p2p обучение что это
Обучение по принципу peer-to-peer
Система образования сегодня предлагает все большее разнообразие. Популяризируются новые форматы взаимодействия учителя и учеников, применяются новые педагогические методики.
От дистанционного и смешанного образования мы переходим к применению новых технологий, к коммуникативным методам и коллективным решениям проблем. Один из таких относительно новых подходов в преподавании и обучении — принцип peer-to-peer, с которым мы вам предлагаем познакомиться.
В данной статье расскажем о нем поподробнее и оценим плюсы и минусы такого подхода. Материал будет полезен педагогам, готовым пробовать что-то новое.
Что такое peer-to-peer
Peer-to-peer (а также P2P, networked learning, peer-to-peer learning, peer-2-peer) — термин, обозначающий так называемое сетевое обучение.
Сетевым оно называется из-за формирования тесных переплетений и связей во взаимоотношениях всех участников образовательного процесса. Это такое взаимодействие преподавателя и студентов, при котором все они учат друг друга и учатся — тоже друг у друга.
Разница становится наиболее ощутимой в сравнении с другими знакомыми нам подходами из теории обучения.
Идеи, положенные в основу принципа peer-to-peer
Применение принципа peer-to-peer
Принцип «от равного к равному» дает возможность преподавателю расширить формат обучения, распределить учебную нагрузку, сделать процесс обучения эффективным, интересным и все-таки оставить его управляемым.
Какое применение этот принцип может найти в современных реалиях?
В онлайн-обучении он может быть реализован следующим образом:
Peer-to-peer: как строится самый эффективный формат обучения
Надя Макова
Модель «учитель — лектор», «ученик — слушатель» стремительно уходит в прошлое как несостоятельная в условиях доступности любой информации буквально по клику. Современное обучение — динамичный процесс с активной ролью всех участников. Это не про узнавание нового, а про групповые обсуждения и обмен опытом. Рассказываем, что такое формат peer-to-peer.
Надя Макова
CEO и управляющий партнер проекта «Теории и практики» и EdTech сервиса K-AMPUS
Что такое peer-to-peer
Peer-to-peer (используется также как P2P, networked learning, peer-2-peer) — это термин, обозначающий взаимное (сетевое) обучение. Оно позволяет формировать связи между участниками образовательного процесса через обмен знаниями, опытом и мнениями друг с другом.
Формат взаимного обучения предполагает, что один или несколько студентов взаимно обучают остальных участников группы. Они поддерживают друг друга на протяжении всего процесса и находятся на одном иерархическом уровне. Это помогает создать доверительную атмосферу в группе и способствует развитию аналитического мышления и коммуникативных навыков.
Ключевые правила формата:
Опыт каждого имеет значение
Уважение, ответственность и доверие — основы взаимоотношений в команде
Преимущества принципа «от равного к равному»:
Увлекательный процесс обучения через активную роль
Многим обучение представляется односторонним процессом, где преподаватель как истина в последней инстанции дает знания, а заведомо менее знающий ученик их пассивно принимает. Формат peer-to-peer делает процесс обучения двусторонним, интересным, динамичным. Согласно Международной энциклопедии образования, сотрудничество улучшает социально-эмоциональное развитие учащихся. Формат peer-to-peer предполагает больше свободы, доверия и убирает устаревшие барьеры, существующие между учеником и учителем.
Индивидуальное обучение
Коллеги-инструкторы проверяют каждого студента индивидуально, общаются с ним напрямую, решают конкретные проблемы. Это помогает учащимся быстрее продвигаться по предмету и развить более сильное понимание материала, чем в большой группе с одним учителем.
Уверенность в себе
Взаимное обучение позволяет создать безопасную среду, где каждый имеет право на ошибку и не будет за нее осужден. Более того, студент понимает, что он учится с такими же студентами, которые знают далеко не все, но они готовы помочь и найти решение проблемы вместе.
Почему подход Р2Р эффективнее традиционного
Во многом это связано с тем, что P2P-формат ломает иерархичность, характерную для традиционного образовательного процесса. Сейчас, когда на первый план выходят критическое мышление, креативность и гибкость, просто подача информации «сверху вниз» выглядит морально устаревшей и не дает возможности охватить весь доступный объем информации. В такой системе воспитываются только послушные исполнители.
Второй минус таких вертикальных отношений между учителем и учеником — демотивирующий разрыв, который складывается из-за того, что один является «носителем знаний», а другой пытается до них дотянуться. Усугубляется все страхом «задать глупый вопрос», возразить или высказать иную точку зрения, которая может быть задавлена авторитетом учителя.
Также иерархия и абсолютный приоритет знаний преподавателя обесценивают знания и опыт, которыми обладают ученики. P2P дает возможность каждому поделиться своими знаниями и навыками и принять их от другого.
Пример использования P2P в обучении команд
В Google 80% процесса обучения происходит через внутреннюю сеть g2g — Googler-to-Googler. В этой программе более 6000 сотрудников Google обучают друг друга. Такой подход позволяет не только сохранить накопленные внутри компании знания, но и приумножить их, ведь в процессе дискуссии, обмена возникают все новые инсайты. Внутренние эксперты могут проводить курсы, стать наставниками и разрабатывать учебные материалы.
Такой способ позволяет:
Оптимизировать затраты на привлечение сторонних экспертов.
Признать экспертизу имеющихся сотрудников и тем самым повысить их вовлеченность в рабочие процессы.
Систематизировать накопленные знания и опыт, получить обратную связь от коллег и, как следствие, усилить экспертизу.
Пример использования P2P в обучении взрослых
В современной некоммерческой частной школе программирования Ecole 42 во Франции тысячи студентов учатся программированию в формате peer-to-peer. Им даются задания, которые они выполняют как самостоятельно, так и в группах. Причем в них все одного уровня — нет преподавателя или наставника. В ходе обучения студенты также оценивают работы своих однокурсников.
Все проекты, которые делают студенты, реальны: с такими задачами можно столкнуться в реальной жизни на должности инженера-программиста, разработчика веб-сайта. У студентов есть возможность кооперироваться, обсуждать, искать информацию в интернете, проводить мини-тренинги для тех, кто умеет и знает чуть меньше. За каждое решение задачи им начисляются очки опыта. Работы друг друга проверяют одногруппники, а затем — компьютерная программа. Чтобы получить оценку программы, нужно проверить работы двух других студентов и получить два отзыва на свой код.
В чем преимущества такого формата? Такой метод обучения предотвращает возникновение главных проблем, свойственных традиционной системе образования, где студенты являются пассивными получателями знаний. Учащиеся, помимо развития hard skills, учатся работать в команде, питчить идеи, проводить брейнштормы. Все это важно как в IT, так и в других профессиональных областях.
Как выглядит практикоориентированное образование, peer-to-peer механики и наставничество
Всё началось с того, что мы готовили студентов к кейс-интервью — это были кейс-школы и мероприятия c фокусом на практику и неформальное общение. Мы делали небольшие ламповые мероприятия, после которых ребята брали медали на больших кейс-чемпионатах Changellenge Cup Moscow, McKinsey Business Diving, знакомились друг с другом и с теми, кто уже работал в крупных компаниях, куда они хотели попасть — в McKinsey, Microsoft, Yandex, Сбербанк, L’Oreal.
Мы изначально хотели строить сообщество молодых специалистов, которые помогают друг другу, делятся знанием, где, какие стажировки проходят, советуют книжки, повышают осознанность в выборе карьеры, рассказывают, за кем следить в соцсетях, чтобы быть в теме.
Вроде бы чат в телеграм — это не так много, но, когда у тебя появляется первичное понимание, кому написать, чтобы узнать, скажем, про бизнес-моделирование или структурирование информации, и вообще идея, что так можно, это всё меняет.
Но в процессе мы увидели, что проблема, которую мы можем помочь решить — гораздо шире, чем наработка практических навыков или умение решать кейсы.
И мы стали экспериментировать с форматами. Мы увидели, что образование тогда работает, когда теория связана петлёй обратной связи через практические задачи. Так появился формат рабочих симуляторов, о котором расскажем на примере одного из действующих проектов — Школы будущих СТО.
Разница между теоретическим и практическим знанием — огромна. В первом случае мы узнаем о возможностях, а во втором — примерно понимаем, как всё будет происходить на самом деле, и как с этим работать.
Формат Школы выглядит так: есть компании-заказчики, которые дают бизнес-задачу. Иногда всё совсем серьёзно, и это настоящая задача из беклога. Есть участники, которые распределяются в автономные команды, которые полностью отвечают за реализацию — от проверки гипотез до презентации рабочего решения стейкхолдерам. Есть менторы, которые направляют работу, указывают на слабые места, делятся технической экспертизой. За пять недель задача — руками попробовать весь процесс, определить, что тебе хочется развивать, какая деятельность больше всего по душе, наработать нетворк, пообщаться с опытными людьми из сферы. И это всё то, что нельзя сделать в формате индивидуальной работы.
Сколько не читаешь про факапы, когда это происходит с тобой, это всегда воспринимается иначе и может стать сильным толчком к переосмыслению своей работы.
«Статьи и книжки дают малоприменимые академические навыки, там рассматривается концепция идеального мира» — делится в разговоре один из экспертов Avito Евгений Толмачёв, инженер группы разработки команды Api4biz. «У молодых специалистов я чаще встречаю даже не пробелы в теоретических знаниях, а непонимание того, как работают процессы, коммуникации, продуктовый подход. Кажется, что это то, что приходит с практикой».
Симулятор формирует ощущение, как всё работает: есть заказчик, которому нужно задать правильные вопросы, чтобы не сделать не то, есть команда, с которой надо синхронизироваться, есть общая цель.
Курсов и материалов для того, чтобы освоить стек технологий достаточно. Мы же создаём обстоятельства, в которых участники обращают внимание на то, что разработка — это намного больше, чем писать код: это умение сфокусироваться на результате и не делать лишних движений, налаживать взаимодействие в команде, доносить идеи до стейкхолдеров.
Мы отбираем участников в команды по принципу соответствия уровня и скиллсета, чтобы решать конкретную задачу компании, а ещё — чтобы их экспертиза дополняла друг друга. То же касается подбора ментора команде. Это идеальная картина, и так пока получается не всегда, поэтому иногда в процессе участники не только качают продуктовое мышление, но и пробуют осваивать новые технологии.
У нас есть регулярные zoom-созвоны, командные чаты, база знаний, вебинары под запрос и методологии, чтобы работать в отдельными этапами разработки решения. Ребята работают над большой задачей в командах по 4-5 человек — учатся распределять роли, брать инициативу, выбирать решение, которое реально реализовать с их опытом и выделенным временем, задают вопросы менторам. В процессе участники узнают самостоятельно и через обратную связь, что помогает, а что нет. Мы очень поощряем обмен знаниями — например, на установочных встречах каждый рассказывает, а с чем он может помогать, за чем можно прицельно обращаться именно к нему.
Команды работают итерациями: сначала собирают бумажный прототип, архитектуру сервиса, согласовывают их с заказчиком, потом демонстрируют кликабельный прототип и в конце защищают проект.
Наставник структурирует деятельность команды, даёт обратную связь и отвечает на вопросы.
«Наставничество помогает не набить тех шишек, которые сам набил, а ещё — не дать закопаться в задаче», — поясняет Евгений Толмачёв.
Мы подсказываем, где с командой могут возникнуть проблемы и как к ним подойти, а ещё делаем сессии для совместной рефлексии менторов.
Главное — работа в таком формате не позиционируется как работа с учителем. Скорее, это человек с опытом, который на равных задаёт направляющие вопросы, но и сам растёт через ваше взаимодействие, развивается как лидер, переносит рабочие инструменты от команды к команде.
Большая часть проекта — коммуникации и обратная связь: участники много общаются друг с другом, c наставниками, заказчиками. Кураторы собирают отзывы и корректируют процессы. Менторы и эксперты делятся впечатлениями.
Мы пришли к модели гибкого образования по той причине, что люди и команды — очень разные: одни хорошо и быстро самоорганизуются, другим для этого нужно провести дополнительный вебинар, кто-то больше силён в ориентации на бизнес-задачу, кому-то нужно на программе столкнуться с тем, что стейкхолдеры не принимают решение и научиться идти от задачи и говорить с людьми.
Программа подстраивается под участников и больше всего получают те, кто инициативен, готов задавать вопросы, не бояться пробовать, менять подход.
В Школе проявляются те же моменты, что и в реальных проектах с молодыми командами:
Дмитрий Погодин, ментор программы и CTO платформы WhoIsBlogger, рассказывает о своих наблюдениях и том, на чём он расставляет акценты:
«Сначала стоит сложить в голове полную картину того, как работает продукт, а потом обсуждать конкретные пользовательские истории.
С командой мы обсуждали, что перед планированием задач на очередную итерацию полезно описать, что мы покажем заказчику — это поможет правильно расставить приоритеты.
Ещё я пробую привить подход, когда сначала обозначаются все процессы, затем детально прорабатывается каждый в отдельности. В процессе проработки важно задать вопросы: что окажет наибольшее влияние на создание продукта? Что может заблокировать работу над ним? Например, перед внедрением любой технологии нужно понять, насколько хорошо она способна решать поставленную задачу».
Кирилл Потехин, основатель и CTO в Adapty, отмечает, что в его группах все относятся к работе ответственно, а ещё добавляет, что уже на входе видно, как проявляются коммуникационные навыки: «Был участник, который взял на себя роль проджекта – он всегда на связи и не пропадал. Видно, что может адекватно распределять задачи и общаться с людьми. Ещё в команде был парень, по которому чувствовалось, что он очень down to business, в команде такие всегда полезны. Да вообще все ребята молодцы!»
Программа интенсивная, поэтому многие говорили, что было сложно — ты всегда на связи с командой, не можешь отложить проект на следующий месяц, который будет посвободнее. Тебе нужно заниматься проектом здесь и сейчас, быстро учиться, анализовать и идти за целью, даже если условия неидеальные.
Даже несмотря на это, до конца дошли 79% процентов участников, а это по меркам онлайн проектов — довольно много.
В команде Георгия Колокольникова, студента МГТУ им. Н.Э. Баумана, иначе, а потому и впечатление отличаются: коммуникации им дались проще, чем техническая сторона.
«Для того, чтобы разработать сервис, нужно уметь работать с большим количеством технологий. К сожалению, в нашей команде не оказалось специалистов по Frontend’у, поэтому пришлось распределить эту должность между оставшимися членами команды. Проблем с коммуникацией внутри команды не возникло, хотя у каждого, помимо участия в программе, есть своя работа и фоновые задачи. Конечно, из-за этого приходится немного двигать сроки выполнения назначенных задач, но, в целом, это не критично.
Лично мне пригодилось всё, что было в Школе: от того, как работать с Яндекс.Облаком до тонкостей общения с заказчиками и составления карты и архитектуры проекта».
Редко бывает так, что теория полностью зарывает практические потребности: ты выходишь в мир, пробуешь и получается не так, как было описано. Успех определяет то, насколько быстро удаётся собраться, признать, что не сработало и попробовать иначе.
В этом смысле европейско-американский университетский подход к образованию приближен к реалиям: никто не придёт и не заставит учиться, сидеть на лекциях и задавать вопросы – придёт время экзаменов. Кто-то их сдаст, а кто-то нет. Для того, чтобы освоить материал, в распоряжение студентов попадает инструментарий. А они используют его по своему усмотрению.
Программа Школа будущих CTO — площадка, где каждый участник находит пользу для себя в сложившихся обстоятельствах: кто-то тестирует новые инструменты и технологии, кто-то — учиться искать внешнюю экспертизу и закидывает менторов вопросами, кто-то – впервые пробует себя в организации процесса и воодушевлении команды.
Всё происходит, как в работе и жизни в целом — вокруг есть всё, что тебе может понадобиться, чтобы раскрыть потенциал. Но ответственность за объём и глубину знаний, количество отвеченных для себя вопросов и сформулированные выводы несёшь только ты сам.
Обучение по принципу peer-to-peer
Взаимное обучение по принципу «равный-равному» (peer-to-peer learning ) — относительно новая парадигма учебной деятельности, базирующаяся на идее массового сотрудничества, идеологии открытых образовательных ресурсов, в сочетании с сетевой организацией взаимодействия участников.
Сетевое обучение основано на идеях «горизонтальной» учебной деятельности. В отличие от традиционной схемы, участники взаимного обучения, опосредованного информационно-коммуникационными технологиями, осуществляют непрерывное совместное производство общей учебной среды и создание учебного контекста, необходимого и достаточного для их самообразования.
Речь идёт об управляемой коммуникации (в том числе на основе сетевых технологий), требующих активной самостоятельной работы и взаимодействия обучающихся.
Обучающиеся по программе СПбГУ «Русский язык и русская культура в аспекте русского языка как иностранного» участвуют в программе peer-to-peer в роли преподавателя-ровесника. Цель проведения занятий – развитие речевых навыков иностранного студента через общение на русском языке; при этом студент-иностранец получает полную методическую поддержку со стороны СПбГУ. Занятия такого рода, с одной стороны, стимулируют интерес к русскому языку и позволяют повышать уровень владения им в процессе общения со сверстником, для которого русский язык является родным; с другой стороны, будущие преподаватели русского языка как иностранного развивают навыки иностранных студентов со знанием дела, используя верные методические подходы и адекватные материалы.
Проводятся в течение весеннего семестра.
Роль преподавателя СПбГУ в рамках данной программы:
Методические материалы, доступные в локальной сети Университета, включают в себя учебники, учебные пособия, видео- и аудиоматериалы. Использование конкретных пособий, материалов и методик зависит от целей группы учащихся партнера.
Участие в программе «peer-to-peer» безвозмездное.
P2P — Следующий этап развития информационных систем
Давайте отвлечемся от запретов в различных странах, давайте не будем думать, что P2P — механизм обхода блокировок.
Предлагаю вам альтернативное мнение на P2P — какие проблемы будущего и настоящего сможет решить данная архитектура информационных сетей.
Давайте введем понятие — настоящий P2P.
Настоящий P2P — это одноранговая сеть, в которой абсолютно все узлы сети выполняют одинаковые функции или автоматически могут изменять набор своих функций в зависимости от окружающих условий.
Изменение функций — это ничто иное как предоставление тех функций которые не могут работать у некоторых узлов одноранговой сети из-за ограничений:
1) За NAT’ом
2) Мобильные устройства
Оба класса устройств либо не могут иметь прямой доступ к сети (NAT) или могут, но строго не рекомендовано — (Мобильные устройства) из-за повышенного энергопотребления при огромном количестве подключений.
Для устранения данной проблемы используются такие технологии как TCP Relay (тк большинство P2P систем используют UDP, с огромным количеством одновременных подключений можно выбрать себе узел который будет выполнять функции получения запросов из сети по UDP и пересылки их на конечное устройство по TCP через одно и тоже соединение) Хочу напомнить, что подобный механизм уже был очень давно реализован в Skype, до его покупки компанией MS эти функции работали, позднее — понятие «супер ноды» в Skype ушло и их заменяют сервера MS.
Очень важно не путать P2P и Mesh сети. P2P — это одноранговое взаимодействие на уровне 3 и выше по модели OSI, Mesh — на 3 и ниже соответственно.
Какие проблемы решает P2P сети и какие технологии уйдут при повсеместном внедрении P2P?
Кэширование
В нынешнее время, некоторые провайдеры, а практически все операторы сотовой связи кэшируют трафик. Таким образом достигается экономия ресурсов и аплинков, что бы не гонять одинаковый трафик через магистрали.
Но зачем нужно кэширование, если контент попавший в сеть оператора при повторном запросе скорее всего будет запрошен из сети оператора?
При этом не надо строить никакой новой инфраструктуры вообще.
Система доставки контента используется в основном для доставки «тяжелого» контента, музыки, видео, игровых образом (steam), что бы снизить нагрузку на основной сервер и снизить время отклика — в разные страны и/или регионы ставиться CDN сервера, которые выполняют функцию балансировки нагрузки.
Данные сервера нужно обслуживать, затрачивая человека-часы их надо настраивать и они не смогут динамически увеличить свою пропускную способность или допустим:
В Нижнем Новгороде всегда был популярен сервис Giwi.get который позволяет в он-лайне смотреть легальный контент, CDN сервер в регионе может одновременно предоставить возможность просмотра фильмов и сериалов только 100 000 пользователей. Но внезапно на сервисе появляется новый контент (сериал) по прогнозам которые были сделаны на основе исследований, данный сериал не должен был заинтересовать людей из данного региона.
Но почему, то он заинтересовал, и все решили его посмотреть — естественно CDN не справиться, в лучшем случае контент сможет обработать соседний CDN, но не факт что CDN соседний готов к такой нагрузке.
Нехватка каналов связи
Провайдеры последней мили готовы предоставить каналы в 1 Гигабит/с, и даже сеть внутри города сможет прокачать такую нагрузку, но вот незадача, от города идет магистральный канал, который не рассчитан на такую нагрузку, а расширение канала — это миллионы (подставьте валюту на выбор).
Естественно, данную проблемы опять же решают P2P сервисы, достаточно что бы в городе был хотя бы 1 источник контента (предварительно скачанный через магистраль) — все будут иметь доступ к контенту на максимальной скорости локальной сети (внутригородской)
Укрепление распределенности интернета
В нынешнем мире Аплинки — это всё, точки обмена трафика есть в городах, но провайдер скорее купит себе еще пару гигабит на магистрали, чем расширит каналы до точки обмена трафика или подключиться к соседним провайдерам.
Уменьшение нагрузки на аплинки
При использовании P2P — вполне логично, что провайдеру будет важнее иметь более широкие внутренние каналы, чем внешние, да и зачем платить за дорогостоящий аплинк, если с большой долей вероятности требуемый контент может быть найден в сети соседнего провайдера.
Провайдеры кстати тоже будут рады, даже сейчас провайдер предоставляет такие тарифы, что его аплинк не ровняется суммарному количеству всех пользователей.
Другими словами — если все пользователи начнут использовать на 100% свой тариф — аплинк у провайдера закончиться очень быстро.
Очевидно, что P2P решения дают возможность провайдеру сказать, что он предоставляет вам доступ к сети на скорости хоть 1 TB\c тк контент в сети очень редко бывает уникален, провайдер (который имеет пирсинг с соседями провайдерами из города) сможет с большой долей вероятности предоставить доступ к контенту на тарифной скорости.
Никаких лишних серверов в сети
Сейчас в сети провайдера обычно стоят такие сервера как: Google CDN (/Youtube), Yandex CDN/пиринг, DPI, + другие специфические сервера CDN/Кэширования которые используются в данном регионе.
Очевидно, что можно ликвидировать все CDN сервера и лишний пиринг (с сервисами, а не с провайдерами), DPI в такой ситуации тоже будет не нужен, тк в часы ЧНН не будет таких резких скачков нагрузку. Почему?
ЧНН — Забудьте эту аббревиатуру
ЧНН — Час наибольшей нагрузки, традиционно это утренние часы и вечерние часы, причем всегда заметны несколько пиков ЧНН в зависимости от рода занятости людей:
Пики вечернего ЧНН:
1) Возвращение школьников из школы
2) Возвращение студентов из вузов
3) Возвращение работников которые работают по графику 5/2
Данные пики вы сможете увидеть на любом оборудовании которое анализируют сетевую нагрузку на канал.
P2P Решает и эту проблему, тк велика вероятность, что контент который интересен школьникам может быть интересен как студентам так и работникам — соответственно он уже есть внутри сети провайдера — соответственно ЧНН на магистрали не будет.
Далёкое будущее
Мы отправляем свои аппараты на луну и на марс, уже давно есть интернет на МКС.
Очевидно, что в дальнейшем развитие технологий позволит осуществлять полёты в далёкий космос и длительное нахождение человека на других планетах.
Они тоже должны быть связаны в общую сеть, если мы рассматриваем классическую систему Клиент-Сервер, и сервера расположены на земле, а клиенты скажем на Марсе — Пинг убьет любе взаимодействие.
А если мы предполагаем, что на другой планете будет наша колония которая будет расти — то как и на земле они будут пользоваться интернетом, понятное что им нужны будут те же инструменты, что и нам:
1) Мессенджер
2) Соц-сети
И это минимально-необходимое количество сервисов которые позволяют обмениваться информацией.
Логично, что контент который будет генерироваться на Марсе будет интересен и популярен на марсе, а не на земле, как быть соц.-сетям?
Устанавливать свои сервера которые будут автономно работать и через некоторое время синхронизироваться с землёй?
P2P сети решать и эту проблему — на марсе у источника контента свои подписчики, на земле — свои, но соц.-сеть одна и та же, но если у Марсианского жителя будет подписчик с земли — нет проблем, при наличии канала контент прилетит и на другую планету.
Что важно отметить — не будет рассинхронизации, которая может случиться в традиционных сетях, не надо устанавливать никаких лишних серверов там и даже что-то настраивать. P2P система позаботиться сама о поддержке актуальности контента.
Разрыв каналов
Вернемся к нашему мысленному эксперименту — на марсе живут люди, на земле живут люди — все они обмениваются контентом, но в один прекрасный момент происходит катастрофа и связь между планетами пропадает.
При традиционных клиент-серверных системах мы можем получит полностью неработающую соц.-сеть или другую службу.
Помните, что у каждого сервиса есть центр авторизации. Кто будет заниматься авторизацией, когда канал нарушен?
А марсианские тинэйджеры тоже хотят постить фотографии своей марсианской еды в MarsaGram.
P2P Сети при разрыве канала с легкостью переходят в автономный режим — в котором она будет существовать полностью автономно и без какого-либо взаимодействия.
А как только связь появиться — все службы автоматически синхронизируется.
Но марс — это далеко, даже на земле могут быть проблемы с разрывом канала связи.
Вспомните последние громкие проекты Google/Facebook с покрытием новых территорий интернетом.
Некоторые уголки нашей планеты всё еще не подключены к сети. Подключение может быть слишком дорогим или экономически не оправданным.
Если же в таких регионах стоить свою сеть (интранет) с последующим подключением её к глобальной по средствам очень узкого канала — спутника, то P2P решения позволяет на начальном этапе пользоваться всеми функциями как и при глобальной связанности сетей. А в последствии — как мы уже говорили выше — позволяет прокачать весь нужный контент через узкий канал.
Выживаемость сети
Если мы полагаемся на централизованную инфраструктуру у нас вполне конкретное количество точек отказа, да, есть еще и резервные копии и резервные дата-центры, но надо понимать, что если основной ДЦ будет поврежден из-за стихии, доступ к контенту будет замедлен в разы, если вообще не прекратиться.
Вспоминаем ситуацию с марсом, все устройства поступают на марс с земли, и в один прекрасный день сервер компании Uandex или LCQ ломается — перегорел контроллер RAID, или другая неисправность — и все марсиане опять же без MarsiGram или того хуже — не смогу обмениваться простыми сообщениями друг с другом. Новый сервер или его компоненты приедут с земли ох как не скоро.
При P2P решении — выход из строя одного участника сети никак не сказывается на работе сети.
Я — не могу представить будущее в котором наши системы останутся клиент-серверными, это сгенерирует огромное количество ненужных костылей в инфраструктуре, усложнит поддержку, добавит точки отказа, не позволит произвести масштабирование когда оно понадобиться, потребуются огромные усилия, если мы захотим что бы наши клиент-серверные решения работали не только на нашей планете.
Так, что будущее — это определенно P2P, как изменил мир P2P можно наблюдать уже сейчас:
Skype — небольшая компания не тратила деньги на сервера смогла вырасти до огромного гиганта
Bittorrent — OpenSource проекты могут передавать файлы не нагружая свои сервера
Это только два ярких представителя информационной революции. На подходе множество других программ которые изменят мир.