pad что это в музыке
Пады, пэды, подклады и картошки
В классической музыкальной теории эта техника аккомпанемента называется педалью. Сейчас многие музыканты, работающие в основном не с нотами, а с лупами, применяют слово подклад. В англоязычной литературе употребляется термин пэд (пад), что переводится как «подушка», «подклад». Но это чаще относится к характеристике тембра инструмента, а не к типу аранжировки.
Термин «педаль» ввели, очевидно, органисты, которые частенько нажимали ногой на клавишу ножной органной клавиатуры и удерживали ее, пока руками играли многоголосные полифонические хитросплетения. Эта клавиша давала басовую ноту, при переходе в другую тональность нажималась другая нота.
Кстати, второе название этого элемента в классике — органный пункт. Причем, эта басовая нота могла многократно повторяться или держаться постоянно — это характерно для классических произведений для органа, а иногда и в современной музыке.
Если бы в те времена больше была распространена шотландская музыка, то этот термин имел бы, наверное, название «мешок», поскольку многие приемы игры на волынке имеют схожую природу — длинные гудящие ноты, на фоне которых звучит мелодия.
А вот и, казалось бы, самое подходящее слово для этого явления — «фон». От того, как выбран фон, от его красок и фактуры зависит то, насколько выпукло звучит мелодия и другие элементы сопровождения (или наоборот — она почти не проступает, если фон выбран неудачно). Но с другой стороны, фоном может быть и постоянный ритмический рисунок, состоящий из коротких нот.
Пожалуй, самое удачное наименование длинных нот в аккомпанементе распространено в профессиональной музыкантской среде — «картошки». Но это название сленговое, а не официальное. Как вам, например, такая фраза: «…в среднем регистре полно крупной трехголосой картошки…».
Поэтому не будем изобретать велосипед и продолжим называть вид аккомпанемента, состоящего из длинных нот, педалью (без кавычек).
Педальные аккорды или отдельные ноты не должны звучать резко. Они могут быть густыми (обволакивающими) или наоборот — прозрачными, чуть заметными.
Инструмент или тембр, выбранный для партии педали, должен быть способен удерживать достаточно длинные ноты без заметной потери громкости (например, рояль мало подходит, орган — идеально).
Если тембр инструмента во время звучания длинной ноты меняется (эффект «вау-вау» или частотная модуляция), то это должно происходить достаточно медленно. В современной рок-музыке многие органисты во время звучания длинных нот плавно добавляют или убирают эффект «вибрато».
Атака тембра тоже не должна быть резкой — идеально, когда при смене гармонии один аккорд незаметно перетекает в другой. Причем какое-то определенное время атаки может хорошо подходить для одного темпа и быть неудачным для другого.
Если у тембра, который вы используете для фоновых партий, спад длинный, то снимать ноты следует раньше — так, чтобы послезвучие от них не налезало на новый аккорд. Величина зазора зависит от параметров тембра и темпа песни.
Чаще всего громкость фоновых аккордов должна быть максимально ровной. Но иногда хорошо слушается постепенное нарастание громкости фонового аккорда или наоборот — его медленное плавное затихание.
Педаль может исполняться одним голосом (или, что почти одно и то же, в октаву), интервалом или аккордом.
Из интервалов чаще всего применяются терции и сексты; реже (и почти всегда в нижнем регистре) — квинты; еще реже — кварты. И кварты и квинты не дают ощущения лада (в мажоре и миноре звучат одинаково), поэтому обычно применяются для различных тембровых эффектов.
Секунды и септимы звучат, чтобы подчеркнуть диссонанс в септаккордах. Как правило, они плавно переходят (говоря академическим языком, разрешаются) в терции и сексты.
Особо нужно сказать о соединении аккордов.
Первое правило: общие ноты двух соединяемых аккордов остаются на месте. Если общих нот нет, каждый голос первого аккорда сдвигается на наименьший интервал, чтобы попасть в ближайший по расстоянию голос второго аккорда.
Правило это вытекает из основного назначения партии педали — не выпячиваться мелодически, а служить незаметным фоном для движущихся мелодических партий.
Второе правило: желательно число нот (голосов в аккорде) сохранять постоянным. Если, конечно, не преследуются какие-нибудь специальные цели, например, постепенное нарастание числа голосов для усиления громкости, расширения диапазона и т. д.
Третье правило: если тембр инструмента позволяет, желательно держать общие ноты двух соединяемых аккордов, не снимая.
Четвертое правило: в нижнем регистре могут быть только широкие интервалы (квинты или октавы), а в верхнем — широкие, узкие, и даже целые кластеры (аккорды, состоящие только из тонов и полутонов).
Расположение голосов в аккорде может быть:
На правильно подобранном фоне и баба-яга сойдет за принцессу.
Не относитесь к педали, как к самому легкому типу аккомпанемента, дескать, взял три ноты и жми, пока они не посинеют. Если такие аккорды выпирают в вашей аранжировке, не стоит бороться с ними простым убавлением громкости. Попробуйте сменить тембр, заменить узкое расположение широким или наоборот, попробуйте вместо аккорда сыграть интервалами.
Если из всех вышеприведенных примеров убрать педаль или сделать ее намного тише, песни будут слушаться слегка «голыми».
Советы по созданию интересных пэдов
Когда-то скромный звук «pad» использовался просто в качестве заполнителя пустого пространства миксов. Сегодня же отличный пэд может служить основой всего трека. Каждый современный синтезатор обязательно имеет заполненную до краёв папку с подобными звуками, так как они уже давно стали стандартным элементом практически любой композиции.
1 Атака, атака и ещё раз атака
Пэды проще всего создать с помощью огибающей усилителя. Если у есть отличный звук, который хочется превратить в пэд, обычно всё упирается в увеличении времени атаки и сустейна. Так что, первым делом следует обратить внимание на огибающую ADSR.
2 Исследуй волну
Современнные таблично-волновые синтезаторы обладают огромными возможностями. Стоит потратить время и разобраться с одним из таких синтов. После обучения получится прочувствовать, как каждая волна в таблице влияет на звук. Любой параметр таких устройств способен в значительной мере изменить характер пэда, и каждый из них определенно может быть использован для создания приятной слуху динамики.
3 Чем меньше, тем лучше
В 90х годах было принято навешивать на пэды всё, что возможно. Это приводило к тому, что после нажатия на клавишу синтезатор выдавал целый саундтрек. Пэды стали настолько тяжелы, что с лёгкостью перегружали микс, так как не оставляли места для других звуков.
Вне зависимости от жанра музыки более сдержанные пэды зачастую будут звучать намного выигрышнее. Часто бывает полезным немного утопить пэды в микс. Так можно достичь необходимого настроения тревоги, загадочности.Проще говоря, при дизайне пэдов не стоит перебарщивать с силой, многослойностью. Оставляйте место для других звуков, как в частотном диапазоне, так и в стереополе.
4 Динамика
Сказанное выше вовсе не отменяет того, что пэды должны быть интересными. Если пэд не заполняет пространство микса не значит, что он не динамичен. Интересные пэды не статичны. Помочь может аккуратное движение частоты среза фильтра или повышение/понижение резонанса. Иными словами, автоматизируйте и модулируйте!
Ничто так не разбавляет пэды, как внутренние или внешние источники модуляции, применяемые к различным параметрам звука. Будь то простой LFO на частоте среза фильтра; послекасание, применённое к огибающей, или внешние MIDI-контроллеры, модулирующие параметры сложных таблично-волновых синтезаторов. Модуляция обеспечит то звуковое разнообразие и движение, необходимое треку, и всё без лееринга.
5 Несовершенство высоты тона
Практически мгновенно повысить интересность пэда можно путём расстраивания осцилляторов. Это старый приём, но работает до сих пор. Возможно, самый известный пэд — суперпила, которую в транс музыке используют практически все. Из чего состоит этот звук? Около полдюжины расстроенных пилообразных осцилляторов с толикой движения, о чём мы и писали выше.
6 Лееринг
Не будем врать, иногда для создания пэдов и лееринг может быть выигрышным. В данном случае, лееринг звуков работает так же, как наложение нескольких осцилляторов друг на друга. Но тут нужно быть осторожным: складывая два разных пэда вместе, не стоит забывать об эквализации. Кроме того, их нужно смешивать в правильных пропорциях, чтобы сформировать общую картину. Иначе это будет выглядеть так, словно воспроизводишь два разных звука одновременно.
7 Используй эффекты
Синтезаторы в наши дни, кажется, оборудованы лучшими эффектами, чем когда-либо. К сожалению, иногда мы игнорируем их, пытаясь создавать звуки, управляя только регуляторами на основной панели синтезатора. Хотя зачастую куда быстрее и проще можно достичь того же результата просто добавив какой-либо эффект. Реверберация, например, поможет создать пэд из чего-угодно, и все параметры эффекта могут быть так же автоматизированы и зачастую модулированы для придания динамики звуку.
8 Отбрось пэд, используй хвост
В этом совете мы поговорим о самом тонком подходе к созданию пэдов — использовании хвостов эффектов в качестве основного звука. Дрейфующий, медленно затухающий хвост реверберации представляет собой сущность того звука, которым когда-то был пэд. Суть этого метода проста — использовать оставшийся от звука хвост; его отражения, а не сам источник.
9 Наконец, выйди на улицу
Продолжая тему экспериментов при создании пэдов, нельзя не отметить метод, которым пользовался Brian Eno и многие другие знаменитые артисты — использование для создания текстур найденного в своём окружении звука. Берём рекордер, пишем какую-нибудь естественную обстановку: погоду, промышленность, толпу в метро и т. д. — и создаём на его основе свои собственные пэды. Опробовав этот способ однажды, уже другого делать не захочешь.
Термины часто встречающиеся в описании библиотек сэмплов
Сэмпл — это небольшой музыкальный аудиофрагмент в цифровом формате. Они могут представлять собой отрезок музыкальной фразы или отдельно взятый звук. Важные характеристики: частота сэмплирования и число битов. Сэмплы можно транспонировать в другие тональности, фильтровать, создавать самые необычные звуки и добиваться фантастических эффектов. Сэмплы соединяются, накладываются один на другой, и возникает законченное музыкальное произведение.
Акапелла — это пение многоголосного хора без музыкального сопровождения. По сути, любая вокальная партия, исполняющаяся одним лишь певцом без участия музыкальных инструментов, является пением акапелла. Оно распространено в церковной и народной музыке. Многие композиторы писали произведения для пения акапелла. Пение акапелла активно используют диджеи при создании ремиксов. Битбокс тоже можно назвать разновидностью этого вида пения.
Программный сэмплер — это электронный инструмент, воспроизводящий и записывающий сэмплы, редактирующий их и придающий им разные эффекты. Они проигрывают сэмплы в стандартном WAV-формате, а также в специальных (в зависимости от сэмплера). Среди наиболее популярных программных сэмплеров можно назвать модели Yamaha, Roland и Native Instruments.
Секвенсор — это программа, позволяющая записать аккомпанемент и впоследствии воспроизвести его. По функциям он схож с магнитофоном, но секвенсор записывает не звуки, а полученные программные данные о них с MIDI-клавиатуры или синтезатора. Записывать партии можно в медленном темпе, позже задавая им желаемую скорость. К наиболее популярным программным секвенсорам относятся модели FL Studio, Steinberg Cubase и Apple Logic Pro.
BPM — это количество ударов четвертных нот в минуту. С помощью этого показателя определяется скорость исполнения композиции. Разные жанры современной музыки подразумевают разный диапазон BPM. Например, музыкальные стили рок и хип-хоп предполагают использование 60-120 BPM, поп-музыка — 120-150 BPM. Транс и техно-музыка достигает 140-160 BPM.
Loop — это, как правило, небольшой фрагмент аудио или видеозаписи музыкальной партии (сэмпл). Обычно из таких фрагментов составляют инструментальные партии в современной музыки. Также эти фрагменты называются семплерными петлями. Воспроизводятся они по принципу цикличности. При помощи лупов создается бит, поэтому они всегда используются при создании современной музыки, например, в диджеинге.
Percussion — это дополнительные удары группы ударных инструментов. В основном, в состав такой группы входят барабаны. Такой прием заполняет частотный диапазон и задает ритм. Примечательно, что обычно этот термин подразумевает ударные инструменты, не входящие в установку. Такими инструментами могут быть кастаньеты, бубен, маракасы, бонги, чокало, кабаца, гуиро, пандёйра, конга и другие. На них могут играть исполнители, не входящие в основной состав группы. Чаще всего они используются при исполнении акустической, а также танцевальной и эстрадной музыки. Также percussion характерен для таких стилей современной музыки, как джаз-рок, афро-кубинский джаз и т. д.
FX — это звуковой эффект, обычно создающий захватывающий переход между разными частями одной композиции. Благодаря таким эффектам, трек приобретает намного более разнообразное и необычное звучание. Часто он может звучать странно: звук воды, ветра, любые нелепые или смешные звуки и т. д. Такие эффекты можно использовать и между разными композициями.
Drum — это музыкальный термин, обозначающий барабан, ударный инструмент. Барабаны — это важнейшая составляющая современной музыки. Сопровождение ударных задает пульс и придает драйва любому музыкальному произведению. Этот музыкальный инструмент покрыт натянутой кожей, у него полое тело, и он может быть разных размеров.
Термин Pad обозначает «подклад» в треке, делающий текстуру музыки более богатой. В основном, этот прием используется в поп-, рок- музыке. Благодаря особенному фону аранжировка звучит более глубоко и насыщено. Таким «подкладом» может быть, например, имитированное звучание органа, синтезатора или скрипки. Главное, чтобы звучание было кантиленным (длинным и протяжным) и подчеркивало гармонии. Зачастую Pad вносит в трек эффект расслабления и атмосферности.
Lead — это в какой-то степени аналог Pad, но с другим назначением. Lead — это более четкий звук, практически всегда — главный инструмент. Он очень часто применяется в жанре транс, где на нем пишется мелодия. Lead — это может быть партия синтезатора или гитары. Также термин Lead используется при обозначении некоторых тембров синтезаторов, по звучанию напоминающих духовые инструменты.
Grooves — это до некоторой степени Loop, но при участии нескольких инструментов, воспроизводящийся по принципу цикличности и дающий треку эффект «прокачивания». Grooves дают треку бит, повторяющийся на протяжении всего трека. Он создает треку нужную атмосферу и драйв, заставляя людей постоянно под него двигаться.
Beats — это фактически доля такта, но чаще сам такт. Бит присутствует во всех современных стилях музыки. Он задает треку пульс и заряжает людей энергией. Он состоит из трех составляющих его звуков: Kick, Hat и Clap. Есть жанр рок-музыки — бит-музыка.
VST — это широко распространенный формат звуковых плагинов. Они подключаются к секвенсорам, музыкальным и звуковым редакторам и т. п. Существует большое количество VST синтезаторов и VST эффектов. Аудиоэффекты (VST) предполагают работу со звуком в таких программах, как REAPER, ACID Pro, Cakewalk Sonar и т. д.
Construction Kits — это целый комплект звуков, из которых можно создать полноценный трек. Такие наборы могут содержать в себе удары барабана и петли со звучанием синтезатора, а также многое другое.
Stabs — это небольшой музыкальный аудиофрагмент, длительностью в несколько секунд и на относительно небольшой громкости. Широко используется в транс музыке.
Chords — это аккорды, то есть созвучия, создающие в музыке нужное настроение, атмосферу, определяющие ее грамонию. Аккорды — это созвучия из трех и более звуков. Могут быть аккорды терцового, кварто-квинтового соотношения. В современной музыке могут использоваться практически любые созвучия, так как правила строения аккордов приобрели очень свободную трактовку.
Arpeggio — это исполнение звуков аккорда в последовательности вверх или вниз, а не одновременно. Есть так называемый арпеджиатор — это используемая на синтезаторах и различных музыкальных программах функция, воспроизводящая исполнение арпеджио из звуков тех аккордов, которые были заданы ранее.
Как сделать «жирный» пэд
В этой статье я расскажу о том, как сделать «жирный» пэд, который так часто используют в своих треках известные саунд продюсеры.
Для того чтобы сделать пэд для танцевального трека необходимо в первую очередь знать основы синтеза, а во вторую — основы лееринга. А обработка – это дело второстепенное (но пренебрегать им не стоит).
Я хочу выделить несколько базовых принципов, которые помогут Вам сделать по-настоящему коммерческий пэд.
Основные принципы создания «жирных» пэдов:
1.) Чёткая цель.
Какой должен быть пэд?
2.) Использование эталонных треков.
Сравнение с треками известных саунд продюсеров
Использование нескольких слоёв для создания насыщенного звучания
4.) Грамотный синтез:
— использование большого количества голосов;
— максимальное стерео и «детюн» (расстройка голосов относительно друг друга)
5.) Использования баса для создания объёмного и глубокого звука
В подавляющем большинстве современных треков пэды играют очень широко. Поэтому при синтезе стоит уделить особое внимание таким параметрам как Voices, Detune и Stereo. Большая часть энергии пэдов сосредоточена именно в стерео. Это частично сделано для того чтобы разделить лиды и пэды, которые обычно занимают один частотный диапазон. Очень часто при сведении используется Mid/Side эквализация для дополнительного разделения этих инструментов.
Что касается обработки пэдов, то обычно она состоит из:
— эквализации (срез низких и высоких частот, выделение приятных частот, удаление резонансов и мути);
— компрессии (на отдельных каналах при необходимости и на групповом канале для склеивания слоёв);
— насыщения сигнала гармониками (сатурация, перегруз, эксайтирование);
Из всех обработок обязательной является эквализация. Всё остальное используется по случаю.
Для того чтобы понять как сделать «жирный» пэд смотрите видеоурок.
Структура трека в танцевальной музыке
Структура трека – это совокупность частей трека расставленных в соответствии с его идеей и задумкой. Структура танцевального трека состоит из таких частей как: intro, outro, танцевальная часть, различные переходы (uplift, downlift и др.), яма и кульминация.
Создание структуры является очень важной частью процесса аранжировки танцевального трека. Если вы знаете, каким образом будет построен ваш трек, то вы сможете: во-первых, систематизировать свою работу, а во-вторых, сэкономить огромное количество времени.
Как я сказал, трек состоит из множества структурных элементов. Каждый из них играет свою роль в произведении.
Intro и Outro – нейтральная часть или нейтралка.
Эти элементы служат для удобства сведения двух треков в сет. В intro инструменты постепенно появляются, а в outro – исчезают, трек затухает.
Танцевальная часть характерна, в основном, прямым басом (на одной ноте) и намёками на основную тему (мелодию).
Переходы – элементы нарастания или затухания инструментов, спецэффектов, роллов, различных разгонов, шумовых эффектов и пр.
Яма – спокойная часть трека, в которой отсутствуют барабаны и основной бас; характеризуется наличием пэдов и атмосферных звуков, а также появлением основной мелодии.
Кульминация – главная часть трека, раскрывающая его идею; характеризуется яркими лидами и пэдами, а также наличием полноценного баса и барабанов.
Каждая из вышеперечисленных частей состоит из определенного количества тактов.
1 такт (1 bar) = 4 бита или доли (4 beats);
1 квадрат = 4 такта = 16 бит.
1 – сильная доля;
2 – относительно сильная доля;
3 – слабые доли.
В этой статье я разберу структуру трёх треков написанных в стиле trance. Различные части треков я буду делить на такты и указывать их количество.
Первый трек написан в стиле progressive trance.
Jorn van Deynhoven – Cheeky (Original Mix)
Структура трека выглядит следующим образом (для того чтобы увеличить изображение нажмите на него)
Intro и Outr o – нейтралка;
Breaks – проигрыш без основного баса и бочки;
Main#1 – танцевальная часть на одной ноте;
Main#2 – танцевальная часть с намёками на основную тему;
Breaks Down – спад в яму;
Breakdown – яма; появление основной мелодии;
Culmination – кульминация трека.
Второй трек написан (также как и первый) в стиле progressive trance. Однако он построен совершенно по другому.
Dash Berlin — Till The Sky Falls Down (Extended Mix)
Структура выглядит так (для того чтобы увеличить изображение нажмите на него)
Intro и Outro – нейтралка;
Main#1 – танцевальная часть на одной ноте;
Main#2 – танцевальная часть с элементами основной темы;
Vocal#1 и Vocal#2 – вокальные части;
Breakdown#1 и #2 – яма;
Culmination#1 и Culmination#2 – кульминация трека без вокала и с вокалом;
Breaks Down & Up – затухающий и нарастающий переходы.
Третий трек написан в стиле uplifting trance и имеет стандартную структура для этого направления.
Simon O’Shine –Your Distant World (Original Mix)
Структура трека выглядит так (для того чтобы увеличить изображение нажмите на него)
Intro и Outro – нейтралка;
Main#1 – танцевальная часть на одной ноте;
Main#2 – танцевальная часть с намёками на основную тему;
Downlift – постепенное затухание инструментов;
Breakdown #1, #2 и #3 – яма с постепенным нарастанием (появление основной мелодии и пэдов);
Breakdown Uplift – постепенный выход из ямы;
Culmination#1 и Culmination#2 – кульминация трека (яркие лиды и пэды).
Структура трека – это очень важный элемент в создании танцевальной музыки. Это своеобразный шаблон, придерживаясь которого вы сможете организовать все партии и склеить их воедино.
Для большего понимания рекомендую вам взять несколько треков и разобраться с их структурой.
Если вам понравилась статья, нажимайте на кнопки социальных сетей.