedringhaus)
Боевики «Талибана» в полицейском участке в Карачи. (AP Photo/Shakil Adil)
Пакистанские мальчики в поле на закате на окраине Исламабада. (AP photo/Nathalie Bardou)
Модель в наряде от пакистанского дизайнера на неделе моды в Лахоре. (AP Photo/K.M.Chaudary)
0-летний Памзан Ахмед шьет футбольные мячи на заводе в Сиалкоте – городе, который веками производит спортивные товары.
. Ребенок на куче мандаринов на рынке в Пешаваре. (Reuters/Fayaz Aziz)
Зрители на боях собак у деревни Лора в округе Абботтабад, провинция Кхибер. Собачьи бои и других формы борьбы между животными очень популярны в сельских местностях, где живет около 70% 170-миллионного населения. (Farooq Naeem/AFP/Getty Images)
Верующий молится перед костром у храма мусульманского святого Мадху Шах Лал Хусейн в Лахоре. Сотни верующих пришли на трехдневный фестиваль, известный как фестиваль фонарей в память о святом 16-го века. (Reuters/Mohsin Raza)
Охранник на крыше во время религиозного экзамена студентов в семинарии в Карачи. Около 2300 студентов приняли участие в экзамене. (Reuters/Athar Hussain)
Пакистанец чистит копыто осла в ожидании открытия магазинов на рынке в Карачи. (Reuters/Akhtar Soomro)
Пакистанская девочка у окна мечети на ежедневном религиозном уроке в трущобах на окраине Исламабада. (AP Photo/Muhammed Muheisen)
Пакистанец плавит плату, чтобы извлечь детали. Снимок сделан в мастерской в Карачи. (Reuters/Athar Hussain)
. Пакистанка собирает урожай пшеницы в Лахоре. (AP Photo/K.M.Chaudary)
Пакистанские торговцы лепестками роз в ожидании клиентов на цветочном рынке в Лахоре. (Arif Ali/AFP/Getty Images)
Полицейский поправляет заградительную ленту на месте теракта в округе Новшера, на северо-западе Пакистана. В результате теракта у здания окружного суда погибла женщина-констебль и еще один человек. (Reuters/Akhtar Soomro)