паганини биография кратко для детей
Николо Паганини был третьим ребенком в семье Антонио Паганини и Терезы Боччардо, имевших шестерых детей. Антонио в молодости работал грузчиком в порту, но чуть позднее открыл собственную лавочку. Его жена вела домашнее хозяйство. Однажды Терезе приснился ангел, который предрек ребенку, которого она должна была родить, блестящее музыкальное будущее. Когда женщина рассказала о сне супругу, тот невероятно обрадовался, ведь и сам очень любил музыку. Антонио постоянно музицировал на мандолине, чем сильно раздражал соседей и супругу.
Отец, уверовав в вещий сон, начал усиленно заниматься с Никколо уроками игры на скрипке. С первых занятий становится ясно, что ребенок одарен от природы тончайшим слухом. Поэтому детские годы малыша прошли в изнуряющих занятиях, от которых даже сбегал. Но отец применял крайние меры, закрывая сына в темном сарае и лишая куска хлеба. Все это впоследствии сказалось на его и без того слабом здоровье.
Однако Никколо сам все более увлекался инструментом и усердно работал, надеясь найти еще неизвестные сочетания звуков, которые удивили бы слушателей. Неизвестно, посещал ли Паганини школу. Возможно, читать и писать он научился позднее. В его письмах, написанных в зрелом возрасте, встречаются орфографические ошибки, однако он имел некоторые знания в литературе, истории, мифологии.
А вот первые собственные композиции Паганини начал создавать очень рано. Таким образом, уже в 8 лет он порадовал родственников скрипичной сонатой.
Первый публичный концерт музыкант дал 31 июля 1795 года в театре Сант-Агостино города Генуи. Вырученные средства пошли на то, чтобы мальчик (а Никколо в тот год исполнилось всего 13) отправился в Парму – обучаться у известного скрипача и педагога Алессандро Ролла. Когда семейство Паганини (отец и сын) приехали к Алессандро Ролла, тот отказался их принимать из-за болезни. Но рядом с комнатой преподавателя лежала скрипка и ноты только вчера написанного сочинения.Тогда Никколо взял инструмент и тут же сыграл произведение – удивленный педагог, услышав исполнение Паганини, вышел к гостям и сказал, что он уже не может ничему научить мальчика – тот и сам все умеет.
Никколо оттачивал свое мастерство по несколько часов в день, он занимался до полного изнеможения и постоянно придумывал себе новые упражнения. Один из его учителей, виолончелист Гаспаре Гиретти давал Паганини уроки гармонии и контрапункта. В пору этих занятий Никколо под его руководством сочинил, используя лишь перо и чернила, «24 четырехголосную фугу».
Осенью 1796 года Никколо возвратился в Геную.
В начале 1797 года Паганини со своим отцом начал первое концертное путешествие, в их маршрут были включены Милан, Болонья, Флоренция, Пиза, Ливорно. В городах собираются огромные залы, люди хотят посмотреть на юного скрипача. Каприсы Паганини совершили революцию в мире скрипичной музыки. Каждая миниатюра из них звучит бесподобно, вызывая у слушателя и смех, и слезы, и дикий ужас одновременно. В Ливорно Никколо дал немного концертов, остальное время он посвятил совершенствованию своей техники и занимался самостоятельно без преподавателей. Взяв на вооружение приемы мастеров прошлого, Паганини неустанно совершенствовался в исполнении переходов, стаккато, пиццикато, необычных аккордов, диссонансов, стремился к верному извлечению звуков при самой высокой скорости, занимаясь до полного изнеможения. Известность его как выдающегося скрипача росла необычайно.
В декабре 1801 года Паганини получил должность первой скрипки Луккской республики. В этом городе он провел несколько лет. Первой (а возможно, и самой сильной) любовью композитора стала знатная дама, чье имя он всегда скрывал и с которой он прожил 3 года в ее поместье в Тоскане. В те годы он открыл для себя гитару и написал для нее и скрипки 12 сонат, а также пристрастился к картам. Часто он проигрывал все, и, по его словам, «только мое собственное искусство могло спасти меня». Однако он нашел в себе силы отказаться от азартных игр и более никогда не прикасался к картам.
В 1808 году Паганини получил длительный отпуск и отправился с концертами по Италии. Постепенно у него сформировалась своя собственная, отличная от других скрипачей, исполнительская манера. Известность ему принесли его необычный вид и поведение во время концертов. Залы на его выступлениях заполняли не только ценители высокого искусства, но и публика, привлеченная внешними эффектами и невероятными приемами игры, которые демонстрировал Паганини. Маэстро мог исполнять произведения, даже если на скрипке не хватало одной или нескольких струн (например, когда на его концерте лопалася струна, он продолжал играть, не прерываясь). А ко Дню рождения императора Паганини написал сонату «Наполеон» для одной струны (соль).
Николо Паганини говорил, что у него были отношения с Элизой Бонапарт – старшей сестрой Наполеона. Музыкант был капитаном ее личной гвардии и имел титул «придворного виртуоза»: давал концерты и руководил спектаклями.
Во второй половине 1808 года Паганини по приглашению Элизы Бонапарт приехал во Флоренцию.
Итальянский гитарист и композитор Луиджи Пиккьянти рассказал первому биографу Паганини Конестабиле о случае, недавно произошедшем в пору пребывания музыканта во Флоренции, который в полной мере демонстрирует его исключительное мастерство. Паганини должен был исполнить в доме одного из придворных под аккомпанемент на рояле «Сонату» Гайдна. Музыкант сильно задержался, а когда пришел, чтобы не заставлять ждать слушателей, начал играть, не проверив настроена ли скрипка. Он играл великолепно, вводя по собственному усмотрению импровизации. После первой части произведения Паганини обнаружил, что «ля» на скрипке отличается от «ля» на рояле на целый тон. Пиккьянти, который прекрасно разбирался в музыке, по собственному признанию, был поражен: Паганини для верного исполнения «Сонаты» при таком произвольном настрое скрипки должен был мгновенно переделать всю аппликатуру, слушатели же ничего не заметили.
Далее его творческий путь продолжается уже в Милане. В театре «Ла Скала» Николо настолько очарован увиденным танцем ведьм из балета «Свадьба Беневенто», что за один вечер написал вариации для оркестровой скрипки на эту тему, ставших одними из самых знаменитых в его творчестве – «Ведьмы», вариации на тему балета «Орех Беневенто» для скрипки с оркестром (“Вариации на четвертой струне”). Премьера произведения состоялась на его сольном концерте в «Ла Скала» 29 октября 1813 года. Миланский корреспондент лейпцигской музыкальной газеты сообщил, что публика была глубоко потрясена: вариации на четвертой струне настолько изумили всех, что музыкант повторил их по настоятельному требованию публики. Вслед за тем Паганини в течение шести недель дал одиннадцать концертов, которые имели неизменно особый успех.
В 1821 году Паганини прерывает концертную деятельность по причине затяжной изнурительной болезни. Дела идут настолько плохо, что он просит приехать мать, чтобы успеть попрощаться. Николо терзают сразу несколько болезней: лихорадка, кашель, туберкулез, ревматизм и кишечные спазмы. Даже именитый врач не мог гарантировать выздоровление. Даже во время болезни талантливый музыкант не оставляет творчество и слабыми руками перебирает гитарные струны, обдумывая композиции. Молитвы матери не проходят даром, и Паганини выздоравливает, правда надрывный кашель остается на годы.
Окрепнув, Паганини дает 5 концертов в Павии и составляет 20 новых произведений. Последующие годы мужчина путешествует, выступая в Германии, Риме, Вестфалии, Франции. Теперь билеты на выступления Паганини стоят огромных денег, талантливый скрипач зарабатывает материальное положение и даже покупает себе титул барона.
27 декабря 1808 года в масонской ложе Великого Востока Паганини исполнил масонский гимн, написанный им на слова Ланчетти. В протоколах ложи подтверждено масонство Паганини.
В возрасте 34 лет Паганини увлекся 22-летней певицей Антонией Бьянки, которой он помогал с подготовкой сольного выступления.
Пара жила настолько странно, что неоднократно привлекала внимание окружающих. Антония любила Николо, но постоянно изменяла ему. Девушка объясняла это тем, что человек часто болел, а ей не хватало внимания. Собственные измены певица не скрывала. Паганини тоже в долгу не оставался и заводил интрижки с кем попало.
В 1825 году у пары рождается сын, которого назвали Ахилл. Скрипач, который мечтал о детях, безумно обрадовался этому факту. Чтобы создать ребенку условия и обеспечить дальнейшую жизнь, молодой отец погрузился в творчество и зарабатывание капитала. Не забывая при этом уделять внимание любимому Ахиллу. Супруги разошлись, когда ребенку исполнилось 3 года. Никколо добился единоличной опеки над малышом.
Несмотря на любовные приключения, по-настоящему привязан он был только к одной женщине – Элеоноре Де Лука. С юности и до зрелости мужчина посещал возлюбленную, которая покорно принимала блудного Николо.
Постоянные гастроли и частые выступления подорвали здоровье музыканта. В сентябре 1834 года Паганини решил закончить свою концертную карьеру и вернулся в Геную. Он постоянно болел, однако в конце декабря 1836 года выступил в Ницце с тремя концертами.
Осенью 1839 года Паганини приехал посетить Геную, но поездка далась нелегко. Великого виртуоза подкосил туберкулез, за который мужчину мучил изнуряющий кашель и отечность ног. Последние месяцы перед смертью он даже не выходил из дома.
В 1840 году болезнь поглотила Николо, который и на смертном одре пальцами перебирал струны любимой скрипки, не в силах поднять смычок. В этом же году великий музыкант умер.
По одной из версий, церковнослужители запретили предавать тело земле за то, что перед смертью человек не исповедовался. Паганини кремировали, а прах сохраняла Элеонора Де Лука. С другого источника следует, что Никколо похоронили в Валь-Польчевере, а через 19 лет Ахилл добился захоронения останков отца на Пармском кладбище.
смотрите также ноты произведений Паганини:
Имя Паганини всегда было окружено некой таинственностью, чему содействовал и он сам, говоря о каких-то необычайных секретах своей игры, которые он обещал обнародовать только после окончания своей карьеры. На самом деле, непревзойденный успех Паганини лежал не только в глубоком музыкальном даровании этого артиста, но и в необычайной технике, в безукоризненной чистоте, с которой он исполнял труднейшие пассажи, и в новых горизонтах скрипичной техники, открытой им.
Работая усердно над произведениями Корелли, Вивальди, Тартини, Виотти, он сознавал, что богатые средства скрипки не вполне еще угаданы этими авторами. Паганини был настоящим виртуозом, обладавшим чрезвычайно яркой индивидуальностью, основывая свою игру на оригинальных технических приемах, которые он исполнял с непогрешимой чистотой и уверенностью. Паганини обладал драгоценной коллекцией скрипок Страдивари, Гварнери, Амати, из которых свою замечательную и наиболее любимую и известную скрипку работы Гварнери завещал родному городу Генуе, не желая, чтобы какой-нибудь другой артист на ней играл.
Скрипка, на которой играл великий мастер, после его смерти получила имя «Вдова Паганини».
Никколо Паганини
Никколо Паганини (1782-1840) – итальянский скрипач-виртуоз, композитор. Также играл на мандолине, альте и гитаре. Был самым знаменитым скрипичным виртуозом своего времени, оставив свой след как один из столпов современной техники игры на скрипке.
В биографии Паганини есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.
Итак, перед вами краткая биография Никколо Паганини.
Биография Паганини
Никколо Паганини появился на свет 27 октября 1782 г. в итальянском городе Ницца. Он рос и воспитывался в многодетной семье, где был у родителей третьим из 6 детей.
Отец скрипача, Антонио Паганини, трудился грузчиком, однако позже открыл свою лавку. Мать, Тереза Боччардо, занималась воспитанием детей и вела домашнее хозяйство.
Детство и юность
Паганини родился раньше положенного срока и был весьма болезненным и слабым ребенком. Когда ему исполнилось 5 лет, отец заметил у него способности к музыке. В результате глава семейства начал обучать сына игре на мандолине, а затем и на скрипке.
По словам Никколо, отец всегда требовал от него дисциплины и серьезного увлечения музыкой. Когда он делал что-то не так, Паганини-старший наказывал его, что сказалось на и без того слабом здоровье мальчика.
Однако уже вскоре, ребенок сам проявил огромный интерес к скрипке. В тот момент биографии он пытался отыскать никому неизвестные сочетания нот и тем самым удивить слушателей.
Под строгим надзором Антонии Паганини, Никколо по многу часов в день проводил за репетициями. Вскоре мальчика отправили на обучение к скрипачу Джованни Черветто.
К тому времени Паганини сочинил уже немало музыкальных произведений, которые мастерски исполнял на скрипке. Когда ему едва исполнилось 8 лет, он представил свою сонату. Спустя 3 года юное дарование регулярно приглашали играть на богослужениях в местных храмах.
Позже Джакомо Коста в течение полугода занимался обучением Никколо, благодаря чему скрипач еще лучше овладел инструментом.
Музыка
Первый публичный концерт Паганини дал летом 1795 г. На собранные средства отец планировал отправить сына в Парму для обучения у известного виртуоза Алессандро Ролла. Когда его игру услышал маркиз Джан Карло ди Негро, он помог юноше встретиться с Алессандро.
Интересен факт, что в день, когда отец с сыном приехали к Ролла, тот отказался их принимать, поскольку плохо себя чувствовал. Рядом со спальней больного Никколо увидел партитуру концерта, написанного Алессандро, и лежащую рядом скрипку.
Паганини взял инструмент и безукоризненно сыграл весь концерт. Услышав фантастическую игру мальчика, Ролла испытал огромное потрясение. Когда тот доиграл до конца больной признался, что уже ничему не сможет его научить.
Однако он порекомендовал Никколо обратиться к Фердинандо Паэру, который в свою очередь познакомил вундеркинда с виолончелистом Гаспаре Гиретти. В результате, Гиретти помог Паганини усовершенствовать свою игру и достичь еще большего мастерства.
В тот период биографии Никколо с помощью наставника создал, используя только перо и чернила, «24 4-голосные фуги».
В конце 1796 г. музыкант вернулся домой, где по просьбе гастролировавшего Родольфа Крейцера с листа исполнил сложнейшие пьесы. Известный скрипач с восхищением слушал Паганини, предрекая ему всемирную славу.
В 1800 г. Никколо дал 2 концерта в Парме. В скором времени отец скрипача занялся организацией концертов в разных итальянских городах. Послушать Паганини стремились не только понимающие в музыке толк люди, но и простой народ, вследствие чего на его концертах не было свободных мест.
Никколо неустанно усовершенствовал свою игру, используя необычные аккорды и стремясь к точному воспроизведению звуков при наивысшей скорости исполнения. Скрипач упражнялся по многу часов в день, не жалея времени и сил.
Однажды во время выступления у итальянца лопнула струна на скрипке, однако он с невозмутимым видом все равно продолжил игру, вызвав бурные аплодисменты зрителей. Интересно, что для него не было в новинку играть не только на 3-х, но и на 2-х, и даже на одной струне!
В то время Никколо Паганини создал 24 фантастических каприса, совершивших переворот в скрипичной музыке.
Рука виртуоза коснулась к сухим формулам Локателли, и произведения приобрели свежие и яркие краски. Подобное не удавалось сделать ни одному другому музыканту. Каждое из 24 каприччо звучало бесподобно.
Позже Никколо решил продолжить гастролировать без отца, поскольку больше не мог терпеть его жестких требований. Опьяненный свободой он отправляется в длительные гастроли, которые сопровождаются азартными играми и любовными похождениями.
В 1804 г. Паганини вернулся в Генную, где создал 12 скрипичных и гитарных сонат. Позднее он снова отправился в герцогство Феличе Бачокки, где трудился дирижером и камерным пианистом.
На протяжении 7 лет музыкант служил при дворе, играя перед высокопоставленными лицами. К тому моменту биографии ему сильно захотелось сменить обстановку, вследствие чего он отважился на решительный шаг.
Чтобы избавиться от дворянских пут Никколо пришел на концерт в форме капитана, наотрез отказавшись переодеваться. По этой причине он был изгнан Элизой Бонапарт, старшей сестрой Наполеона, из дворца.
После этого Паганини обосновался в Милане. В театре «Ла Скала» его так сильно поразил танец колдуний, что он написал одно из самых известных своих произведений – «Ведьмы». Он продолжил гастролировать по разным странам, приобретая все большую популярность.
В 1821 г. здоровье виртуоза настолько ухудшилось, что он уже не мог выступать на сцене. Его лечением занялся Сиро Борда, который делал пациенту кровопускания и втирал ртутную мазь.
Никколо Паганини одновременно мучали лихорадка, частый кашель, туберкулез, ревматизм и кишечные спазмы.
Со временем здоровье мужчины пошло на поправку, вследствие чего он дал 5 концертов в Павии и написал около двух десятков новых произведений. Затем он вновь отправился на гастроли по разным странам, но теперь уже билеты на его концерты стоили значительно дороже.
Благодаря этому Паганини стал настолько богатым, что приобрел себе титул барона, который передавался по наследству.
Интересен факт, что в свое время в масонской ложе Великого востока скрипач исполнил масонский гимн, автором которого был он сам. Стоит заметить, что в протоколах ложи есть подтверждение того, что Паганини был ее членом.
Личная жизнь
Несмотря на то, что Никколо не был красавцем, он пользовался успехом у женщин. В молодости у него был роман с Элизой Бонапарт, которая приблизила его ко двору и оказывала ему поддержку.
Именно тогда Паганини написал знаменитые 24 каприса, выразив в них бурю эмоций. Эти произведения до сих пор вызывают восторг у слушателей.
После расставания с Элизой парень познакомился с дочерью портного Анджелиной Каванной, пришедшей на его концерт. Молодые люди понравились друг другу, после чего отправились в Парму на гастроли.
Через пару месяцев девушка забеременела, вследствие чего Никколо решил отправить ее в Геную к родственникам. Узнав о беременности дочери, отец Анджелины обвинил музыканта в развращении его любимого дитя и подал в суд.
В ходе судебных разбирательств Анджелина родила ребенка, который вскоре скончался. В итоге, Паганини выплатил назначенную сумму денег семье Каванно в качестве компенсации.
Никколо Паганини и Антония Бьянки
Затем у 34-летнего виртуоза начался роман с певицей Антонией Бьянки, которая была младше его на 12 лет. Влюбленные нередко изменяли друг другу, по причине чего их отношения было сложно назвать крепкими. В этом союзе родился мальчик Ахилл.
В 1828 г. Никколо решает расстаться с Антонией, забрав с собой 3-летнего сына. Чтобы обеспечить Ахиллу достойное будущее музыкант беспрерывно гастролировал, требуя от организаторов огромных гонораров.
Несмотря на отношения со многими женщинами, привязан Паганини был только к Элеоноре дэ Лука. На протяжении всей жизни он периодически навещал возлюбленную, которая была готова принять его в любой момент.
Смерть
Бесконечные концерты нанесли большой вред здоровью Паганини. И хотя он имел много денег, позволявших ему лечиться у лучших докторов, избавиться от своих недугов ему так и не удалось.
В последние месяцы своей жизни мужчина уже не выходил из дома. У него сильно болели ноги, а болезни уже не поддавались лечению. Он настолько ослаб, что не мог даже удерживать смычок. В результате, рядом с ним лежала скрипка, струны которой он просто перебирал пальцами.
Никколо Паганини умер 27 мая 1840 г. в возрасте 57 лет. Он обладал драгоценной коллекцией скрипок Страдивари, Гварнери и Амати.
Свою любимую скрипку, работы Гварнери, музыкант завещал родному городу Генуе, поскольку не хотел, чтобы на ней играл кто-либо другой. После кончины виртуоза эту скрипку прозвали «Вдовой Паганини».
Фото Паганини
Краткая биография Паганини
Никколо Паганини родился 27 октября 1782 года в Генуе в семье мелкого лавочника Антонио Паганини и Терезы Боччардо.
С пяти лет, заметив интерес сына к музыке, отец начал обучать Никколо игре на мандолине, а с шести лет на скрипке. Антонио очень строго наказывал сына, если ему казалось, что мальчик не очень усерден. В дальнейшем Никколо писал, что эти наказания сильно подорвали его здоровье. Через некоторое время отец отправляет Никколо обучаться к скрипачу Джованни Черветто. Уже к одиннадцати годам мальчик часто выступал в соборах Генуи. В это же время Никколо Паганини начинает сочинять свои произведения, но, к сожалению, они не сохранились. Желая продолжить обучение у известных преподавателей, 31 июля 1795 года Никколо выступает с первым самостоятельным концертом, чтобы собрать средства для этого. На концерте Паганини исполнил свое произведение «Вариации на тему Карманьолы», которое очень понравилось публике. После этого выступает еще с несколькими концертами в разных городах Италии, и в 1796 году, собрав необходимые для обучения средства, отправляется в Парму, где начинает учиться у известного скрипача Алессандро Ролла и виолончелиста Гаспаре Гиррети. В этот период Паганини сочиняет «24 четырехголосные фуги». В следующем году Никколо вновь отправляется с концертами по городам Италии, но вынужден прервать свое турне из-за революционных событий, и семья Паганини переезжает жить в загородный дом, где мальчик продолжает самостоятельно совершенствовать свое мастерство.
В 1801 году Никколо Паганини покидает отчий дом и уезжает в Лукку, где вскоре получает должность первой скрипки Луккской республики. В это время у Паганини появляется страсть женщинам и картам. Но вскоре пагубное пристрастие к картам он смог победить. На этот же период приходится роман со знатной дамой, имя которой не известно. Паганини три года прожил в имении своей возлюбленной, которая увлекалась гитарой. Никколо тоже заражается этой любовью и начинает сочинять музыку для гитары. С 1805 по 1810 года Паганини был придворным музыкантом при дворе Элизы Бонапарт в Лукке. В этот период Паганини сочиняет «Наполеон» ко дню рождения императора и исполняет это произведение на одной четвертой струне.
После ухода с придворной службы Паганини предпринимает несколько поездок с концертами по городам Европы. Слава его растет после каждого выступления. В 1811 году сочиняет «Первый концерт ре мажор». А в 1813 первый сольный концерт в миланском оперном театре «Ла Скала», где он впервые исполняет своих известных «Ведьм». В этот период Никколо Паганини знакомится с певицей Антонией Бьянки и у них начинаются отношения. В 1825 году у пары рождается сын Ахилл, а уже через три года Никколо и Антония расстаются. Паганини смог добиться единоличного опекунства над сыном. В 20х-30х года дает много концертов по всей Европе.
К концу тридцатых здоровье Паганини сильно ухудшается и ему приходится отказаться от концертной деятельности. В 1839 году последний раз посещает родную Геную.
Умер Никколо Паганини 27 мая 1840 года в Ницце. Из-за того, что Паганини не причастился перед смертью, сын не смог получить разрешение от священников на захоронение. Похоронить Никколо Паганини удалось лишь в 1876 году в Парме. В 1896 году прах скрипача и композитора был перенесен на кладбище Делла Виллетта в Парме, где и находится в настоящее время могила Никколо Паганини.
Биография Никколо Паганини
27 октября 1782 года родился Никколо Паганини (Niccol Paganini), итальянский скрипач и композитор.
Итальянский скрипач виртуоз и композитор Никколо Паганини (Niccolо Paganini) родился 27 октября 1782 года в городе Генуе (Италия) в семье мелкого торговца.
С четырех лет Паганини начал заниматься музыкой, обучался игре на скрипке, мандолине и гитаре. Учителями будущего композитора сначала был отец, большой любитель музыки, а затем Джакомо Коста – скрипач собора Сан Лоренцо.
Первый концерт Паганини состоялся в Генуе, когда ему было 11 лет. Среди исполняемых сочинений в нем прозвучали и собственные вариации юного музыканта на тему французской революционной песни Карманьола.
Благодаря маркизу Джанкарло ди Негро, генуэзскому аристократу и меломану, Никколо смог продолжить образование у виолончелиста Гаспаро Гиретти. Он заставлял сочинять музыку без инструмента, развивая способность слышать внутренним слухом. За несколько месяцев Никколо сочинил 24 фуги для фортепиано в четыре руки. Им были также написаны два скрипичных концерта и различные пьесы, которые не дошли до нашего времени.
В 1797 году, после краткого периода занятий в Парме со скрипачом и преподавателем Алессандро Роллой, Паганини совершил свое первое концертное турне.
Юный музыкант с большим успехом выступал в итальянских городах – Флоренции, Пизе, Ливорно, Болонье и Милане.С 1801 по 1804 год Паганини жил в Тоскане. Именно к этому периоду относится создание знаменитых каприччи для скрипки solo.
В 1805 году в расцвете исполнительской славы музыкант сменил концертную деятельность на придворную службу в Лукке камерным пианистом и дирижером оркестра, но в 1808 году вернулся к концертированию.
В 1811 году он сочинил Первый концерт ре мажор для скрипки с оркестром, в 1826 году – Второй концерт си минор для скрипки с оркестром.
Своеобразие манеры игры, легкость владения инструментом вскоре принесли ему известность в масштабах всей Италии. Паганини неоднократно выступал в театре «Ла Скала».
С 1828 по 1834 год он дал сотни концертов в крупнейших городах Европы, которые вызвали восторженную оценку композиторов Франца Шуберта, Роберта Шумана, Фредерика Шопена, Джоаккино Россини, поэта Генриха Гейне, писателей Иоганна Гете, Оноре Бальзака, Tеодора Гофмана. Феномен Паганини оказал сильнейшее воздействие на творчество композитора Ференца Листа, называвшего игру итальянского маэстро «сверхъестественным чудом».
Творческий путь Паганини был внезапно прерван в 1834 году, причинами чего стали пошатнувшееся здоровье музыканта и ряд публичных скандалов, возникших вокруг его фигуры. На родину в Геную он вернулся в 1837 году тяжело больным человеком.
В последние дни жизни Паганини мучили приступы сильного кашля, из-за которых музыкант не мог принимать пищу и говорить – писал свои просьбы на листках бумаги. Умер Паганини в Ницце 27 мая 1840 года. После смерти Паганини папская курия долго не давала разрешения на его погребение в Италии. Лишь много лет спустя, в 1876 году, прах музыканта был перевезен в Парму и захоронен там.
Паганини обладал драгоценной коллекцией скрипок работы Антонио Страдивари, семей Гварнери и Амати, из которых свою наиболее любимую и известную скрипку Джузеппе Гварнери завещал городу Генуе.
Имя Никколо Паганини стало символом наивысшей виртуозности в музыкальном исполнительстве, Он заложил основы современной скрипичной техники, оказал влияние на развитие пианизма и искусства инструментовки. Паганини был и крупнейшим композитором, одним из основоположников музыкального романтизма. Особенно популярны его 24 каприччи для скрипки solo, два концерта для скрипки с оркестром. Ему принадлежат также различные пьесы и вариации для скрипки, инструментальные ансамбли, многочисленные пьесы для гитары. Многие скрипичные произведения величайшего скрипача обработаны Ференцем Листом, Робертом Шуманом, Иоганнесом Брамсом, Сергеем Рахманиновым. Образ Никколо Паганини запечатлен Генрихом Гейне в повести «Флорентийские ночи».
Материал подготовлен на основе информации открытых источников